Консультация «Как справиться с капризами и истериками ребенка 3–5 лет»


Причины истерик у детей

Истерика – это состояние сильной возбужденности, которое сопровождается резкой переменой настроения, вспышками гнева и отчаяния, а также потерей самоконтроля. Дети в истерике могут кричать, плакать, падать на пол, стучать кулаками и даже биться головой об стену. Маленькому ребенку тяжело выйти из этого состояния самостоятельно, поэтому истерика может длиться достаточно долгое время. В чем же причины истерик у детей?

  • Переутомление и перевозбуждение. Малыши могут уставать как от монотонных занятий (долгие поездки, интеллектуальная работа), так и от эмоционально насыщенных событий (походы в развлекательные центры, активные и шумные игры со сверстниками, посещение нового для крохи места). Если ребенок устал, вероятность возникновения истерики значительно возрастает.
  • Физический дискомфорт: боль, голод и жажда, духота, перегрев и так далее.
  • Невозможность описать свое требование словами. У маленьких детей часто возникают конфликты и недопонимания со сверстниками из-за того, что они еще не могут выразить свое желание словами. Взрослые тоже не всегда понимают, чего хочет малыш, который еще не умеет или только учится говорить. Непонимание со стороны близких людей часто приводит к истерикам.
  • Стремление к самостоятельности. Если родители, чрезмерно заботясь о крохе, не дают ему проявлять самостоятельность, это может спровоцировать частые истерики. Особенно ярко это проявляется в кризисные периоды развития (1 год, 1,5 года, 3 года).
  • Нехватка внимания. Ребенок, который недополучает заботу и ласку, скорее всего, будет пытаться привлечь к себе внимание различными способами. Истерика редко оставляет родителей равнодушными.
  • Отказы и запреты. В силу эмоциональности и недостаточного развития самоконтроля, дети младшего возраста обычно бурно реагируют на любые препятствия на пути исполнения их желаний.
  • Непоследовательность взрослых. Отсутствие у родителей единой позиции по поводу воспитания ребенка или плавающие границы дозволенного приводят к отсутствию у малыша четкой картины мира, а значит и ощущения предсказуемости и безопасности. В связи с этим появляется капризность и импульсивность.

Даже самые уравновешенные крохи время от времени впадают в истерику, казалось бы, на ровном месте. Наиболее часто это происходит в периоды кризисов 1 года и 3 лет. Если у ребенка старше 4 лет систематически возникают истерические приступы, это может говорить о наличии неврологических нарушений или серьезных ошибок в воспитании.

На подходе к кризису: психологические особенности «трёхлеток»

Кризис 3 лет у ребёнка – это важнейший этап в его психическом развитии. Он разграничивает раннее и дошкольное детство. Внимательные мамы и папы могут заметить его приближение по определенным психологическим особенностям малыша.

Дети к трём годам:

  • проявляют интерес к своему отражению в зеркале;
  • начинают обращать внимание на свой внешний вид, стремятся нравиться другим;
  • остро реагируют на неудачу и поражение;
  • любознательны, стремятся к познанию окружающего мира;
  • проявляют интерес к рисованию и конструированию;
  • эмоциональны и импульсивны;
  • начинают настаивать на своём, часто проявляют упрямство;
  • стремятся довести любое дело до конца и продемонстрировать результат взрослым.

Как мы видим, у детей к этому возрасту начинает формироваться собственное «Я», а также становится значимым мнение близких людей об их способностях и возможностях. Так ребёнок подходит к кризису 3 лет – времени, когда в его сознании рушатся привычные устои и правила.

Два типа детских истерик

Некоторые педагоги и психологи разделяют два принципиально отличающихся друг от друга типа истерик у детей: истинные и манипулятивные. За основу данной классификации взят критерий осознанности ребенком своего поведения.

