Несомненно, нейролингвистическое программирование на сегодняшний день является одним из самых популярных и востребованных способов воздействия человека на свою собственную личность и окружающих людей.
Ведь НЛП позволяет человеку научиться лучше понимать себя самого, и избавиться от каких-либо отрицательных черт, в то же время, культивируя положительные; способствует более глубокому пониманию тех, с кем приходится взаимодействовать; даёт возможность делать процесс коммуникации более приятным и эффективным, а также оказывать влияние на людей совершенно разных категорий.
Причём знания по НЛП успешно применяются не только в психологии, психотерапии и других смежных науках. Применение НЛП идеально подходит и для обычной повседневной жизни. И для того чтобы любой человек мог этому научиться сейчас существует много вариантов: видео- и аудиоматериалы, интернет-ресурсы, тренинги и вебинары, специальные обучающие программы, журналы, книги и т.д.
И, конечно же, базой для любых обучающих программ и материалов всегда служат теоретические основы, в которых содержится основной объём информации. Но любая теория не будет представлять никакой ценности, если её не комбинировать с практикой, т.к. только практика формирует необходимые для успешного применения знаний навыки.
Именно практической стороне НЛП мы посвятили представленную статью. В ней мы рассмотрим некоторые из лучших и самых популярных приёмов и техник НЛП. Любым из этих методов вы сможете овладеть в достаточной мере при условии регулярной тренировки в повседневной жизни.
В данной статье коротко разбирается 14 техник, если вы хотите узнать про ещё 72 техники и научиться применять такие техники в жизни, то советуем обратить внимание на наш курс «Лучшие техники коммуникации».
1
«Фокусы языка»
В НЛП существует специальная концепция для поиска нужного фокуса, которая называется фрейминг. Фрейм (англ. — рамка) — контекст рассмотрения любой вещи, с помощью которого можно менять оттенок восприятия этой вещи. Одно из самых популярных направлений фрейминга — это «Фокусы языка» Роберта Дилтса. В попытке рассмотреть все возможные интерпретации одного и того же явления Дилтс нашел не менее 14 способов изменить фокус нашего зрения:
- 1. Переопределение: замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом с другим подтекстом (например, эвфемизмом).
- 2. Аналогия: замена данной фразы другой, похожей на данную, но новая фраза должна менять смысл исходного суждения.
- 3. Намерение: переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.
- 4. Противоположный пример: поиск исключения из правила, стоящего за убеждением.
- 5. Модель мира: переоценка (или укрепление) убеждения с позиции другой модели мира.
- 6. Метафрейм: оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста — создание убеждения относительно убеждения.
- 7. Последствия: внимание направляется на последствия данного убеждения, позволяющие изменить или укрепить убеждение.
- 8. Другой результат: переключение на отличную от заявленной в убеждении цель, чтобы поколебать или закрепить основания убеждения.
- 9. «Разделение» (англ. chunkdown): изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.
- 10. «Обобщение» (англ. chunkup): обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.
- 11. Изменение размера фрейма: переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.
- 12. Иерархия критериев: переоценка (или укрепление) убеждения согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.
- 13. Стратегия реальности: переоценка (или укрепление) убеждения, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.
- 14. Применение к себе: оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.
Предлагаем вам потренироваться в использовании этой техники на тренажере ниже. Чтобы вам было понятнее, как работает эта техника, сначала выберите пункт «Оценить» и посмотрите, как справились с заданием другие пользователи.
Cтатистика На весь экран
2
Техники НЛП, дающие результаты
После освоения теории можно переходить к практике. Рекомендуемые техники для начинающих, которые при правильном использовании работают безотказно:
- отзеркаливание (точный повтор движений, мимики, поз, интонации собеседника);
- раппорт через местоимение «мы»;
- три «да»;
- разрыв шаблона;
- переключение внимания;
- рефрейминг;
- якорение;
- мыслевирус;
- подстройка и др.
Осталось выяснить, как именно работает каждая технология из этого списка в конкретных ситуациях.
Смена субмодальностей
Субмодальностями являются те элементы, которые составляют целостную картину нашего восприятия окружающей реальности. При помощи них кодируется наше отношение ко всему. Техника смены субмодальностей позволяет изменять наше отношение к чему-либо, причём оказывать влияние можно не только на силу испытываемых нами переживаний, но и преобразовывать их оценку и последующие ощущения. Помимо этого, данная техника подходит ещё и для того, чтобы изменить оценку какой-либо уже давно произошедшей ситуации, формирования мотивации, изменения отношения к другому человеку и т.п.
Как правило, схема этой техники, всегда примерно одна: нужно взять ситуацию (человека), к которой требуется изменить отношение, и ситуацию (человека), эмоции в отношении которой испытываются, наоборот, положительные. Затем нужно найти несколько различий между этими ситуациями (людьми) и их субмодальностями, и заменить субмодальности первой ситуации на субмодальности второй. После этого производится проверка: если ситуация изменилась в нужную сторону, то замена прошла успешно, если нет, то нужно вернуться к предыдущему шагу и проработать его ещё раз.
Узнать о технике смены субмодальностей более подробно можно здесь.
3
«Отнесение к категории»
Эти убеждения описывают, что чем является, что к какой категории относится. То есть для каких «вещей» какие правила выполнены (или не выполнены).
Собственно, все утверждения вроде «я – гений» «она — красавица», «все кошки милашки», «мне не нравятся блондинки», «я люблю буритто» — убеждения об отношении к категории. То есть человек помещает себя в категорию «гении», «её» в категорию «красавицы», а блондинок в категорию «не нравится». Как вы понимаете, все убеждения об идентичности относятся к этому типу: «я — гений», «он — идиот», «я — мотогонщик».
— Петров — успешный бизнесмен. [«Петров» входит в категорию «успешные бизнесмены»]
— «Мерседес» выпускает хорошие машины. [машины входя в категорию «хорошие машины»]
— Я недостоин счастья. [«Я» не вхожу в категорию «достойные счастья»]
— Здоровье — это важно. [ «Здоровье» входит в категорию «важно»]
Полная форма для убеждений этого типа должна включать обоснование, почему «А входит в категорию Б» — обычно это сообщение об удовлетворении критерия: «Петров — успешный бизнесмен, так как у него состояние в миллион долларов».
Идентичность
Наиболее важными среди этого типа убеждений будут убеждения об идентичности: «Я — хороший пловец».
Обратите внимание, если человек отнёс себя к категории (идентичность), то формально все убеждения о данной ценности должны быть выполнены:
— Я — хороший пловец, так как много тренировался. [причина]
— Я — хороший пловец, поэтому меня приглашают на важные соревнования. [следствие]
— Я — хороший пловец, так как могу проплыть стометровку и не запыхаться. [критерии]
— Я — хороший пловец, это значит, что я плаваю лучше большинства других людей. [определение] Но в реальности часто всё не совсем так — и это можно использовать для изменения или усиления убеждения.
Модель правильной постановки целей «SMARTEF»
Огромную роль в процессе достижения целей играет умение правильно формулировать и определять необходимый результат. Проще говоря, чтобы что-либо в жизни изменить, нужно иметь ясное представление о том, чего ты хочешь конкретно. Именно техника SMARTEF помогает определить и сформулировать результат должным образом. Соответствие цели критериям SMARTEF многократно увеличивает вероятность её реализации. Цель должна быть:
- Конкретной (вы должны учитывать все детали);
- Измеримой (вы должны чётко осознавать все показатели того момента, когда цель будет достигнута);
- Привлекательной (цель должна соответствовать вашим убеждениям и ценностям, мотивировать вас);
- Реалистичной (вы должны точно знать, что цель достижима и что вам потребуется для её достижения);
- Ограниченная временем (вы должны чётко устанавливать временные рамки для достижения цели);
- Экологичность (вы должны рассмотреть свою цель в глобальном значении, а также осознать вторичные выгоды от её достижения/не достижения);
- Положительная формулировка в настоящем времени (при постановке цели вы должны брать во внимание особые параметры формулировки).
Техники SMARTEF мы уже касались в нашем уроке «Якорение, результативность и управление состояниями». При желании вы можете вернуться к нему или же изучить метод более подробно здесь.
4
Стратегия творчества Уолта Диснея
Эта техника берёт за основу многолетний опыт американского художника-мультипликатора и кинорежиссёра Уолта Диснея в сферах бизнеса и творчества. Сутью его стратегии является умение подходить к любому вопросу с трёх разных позиций: мечтателя, реалиста и критика. Сам же такой подход был назван автором «имадженирингом». Каждая из трёх составляющих вносит в поиск эффективного решения любого вопроса свою лепту.
Основная функция мечтателя проявляется на начальном этапе, когда новые цели и идеи только формируются, и ориентирована на перспективу. Мечтатель должен помочь человеку увидеть, как все составляющие его плана складываются в одно целое. Функция реалиста выражается в поиске подходящих для реализации намеченного плана инструментов, чтобы абстрактная идея могла оформиться в нечто конкретное. Реалист помогает человеку перейти от мыслительного процесса к действиям.
Критик же, в свою очередь, нужен для того чтобы оценить появившуюся идею или намеченный план по достижению цели с критической стороны. Критик призван помочь человеку найти слабые точки в его замысле, попытаться определить потенциальные проблемы или моменты, которые могли быть упущены. Также критик обращает внимание человека на такие вещи как экологичность плана, его реалистичность, вторичные выгоды и т.п.
Подход к любым делам с применением стратегии творчества Уолта Диснея во много раз повышает результативность и личную продуктивность человека. А познакомиться с этой стратегией подробнее вы можете здесь.
5
Лучшие книги по НЛП
- Балыко Д. Запретов.net. 40 правил НЛП для жизни в кайф.
