Социализация личности — Концепция и природа социализации


Концепция и природа социализации

Человек — общественное существо. С первых дней своего существования он окружен сверстниками и вовлечен в различные виды социальных взаимодействий. У человека есть первый опыт социального общения еще до того, как он начинает говорить. Как часть общества, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с коммуникацией и совместной деятельностью людей.

Суть социализации заключается в сочетании адаптации и изоляции человека в конкретном обществе. Процесс социализации и адаптации тесно связан. Под адаптацией понимается соотнесение требований и ожиданий социальной среды к человеку с его отношением и социальным поведением; соотнесение самоуважения и стремлений человека с его способностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация — это процесс и результат превращения человека в социальное существо. Разделение — это процесс автономии личности в обществе. Результатом этого процесса является потребность человека в собственных взглядах (ценностная автономия), потребность в собственных привязанностях (эмоциональная автономия), потребность в решении собственных личностных проблем, способность справляться с жизненными ситуациями, которые мешают его самопреобразованию, самоопределению, самореализации и самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, отрыв — это процесс и результат формирования человеческой индивидуальности.

Отсюда следует, что в процессе социализации возникает внутренний, неразрешенный конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью его изоляции в обществе.

Человеческая социализация в современном мире, имеющая более или менее очевидные черты в том или ином обществе, в каждом из них имеет ряд общих или схожих характеристик.

Этапы социализации.

В каждом обществе человеческая социализация имеет свои особенности на разных этапах. В наиболее общей форме этапы социализации могут быть соотнесены с возрастной периодизацией человеческой жизни. Существуют различные периодизации, и следующие не являются общепринятыми. Она очень условна (особенно после подросткового возраста), но вполне удобна с социально-педагогической точки зрения.

Человек в процессе социализации проходит следующие стадии младенчества (от рождения до 1 года), раннего детства (1-3 года), дошкольного возраста (3-6 лет), младшего школьного возраста (6-10 лет), младшего подросткового возраста (10-12 лет), Старший подростковый возраст (12-14 лет), ранний подростковый возраст (15-17 лет), подростковый возраст (18-23 года), юношеский возраст (23-30 лет), ранняя зрелость (30-40 лет), поздняя зрелость (40-55 лет), старый возраст (55-65 лет), старый возраст (65-70 лет), долголетие (старше 70 лет).

Проблемы социализации подростков

Проблема социализации в подростковом возрасте остро стоит по нескольким причинам. Во-первых, подросток является практически взрослым человек по физическим и социальным возможностям. Но с ним сложно управиться, он нуждается в заботе и контроле со стороны взрослых, поскольку может нанести вред как себе, так и окружающим. Социальные риски, такие как самоубийство, массовые расстрелы в школах, драки, вовлечение в противоправную деятельность, могут привести к катастрофическим последствиям. Действия человека в подростковом возрасте требуют понимания и внимательного изучения.

Во-вторых, в подростковом возрасте человек оказывается восприимчив ко всему новому. Через подростковый возраст становится возможно заметить обновление общества, старые способы социализации перестают работать. На подростках становятся очевидны кризисы и несоответствия в отношениях между человеком и обществом, которые позже приведут к изменениям.

Важные возрастные задачи, которые характерны для подросткового периода, напрямую связаны с социализацией. Формирование самосознания и приобретение я-концепции. Поддержание и развитие своих личных интересов и определение персональных норм, ценностей. Формирование избирательности в общении и работе с информацией. Построение ориентировочной траектории своего жизненного пути в обществе. Способность к анализу в диалоге и причин поступков других людей, освоение социальных ролей в группах и развитие ответственных и близких отношений с разными людьми.

Факторы социализации

Социализация происходит во взаимодействии детей, подростков и молодежи с различными условиями, которые более или менее активно влияют на их развитие. Эти условия, действующие на человека, называются факторами. На самом деле, не все из них были идентифицированы, а из тех, которые известны, не все были изучены. Среди изученных факторов знание очень неравномерно: о некоторых известно довольно много, о других — мало, о некоторых — только мало. Более или менее изученные условия или факторы социализации можно условно разделить на четыре группы.