  1. Истинные истерики возникают непроизвольно. Эмоции полностью берут верх над малышом, поэтому он не в состоянии контролировать свои действия, учитывать их возможные последствия, воспринимать уговоры и доводы взрослых. В возникновении данного вида истерик принимают участие нижние отделы мозга (в частности, миндалевидное тело).
  2. Манипулятивные истерики возникают осознанно (в работу включаются верхние отделы головного мозга). Обычно они свойственны детям среднего и старшего дошкольного возраста. Таким способом ребенок хочет добиться желаемого результата. Действительно, когда кроха находится в истерическом состоянии, особенно если это происходит в людном месте или если нужно куда-то спешить, родители часто не находят другого выхода из ситуации, кроме как моментально удовлетворить потребность (или прихоть) малыша. Если взрослые хотя бы несколько раз поддались на подобные манипуляции, скорее всего, такая модель поведения прочно закрепится у дошкольника.

Сталкиваясь с манипулятивной истерикой, или истерикой «верхнего этажа», важно не поддаваться на провокации и четко дать понять крохе, что такой метод заполучения желаемого не является конструктивным. Когда ребенок поймет, что истерика не эффективна, он перестанет вести себя данным образом. Если же истерика ребенка происходит неосознанно (истерика «нижнего этажа»), в первую очередь нужно поддержать малыша и принять его эмоции. Когда эмоциональный всплеск немного сойдет, кроха сможет воспринимать Ваши слова.

Отличить один тип истерики от другого бывает непросто. Но каждый родитель хорошо знает своего малыша и может наблюдать, что является причиной и поводом для истерики.

Необходимость самостоятельных решений

В возрасте трех лет чадо желает быть самостоятельным. Разрешите ему какое-нибудь дело выполнять самому, научите ребенка помогать по дому. Позвольте ему, например, поливать домашние растения или раскладывать на обеденном столе ложки. И пускай цветок завянет, а вместо столовой ложки будет принесена чайная, главное, что у вас уже самостоятельный ребенок и делает все сам.

Не высмеивайте детские вкусы, если карапуз надел фиолетовые джинсы, оранжевую рубашку и зеленую кепку. Зайчику важно, чтобы его выбор оценили папа и мама, а ощущение вкуса появится со временем.

Предоставьте чаду право выбора. Советуйтесь с ним насчет завтрака, того, какую книгу он бы предпочитал послушать, с каким ведерком он пойдет гулять. Разрешите ребенку принимать личные решения.

Как реагировать на истерики малыша?

Итак, как нужно вести себя с ребенком, который находится в состоянии истерики? В первую очередь, необходимо понять, чего именно мы хотим достичь: как можно быстрее прекратить «стыдное» поведение (то есть добиться мгновенного эффекта), или же важна долгосрочная перспектива? Безусловно, второе. Взрослые (родители и другие близкие люди) должны научить кроху понимать свои эмоции, выражать их конструктивно, следовать правилам, справляться с трудностями. Этого нельзя добиться, если реагировать на истерику наказанием, игнорированием или просто отвлечением внимания. Вот основные правила, следуя которым, Вы сможете остановить истерику и сохранить доверительные взаимоотношения с малышом:

  1. Как только Вы заметили, что ребенок начинает плакать, дайте ему понять, что Вы слышите его. Не нужно сразу вступать с ним в диалог, достаточно просто повернуться в его сторону.
  2. Чтобы малыш почувствовал, что Вы принимаете его чувства и можете разделить их с ним, подойти к ребенку и опуститесь на его уровень.
  3. Проанализируйте ситуацию и проговорите для крохи его эмоцию: «ты злишься», «ты очень расстроился», «тебе грустно» и так далее. В этот момент, вероятнее всего, ребенок как-то отзовется на Ваши слова, он начнет постепенно осознавать свои эмоции. Можно рассказать ему о ситуации, когда Вы сами испытывали похожую эмоцию.

Истерика развивается волнообразно: сначала резко возникают гнев и ярость, затем, достигнув своего пика, они сменяются грустью и отчаяние, после этого эмоции постепенно утихают.

