Откуда берется конфликт поколений и как преодолеть эту проблему


Научно-технический прогресс, развитие технологий и социальные изменения очень сильно влияют на нашу жизнь. Поэтому то, что для старшего поколения было правильным и естественным, для младшего является устаревшим и несуразным. В связи с этим возникает конфликт поколений. Постоянные ссоры, непонимание, критика и нравоучения приводят к разрушению отношений между членами семьи.

Что это такое?

Открыто заявлять о конфликте между поколениями и активно использовать этот термин начали в Америке в 1960-х годах.

В этот период возник протест среди молодежи касательно войны с Вьетнамом. Также её не устраивала расовая дискриминация, которая была в стране и социальная несправедливость.

Подростки ссорились с родителями, вступали в рукопашный бой с полицией. И это было настолько масштабно, что социологи заговорили об открытой, острой проблеме отцов и детей.

Хотя она существовала во все времена, и будет существовать всегда, пока живо человечество.

Наиболее углубленно эту тему изучали такие специалисты, как Карл Витакер, Мюррей Боуэн, Вирджиния Сатир и Сальвадор Минухин.

Конфликт поколений представляет собой возникновение противоречий между представителями как одного, так и разных поколений.

Он позволяет либо укрепить отношения и социальные связи между участниками, либо наоборот, разрушить, если им не удалось найти выход из сложившейся ситуации, который устроит обе стороны.

Что понимают под словами разрыв поколений, конфликт поколений и почему он возникает?

  • Под словами «конфликт поколений» принято понимать культурно-социальное явление, когда ценности младшего поколения значительно отличаются от ценностей поколения старшего.
  • Молодежь прекращает отождествлять себя со своими отцами и дедами, полностью отвергая их авторитет и опыт. Дети и родители в такой ситуации воспринимают друг друга как представителей абсолютно иной культуры и мировоззрения.


Непонимание детей и родителей

  • В прошлом проблема конфликта поколений не была столь ощутимой. На протяжении многих веков два-три поколения вели схожий образ жизни, так как общество развивалось медленно. Дети, как правило, учились ремеслу отца и в процессе такого обучения перенимали его мировоззрение. Слова старшего поколения были истиной и не подвергались сомнению.
  • Старший человек всегда означало «мудрый человек», так как источником знаний был только жизненный опыт. Поэтому дети никогда не состязались с родителями в знаниях и мудрости. И у молодых людей не было возможности заявить о своей индивидуальности.
  • Развитие общества дало детям возможность учиться. И если раньше существовал лишь один способ узнать что-либо – это спросить у старшего поколения, то в дальнейшем у молодежи появились другие источники обретения знаний. Постепенно отношение молодого поколения к старшим людям трансформировалось в менее почтительное.

Исследователи определили главные факторы, которые являются причиной конфликта поколений и возникновения социокультурной дистанции между старшими и младшими:

  • Изменение социальных условий.
  • Несовпадение жизненных приоритетов.
  • Снижение в обществе социального статуса пожилого человека.
  • Изменения условий труда в результате научно-технического прогресса.
  • Психологические особенности людей разного возраста.
  • Снижение значимости опыта предыдущих поколений из-за новых возможностей получения информации.


Конфликт поколений не дает понять друг друга

В наши дни разрыв поколений представляется более острым. Данная проблема – результат быстрого развития общества. Мир совершенствуется каждый день, и ближайшее прошлое представляется уже слишком устаревшим.

  • Для современного общества характерно непрерывное внедрение инноваций, которые периодически перестраивают сложившиеся традиции и нормы. И многие вещи, которые были раньше под запретом, сейчас являются социальной и культурной нормой.
  • Психологи уверены, что проблема взаимопонимания старшего и младшего поколений будет всегда. Ведь культура, на которой было воспитано одно поколение, не будет до конца понятной другому. Каждое новое поколение живет, опираясь на результаты и опыт всех предшествующих. При этом люди используют и развивают лишь то, без чего их существование не представляется возможным, и категорически отвергают то, что, по их мнению, устарело.

Виды поколений

  • Молчаливое (1923 – 1943). Молчаливое – потому что сталинские репрессии вызывали ужас, соответственно, люди пытались быть не заметными, это позволяло им выжить в те времена. Отличается терпением, преданностью и подозрительностью.
  • Бебибумеры (1943 – 1963). После войны был всплеск рождаемости, отсюда и название. Характеризуются оптимизмом, коллективизмом и трудолюбием.
  • Х (1963 – 1984). На эти года выпала перестройка, отчего бунтари, так ещё называют это поколение, стремится к переменам. Они не терпят патриархата и борются за равенство.
  • Y (1984 – 2000). Их ещё называют миллениалами или генерацией нулевых. Хотят получить от жизни всё, поэтому их деятельность направлена в сторону удовольствий. Не ценят знания, предпочитая им «полезные знакомства» для достижения целей.
  • Z (2003 – 2023). Зэты, в отличие от игреков, понимают, что образование им необходимо. Свободолюбивые и отступающие перед трудностями. Капризны, осторожны и не ответственны. А также развиты, ведь вокруг столько возможностей, только ленивый не будет ими пользоваться.