Первый — это мегафакторы, (мега означает очень большой, универсальный) — пространство, планета, мир, на которые в той или иной степени влияют другие группы факторов социализации всех жителей Земли.

Вторая группа — макрофакторы (макро-крупные) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех жителей определенных стран (это влияние опосредуется двумя другими группами факторов).

Третья группа, мезофакторы (мезо-посредники), условия социализации больших групп людей, которые отличаются друг от друга: Место и тип населенного пункта, в котором они проживают (район, село, город, город); принадлежность к аудитории определенных сетей массовых коммуникаций (радио, телевидение и т.д.); принадлежность к определенным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и косвенно через четвертую группу — микрофакторы. Они включают в себя факторы, которые непосредственно влияют на конкретных людей, которые взаимодействуют с ними — семья и дом, район, группы сверстников, образовательные организации, различные государственные, религиозные, частные организации, микро-общество.

Важнейшую роль в том, как человек растет, как он формируется, играют люди, в чьем непосредственном взаимодействии происходит его жизнь. Их обычно называют агентами социализации. В разное время состав средств специфичен.

Помимо первичной и пролонгированной социализации, агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные.

Агентами первичной социализации являются близкие и дальние родственники, навещающие няню, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры, руководители молодежных групп. Термин «первичный» в социологии относится ко всему, что представляет собой непосредственное или близкое окружение человека. Агентами средней социализации являются представители администрации школы, университета, бизнеса, армии, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, прессы, партии, суда и др. Термин «вторичный» определяет то, что оказывает менее существенное влияние на человека.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половине жизни человека, но продолжается (в порядке убывания) во второй половине. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни, когда человек вступает в контакт с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: Производство, государство, СМИ, армия, суд, церковь и др.

Агенты первичной социализации выполняют каждый набор функций (отец одновременно является опекуном, воспитателем, администратором, учителем, другом), а агенты вторичной социализации — только один или два. Роль агентов первичной социализации и их статус неравны: по отношению к ребенку роль родителей выше, а сверстники находятся в равном положении с ним и прощают ему многие вещи, которых родители не делают, например, нарушают моральные принципы и социальные нормы. В некотором смысле ровесники и родители влияют на ребенка в противоположных направлениях, а первые отрицают усилия последних.

Другими словами, ребенок учится у взрослых тому, как быть взрослым, а у сверстников — как быть ребенком: уметь бороться, быть умным, дружить, быть справедливым и т.д. Поэтому родители воспринимают ровесников своего ребенка как конкурентов, чтобы повлиять на них. Небольшая группа сверстников выполняет важнейшую социальную функцию — способствует переходу от состояния зависимости к самостоятельности, от детства к взрослой жизни. Родители вряд ли смогут научить ребенка быть лидером или достичь господства над другими. Функции социализации агентов первичной социализации взаимосвязаны: Родственники ребенка часто заменяют родителей, принимая на себя их функции социализации, и наоборот; функции родителей и сверстников взаимозаменяемы; последние могут заменять родителей. Но то же самое нельзя сказать и об агентах вторичной социализации, потому что они узкоспециализированы: судья не может заменить бригадира или учителя.

Кроме того, в отличие от агентов первичной социализации, агенты вторичной социализации платят за выполнение своей роли.

Виды социализации

С точки зрения социологии, социализация может быть первичной или вторичной. Подобную классификацию предложили П.Бергер и Т.Лукман.

Первичная социализация строится вокруг семьи, выступающей в качестве агента. С детства ребенок приобретает свои первые ценности от родителей и других членов семьи. Данный этап рассматривается основополагающим, ведь именно в детском возрасте формируется фундамент, на основе которого будет всю оставшуюся жизнь строиться личностное развитие.