- Бендлер Р., Гриндер Д. Из лягушек — в принцы. Нейро-лингвистическое программирование.
- Бендлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий.
- Бергер Е. НЛП для счастливой любви. 11 техник, которые помогут влюбить, соблазнить, женить кого угодно.
- Бивер Д. Как быстро усвоить большой объём знаний. Учимся без мучений. Новейшие методы НЛП.
- Боденхамер Б., Холл М. НЛП-практик. Полный сертифицированный курс.
- Давыдова И. НЛП для бизнеса и жизни. Искусство гипнотического убеждения.
- Дж. О’Коннор. НЛП. Практическое руководство по достижению желаемых результатов.
- Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП.
- Плигин А. Как призрак неудачи превратить в аромат жизненного успеха.
Прежде чем использовать НЛП для влияния на других людей, проверьте, как эта техника работает на вас самих. Начать стоит, изменив собственную жизнь к лучшему, создав идеальный «Я-образ», а затем уже экспериментировать в социуме.
Работа с логическими уровнями
Согласно результатам исследований одного из первых разработчиков НЛП Роберта Дилтса, существует несколько уровней восприятия человеком реальности и того, как он её проживает. Все они параллельны друг другу и тесно взаимосвязаны. Для человека является очень полезным осознать происходящее на всех этих уровнях, т.к. это влияет на любые аспекты жизни: принятие решений, формирование отношений, ощущения и самочувствие и даже происходящие события.
Важно также знать, что логические уровни подчинены определённой структуре. Во-первых, Высшие уровни не могут существовать без Низших, т.к. реализуется посредством них, а во-вторых, Низшие уровни зависят от Высших и подчиняются им.
Обычно человек формирует свои цели и осознаёт проблемы на Низших уровнях и поэтому работать с ними можно и начинать на этих уровнях. Но, беря во внимание вышеупомянутые закономерности, следует прорабатывать цели и проблемы именно на Высших уровнях, т.к. лучший способ найти решение любой проблемы – найти её истоки и работать с ними напрямую.
Работа с логическими уровнями является предельно эффективной техникой для взаимодействия со свои целями и индуцирования жизненных перемен. Абсолютно всё, чего желает человек, должно находиться в согласованности с его Высшими уровнями, т.е. соответствовать убеждениям, ценностями и мировоззрению. Проработка проблем на Высших уровнях способствует выявлению необходимых ресурсов и увеличению их энергетического потенциала.
Узнать больше информации о работе с логическими уровнями можно по этой ссылке, а здесь можно послушать аудиокнигу по данной теме.
6
Что это такое
НЛП — это направление в психотерапии и практической психологии, использующее вербальное и невербальное поведение человека с целью добиваться от него нужного результата. Например, с помощью нейролингвистического программирования родители могут приучить ребёнка к порядку или пунктуальности, преподаватели — повысить эффективность обучения у учеников и студентов, менеджеры — заставить покупателя приобрести товар. При этом в ход идут формы речи, движения глаз, позы тела, память.
НЛП было разработано ещё в середине ХХ века Дж. Гриндером и Р. Бендлером, но максимальную популярность получило именно в наши дни. Официально данное направление признано паранаучным, так как эффективность приёмов, во-первых, не доказана, а во-вторых, не всегда этична с точки зрения морали.
Многие учёные считают, что НЛП есть не что иное, как искусство манипулирования людьми посредством их же поведения.
«Взмах»
Представленная техника служит для того чтобы в течение короткого времени изменить деструктивный тип реагирования человека на что-либо и заменить его на более конструктивный. Но результатом этой техники становится не только изменение типа реагирования, а ещё и установление у человека положительного и продуктивного образа себя. «Взмах» можно применять во многих сферах жизни, начиная от устранения вредных привычек и заканчивая коррекцией проблемного поведения.
Структура техники «Взмах» такова: для начала определяется контекст, т.е. ситуация, реакцию на которую хотелось бы изменить. Затем нужно выявить пусковые факторы, т.е. те факторы, которые вызывают желание реагировать привычным способом. Этот момент является наиболее важным, т.к. зачастую может даже не осознаваться человеком. Определение пусковых факторов также происходит по определённой методике.
После этого необходимо создать образ состояния, которого требуется достичь. Чаще всего это делается с применением третьей позиции восприятия. Следующий этап – это и есть «взмах», который требуется совершить. Он означает очень быструю замену одной картинки на другую (нежелательного образа на желательный). После того, как «взмах» совершён, нужно осуществить проверку нового состояния и подстройку к будущему.
Техника «Взмах» требует более подробно изучения (это можно сделать здесь) и тренировки.
7
Как правильно переводить и толковать belief
Начнем с корней. Ранние переводчики заложили порочную традицию, начав переводить словом «убеждение» оригинальный английский термин «belief». Самая главная претензия — данное слово буквально переводится как «верование» (от англ. глагола believe — верить), чтобы во множественном числе переводить «beliefs» как «верования».
Откуда это требование буквальной точности к переводу? О важности соблюдений буквализма в устах говорящего и буквальном восприятии у его собеседника нам создатели НЛП говорят со страниц каждой своей книги — начиная со «Структуры Магии» и заканчивая последней книгой Бэндлера «Richard Bandler’s Guide to Trance–formations». А о хроническом недостатке разделяемой всеми базы терминов и понятий говорит Стив Андреас.
Генератор нового поведения
Эта техника, аналогично предыдущей, предназначена для того чтобы помочь человеку изменить автоматические реакции на проявления внешней реальности, тем самым избавив его от множества ненужных проблем. Благодаря ей у человека повышается уверенность в своих силах, изменяются реакции и происходят положительные перемены в жизни.
Успешное применение данной техники подразумевает прохождение нескольких этапов. Сначала нужно определить ситуацию, которую требуется проработать, и прожить её, представив в своём сознании в мельчайших подробностях. Далее нужно представить эту же ситуацию в виде фильма, снятого про вас, и прочувствовать эмоции, которые он вызывает.
После этого требуется представить себя оператором кинозала, который ставит в проектор киноленту с фильмом про вас для себя же, сидящего в зале. Затем необходимо представить себя режиссёром и осознать возможность изменения сценария; придумать несколько новых вариантов и подобрать наиболее подходящий.
Новый этап подразумевает, что вы снова оператор в кинотеатре, ставящий новую киноленту для себя, сидящего в кинозале. Затем вы представляете себя сидящим в зале и смотрящим новый фильм со своим участием. В итоге вы должны представить себя героем нового фильма и прожить новую ситуацию, представив её во всех деталях в своём воображении и осознав свои эмоции. Важно чтобы новый результат вас устраивал. Если же он вас не удовлетворяет, то следует вернуться к предыдущим пунктам и заново их проработать.
Итогом должно стать появление нового шаблона реагирования, но уже такого, который будет приносить пользу. Нужно его закрепить, несколько раз проиграв ситуацию, используя новые реакции. Более подробно узнать о том, как всё это сделать, можно на этой странице.
8
1 ЯЗЫК И ОПЫТ
Магия языка
В основе «Фокусов языка» лежит магическая сила слова. Язык является одним из ключевых компонентов, из которых мы строим наши внутренние модели мира. Он способен оказывать огромное влияние на то, как мы воспринимаем реальность и реагируем на нее. Дар речи – уникальное достояние человека. Принято считать, что это один из основных факторов, способствовавших выделению людей из других живых существ. Выдающийся психиатр Зигмунд Фрейд, например, полагал, что слова являются базовым инструментом человеческого сознания и, будучи таковыми, наделены особой силой. Он писал:
Слова и магия изначально были едины, и даже в наши дни большая часть магической силы слов не утрачена. С помощью слов человек может подарить другому величайшее счастье или ввергнуть его в отчаяние; с помощью слов учитель передает ученику свои знания; с помощью слов оратор увлекает за собой аудиторию и предопределяет ее суждения и решения. Слова вызывают эмоции и в целом являются средством, с помощью которого мы оказываем влияние на наших ближних.
Паттерны «Фокусов языка» были созданы в результате исследования того, каким образом умелое использование языка позволяет нам оказывать влияние на других людей. Приведем несколько примеров.
• Женщина-полицейский получает срочный вызов в один из домов своего участка по поводу семейной ссоры с элементами насилия. Она встревожена, поскольку знает, что именно в таких ситуациях ее здоровье подвергается наибольшей опасности – никому, тем более людям, склонным к насилию и вспышкам гнева, не нравится, когда полиция вмешивается в их семейные дела. Подъезжая к дому, офицер полиции слышит громкий крик мужчины, характерные звуки ломающихся предметов, испуганные вопли женщины. Неожиданно из окна вылетает телевизор и разбивается вдребезги прямо у ног полицейского. Та подбегает к двери и со всей силы колотит в нее. Изнутри доносится голос разъяренного мужчины: «Кого там еще черт принес?» Взгляд женщины падает на останки разбитого телевизора, и она выпаливает: «Мастер из телеателье». На мгновение в доме наступает мертвая тишина, а затем мужчина начинает смеяться. Он открывает дверь, и теперь уже полицейский может смело войти в дом, не опасаясь никакого насилия. Впоследствии она говорит, что эти несколько слов помогли ей не меньше, чем месяцы тренировок по рукопашному бою.
