Стереотипное мышление – это личностная склонность строить свои рассуждения в замкнутом пространстве рамок, довольно жёстких и ограниченных понятий. Люди со стереотипным мышлением в своих суждениях о мире и его устройстве руководствуются данными извне понятиями и категориями, они не проверяют их собственным эмпирическим опытом. Это не отдельная категория, т.к. стереотипность мышления в разной мере свойственна всем, ещё в первые годы жизни мы получаем огромный массив знаний об окружающем и руководствуемся им (в воде нужно плавать, а горячее может обжечь). Чем больше личность действует стереотипно, тем больше освобождается её психика от ежеминутного анализа, всё происходит по упрощённой схеме. Именно поэтому данная категория имеет как негативные стороны (отсутствие собственного мнения), так и позитивные (анализ простых задач происходит в свернутом поле подсознания, экономя психические ресурсы).
Любой стереотип представлен устоявшейся системой, складывающейся в миропонимание, и разрушение одного из них часто влечёт за собой разрушение устойчивости всей картинки мира. Когда человек живёт по накатанным рельсам, имеет негибкое представление об окружающем мире ему значительно проще, чем тому, кто не так подвержен стереотипности, но в момент падения хоть одного понимания внутренней концепции приводит к огромному личностному кризису. В целом стереотипная картина далека от объективности, поскольку обобщение в ней не даёт проявиться деталям, но она по-прежнему удобна для психики. Такое уютное неведение объясняет рвение, с которым люди отстаивают свои ограниченные суждения – это часто даже не глупость, связанная с интеллектуальным снижением, а возможность угрозы личностного существования, когда рушатся все ценностно-смысловые основы и даже восприятие себя.
Что такое стереотипы?
Слово «стереотип» произошло от греческих слов «стереос» («твердый») и «типос» («отпечаток»). «Отпечаток» представляет собой мыслительную оценку какого-либо предмета или явления, а «твердый» он потому, что заранее сформирован в сознании людей.
Факт: мыслительная деятельность большинства индивидов базируется на стереотипах.
Предположим, общество навязало человеку суждение, что все евреи жадные (даже анекдотов на эту тему полно). И он в это верит. Подобных примеров можно привести множество: «трудный подросток», «сильный пол», «глупая блондинка за рулем» и многие другие клише. Вера в них и есть стереотипное мышление.
Чем удобны нормы?
Стандартный ход мыслей действительно удобен. Ведь он рождает одинаковые модели поведения у разных людей. К тому же шаблонное мышление общества очень выгодно. Поскольку люди с укоренившимися в сознании стандартами, как правило, не обладают индивидуальностью и уникальностью. Они загнаны в рамки, живут надуманными нормами. Им легко что-то внушить дополнительно, управлять ими, манипулировать, зомбировать.
В некоторых стереотипах, конечно, есть рациональное зерно. Но в наше время даже эти шаблоны переиначены, искажены и доведены до крайностей.
Как они формируются?
Механизм зарождения стереотипа начинается с отсутствия опыта человека в определенном вопросе. Из-за положения «новичка» он начинает прислушиваться к общественному мнению. А поскольку, как уже упоминалось, большинство людей мыслит стереотипами, он включается в это «большинство». Исключения бывают, но для этого нужно либо хорошо развитое критическое мышление, либо окружение людьми, обладающими им.
Часто стереотипы формируются еще в детстве. Например, детям говорят, что мужчины не плачут. Ребенок впитывает это и другие сведения, как губка, и уже во взрослом возрасте может передать свои убеждения собственным детям. Стереотип передается из поколения в поколение.
Безусловно, стереотипы не возникают ниоткуда. Просто случается, что один человек когда-то получил опыт, заставивший его думать о человеке, предмете и пр. определенным образом. Пример: человек был пациентом врача-взяточника и стал считать, что все доктора циничны. Потом это суждение распространяется на все поколение до тех пор, пока кто-то из семьи либо не начнет мыслить по-другому, либо сам не станет врачом.
Почему так сложно избавиться от стереотипов? Дело в том, что мозг человека имеет свойство экономить энергию. Конечно, проще всего пользоваться готовым шаблоном, чем детально изучать какой-либо объект.
Об индивидуальности
В современном обществе очень важно не потерять себя. Особенно, когда окружающим людям свойственно стереотипное мышление. Рано или поздно личность с развитой и неутраченной индивидуальностью начинает замечать, что он будто бы не подходит под образ «идеального» человека, сложившегося в обществе. Окружающие не соглашаются с его взглядами, убеждают его в неправоте, можно даже сказать, недовольны им.
Ранимый и чуткий человек, которому очень хочется всем нравиться, вследствие этого начинает терять уверенность в себе и своих силах. Могут развиться комплексы, нелюбовь к себе, упасть самооценка. Многие перестают принимать себя такими, какими они являются.