Вторичная социализация реализуется за счет разнообразных социальных институтов, включая образовательные учреждения. Важную роль приобретает школа, где каждый ребенок выступает агентом социализации. Фактически любое объединение или группа, членом которой выступает индивид, воздействует на участников своими правилами и нормами.

Средства и механизмы социализации

Человеческая социализация происходит с помощью широкого спектра универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального класса, того или иного возраста социализированных людей. К ним относятся питание и уход за младенцами; обучение навыкам ведения домашнего хозяйства и гигиены; продукты материальной культуры, окружающие человека; элементы духовной культуры (от колыбельных до скульптуры); стиль и содержание общения; а также методы поощрения и наказания в семьях, группах сверстников, образовательных и других социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности — общении, игре, знаниях, факто-практической и ментально-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, социальной и религиозной сферах.

Каждое общество, каждая организация, каждая социальная группа (малая или большая) в своей истории развивает комплекс позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций — способы принуждения и убеждения, заповеди и запреты, меры принуждения и давления, вплоть до физического насилия, способы признания, награждения и вознаграждения. С помощью этих мер и методов поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в культуре моделями, нормами, ценностями.

Человеческая социализация во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит через набор, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Например, французский социальный психолог Габриэль Тард считал подражание самым важным. Американский ученый Ури Бронфенбреннер рассматривает прогрессирующую взаимную адаптацию (адаптацию) между активно растущим человеком и меняющимися условиями его жизни как механизм социализации, а А.В. Петровский видит естественное чередование стадий адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные, А.В. Мудрик с педагогической точки зрения выделяет некоторые универсальные механизмы социализации, которые должны учитываться и частично использоваться в процессе обучения человека в разных возрастных группах. Психологические и социально-психологические механизмы включают в себя следующее.

Печать (отпечаток) — это фиксация на уровне восприимчивости и бессознательности признаков жизненных объектов, действующих на человека. Впечатление происходит преимущественно в младенчестве. Однако на более поздних стадиях возможно также отпечатывание любых образов и ощущений.

Экзистенциальное давление — овладение языком и бессознательное усвоение норм социального поведения, необходимых в процессе взаимодействия со значимыми людьми.

Имитация — следуя примеру, шаблону. В данном случае это форма произвольного и, как правило, недобровольного приобретения социального опыта.

Идентификация — это процесс бессознательной идентификации с другим человеком, группой или образом.

Отражение — это внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, содержащиеся в различных институтах общества, семьи, обществах взаимопомощи, значимых людях и т.д. Отражение может представлять собой внутренний диалог различного рода: между различными Я, с реальными или воображаемыми людьми и т.д. С помощью рефлексии, человек может быть сформирован и изменен в результате его осознания и опыта реальности, в которой он живет, его место в этой реальности, и себя самого.

Механизмы социализации включают в себя следующее.

Традиционный механизм социализации — это усвоение человеком норм, стандартов поведения, взглядов, стереотипов, характерных для его семьи и ближайшего окружения. Эта ассимиляция обычно осуществляется на бессознательном уровне через запоминание, некритическое восприятие преобладающих стереотипов. Эффективность традиционного механизма вполне очевидна, когда человек знает «как», «когда», но эти знания противоречат традициям его окружения. В данном случае французский мыслитель Мишель Монтень прав, который писал: «…Мы можем говорить свои вещи сколько угодно, но обычаи и общие правила повседневной жизни утомляют нас ими». Более того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные социальные элементы, которые были усвоены, например, в детстве, но позже уже не вспоминаются и не блокируются изменением условий жизни (например, переезд из села в город), могут вновь появиться в человеческом поведении при следующем изменении условий жизни или в более позднем возрасте.

Институциональный механизм социализации, как следует из названия, действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, которые как специально созданы для социализации, так и выполняют социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, социальные, ассоциативные и другие структуры, а также массовая коммуникация). В процессе взаимодействия человека с различными учреждениями и организациями все больше накапливаются соответствующие знания и опыт социально приемлемого поведения, а также опыт подражания социально приемлемому поведению и бесконфликтного исполнения социальных норм.

