Общие сведения
Локализация патологического процесса, приводящая к дизартрии у детей, может развиваться на разных уровнях нервной системы, ответственных за формирование звуков, логическую стройность рассказа:
- ядра черепных нервов, отвечающих за нервный контроль языка, губ, мягкого неба и т.д.;
- проводящие пути между корой и церебральными ядрами;
- подкорковые центры;
- мозжечок и пути, проводниковые пути от него и к нему;
- кора головного мозга.
Диагностику проводят одновременно невролог (выясняет уровень топического поражения нервной системы и характер патологического процесса) и логопед (определяет степень речевых нарушений, чтобы составить прогноз коррекции).
Лечение направлено на устранение или стабилизацию фоновой патологии, которая привела к речевым расстройствам, а также артикуляционную коррекцию.
Симптомы
Дизартрия – отклонение, характеризующееся нечеткой, малопонятной, невнятной речью, обусловленной тем, что мышцы мягкого неба, языка, гортани, голосовых связок, дыхательной мускулатуры плохо функционируют. Дефекты при наличии данного заболевания разнообразны, и многие из них перекликаются с другими типами речевых нарушений, например, присутствует слабый, тихий, глухой, назальный голос. Диагностика дизартрии производится по следующим симптомам:
- мышечная гипотония;
- мышечная дистония;
- мышечная спастика;
- нарушения звукопроизношения – стертая дизартрия характеризуется смазанностью речи, более тяжелые степени – медленной речью, невнятностью, пропусками звуков, искажениями, на 4 степени – отсутствием речи.
Специфические черты, которыми проявляется дизартрия у детей и взрослых – стойкость дефектов, трудность обучения, более длительный период для автоматизации, нарушение и гласных, и согласных, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих. Заболпевание у детей может сопровождаться ОНР и дисграфией.
Классификация
Существует несколько вариантов классификации детской дизартрии. Наиболее распространенная из них связана с локализацией патологического очага, влияющего на работу речевого центра. Выделяют следующие формы заболевания:
- псевдобульбарная (встречается наиболее часто);
- бульбарная;
- экстрапирамидная (подкорковая);
- мозжечковая;
- корковая.
В зависимости от степени поражения и выраженности основных симптомов выделяют следующие формы дизартрии:
- стертая: характеризуется минимальными расстройствами произношения;
- средней степени: выраженные дефекты артикуляции, невнятная речь, тихий голос;
- анартрия: полное отсутствие речи или отдельные звуки.
Коррекция
Коррекция дизартрии логопедом производится совместно со всеми процедурами и лечением, которое назначает невролог.
Лечение дизартрии в части неврологии состоит из комплекса мер и процедур, который подбирается индивидуально в зависимости от тяжести сопутствующего заболевания. Пациенту могут быть назначены:
- медикаментозная терапия;
- сегментарно-рефлекторный и точечный массаж;
- иглоукалывание;
- акупрессура;
- ЛФК;
- лечебные ванны;
- физиотерапия;
- механотерапия;
- гирудотерапия.
Помимо стандартных больничных процедур для реабилитации больных хорошо подходят занятия с элементами творчества (пескотерапия, изотерапия), а также сенсорная терапия, пальчиковая гимнастика и дельфинотерапия.
Коррекция заболевания усилиями логопеда производится параллельно и включает логопедический массаж и гимнастику (дыхательная, артикуляционная), ортофонические упражнения, отработку и автоматизацию правильного звукопроизношения. Список процедур и техник, которые будут включены в лечение патологии, зависит от причины появления дефекта и степени его тяжести.
Чтобы записаться на прием, позвоните нам по телефонам на сайте или воспользуйтесь специальной формой. Неврологи и логопеды-дефектологи нашей сети клиник Ниармедик окажут комплексную поддержку как ребенку, так и взрослому. Частота посещения логопеда составляет 2-4 занятия в неделю.
Симптомы дизартрии у детей
Патогенетические механизмы дизартрии многоплановы и связаны с неполноценной иннервацией органов, участвующих в формировании речи. Это дыхательные мышцы, мышцы губ, языка и мягкого неба, гортань и голосовые складки. Как результат – речь становится невнятной и нечеткой. Сопутствующие признаки дизартрии у детей связаны с нарушением иннервации мускулатуры, отвечающей за произношение звуков. В зависимости от типа нарушения, симптомы несколько различаются:
- Спазм мышц. Напряжение губ, языка, лица и шеи. Губы плотно сомкнуты. Ограничение движений при произношении звуков.
- Гипотония мышц. Язык вялый, практически неподвижно лежит на дне ротовой полости. Рот полуоткрыт, т.к. губы не смыкаются. Отмечается повышенное слюноотделение. Из-за неподвижности мягкого неба голос приобретает носовой оттенок (становится гнусавым).
При дизартрии нарушается произношение практически всех звуков – как согласных, так и гласных. Ребенок смягчает твердые согласные. При произношении шипящих и свистящих звуков язык отодвигается не вперед, а в бок, задействуются межзубные промежутки.