Более стойкие личности не обращают внимания на мнение окружающих. А у некоторых даже завышается самооценка, поскольку они способны мыслить широко, а другие ограничены рамками. Таким образом, он сам поощряет свою индивидуальность. Люди, не способные сделать этого, начинают жить так, как от них ожидают другие, получая взамен одобрение, но теряя свою уникальность.
Какие виды стереотипов существуют?
Есть несколько классификаций стереотипов общества. О критериях стереотипизации и видах стереотипов – ниже.
Критерий | Виды стереотипов | Примеры |
субъект | коллективные | «Все американцы полные». |
индивидуальные (могут совпадать с коллективными, могут не совпадать) | «Все мужчины одинаковые», «женщины не умеют водить машину». | |
объект | антропостереотипы | «Учителя не ошибаются», «Гитлер стал диктатором, потому что не смог стать художником». |
событийные | «На Гурином озере Гурин держал свои пашни». | |
предметные | «Черная одежда идет всем людям», «гражданский брак – совместное проживание без регистрации брака». | |
тип социальной группы как объект | гендерные | «Женщины – слабый пол». |
возрастные | «Старушки всегда осуждают молодежь». | |
профессиональные | «Все учителя – неудачники». | |
расовые | «Чернокожие бегают лучше белых». | |
этнические/национальные | «Все русские ругаются матом». | |
конфессиональные/религиозные | «Все мужчины-мусульмане бьют своих жен». | |
региональные | «Арарат находится в Армении». | |
классовые | «Богатые люди счастливы». | |
политические | «Демократия – залог разрухи». | |
отношение «свой»/«чужой» | автостереотипы | «В нашем обществе феминизма не будет». |
гетеростереотипы | «В Европе – только люди с нетрадиционной ориентацией». | |
соотношение «реальный/предполагаемый» | прямые | См. авто- и гетеростереотипы. |
переносные | «Русские думают о себе» (по мнению немцев) | |
степень типичности приписываемых характеристик | собственно стереотипы | Приписываются всей группе людей (см. выше) |
контрстереотипы | Приписываются отдельным представителям группы (см. выше) | |
по содержанию аффективного компонента | позитивные, негативные | «Русские гостеприимны», «немцы – нацисты». |
утверждающие, отрицающие | «Люди в очках помешаны на учебе», «люди с шизофренией опасны для общества, и их надо изолировать». | |
по интенсивности эмоционального заряда | интенсивные | «Символы России – водка, медведи и балалайка». |
медиальные | «Американцы – наивный народ». | |
по соотношению компонентов структуры | предрассудки | «Число 13 приносит неудачи». |
эвристики | «Женщина создана рожать детей» | |
нормы | «Никто не показывается на улице в обнаженном виде». | |
традиции | «Невесты одеваются в белые платья». | |
по механизму формирования | дедуктивные | Усваиваются индивидом в процессе социализации (см. выше про врачей) |
индуктивные | Возникают из-за отсутствия опыта (см. выше про врачей) | |
по условиям формирования | интенциональные | «Женщинам не место на руководящих должностях» (стереотип придуман мужчинами). |
спонтанные | «Он женат на полной женщине, потому что у него есть деньги». | |
по объему влияния на общественное сознание и социальное бессознательное | стереотипы картины мира | «Все мамы одинаковые: они сильно переживают за будущее своих детей» |
мировоззренческие стереотипы | «Миром правит Зевс». | |
стереотипы мышления | «Быть в декрете – это каторга» (избирательное мышление). | |
по степени изменяемости | закостенелые | «В пожилом возрасте множество болезней – естественно». |
гибкие | «Мужчины плохо воспитывают детей». | |
по степени необходимости в обыденной жизни | необходимые | Нормы (см. выше). |
деструктивные | Предрассудки и эвристики (см. выше). | |
по степени адекватности отражения действительности | истинные | «В России люди с психическими заболеваниями подвергаются дискриминации». |
ложные | «Все американцы добрые, но глупые». |
Сфера профессий
В ней тоже встречается достаточно шаблонов. Профессиональным стереотипом является персонифицированный образ какой-либо специальности. Тут также имеет место понятие имиджа. Это образ, который наделяет какое-либо социальное явление определенными характеристиками. Некий «полуфабрикат», рассчитанный на домысливание обществом. Имидж имеет внушающую функцию, так что нередко превращается в стереотип. Вот некоторые примеры:
- Психологи все о нас знают. Только по одному взгляду они способны определить, что представляет собой тот или иной человек.
- Педагог. Человек, который знает все и может дать ответ практически на любой вопрос.
- Артист. Личность с интересной, веселой и беззаботной жизнью, имеющая массу возможностей, успех и перспективы.
- Продавец. Обязательно лжец. Потому что ему нужно продать товар, а значит, даже если он будет не слишком хорош, тот распишет его как совершенство.
