Социализация: факторы, механизмы и этапы социализации индивида

Факторы социализации — это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Их всего три – это макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство), мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) и микрофакторы (семья, группы сверстников, организации). Давайте рассмотрим каждый из них по подробнее.

Макрофакторы социализации

Макрофакторы социализации оказывают влияние на социализацию всего человечества или очень больших групп людей, проживающих в определенных странах.

К макрофакторам относятся:

  • Вселенная, или Космос.
  • Планета Земля.
  • Все человеческое сообщество.
  • Страна – территория, имеющая границы, выделяемая из остальных территорий по природным условиям и географическому положению.
  • Общество – совокупность социальных отношений, сложившихся между людьми в стране, включающая в свою структуру семью, государство, возрастные, социальные, профессиональные и другие группы.
  • Государство – часть политической системы социума, обладающая властными функциями.
  • Природная среда, или географический фактор.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В современном мире имеется множество проблем, отражающихся на условиях жизни индивида, оказывающих косвенное или прямое влияние на социализацию личности:

  1. Экологические проблемы – загрязнение окружающей среды.
  2. Демографические проблемы – рост или сокращение численности населения отдельных стран.
  3. Экономические проблемы – экономические кризисы, увеличение разрыва уровня экономического развития отдельных стран и континентов.
  4. Военно-политические проблемы – распространение ядерного оружия, рост числа региональных конфликтов, политическая нестабильность.

На социализацию личности оказывают влияние характеристики полоролевой структуры общества, предопределяющие представления о статусном положении пола, полоролевые ожидания, самоопределение.

Государство выступает как:

  • фактор социально контролируемой социализации: участие в создании воспитательных и образовательных учреждений (детские сады, школы, колледжи, институты, учреждения для детей с ослабленным здоровьем и т.д.);
  • фактор относительно направляемой социализации: определение обязательного минимума образования, срок службы в армии, возраст вступления в брак и т.д.);
  • фактор стихийной социализации: идеология, политика, социальная и экономическая практика, характерные для данного государства формируют определенные условия для жизни его граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Факторы социализации личности 410 ₽ Реферат Факторы социализации личности 270 ₽ Контрольная работа Факторы социализации личности 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Факторы социализации и формирования личности

Под термином «социализация» в педагогической науке принято понимать становление индивидуума частью социума, в котором он находится. Иными словами, речь идет о вхождение человека в общество. Безусловно, на первом этапе круг общения ребенка весьма ограничен – сверстниками, родителями или воспитателями, затем человек вступает в ученическую среду, а также, помимо тех людей, с которыми он соприкасается в школе, он общается и с другими социальными группами. Факторы социализации и формирования личности разнообразны и могут быть рассмотрены различные вариенты.

Если рассматривать идеальный вариант (который и воспринимается как одна из целей обучения и воспитания), то человек должен стать полноценным членом общества, относясь с уважением к другим его членам и взаимодействуя с ними, внося достойную лепту в жизнь этого общества. Причем под словом «общество» можно понимать и коллектив на работе, и родственников, и коллег, и друзей, и даже, в конечном итоге, целую страну. Все это и есть признаки успешной социализации.

Однако всегда ли социализация является успешной? И всегда ли вчерашний ребенок, становясь взрослым, трансформируется в ту личность, которую хотело бы видеть общество? Современные исследования в педагогике, социологии и психологии недвусмысленно свидетельствуют о том, что так бывает не всегда. Дело в том, что существуют особые факторы социализации и формирования личности, известные педагогической науке, и от влияния подобных факторов зависит успех социализации человека и формирование его личности.

Факторы социализации: взгляд изнутри

Так, отечественными педагогами факторы социализации и развития личности условно делятся на три группы:

  • Макрофакторы,
  • Мезофакторы,
  • Микрофакторы.

Рассмотрим их подробнее.

