Понятие и сущность профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение – осознанный выбор направления трудовой деятельности. Важно, чтобы оно осуществлялось с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути. Выбор профессии – процесс динамичный и многоступенчатый. Чтобы трудовая деятельность была приятной частью жизни, следует регулярно анализировать совершаемые действия и результаты. Если промежуточные итоги сигнализируют о том, что настало время изменений, нельзя их игнорировать.

Не стоит торопиться трактовать ощущение необходимости сменить сферу деятельности собственной слабостью или временной прихотью. Периодически условия жизни меняются. Мы рефлексируем, пересматриваем цели – все это неотъемлемые составляющие полноценной жизни.

Сущность профессионального самоопределения

Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.

У профессионального самоопределения есть ряд функций:

  • Целостное осознание индивидуальных психических и физических особенностей.
  • Анализ и познание своих личностных особенностей (психология личности).
  • Принятие сложившихся социально-экономических условий жизни.
  • Изучение разных видов деятельности, их сравнение, выбор места в социуме.
  • Освоение выбранной профессии. Формирование субъективных критериев оценки себя, как специалиста.

Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е. А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.

Она включает следующие компоненты:

  • «Могу». Эта часть отражает склонности, умения, навыки, способности, черты характера и поведения.
  • «Хочу». Включает в себя желания, внутренние потребности, мотивы, ценности и идеалы.

Также есть «Надо». Это внешние требования, обусловленные тенденциями общества и выдвигаемые к человеку.

Профессиональное самоопределение учащихся

Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.

В начальной школе происходит укрепление этого понимания. Для этого используются разные формы активности – игровая, учебная и непосредственно трудовая. Также в этот период происходит знакомство с социальными ролями, общими признаками разных специальностей.

Профессиональное самоопределение подростков происходит в 5-7 классах. В это время школьники уже могут объяснить, чем одна профессия привлекает их больше остальных. Также они готовы детально описать обязанности, требования, которые она выдвигает.

Огромную роль в становлении первых трудовых навыков и формировании образа разных специалистов играют семья и образовательные учреждения. От готовности учителей и родителей помочь разобраться в разных сферах жизни во многом зависит поддержание интереса к ним.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Чтобы их выбор был обдуманным, требуется внимательное отношение старшего поколения к ним.

Важна в этот период полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.

Предстоящий переход от привычного образа жизни за партой к серьезному углублению в выбранную сферу – огромный стресс. Важно, чтобы педагоги и психологи подготовили старшеклассников к предстоящим переменам. Они должны помочь в профессиональном самоопределении с помощью познавательных уроков, индивидуальных бесед.

Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов. Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего.

Этапы подбора профессии

Самоопределение — изменчивое состояние, процесс не прекращается на определенном возрастном рубеже. Человек выбирает профессию, которая может перестать радовать через несколько лет. Тогда личности необходим поиск нового призвания.

Различают следующие этапы самоопределения:

  • дошкольный (детский);
  • подростковый (или школьный);
  • юношеский;
  • этап взросления (или зрелости)
  • пенсионный или старший период.

Для каждого периода жизни человека характерны возрастные особенности и потребности.

Младший возраст

На поведение, выбор ребенка влияют внешние факторы, так как на данном этапе (до 10 лет) не сформировано личное суждение и системы жизненных принципов. Малыши подражают родителям, старшим товарищам. В младшем возрасте ребенок ориентируется на профессии родных, создавая для себя понимание о будущей профдеятельности.

Дополнительным критерием становится получение хороших отметок или похвала педагогов.

Подростковый этап

Период (10-15 лет) — один из ключевых жизненных рубежей. Ребенок понимает и признает собственные преимущества, слабые стороны.

Подросток различает работу на нравящуюся и ту, которая совершается по принуждению (родителей, учителей).

Происходит разделение профессий по гендерному признаку:

  • для мальчиков характерно желание самовыражения, самоутверждения;
  • девочки выбирают занятия, связанные с модой, эстрадой.

Половое разделение исчезает в следующий период самоопределения (от 16 до 23 лет).

Юношеский этап

Возраст переломный, это период ухода из средней школы, когда появляется вопрос профессионального самоопределения. Подросток выбирает между работой и получением профильного образования в ВУЗе.