- Журналист. Борзописец. Тот, кто готов за деньги опубликовать любую дезинформацию.
Кстати, нередко молодые люди, вдохновленные образами и стереотипами о профессиях, идут получать ту или определенную специальность, а потом жестоко разочаровываются в действительности.
Особенности стереотипного мышления и его опасность для людей
Чем характеризуется стереотипное мышление? Ниже – его признаки:
- Полярность. Деление всего на черное и белое – один из признаков большого влияния стереотипов на человека. По мнению мыслящего ими человека, существуют только два вида информации: верная и неверная.
- Негативное мышление. То, что в нашей стране считают реалистичным восприятием мира, на самом деле в большинстве случаев пессимизм. К негативному мышлению относят пессимистичный взгляд на грядущие события, выборочное мышление, обесценивание положительных моментов.
- Чрезмерное обобщение. Бывает, что когда человек получает негативный опыт во взаимодействии с каким-либо человеком, о других у него складывается отрицательное мнение. Навешивание ярлыков – одна из форм чрезмерного обобщения.
- Персонализация. Это явление имеет место, когда человек считает себя виноватым во всех произошедших бедах.
- Шаблонность. Человек со стереотипным мышлением думает шаблонным путем и считает враждебным мнение, отличающееся чем-либо от его. Он полагает, что другие люди должны мыслить так же, как он.
Стереотипы порой не так безобидны, как кажется. Вот каково их деструктивное влияние:
- Человек теряет свою индивидуальность.
Просто потому, что мыслит шаблонно. Или не высказывает собственное мнение, боясь осуждения «толпы». Особенно эта проблема актуальна в коллективистском обществе, в котором люди с малых лет усваивают, что якобы нужно быть «таким, как все».
Факт: люди, не являющиеся рабами стереотипов, часто подвергаются буллингу или моббингу.
Пример, основанный на реальных событиях:
Девочка N отличается от остальных, поэтому ее обижают в школе. Одноклассница решает с ней поговорить.
— N, бывает ли у тебя собственное мнение?
— Да.
— Это очень плохо. Должно быть стадное мнение.
Конечно, во взрослом возрасте человек может добиться уважения благодаря сохранившейся сильной личности. Но, во-первых, не факт, что это произойдет; во-вторых, большинство людей все же подстраивается под других. Такое вредно не только для самого человека, но и для общества: будет ли оно процветать, если все станут «серой массой»?
- Талант многих людей зарывается в землю.
Тоже касается как отдельной личности, так и остальных людей. Например, в баскетболе обычно отдают предпочтение людям высокого роста. На самом же деле и низкорослый игрок может показать хорошие результаты игры. Например, тренер Магси Богза (самого низкого в мире баскетболиста; рост – 160 см) не поддался стереотипу о наилучшей игре высоких людей и взял его в команду. В итоге Магс стал одним из лидеров Национальной баскетбольной ассоциации США по числу передач и перехватов.
- Конфликты и убийства.
Расизм, дискриминации по национальному, религиозному и прочим признакам часто ведут к войнам и геноцидам. Покалеченные судьбы разных народов, вымирание этнических групп – разве этого хочет человек?
- Упущение возможности найти нужного человека.
Здесь стоит вспомнить одну знаменитую историю, частично связанную с предвзятым отношением к людям:
Примеры
Обширные выводы о человеке на основании минимальной информации не выдерживают никакой критики. Примерами стереотипного мышления могут быть заключения об интеллектуальном уровне – это часто касается блондинок (даже огромное количество анекдотов) и спортсменов (часто объясняя неумением что-то делать). Такие выводы закреплены в народном мировоззрении и в итоге даже после многочисленных научных опровержений продолжают руководить людьми.
Туристы получают стереотипные знания в странах, видя их только из окна автобуса, посещая знаменитые места и слушая исторические сводки. Реальная страна остаётся неизученной, потому что местных в туристических местах практически нет, кухня адаптирована под европейца, а быт скрыт историческими фасадами – вот и складывается ощущение картинки. Это касается не только стран, но и целых народов – японцы считаются умными, русские безалаберными, а цыгане ворами. Это всё примеры стереотипного мышления, касающиеся нации, но не имеющие отношения к конкретному человеку.
Женщина, свободно разбирающая автомобиль на трассе вызывает или удивление или возмущение, некоторые могут пошутить о том, что она его доломает и всё только потому, что крепко закреплён стереотип неумения девушек водить. Те, кто не может самостоятельно заработать достаточную сумму денег, считают богатых ворами и только потому, что было рассекречено несколько взяточников или преступников. Человеку проще объяснить чужой успех неблаговидным поведением, а себя хоть как-то обелить, чем принять ответственность и шире взглянуть, что другой сделал такого, чего не смог он сам. Сюда же относится убеждение, что красивая девушка не может быть умной, а если и имеет кандидатскую, то это купленная работа, а должность у неё по протекции любовника. Это яркий пример того, как рациональный ум начинает служить стереотипному, всё продолжая выискивать оправдания и поддержание своей концепции, ведь иначе рухнет что-то внутри (оправдания, образ себя, привычное ничегонеделания) и взвалится новое (ответственность, задача думать, допускать невозможное, учиться у других).
