Доклад на тему: «Речь как средство коммуникации: понятие, функции, структура»


Речь как средство коммуникации

Вербальная (от лат. verbalis – словесный) коммуникация осуществляется с помощью речи или языка.

Речь является естественным звуковым языком, то есть системой фонетических знаков (слов), которые включают в себя два принципа – лексический и синтаксический. Речь представляет собой универсальное средство коммуникации, так как, при передаче информации с ее помощью, меньше всего будет теряться смысл сообщения.

Вербальные средства общения – это письменная и устная речь, чтение и слушание. С помощью устной и письменной речи создаётся текст, являющийся процессом передачи информации, а слушание и чтение помогают воспринимать текст, в котором заложена информация.

36. Речь как средство коммуникации

Коммуникация

– это общение между людьми, отражающее уровень их информированности в какой-либо области, служащее средством передачи информации и в целом являющееся необходимым «атрибутом» в жизни каждого человека.

Существует, например, язык глухонемых, и это тоже средство общения, так как передает информацию, причем может делать это достаточно эмоционально. Даже молчание само по себе может быть средством коммуникации, передавая информацию по эмоциональному накалу или долготе паузы.

Но все же наилучшим средством коммуникации, т. е. передачи информации, является человеческая речь.

Термин «речь» имеет не одно, а три значения. Первое – речь как процесс говорения; второе – речь как продукт говорения, т. е. текст (не важно, письменный или устный); и третье – речь как ораторский жанр.

В первом случае имеется в виду свободное владение механизмом речи, т. е. насколько человек развит интеллектуально, как быстро он может подобрать нужное слово, чистота его речи, отсутствие дефектов произношения. Чаще всего под этим термином подразумевается каждодневная разговорная речь, которой владеет каждый, хорошо или плохо. Главной задачей этого типа речи является цель передать слушателю информацию, и для этого не обязательно обладать особыми ораторскими способностями, как в третьем определении речи, где речь возведена в ранг искусства. В этом случае речь не просто средство коммуникации, хотя тоже несет в себе информацию. Это красивая, поставленная речь, имеющая цель, задачи и тематику. Она рассчитана на определенного слушателя. И если ее и рассматривать как процесс, то более тонкий и психологически рассчитанный. Речи великих ораторов остались в памяти потомков как свидетельства культуры и высокого уровня развития людей, произнесших их. Но еще раз следует подчеркнуть, что эти речи рассчитаны на человеческую психологию, красоту и силу слова.

Второе значение речи, т. е. речь как результат процесса, обращено к выбору и использованию средств языка: фонетических, лексических. Текст несет в себе информацию, но не является средством коммуникации в полном смысле этого слова.

Для нас важнее речь как процесс, какие средства языка употребляются в разговорной речи, чтобы сделать ее информативнее и в то же время эмоциональнее. К таким средствам можно отнести всякого рода просторечия, пословицы и поговорки, которые, с одной стороны, снижают уровень нормативности речи, с другой – обогащают ее. Речь говорящего должна быть достаточно простой и образной, чтобы у слушающего не возникло недопонимания. В разговорной речи часто используется такой лингвистический прием, как переспрос. Обычно он демонстрирует недостаточный уровень владения языком собеседниками.

Участвующим в коммуникации принадлежит своя роль, с которой связаны определенные права и обязанности коммуникантов, возможности и ограничения коммуникативного поведения.

Выделяются основные коммуникативные роли, такие как роли адресанта, адресата и наблюдателя.

Адресант

– это говорящий, пишущий производитель текста, который направляет свою речевую деятельность на адресата, тем самым воздействуя на него как на объект речи. Одновременно этот адресат-объект может рассматриваться как второй субъект речевого акта, собеседник в общении. Особенно такие отношения между адресантом и адресатом проявляются в диалоге с присущей ему сменой коммуникативных ролей. Каждый участник разговора может исполнять в диалоге то роль адресанта, то роль адресата, а разворачивающееся знаковое общение отражает позиции, свойства и речевую деятельность обоих. Такие отношения могут проявляться и при письменном общении, и при монологическом построении речи, хотя и выражаются в этих случаях опосредованно.
Основная суть коммуникации
– это передача информации. А передавать информацию можно абсолютно разными способами, главное, чтобы собеседники поняли друг друга. Информацию можно передать невербальными средствами общения – жестом, кивком головы, мимикой и т. д.

Для стилистов разговорная речь может быть интересной с исследовательской точки зрения, так как живая речь постоянно меняется, и прослеживать эти изменения очень важно. Существует и нормативная, или литературная, речь. Она скорее соприкасается с ораторским искусством, так как ярким ее примером могут быть публичные выступления.