  • Макрофакторы (от греческого слова «макро» — «большой», «крцпный») – это наиболее значимые факторы, которые влияют на социализацию жителей определенного государства, культуры, государства и иногда даже всего населения Земли. К таким факторам относится, например, сфера высоких технологий, мировая культура и искусство, всемирно признанные научные достижения, окружающая среда.
  • Мезофакторы (от греческого «мезо» — «промежуточный», «средний») – это те факторы социализации и развития личности, которые создают условия социализации по принципу этнической и (или) этнокультурной принадлежности, а также по принципу их места проживания: например, такие факторы характерны для жителей какого-либо региона – города, деревни или поселка. Например, у народов тюркского мира – один подход к семейным ценностям, а у жителей стран Скандинавии – совершенно иной. При этом примечательно, что такие факторы никак не влияют на нравственное самосознание, уровень образования, культуры и степень уважения к общечеловеческим ценностям представителей и тех, и других народов.
  • Микрофакторы (от греческого «микро» — «малый») – это, пожалуй, те факторы социализации и развития личности, которые напрямую влияют на каждого человека отдельности или небольшую группу лиц. Это – семейное положение родителей и родственников, профессия и связанное с ней общение, сверстники, родственники, учителя, врачи. Позднее к ним добавляются члены созданной молодыми людьми семьи (например, супруг или супруга и (или) дети и внуки). Данные факторы оказывают огромное влияние на нравственное, культурное и профессиональное развитие личности. Именно по этой причине и в России, и в других развитых странах активно ведется борьба с семейным неблагополучием, асоциальным образом жизни, неблагоприятными экономическими факторами и всем тем, что может привести к неправильному развитию личности ребенка или молодого человека, а также сформировать у него набор ложных морально-нравственных ориентиров и установок, что чревато крайне плачевными последствиями, одними из которых является вовлечение в асоциальный образ жизни, который вели родители ребенка в семье. Особую роль здесь играет школа как институт общественного образования и медицина.

В то же время нельзя отрицать, что у каждого ребенка с рождения заложены те или иные генетические предрасположенности к какому-либо определенному виду деятельности или образу жизни. Последователи такой концепции называются бихевироистами (от английского слова «behavior» — «поведение»). Однако эти же ученые не отводят заложенным природным факторам решающей роли. В частности, и представители бихевиористики, и педагогической психологии считают, что решающую роль в процессах социализации и развитии личности играют факторы социализации и построенное на их основе воспитание.

Мезофакторы социализации

Мезофакторы социализации – это определенные условия социализации групп людей, объединенных:

  • национальным признаком;
  • типом и местом поселения (поселок, село, город, регион);
  • принадлежностью к аудитории того или иного средства массовой коммуникации (компьютеры, телевидение, радио, кино и т.д.).

Этнические особенности, влияющие на способ социализации делят на:

  • витальные, или жизненно важные (охрана здоровья, характер питания, способы физического развития);
  • ментальные, или духовные.

Особенности социализации, определенные типом и местом социализации:

  1. Значительный социальный контроль за поведением индивида, открытость в общении в поселках и селах.
  2. Широкий выбор системы ценностей, групп общения, стиля жизни, значительные возможности для самореализации в городе.
  3. Основные функции средств массовой коммуникации:
  4. Социально-психологическая функция: потребность в связях с другими людьми, удовлетворение в получении информации, поддерживающей его идеи, ценности, взгляды.
  5. Распространение знаний в области науки и культуры.
  6. Социальное управление и регулирование, поддержание общественных отношений.

Где производится первичная и вторичная социализация человека?


Формы социализации

Существует такое понятие, как первичная и вторичная социализация человека.

  • Первичную социализацию, как правило, еще называют детской. Этот процесс происходит неосознанно. Просто на ребенка оказывают влияние различные факторы и он уже с их помощью усваивает определенные нормы поведения. При этом помощниками в этом деле выступают родители, воспитатели и родственники. Чем старше становится ребенок, тем осознаннее он становится. В итоге, после достижения определенного возраста он может отвергать какие-то нормы поведения и вести себя иначе, чем остальные. Так, он получает право выбора собственной линии поведения. При этом, самым первым местом, где формируются первые социальные качества, является семья.
  • Что касается вторичной социализации, то это уже происходит при взрослении ребенка. Он в любом случае продолжает усваивать общественные нормы поведения. И вот тут уже начинается вторичная социализация, когда приходится привыкать к разным коллективам. К примеру, ребенок поступает в университет, где уже другое общество и новые нормы поведения. Им приходится соответствовать. Гораздо сложнее, когда человек переезжает в другую страну, потому что в данном случае приходится менять привычки и принимать новые традиции, а это довольно тяжело. Нередко люди не справляются без профессиональной помощи.

Функции семьи в социализации человека: особенности


Семья и социализация
Социализация человека начинается с семьи. Она сильно влияет на физические и психические качества личности. Семья является одним из основных институтов воспитания. В частности, она закладывает будущие качества личности.

Семья представляет собой группу людей, которая объединена родственными узами. В ней всегда есть какие-то свои традиции и устои. Она является основным институтом, который формирует у ребенка жизненные принципы и нравственные начала.

Так, семья способствует развитию личности, укреплению психического здоровья, развивает у детей надежность и уверенность, а также помогает в самореализации и безопасности. Кроме того, в семье дети учатся проявлять свою индивидуальность.