Из-за комплексного нарушения иннервации изменяются и характеристики голоса. Он становится тихим, слабым, глухим, приобретает гнусавость и т.д. Дисбаланс в контроле дыхательного акта приводит к тому, что выдох укорачивается, а при произношении речи – дыхание учащается и становится прерывистым.
Из-за нечленораздельности речи ребенок не может четко дифференцировать звуки на слух. Это приводит к несформированности словарного запаса и невозможности грамматически правильно построить предложение. Поэтому так важно не упустить время и как можно раньше начать коррекцию речевых расстройств.
Особенности ребенка со стертой дизартрией
Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.
Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).
Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.
В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием — до 35% детей имеют стертую дизартрию. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Логопеды специализированных групп планируют логопедическую работу следующим образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т.е. устранение симптомов стертой дизартрии.
Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать: — медицинское воздействие; — психолого-педагогическую помощь; — логопедическую работу.
Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие эти нарушения. Обследование ребенка начинается с беседы с мамой и изучения поликлинической карты развития ребенка. Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.); асфиксия новорожденных; стремительные или затяжные роды. Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, ребенка приносили кормить позже, чем всех». В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стояло «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия). Развитие ребенка после одного года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым. При обследовании в поликлинике у логопеда у детей в возрасте 5—6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:
ОБЩАЯ МОТОРИКА. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.д. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений рук проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец, и другие упражнения пальцевой гимнастики.
На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5—6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.
У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д» — «б», гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).
ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Паретичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается. Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5—10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.
Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.
Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.
При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенком. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные. Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
ПРОСОДИКА. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.). У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.
ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы. Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией. Часто логопеды их ведут как дислаликов и только в процессе логопедической работы, когда нет положительной динамики при автоматизации звуков, возникает подозрение, что это стертая дизартрия. Чаще всего это подтверждается при глубоком обследовании и после консультации у невролога. Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарь, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т.п.). Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу—вверху» и т.д.).
Вторая группа. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха. В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками — например, при просьбе показать нужную картинку (мышка—мишка, удочка—уточка, коса—коза и т.д.).
Таким образом, у детей констатируются несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков. Словарь детей отстает от возрастной нормы. Многие испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др. Дефекты звукопроизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения. Эта группа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) и стертой дизартрией должна направляться логопедом поликлиники на МПК (медико-педагогическую комиссию), в специализированный детский сад (в группу ФФН).
Третья группа. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарь, выраженные ошибки в грамматическом строе, невозможность связного высказывания, значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры.
Все дети этой группы демонстрируют несформированность слуховой и произносительной дифференциации. Показательно игнорирование в речи предлогов. Эти дети со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи (ОНР) должны направляться на МПК (в специализированные группы детского сада) в группы ОНР. Таким образом, дети со стертой дизартрией — это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы: — с фонетическими нарушениями; — с фонетико-фонематическим недоразвитием; — с общим недоразвитием речи.
(по Архиповой Е. Ф)
Нужен логопед на Свиблово? Запишитесь на консультацию в по телефону или через форму обратной связи в разделе «Контакты».
Причины дизартрии
Среди наиболее частых причин развития дизартрии у детей выделяют:
- токсикозы;
- антенатальная гипоксия;
- иммунный конфликт по системе АВО и резус-фактора;
- хронические патологии у матери, вынашивающей ребенка;
- осложненное течение родов;
- родовые травмы;
- роды раньше 37 недель;
- асфиксия.
Все эти факторы способны привести к органическому поражению головного мозга, в т.ч. центров, отвечающих за развитие речи. Одновременно с этим нередко формируется детский церебральный паралич, причем его тяжесть коррелирует с тяжестью речевых нарушений.
Помимо этого дизартрия может развиться в раннем детстве у изначального здорового ребенка. В этом случае причины кроются в тяжелых нейроинфекциях и интоксикациях, например, угарным газом, отравлением алкоголем и т.д., а также опухолях и травмах головного мозга.
Диагностика дизартрии у детей
Дизартрия у детей – это такое нарушение, которое нередко сопровождается другими неврологическими симптомами и расстройствами, так что ребенка должны в обязательном порядке обследовать не только логопеды, но и неврологи.
Невролог проводит объективный осмотр, оценивает выраженность рефлексов и назначает дополнительные методы диагностики. Как правило, нейросонография – ультразвуковое обследование головного мозга, позволяющее выявлять очаговые поражения. Также может проводиться реоэнцефалография и энцефалография.
Логопедическое тестирование направлено на оценку речевых и неречевых нарушений. Неречевые параметры:
- развитие мимической и речевой мускулатуры;
- объем движений в височно-нижнечелюстном суставе;
- характер дыхания и др.
Речевые параметры оценки:
- произносительная речь;
- синхронность работы органов, участвующих в формировании речи;
- правильность произношения звуков, построения предложений и т.д.
