TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Audience-Alienating Premise. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
На вкус и цвет все фломастеры разные Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении. |
Этот фильм снят если не отлично, то хотя бы неплохо — все жанровые тропы на месте, актёры играют хорошо, оператор крепко держит камеру, а сюжет ровный и держит у экрана. Эта книга отлично написана, сюжет держит в напряжении, а завязка и кульминация прекрасны. Эта игра хороша в графике, управление отзывчиво, а музыку приятно слушать. Эта комедия смешна, и авторы постарались сделать всё, чтобы зритель засмеялся.
Но всё испортил один незначительный (по мнению создателей) недостаток. Всего один — но зрители плюются уже на стадии трейлера. Всего один — и книгу отнесли обратно в магазин. Всего один — и песню стёрли из плейлиста. Всего один — и произведение не пройдёт проверку временем. Знакомьтесь — известнейшая проблема зрительской оценки, именуемая фатальным недостатком — когда в хорошо скроенном произведении есть одна (реже, очень реже несколько) деталь, которая отвращает от него зрителя и критиков и данное произведение проваливается в прокате или теряется во времени.
Более лёгкий случай — Хорошо, но плохо: косяк очевиден, но из-за любви к автору/франшизе или из-за других достоинств аудитория его прощает. Впрочем, и там и тут проблема противоположных оценок наблюдается в полный рост: что одному некритичный косяк, другому испортит всё удовольствие.
«Фатум» – это судьба
Действительно, с латинского «фатум» — это судьба. Поэтому с легкостью можно установить, что фатально – это:
- Предначертано судьбой. Нечто загадочное, роковым образом определяющее жизнь человека.
- То, что предполагает трагедию, возможно, смерть.
Но не стоит пугаться, чаще всего речь все же не идет о смерти, а, скорее, о предопределении. Например, можно слышать от комментаторов матчей командных видов спорта: «Эта ошибка голкипера оказалась фатальной для команды». Ведь зрители понимают: вратарь не стал причиной смертельной болезни для всех своих одноклубников, и они не умерли после матча. В данном случае ошибка голкипера фатальна, ибо она предопределила результат матча, оказалась судьбоносной. «Фатально» — это то, у чего не может быть счастливого финала.
Фатализм и волюнтаризм
Удивительно, но то, что связано с фатумом, не наделяется человеком положительным смыслом.
Есть взаимоисключающие друг друга системы – фатализм и волюнтаризм. С фатализмом все ясно – это мировоззрение, которое считает: в мире нет свободы, и все подчинено единому замыслу судьбы. Причем, как бы там ни было, но фаталист – это не обязательно пессимист. Это люди, которые верят в судьбу, считают, что им обязательно повезет, по крайней мере, некоторые из них. Другое дело, что везет им редко, но это не важно. В большинстве случаев фатализм предполагает изрядную долю пессимизма и обреченности. О фатализме люди вспоминают обычно, когда человек катится по наклонной плоскости.
А что же «волюнтаризм»? Термин знаком советскому и российскому зрителю из фильма «Кавказская пленница» Л. Гайдая. Но мало кто знает, что он означает. А понятие предполагает следующее убеждение: главной движущей силой в мире является свобода человека или Бога (или то, что Его заменяет). И хотелось бы сказать, что волюнтаризм, в отличие от фатализма, оптимистичен, но, вспоминая мыслителей, которые придерживались этой доктрины (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр), как-то язык не поворачивается. Основное различие фатализма и волюнтаризма кроется в следующем: одни полагают, что свободы нет, а другие, что нет ничего, кроме свободы. Так или иначе, «фатально» — это то, что ничем хорошим для человека точно не закончится.
Примеры[править]
Кино[править]
- «Один дома 3» — эталон. Отличная актёрская игра, приятная семейная музыка, злодеев не два, а целых четыре, и не какие-то там придурковатые бандиты-фрики, а «серьёзные» ребята-террористы. Экшена тут намного больше, подтексты о детских проблемах никуда не делись, тупого буллинга младшего брата старшим почти нет… Да тут даже главгерой САМ со злодеем справился (разве что попугай в конце немного помог). Да тут даже Скарлетт Йохансон есть! Увы, но в главной роли — не Маколей Калкин. И всё. Не нужно было пытаться выехать на известной франшизе
А вот про четвёртую и пятую части того же не сказать. Они плохи со всех точек зрения.