Выбор в пользу обучения делается теми молодыми людьми, кто не определил для себя будущую профессию. Период характерен уничтожением романтизированного представления о взрослой жизни, работе. Человек вынужден принимать решения, которые влияют на дальнейшее существование. Часто подросток испытывает разочарование в выборе и меняет область, в которой хочет развиваться.

Этап зрелости

К этой категории относятся люди, которые завершили процесс образования и занимаются только карьерой. Взрослый человек обладает стажем, местом работы.

Зрелая личность проявляет социальную и профессиональную активность, задумывается о карьерном росте и предпринимает шаги для развития.

В данном этапе наиболее важен возраст 30 лет, так как проблема самоопределения становится крайне актуальной. Человек окончательно выбирает профессию, меняет предыдущую, что может сопровождаться длительными поисками себя, эмоциональным выгоранием.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Несмотря на трудности самоориентации, «взрослый» этап — наиболее продуктивный в жизни и завершается в 65-70 лет. Усталость от выбранной работы может появиться через 30 лет деятельности.

Пенсионный этап

Период начинается после 70 лет. Человек часто неполностью реализует профессиональный и личностный потенциал, из-за чего появляются депрессии, тревожность, разочарование. Пенсионер сталкивается с оценкой собственного жизненного пути, стремится реализовать себя в личностной и жизненной сфере. Очередной этап профессионального самоопределения позволяет найти новое поле для деятельности, хобби.

Советский космонавт Ю.А. Гагарин отзывался о своей профессии и о карьере в целом: «Хорошо работается, когда любишь свою профессию, с увлечением занимаешься ею».

Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте

Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.

В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:

  • В возрасте 27-30 лет большинство людей испытывают психологический дискомфорт, связанный с работой. Любая причина признается веской, адекватной для переосмысления профессионального самоопределения. Ее результатами может стать как смена места работы, так и кардинальное изменение рода занятий.
  • После 30 лет, а также с наступлением зрелости, ученые отмечают наиболее продуктивный в карьерном плане возраст. Благодаря накопившемуся опыту, укрепившейся в себе уверенности человек начинает испытывать «профессиональный оптимизм». Все меньше задач кажутся нереализуемыми.

Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни. Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения.

Классификация по Климову

Результат профессионального самоопределения индивида — принятое решение о выборе профессии. Е.А. Климов предложил следующую схему:

  1. самостоятельное представление и обзор области мира профессий;
  2. определение ограничений и возможностей, которые связаны с реальностью и разделение их на 3 степени значимости: а) с которыми необходимо считаться, б) лучше всего считаться, в) можно и пренебречь;
  3. собирание данных и сведений о выбранной специальности, включая запасные варианты, а при необходимости повторное уточнение;
  4. обдумывание вариантов действий для освоения профессии;
  5. мысленное обдумывание параметров личного профессионального плана;
  6. окончательный выбор профессии.

Культура профессионального самоопределения личности

Общественное представление о профессиональном самоопределении личности претерпело за последние два столетия сильные изменения. В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться. В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учет помогает установить степень профпригодности. После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности.

Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека.

Как связаны между собой самоопределение и самореализация?

Мы уже поняли, что самоопределение, как самостоятельный процесс, является очень важным шагом в процессе формирования и становления человека, как личности. Но мы должны понимать еще один момент: без самоопределения не может быть и самореализации личности! Одно вытекает из другого.

Сначала человек самоопределяется, а только потом самореализуется.

Поэтому к процессу профессионального, жизненного и личностного самоопределения необходимо отнестись с высокой значимостью!

Люди, которые определились и нашли свое место в жизни, становятся счастливыми, успешными и богатыми. А к этому стремится каждый из нас!

В рамках данной темы я могу тебе подсказать одно очень эффективное упражнение!

В свое время оно очень сильно помогло мне. Уверен поможет и тебе!

Называется оно «3to…»

Возьми листок бумаги и ручку. Сделай 3 столбца и напиши 3 заголовка.

В первом напиши to be(быть), в третьем — to made(делать), во втором- to have(иметь).

НЕ ПЕРЕПУТАЙ!

Под каждым заголовком напиши по вопросу:

— Кто я и кем хочу быть? (профессиональное самоопределение);

— Какова цель моей жизни и что я хочу сделать ценного для общества? (жизненное самоопределение);

— Какие личностные качества и ресурсы я должен иметь, чтобы достичь этой цели? (личностное самоопределение).