Следует иметь в виду, что массовая коммуникация как социальный институт влияет на социализацию человека не только через передачу определенной информации, но и через представление поведенческих моделей героев книг, фильмов, телевизионных программ. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как отметил реформатор западноевропейского балета Жан-Жорж Новер, «поскольку страсти, которые исповедуют герои, сильнее и определённее, чем страсти простых людей, их легче подражать». Люди с возрастными и индивидуальными особенностями склонны отождествлять себя с теми или иными героями, в то же время воспринимая характерные для них модели поведения, образ жизни и т.п.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается совокупность морально-психологических черт и поведенческих проявлений, характерных для людей определенного возраста или профессионального или культурного класса, которые, как правило, порождают определенный стиль поведения и мышления определенной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации работает в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми людьми. Значительными для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг того же пола или противоположного пола. Однако нередки случаи, когда общение со значимыми людьми в группах или организациях оказывает влияние на человека, отличающегося от человека, входящего в группу или организацию.

Человеческая социализация, особенно детей, подростков и юношей, происходит через все вышеперечисленные механизмы. Однако для разных полов и возрастных групп, социокультурных групп и конкретных личностей роль механизмов социализации различна, и иногда эта разница достаточно существенна.

Примеры социализации

Один из простейших примеров социализации — это процесс взаимодействия ребенка со сверстниками в детском саду, в ходе которого он усваивает первые правила общения. Ребенок видит, что если делиться игрушками с другими детьми — можно найти друзей, а если жадничать — то другие дети не захотят с тобой общаться. Подобное усвоение особенностей взаимодействия в социуме — это и есть социализация.

Другой пример — школа. В школе подросток усваивает особенности общения с другими детьми, осознает сущность и механизм возникновения конфликтов, начинает общаться с противоположным полом, проявлять интерес, и думать о том, как заинтересовать самому. В рамках такого взаимодействия со сверстниками подросток не только усваиват определенные социальные нормы, осознает культурные ценности, но и начинает лучше понимать себя самого.

Социализация проявляется и в повседневной жизни. Человек усваивает сложившиеся правила поведения в обществе, осознает, что уступить место пожилому человеку в транспорте — это хорошо и правильно, что важно уважительно относиться к другим людям не зависимо от их национальности, цвета кожи и этнической принадлежности.

Таким образом, социализация помогает человека усваивать базовые правила поведения в обществе, осознавать социальные и культурные ценности, лучше понимать других людей и узнавать себя самого.

Социализация и воспитание

Воспитание, в отличие от социализации, протекающее в условиях стихийного взаимодействия индивида и окружающей среды, рассматривают, как сознательно контролируемый процесс, например, религиозное, семейное или школьное воспитание.

Социализация личности это в педагогике процесс, который изучается неотрывно от процесса воспитания. Главной задачей воспитания выступает формирование у растущего индивида гуманистической направленности, что означает, что в мотивационной сфере личности общественные мотивы, побуждения к социально полезной деятельности преобладают над личными мотивами. Во всем, о чем думает индивид, чтобы он ни делал, в мотивы его действий должно включаться представление о другом индивидууме, об обществе.

На процесс социализации личности большое воздействие имеют социальные группы. Их влияние различно на разных этапах онтогенеза человека. В раннем детском возрасте значимое влияние идет от семьи, подростковом – от сверстников, зрелом – от рабочего коллектива. Степень влияния каждой группы зависима от сплоченности, а также организации.

Воспитание, в отличие от общей социализации является целенаправленным процессом воздействия на индивидуума, что означает, что с помощью воспитания можно регулировать воздействие социума на индивида и создавать благополучные условия социализации личности.