• В психиатрическую клинику попадает молодой человек, пребывающий в уверенности, что он – Иисус Христос. Целыми днями он слоняется по палате без дела и читает проповеди другим пациентам, не обращающим на него никакого внимания. Врачи и обслуживающий персонал не способны убедить юношу отказаться от своей иллюзии. Однажды в клинику приходит новый психиатр. Понаблюдав за пациентом, он решает заговорить с ним. «Насколько я понимаю, у вас есть опыт в плотницком деле?» – говорит врач. «Ну… в общем-то, да…» – отвечает пациент. Психиатр объясняет ему, что в клинике строится новая комната отдыха и для этого нужен человек, имеющий навыки плотника. «Мы были бы очень признательны вам за помощь, – говорит врач, – разумеется, если вы принадлежите к тому типу людей, которым нравится помогать другим». Не сумев отказаться, пациент принимает предложение. Участие в проекте помогает ему подружиться с другими пациентами и рабочими и научиться строить нормальные отношения с людьми. Со временем юноша покидает клинику и устраивается на постоянную работу.
• Женщина приходит в сознание в послеоперационной палате больницы. Ее навещает хирург. Все еще слабая после наркоза, женщина с тревогой спрашивает о том, как прошла операция. Хирург отвечает: «Боюсь, что у меня для вас плохие новости. Опухоль, которую мы удалили, была злокачественной». Женщина, худшие опасения которой подтвердились, спрашивает: «И что теперь?», на что врач отвечает: «Ну, есть и хорошие новости: мы удалили опухоль настолько тщательно, насколько это возможно… А остальное зависит от вас». Вдохновленная словами «остальное зависит от вас», женщина всерьез задумывается над своим образом жизни и возможными альтернативами, меняет диету, начинает регулярно заниматься спортом. Осознав, насколько неблагополучной и напряженной была ее жизнь в годы перед операцией, она встает на путь личностного развития, определяя для себя убеждения, ценности и смысл жизни. Дела идут на поправку, и спустя несколько лет женщина чувствует себя счастливой, свободной от рака и здоровой как никогда.
• Молодой человек ведет машину по скользкой зимней трассе. Он возвращается с вечеринки, на которой выпил несколько бокалов вина. За одним из поворотов перед ним неожиданно возникает человек, переходящий дорогу. Водитель жмет на тормоза, однако машину заносит и пешеход попадает под колеса. Долгое время после происшествия молодой человек не может прийти в себя, парализованный собственными переживаниями. Он знает, что лишил жизни человека и нанес непоправимый ущерб его семье. Он понимает, что несчастный случай произошел по его вине: если бы он столько не выпил, то увидел бы пешехода раньше и мог отреагировать быстрее и адекватнее. Все глубже и глубже погружаясь в депрессию, молодой человек решает покончить жизнь самоубийством. В это время к нему в гости приходит его дядя. Видя отчаяние племянника, дядя некоторое время сидит рядом с ним молча, а затем, положив ему руки на плечи, говорит простые и правдивые слова: «Где бы мы ни были, мы все ходим по краешку пропасти». И молодой человек чувствует, что в его жизни появился какой-то просвет. Он полностью меняет свой образ жизни, начинает изучать психологию и становится терапевтом-консультантом, чтобы работать с несчастными жертвами пьяных водителей, алкоголиками и людьми, арестованными за вождение в нетрезвом состоянии. Многим клиентам он дарит возможность излечиться и наладить свою жизнь.
• Девушка собирается поступать в колледж. Из всех возможных вариантов она предпочла бы подать документы в бизнес-школу одного из самых престижных университетов в округе. Однако конкурс ей кажется настолько большим, что у нее нет никаких шансов быть принятой. Стремясь «реально смотреть на вещи» и избежать разочарования, она собирается подать документы в одну из школ «попроще». Заполняя анкету для поступления, девушка объясняет свой выбор матери: «Я уверена, что университет будет просто завален заявлениями». На это мать отвечает: «Для хорошего человека всегда найдется место». Незамысловатая истина этих слов вдохновляет девушку на то, чтобы подать заявление в престижный университет. К своему изумлению и восторгу, она оказывается принятой и со временем становится чрезвычайно успешным бизнес-консультантом.
• Мальчик пытается научиться играть в бейсбол. Он мечтает оказаться в одной команде со своими друзьями, однако не умеет ни бросать, ни ловить и вообще боится мяча. Чем больше он тренируется, тем сильнее падает духом. Он сообщает тренеру о том, что намеревается бросить спорт, потому что оказался «плохим игроком». Тренер отвечает: «Плохих игроков не бывает, просто есть те, кто не уверен в своих способностях». Он становится напротив мальчика и вручает ему мяч с тем, чтобы тот передал его обратно. Затем тренер отходит на один шаг и легонько бросает мяч в перчатку игрока, заставляя вернуть пас. Шаг за шагом тренер отходит все дальше, пока мальчик не обнаруживает, что с легкостью бросает и принимает мяч на большом расстоянии. С чувством уверенности в себе мальчик возвращается к тренировкам и со временем становится игроком, ценным для своей команды.
Все эти примеры объединяет одно: всего несколько слов меняют жизнь человека к лучшему за счет того, что в его ограниченных убеждениях происходит сдвиг в сторону перспективы с большим количеством альтернатив. На этих примерах мы видим, как нужные слова, сказанные в нужный момент, могут дать значительные позитивные результаты.
К сожалению, слова не только наделяют нас могуществом, но также вводят в заблуждение и ограничивают наши возможности. Неверные слова, сказанные не вовремя, могут принести немалый вред и причинить боль.
Эта книга рассказывает о пользе и вреде слов, о том, как определить эффект, который вызовут ваши слова, а также о языковых паттернах, позволяющих превращать вредные утверждения в полезные. Термин «фокусы языка» (sleight of mouth
) отражает сходство этих паттернов с карточными фокусами. Само слово
sleight
происходит от древнескандинавского слова, означающего «умелый», «хитрый», «искусный» или «проворный». Выражение
sleight of hand
в английском языке обозначает разновидность карточных фокусов, которую можно охарактеризовать фразой: «Вот ваша карта, а вот ее уже нет». Например, вы покрываете колоду тузом пик, но когда фокусник берет эту карту, туз пик «превращается» в королеву червей. Вербальные паттерны «Фокусов языка» обладают сходными «магическими» свойствами, поскольку нередко влекут за собой существенные изменения восприятия и тех допущений, на которых это восприятие основано.
Шестишаговый рефрейминг
Многим из нас знакома ситуация, когда определённые проблемы не решаются очень и очень долго, а причину этого понять мы никак не можем. Дело в том, что этому мешает наше собственное подсознание, которому по каким-то причинам кажется, что так, как есть сейчас – лучше всего. Для изменения настроя своего подсознания очень хорошо подходит техника шестишагового рефрейминга.
За основу в ней берётся особое медитативное состояние, при нахождении в котором подсознание наиболее восприимчиво к поступающей информации, тогда как в обычном состоянии её доступ блокируют различные субличности (см. здесь).
Схема шестишагового рефрейминга довольно проста:
- Первый шаг. Нужно лечь на пол и расслабиться, поочерёдно напрягая и расслабляя все мышцы тела, после чего примерно пять минут просто лежать, акцентируя внимание на дыхании.
- Второй шаг. Визуализация большого белого экрана.
- Третий шаг. Как только экран представлен, нужно задать своему подсознанию вопрос о том, готово ли оно к сотрудничеству. Ответ должен отобразиться на экране.
- Четвёртый шаг. Если ответ положительный, то можно задавать подсознанию любые вопросы, форма которых должна подразумевать простые ответы (да/нет).
- Пятый шаг. В процессе взаимодействия с подсознанием нужно узнать у него, какие выгоды оно извлекает из сложившейся проблемной ситуации, и обратиться к творческой составляющей своей личности с просьбой найти более подходящий способ удовлетворения данной потребности.
- Шестой шаг. Следует расслабиться, позволив подсознанию обработать информацию, не спеша посчитать от одного до десяти и встать. Рефрейминг окончен.
Применение шестишагового рефрейминга способствует эффективному решению многих проблем. Лучше всего, конечно, во время его применения находиться под гипнозом, для чего можно обратиться к услугам специалиста. Но можно применять его и самостоятельно. Более детально изучить особенности этой техники можно тут. Также можно посмотреть интересное видео на эту тему.
9
Практическое применение различия «верить» и «быть убежденным»
Разумеется, эти процессы родственны, и могут быть преобразованы один в другой. Единственный вопрос, который возникает при этом: какова цель данного преобразования, и насколько оно экологично для клиента. Однако, на уровне процесса в этом нет ничего невозможного.
Преобразование «верования» в «убеждение» или обратно (говоря языком НЛП — инсталляция лингвистической модели) может быть выполнено как с явным объяснением эксплицитной разницы между между этими процессами, так и без объяснения. Есть лишь дежурные рекомендации:
а). ссылайтесь на то, что язык отражает субъективную для подавляющего числа представителей своей культуры реальность, т. е. культура, заключенная в языке, содержит в определенной степени разделяемую всеми «карту». б). работайте на «живом материале», ищите в опыте собеседника примеры из жизни, точно подпадающие под описание процессов «верования» и «убежденности».
Предлагаю рассмотреть весьма общие алгоритмы по преобразованию «верований» в «убежденность» и наоборот.
Рефрейминг «вера в убежденность» 1. Обращение к опыту человека (пережитому непосредственно или переданному через другой источник), подтверждающему конкретное верование. 2. Рефрейминг контрпримеров, которые могут вызвать неконгруэнтности. 3. Превращение процесса «быть убежденным» в номинализацию «убеждение».
Рефрейминг «убежденность в веру» 1. Деноминализация (у тебя есть убеждение, т. е. ты убежден … ?) 2. Возврат референтного индекса (был убежден кем\чем?) 3. Возврат к состоянию, когда у человека не было опыта, подтверждающего данное обобщение.
Изменение личной истории
Техника изменения личной истории применяется, как правило, в тех случаях, когда поведение, которое требуется изменить, связано с какими-то событиями, имевшими место в прошлом, и основывается на имеющихся между настоящим и прошлым связях. Её использование позволяет избавиться от ненужных и ограничивающих убеждений, стереотипов, привычек, установок, методов реагирования и т.д.