  1. Постарайтесь выяснить причину, по которой ребенок впал в истерику. Может, у него что-то не получилось, или он очень просит купить какую-то игрушку, или он не ожидал чего-либо и испугался. Причин может быть множество. Если малыш умеет разговаривать, Вы прямо спросите его об этом. Если кроха еще не говорит, попросите его показать, чего он хочет, а также сами указывайте ему на возможные варианты. Ребенок начнет взаимодействовать с Вами и выйдет из замкнутого круга неконтролируемых эмоциональных реакций. Очень важно не оценивать и не критиковать то, что малыш расскажет или покажет Вам, а просто внимательно его выслушать.
  2. Когда ребенок выговорится, и Вы поймете причину его переживаний, спокойно озвучьте ему свою позицию на этот счет. Мнения и возможности взрослых далеко не всегда совпадают с требованиями детей, поэтому нужно не бояться сказать крохе «нет». Говорите спокойно и уверенно, четко аргументируя свою позицию понятным ребенку языком.
  3. Если малыш получил отказ, постарайтесь закончить на позитиве и переключить его внимание на что-то интересное. С детьми дошкольного возраста можно вместе помечтать или построить ближайшие планы.

«Царство упрямства и капризов»: что нужно знать о периоде кризиса 3 лет?

Взросление ребёнка представляет собой череду стабильных и кризисных периодов. В стабильный период развитие происходит медленно, постепенно, в кризисный же – бурно и ярко.

Суть кризиса и причины возникновения

Кризис трёх лет называют по-другому кризисом «Я сам!». Ребёнок в этом возрасте психологически отдаляется от родителей, стремится к самостоятельности, хочет, чтобы все считались с его мнением. Но сам при этом во многих ситуациях никак не может обойтись без помощи взрослых. В результате у ребёнка возникает противоречие между «я хочу» и «я могу», которое он выражает с помощью негативизма, упрямства, своеволия и других кризисных проявлений.

Первые кризисные симптомы у ребёнка родители могут заметить еще в 2,5 года. Пик кризиса приходится на возраст 3–3,5 года.

Почему кризис происходит именно в этот период?

Во-первых, к этому времени малыш уже многое умеет делать сам. Ест, одеваться, ходить на горшок. Он стремится к ещё большей самостоятельности, но родители пока не готовы ему её предоставить. Возникает столкновение интересов ребёнка и взрослых.

Во-вторых, «трёхлетка» начинает активно взаимодействовать с социальным миром. Идёт в детский сад, знакомится с новыми взрослыми и детьми. Привычные способы коммуникации, которые он применял с мамой и папой, уже не работают. Значит, настало время осваивать новое и расширять границы своих возможностей.

Как правило, период кризиса может длиться от нескольких месяцев до года.

У всех детей он проходит по-разному. Кто-то изводит родителей бесконечными истериками, капризами и протестами, а у кого-то могут наблюдаться редкие случаи непослушания и смены настроения.

Что может повлиять на протекание кризиса 3 лет?

  1. Особенности нервной деятельности и состояние здоровья. Ослабленные дети с неустойчивой нервной системой и психическими отклонениями тяжелее переживают все возрастные кризисы, чем их здоровые сверстники.
  2. Стиль семейного воспитания. В семье, где родители выступают против любого проявления активности и самостоятельности ребёнка, у детей наблюдаются ярко выраженные кризисные симптомы довольно долгое время.
  3. Напряжённые отношения в семье. Если мама и папа постоянно конфликтуют или находятся в состоянии развода, любой возрастной кризис ребёнка будет проявляться более остро.

Три года и первый кризис — отличный повод купить малышу первые GPS-часы, чтобы следить за его состоянием, безопасностью и здоровьем. С часами и приложением «Где мои дети», вы всегда будете знать, где находится ваш ребёнок и что происходит вокруг него.

Основные признаки

Кризис трёх лет у ребёнка относится к числу наиболее острых кризисов в личностном развитии. Его симптомы очень яркие, поэтому не заметить их будет сложно.

