Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии. Что это такое, расстройство, задержка, функции, развитие, средства восстановления


Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии

Речевая деятельность детей подразделяется на 4 самостоятельные формы:

Формы, относящиеся к экспрессивной речиФормы, относящиеся к импрессивной речи
  • устная речь;
  • письменная речь.
  • восприятие устной речи;
  • чтение (осознание написанного).

Экспрессивная или моторная речь – это процесс воспроизведения подрастающим человеком конкретных звуков и букв с помощью рта и голосовых связок или навыков письма. За эту функцию в детском организме отвечает зона Брока, расположенная в левом полушарии у людей с ведущей правой рукой, или в правом – у тех, кто бытовые действия осуществляет с помощью левой конечности.

При наличии патологических процессов или травм рассматриваемого мозгового центра дети физически не могут членораздельно выражать свои мысли, воспроизводить их на бумаге, при этом отчетливо понимают задачу и воспринимаемую на слух информацию. Противоположностью экспрессивной речи является импрессивная, или сенсорная.

Ее суть заключается в четком осознании мозговыми центрами информации, воспринимаемой человеком с помощью органов слуха или зрения.

За осуществление указанной функции ответственна зона Вернике. Если ребенок в результате полученной травмы или из-за генетического отклонения имеет дисфункции этой области коры головного мозга (располагается в области левого виска), он не может воспринимать слова, так как не понимает их смысл и даже не идентифицирует эмоциональный окрас.

При этом его органы слуха функционируют в штатном режиме, чем при проведении медицинского исследования состояния здоровья подрастающего человека могут спровоцировать непонимание педиатром причин существенной задержки развития конкретного маленького пациента.

В ряде случаев детский организм подстраивается под физические «недостатки», компенсируя их тем, что делает более развитыми другие чувства восприятия.

Аграфия как отдельное проявление расстройства экспрессивной речи

Аграфией называют утрату способности к правильному писанию, которая сопровождается сохранением двигательной функции рук. Она возникает как следствие поражения вторичных ассоциативных полей коры левого полушария мозга.

Это расстройство становится сопутствующим при нарушениях устной речи и как отдельное заболевание наблюдается крайне редко. Аграфия является признаком афазии определенного вида. В качестве примера можно привести связь поражения премоторной области с расстройством единой кинетической структуры письма.

В случае незначительного повреждения, страдающий аграфией человек может правильно записывать конкретные буквы, но допускать ошибочное написание слогов и слов. Вероятно наличие инертных стереотипов и нарушение звуко-буквенного анализа состава слов. Поэтому таким людям сложно дается воспроизведение нужного порядка букв в словах. Они могут по нескольку раз повторять отдельные действия, нарушающие общий процесс письма.

Функции

Этапами экспрессивной речи в норме считаются (в указанном порядке):

  1. Формирование мотива или возникновение желания высказаться.

  2. Воспроизведение сформулированной мысли в мозговых центрах (кодирование основной идеи в речевых схемах головного мозга).
  3. Озвучивание сформулированного высказывания.

К важнейшим функциям экспрессивной речи логопеды относят:

  • возможность выражать свое эмоциональное состояние (неумение ребенка доносить окружающим о личном отношении к происходящим в его жизни событиям чревато возникновениями неврозов, депрессии, психическим расстройствам);
  • упрощение адаптационного периода ребенка в детском коллективе;
  • формирование предрасположенности к быстрой социализации (возможность комфортно чувствовать себя в обществе без присутствия родителей).

Импрессивная речь по своей психологической структуре подразумевает наличие 3 основных этапов:

  1. Первичное восприятие информационного потока. Он может поступать к ребенку как посредствам органов слуха, так и речевой системы.
  2. Расшифровка полученного сообщения. На этом этапе детский мозг звуковой или буквенный состав поступившей информации.
  3. Формирование связей результата анализа данных со знаниями, отложенными в мозговых центрах, или собственным пониманием услышанного (прочитанного).