Суть метода заключается в следующем. Нужно определить проблемную ситуацию или нежелательное состояние и установить на него якорь. Установленный якорь нужно использовать для того чтобы провести человека (или себя) до того самого момента, когда проблемная ситуация или переживание появилось впервые, а при любом их обнаружении нужно учитывать контекст происходившего.
После того как несколько (4-5) подобных ситуаций или переживаний будут найдены, нужно опустить якорь и вернуться к самой первой ситуации, определить ресурсы, которые требовались для её преодоления, и найти пусковые факторы. Далее необходимо найти доступ к найденному ресурсу и произвести его якорение, вернуться в раннюю ситуацию и изменить её восприятие, применяя уже имеющийся ресурс (для отлично подходят коллапсирующие якоря.
После всего проделанного нужно диссоциироваться от новых переживаний и оценить полученный результат. Если он не удовлетворяет поставленным требованиям, то следует вернуться к прошлому этапу выявления ресурсов и проработать его ещё раз. Затем нужно закрепить результат и произвести экологическую проверку и синхронизацию с будущим.
Узнать о том, как всё это делается, более детально можно отсюда.
10
Роберт Дилтс «Изменение убеждений с помощью НЛП»
Наши убеждения — очень мощная сила, которая определяет нашу жизнь. Опыт многих поколений доказывает: если кто-то убежден, что сумеет, сделает, одолеет, — у него обязательно получится. И наоборот. Большинство людей признают, что их убеждения могут прямо или косвенно влиять на их здоровье. Люди, профессионально связанные с охраной здоровья, подтверждают: для выздоровления пациента нужно, чтобы он по-настоящему этого хотел.
Можно ли изменять убеждения — отвергать старые и принимать новые? Как это сделать? Нейро-лингвистическое программирование вооружило нас эффективными техниками, которые позволяют понимать скрытые механизмы действия убеждений и их систем, а затем изменять — с пользой для себя и окружающих.
Для психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, а также всех, кто интересуется миром НЛП.
«ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ» РОБЕРТА ДИЛТСА
«Во всем мне хочется дойти до самой сути…»
Борис Пастернак
Мир НЛП, такой единый и понятный в своем единстве в момент возникновения, раскололся на острова, государства, карты и территории. Наряду с Джоном Гриндером, Ричардом Бендлером, Лесли Камерон-Бендлер и Джудит Делозьер, наверное, одним из самых известных имен-островов является имя Роберта Дилтса.
Начав как ученик и соратник, он выстроил несколько иное, «свое» НЛП. И если коротко охарактеризовать «НЛП по Дилтсу», то это прежде всего подход, уделяющий большое внимание ответам на вопросы «почему?» и «кто я?»
Задав вопрос «почему?», вы услышите в ответ убеждение человека. О том, кто он, что в мире бывает и чего не бывает, что хорошо или плохо, правильно или неправильно, возможно или невозможно и о многом другом. Это то, что нам помогает ориентироваться в мире, выбирать пути, действовать и запутываться в своих действиях….
Это та самая «суть»… И, наверное, надежда и стремление до нее дойти немного наивны и заранее обречены… Хотя, читая книгу, обнаруживаешь, что даже просто двигаясь в поисках этих ответов, можно многое узнать и изменить, помочь себе, своим родным и клиентам. В ней описаны техники, случаи из практики и, кроме того, прочитав ее, можно узнать многое про автора, который очень искренен.
«Убеждения» Р. Дилтса знаменуют смену периода развития НЛП, некогда отрицавшего другие методы психотерапии, на этап, в котором НЛП ищет сходства и признает себя членом семьи, где возможно учиться у старших, не отказываясь при этом от своей уникальности и своеобразия.
НЛП больше не метод трехминутного решения проблемы. Снимая это ограничение, книга открывает много новых, интересных и манящих дорог.
Наверное, именно это особенно актуально для русского читателя, для которого магия первых лет знакомства с НЛП, возможно, начала немного тускнеть при встрече с невротиком, никак не собирающимся вылечиваться за одну сессию.
Герои книги — прежде всего клиенты: «обычные невротики» и «шизофреники», которым Дилтс никогда не ставит диагноз, а просто помогает распутать клубок проблем. Это родные и близкие автора — его отец, умирающий и в то же время побеждающий смерть, мать, доверяющая сыну стать ее психотерапевтом и изменяющая свой семейный сценарий, раковый больной, Бог и задумавший понять его Божественный замысел Человек — Энштейн.
В книге, начинающейся с благодарности учителям и соратникам и завершающейся благодарностью слушателям и читателям, много надежды смирения и любви… И вместе с тем язык ее сухой и «техничный», и так легко споткнуться, читая «импринт», «репрезентация», «якорение», «кинестетика» и т.д. Мне кажется, для автора нет противоречия между алгеброй и гармонией. Безличность схем и формул никогда не приобретает отдельной власти. Она существует только «для», только «в применении к»… Мне это напоминает разговор доктора у постели больного про такие непоэтичные вещи, как пульс, дыхание, количество лейкоцитов. И при этом добрый, теплый, внимательный, поддерживающий взгляд.
Побывав в гостях на «планете людей» Роберта Дилтса, вам, возможно, захочется заглянуть к нему еще раз — его трехтомник «Стратегии гениев» скоро увидит свет в нашем издательстве. Только не идите в гости с пустыми руками. Вашим вопросам «почему?» и «кто?» будут очень рады.
Елена Виль-Вильямс
С глубочайшим уважением эта книга с посвящается людям Восточной Европы, которые показали всему миру действительную мощь и силу подлинного изменения убеждений.
БЛАГОДАРНОСТИ
Существует несколько элементов, на которые опирается процесс создания и развития любого подхода, техники, идеи или целой теории. Прежде всего в творчестве всегда присутствуют две стороны: концептуальная и операциональная. Концептуальные элементы служат теоретическим основанием. Операциональные должны помогать применению созданного на практике.
В концептуальном и операциональном развитии существуют основные принципиальные роли. Роль творца — это отправная точка в развитии. Кроме того, важны концептуальные и операциональные истоки, вклады других людей, а также роль последователей и тех, кто занимается дальнейшей разработкой подхода, его адаптацией и «очищением» материала.
Во время разработки материала, описанного в данной книге, я получал поддержку многих людей, которым хотел бы выразить благодарность.
Техники реимпринтинга имеют свою концептуальную и операциональную предысторию. Концептуально понятие реимпритинга во многом основано на разработках концепции импринтинга Конрада Лоренца, расширенного до понятия реимпринтинга Тимоти Лири. Нельзя не отметить вклад в эту концепцию идей Зигмунда Фрейда, выраженных в его работе «Изучение истерии», а также работ известного семейного терапевта Вирджинии Сатир. Операционально реимпритинг как техника связан с техникой изменения личностной истории, которая была предложена создателями НЛП Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.
Техника превращения неудачи в обратную связь с использованием глазных ключей доступа и стратегий мышления была разработана мною и моими коллегами в самом начале развития НЛП и описана в первом томе «Нейро-лингвистического программирования». На эту технику во многом повлияли работы Макса Вертмейера и его коллег гештальт-психологов.
Развитие техники интеграции убеждений во многом связано с комбинированием техник примирения конфликтных частей и рефрейминга. Концептуально они испытывают огромное влияние работ Фрица Перлза и Вирджинии Сатир.
Фундаментальная концепция идеи логических уровней и изменения убеждений сформулирована Грегори Бейтсоном в его работах по изучению систем и шизофрении. Огромное вдохновение при дальнейшей разработке этой идеи дали мне работы и наблюдение практики Милтона Эриксона.
Пространственное применение техники линии времени было разработано в серии семинаров «Синтакс», которые мы проводили с Джоном Гриндером. На этих семинарах мы наблюдали позитивный эффект от применения техник изменения позиций восприятия и Мета-зеркала.
Огромную поддержку оказал мой коллега Тодд Эпштейн, который первым «опробовал» мои изобретения и давал мне обратную связь, вникая в мои идеи.
Я хотел бы выразить огромную благодарность Луизе Беллер за подготовку рукописи данной книги, а также Алану Монарту и Анне Пирерд, спонсировавшим семинары, на которых основана эта книга.
ВВЕДЕНИЕ
Наши убеждения оказывают огромное влияние на наше поведение. Принято считать, что если человек по-настоящему верит, что он может что-либо совершить, то обязательно это совершит. Но если он убежден в невозможности этого, никаких сил не достаточно, чтобы убедить его в обратном. Такие убеждения, как «Уже слишком поздно», «Ничего не поделаешь, здесь я бессилен», «Я — жертва обстоятельств «, «Раз уж на мою долю выпало, никуда не денешься» — часто могут являться камнем преткновения, не позволяющим человеку в полной мере использовать весь потенциал своих естественных ресурсов и бессознательной компетенции (unconscious competence). Наши убеждения относительно самих себя и своих возможностей в окружающем мире неизменно и в значительной мере влияют на повседневную деятельность. У каждого есть убеждения, служащие ресурсом, и наряду с этим — убеждения, сдерживающие движение вперед.
Большинство людей признают, например, что их система убеждений может как прямо, так и косвенно влиять на их здоровье. Чаще всего бывает совсем несложно выявить отрицательные убеждения, ведущие к таким неприятным для общего состояния здоровья последствиям, как развитие вредных привычек, повышенная утомляемость, ослабление иммунной системы организма и стрессовые состояния. Как же в таком случае следует поступать, чтобы вместо отрицательных убеждений обрести убеждения, благотворно влияющие на общее состояние здоровья человека?
