Аффилиация: что это простыми словами, примеры, причины

Аффилиация – это тяга, потребность, стремление находиться в обществе людей, нужда индивида в создании тесных, доверительных, теплых, эмоционально окрашенных взаимоотношений. Это устремление к сближению с другими индивидами посредством дружбы, общения, любви. Характер взаимодействия с родителями в детстве, в юности со сверстниками лежит в основе формирования данного вида потребности. Тенденции к формированию этой потребности нарушается при возникновении различных провоцирующих факторах таких как: тревожность, неуверенность в себе. Близость и общение с другими людьми способствует снятию тревожных ситуаций.

Определение понятия

Аффилиация – это потребность человека быть принятым в референтную группу, основанная на его стремлении к установлению доверительных близких отношений с другими людьми. Это обусловлено тем, что человек является социальным существом. Аффилиация в психологии характеризуется взаимным расположением и безусловным принятием, возникающим в процессе взаимодействия двух и более индивидов.

Наличие межличностной психологической привязанности помогает человеку легче переносить трудные жизненные ситуации и бороться со стрессом. Если по каким-то причинам человеку не удается удовлетворить свою потребность в том, чтобы произвести хорошее впечатление, он становится отчужденным, страдает от одиночества, впадает в депрессию.

Психологи уверены, что такое социальное явление, как аффилиация произрастает из особенностей детско-родительских отношений и структуры семейной системы, так как модель взаимодействия с родителями внутри семьи ребенок копирует. В дальнейшем она реализуется в процессе сотрудничества со сверстниками. Взрослый человек, проявляя расчетливость, посредством стремления быть привлекательным старается удовлетворить ожидания своих спонсоров и работодателей.

Этимология слова

Понятие аффилиация имеет английское происхождение и в переводе означает «присоединять». Можно выделить следующие потребности, которые регулирует данное понятие:

  • дружба;
  • привязанность;
  • радость общения и взаимодействия с другими людьми;
  • любовь;
  • деятельность в составе определенных групп общества.

Исходя из перечисленных категорий мотив принадлежности гораздо шире, чем просто мотив общения. Многие ученые отмечали, что потребность в коммуникации основывается на других потребностях, которые начали функционировать ранее. В основе коммуникативных потребностей лежит и нужда в новых эмоциях и впечатлениях. М. И. Лисина отмечала, что мотивы аффилиации вторичны, это лишь инструмент удовлетворения самой главной познавательной потребности. Именно поэтому мотив принадлежности – комплексное понятие, которое включает в себя множество категорий.

Виды

Аффилиация проявляется в общении, в дружбе, в любви. В обществе можно наблюдать 2 вида этого феномена: высокую и низкую аффилиацию.

Люди с высоким уровнем выраженности желания нравиться, как правило, экстраверты. Они стремятся к общению, ведут активный образ жизни.

Главными характеристиками их психологической структуры являются ранимость, чувствительность, сензитивность. Им свойственно советоваться с друзьями по любому пустяку, звонить без повода. Такие личности любят ходить в гости и принимать гостей у себя дома. Таких индивидов увлекает не содержательная сторона событий и сюжетная линия, а их эмоциональная основа. Часто такие личности бывают зависимы от чужого мнения, болезненно воспринимают критику в свой адрес.

Люди с низкой аффилиацией тяготеют к одиночеству, философствованию. Это не означает, что им чуждо общение. У таких людей тоже есть друзья, но их мало. Это обусловлено интровертированностью их натуры. Конструкт их личности базируется на уравновешенности, самодостаточности, спокойствии, ригидности, стрессоустойчивости. Общению с живым человеком люди с низким стремлением произвести хорошее впечатление предпочитают книги. Вместо того, чтобы обсуждать проблемы с другом, они пишут мемуары. Для них крайне важно личное пространство, в некоторых случаях они болезненно реагируют на попытки окружающих нарушить психологические границы в общении. В диалогах они устают от эмоциональных всплесков партнеров по общению, им важнее факты, логика, а не эмоции. К критическим замечаниям такие личности относятся спокойно, из ошибок извлекают ценный опыт на будущее.

Конечно, выделение данных видов аффилиации достаточно условно, потому что в повседневной жизни поведение человека определяется не только особенностями его психики, но и конкретной ситуацией.

Гендерная принадлежность

Психологи отмечают, что на аффилиационную мотивацию влияет также гендерная принадлежность. К примеру, девушки, предпочитают искренне и открыто делиться переживаниями, парни пытаются строить коммуникации на основе деловых вопросов и обсуждений. Нельзя не отметить, что помимо гендерной принадлежности влияние имеет и возраст. С годами содержание общения может кардинально меняться.

Склонность к аффилиации повышается тогда, когда человек вовлекается в потенциально критичную и стрессовую ситуацию. Именно в такие моменты, окружающие люди дают возможность проверить правилен ли выбор способа поведения в опасной ситуации. Как показывает практика, близость других людей в период стрессовой ситуации приводит к снижению тревожности и волнения, что позитивно сказывается не только на психологическом, но и физиологическом состоянии. Блокирование человеком аффилиации провоцирует чувство одиночества, отчуждения и непринятия.