Как преодолеть конфликт поколений?

  • Из-за конфликта поколений нередко между близкими людьми возникают непримиримые противоречия, приводящие к ссорам и обидам. Не желая идти на компромисс, родители и дети могут подолгу не общаться, и между ними возникает пропасть.
  • Конечно, восприятие мира родных людей разного возраста существенно отличается. Но взгляды на общие понятия, такие как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо», у стариков и молодых могут быть одинаковыми, так как формируются в процессе общения и воспитания. Убеждения и ценности родителей прививаются детям посредством личных примеров. Но во время собственной жизни все это используется детьми в новых условиях и поэтому интерпретируется по-своему. Можно сказать, что конфликт в семье основан не на разнице возрастов, а на личностных отношениях.
  • Является ли непонимание между старшим и младшим поколениями неразрешимым конфликтом? И что может стать условием для гармоничных отношений между ними?


Можно ли разрешить конфликт?
Для того чтобы наладить отношения с близкими людьми другого поколения и максимально сгладить «острые углы» при общении с ними, прислушайтесь к следующим рекомендациям:

  • Разговаривая, не перебивайте собеседника. Дайте ему возможность договорить до конца. И неважно, сколько ему лет, младше он вас или старше. С уважением выслушивайте точку зрения человека.
  • Никогда не переходите на повышенные тона. Свои взгляды излагайте спокойно и аргументировано.
  • Не пытайтесь настоять на своем. Всегда ищите компромиссное решение, которое устроит и вас, и оппонента.
  • Не грубите и не уходите от ответа, думая, что вас все равно никто не поймет. Всегда отвечайте на заданный вопрос.
  • Постарайтесь понять точку зрения другого человека. Вы можете с ней не согласиться, но попробуйте взглянуть на проблему глазами вашего старшего или младшего родственника. Уясните, что каждый человек имеет право на собственное мнение.


А нужно просто поговорить
Помните, что проблемы взаимопонимания «отцов» и «детей» случаются в каждой семье. Главное – решать конфликты поколений, основываясь на своей любви к детям и уважении к старикам.

Советуем прочесть популярные статьи:

  • 17 самых распространенных хобби для женщин
  • 9 «anti-age» привычек, которые помогут сохранить молодость
  • Приметы для влюбленных
  • Слова, которые имеют несколько значений: примеры
  • Магические свойства корицы

Основные причины возникновения

Есть масса причин, по которым возникают так называемые конфликты «отцов и детей». В принципе, каждая ситуация индивидуальна и может включать в себя сразу несколько факторов.

Вашему вниманию же хотим предоставить те, что наблюдаются наиболее часто и являются основными.

Нежелание подчиняться

В подростковом периоде формируется самостоятельность. Ребёнок в этом возрасте пытается понять, какой он и на что способен. Поэтому важно не ограничивать его свободу, а дать возможность таки познать себя.

Но бывают семьи, в которых подобные стремления стать независимым от взрослых воспринимаются в штыки. Родители считают, что в силу возраста они лучше разбираются в жизни, отчего указывают своему подростку, что любить и как поступать.

В принципе, это верно, опыта и знаний обычно у них намного больше, чем у их детей. Но крайне важно давать шанс каждому набивать свои шишки.

Некоторые смиряются с авторитарностью родителей, но большинство не желает им подчиняться. Поэтому пубертатный период и называют наиболее сложным.

Подросток протестует, доказывает свою точку зрения. И он обычно сражается всего лишь за право быть таким, какой есть. Сам предмет спора может быть не столь важным, дело в самом процессе и результате. Он жаждет признания взрослыми себя как личности.

Несоответствие ожиданий и реальности

Людям свойственно очаровываться и пребывать в иллюзиях, фантазиях, полностью игнорируя реальность. Например, вступая в брак, молодые люди чаще всего думают, что станут счастливее, просто потому, что их отношения станут узаконены.

Но на самом деле всё зависит только от них, насколько они готовы принимать недостатки друг друга. Умеют ли выдерживать близость, и каким образом справляются с возникающими трудностями.