- Разве его ругали не за диалоги про песок?
- А с точки зрения других критиков это инверсия. Экшна слишком много, события чуть ли не всего цикла впихнуты в один не самый длинный фильм, герои, какие остались, переменились к худшему. По ходу, Идрис Эльба, актер талантливый и трудолюбивый, тут одно из многих светлых пятен.
- Автор правки посыл ухватил при первом же просмотре — кто такая Элис, не раскрывается в том числе и потому, что ей стёрта память и за время фильма она постепенно пытается её восстановить. Смотрится всё совершенно органично. Тут претензия не в том, что у неё нет истории, а в орлангурстве: она — оригинальный персонаж, который был всунут в уже существующую и имеющую немалый фандом вселенную и своим появлением похерил весь её лор.
было давать Тому и Джерри человеческие голоса! Пропала главная, с их точки зрения, фишка сериала.
Телесериалы[править]
- «Прокурорская проверка» — зигзаг. Четвёртый сезон отрицают лишь самые рьяные фанаты Александра Чекалина, потому что там вместо него Александр Бесфамильный.
Мультсериалы[править]
- The Buzz On Maggie — хотя, как правило, нравится большинству людей, которые его смотрели (некоторые из которых считают его законной культовой классикой, в то время как большинство других просто считают его «так плохо, что уже хорошо»), это чрезвычайно (на самом деле, вероятно, пародийный) стереотипный ситком слайс-оф-лайф, предназначенный для маленьких девочек (естественно, аудиторию, известную своей брезгливостью, мягко говоря), действие которой происходит на переполненной свалке мусора, кишащей разумными антропоморфными мухами и различными другими типами насекомых, которые, возможно, приобрели или не приобрели свой антропоморфизм. от длительного воздействия радиоактивной жидкости/газа. По этим причинам шоу продлилось только один сезон.
Аниме и манга[править]
- Код Гиасс: Акито из Разорённых Земель — мидквел здорово расширил альтернативно-исторический лор франшизы (например, развеял ожидания насчёт Евросоюза, который вообще оставался в обоих сезонах за кадром), ввёл новых весьма интересных персонажей с весьма неплохим сюжетом и, что наиболее интересно, ликвидировал некоторые сюжетные дыры. И, всё равно, фанаты плюются. А почему? А потому что Лелуш и С. С. в сериале участвуют на третьестепенных ролях, а роли протагонистов достались каким-то ноунеймам в виде слишком сильно любимой авторами Мэрисьи[2] и поехавшего маньяка, хоть и на «Светлой стороне Силы». Из-за этого так любимых зрителями хитрых манёвров стало катастрофически мало (и все они были разом слиты). Конечно, Танигути и Ко пытались компенсировать это боёвкой, но и тут прокололись: экшн-дуэли на найтмер-фреймах за счёт трёхмерной графики всю свою ламповость потеряли.
- Stitch! и его приквел Stitch & Ai — тут нет Лило, вместо неё японская/китайская девочка. Поэтому многие фанаты эти сериалы не воспринимают в штыки. В случае со вторым сериалом есть ещё одна причина: Стич тут превращается в гигантского монстра, и это подают зрителю как ещё одну его способность, заложенную Джамбой при создании, что целиком рушит канон. Судя по ранним наброскам оригинального фильма, у Сандерса и мысли о подобном не было.
Видеоигры[править]
- Sega Dreamcast была отличной консолью, за исключением одного — отсутствия нормальной антипиратской системы. Сами консоли расхватывали так, что заводы не успевали выпускать новые, а вот игры покупать никто не спешил, что и стало одним из главных гвоздей в её гробу. Примерно это же похоронило в доходах (но не в продажах) вторую ревизию XBOX.
- Для автора правки таким недостатком стали очень уж навязчивые элементы платформера. Ну-ка, напомните, о чём там DOOM был изначально?
пули (во время действия гипера графика становится более-менее вменяемой). Причём если вы играете за Марису с лазерами, то даже гипер не поможет — пуль не будет видно за вашими же гипер-лазерами. Остаётся только ломать голову, почему никто до сих пор не наделал для Touhou модов для отключения лишнего графона.