Тебе нужно постараться ответить на эти 3 вопроса! Сделать это с одной стороны просто, а с другой — требует большой душевной и умственной работы! Многие тратят на это целую жизнь! Твоя задача – ответить на них как можно раньше! Это позволит тебе самоопределиться и начать самореализовывать свой внутренний потенциал!

В результате твоя жизнь изменится на все 360 градусов. Это я тебе гарантирую!

Желаю тебе успехов в процессе самоопределения!

Проблема профессионального самоопределения личности

Современный рынок труда стремительно меняется. Это обуславливает сложность выбора специальности. Постоянно появляются новые профессии, а популярные ранее сильно трансформируются или уходят в прошлое.

Выбирая карьерный путь, каждый должен осознавать последствия решения. Поэтому не стоит пренебрегать анализом востребованности выбранной специальности. Для этого стоит изучить её технологии, значимость в современных реалиях, ознакомиться с прогнозами на будущее. Утрата возможности работать по выбранной профессии – стресс, который негативно отразится на всей жизни человека. Поэтому не стоит поддаваться иллюзиям, делать выбор на эмоциях.

Проблемы личностного и жизненного самоопределения

Так как первые два вида самоопределения – личностное и жизненное – прочно взаимодействуют друг с другом, проблемы у этих процессов общие. Не секрет, что свойства и характеристики личности формируются в течение всей жизни, с самого рождения. Некоторые типичные проблемы самоопределения личности уходят корнями в глубокое детство. Вот некоторые из них.

  • Мне все должны / никто никому ничего не должен

Адекватное сознание должно с детства воспитываться в четких рамках соотношения обязанностей и долженствования. На взаимосвязи и балансе долга и обязанностей построены отношения – ими руководствуется и большой социум (государство), и малый (например, семья или рабочий коллектив), и каждый отдельный индивид. При нарушении этого баланса обязанностей и долженствования возникают проблемы.

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны успешная трудовая деятельность – важнейший компонент социализации человека, который сильно влияет на удовлетворенность жизнью. Обратная сторона медали заключается в том, что без непрестанного изучения потребностей и всестороннего саморазвития люди не могут достичь успеха в профессии.

А. Маслоу делал акцент на том, что самоактуализация человека напрямую обусловливается увлеченностью работой. Когда человек находит место в обществе, ему проще двигаться к поставленным целям. Его жизнь наполняется смыслом и позитивом, а общество получает еще одного сильного члена, способного стимулировать прогресс.

Теории самоориентации

Разнообразие подходов изучения вопроса профессионального самоопределения появилось из-за социальных, культурно-исторических различий между странами. Поэтому невозможно выявить единственную правильную теорию выбора будущего поприща.

Теория Марковой

Автор психологической методики рабочего самоопределения Аэлита Маркова представляет самориентацию как процесс определения и достижения качеств, необходимых для становления на профессиональном поприще.

Сущность трудового образования доктор наук делит на три критерия:

  • получение знаний, навыков, которые формируют мировоззрение работника;
  • взаимодействие между учеником и педагогом;
  • желание и действия работника по освоению профессии.

Маркова выделяет 5 уровней совершенствования в конкретной деятельности:

  • допрофессионализм (не владеет навыками);
  • профессионализм (стабильная работа, соблюдение требований и стандартов исполнения);
  • суперпрофессионализм (предел развития достижений, творческое развитие личности);
  • постпрофессионализм (не работает в настоящем, но достиг успеха ранее, становится наставником для менее опытных работников).

Психолог выделяет отдельную категорию, непрофессионализм, которой свойственна активная деятельность, что ведет к некорректной работе или деградации личности работника.

Теория Сьюпера

Согласно концепции американского психолога, личностное профессиональное самоопределение и типы мышления при выборе поприща необходимо рассматривать как выражения Я-концепции (или теория Эго, по трехчастной структуре сознания Фрейда).

Теория представлена каждым утверждением, которое личность стремится рассказать. Высказывания субъекта определяют персональную рабочую Я-концепцию.

Профессиональное самоопределение по Сьюперу может быть достигнуто с помощью анализа нескольких мест работы (видов деятельности) по степени привлекательности для конкретного человека.

Личность выбирает ту профессию, которая соответствует его представлению о собственном «Я», позволяет развиваться без ущерба для Эго.