Почти каждый, кто профессионально связан с заботой о здоровье человека, признает, что общий моральный настрой пациента является наиболее влиятельным фактором в процессе выздоровления. И тем не менее, существует весьма ограниченное число основательных или надежных методов, способных помочь человеку преодолеть одолевающий его страх или апатию и обрести конгруэнтное «позитивное душевное состояние».
На протяжении всей истории медицинских исследований неоднократно подтверждалось, что средства, обладающие лишь плацебо-эффектом, могут быть столь же действенны, как и самые сильные лекарства. Вместе с тем, причина этого явления до сих пор оставалась загадкой. Многие исследователи даже полагают, что возможно «обратное действие плацебо», приводящее к возникновению многих заболеваний. Но возможно ли непосредственно прибегнуть к этому источнику жизненной силы и обратить его на пользу человеку, ищущему исцеления?
Даже те убеждения, что сложились по отношению к нам у других людей, могут возыметь на нас свое действие. Это было продемонстрировано в одном весьма оригинальном исследовании, в ходе которого группа детей с уровнем умственного развития, аттестованным как средний, была совершенно произвольным образом разделена на две равные подгруппы. Одна из них была вверена одному учителю как группа «одаренных» детей. Вторая — другому учителю, но уже как группа «отстающих». Год спустя обе подгруппы были вновь аттестованы на уровень умственного развития. И вовсе не удивительно, что большинство детей, произвольно записанных в «одаренные», получили гораздо более высокий балл, чем на предыдущей аттестации, в то время как большинство тех, кого определили в «отстающие», показали значительно более низкий результат! Убеждения учителей относительно способностей своих учеников повлияли на обучаемость последних.
Наши убеждения могут формировать, изменять и даже определять уровень наших умственных способностей, состояние здоровья, социальные связи, творческие способности и даже степень личного счастья и жизненного успеха. При этом если убеждения и в самом деле являются столь могучим фактором нашей жизни, каким образом можно научиться управлять ими так, чтобы они не начали управлять нами? Многие из наших убеждений были получены нами в детстве от наших родителей, учителей, социального окружения и средств массовой информации еще до того, как мы могли осознать оказываемое ими влияние или сделать выбор по своему усмотрению. Возможно ли перестроить, изменить или разучиться верить в свои старые ограничивающие убеждения и взять на вооружение другие, способные вывести нас за пределы старых ограничений, на новые орбиты, превосходящие наши самые смелые предположения? И если такое возможно, то каким образом мы можем это осуществить?
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) предоставляет в наше распоряжение весьма действенную и многообещающую модель разума и набор поведенческих инструментов, способных «отомкнуть» некоторые скрытые механизмы, лежащие в основе убеждений и систем убеждений. С помощью НЛП убеждения, — а наряду с этим как нейро-лингвистические, так и физические элементы, влияющие на эти убеждения, — могут быть изучены и на них можно оказывать влияние вполне понятным и практически полезным образом.
Данная книга является результатом моих собственных исследований при помощи средств НЛП глубинных внутренних процессов, лежащих в основе убеждений. Книга по большей части основана на конспектах семинаров по изменению убеждений. С ее помощью я надеюсь поделиться с читателями и запечатлеть в памяти чувства и открытия, сделанные мной во время реальной работы с людьми и их убеждениями.
ПРИРОДА УБЕЖДЕНИЯ
Мозг, как в сущности и любая биологическая и социальная система, имеет многоуровневую организацию и несколько уровней обработки информации, в результате которых мы способны выходить на различные уровни мышления и бытия. Стараясь создать модель для понимания деятельности
мозга или изменения поведения, мы обращаемся к этим уровням — как если бы хотели разобраться в структуре какой-либо отдельной бизнес-системы банка, предприятия, фирмы и т.д.), в которой существуют различные уровни организации.
С психологической точки зрения, можно говорить о пяти основных уровнях.
Базовым уровнем является наше внешнее окружение, наши внешние сдерживающие факторы.
Мы взаимодействуем с внешним окружением с помощью нашего поведения.
Наше поведение направляется нашей моделью мира и нашими стратегиями, которые определяют наши способности.
Эти способности организуются посредством систем убеждении, непосредственно являющихся предметом данного исследования.
Сами убеждения организуются через идентичность (identity).
Таким образом, когда человек испытывает какое-либо затруднение, то нам следует определить, приходит ли данное затруднение из внешнего контекста или причина в том, что данный человек не обладает особым типом поведения, для того чтобы справиться с контекстом. Или причина в том, что он не разработал подходящей стратегии или модели мира, позволяющих выработать это поведение? Не происходит ли это оттого, что у него отсутствует убеждение или имеется конфликтное убеждение, оказывающее влияние на его жизнь в целом или на достижение конкретного результата? И, наконец, не связана ли причина затруднения с уровнем идентичности, влияющем на всю систему в целом?
Все это — важные различия, полезные для любого, кто работает в области обучения, общения или совершенствования.
ПРИМЕРЫ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ
Логические уровни отдельного человека
Допустим, что ребенок испытывает трудности во время экзамена. Учитель может сказать ему: «Ты совсем не виноват. Наверное, шум в классе или что-то еще отвлекало тебя во время сдачи экзамена».
Другими словами, вся проблема во внешнем окружении и к тебе лично не имеет никакого отношения. Разумеется, что при такой постановке вопроса вклад самого ученика минимален.
Фокусируясь на поведении, учитель может сказать: «Ты плохо себя проявил на этом экзамене». В этом случае ученик становится ответственным за результат процесса.
Оперируя на уровне способностей, учитель может сказать: «Этот предмет дается тебе плохо, твои математические способности (способности к языку, литературе, истории и т.д.) недостаточно хорошо развиты». Это более широкое значение конкретного провала на экзамене.
На уровне ценностей учитель может сказать: «Ну что ж, в общем-то это не так уж важно. Главное, что тебе нравится учиться».
Учитель подкрепляет убеждение в том, что получать хорошие оценки не так уж важно, главное, чтобы нравилось учиться. В данном случае мы перескакиваем на уровень убеждений. Это уже выходит за рамки отдельного предмета и относится к процессу обучения в целом.
На уровне идентичности учитель может сказать: «И никудышный же ты ученик, однако»; или «Ты не способен к обучению»; или «Да, ты не Лобачевский». Это затрагивает все существо ребенка.
Уровень идентичности отличается от уровня способностей. Одно дело считать себя неспособным к какому-то одному предмету и совсем другое — полным тупицей.
Данные примеры наглядно демонстрируют, какого рода воздействие способны оказывать сообщения, высказанные на различных уровнях. Большая разница между тем, когда человек говорит: «Если я пью, то не способен себя контролировать» и заявлением: «Я горький пьяница и таким навек останусь».
Если я принимаю нечто как часть моей идентичности, то это нечто начинает оказывать на меня глубочайшее влияние.
Логические уровни компании
Уровни, работающие у отдельного человека, будут справедливы и для организаций и групп.
Вот только один пример. В начале 80-х годов Джон Гриндер, Ричард Бэндлер и я давали ряд консультаций . Если представить себе идентичность и метапрограмму «Ксерокса» (см. перечень составляющих метапрограммы в приложении 1), то ее можно выразить словами: «Каким образом я могу изготовить лучшую копию?»
В этом заключается соответствие положительному в прошлом: компания изготавливает копировальные машины.
Однако и у нее возникли проблемы. Один из сотрудников исследовательского сектора посетил центральный офис газеты «Лос-Анджелес Таймс» и обнаружил, что бумага в нем полностью отсутствует. В крупнейшей газете все работали на компьютерах и пользовались электронной почтой.
В результате начала заниматься непривычным для себя делом: постаралась заглянуть в будущее и начала искать соответствия отрицательному в будущем: что прикажете делать компании, которая получает свой доход за счет тех, кому нужно делать копии, а через десять лет в офисах не останется никакой бумаги?
Таким образом, начала действовать, исходя из «отрицательного в будущем» и приняла решение переключиться на персональные компьютеры.
Но проблема в том, что при слове «Ксерокс» мы представляем себе копировальные машины, а отнюдь не персональные компьютеры. Компания попыталась заняться разработкой компьютеров, но компьютеры не вписывались в рамки ее идентичности; не вписывались они ни в систему убеждений, ни даже в текущие способности корпорации. Компания была способна проводить исследования и новые разработки, но не в области персональных компьютеров.
Мы объяснили компании, что она собирается совершить слишком большой скачок, поскольку речь шла о создании практически нового «я», а это неизбежно приводит к конфликту — со старой идентичностью и старыми ценностями. Именно это и произошло с «Ксероксом», — компания выпустила-таки свой компьютер, но о нем мало кому известно.
Как все это происходило, довольно интересно, поскольку ситуация зримо продемонстрировала, насколько сильны данные уровни убеждений и идентичности метапрограмм и как они проявляют себя в компаниях.
Вот лишь два примера:
1. Для презентации сотрудникам компании этого персонального компьютера было решено нарядить кого-нибудь изобретателем первой копировальной машины «Ксерокс», который уже пятнадцать лет как умер, и «воскрешение его из мертвых» придало всему мероприятию некоторый оттенок поминовения усопших. Он представлял компьютер как новейшую и самую лучшую модель «Ксерокса», говоря при этом: «Это улучшенная версия того, что я пытался сделать».
2. Главным персонажем рекламы этого компьютера был монах! Согласитесь, что образ монаха как-то не слишком вяжется с высокими технологиями. Чем вообще может заниматься монах? Помимо всего прочего, он переписывает рукописи. Таким образом, «Ксерокс» оказался в ловушке своей метапрограммы, поскольку никто вовремя не заметил, что она не соответствует тому внешнему окружению, в которое компания пытается внедриться.