Ребёнок, находящийся в кризисе, проявляет:

Негативизм

Стремление сделать что-то наперекор тому, что говорят родители. Даже если желания ребёнка совпадают с предложением мамы или папы, он все равно даёт негативную реакцию только потому, что инициатива исходит от взрослого.

Трёхлетний Костя играет на детской площадке. Начинается дождь. Мама предлагает Косте пойти домой, на что мальчик отвечает ей отказом. Он устал и замёрз, но не хочет соглашаться с мамой, поэтому продолжает играть дальше»

Упрямство

Требование ребёнка считаться с его мнением. Малыш добивается чего-то не потому, что этого ему сильно хочется, а потому, что он сам так решил.

Ульяне три с половиной года. Накануне новогоднего праздника в детском саду она заявила маме, что хочет быть не снежинкой, а принцессой. Мама в недоумении: костюм уже куплен, танец разучен. Что это пришло в голову дочери?

Родители решили, что на следующий день Ульяна забудет об этом разговоре, но девочка, проснувшись, сразу заявила: «Хочу быть принцессой!» Никакие уговоры и убеждения на неё не подействовали. Маме пришлось срочно искать другое платье, а папе ехать в магазин за короной. В результате на утреннике все девочки были снежинками, а довольная Ульяна сидела в костюме принцессы.

Строптивость

Демонстративное отвержение ребёнком того, что предлагают взрослые. «Трёхлетка» отказывается следовать всем принятым правилам поведения в семье и начинает вводить свои.

День трёхлетней Маши начинается с бесконечных «не хочу»: «Не хочу надевать колготки, пойду без них», «Не хочу есть кашу на завтрак, хочу шоколадку», «Не буду чистить зубы», «Не хочу заплетаться» и т. д. Мама уже устала объяснять дочери, что без колготок ей будет холодно, а зубы начнут болеть, если их не чистить. Маша словно не слышит маму и продолжает настаивать на своём.

Своеволие

Стремление ребёнка к максимальной самостоятельности.

Вова играл на полу со своей любимой машинкой. Одно неловкое движение, и у машинки отвалилось колесо. Мальчик решил, что сам сможет исправить поломку. Принёс клей, открыл тюбик и нечаянно вылил его на себя и испачкал пол. Под несмолкаемый рёв сына мама убрала следы «аварии», а папа взял машинку, чтобы приделать колесо, на что Вова с криком «Я сам починю!» вырвал её из рук удивлённого отца.

Протест (бунт)

Отказ ребёнка выполнять привычные действия. Также малыш может намеренно делать то, что ему запрещают. Протестные действия, как правило, сопровождаются вспышками гнева или истерикой.

Как только Марку исполнилось 3 года, ему перестало нравиться держаться за маму, когда они идут по улице. Он сразу начинал вырываться, кричать, устраивал истерику, когда мама пробовала взять его за руку. Ни уговоры, ни угрозы не помогали. Однажды он даже убежал от мамы и чуть не попал под машину. Хорошо, что проходящая мимо женщина успела схватить его за воротник куртки.

Обесценивание

Резкое изменение отношения ребёнка к тому, что раньше для него было важным. Могут быть обесценены любимые игрушки, книги, занятия, а также сами взрослые.

Вика всегда любила ездить к бабушке, родители часто оставляли её там на все выходные. Как-то раз бабушка позвонила вся в слезах и попросила забрать Вику домой. Встревоженные родители стали выяснять, что случилось. Оказалось, бабушка как обычно испекла внучке её любимые пирожки и только собралась угостить Вику, как та ей сказала: «Я не буду их есть. Они плохие. И ты тоже плохая.

Деспотизм

Стремление к власти над близкими взрослыми. Ребёнок хочет управлять жизнью семьи и диктовать родителям правила поведения. Если в семье несколько детей, к деспотизму подключается ревность к младшим или старшим братьям и сёстрам.