Реальная жизнь[править]
- В IT термин «фатальный недостаток» обычно употребляется с иронией и означает, что некоторая компания не рекомендует пользоваться чужим хорошим софтом просто потому что его выпустила другая компания. Так, например, Microsoft осудила язык программирования Java от Oracle, после чего выпустила язык C#, задумывающийся изначально как та же Java, но от Microsoft. Схожей логикой пользуются в военной и околовоенной отраслях. Пользоваться сторонним аппаратным и программным обеспечением опасно, так как в них могут быть заложены скрытые уязвимости, которые могут попасть в руки и быть активированными вероятным противником при начале боевых действий. Отсюда растут ноги у всяких Эльбрус и иже с ним.
Мартин Иден как пример трагической судьбы
Роман Джека Лондона – вечное произведение, оно повествует о сражении человека с судьбой и жизнью. Плохо в этом произведении то, что у автора была определенная идеологическая установка: любовь – это главная движущая сила в мире. И пока герой Лондона думал, что его любит Руфь, он преодолевал себя, развивался. Ведь Мартин Иден – самородок. Но стоило главному герою понять, что Руфь – пустышка, он сразу сник. Для тех, кто не читал, не будем раскрывать всех карт, но скажем: встреча с Руфь предопределила фатальный исход (что это значит, понятно из контекста, а если не понятно, то читайте Джека Лондона) судьбы Мартина Идена.
Значение слова фатальный
На них охотились с коней, а когда измученного и израненного зверя загоняли в угол, откуда он не мог уйти, кто-то должен был спешиться и этим топором нанести фатальный удар.
Почему подростки, почти не столкнувшиеся с жизнью и еще не успевшие в ней разочароваться, так как не имели достаточно времени, чтобы ее познать, так склонны сделать фатальный шаг, добровольно перейти таинственную и зловещую черту?
Когда фатальный исход казался уже неизбежным, двигатели включились опять, сотрясая корабль перегрузками в несколько «g».
В классическом оназме дальнейшая судьба Г незавидна и имеет два варианта исхода — пессимистический и фатальный.
Люди так быстро размножаются, что, если не произойдет чего-то исключительного, все ближе и ближе фатальный миг, когда разросшееся человечество покроет весь земной шар, как сплошная икра из человеческих голов!
И опять-таки, мы имеем в виду не только современное их состояние, но также историю науки, то есть клинописные вавилонские арифметики; испепеленные, потухшие образы мироздания — как халдейские, так и египетские; птолемеизм и эйнштейнианство, исчисление матричное и патричное, алгебру тензоров и групп, способы обжига ваз в эпоху династии Минь, машины Лилиенталя, Иеронимуса, Леонардо, гибельный воздушный шар Саломона Андре и дирижабль генерала Нобиле (то, что во время экспедиции Нобиле были случаи каннибализма, имеет особый и глубокий смысл для читателя, ибо роман Ханнахана можно уподобить точке, в которой некий фатальный груз упал в воду и возмутил ее гладь; и кругами волн, концентрически расходящихся все дальше и дальше от «Гигамеша», оказывается «все-все» человеческое существование на Земле, начиная с Homo Javanensis [человек яванский (лат.)] и палеопитека).
Цена войны, котоpую выигpать было невозможно, — унижение самой мощной военной деpжавы миpа, фатальный сбой в pаботе сложнейшего механизма под названием Система и моpальное pазложение аpмии.
С того мгновения, как я в первый раз ступила на мощеную дорожку, ведущую к ее облупившемуся домику, который стоял на небольшом возвышении, как на курьих ножках, я вошла в какой-то фатальный, энигматический и безмолвный мир.
Символически, можно было бы сказать, что в году 399 до рождества Христова, в день цикуты Сократа Запад избрал фатальный путь.
Пятый тип вспышек сверхновых, к которому относятся тридцать три процента наблюдений, иными словами одна треть их — этот фатальный пятый тип может быть интерпретирован лишь однозначно: как результат мгновенного разрушения неких планетных тел — планет, подобных нашей Земле.