В общем, семейное счастье обеспечивает масса факторов, игнорировать которые опасно. Так вот, при очаровании обязательно следует разочарование. Вопрос только по времени, как быстро оно наступит.

Точно также родители, не замечая реальности, могут ожидать от своих детей того, на что они просто не способны. Когда мальчишку, который любит танцевать, заставляют заниматься боксом – это постепенно провоцирует напряжение в отношениях.

Он будет испытывать злость к столь жесткому родителю, и, соответственно, будет пытаться бунтовать, отстаивая свои права заниматься тем, что нравится.

Если в семье категорически запрещено проявлять агрессию и вообще, раздражаться, он будет направлять разрушающий вектор на себя.

То есть, либо осознанно будет стремиться попасть в травматические ситуации, либо у него появится ряд сложных заболеваний, которые не позволят продолжать спортивную карьеру. Проще говоря, дадут основания завязать с боксом.

Различия в ценностной системе

Встречаются люди, которые остро воспринимают тот факт, что другие могут быть не согласны с их точкой зрения. Что живут они совсем не так, как стоило бы и вообще, много чего не понимают, в отличие от них.

Кто-то в приоритете ставит семью, а кто-то карьеру. И каждый их них будет счастлив и несчастлив по-своему. Не бывает единственно правильных ценностей. Кому-то принесёт пользу трудоголизм, а кому-то наоборот, навредит.

К тому же в разные времена потребности у людей тоже разные. Не следует забывать о том, что людям в период Великой Отечественной войны необходимо было уметь выживать, сражаться с врагами. Следующее поколение восстанавливало страну, поэтому работало не покладая рук.

То, что было важно раньше, теперь не имеет такой актуальности сейчас. Но это не значит, что представители разных поколений имеют право обесценивать друг друга.

Боязнь всего нового

Личности в возрасте чаще всего отказываются от технологий, которые предлагает им современное поколение. Они большую часть жизни провели без интернета и гаджетов, наслаждаясь обществом друг друга, природой.

Отчего им сложно понять, как обращаться с телефонами, как пользоваться компьютером, и для чего вообще придуманы роботы.

Также боятся совершить ошибки, ведь привыкли, что они влекут за собой негативные последствия. А как справляться с этими ошибками, понятия не имеют. Вдруг, нажав не ту комбинацию клавиш, они вовсе сломают какой-то предмет техники?

К тому же, стоит учитывать тот факт, что научно-технический прогресс подрывает авторитет старшего поколения.

Любой пятилетний ребёнок в состоянии зайти в ютуб и включить себе мультик, скачать интересующее приложение или игру. Зачем ему тогда слушаться человека, который не способен на подобное? А лишь заявляет о том, что видел многое в этой жизни?

Эгоизм

Существуют личности, которых не интересует чужое мнение, они заботятся только о своём благополучии, даже если для этого необходимо создать неудобства другим. Они просто лишены ощущения того, что есть границы, за пределы которых не стоит выходить.

В народе их называют самодовольными и избалованными, в психологии имеется такой термин, как эгоизм.

Так вот, ждать от эгоиста уважения, признания и принятия другой точки зрения не стоит. Тем более, к старшим людям.

Пренебрежение прошлым

Наши предки наделали немало ошибок, как, в принципе, каждый из нас. Ведь идеальности, как вы знаете, не существует.

К тому же в прошлом люди были ограничены в своих возможностях. С каждым годом человечество получает всё больше ответов на вопросы, которые беспокоили его десятилетиями.

Так вот, современная молодежь может считать себя умнее своих предшественников, отчего игнорировать опыт, который старшие пытаются им передать. Это, естественно, обижает и злит, что делает взаимоотношения сложными, провоцируя конфликтные ситуации.

Разногласия в подростковом возрасте

В последние 50 лет после окончания Второй мировой войны противостояние родителей и детей практически постулируется культурой. Появилось устойчивое понятие «подростковый бунт». Это поведение, которое ожидается от взрослеющего ребенка.

Если подойти к этому с исторически-культурной стороны, то это молодое понятие, о котором еще сто лет тому назад никто не слышал. А такого слова, как «тинэйджер» не существовало ни в одном лексиконе. Почему же в наше время все изменилось?

Во многом этот феномен связан с тем, что традиционный патриархальный уклад как в обществе, так и в семье разрушился. Поэтому если раньше было принято считать, что самые мудрые носители истины — это старейшины рода, то сейчас вся надежда ложится на молодое поколение. На примере конкретных семейных ситуаций все это может порождать много проблем, к примеру:

  1. В сленге подростков понятие «родители» как таковое не употребляется. В большинстве случаев оно заменяется такими презрительными словами: родаки, предки — люди, которые больше неактуальны и не имеют права голоса, так как они в «отстое», а молодежь тем временем «рулит».
  2. Мнение родителей по умолчанию воспринимается детьми как устаревшее: «да что вы в этом понимаете!», «мама, так уже давно никто не говорит (думает, делает)».