Мотивация аффилиации

Мотив аффилиации лежит в основе зарождения или прекращения межличностного взаимодействия. Он объясняется психологическим сближением или отделением людей в процессе взаимного познания друг друга, стремлением людей к самоутверждению.

Мотивация общения проявляется в стремлении человека выстраивать доброжелательные отношения с окружающими. Внешне такая разновидность мотивации выражается в способности к сотрудничеству, психологической привязанности, интимно-личностной связи. Особенно ярко мотивы коммуникации проявляются в любовных отношениях.

Степень выраженности аффилиационного мотива зависит от стиля детско-родительских отношений и от социального опыта индивида. При демократическом стиле воспитания у детей формируются такие качества, как социальная смелость, открытость, самодостаточность, коммуникативность, социальная привлекательность, эмоциональная стабильность.

Люди с высокой мотивацией общения располагают к себе, имеют высокий социально-психологический статус в коллективе. Для большинства членов малой социальной группы при решении спорных вопросов их мнение является авторитетным.

Полной противоположностью мотива аффилиации является мотив отвергания. Он выражается в опасениях индивида быть неуспешным в процессе межличностной коммуникации, стать изгоем в коллективе. Если у человека доминирует мотив отвергания, в процессе общения это будет проявляться в виде скованности, тревожности, психологического напряжения, низкой самооценки и неуверенности в себе.

Позитивные ценности

Мотивацию человека определяют его ожидания, которые базируются на прошлом опыте. Если взять категорию ожидаемой ценности, то аффилиация – позитивная ценность. Можно привести следующий пример, человек предстоит диалог с совсем незнакомым человеком. И результат этого общения зависит от ожиданий успеха. Чем сильнее это ожидание, тем выше его позитивная привлекательность, и, соответственно, наоборот. Здесь можно наблюдать некую связь, когда ожидание успеха влияет на поведение человек и ход действия, в то время как ход событий влияет на результат коммуникации. Для построения успешного диалога, ожидание успеха должно быть выше ожидания неудачи, это способствует тому, что позитивная привлекательность будет преобладать над негативной. Но такая связь присуща только мотивам аффилиации. Например, в мотиве достижения все работает наоборот. Чем выше ожидания успеха, тем ниже привлекательность стоящей перед человеком задачи.

Потребность и цели аффилиации

Потребность в аффилиации преследует разные цели:

  • произвести положительное впечатление на собеседника во время социальной перцепции;
  • заявление о намерении поддерживать длительное общение;
  • выражение симпатии к партнеру по общению;
  • поиск любви, психологической поддержки;
  • занять лидирующее положение в коллективе;
  • принятие себя;
  • доминировать в любовных отношениях;
  • получить помощь от конкретного человека;
  • опасение быть отвергнутым;
  • выгодно представить себя в процессе управления учреждениями, предприятиями и другими социальными объектами.

Центральный мотивационный момент общения

К данной категории можно отнести выбор временного или постоянного партнера по коммуникациям. Выбор постоянного партнера осуществляется не только по деловым, нравственным и интеллектуальным качествам, но и по внешнему виду. Определить мотивы аффилиации конкретного индивида можно с помощь различных методик, которых насчитывается огромное количество. Самая используемая на сегодняшний день методика разработана Мехрабианом. Базируется она на диагностике двух общих мотиваторов, которые являются устойчивыми и входят в состав аффилиационных мотивов. Эти мотиваторы – тенденция к аффилиации или любовь к общению и чувствительность к непринятию, страх быть отвергнутым. Эти две категории являются основой диагностики мотивов аффилиации по А. Мехрабиану.

Примеры аффилиации из моей жизни

Понятными примерами аффилиации могут служить:

  1. Кокетство. Желая понравиться молодому человеку, девушка кокетничает: демонстрирует запястья во время общения, поправляет прическу.
  2. Активное слушание. Желая выразить симпатию к собеседнику, укрепить психологическую связь, во время разговора человек использует технику активного слушания: задает уточняющие вопросы, перефразирует слова собеседника, кивает. Мимикой и жестами человек показывает свою внимательность, готовность продолжать общение.
  3. Совместная игра детей. Дети, выражая симпатии к партнеру по игре, охотно делятся игрушками, предлагают вместе поиграть. Этими действиями они пытаются произвести впечатление на другого ребенка, завоевать его расположение.

Общие сведения

Если мы откроем психологический словарь, то увидим, что под аффилиацией понимается эмоциональная связь с другими людьми, а также желание ее устанавливать, иметь взаимные доверительные отношения. Таким образом, понятия «аффилиация», «потребность в аффилиации» и «мотив аффилиации» часто смешиваются и заменяются одно другим. Так или иначе, аффилиация (реже – аффиляция) подразумевает взаимосвязь человека с обществом, ведь и само слово образовано от английского affiliation, что означает «соединение», «связь».