Оглавление

Виды речевой деятельности

С точки зрения механизмов кодирования – декодирования информации речевая деятельность состоит из четырёх основных аспектов, называющихся видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

  • Говорение представляет собой отправку речевых акустических сигналов, которые несут информацию.
  • Слушание (или аудирование) является восприятием речевых акустических сигналов и их понимание.
  • Письмом называют зашифровку речевых сигналов при помощи графических символов.
  • Чтение представляет собой расшифровку графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации человек активизирует, когда говорит и пишет, декодирования – когда слушает и читает. Разговаривая и слушая, человек использует акустические сигналы, а при письме и чтении – графические знаки.

Эти виды речевой деятельности являются основой в процессе речевой коммуникации. Эффективность и успешность речевого общения человека зависит от того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности.

Речь можно разделить на внутреннюю, когда человек мысленно разговаривает сам с собой, через которую он осознаёт мотивы своего поведения, планирует и управляет деятельностью; и внешнюю, которая направлена на партнера по общению (рис. 1). Внутренняя речь не является коммуникацией, так как не подразумевает диалога.

Рис. 1. — Виды речи

Внутренняя речь является основанием для внешней. При переводе содержания внутренней речи во внешнюю существует трудность проговаривания вслух (это можно проследить в устных ответах студентов, которые наглядно отражают эти трудности).

Виды внешней речи

Внешняя речь бывает устной и письменной.

Устная речь

Устная речь представляет собой такой вид внешней речи, при котором слова озвучиваются, она использует систему фонетических и просодических средств выражения. Такой вид речи появляется в процессе говорения. Она характеризуется словесной импровизацией и некоторыми языковыми особенностями: в ней преобладает свобода в выборе лексики, используются простые предложения, употребляются побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, повторы, незаконченность выражения мысли.

Нужна помощь преподавателя?Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Письменная речь

Письменная речь представляет собой такой вид внешней речи, когда слова находят графическое закрепление. Её можно заранее обдумать и исправить. Она характеризуется некоторыми языковыми особенностями: в ней преобладает книжная лексика, сложноподчиненные предложения, строгое соблюдение языковых норм, отсутствуют внеязыковые элементы.

Отличие устной речи от письменной

Эти отличия необходимо учитывать в процессе делового общения. Заключаются они в характере адресата. Письменную речь обычно направляют к отсутствующим. Люди, которые пишут, не могут увидеть своего партнера по общению, а могут только мысленно представить его. На письменную речь не имеют влияния реакции воспринимающих её людей при прочтении.

Устная же речь предполагает наличие собеседника. Тот, кто говорит, и тот, кто слушает, в большинстве случаев не только слышат, но и видят один другого. Поэтому устная речь зависима от её восприятия другими людьми. Реакции одобрения или неодобрения, демонстрация понимания или непонимания могут оказать влияние на характер речи, изменить её в зависимости от этой реакции.

Человек, который говорит, создаёт свою речь незамедлительно: он одновременно должен преподнести и содержание и форму. У того, кто пишет, всегда есть возможность изменить свой текст, исправлять его по своему усмотрению.

Характер восприятия устной и письменной речи

Восприятие устной и письменной речи отличается. Письменная речь рассчитывается с условием на зрительное восприятие. Когда человек читает, у него есть возможность перечитать любое место несколько раз, проверить корректность понимания. Устную речь воспринимают на слух, поэтому её следует строить и организовывать таким образом, чтобы её содержание могло быть понято сразу же, и легко было усвоено слушателями.

Разница между письменной и устой речью заключаются также и в том, что то, что говорят и произносят, является недолговечным, остаётся я в памяти лишь частично, а написанное может долго сохранять, о чём сказано и в пословицах: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»; «Что написано пером – не вырубишь топором».

Всё ещё сложно?Наши эксперты помогут разобратьсяВсе услугиРешение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р. —>

Виды речевой деятельности и их особенности.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

План

1. Речь как средство коммуникации: понятие, функции и структура.

1. Речь как средство коммуникации: понятие, функции и структура.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы, опосредующей информационное взаимодействие и общение, человеческую речь, естественный звуковой язык[vi]. Речь является самым универсальным и важным средством коммуникации. По подсчетам ученых, человеческое общение на две трети состоит из речевого общения. К тому же при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации участниками коммуникативного процесса. Рассмотрим подробнее некоторые из этих вопросов.