Новое направление началось с идеи на уровне способности исследования и разработки и первое время никому не внушало опасений, как некая мелкая затея в исследовательском центре. Многие его сотрудники имели привычку носить джинсы и длинные волосы, поскольку в те времена, особенно в исследовательской среде, было принято считать, что тот, кто не носит длинных волос и бороды, вряд ли способен полностью осознать, чем он вообще занимается. А уж если он гладко выбрился и повязал галстук, то его способность работать с компьютерами и вовсе оказывалась под большим сомнением.
Чем больше средств вкладывал «Ксерокс» в данное направление, подходя с позиций отрицательного в будущем, тем больше пропагандировалась идея, что оно необходимо для выживания компании в целом и тем больше прилагалось усилий к тому, чтобы сделать его частью идентичности компании.
Когда эта тенденция набрала силу, сотрудникам исследовательского центра было предложено постричься, сбрить бороды и повязать галстуки, дабы соответствовать общему облику («идентичности») компании.
Оказалось, что исследователи по своим метапрограммам не соответствовали настоящему, которым они пренебрегали в пользу перспективы соответствовать положительному в будущем, желая сохранить неизменной свою идентичность, а не превратиться в незначительную часть чужой идентичности. Они хотели стать главной частью идентичности компании. Таким образом, назрел конфликт двух разных идентичностей, который завершился полным разрывом.
Все это говорит о том, что даже в бизнесе существуют различные уровни и различные типы реакций и откликов при переходе с одного уровня на другой.
Мы рекомендовали «Ксероксу» заниматься тем, чем они занимались всегда: не посягать на область персональных компьютеров, а продолжать подстраиваться и действовать в своем ключе, то есть начать разработку компьютеризированных модулей для своих копировальных машин. Если вы обеспокоены тем, что в будущем никто не будет пользоваться бумагой, то начните разрабатывать сканеры, способные оцифровывать текст и сохранять его в компьютере, вместо того, чтобы тратить деньги на разработку персональных компьютеров. Разрабатывайте технологию, которая наилучшим образом соответствуют тому, чем вы занимаетесь в настоящее время.
Похоже, что «Ксерокс» прислушался к нашим советам. В своей рекламе он вместо монаха начал использовать образ Леонардо да Винчи, в большей мере символизирующий творчество: метапрограммы требуют изменений вместе с изменением продукта.
Логические уровни в семейных системах
То, что произошло в , происходит в каждой семье, где есть подросток. Семья обладает своей идентичностью и на первых порах ребенок так или иначе является частью внешнего окружения. Когда он начинает ходить и проявлять самостоятельность, совершая различные поступки, пора приступать к развитию его способностей: учить его, как управлять этими поступками, как двигаться, не разбивая все на своем пути. Разумеется, в школе у него развивается гораздо больше способностей.
У родителей проблемы возникают, когда у ребенка начинают развиваться свои собственные убеждения. А когда начинает формироваться «я», конфликт разгорается уже по-настоящему. Часто детям хочется быть самостоятельной личностью, а не только частью семьи, быть самими собой и не делать то, что от них требуют родители или то, что нужно их семье. Они хотят делать то, что сами решили делать, а не то, что, по мнению других, было бы лучше всего.
Если вдуматься, то в этом есть настоящий вызов.
«Уверены ли вы в том, что делаете нечто из-за того, что вам действительно хочется делать? Уверены ли вы в том, что не находитесь под влиянием того, что вам говорят другие, или под влиянием того, что заслужите наказание, если не будете этого делать?»
Один путь — это делать то, за что вы неизбежно заслужите наказание и что вам никто, не советует делать. Очевидно, что вы сделаете это, поскольку будете единственным, кто принимает решение. Если все советуют вам не делать чего-то, за что вас неизбежно ждут неприятности, а вы все-таки решили это сделать, то это роднили вы сами, а не кто-то другой.
Другой путь познания своей идентичности — через то, что человек не может изменить: «Если я не могу это изменить, значит это часть меня самого, значит это я сам». Иными словами, я готов принять это как себя самого, если я не знаю, что нужно, чтобы сделать это другим и если я не могу это сделать другим. То, что остается неизменным, со всей очевидностью становится наиболее общей нитью, связывающей воедино весь мой опыт.
Позднее мы еще вернемся к вопросу об идентичности, а сейчас продолжим основную тему книги — убеждения.
Роль убеждений
Помимо всего прочего, убеждения интересны и тем, что в силу своего нахождения на ином уровне, чем поведение или способности, не изменяются в соответствии с теми же самыми правилами.
Если у человека есть какое-либо убеждение, то доказательства, полученные от внешнего окружения или поведения, не смогут изменить это убеждение, поскольку оно не касается действительности. Убеждения заменяют вам знание реальности и касаются тех вещей, которые невозможно наблюдать в действительности. Тог, кто неизлечимо болен, не знает, пойдет ли он на поправку или нет: в нынешней действительности не существует ничего, что могло бы указать ему на это. Он должен верить, что выздоровеет именно потому, что никто не знает, какова реальность.
Другой пример — идея существования Бога. Нет ни одного способа окончательно доказать или опровергнуть ее. Это вопрос личных убеждений («веры») или толкования определенных фактов, а любые факты, как известно, могут по-разному истолковываться в различных системах убеждений.
Я знал многих неизлечимо больных людей, жертв рака или СПИДа. Многие уже считали себя почти на том свете. Зачем же о чем-то беспокоиться, что-то делать, если осталось уже недолго? Даже если обследование давало положительный результат, они были убеждены, что это лишь временное улучшение. Они не хотят заниматься самообманом, они точно знают, что скоро умрут. Спорить с ними бесполезно, поскольку любой аргумент они истолковывают с позиций своей убежденности.
И одновременно существует масса примеров того, как позитивный взгляд на вещи и позитивные убеждения могут привести к выздоровлению даже при самых опасных болезнях. Но как убедить человека, считающего себя кандидатом на тот свет, что он еще вполне может жить и здравствовать? Уверен, что в споре с ним вы ничего не докажете. Почти каждый когда-то мог убедиться на собственном опыте, что попытки изменить чьи-либо убеждения, как правило, заканчиваются пустой тратой времени.
Таким образом, убеждения действуют на ином уровне, чем внешняя и поведенческая действительность, и не изменяются под воздействием тех же самых процессов. В компании, изменение корпоративных ценностей и проводимой политики требует особого подхода и не происходит механически одновременно с заменой оборудования.
Для того, чтобы лучше понять роль убеждений и влияющих на них процессов, я позволю себе сделать обзор нескольких исследований функционирования убеждений в области поведенческих изменений.
Избавление от лишнего веса
Существует масса программ диетического питания, которые коренным образом отличаются друг от друга. В некоторых случаях различные программы толкуют совершенно обратное. Одни, например, говорят: «Вы можете есть все что угодно, до тех пор, пока занимаетесь физическими упражнениями». Другие утверждают:
«Неважно, какие упражнения вы делаете, главное — правильно питаться». Некоторые регулируют то, что вы обычно едите. Другие требуют особого набора продуктов.
Но самое удивительное, что все они для кого-то да срабатывали. Другими словами, каждая из них была эффективна для определенной категории людей.
Один из моих коллег решил исследовать эти программы, но вместо того, чтобы моделировать каждую из них отдельно, он напрямую обратился к людям, которым помогли различные диеты, с вопросом: «Что произошло и как это сработало?» Он обнаружил, что все эти люди, независимо от того, какой программой они пользовались, обладали двумя общими характеристиками.
Первая заключается в том, что переход на диету сопровождался у них еще какой-либо кардинальной переменой в жизни
— сменой работы, социальных связей или всего внешнего окружения, если они переезжали на новое место жительства.
Второе, о чем они сообщили, была их реакция в духе: «На этот раз я действительно был готов к переменам
». Они были готовы сбросить вес, и мне кажется, что именно эта готовность сыграла весьма важную роль, особенно в отношении убеждений.
Когда кто-либо, готовый к переменам, входит в ваш кабинет, на него можно просто подуть, и он изменится. При этом можно делать все что угодно: единственное, чего он ждет, — это разрешения.
Поэтому вопрос нужно ставить так: «Как подготовить человека к тому, чтобы он был готов измениться?
»
Если некто верит в то, что он может измениться, — он изменится.
Излечение от рака в последней стадии
В ходе еще одного интересного исследования было опрошено сто человек, сумевших излечиться от рака. Всем этим людям был поставлен диагноз рака в заключительной стадии, но по прошествии от десяти до двенадцати лет они все еще здравствуют.
В данном случае исследователь также попытался установить, что общего между всеми этими людьми. Как выяснилось по ходу дела, курсы лечения, которые они проходили, также весьма различались. Некоторые подвергались обычным врачебным процедурам, хирургическим операциям, химиотерапии и облучению. Другие прибегали к нетрадиционным методам, таким как акупунктура. Иные следовали диете и моделям питания. Некоторые встали на стезю психологии или религии. Кое-кто вообще ничего не делал.
Единственное, что было общего у всей этой сотни людей, — все они верили в то, что их действия принесут ожидаемый результат. Безвредные лекарства, выписываемые для успокоения больного
В истории медицины существует один весьма наглядный пример силы убеждения — безвредные лекарства, выписываемые для успокоения пациента, так называемое плацебо.
Эффект плацебо имеет место в тех случаях, когда пациенту, уверенному в том, что ему назначают нужное лекарство, выписывается совершенно безобидное средство, и он, тем не менее, выздоравливает. Будет весьма любопытно рассмотреть этот феномен подробнее.
Эффекту плацебо посвящено множество исследований, поскольку в Соединенных Штатах каждое новое лекарство опробуется на фоне плацебо. И как показывают эти исследования, примерно в одном случае из трех плацебо оказывает то же действие, что и настоящее лекарство. Но это в среднем. В некоторых исследованиях отмечается, что плацебо действует так же хорошо, как и морфий примерно в 54% случаев
.