Еще со школьных времен мы помним, что человек — существо биосоциальное

Обратим внимание на второй корень этого сложного слова: потребность существовать в обществе, в круге других людей свойственна каждому из нас от рождения

Мы не приспособлены для жизни в одиночку. А если все-таки приходится, то это заставляет нас страдать — говоря научным языком, вызывает фрустрацию — состояние психики в ситуации несоответствия желаний и возможностей, которое выражается в подавленности, чувстве тревоги, отчаянии. Вспомним Робинзона и его страстное желание найти хоть какую-то родственную душу на необитаемом острове!

Об аффилиации можно говорить применительно не только к одному человеку, но и к группе. Все аналогично: групповая аффилиация подразумевает, что маленькая группа стремится стать частью более крупной и, следовательно, действовать по ее законам и правилам

Точно так же и человек стремится ощутить себя принадлежащим к какой-то социальной общности, понимать, что является элементом большого и важного целого (чаще всего в роли таких общностей выступают семья или этнос (народ)

Рекомендуем: Понятие аддикции в психологии

Как правило, аффилиация усиливается, когда мы переживаем стресс и (или) попадаем в экстремальную ситуацию. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, оказавшись в незнакомой, а то и потенциально опасной обстановке, человек ищет какой-то ориентир, образец для подражания, пытается понять, как ему следует себя вести, на примере окружающих проверить, адекватны ли его реакции. А во-вторых, доказано, что близость к другим успокаивает, уменьшает тревожность и последствия стресса.

Более того, выявлена определенная взаимообусловленность аффилиации и здоровья. Американские исследователи в течение нескольких лет проводили опросы, результаты которых показали: люди, которые тесно общаются с родственниками или состоят в каких-то сообществах, живут дольше и имеют меньше проблем со здоровьем. Получается, аффилиация не только помогает обрести душевное спокойствие, но и играет более важную роль: способствует сохранению самого существования отдельного человека или группы.

Но не все так безоблачно. Вполне возможна ситуация (и наверняка она знакома каждому), когда, наоборот, общество, в том числе самые близкие люди (семья или друзья), становятся причиной стресса и раздражения. Дело в том, что необходимое каждому количество контактов строго индивидуально и зависит от двух обобщенных факторов: желания быть принятым и боязни быть отвергнутым.

Влияние на здоровье

Аффилиация влияет на физическое, психическое здоровье индивида. Чтобы субъект продолжал нормально развиваться, без нарушений, отставаний, его должны понимать, принимать окружающие. Если общество отвергает индивида, возникает фрустрация, чувство ненужности. Из-за этого могут развиваться стрессы, депрессии, апатия.

Польза для здоровья от удовлетворения потребности в общении, принятии социумом:

  1. В любой спорной или конфликтной ситуации индивид ищет поддержки у других людей. Добиться помощи можно при общении с близким.
  2. При общении снижается уровень тревожности, успокаиваются нервы, становится проще решать задачи. Настроение улучшается, что положительно сказывается на работе всего организма.

Ученые смогли доказать, что индивиды, у которых длительные теплые отношения с другим человеком, есть верные друзья, живут дольше. У одиночек психоэмоциональный фон нестабилен, они мечутся между многочисленными интересами.

Потребность к общению заложена у каждого человека с рождения. Она начинает формироваться с раннего возраста. Зависимо от особенностей воспитания, общения с близкими, сверстниками, появляются мотивации, потребности. Одновременно с этим формируется тип мотиваций.

Аффилиация авторов научных публикаций

Аффилиация авторов научных публикаций используется в международных базах, как важный фактор для определения рейтинга журнала, и как показатель публикационной активности научных учреждений, в которых ученые проводят свои исследования. На основе этих показателей (включая индекс Хирша) решаются вопросы финансирования научных исследований.

В зарубежных изданиях культура аффилиации распространена очень широко, в отличие от нашей издательской практики, которая никогда не была требовательна к освещению этой информации на страницах своих публикаций. Во многом это было связано с тем, многие ведущие научные организации в нашей стране раньше были засекречены, и поэтому информация о них не указывалась в открытой научной периодике. Это привело к тому, что на отсутствие этой важной информации никто не обращал внимания, да и сейчас не очень обращают.

Совсем другое дело в зарубежных изданиях. Статьи с неполной аффилиацией не индексируются в международных базах данных. А это значит, что информация о стране пребывания и названии научного учреждения, где была выполнена данная работа, будет отсутствовать. Следовательно, публикация такой статьи никак не повлияет на изменение индекса Хирша автора, его организации и никак не отразится на импакт-факторе журнала, ее опубликовавшего.

Поэтому при индексировании журнала в базе данных очень важно, чтобы вся информация о месте работы автора была правильно идентифицирована, а научная работа при этом была бы отражена как в профиле автора, так и в профиле организации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]