Судьбоносная ошибка автора
Джек Лондон – автор вечный, то есть его будут читать, пока существует английский язык и люди, способные с него переводить, но он тоже допустил промашку, которая дорого обошлась его герою. Проницательный читатель поймет, о чем идет речь. Джек Лондон полагал: самое главное в жизни – это любовь, а когда человек лишен любви, то ему и жить незачем. Жертвой именно такой установки и стал Мартин Иден. И это вполне подходит под определение «фатальная ошибка» — это то, что предопределило судьбу героя, сыграло с ним злую шутку. Системообразующее убеждение о любви Джека Лондона обесценило всю борьбу Мартина Идена за право быть самим собой.
Фатальный недостаток
– его писали не они! Для решения этой проблемы они создали OLE (похожее на DDE, но другое), и я наивно вспоминаю докладчика на Microsoft-овской конференции, говорящего, что скоро Windows API перепишут как OLE API, и каждый элемент на экране будет ОСХ-ом. В OLE появились интерфейсы, исключающие DLL Hell. Помните болезнь с названием «по месту», при которой мы мечтали встроить все свои приложения в один (возможно, очень большой) документ Word? Где-то в то же время Microsoft уверовала в религию С++, возникла MFC решившая все наши проблемы еще раз. Но OLE не собиралась сложа руки смотреть на это, поэтому оно заново родилось под именем COM, и мы внезапно поняли, что OLE (или это было DDE?) будет всегда – и даже включает тщательно разработанную систему версий компонентов, исключающую DLL Hell. В это время группа отступников внутри Microsoft обнаружила в MFC
фатальный недостаток
– его писали не они! Они немедленно исправили этот недочет, создав ATL, который как MFC, но другой, и попытались спрятать все замечательные вещи, которым так упорно старалась обучить нас группа COM. Это заставило группу COM (или это было OLE?) переименоваться в ActiveX и выпустить около тонны новых интерфейсов (включая интерфейсы контроля версий, исключающие DLL Hell), а заодно возможность сделать весь код загружаемым через броузеры, прямо вместе с определяемыми пользователем вирусами (назло этим гадам из ATL!). Группа операционных систем громким криком, как забытый средний ребенок, потребовала внимания, сказав, что нам следует готовиться к Cairo, некой таинственной хреновине, которую никогда не могли даже толком описать, не то, что выпустить. К их чести, следует сказать, что они таки представили концепцию «System File Protection», исключающую DLL Hell. Но тут некая группа в Microsoft нашла
фатальный недостаток
в Java — её писали не они! Это было исправлено созданием то ли J, то ли Jole, а может, и ActiveJ (если честно, я просто не помню), точно такого же как Java, но другого. Это было круто, но Sun засудило Microsoft по какому-то дряхлому закону. Это была явная попытка задушить право Microsoft выпускать такие же продукты, как у других, но другие. Помните менеджера по J/Jole/ActiveJ, стучащего по столу туфлей и говорящего, что Microsoft никогда не бросит этот продукт? Глупец! Все это означало только одно – недостаток внимания к группе ActiveX (или это был COM?). Эта невероятно жизнерадостная толпа вернулась с COM+ и MTS наперевес (может, это стоило назвать ActiveX+?). Непонятно почему к MTS не приставили «COM» или «Active» или «X» или «+» – они меня просто потрясли этим! Они также грозились добавить + ко всем модным тогда выражениям. Примерно тогда же кое-кто начал вопить про «Windows DNA» (почему не DINA) и «Windows Washboard», и вопил некоторое время, но все это почило раньше, чем все поняли, что это было. К этому моменту Microsoft уже несколько лет с нарастающей тревогой наблюдала за интернет. Недавно они пришли к пониманию, что у Интернет есть
фатальный недостаток
: ну, вы поняли. И это приводит нас к текущему моменту и технологии .NET (произносится как «doughnut (пончик по-нашему)», но по-другому), похожей на Интернет, но с большим количеством пресс-релизов. Главное, что нужно очень четко понимать — .NET исключает DLL Hell. В .NET входит новый язык, C#, (выясняется, что в Active++ Jspresso был
фатальный недостаток
, от которого он и помер). .NET включает виртуальную машину, которую будут использовать все языки (видимо, из-за
фатальных недостатков
в процессорах Интел). .NET включает единую систему защиты (есть все-таки
фатальный недостаток
в хранении паролей не на серверах Microsoft). Реально проще перечислить вещи, которых .NET не включает. .NET наверняка революционно изменит Windows-программирование… примерно на год.