Было проведено даже «обратное» исследование, в котором люди, отзывчивые на плацебо и не относящиеся к таковым, получали настоящее лекарство. Им давали обезболивающие средства типа морфия и, как выяснилось, чутким к плацебо людям он помогал в 95%, а всем остальным — только в 46% случаев. Разница составила примерно 50%, и это убедительно свидетельствует, что даже для настоящего лекарства в ряде случаев необходима убежденность в его действенности.
Плацебо оказались действенными и при лечении раковых заболеваний. В одном исследовании пациентов подвергали «плацебо-химиотерапии», в результате чего около трети из них полностью облысели.
Одним из наиболее эффективных электрошоковых аппаратов в Калифорнии является тот, который не включают уже три года. Прежде чем подключать к нему пациентов, им дают обезболивающие средства, в силу чего психические больные бывают уверены в том, что они получили электрошок, хотя на самом деле ничего не было. Эффект при этом гораздо выше, чем при настоящем электрошоке.
Еще одно исследование показало, что блестящие мелкие красные и очень дорогие пилюльки обладают значительно большим эффектом плацебо, чем крупные беловатые недорогие таблетки. Другими словами, субмодальности лекарства также имеют большое значение.
В свое время Бэндлер и Гриндер попытались начать выпуск средства, названного ими Мега Плацебо, но весь проект был остановлен правительством. Возможно, власти побоялись, что вся фармацевтическая промышленность страны останется не у дел.
Ожидание собственной действенности: взаимоотношения между убеждением, способностью и поведением
Эффект плацебо наглядно демонстрирует роль и скрытую силу убеждения.
Быстрое лечение фобий
Техника быстрого лечения фобий используется в НЛП для того чтобы нейтрализовать якоря на какие-либо сильные переживания, т.е. избавить человека от фобий: ксенофобии, агорафобии, никтофобии, фотофобии, клаустрофобии и многих других. Результатом успешного применения этой техники является освобождение человека от страхов, высвобождение энергии и появление множества новых возможностей.
Процесс осуществления техники быстрого лечения фобий заключается в нескольких шагах:
- Нужно получить доступ к положительному состоянию и произвести его якорение, создав мощный ресурсный якорь. Причём, лучше всего, если якорь будет кинестетическим.
- Нужно провести диссоциативный анализ переживаний, представив себя ещё до пребывания в негативном состоянии (чёрно-белая картинка) и уже после пребывания в нём (цветная картинка).
- Нужно посмотреть на себя со стороны, словно сидя позади самого себя в кинотеатре.
- Нужно быстро просмотреть чёрно-белый фильм, состоящий из первой картинки, самого события и оканчивающийся цветной картинкой.
- Затем нужно просмотреть весь чёрно-белый фильм, но начиная со второй цветной картинки и заканчивая первой, причём во время перехода к первой картинке нужно переходить и во вторую степень диссоциации (смотреть на себя, смотрящего фильм). После перехода к первой картинке фильм должен сразу заканчиваться.
- Нужно подумать о том, что являлось источником фобии и отметить изменения в физическом состоянии.
- Нужно спроецировать негативную ситуацию на будущее, представив взаимодействие с источником фобии и обдумав новые варианты реагирования. Важно чётко определить показатели ощущения безопасности или же указатели к осторожному поведению.
Ознакомиться с техникой быстрого лечения фобий более детально можно на этой странице.
11
Сферы применения
В разных сферах жизни НЛП предлагает использовать разные методы воздействия на человека.
В продажах
Современный рынок перенасыщен товарами и услугами. Конкуренция невообразимая. И почему-то одни магазины и бренды процветают и держатся на плаву уже не один десяток лет, а другие исчезают уже через пару месяцев после открытия. Можно бесконечно выискивать ошибки и промахи последних, но сегодня всё чаще говорят о том, что просто одни умеют использовать техники манипулирования людьми (читайте: покупателями и клиентами), а другие даже не слышали об этом. Первые становятся успешными, судьба вторых — кануть в Лету.
Пошаговое руководство, как продавцы, менеджеры и мерчандайзеры используют техники НЛП.
1. Установить с покупателем раппорт (доверительные отношения) через:
- отзеркаливание;
- открытые позы.
2. Акцентировать внимание покупателя на конкретном товаре посредством:
- встряхивания (как только он теряет интерес, нужно повысить голос, изменить позу, сменить тему);
- вовлечения в совместную деятельность, сотрудничество («мы сейчас посмотрим настройки данного телефона вместе»);
- создания позитивных ожиданий («вы не пожалеете, что купили его»).
- незавершённого действия (сделать из товара загадку, разгадать которую можно, только купив его);
- эмоционально значимых слов: выгода, недорого, акция, скидка, распродажа, хит продаж, низкие цены и др.
3. Призвать покупателя к активному действию с помощью таких методов, как:
- необходимость принять срочное решение: «через 2 часа акция закончится», «остался единственный экземпляр»;
- иллюзия выбора: «выбирайте, какую модель вы покупаете — ту или эту» (автоматически сознание покупателя отказывается от очевидного выбора «я ничего не покупаю»);
- планирование будущего: «выбирайте, и я провожу вас на кассу», «выбирайте, я пока оформлю скидку/купон на бонусную карту».
Чтобы увеличить продажи, техники НЛП активно используются и в рекламе:
- работа на общепринятые ценности (в каждой второй рекламе мы видим образ идеальной семьи или успешного бизнесмена);
- субмодальности: с помощью визуальной картинки и вербальных формулировок происходит воздействие на подсознание (сочное блюдо усиливает аппетит, полуобнажённая девушка заинтересовывает мужчин);
- пресуппозиции: такие формулировки, которые исключают выбор другого товара;
- синестезия: одновременное подключение нескольких каналов восприятия;
- трюизм: словесные формулировки, вызывающие подлинность факта, даже если он ложный («кардиологи рекомендуют», «одобрено всемирной ассоциацией»);
- мыслевирус: создание шлейфа загадочности вокруг товара.
Как показывает практика, техники НЛП обеспечивают высокий рост продаж.
В отношениях
Специалисты считают, что с помощью НЛП можно влюбить в себя любого человека. Как это сделать?
- Якорение
В разговоре с объектом заставьте его вспомнить что-нибудь приятное. Отныне он, видя вас, будет испытывать только положительные эмоции.
- Подстройка
Изучите стиль одежды и манеры поведения звезды, которой восхищается ваш объект. Не копируйте образ полностью, но усвойте пару моментов и используйте их в общении.
- Загадочность
Не рассказывайте о себе всё. Оставьте какую-то сторону неясной, но постоянно подводите свой объект обожания к этой таинственной двери, как бы приглашая зайти, но не открывайте её. Желание разгадать загадку приведёт к построению тех отношений, о которых вы мечтаете.
В любви тоже полезно использовать приёмы НЛП. Главное — не переборщить с ними и не перейти на голое манипулирование любимым человеком.
Методики нейролингвистического программирования для женщин:
- идеальные свидания, продуманные до мелочей (начиная от скатерти на столе и заканчивая афродизиаками);
- красивый, возбуждающий внешний образ (мужчины любят глазами);
- правило трёх «да» (сформулируйте три вопроса так, чтобы мужчина ответил «да», — на четвёртый вопрос, важный для вас, он автоматически ответит так же);
- правильная мотивация: «ты самый лучший», «ты всего добьёшься»;
- обезоруживание: демонстрация своих слабых сторон, слёзы, чтобы вызвать жалость.
Приёмы НЛП для мужчин:
- иллюзия выбора: «куда сегодня пойдём — в парке погуляем или в кафе посидим?» (хотя на самом деле она собиралась к подруге);
- «плюс-минус»: сначала вызвать у девушки лёгкую отрицательную реакцию (посмотреть вслед красотке), затем — сильную положительную (купить подарок, наговорить множество комплиментов).
Специалисты предупреждают, что техники манипулирования сознанием в отношениях нужно использовать крайне аккуратно, чтобы не скатиться на безликое и жестокое управление.
В образовании
Преподаватели в школах и других учебных заведениях тоже активно могут использовать НЛП:
- давать информацию в том виде, в каком ученики её лучше воспринимают: одни — через глаза, другие — через уши, третьи — через тактильные ощущения;
- как можно чаще прибегать к визуализации;
- якорение: если преподаватель поднял руку — все должны замолчать;
- речевые стратегии: для привлечения внимания повысить голос, не договорить предложение, резко замолчать, создать ореол таинственности («прочитайте дома, что произошло между Онегиным и Татьяной в беседке»);
- позитивные комментарии;
- шутки, юмор (но не высмеивание и не унижение).
Те педагоги, кто использует в своей деятельности методы НЛП, отмечают их невероятную эффективность. Они позволяют налаживать связь с детьми, помогают быстрее усваивать материал, быть более внимательными.
Боевое
Сейчас получило широкое применение так называемое боевое НЛП. Если вы думаете, что оно разработано для ведения военных действий, вы ошибаетесь. Его используют в обычной жизни, но далеко не с мирными целями. Под этим понятием скрывается использование психотерапевтических техник с целью агрессивного и глубокого воздействия на человека, откровенного манипулирования. В результате получается человек-зомби, который не раздумывая выполняет любой приказ.
Боевое НЛП активно используется в политике (в предвыборных кампаниях), бизнесе, сетевом маркетинге, при вербовке людей в секты, преступные сообщества и неформальные группировки.
Его жертвами становятся люди:
- с низким IQ, без образования;
- с суицидальными наклонностями;
- слабохарактерные;
- находящиеся в глубокой депрессии;
- с невротическими расстройствами;
- инфантильные
- наивные и доверчивые.