Социализация личности это в педагогике также важная тема, поскольку социализация неотрывная от воспитания. Под воспитанием понимается общественное явление, которое воздействует инструментами обществом на личность. Из этого выплывает связь воспитания с социальной и политической структурой общества, которое выступает «заказчиком» на воспроизведение конкретного типа личности. Воспитание является специально организуемой деятельностью в реализации намеченных целей образования, в педагогическом процессе, где субъекты (учитель и ученик) выражают активные действия в достижении педагогических целей.

Известный психолог С

Рубинштейн утверждал, что важной целью воспитания является формирование у человека личной нравственной позиции, а не внешнее приспособление индивидуума к социальным правилам. Воспитание требуется рассматривать, как организованный процесс социальной интериоризации ценностных ориентаций, то есть их перевод из внешнего – во внутренний план

Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида. Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:

— через сообщение и истолкование полезных целей, нравственных правил, идеалов и норм поведения. Это избавит ученика от стихийного поиска, в котором возможно столкнуться с ошибками. Этот способ основывается на содержательно-смысловой переработке мотивационной сферы и сознательной волевой работе в переосмысливании собственного отношения к реальному миру;

— посредством создания определенных психологических и педагогических условий, что актуализировали бы интересы и естественные ситуативные побуждения, стимулируя тем самым полезную общественную деятельность.

Оба пути результативны, только при системном их применении, интеграции и взаимодополняемости.

Успешность воспитания и социализации лиц юного возраста осуществима при условии использования положительных факторов, вложенных в общественных отношениях, образе жизни, нейтрализации факторов, мешающих осуществить задачи обучения, воспитания и социализации.

Преобразование системы образования и воспитания способно быть успешным, только когда это реально станет делом общества . Стоит переориентировать общественную жизнь, культурную среду, систему обучения и воспитания на молодое поколение.

Стадии социализации личности

Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.

Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.

Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.

В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.

Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».

Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе

Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).

Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.

Понятие социализации

Под определением социализации понимают процесс вступления человека в общество. Предварительно он знакомится с нормами и правилами поведения, традициями и обычаями, ценностями и моралью социальной структуры. Включение в коллектив позволяет субъекту стать полезным и необходимым, развивать отношения с окружающими, создавать новые связи и набираться опыта.

Социализация личности — это процесс, который считается очень трудным и долгим. Многие специалисты в сфере психологии годами изучают это понятие и стремятся помочь клиентам, тяжело воспринимающим свое взросление или новый коллектив

Вся жизнь человека заключается в постоянной адаптации к новым условиям, при этом важно успеть самореализоваться и оставаться активным

Индивид, индивидуальность, ЛИЧНОСТЬ

Watch this video on YouTube

В процессе могут возникать определенные проблемы. Их разделяют на три группы:

  • социально-психологические;
  • культурные;
  • социально-культурные.

Первая группа связана с формированием самосознания и саморазвитием. Эти этапы очень важны для личности, но часто человек пренебрегает возникшими проблемами и загоняет их поглубже в сознание. Культурные проблемы могут отличаться в разных регионах. Они связаны с традициями и обычаями, половым разделением. Третья группа связана с приобщением личности к определенной культуре. Она касается мировоззрения, моральных и духовных ценностей, и носит нравственный, смысловой и познавательный характер.

Согласно Википедии, социализация делится на два вида: первичную и вторичную. Первая состоит из родственников, близких друзей, знакомых, учителей и коллег. Во вторую входят СМИ, общественные организации, государственная власть, церковь. Первичная социализация осуществляется в первые 15—20 лет жизни, когда человек посещает учебные заведения и только учится общаться с другими людьми. При контакте с формальными коллективами и организациями наступает вторичный тип.

Формы социализации

Выделяют две формы социализации – направленную и ненаправленную.

Направленная (стихийная) – являет собой стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственном близком социальном окружении (в семье, между сослуживцами, сверстниками).

Направленная социализация представляет систему способов воздействия, специально разработанная обществом, его институтами, организациями, с целью сформировать личность согласно к преобладающим в данном обществе ценностям, интересам, идеалам, а также целям.