Теория Холланда

Теория Холланда указывает, что способности каждого индивида допускают наличие только одного призвания. Профессиональный выбор есть сознательный и рациональный процесс, когда человек, старшеклассник, самостоятельно определяет сильные стороны и соотносит их с требованиями различных профессий.

Холланд предложил классификацию типов личности по шести группам, типология популярна среди выпускников школ для определения подходящей профессии.

Виды мышления:

  1. Реалист. Предпочитают упорядоченную работу, любит деятельность, связанную с техникой, инструментами. Испытывают затруднения с общением, поэтому избегают социальной работы, требующей коммуникации с окружающими. Характерные черты: настойчивость, практичность.
  2. Исследователь. Человек, который предпочитает изучать мир с помощью творчества. Ценят научный подход к деятельности, избегают профессий, связанных с коммерцией, светскими раутами. Обладают высоким интеллектом, но недостает лидерских качеств. Особенности: сдержанность, склонность к аналитическому мышлению, любопытство.
  3. Артист. Предпочитают неупорядоченную работу, используют различные атрибуты для создания произведений искусства. Считаются одаренными, ценят эстетическую сторону вещей. Характерные черты: непрактичность, неструктурированность работы, идеализм.
  4. Социальная личности. Такие люди ценят саморазвитие, работу над собой. Считают себя полезными субъектами, способными научить и помочь остальным. Предпочитают социальную деятельность, избегая работу, требующую рационализацию и реалистичный взгляд на мир. Характерные черты: эмпатия, щедрость, желание коммуникации.
  5. Предприимчивая личность. Стремится к организаторской деятельности, ведущей к выгоде. Считает себя популярным, энергичным оратором, лидером. Недостает знаний, научности, поэтому избегают работы, требующей исследования и анализа. Ценят политические и экономические мотивы действий. Характерные черты: амбициозность, экстраверсия, оптимизм, коммуникабельность.
  6. Традиционалист. Стремится к систематизации и анализу, убежден в собственных аналитических и математических способностях, поэтому избегает творческой деятельности. Ценит экономические, бизнес-достижения. Характерные черты: негибкость, систематичность, сознательность.

Холланд представил описанные типы как шестиугольник, расположение углов которого меняется из-за предпочтений и способностей человека.

Теория Гинзбурга

Согласно данной концепции понятие профессионального самоопределения является совокупностью персональных ценностей, которые являются определяющими при выборе сферы деятельности. Особое место ученый выделяет для ценностей, выступающих в роли идей, целей человека.

Структура профессионального самоопределения по Гинзбургу состоит из трех аспектов:

  • мотивация (формирование представлений о будущем для получения навыков);
  • смыслообразование (поиск смысла существования, составление плана рабочей деятельности);
  • реализация (планирование, осуществление конкретных идей).

Психолог характеризует профессиональное самоопределение как персональное приобретение, которое связано с формированием внутренних ценностей и некоторыми психологическими аспектами (самооценка, идеал, самоутверждение).

Теория Климова

Отечественный исследователь рассматривает вопрос выбора профессии как один из основных проявлений психического развития личности. Наиболее значимой частью самоопределения Климов считает формирование профессиональной самоориентации, состоящей из:

  • принятие собственной принадлежности к социальной группе;
  • осознание собственного соответствия профессиональным требованиям (или несоответствия);
  • понимание человека степени его связанности с профессиональной группой;
  • формирование представления слабых и сильных сторон, рассмотрение путей развития рабочих навыков;
  • собственное видение профессии, личностного роста в выбранном поприще.

Итогом мотивационного анализа является достижение социально значимого статуса, выполнение деятельности, направленной на создание ценного для общества продукта.

Роль темперамента и характера в самоопределении

Каждая деятельность предъявляет особые требования к психике человека, к динамическим особенностям мозга.

Не существует темперамента, который подходит исключительно для одной профессии.

Психологи дают общие рекомендации о деятельности для каждого типа темперамента:

  • для холериков предпочтительна активная работа с возможностями для риска;
  • для сангвиника — организаторская упорядоченная деятельность;
  • флегматикам комфортно работать планомерно, с четким расписанием дня и недели;
  • меланхолики найдут себя в творчестве, научной деятельности из-за их неструктурированности.

Роль темперамента заключена во влиянии на деятельность при различных душевных состояниях, которые вызываются атмосферой в коллективе, обстановкой, эмоциональными факторами.