Понятие (термин) «речь»

используется в нескольких значениях.

1. Речь как особый вид человеческой деятельности, который существует наряду с другими видами деятельности (трудовой, познавательной и т.д.) и вместе с тем составляет компонент всех других видов деятельности.

2. Речь как разновидность общения при помощи языка, которая происходит в звуковой, письменной либо иной форме Она характеризуется набором определенных лексических и грамматических средств и определяется условиями и целями коммуникации, в зависимости от которых выделяется деловая, официальная речь, поэтическая речь, профессиональная речь и др.

3. Виды синтаксического построения высказывания (косвенная прямая речь, отрывистая речь, чужая речь и др.).

4. Речь как результат речевой деятельности – текст, статья, сообщение, доклад и т.п.

Речь – это внешнее проявление языка. Язык реализуется в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное предназначение.

Речь — это последовательность единиц языка, организованная и структурированная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. В отличие от языка речь можно оценивать как хорошую или плохую, ясную или непонятную, экспрессивную или невыразительную и т. д. Говорящий (пишущий), осуществляя эту деятельность, использует средства языка в двух основных целях: для общения с другими людьми или для общения к самому себе. Таким образом, речь как психологическое явление соотносится с категориями мышления, памяти и т.п.

Функции речи (языка).

Каждое высказывание вы­полняет ту или иную функцию в процессе коммуникации (привле­чение внимания, установление контакта, передача информации и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые и называют функциями речи. Обычно выделяют три основных и ряд частных функций.

К ос­новным функциям относят:

· коммуникативную или репрезентативную

(репрезента­ция — представление; изображение, образ), которая является до­минирующей;

· апеллятивную

(апелляция — призыв, обращение, т.е. воз­действие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении (Андрей! Иди сюда!);

· экспрессивную

(экспрессия — выражение и выразитель­ность).

Среди частных функций выделяют:

· фатическую

, осуществляющуюся посредством обмена ритуальными формулами, т.е. затрагивающую преимуществен область речевого этикета (Добрый день. Рад вас видетъ. – Взаимно. Как ваши дела?);

· метаязыковую

, т.е. функцию толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом; таким образом, предметом речи становится сам код (Вы понимаете, что я имею в виду? Уточните, что вы понимаете под словом счастье?).

Кроме того, говорят о поэтической, эмотивной, волюнтативной и ряде других функций.

При этом вряд ли можно найти речевые сообщения, выполняющие только одну из этих функций. Различия между сообщениям заключаются не в монопольном проявлении какой-либо одной функции, а в их различной иерархии. Словесная структура сообщения зависит прежде всего от преобладающей функции.

Таким образом, система функций речи представляет иерархическую структуру. Чтобы выполнять свою основную функцию средства коммуникации, речь должна выполнять конкретные функции общения и сообщения. Для реализации последних необходимо оформить мысли, т.е. предполагается функция репрезентации (представления). Ее составными и подчиненными частями являются функции экспрессии и апелляции. Фактически функция репрезентации невозможна без обеих своих составляющих, но и они невозможны без нее. Таким образом, в процессе любого речевого акта реализуются и частные функции. При этом от того, какая функция преобладает в конкретном речевом сообщении, зависит характер воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз. Играет роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и её доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая),тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хрипучий). Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размерная манера речи.

3. Выразительность качества голоса: характерные специфические звуки, возникающии при общении: смех, хмыканье, плач, шёпот, вздохи. Исследования показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, интонации – 38% — неречевое взаимодействие – 53%.




Людям нужно общаться друг с другом и с собой, а также получать информацию из общечеловеческого социально-исторического опыта. Все эти функции обеспечивает речь.
Речь как средство общения – тема сегодняшнего разговора.
Речь – это результат перекодировки мыслей в звуковые или графические структуры. Во время общения с помощью речи функционируют три основных элемента:

  • субъект речевой коммуникации (кто говорит),
  • объект (получатель) сообщения;
  • само речевое сообщение.

Значит, успех зависит от трех факторов:

  • особенностей говорящего,
  • психического состояния и состояния восприятия того, кто получает сообщение;
  • качества речевой «продукции».

Речевой процесс связан не только с мыслительными манипуляциями психики, но затрагивает также сферы межличностных отношений и личностных. Через речь передается и отношение к ситуации.

Рассмотрим, что помогает передавать речь:

  • тон;
  • громкость голоса;
  • нацеленность взгляда;
  • определенные телодвижения.

Тон речи – своеобразный индикатор психического состояния говорящего. Собеседник очень точно улавливает, верит ли говорящий сам в собственные слова, какое значение придает сказанному, как относится к тому, с кем общается.