На основании комплексного обследования определяется выраженность дизартрии. Различают 4 степени нарушений речи:
- Первая степень (стертая форма) – речевые расстройства незаметны окружающим, выявляется только при логопедическом обследовании.
- Вторая степень – речь понятная, но дефекты в произношении звуков присутствуют.
- Третья степень – речь становится невнятной, понимают ее только люди из близкого окружения.
- Четвертая степень (анартрия) – речь полностью невнятная, ее не понимают даже люди, постоянно находящиеся с ребенком.
Лечение дизартрии
Лечение дизартрии у детей зависит от выраженности симптомов, причины заболевания и локализации патологического очага. Вне зависимости от формы расстройства терапия включает два базовых направления: терапевтическое (неврологическое) и логопедическое.
Невролог проводит терапию основного заболевания, приведшего к нарушению речи. Для этого могут назначаться сосудистые препараты, ноотропы, витамины и другие. При наличии опухоли мозга, сдавливающей речевой центр, показано удаление (на этом этапе присоединяется нейрохирург).
Логопедические методы работы с ребенком, страдающим дизартрией, включают:
- стабилизацию тонуса мышц, отвечающих за артикуляцию: логопедический массаж, тейпирование, речевая гимнастики;
- упражнения, направленные на развитие моторики: ритмика, пальчиковая гимнастика и т.п.;
- тренировка контроля дыхания и владения голосом;
- постановка звуков;
- развитие лексического запаса и т.п.
На коррекцию нарушений требуется большое количество времени. Важно помнить, что лечить дизартрию у ребенка должны как врачи и логопеды, так и родители. Регулярные тренировки и занятия в домашних условиях также способствуют скорейшему восстановлению речевых функций.
В достижении желаемых результатов большое значение играет как можно ранее начало терапии, усердие родителей и самого пациента. Специалисты «СМ-Доктор» строят программу работы с ребенком таким образом, чтобы мотивация к достижению цели не пропадала ни на одном этапе, а только возрастала. Это и высокий профессионализм логопедов, неврологов и других участвующих врачей позволяют добиваться высоких результатов и восстанавливать внятность речи.
Методы диагностики и лечения
Клинический Институт Мозга специализируется на диагностике и лечении расстройств речевой активности, в том числе обусловленных нарушениями нервной деятельности. Важный этап — это обследование у логопеда, в ходе которого выявляются даже скрытые формы дизартрии. Процедура состоит из нескольких этапов, при которых дается оценка правильности дыхания и равномерности речи, воспроизведения отдельных звуков и осознанных словосочетаний. Также пациенту предлагается пройти определенные тесты, которые выявляют степень развития письменной речи. Это может быть как переписывание фрагментов текста, так и письмо под диктовку, а также осознание письменной речи.
Дополнительные этапы диагностики направлены на выявление участка нервной системы, в котором находится очаг поражения. Это возможно, благодаря специфическим методикам:
- электрофизиологические исследования, в том числе электроэнцефалография и оценка активности лицевых мышц;
- исследование головного мозга путем транскраниального магнитного излучения;
- МРТ головного мозга.
Лечение дизартрии — это длительный процесс, который полностью проходит под контролем врачей Клинического Института Мозга. Терапия направлена на укрепление нейронных связей и стимуляцию проведения нервных импульсов, а также на улучшение речевой активности. Главное условие положительной динамики — работа грамотного логопеда и невролога, а также систематичность занятий. Хороший терапевтический эффект достигается благодаря физиотерапии, лечебной физкультуре, специальным техникам массажа (рефлекторному, точечному). Кроме того, рекомендуется санаторно-курортное лечение, в том числе направленное на улучшение коммуникационных способностей пациента. Полезно времяпровождение с животными — большинство специалистов рекомендуют иппотерапию. Прогноз зависит от стадии болезни, а также от своевременности ее диагностики и систематичности лечения. При легкой степени дизартрии возможно полное восстановление речевой функции, при тяжелых — ее частичное улучшение.
Прогноз и профилактика
Результат лечения зависит от вида нарушения и его степени. Важное значение имеет регулярность занятий. Только постоянные тренировки и доскональное выполнение рекомендаций врача позволит полностью или частично справиться с проблемой. Если речь идет о тяжелой инвалидности, при которой дизартрия возникла на фоне других патологий, вероятность успешной коррекции значительно снижается.
Профилактика заболевания включает общие мероприятия: снижение риска травм, здоровый образ жизни во время беременности и т.п.
Как только стали замечать первые признаки дизартрии у дошкольника, не затягивайте визит к специалистам. Только комплексное специализированное обследование позволит выявить или исключить проблему. В «СМ-Доктор» вас встретят грамотные врачи и логопеды, которые помогут установить объективный диагноз и провести коррекцию выявленных нарушений. Записывайтесь на консультацию к профессионалам в удобное время! Мы находим подход к каждому ребенку, даже самому трудному.