Чтобы наладить взаимоотношение поколений и смягчить возникшие конфликты необходимо:

  1. Не терять чувство юмора. Даже если вам очень обидно и неприятно, не стоит принимать все близко к сердцу.
  2. Постараться вспомнить себя и свое поведение в подростковом возрасте. Если у вас сохранились какие-нибудь старые фотографии, дневники, то обязательно посмотрите и перечитайте их. А также поговорите с друзьями, родителями, которые могут рассказать вам какими вы были.
  3. Когда в доме царит спокойная и хорошая обстановка, поговорите с ребенком о том, что вы тоже когда-то были в таком состоянии. Постарайтесь сделать этот разговор дружеским, а не дидактическим.
  4. И также рекомендуется рассказать о том, что ваши родители тоже казались вам устаревшими и глупыми.
  5. Успокаивать себя мыслю о том, что подростковый период в итоге проходит. А кто из нас в свои 14 лет не думал, что знает о жизни и о людях все? Однако жизненный опыт смягчает всех.
  6. Когда ситуация становится все более сложной, следует помнить, что, конфликтуя, дети вырабатывают свою жизненную позицию.

Последствия

Негативные

  • Ухудшение настроения и общего самочувствия вследствие стрессов. Любая ссора – это напряжение, а впоследствии и стресс для организма, который очень редко приносит пользу своему владельцу. Есть такой раздел в психологии, который называется психосоматика. Она изучает влияние различных психологических факторов на появление и развитие соматических заболеваний. Если упрощенно и по-народному, то это утверждение, что любые болезни от нервов.
  • Разрыв отношения или усиление непонимания. Когда обе стороны не готовы слышать друг друга, признавать и искать компромиссы, это вызывает массу злости. Которая, в принципе, обладает настолько мощной энергией, что способна привести к тому, что люди перестанут общаться. Даже, несмотря на тот факт, что состоят в родственных связях.
  • Рост социальной напряженности. Она проявляется в виде недоверия к органам власти, снижению демографической ситуации, ажиотажном спросе и общей тревожности среди населения.

Позитивные

  • Перемены в ценностной системе участников. Каждый конфликт являет собой столкновение различных точек зрения. Обе стороны получают возможность пересмотреть свои идеалы и ценности, понять, что существуют и другие мнения. И если они понимают, что у них неверно расставлены приоритеты, так как не позволяют достигать желаемого и реализовывать свои цели, то появляется шанс изменить жизнь к лучшему, опираясь на чужой опыт.
  • Снятие социального напряжения.
  • Решение жизненных проблем и сложных задач. Об этом уже упоминалось в графе про переосмысливание ценностей. К тому же в процессе урегулирования конфликта оппоненты разрешают не только основную проблему, но и сопутствующие.

Конфликт поколений — почему старшему поколению трудно понимать молодежь?

  • Нередко старшее поколение считает, что их опыт позволяет навязывать молодежи свои взгляды и правила поведения. А молодые люди, в свою очередь, уверены, что обладают достаточными знаниями, чтобы самим решать, как им жить.
  • И возраст не является для них признаком мудрости. К тому же для молодежи характерно неосознанное стремление избавиться от контроля и чрезмерной опеки.
  • На этой почве между людьми разных возрастов возникают разногласия и взаимные претензии, конфликт поколений.

Перечислим основные причины, почему старшему поколению трудно понимать молодежь и возникает конфликт поколений:

  • Внутренние ограничения и запреты. С возрастом люди становятся более консервативными и им трудно отказаться от своих убеждений. Старшее поколение часто не способно воспринимать действительность из-за отсутствия гибкости. Они не понимают, что мир меняется с невероятной скоростью, и новое время требует формирования иного мышления и стандартов.
  • Чрезмерная забота. Родители всегда волнуются за своих детей и не могут признать, что их ребенок повзрослел. Поэтому старшие стремятся уберечь младших от ошибок. Им кажется, что тот образ жизни, который ведут дети, может привести к неудачам и жизненным проблемам. По этой причине родители склонны навязывать отпрыскам свои взгляды, чтобы тем было «как лучше».
  • Невостребованность в обществе. Известно, что наша эпоха характеризуется культом молодости. Личность оценивается по ее способности эффективно действовать и легко приспосабливаться к новым условиям жизни. Но пожилые люди не могут выполнять те задачи, которые диктует им современная жизнь. К сожалению, в массовом сознании все чаще преобладает отношение к пожилым людям, как к бесполезным членам общества.
  • Неспособность успевать за современными темпами жизни. Старшее поколение теряется от огромного количества новой информации, которая выливается на них каждый день. Им непросто освоить новые гаджеты, электроприборы, компьютерные программы. Поэтому они предпочитают жить и работать «по старинке» и не понимают стремление молодежи к новым технологиям.
  • Неудовлетворенная потребность в общении. Не секрет, что старики часто чувствуют себя ненужными своим близким. Поэтому обижаются на молодежь, упрекая их в недостаточном внимании и уважении. Получается замкнутый круг, с одной стороны, старшее поколение хочет общаться и быть полезным, с другой стороны – такое общение изобилует упреками и обвинениями и перерастает в ссору.