Темперамент является набором врожденных особенностей поведения личности, влияющим на профессиональное самоопределение наряду с приобретенными чертами характера.

Следующие черты влияют на выбор профессии:

  • готовность к ответственности;
  • самоотверженность;
  • способность к концентрации;
  • сила воли;
  • дисциплина;
  • исполнительность.

Психологи утверждают, что темперамент и черты характера должны учитываться при выборе профессии, так как они влияют на наклонности личности, положительные и негативные черты. Человек с низкой концентрацией внимания не сможет проводить многочасовые операции, а человек с невысоким уровнем ответственности не станет лидером коллектива. Персональные качества влияют на рабочие процессы и результат.

Евтушенко, русский поэт, высмеивающий в шутливой форме предприимчивых личностей, написал такие строки:

«Я верю в их святую веру.

Их вера — мужество мое.

Я делаю себе карьеру

тем, что не делаю ее!»

Факторы профессионального самоопределения личности

В сжатом виде они отображаются в рассмотренной ранее модели Е. А. Климова. Рассмотрим их детальнее. Первая составляющая – внутренние мотивационные факторы:

  • Личные предпочтения. Сюда входят потребности, желания, внутренние мотивы, моральные ценности.
  • Представления о комфортном уровне жизни. Включают индивидуальный образ желаемого будущего (место проживания, готовность к командировкам, график жизни).
  • Собственная оценка трудовой деятельности. Индивидуальные представления о престиже и привлекательности профессии. Также сюда входят размышления по поводу сложности возлагаемых обязанностей, субъективная оценка открывающихся перспектив.

Суть самоопределения

Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью индивидуальных ценностей, определение целей, возможностей, норм поведения и критериев, согласно которым человек формирует для себя оценку собственной личности и достижений.

Процесс самоопределения у зрелой личности продолжается всю сознательную жизнь. Человек ищет ответы на вопросы: кто я, зачем я живу, чего могу достичь, в чем мое предназначение, как я могу помочь тем, кто мне дорог, и т.д.

В процессе самоопределения человек формирует смысл своего существования, соединяя в одну целостную систему понимание о себе самом и представление об окружающем мире. Самоопределение и самосознание – разные понятия; осознание себя не означает, что человек перешел на следующую ступень и задумался о том, на что он действительно способен и что от него требуется. Этапы самоопределения и сама потребность в нем зависят от возраста человека, системы социальных связей, окружающей среды, в которой тот находится (и того, насколько сильно окружающая ситуация подстегивает к таким размышлениям). Кроме того, большую роль играют личностные качества – степень мотивации и готовности к действиям.

Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:

  • Социальное положение. Огромное влияние оказывают стереотипы, сложившиеся в мышлении под воздействием условий жизни в детстве и юности. Формирование отношения к работе зависит от позиции старшего поколения, которое ежедневным примером неосознанно влияет на образ будущего в мыслях подростков.
  • Окружение. Сюда относятся уже озвучиваемые родителями, родственниками, друзьями рекомендации.
  • Состояние рынка труда. Играют значимую роль востребованность и популярность профессии. Часто ошибочный выбор занятия является следствием подмены истинных желаний. Человек отодвигает в сторону свое мнение и переключается на приоритеты знакомых.

Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.

Самоопределение подростков

Подростковый возраст – один из самых серьезных и динамичных этапов в самоопределении и развитии индивида в целом. В этой ступени формируются личные качества, способствующие адаптации взрослеющих детей в социально-общественной сфере, развивается способность сопротивляться влиянию негативной социальной среды, ведь подростки, как известно, являются наиболее социально незащищенной группой общества.

На пороге самостоятельной жизни молодые люди должны подготовить целый сценарий, согласно которому будут идти по жизни. Этот сценарий уже содержит в себе и личностное, и профессиональное и социальное самоопределение. Именно период взросления человека зачастую становится основополагающим в поиске себя и своего будущего.

Вы довольны тем, что происходит с Вами сегодня?