Успех социализации ребенка зависит от структуры его семьи, то есть, полная она или нет, а также воспитанием ребенка могут заниматься родственники. Когда семья неполная, то наблюдается снижение воспитательных способностей. В частности, ребенок начинает испытывать нехватку эмоций, либо к нему проявляется слишком много чувств. При этом в неблагополучных семьях социализация затруднена и даже нарушена. В данном случае происходит игнорирование основных семейных функций, есть недостатки в воспитании. Отсюда и появляются «трудные» дети.

Социализация людей с инвалидностью: особенности


Социализация ребенка инвалида
Социализация человека с инвалидностью является сложным процессом, при котором ему приходится осваивать принятые нормы поведения и стереотипы. Сложность заключается именно в положении человека, потому что инвалидом является человек, имеющий определенные отклонения в физическом или психологическом плане. Соответственно, ему требуется особый уход. Кроме того, ему требуется поддержка от государства и общества в целом.

Кроме всего прочего, социализация предполагает получение определенных навыков и знаний, а также ценностей, которые инвалидам достаточно сложно усваивать. Так, у инвалидов одной из форм социализации является постоянное обучение. С его помощью инвалид может участвовать в таких процессах как:

  • Компенсация психологических дефектов. К примеру, человек имеет какие-то проблемы с психикой, которые заставляют его в некотором плане отличаться от остальных
  • Формирование положительных установок
  • Развитие других способностей, которые были утрачены, к примеру, человек потерял способность ходить из-за аварии. Тогда надо ему помочь научиться ходить заново, если это возможно

Обучение всегда касается освоения поведения и окружающей обстановки. Нередко, когда к инвалидам относятся не так, как к другим, то им становится не очень комфортно. В таком случае требуется помощь психолога, и обучение человека таким образом, чтобы он мог взаимодействовать с другими и не было заметно, что он не такой. Кроме того, инвалидам важна адаптация и участие в общественной или социальной деятельности.

Конечно, социализация человека-инвалида имеет определенные особенности. В данном случае все зависит от самой патологии, к примеру, отставания в развитии или утраты каких-то функций. Кроме того, важен пол и возраст, а также начальное положение в обществе, семья, государство. Есть такие люди, которых просто не замечают и никому не важна их социализация. Им намного сложнее, потому что они кроме своей особенности изолированы от общества.

К примеру, инвалидам, имеющим умственную отсталость, можно достичь самостоятельности, но для этого надо постоянно работать и заучивать каждое действие. Сегодня даже есть специальные тренинги.

Инвалиды в возрасте 16-25 лет, кроме того, что они имеют ограничения жизнедеятельности, могут испытывать сложности в общении со сверстниками. Это усугубляет ситуацию. Однако в некоторых случаях инвалидность является главным препятствием и даже не для самого человека, а для окружающих. Это может привести к тому, что человек закроется или начнет вести себя асоциально. Так что программы обучения должны обязательно учесть все ограничения инвалида.

Классификация агентов социализации по возрасту

На различных этапах социализации влияние тех или иных агентов на личность заметно отличается. Приведем примеры:

  • Главными агентами социализации для ребенка 1-3 лет являются его родные, в частности, ближайшие родственники, к которым относят родителей, дедушек и бабушек, сестер и братьев. Чувство привязанности к людям и желание им доверять формируются у детей именно в этот период жизни;
  • В возрасте 3-8 лет у ребенка появляются дополнительные агенты социализации, к примеру, воспитатели и учителя. На данной стадии происходит процесс овладения личностью перечнем очень важных познавательных и мыслительных навыков;
  • В возрасте 8-15 лет социализация обеспечивается преимущественно малыми социальными группами сверстников, в которые вступают дети и подростки. Основной задачей данных групп является облегчение процесса по переходу человека во взрослую жизнь.

Какой бывает социализация человека: формы

Важно знать, в каких формах бывает социализация человека. Вообще, выделяется две основные.

  • Ненаправленная. Формирование личности осуществляется стихийно, когда на человека воздействует ближайшая социальная среда. Тогда у человека появляются определенные качества. Потому она и является стихийной. При этом окружением являются родственники, друзья и коллеги.
  • Направленная. В этом случае предусматривается специальная методика воздействия, то есть людям специально привязываются какие-то ценности и качества, которые важны для общества. В частности, это касается воспитания. Родители с детства закладывают детям определенный набор ценностей и установок, чтобы в будущем сформировалось восприятие мира, позволяющее стать частью общества. Другими словами, родители подготавливают ребенка для жизни в обществе.

Формы социализации могут быть связаны, но может и отсутствовать согласование. Если есть противоречия, то они могут стать препятствием для социализации человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]