Громкость голоса. Тоже показывает намерения говорящего и его отношение к тем, кто его слушает. Например, если хотят оказать давление или влияние, говорят громче. В Европе если возмущаются, также увеличивают силу голоса. а вот на Востоке в таких случаях переходят на шепот.

Нацеленность взгляда. Показывает истинное настроение говорящих, служит каналом связи между ними. При смущении глаза обычно опускаются, а отведенный в сторону взгляд может рассказать о неискренности говорящего.

Телодвижения. Усиливают самовыражение говорящего. В разных культурах есть свои нормы телодвижений, дистанции между собеседниками и жестикуляции. Более подробно мы говорим о языке телодвижений в европейской культуре и о его влиянии ЗДЕСЬ.

Однако основой речевого общения является само сообщение. Следует помнить о единстве его содержания и формы.

Содержание. Некоторые люди привыкли просто болтать, особо не вдумываясь в то, что произносят. Но любое сообщение несет не только информацию, а еще и заряд энергии. Позже мы поговорим, как, например, программируем себя на нездоровье с помощью фраз, как накликаем на себя беду. Пока же разговор ведем о речи как средстве общения.

Форма. Даже самое яркое содержание потеряется, не окажет должного воздействия на слушателей, если облечь его в невыразительную или неподходящую форму.

Так, если чувства, которые мы передаем в стихах, изложить в виде информационной заметки, то не только потеряется смысл сказанного или написанного, но текст покажется высокопарным и неискренним.

Построение речи по законам речевой коммуникации:

  • оцениваем (определяем) ситуацию;
  • определяем свое отношение к ситуации (т.е. реакцию на ситуацию);
  • разъясняет то, что хотелось бы сделать (побуждение к деятельности).

Если же говорящий теряет контроль над эмоциями, то эта структура меняется. Часто в ход прежде всего идут высказывания, не подтвержденные адекватной оценкой ситуации, например, оскорбительные. А когда, успокоившись, выполняем пунктик по оценке ситуации, становится стыдно. Мало того, такое поведение может сильно испортить отношения с людьми.

Испортить отношения с людьми, вызвать конфликтное общение способны также слова-«провокаторы»: о них читайте ЗДЕСЬ.

Обычно в таких случаях собеседник либо отвечает в том же духе, либо молчит. Отрицательные эмоции говорящего порождают отрицательные эмоции у собеседника (по закону порождения эмоций в процессе общения).

Вывод: во избежание неприятных ситуаций посылать сообщения, пропитанные положительными эмоциями.

Определение ситуации. Говорящий создает картину происходящего, фиксирует события и свое к ним отношение. При этом, если хотим, чтобы речь оказывала большее воздействие, ищем яркие, сочные выражения, как живописец, рисуем картинки, только словами:

«За один потерянный день предприятие недодает столько-то. Сколько же оно недодаст за тысячи потерянных дней?! (цифры…)»

В речи лучше не употреблять категоричных выражений «никогда», «всегда», «навсегда» и т. д., а также оценочных штампов: «разгильдяи», «глупцы», «тунеядцы»… Стоит избегать всего, что унижает человеческое достоинство.

Реакция на ситуацию. Уместны высказывание озабоченности, переживания, удивления. Сарказм, негодование можно применять только если вы намерены расстаться с человеком.

Однако ярости и оскорблений, тем более с нецензурной бранью лучше избегать в любых случаях. Такое отношение может временно простимулировать только безынициативных исполнителей и угодников. Людей самостоятельных, творческих и самодостаточных подобное негативное отношение дезорганизует.

Побуждение к деятельности. Говорящий конкретно, четко, ясно формулирует свой совет, рекомендацию, просьбу или рассуждение.

В следующий раз мы поговорим о свойствах хорошей речи в общении с людьми.

А пока расскажите, какую речь в общении вы назвали бы качественной?

Понравилась публикация? Поделись ею с друзьями! —>

Речь является основным средством человеческого общения.

Речь — это процесс общения людей между собой посредством языка. С помощью её человек получает и передаёт информацию. В речи фиксируется то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, законы, правила). Письменная речь позволяет получить информацию о жизни предыдущих поколений. Благодаря речи личный опыт человека обогащается опытом других людей.

Выделяют 4 основные функции речи :

o Выражение

высказываем своё отношение к определённому объекту, ситуации, человеку.

o Сообщение

посредством слов идёт обмен информацией между людьми.

o Обозначение

называем предметы и явления.

o Воздействие

оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.