Правильное развитие импрессивной речи необходимо для корректного осуществления ее ключевых функций:

  • возможность находиться в обществе и чувствовать себя ее полноправным членом (понимать правила, воспринимать просьбы окружающих, реагировать на обращения и так далее);


    Экспрессивная и импрессивная речь может быть плохо развита у детей, что приводит к отделению в компании сверстников.

  • способность к саморазвитию (расширять свой кругозор, пополнять лексический запас и так далее);
  • использование прошлого жизненного опыта для улучшения качества происходящего в настоящем (например, ребенок, не способный откладывать на подкорку воспоминания, может часто обжигаться горячим чайником. Он не только не помнит свой негативный опыт, но и не может полноценно воспринимать предостережения родителей).

Альтернативное толкование термина

Термин «экспрессивная речь» относится не только к видам речи и особенностям ее формирования с точки зрения нейролингвистики. Он являтеся определением категории стилей в русском языке.

Экспрессивные стили речи существуют параллельно с функциональными. К последним относят книжный и разговорный. Письменные формы речи – это публицистический стиль, официально-деловой и научный. Они относятся к книжным функциональным стилям. Разговорный же представлен устной формой речи.

Средства экспрессивной речи повышают ее выразительность и предназначены для усиления воздействия, оказываемого на слушателя или читателя.

Само слово «экспрессия» обозначает «выразительность». Элементами такой лексики становятся слова, призванные повысить степень выразительности устной или письменной речи. Нередко к одному нейтральному слову можно подобрать несколько синонимов экспрессивной окраски. Они могут различаться, в зависимости от степени, характеризующей эмоциональное напряжение. Также часто встречаются случаи, когда для одного нейтрального слова существует целый набор синонимов, имеющих прямо противоположную окраску.

Экспрессивная окраска речи может иметь богатую гамму различных стилистических оттенков. Словари включают специальные обозначения и пометки для идентификации таких синонимов:

  • торжественные, высокие;
  • риторические;
  • поэтические;
  • шутливые;
  • иронические;
  • фамильярные;
  • неодобрительные;
  • пренебрежительные;
  • презрительные;
  • уничижительные;
  • сульгарные;
  • бранные.

Использование экспрессивно окрашенных слов должно быть уместным и грамотным. В противном случае смысл высказывания может быть искажен или получит комическое звучание.

Развитие в норме

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии являются одними из ключевых показателей общей развитости и состояния здоровья ребенка. В зависимости от возраста маленького пациента, врач, по основным нормативам идентифицирует необходимость коррекционных занятий или консультации с узкими специалистами (невролог, психиатр, психолог, нейрохирург и так далее).

По общепринятой норме до 7-8 лет ребенок должен овладеть рядом навыков экспрессивной речи, среди которых:

  • гуканье;
  • гуление;
  • смех;
  • плач;
  • лепет;
  • имитация звуков, воспроизводимых родителями;
  • умение описательно воспроизводить свои мысли, возникающее в возрасте 8-9 мес. – 1.2 года (например, вместо конкретного слова «собака», дети говорят «гав-гав»);
  • словарный запас, объемом не менее 200 слов (до 2-х лет);
  • способность формулировать предложения, состоящие, минимум, из 3 слов (в 1.5 – 2 года);
  • расширение словарного запаса в возрасте 4-5 лет (на этом этапе активная лексика ребенка должна состоять из не менее, чем 1500-2000 слов);
  • активное использование всех частей речи во время выражения своих мыслей;
  • способность составлять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения без лексических ошибок;
  • освоение, понимание и использование в речи грамматических правил родного языка;
  • освоение этнических навыков (акцент, диалект).

Понять, на каком этапе развития находится импрессивная составляющая речи конкретного ребенка, логопедам удается с помощью соотношения фактических навыков маленького пациента с общепринятыми нормами.