Нет! Мне не нравится моя жизнь сегодня, и я многое хочу изменить

40%

Очень доволен(-а) и я рад(-а) что у меня ИМЕННО такая жизнь

10%

На сегодняшний день я разочарован(-а) в себе и/или в своей жизни

10%

В целом меня всё устраивает, но хочется добавить щепотку перемен

40%

Проголосовало: 10

Личностное самоопределение взрослеющего ребенка находится в прямой зависимости от таких решающих факторов, как индивидуальные черты характера, особенности мировоззрения, самооценка его личности, обстановки, в которой он растет, атмосфере в его семье и отражается на следующих уровнях:

  • когнитивный уровень – характеризуется отношением к нормам общества, к законам и алгоритмам поведения и общения со сверстниками и взрослыми; представлением об тонкостях взаимодействия с ними;
  • эмоциональный уровень – уравновешенность и стрессоустойчивость, бесконфликтность, толерантность и позитивное мышление.

Общие проблемы профессионального самоопределения у современной молодежи

Для любого индивида профессиональное самоопределение – один из основополагающих выборов, задающих направление всей его жизни. Поэтому этот выбор настолько важен. На профессиональное самоопределение молодежи влияет множество факторов. Приведем основные из них.

Вы работаете на любимой работе?

«Любимая» только в кавычках. Нет! Я не люблю свою работу и не получаю никакого удовольствия от неё

62.5%

Я получаю удовольствие от процесса моей работы. Мне нравится

25%

Я работаю с большим удовольствием и да я люблю свою работу!

0%

В целом я доволен(-а) своим родом деятельности, но чтобы любить свою работу – нет

12.5%

Проголосовало: 8

Родительское давление.

При выборе своей будущей профессии подростки нередко прибегают к помощи родителей. Однако порой вместо помощи получают давление, которое ограничивает свободу определения их будущей личности. Зачастую взрослые настаивают на пути, по которому в силу различных обстоятельств жизни не смогли пройти сами, забывая при этом, что главная их задача – помочь ребенку проанализировать свои наклонности, сильные стороны своего характера и личности. Подросток ждет поддержки и одобрения со стороны взрослых.

Должны ли родители принимать участие в выборе профессии подростка?

Конечно! Родители больше знают и понимают, чем молодой и неопытный подросток

0%

Должны, но не стоит давить на подростка. Это его (её) выбор и пусть делает его сам(-а)

77.78%

Я считаю, что не нужно вмешиваться. Пусть свою жизнь живут самостоятельно

22.22%

Проголосовало: 9

Социальное давление.

Современные дети отдают предпочтение высокооплачиваемым профессиям, обеспечивающим высокий уровень жизни и материальных благ.

Выбор друзей.

Дружеским связям в период взросления придается очень большое значение. Подросток, не совсем уверенный в том, что должно стать делом всей его жизни, зачастую идет учиться и работать «за компанию» с друзьями. Это не самый плохой вариант, но выбирать будущую профессию лучше, руководствуясь своими интересами.

Фактор здоровья.

Некоторые профессии и занятия имеют перечень медицинских противопоказаний, критериев, которые необходимо также учитывать при выборе своего профессионального пути, чтобы избежать нанесения вреда своему здоровью и чувства неудовлетворенности.

Отказ от профессии

Иногда создается впечатление, что профессия, которая нравится, не достаточно серьезная, не модная, не перспективная и человек отказывается от этой идеи. Однако следует помнить, что ненужных профессий не бывает. Любой профессионализм достоин уважения.

Устаревшее представление о профессии.

Под названием профессии давно подразумеваются другой функционал. Необходимо тщательно анализировать информацию о выбранной профессии, прежде чем принять решение связать свою жизнь с ней.

Географический фактор.

Существует такое понятие, как социально-географических особенностей субъекта: города, поселка, где человек планирует осуществлять свою трудовую деятельность и развитие.

Советы психологов

Несмотря на то, что многие не принимают всерьез тесты на профориентацию, они являются достаточно эффективным способом исследования своей личности на определение склонностей и способностей. Почему бы не попробовать?