Профессионалы в области боевого НЛП сразу выцепляют таких людей из толпы по особым признакам и начинают их обрабатывать. Жертвами становятся подростки, старики, максималисты, религиозные фанатики, маргиналы. Именно из-за этого направления многие критикуют и не принимают техники нейролингвистического программирования, считая их агрессивными, подчас даже незаконными, неэтичными и негуманными.
Если вы стали жертвой агрессивного НЛП, необходимо оказывать противодействие человеку-манипулятору. Как его распознать и не поддаться, мы уже рассказывали.
Реимпринтинг
Название данной техники происходит от слова «импринт», означающего «запечатление», т.е. какой-либо опыт или совокупность опытов, в результате которых у человека сложились те или иные убеждения. Нередко ситуации импринта являются тупиковыми и вызывают у человека ощущения бессмысленности, безысходности, безвыходности и т.п. Смысл импринтинга заключается в поиске ресурсов, необходимых для изменения укоренившихся убеждений и обновления устоявшихся поведенческих моделей.
Применение техники реимпринтинга основывается, в первую очередь, на определении симптомов импринта, подразумевающем сосредоточение на самом первом появлении каких-либо переживаний, связанных с ним и возникших убеждениях. После этого требуется мысленно перенестись в тот момент, который предшествовал возникновению импринта, вернуться в настоящее состояние и взглянуть на импринт с предшествующей ему позиции.
Следующим этапом является поиск позитивного намерения или вторичных выгод, которые скрываются за устоявшимися реакциями и симптомами импринта и некоторые другие не менее важные составляющие, которые требуют более детального и скрупулёзного изучения.
Особенности реимпринтинга и процедуры его осуществления можно узнать вот здесь.
12
Как это работает
Человек не может воспринимать окружающий мир объективно, так как пропускает его через собственные ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные), через призму приобретённого опыта, личных убеждений и принципов. Кто-то не может жить без церкви, другие открыто ненавидят религию. Одни ищут работу, где платят больше, другим важнее, чтобы она была по душе. Некоторым нравится в людях внешняя красота, другие в восторге от умственных способностей собеседника.
Согласно НЛП, если учесть все вышеперечисленные моменты и понять, как тот или иной человек пропускает через себя информацию и что для него представляет особую важность, используя определённые приёмы, от него можно добиться чего угодно. Но сначала должна быть проведена кропотливая работа с убеждениями и физиологическими особенностями.
Если менеджер будет упорно уговаривать воцерковлённую бабушку купить товар с бесовскими символами, он потерпит крах. Нужно вовремя предложить альтернативный вариант, чтобы покупка оказалась и ей приятной, и принесла выгоду компании. Здесь вступают в ход такие приёмы НЛП, как эмоционально значимые слова и создание позитивных ожиданий.
Если сотрудник сидит в закрытой позе (руки и ноги скрещены), трудно требовать повысить эффективность труда. Но, освоив метод отзеркаливания, позу можно открыть и беседовать уже более непринуждённо.
Переоценка прошлого
Техника переоценки прошлого способствует изменению оценки какого-либо события, имевшего место в прошлом человека. Она очень эффективна, т.к. с помощью неё можно повлиять на оценку произошедших неприятностей и связанные с ними убеждения, изменить отношения с конкретными людьми и даже трансформировать аспекты восприятия детства. Краткий алгоритм необходимых действий включает в себя следующее:
- Нужно определить тот период времени, который требует изменения и проработки. Он может быть связан с человеком, местом, временем и т.п. условиями.
- Нужно создать мощный ресурсный якорь. Лучше всего, если он будет кинестетическим.
- Нужно представить рассматриваемый временной отрезок в форме прямой линии, расположенной на полу, определить самые значимые моменты этого периода, назвать их и обозначить на линии, соблюдая реальную последовательность.
- Нужно разделить все отмеченные ситуации на положительные и отрицательные. Затем, проходя по линии, следует перепроживать положительные ситуации заново, а отрицательные представлять диссоциированно, т.е. наблюдая за собой со стороны.
- При диссоциированном рассмотрении отрицательных ситуаций можно использовать созданный в начале ресурсный якорь. Иногда это позволяет посмотреть даже на негативные события под другим углом и разглядеть в них положительные моменты.
- Нужно провести экологическую проверку нового восприятия прошлых событий и, если результат не удовлетворяет всем требованиям, вернуться назад и проработать предыдущие пункты заново.
- Нужно провести синхронизацию с будущим, спроецировав достигнутый результат на ситуации, которые могут произойти.
Более детально техника переоценки прошлого рассмотрена здесь.
13
Основы
С чего начать изучение нейролингвистического программирования? Есть базовые, основные приёмы, разработанные ещё полвека назад Дж. Гриндером и Р. Бендлером и продолжающие совершенствоваться по сей день. Для начала нужно освоить их теоретически, чтобы потом научиться применять на практике.
1. Субъективный опыт: прошлое человека, которое оказывает на него огромное влияние.
2. Пресуппозиции — смысловые компоненты НЛП:
- карта ещё не есть территория;
- сознание, как и жизнь, — это системный процесс;
- позитивное намерение — основа любого поведения;
- раппорт (налаживание доверительных отношений);
- обратная связь, а не поражение;
- и многие другие.
3. Репрезентативные системы: как человек получает информацию преимущественно извне (визуальные, аудиальные, кинестетические и дискретные образы).
4. Метамодели и метапрограммы.
5. Милтон-модели: пустая информация, которую человек наполняет сам в соответствии со своими убеждениями, желаниями, принципами.
Ключи доступа: одна-единственная вещь или фраза может заставить человека совершить действие.
Это основные теоретические принципы НЛП. Без их освоения добиться результатов на практике будет крайне сложно. Найти их подробные описания можно в научно-популярной литературе (список дан ниже).
Выбор на линии времени
Представленная техника отлично зарекомендовала себя в качестве надёжного инструмента для разрешения тех ситуаций, когда есть возможность выбора чего-либо, но человек не знает, как ему поступить лучше всего. К тому же, техника выбора на линии времени может использоваться для прогнозирования долгосрочных последствий каждого из возможных вариантов.
Первое, что нужно сделать для успешного применений этой техники, это само осознание того, что у вас есть выбор: нужно чётко определить для себя, какие существуют варианты действий. Далее нужно порассуждать на тему того, на какой вообще срок может оказать воздействие сделанный выбор, и мысленно провести на полу линию, отображающую этот срок.
После нужно определить для себя крайний срок, к которому нужно совершить выбор; между этим сроком и настоящим днём нужно определить наиболее оптимальный срок для выбора. Затем следует мысленно переместиться в будущее и постараться отметить те события, которые может вызвать сделанный вами выбор; придайте этим событиям оценку, посмотрев на них со стороны. Также можно прибегнуть к интеграции пройти намеченный маршрут как бы наблюдая со стороны на уже прошедших его людей.
По окончании всего этого нужно вернуться в исходную точку и подумать о том, есть ли возможность как-то улучшить маршрут или создать новый, более эффективный. Оцените имеющиеся выборы: что вы вынесли из путешествия по линии времени? Количество положительных моментов и укажет вам на правильный выбор.
В подробностях и деталях техника выбора на линии времени рассмотрена здесь.
14
Правила жизни
Это убеждения о «правилах взаимодействия с ценностями». Ценность – это категория вещей, которые для нас важны. Убеждения этого типа описываю, что с этой категорией делать. Так как ценности весьма общие понятия, то и убеждения тоже описывают довольно большие обобщения.
— Для успеха нужно много работать. [для получения ценности «успех» необходимо «много работать»]
— Деньги — признак успешного бизнеса. [наличие «денег» является критерием «успешного бизнеса»]
— Рак приводит к смерти. [«рак» приводит к достижению антиценности «смерть»]
— Свобода — это возможность быть тем, кем ты хочешь. [определение ценности «свобода»]
Причина-следствие
Эти убеждения описывают, что нужно сделать, чтобы в категорию попасть (удовлетворить ценность) и что будет, если ты эту ценность получишь. Например, ценность «популярность».
Причина: «Для того, чтобы стать популярным, нужно много работать».
Следствие: «Популярность приводит к потере здравого смысла».
Характерным признаком этого типа убеждений является наличие последовательности — одно наступает после другого: «алкоголизм приводит к смерти», «любовь вызывает счастье».
К типу «причина-следствие» относятся убеждения о долженствовании:
— Я должен много работать.
— Он вынужден стараться.
— Я не могу опаздывать.
Просто в этих убеждения обычно «потеряна» вторая часть: что будет, если ты это не сделаешь (или сделаешь).
— Для повышения по службе я должен много работать.
— Чтобы не остаться на второй год, он вынужден стараться.
— Я не могу опаздывать — за опоздания могут уволить.
В метамодели для восстановления полной формы убеждений этого типа используется реакция на паттерн «модальный глагол долженствования или необходимости».
Комплексный эквивалент
Другой тип убеждений «приравнивает» между собой различные элементы. Сюда относятся убеждения о критериях (как я узнаю об удовлетворении ценности?) и определении (что это такое?).
Критерии: «Если о тебе постоянно говорят, приглашают в разные места и хотят общаться с тобой – то ты популярен».
Убеждения о критериях обычно предполагают, что должны выполнится все критерии: «Успех – это когда у тебя много денег, тебя все уважают и завидуют». Если хотя бы один из критериев не выполняется, то ценность не достигнута. Только по фразе понять, о всех ли критериях сказал человек не получится — нужно дополнительно собирать информацию.
Определение: «Популярность – это когда ты находишься в центре внимания».
Как понятно из названия, это убеждение «поясняет», чем является ценность.
Убеждения об определении часто связывают ценности между собой: «Любовь — это счастье», «правда — это необходимость», и так далее.