У Коли есть старший брат и младшая сестричка. Сестру он всегда любил и играл только с ней, а вот брата немного побаивался. Всё изменилось, когда Коле исполнилось три с половиной года. Он стал обзывать девочку, щипать её, отбирать игрушки. Родители постоянно наказывали за это Колю, но ситуация не менялась. Вскоре стало ещё хуже – мальчик стал буквально домашним тираном. Постоянно указывал родителям, что они должны делать, терроризировал сестру, а брата донимал с просьбами отдать ему свой планшет.

Все эти кризисные проявления говорят о том, что ребёнок всеми доступными ему способами пытается отдалиться от взрослых и начинает осознавать себя как личность со своими потребностями и желаниями.

Гендерные особенности

Родители должны знать, что мальчики и девочки преодолевают кризис 3 лет по-разному.

Девочки:

  • как правило, кризис трёх лет у девочек начинается раньше и более выражен по сравнению с мальчиками. Самые частые кризисные симптомы – это упрямство и строптивость;
  • девочки более эмоциональны, чем мальчики, поэтому чаще демонстрируют эмоциональную возбудимость и психическое перенапряжение;
  • у девочек лучше развито слуховое восприятие, поэтому у них быстрее, чем у мальчиков, будут появляться новые слова (в том числе грубые или бранные).

Родителям на заметку:

  1. Чётким и спокойным тоном проговаривайте дочери все ваши просьбы.
  2. Чтобы девочку «не захлёстывало» волной эмоций во время кризиса, старайтесь чаще заниматься с ней спокойной деятельностью: лепкой, рисованием, музыкой и т. д.

Мальчики:

  • речевое развитие мальчиков к трём годам отстаёт от девочек. Поэтому они не всегда могут выразить свои эмоции и желания словами. Отсюда – злость и проявления агрессии;
  • частые кризисные симптомы у мальчиков – упрямство, своеволие и протестные формы поведения;
  • потребность в исследовании окружающего мира у мальчиков в этом возрасте выше, чем у девочек. Поэтому они так часто ломают игрушки и бытовую технику, залазят в каждую щель и всё время находятся в движении.

Родителям на заметку:

  1. У мальчиков лучше развито зрительное восприятие, чем слуховое. Поэтому чем несколько раз говорить сыну «Убери игрушки», лучше показать ему ящик, куда нужно будет все сложить.
  2. Чтобы удовлетворить тягу к исследованиям, дайте малышу старые машинки или испорченные механизмы, которые он с удовольствием разберет.

Читайте больше о трёхлетних детях – Ребёнку 3 года: нормы физического, интеллектуального и эмоционального развития.

Профилактика истерик у детей

Чтобы предупредить возникновение истерик, родителям необходимо следовать ряду принципов:

  • Желательно, чтобы ребенок соблюдал режим дня, а также имел достаточно времени на отдых. Для становления нервной системы крохи чрезвычайно важны полноценный сон, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры.
  • Обращайте внимание на эмоциональное состояние малыша. Проговаривайте с ним, что он чувствует в конкретный момент времени и почему. Родители – проводники детей в мир эмоций.
  • Научите малыша выражать свои эмоции конструктивным способом (например, если кроха злится, он может топнуть ножкой, если ребенок умеет говорить, то лучше всего попробовать выразить свое требование словами).
  • Сохраняйте спокойствие. Если малыш будет наблюдать, как его близкие люди впадают в гнев, он будет копировать их поведение.
  • Предоставляйте крохе возможности выбора и проявления самостоятельности. Желание сделать что-то самому – это естественная потребность ребенка, который по мере взросления отделяется от родителей.
  • У малыша не должно быть много запретов. Чтобы ребенок понимал смысл слова «нельзя», под ним должны подразумеваться только самые строгие запреты (например, не выбегать на дорогу, не совать пальцы в розетку). В ваших силах устроить жизнь так, чтобы запрещать что-то крохе приходилось как можно реже. Если ребенка все-таки нужно в чем-то ограничить, обязательно объясните ему причину Вашего решения.
  • Будьте последовательны. Не отменяйте свой запрет, даже если кроха будет вас упрашивать, плакать или кричать. Иногда бывает очень трудно устоять перед негативными реакциями на запрет, но поверьте, изменяя свое решение, вы делаете хуже. Только настойчивость родителей дает ребенку возможность предугадать последствия своего поведения.