Такими, как:

  • реагирование на обращенную к ним речь (происходит по достижению ребенком 6 мес.);

  • способность соотнести услышанное с конкретным изображением (например, на карточке или в окружающей ребенка обстановке);
  • умение соотнести показанное взрослым действие с имеющим к нему отношение изображением (например, если родитель имитирует удары молотком по гвоздям, ребенок должен достать из ящика с разными инструментами именно показываемый взрослым рабочий инструмент);
  • понимание лексики, связанной с описанием действий и качеством предметов бытового обихода (цвета, материал, фактура, размер и так далее);
  • возможность реализовать указания, состоящие из 2 и более этапов;
  • понимание значения используемых в речи предлогов и союзов (например, в норме ребенок не должен путать «и» с «или» и так далее);
  • способность восприятия сказок с помощью органов зрения (до 4 лет), а позднее только с помощью органов слуха (с 4-5 лет).

Примерный план работы

В основе нарушения лежат проблемы со всеми частями речи. Поэтому на первом этапе важно не только отрабатывать звукопроизношение, но и вызывать любую ответную речь. Даже в виде элементарных звукоподражаний.

Обязательно развивают восприятие ребенка. Для этого его знакомят с разными материалами. Например, дают перебирать крупу, бусы, песок. Можно показывать фрукты и овощи, предлагая их понюхать, потрогать, попробовать.

Развитие мелкой моторики напрямую влияет на речь, так как в мозге эти два участка коры находятся рядом.

Чем больше впечатлений будет в жизни малыша, тем лучше. Главное, не перестараться. Чрезмерные эмоции провоцируют заикание.

На первом этапе задача логопеда вызвать желание контактировать и взаимодействовать. Для этого используют пальчиковый театр, игрушки и простые звукоподражания, по типу «Кто что говорит?».

В тяжелых случаях дети не пользуются указательным жестом. В таком случае насильно берут руку, складывают пальцы и указательным показывают на игрушку или картинку.

Хорошо зарекомендовала себя методика Новиковой-Иванцовой. Она основана на пении гласных звуков. При моторной алалии детям порой сложно сделать определенный уклад органов артикуляции. В таком случае его делают насильственно. Взрослый своими пальцами складывает губы и двигает челюстью ребенка.

Не стоит бояться плача или других отрицательных эмоций. Это нормальная реакция из-за незрелости коры мозга.

После того как удается получить первые слова, необходимо пытаться строить фразы. Например, показывая картинку и говоря: «Мама, иди». Обязательно добиваются не только воспроизведения фразы, но и понимания сказанного.

Ребенок должен уметь соотносить образ и фразу. Только тогда его речь будет развиваться. Обязательно ведется работа по отработке звукопроизношения. Для начала работают над звуками раннего онтогенеза: гласные, заднеязычные («К», «Г», «Х» и мягкие пары), губные («В», «Ф» и другие).

Обязательно проводится артикуляционная гимнастика перед зеркалом. С первых занятий логопед приучает ребенка контролировать себя. Только после этого получится добиться результатов.

Коррекционная работа по устранению расстройства экспрессивной речи длится 2-3 года. В тяжелых случаях требуется до пяти лет. Нужна помощь и родителей, так как только они способны проводить занятия каждый день и выполнять с ребенком домашние задания.

Иногда в школьном возрасте могут наблюдаться сложности с письмом и чтением, которые выражаются в специфичных ошибках. В таком случае поможет логопед.

Развитие с задержкой

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии может развиваться у детей с задержкой по причине:

  • имеющихся перинатальных повреждений мозговых центров (патологии, возникающие во время нахождения ребенка в утробе матери);
  • появления на свет в результате преждевременных родов;
  • нарушений в функционировании органов артикуляции;
  • недоразвитости слухового аппарата или серьезные заболевания его основных органов;
  • имеющегося общего отставания психического развития конкретного ребенка;
  • генетические предрасположенности (может передаваться через несколько поколений);
  • отсутствия достаточного количества общения с ближайшими родственниками (психологами доказана необходимость ежедневного общения с детьми с первого дня их жизни. Несмотря на отсутствие ответной реакции с их стороны на обращения и слова, во время восприятия речи матери активно формируется мозговой центр, ответственный за импрессивную речь);
  • отсутствия должного воспитания (актуально для детей, находящихся на попечительстве муниципальных детских домов или домов малютки);
  • имеющегося отставания в физическом развитии;
  • наличия серьезных заболеваний, влияющих на нервную систему и головной мозг, которые ребенок перенос в раннем детстве;
  • отсутствия полнорационного сбалансированного питания в первые годы жизни;
  • аутизма;

  • дефицита стимулирующих факторов речевого развития.