С функциями речи непосредственно связаны и её основные свойства:

Содержательность

объем и глубина выраженной в речи информации.

Понятность

умение употреблять соответственно ситуации слова, предложения, понятия.

Выразительность –

эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызывать отклик в собеседнике.

Воздейственность

– способность влиять на других людей ) их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.)

Речь предполагает использование языка –средство общения людей друг с другом; система знаков.

Язык –

общественно-историческое, обусловленное национальными особенностями, явление. Он существует независимо от отдельного человека. Язык, который не употребляется для живого общения, но сохраненный в письменных источниках, называется мёртвым (например, латынь).

Знак –

это любой материальный, чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определённом значении и используемый для хранения и передачи информации. Языковые знаки не существуют изолированно друг от друга, а образуют систему, которая строится по определённым правилам, создают грамматику языка.

Знаки, входящие в состав языков как специальные средства общения между людьми, называют знаками общения:

Естественные языки —

это слова, принятые выражения, грамматически правильно построенные предложения и т.д., которые состоят из звуковых знаков и соответствующих им письменных знаков. К ним относится и принятые системы комбинаций положений пальцев (язык глухонемых), наколки на бумаге (язык слепых). В качестве языковых знаков могут использоваться телеграфный код, сигналы, подаваемые флагами, система ударов барабана и др.

Искусственные

– кодируют естественные языки (азбука Морзе, знаки дорожного движения и др.)

Речь без усвоения языка невозможна, однако язык может существовать и развиваться независимо от человека.

Индивидуальность речи объясняется возрастом, разным уровнем владения языка (словарным запасом, грамматикой, фонетикой), образованием, общекультурным уровнем. В речи отдельных людей проявляются их профессиональные особенности, особенности построения и произношения (например, один человек произносит звуки чётко, ясно, громко, другой – невнятно, тихо, медленно, третий – картавит и т.д.), интерес.

Человек может пользоваться одним языком или несколькими.

ГлавнаяКоллекция «Otherreferats»ПсихологияРечь как средство общения

Речевое общение как способ коммуникации

Одним из основных средств коммуникации является речь, рече общение. По подсчетам ученых, человеческое общение на д: трети состоит из речевого общения. Понятие «речь» имеет несколько значений: • особый вид человеческой деятельности;
• разновидность общения при помощи языка (то, что обычно зывают стилем языка, слогом), которая характеризуется от ром определенных лексических и грамматических средств в висимости от условий и целей коммуникации (деловая официальная речь, поэтическая речь, профессиональная ре и др.);

• виды синтаксического построения высказывания (косвенная

прямая речь, отрывистая речь, чужая речь и др.).

Нас интересует прежде всего первое значение. Речь — это оа вид деятельности, который существует наряду с другими видами дея ности

(трудовой, познавательной, мнемической, т.е. деятельност: памяти, и т.д.).

Так как «речевая деятельность есть специализированное упот] ление речи для общения,

частный случай деятельности общения», «речь есть потенциальцый компонент
любой
деятельности, нап мер, познавательной (мыслительной), мнемической и т.п.»
(Л* тъевА.А.
Психология общения. М., 1999. С. 56). 1оворящий (пи щий), осуществляя эту деятельность, использует средства языка-двух основных целях: для общения с другими людьми или для об щения к самому себе. Таким образом, речь как психологическое я ние соотносится с категориями мышления, памяти и т.п.

В языкознании речь изучается внутри оппозиции язык — речь обычно понимается как реализация системы языка. Эта оппозиц;

впервые была выделена и описана Соссюром в «Курсе общей лингвистики» (1916).

Соссюр рассматривал речевую деятельность как своего рода интеграл языка и речи. Язык представляет собой как бы потенцию, некую систему, структура которой до сих пор не до конца изучена, но которая, несмотря на это, известна всем членам данного языкового коллектива и является продуктом его деятельности, т.е. носит социальный характер. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Речь — это актуальное, индивидуальное; речь присутствует в нас время от времени в состоянии действительности. Развивая идею Соссюра, исследователи предполагают, что «речевая деятельность как целое, как интеграл заключает последовательность: это последовательность перехода языка, постоянно существующего в говорящем (следовательно, вне зависимости от конкретного момента), к речи (в речь), принадлежащей говорящему только в конкретные моменты времени» (Гийом Г.

Принципы теоретической лингвистики. М., 1992. С. 37).

От того, каким образом осуществляется этот переход, зависит характер воздействия речи говорящего (пишущего) на собеседника (читателя).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]