  1. Для начала необходимо взять чистый лист бумаги. Подумайте, какие увлечения, занятия, желания и стремления сопровождали ваше детство, были для вас особенно интересны и приносили удовольствие. Напишите их перечень, причем записывайте даже кажущиеся несерьезными занятия. Возможно именно они пройдут цветной нитью через всю вашу жизнь и станут вашей миссией на земле. Не стоит давать оценку своим увлечениям, просто пишите. Возможно, вам нравилось шить одежду куклам, собирать из конструктора автомобили и дома. А может быть вы могли часами рисовать, пели или писали стихи. Обратите внимание, что детям свойственно заниматься тем, что у них получается, от чего они получают собственное удовлетворение похвалы взрослых и сверстников.
  2. Теперь попробуйте сопоставить составленный список своих детских увлечений с возможными сферами деятельности, где они могут применяться, в каких профессиональных областях. Напротив определенного занятия пропишите профессии, в которых оно используется. К примеру, если вы любили шить, это может быть профессия портного, дизайнера одежды, конструктора – модельера. Такие манипуляции необходимо проделать с каждым пунктом вашего перечня увлечений.
  3. Теперь необходимо проанализировать список профессий и оценить, какие из них вам нее подходят совсем, не по душе, не откликаются. Их лучше сразу отбросить. Если из перечня профессий, связанных с шитьем, вам совсем не нравится дизайнер одежды, смело его вычеркивайте. Итогом таких манипуляций должен стать уменьшенный в несколько раз список профессий.
  4. Следующий этап наиболее важен. От вас требуется объективно оценить свои качество в разрезе каждой из оставшихся профессий. Причем здесь нужно рассматривать и состояние вашего здоровья. Например, если в списке осталась профессия ветеринара, но при этом у вас есть проблемы с аллергией на шерсть, стоит сразу отказаться от этого профессионального направления. Вряд ли вы захотите совмещать такую работу с постоянным приемам лекарств. Таким образом проанализируйте каждый пункт профессий, вычеркните «не мое» и перечень снова значительно сократится.
  5. Для выполнения следующего этапа вам потребуется подключит фантазию. Необходимо делать паузу на каждом из пунктов и представлять себя на месте человека этой профессии, причем уже состоявшегося, опытного. Подумайте, что вы детский врач и в белом халате принимаете своих маленьких пациентов. Пофантазируйте на тему обстановки вашего кабинета, запаха лекарств в нем, наличии различного медицинского оборудования и предметов. Вам нравится это ощущение? Вам приятно? Оно вызывает в вас чувство счастья и удовольствия? Если это не так, возможно стоит перейти к следующему пункту из списка и проанализировать свою реакцию на фантазии о других профессиях.
  6. Последний, завершающий и решающий этап. Наверняка у вас осталось не так много пунктов. Взгляните, возможно совокупность некоторых из них составляет какую-то одну профессию. И еще, подумайте, способны ли вы посвятить этому делу всю свою жизнь? А мог бы я заниматься этим бесплатно? Если ответ «да», значит вы на верном пути самоопределения, а значит, на пути к своей полноценной счастливой жизни.

Этапы профессионального самоопределения личности

Общепринятой моделью описания жизненного процесса профессионального самоопределения является периодизация Дональда Сьюпера. Он выделил пять этапов самореализации личности:

  1. Рост (0-14 лет). Характеризуется формированием детских фантазий, сменой их на предпочтения. Заключительной фазой является самоопределение способностей и субъективная оценка профессий.
  2. Исследование (15-24). Личность пробует себя в разных ролях, анализируя степень удовлетворенности, возможность развития в разных сферах.
  3. Карьерное становление (25-44). Представляет окончание профессионального самоопределения, составление плана достижения поставленных целей.
  4. Сохранение достижений (45-64). Индивид развивается в выбранном направлении, сохраняя и умножая возможности.

Пятый этап — спад (65 и старше). Происходит планомерный выход из трудовой деятельности. Человек больше наблюдает за чужой работой, чем занимается собственной.

Читай мою книгу, которая поможет тебе достичь счастья, успеха и богатства

1 уникальная система развития личности
3 важных вопроса для осознанности

7 сфер для создания гармоничной жизни

21 вектор для эффективного развития

Читать книгу

Профессиональное самоопределение (я как профессионал) – определение человека относительно трудовой деятельности.

Ядром профессиональной деятельности является осознанный выбор профессии с учетом своих качеств и особенностей, возможностей и требований к профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение в целом осуществляется в течение всей жизни человека и не исключает смену или выбор нескольких профессий.

Актуальность профессионального самоопределения возникает в разные периоды жизни: окончание учебных заведений, повышение квалификации, смена жительства, увольнение с работы и другие. Этот вид самоопределения является важным критерием социально- психологической зрелости личности.

Главное в жизни — определиться: Где твоё место и, что ты за птица. Ты рвёшь зубами цепляясь за нами. Для меня счастье — свобода, для тебя — Диснейленд.

группа Ленинград – Менеджер

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]