Экспрессивная и импрессивная речь, развивающиеся с задержкой, в логопедии распознаются по ряду признаков:

  • неправильное произношение слов (перестановка букв, коверкание звуков и так далее);
  • неуместное использование предлогов и союзов;
  • отсутствие вопросительных предложений в речи ребенка;
  • паузы между словами, длиною более 2 сек;
  • заикание;
  • недоговаривание частей слова.

Расстройства

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии, а именно уровень ее развития у конкретного маленького пациента, определяет направленность дополнительных занятий, предназначенных для адаптации ребенка к возрастным психологическим и физиологическим изменениям. Для удобства оказания помощи детям, логопедами было принято решение классифицировать речевые расстройства на подтипы.

Имея разные взгляды на ход терапии, специалистам до настоящего времени не удалось прийти к единому решению. Несмотря на наличие множества вариантов, наиболее популярным из них является классификация Л. О. Бадалян.

Связанные с серьезными нарушениями функционирования ЦНС

По мнению Бадалян, поражения детской нервной системы на этапе внутриутробного развития или после появления ребенка на свет, целесообразно классифицировать на несколько форм.

Например:

Форма речевого расстройстваКраткая характеристика
АфазииПри таком типе расстройства у ребенка происходит распад максимального количества речевых компонентов. Эта дисфункция возникает из-за существенного повреждения корковых речевых участков головного мозга.
АлалииПри наличии рассматриваемого речевого расстройства, задержка развития конкретного человека происходит по аналогичной с афазиями схеме. Разница заключается только в том, что возникновений алалии происходит на этапе доречевого развития.
ДизартрииВозникает из-за недостаточной развитости мышц речевых органов. При наличии дизартрии ребенок не может правильно составлять и озвучивать свои мысли. В зависимости от того, какая зона мозга была поражена, логопеды классифицируют дизартрии на:
  • псевдобульбарная;
  • бульбарная;
  • подкорковая;
  • мозжечковая.

Каждая из форм речевого расстройства требует принятия особых мер для ее устранения.

Связанные с незначительными изменениями в работе ЦНС

Формами речевого расстройства, возникающего из-за функциональных деформаций центральной нервной системы, являются:

  • заикание (при озвучивании одного слова ребенок несколько раз повторяет один и тот же составной слог);
  • мутизм (ребенок не отвечает на обращения других людей и не реагирует на происходящее);
  • сурдомутизм (ребенок неспособен не только воспринимать информацию на слух, но и воспроизводить ее самостоятельно).

Связанные с отклонениями строения органов артикуляционного аппарата

Формами речевых расстройств, спровоцированных несовершенным строением органов артикуляции, принято считать:

  • механические дислалии (ребенок не выговаривает звуки или сознательно коверкает их из-за отсутствия физической возможности произнести их правильно, например, при наличии короткой уздечки языка);

  • ринолалии (ребенок не выговаривает носовых звуков из-за неправильного строения ЛОР-органов).

Различного происхождения

К речевым расстройствам различного происхождения логопеды относят задержки развития речи ребенка по не физиологическим причинам:

  • появление на свет в результате преждевременных родов;
  • наличие серьезных заболеваний внутренних систем организма;
  • некорректная форма воспитания и общего развития.

Разграничение диагнозов

Под расстройством экспрессивной речи принято понимать несколько возможных болезней. Они идут под шифром F80.1. В первую очередь – это собственно задержка речевого развития (ЗРР). Выражается в отсутствии речи или ее недостаточном уровне.

Следующее – моторная алалия. Это тяжелое нарушение, которое нельзя путать с ЗРР. При нем поражены конкретные участки коры мозга и это видно на МРТ. В случае ЗРР речь идет о незрелости нервной системы, но она успешно преодолевается и в какой-то мере частично устраняется сама.