Воспитание — это один из способов направленной социализации. Является сознательно планомерным, организованным, целенаправленным процессом воздействия на развивающуюся личность, её поведение и сознание, с целью вырабатывания у неё конкретных понятий, принципов, ценностных ориентаций и социальных установок и её подготовки к активной общественной, культурной и производственной деятельности.

Обе формы (направленная, ненаправленная) в определенных обстоятельствах могут согласовываться между собой или наоборот, вступать в противоречия. Возникшие противоречия нередко приводят к конфликтным ситуациям, осложняющим и затрудняющим процесс социализации личности.

Стихийная форма социализации (ненаправленная) детерминированная микросоциальной средой (близкие родственники, сверстники) и нередко содержит немало устаревших и уже отживших правил, стереотипов, образцов, шаблонов поведения. Она наряду с положительным влиянием на индивида способна оказывать на личность и негативное воздействие, подтолкнуть ее к отрицательным, отклоняющимся от установленных обществом норм, что способно привести к такому явлению, как социальная патология.

Ненаправленная социализация без включения средств направленной, может быть ущербной для формирования человека, социальной группы этой личности и в целом общества. Поэтому очень важным есть её дополнение и преобразование целенаправленным корригирующим воздействиям направленной социализации.

Но направленная социализация не всегда ведет к положительному воспитательному результату, что особенно проявляется, когда она используется в антигуманных целях, таких как, например, деятельность различных религиозных деструктивных сект, насаждение фашистской идеологии, пропаганда расистских настроений. Поэтому направленная форма социализации способна привести к положительному формированию личности только, если она осуществляется согласно к нравственным правилам, моральным критериям, свободе совести, ответственности и принципам демократичного общества.

Типы социализации

Психолог и политолог Надежда Радина предлагает отдельно выделить возрастную социализацию, которая включает в себя культурные нормы и представления о возрастных нормативах развития человека. Например, существует ожидание, что ребенок должен заговорить к году, или ожидание протестного поведения в подростковом возрасте.

Существуют типы социализации, которые различаются по основе принадлежности к различным социальным группам и критериям включения в эти группы:

— Гендерная социализация предполагает соотнесение и самоотношение с определенным поведением, характерным для того или иного гендера человека.

— Этническая социализация, задачей которой является формирование этнической идентичности.

— Политическая социализация определяет особенности власти и подчинения и ориентацию в системе социальных иерархий, доминирования и послушания.

— Профессиональная социализация связана с обретением и освоением своей профессиональной роли.

Принадлежность к группе может носить предопределенный или приобретенный характер. Во втором случае принадлежность реализуется в участии в деятельности избранной группы, то есть может быть определена как «деятельностная» социализация Радина, 2005.

Стадии процесса социализация личности по Эриксону

Эрик Эриксон – известный психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Согласно его, есть следующие стадии процесса социализации:

1 Младенчество (от рождения до полутора лет). На самой ранней стадии социализации происходит формирование базового доверия к миру. Главную роль в этом играет мать ребёнка, и динамика развития доверия зависит именно от неё. Если общения с матерью будет слишком мало, произойдёт замедление психологического развития ребёнка.
2 Раннее детство (от 1,5 до 4 лет). Происходит формирование независимости и автономности ребёнка. Ребёнок начинает ходить, уже сам может убирать за собой игрушки и т.д. Родители постепенно приучают ребёнка к опрятности и аккуратности.
3 Детство (от 4 до 6 лет). В процессе игры у ребёнка формируется чувство предприимчивости и инициативности, он развивает своё творческое начало, память, логическое мышление, получает представления о взаимодействии людей между собой. Он активно расширяет область своих знаний о мире. Если лишить ребёнка возможности развиваться и социализироваться через игру, это отразится пассивностью, безынициативностью и неуверенностью в себе в будущем.
4 Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет). На этой стадии социализация происходит уже не только при участии родителей. Школа приобщает ребёнка к нормам поведения, а в общении с одноклассниками он получает необходимый ему социальный опыт. Успех или неуспех в учёбе может отразиться на дальнейшем развитии личности. Если, например, ребёнку не даётся учёба, а вместо помощи он получает от учителей и родителей упрёки, это может привести к неуверенности, потере интереса к учёбе и даже чувству неполноценности.
5 Отрочество (от 11 до 20 лет). На этой стадии индивид сильно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих его людей. Отчасти это связано с половым созреванием. Перед подростком появляется необходимость самоопределиться и найти своё профессиональное призвание
6 Юность (от 21 года до 25 лет). Человек ищет спутника жизни, активно взаимодействует с другими людьми, особенно внутри своей социальной группы. Появляются чувства близости и единства с другими людьми, нередко индивид начинает идентифицировать себя с социальной группой. В то же время из-за кризиса идентичности человек часто чувствует себя одиноким и изолированным.
7 Зрелость (от 25 до 55-60 лет). Человек вкладывает себя в любимое дело, развивает чувство идентичности. Большое значение имеет взаимодействие с другими людьми, особенно с детьми.
6 Старость (от 55-60 лет до смерти). Для этой стадии характерны переосмысление своей жизни и размышления о прожитых годах. Человек понимает, что жизнь подходит к концу. В связи с этим он может отстраниться от происходящего вокруг него.

Конечно же, данная тема намного широка и интересна, и в рамках одной статьи вряд ли удастся сказать обо всем. Однако сказанного уже вполне достаточно, чтобы составить представление о социализации, а также сделать определенные выводы о своем развитии и развитии своих детей.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Желаем успехов!

Стадии процесса

Человек может социализироваться в несколько этапов. Каждому отвечает соответствующая стадия. Всего их выделяют пять:

  • адаптация;
  • идентификация;
  • интеграция;
  • трудовая;
  • послетрудовая.

В первую очередь личность проходит стадию идентификации. Она продолжается с момента рождения до подросткового периода. В это время ребенок учится на примере взрослых, подражает их поведению и привычкам. Вторая проявляется в желании показать себя, стать уникальным. На третьей происходит первое внедрение в общество. В зависимости от общения с коллективом, она может быть благополучной или неудачной. В период трудовой стадии человек сам оказывает влияние на общество, а на последней — послетрудовой — делится своим опытом с другими.

Немецкий ученый еврейского происхождения Эрик Эриксон отмечает то, что социализация личности заключается в большем количестве стадий:

  • младенчество;
  • ранее детство;
  • детство;
  • младший школьный возраст;
  • отрочество;
  • юность;
  • зрелость;
  • старость.

Первая стадия длится до 1,5 лет, когда ребенка полностью опекает мать. Доверие развивается именно в зависимости от отношения самого близкого человека. Если общения с матерью недостаточно, ребенок вырастет замкнутым и молчаливым. Следующий период — до четырех лет — связан с формированием независимости, дети приучаются к аккуратности и опрятности. До шести лет у малыша появляется чувство личности, а это может означать то, что развивается творческое мышление, инициатива.

С этого возраста ребенок начинает посещать школу, он учится строить отношения с ровесниками и учителями, перенимает их опыт и знания. Хорошие оценки дают возможность поверить в свои силы, стать уверенным и спокойным. Затем начинается период полового созревания, когда подросток озабочен своей внешностью и мнением окружающих о себе, ищет свое призвание и проявляет первую симпатию к противоположному полу.

Лекция 1.4 | Социология личности | Марина Арканникова | Лекториум

Watch this video on YouTube

На стадии юности человек ищет постоянное место работы, спутника по жизни и свое место среди социума. В это время стирается индивидуальность, личность смешивает себя с определенным коллективом. Самая длительная стадия — зрелость — способна разбудить в человеке чувство необходимости и опытности. В пожилом возрасте люди принимают свою жизнь и переосмысливают ее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]