Отличия стереотипов от предрассудков
В образовании стереотипа ведущим выступает эмоциональное отношение к событию или явлению: вот это — хорошо, приемлемо, а это — плохо, постыдно. Они обычно навязаны нормами социума («если девушка не бреет подмышки, она неряха, ей должно быть стыдно») или возникают на основании собственного опыта («многое, чему учат в школе, в жизни не пригодится»).
Предрассудки отражают искаженные, нелогичные суждения об объектах, не имеющие под собой никаких оснований. Если это касается события или явления, можно говорить о суевериях. Относительно социума предрассудки проявляются необоснованными характеристиками различных групп, представителей. Они лежат в основе расизма, шовинизма, сексизма.
Ряд психологов считают эти понятия идентичными. Однако если часть стереотипов формируется на основании собственного опыта, то предрассудки всегда безосновательны, воспринимаются без рассуждений, на веру. А значит они являются синонимами только тех стереотипов, которые навязываются обществом.
К чему приводит?
Стереотипное мышление направлено на упрощение мыслительного процесса, потому что человеку не требуется напрягать свои мозги. Укоренёнными в сознании определёнными штампами мыслить намного проще. Шаблоны и клише формируют упрощённое представление об окружающих объектах и явлениях. Появляется предсказуемость дальнейшего действия человека, возможность моделирования его поведения.
Стереотипность мышления ведёт к потере индивидуальности. Человек подстраивается под определённую модель поведения, равняется на какой-нибудь образец. Это приводит к обезличиванию окружающих, что мешает выстраиванию полноценных отношений.
Стереотипность мыслительного процесса способствует пробуждению страха из-за боязни осуждения поступков либо слов окружающими людьми. Человек боится совершить какое-нибудь действие, идущее вразрез с общепринятыми представлениями. Он опасается лишний раз высказать своё мнение, чтобы не лишиться одобрения и признания со стороны общества.
Как перестать думать шаблонами?
Об этом люди редко задумываются. Как правило, из-за того что они даже не считают свое мышление стереотипным. Просто правильным, общепринятым. Но некоторых данный вопрос волнует, они даже проходят тест под названием «Стереотипное ли у вас мышление?» (version 1.0). Что ж, если ситуацию действительно хочется исправить, можно прислушаться к следующим советам:
- Нужно учиться не выносить суждений. Ибо они представляют собой ярлыки, ограничивающие свободу восприятия. Как это сделать? Просто смотреть на мир, не оценивая его. Не комментировать – лишь наблюдать.
- Надо отслеживать свои движения. Так удастся понять, какие из них стереотипны, а какие – нет. Каждое действие надо ввести в сферу осознанности. Это поможет в разрушении личных стереотипов, а также научит жить текущим моментом. Что касательно примеров? Вот самый простой: у лифта стоят люди. Они его ждут. Но большинство все равно нажмет на кнопку, зная, что лифт уже идет.
- Понять, что все люди разные. Для этого достаточно ставить себя на их место. Вам не нравятся змеи – представьте, что кому-то точно так же не по душе то, к чему вы испытываете максимальную симпатию. Не нужно одобрять – достаточно просто принять этот факт, понять и не осуждать.
- Заняться развитием кругозора. Это важно делать каждому, кого волнует вопрос о том, как избавиться от стереотипного мышления. Расширяется кругозор, а вместе с ним и рамки. Появляются новые знания, свежие мысли, пища для рассуждений, нередко меняются взгляды. Это если не избавит от шаблонов, то границы расширит точно.
Ответ
Проверено экспертом
Что такое стереотипы общения?
Стереотипы общения представляют собой упрощенное восприятие чего-то. Стереотип представляет собой простое представление, которое было сформировано заранее и не имеет никакого отношения к личному опыту.
Как правило, стереотипы формируются в традициях, обычаях. Мозг человека специально создает стереотипы для того, чтобы лишний раз не анализировать. Поэтому если люди видят очки, то сразу у них возникает образ умного человека, которому можно доверять. Или люди часто пытаются определить характер и способности человека по цвету его волос, по этносу, по гражданству и так далее.
Стереотип – способ познать человека быстрее и проще. Но стереотип часто вводит человека в заблуждение.
Стереотип всегда создается в прошлом, на опыте старом и передаются дальше. Есть поверхностные стереотипы, которые формируются по внешнему виду, а есть глубинные, они не изменяются долго.