Маленькие дети еще не умеют справляться со своими переживаниями самостоятельно, поэтому не оставляйте кроху одного, если что-то его беспокоит. Ребенок должен быть уверен в том, что Вы принимаете его чувства и эмоции и хотите помочь решить его проблему.

Начальная школа

Этот период трудный, потому что обычно причиной капризов является школа. Это могут быть плохие отношения с учителями или другими учениками либо ваша помешанность на оценках. Ребёнку начинает казаться, что школа для родителей важнее его самого. То есть раньше он был нужным, любимым малышом, а теперь он интересен родителям только как приложение к школе. Тут главное — верно расставить приоритеты. Вы хотите, чтобы ваш ребёнок был физически и психологически здоров? Тогда примите тот факт, что школа — это промежуточный этап и оценки не значат ничего для дальнейшей жизни ребёнка.

Что надо делать, чтобы капризы сошли на нет? Если это проблемы с учителем или другим учеником, постарайтесь их решить. Если проблема в ваших завышенных требованиях, перестаньте ругать за плохие оценки. Хвалите ребёнка, и сами увидите, как здорово это работает.

Выводы

Каждый родитель сталкивается с истериками своего малыша. У одних детей они возникают чаще, у других реже. Пик истерик обычно приходится на ранний и младший дошкольный возраст (1-3 года), старшие дошкольники уже в достаточной степени способны контролировать свои эмоции. В момент истерики будьте рядом с крохой, помогите ему осознать свои чувства, вместе проанализируйте ситуацию и выясните причину истерики. Включив малыша в диалог с собой, Вы препятствуете дальнейшему нарастанию эмоционального напряжения. Только после этого необходимо выразить свою позицию и объяснить ребенку, почему в данном случае Вы принимаете то или иное решение.

Что делать?

Если ребенок в 3-4 года постоянно капризничает, проанализируйте все вышеперечисленные причины и попробуйте устранить их. Старайтесь предупреждать появление стрессовых ситуаций.

Если все-таки нытье началось, попробуйте переключить интерес малыша на что-либо другое.

«Смотри, какие огромные слезки льются из глаз. Давай-ка соберем их в баночку», – говорит одна изобретательная мамочка.

Предложите крохе какой-то новый предмет или интересное занятие: посмотрите вместе мультик или почитайте любимую книжку. Совместное общение поможет ему почувствовать вашу любовь и избавит от неконструктивных способов привлечения родительского внимания.

Настоящее «мужское» воспитание

Для мальчика должно быть очень важным осознание того, что он мужчина. Он должен понимать, что он сильный, храбрый и добрый, совсем, как папа. У мальчика в возрасте 3-х лет начинается активное подражание отцу, он должен комфортно себя ощущать рядом с папой. Мама должна понимать эту особенность мальчика, предоставляя мужчинам возможность чаще бывать вместе. Им нужно предоставить больше свободного пространства, потому что они более активны. Важно не понижать самооценку мальчика, не стоит употреблять негативные эпитеты: «трус», «слабак».

На улице нужно больше времени проводить за активными играми. Для мальчика 3-х лет нужно давать больше самостоятельности под бдительным родительским контролем.


Строптивость и своеволие чаще проявляют мальчики

Мать может научить ребенка открывать дверь, помочь нести сумку с продуктами из магазина, выполнять несложные задания, малыш будет рад этим новшествам. Приятно быть полезным и нужным.

Небольшой совет для мамы: чтобы воспитать в мальчике качества, присущие мужчине, нужно иногда притворяться слабой и беспомощной, чтобы ребенок проявлял себя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]