Еще один диагноз, который входит в данную группу – это афазия, то есть распад речи. Он происходит из-за инсульта, травм головы и тяжелых болезней (опухолей, менингита). У детей такое нарушение редко выявляется. Оно может появиться только ближе к школьному возрасту. Такое нарушение тоже будет видно на МРТ, так как страдает кора мозга.

Не всегда легко отделить мутизм от задержки. Для данной проблемы характерно нормальное развитие речи, но полное нежелание ее использовать. Происходит это по разным психологическим причинам. Чаще всего ребенок согласен общаться только с определенными людьми, например, с воспитателем. Он не пользуется указательным жестом.

Обязательно исключают нарушения слуха, интеллектуальной сферы. При данных нарушениях речь может ограничиваться простыми подражаниями или полностью отсутствовать.

Некоторые специалисты ставят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития. По мнению неврологов, такого понятия не существует. У ребенка должна быть либо ЗРР, либо задержка психического развития (ЗПР).

Коррекция

Коррекция задержки развития экспрессивной и импрессивной речи предполагает наличие комплексного подхода.

Конкретный набор предпринимаемых мер определяется логопедом с учетом фактических данных конкретного маленького пациента:

  • ноотропные лекарственные средства (стимулируют деятельность клеток коры головного мозга, благодаря чему у детей улучшается память, усиливается внимание, появляется способность сосредотачиваться, нормализуется сон и общее психическое состояние и так далее);
  • физиотерапевтические процедуры (например, микротоковая терапия, подразумевающая активное воздействие минимальными разрядами тока на биологически активные зоны коры головного мозга);
  • развивающие занятия с логопедом и дефектологом (специалисты направляют свои усилия на улучшение памяти маленького человека, общее развитие мышления);
  • логопедический массаж (комплексное воздействие на лицевую мускулатуру, способствующее становлению речи маленького человека);
  • выполнение упражнений в игровой форме, направленных на развитие лицевой мускулатуры (например, «Часики», при котором ребенку 2-3 лет необходимо высунуть язык и перемещать его из стороны в сторону; звукоподражательные упражнения (имитация дождя, голосов животных и так далее) или озвучивание стихотворения (взрослый показывает – ребенок озвучивает его действия, после чего происходит смена ролей).

Экспрессивная и импрессивная речь в норме должны быть сформированы у детей на базовом уровне уже к 4-5 годам. В логопедии существует большое количество способов стимуляции способностей у ребенка грамотно выражать свои мысли, практиковать которые он может не только со специалистом, но и дома наедине с родителями.

Несмотря на важность речевого аспекта в общем развитии подрастающего человека, взрослым не рекомендуется оказывать на ребенка моральное давление и заставлять заниматься. Вместо этого следует как можно больше разговаривать с ним, интересоваться детским мнением и расширять его кругозор.

Диагностика

Ребенка с любыми речевыми нарушениями важно показать педиатру: он осмотрит его, задаст вопросы родителю и направит к более узким специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, логопеду, психологу.

Основная цель обследования — определить причины возникновения расстройства, отличить его от сходных нарушений и определить оптимальную тактику лечения.

Процесс диагностики состоит из:

  1. Общего обследования. Специалисты беседуют с родителями, изучают анамнез, выясняют, были ли нарушения в процессе вынашивания ребенка и во время родов. Также проводится проверка рефлексов. После этого ребенка направляют на дополнительные обследования, перечень которых зависит от выводов специалистов. Как правило, в этом списке есть электроэнцефалография, МРТ или КТ головного мозга.
  2. Осмотра логопедом. Логопед определяет, насколько глубоки речевые нарушения, используя тесты, беседует с ребенком, подмечает, насколько хорошо тот владеет собственным артикуляционным аппаратом, как использует слова и строит предложения.
  3. Диагностики психической сферы. Проверки осуществляются детским психологом в форме игры. Он отслеживает особенности поведения ребенка, общается с ним. Также ребенок проходит тесты, определяющие степень развитости его когнитивных способностей и коэффициент интеллекта.

После комплексного обследования выставляется диагноз. Чем раньше будет начата коррекция нарушения, тем более благоприятным будет прогноз.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]