Непонимание

Методы разрешения

Следует понимать, что проблема межпоколенных конфликтов будет существовать до тех пор, пока живо человечество.

Но в наших силах предвосхитить появление затяжных и сложных ссор, а также минимизировать потери. Имеется в виду умение вовремя остановиться, пока не произошел разрыв отношений.

Рекомендации

  • Если вы хотите, чтобы вас услышали, учитесь слушать и слышать в ответ. Игнорируя слова оппонента, обесценивая их и осмеивая, вы только «подкинете дров» в уже разгоревшийся костёр непонимания. Воспользуйтесь техниками активного слушания, тогда вы будете добиваться позитивных результатов в процессе общения.
  • Аргументируйте своё мнение. Используя информацию из достоверного источника, вы повысите шансы на то, что к вам прислушаются.
  • Избегайте оскорблений и переходов на личности в момент спора. Иначе вы только настроите против себя собеседника, вызвав у него массу негодования.
  • Соглашайтесь на компромиссы. Бывают ситуации, когда вместо «или», можно применить «и». То есть, правыми и достойными уважения могут оказаться обе стороны. Ищите совместно варианты, которые будут одинаково устраивать вас и другого.
  • Идите на уступки, если отношения вам более ценны, чем правота в данном вопросе. Да, это неприятно, но и потеря близкого человека много счастья не принесёт.
  • Игнорируйте конфликт, если понимаете, что он организовывается искусственно, лишь для эмоциональной разрядки. К примеру, бывает, что разногласия в семье начинаются по одной простой причине – усталость её членов. Стоит отдохнуть хоть немного, и тогда происходящее будет восприниматься иначе, более спокойно.
  • Ищите возможности и ресурсы. Остановив себя в момент злости по поводу того, что вашу точку зрения обесценивают, и, подумав о том, что полезного вы вынесете из данного разговора, вы сможете продвинуться в своём развитии. Допустим, узнаете о чужом опыте, поделитесь своим, это позволит расширить кругозор. Либо по поведению оппонента поймёте, как стоит себя вести самому, а от каких слов и моделей поведения лучше отказаться.

Типы поколений и факторы, приводящие к конфликту поколений

Почему разные поколения так часто не могут найти общий язык? Согласно теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоува интересы и ценности людей во многом определяются периодом, в котором они родились. Мировоззрение людей, родившихся в один временной отрезок, во многом будет схожим, так как в детстве и юности они пережили одинаковый социальный опыт, при этом изменения в мировоззрении происходит, в среднем, каждые 20 лет.

Выделяют пять типов поколений, каждому из которых присущи определенные основополагающие качества:

  • «Молчуны» (период рождения 1923 – 1942). Большая часть их жизни пришлась на время, когда стремительно развивалась наука и техника. Таких людей отличает скромность, а также строгое соблюдение этических норм, правил и традиций. Они предпочитают экономить и склонны «запасаться впрок», ценят нравственность и уважение. Экспериментировать «молчуны» не любят.
  • «Бэби-бумеры» (период рождения 1942 – 1962). Родившиеся в тяжелые военные и послевоенные годы, многие из них рано потеряли родителей и поэтому не получили в нужном количестве ласки и любви. Данное обстоятельство обусловило их некоторую агрессивность. В целом, это оптимистичные, активные и созидательные люди. Именно они отстраивали новый мир. «Бэби-бумеры» ориентированы на командную работу. Их главное качество – рационализм. Из зоны комфорта выходить они не любят, а еще предпочитают работать на одном предприятии всю жизнь. Ценят материальные блага и финансовую стабильность, считая данные факторы показателем успеха.
  • «Поколение Х» (период рождения 1963 – 1982). Это люди, чье раннее детство прошло в детских садах, что у многих из них спровоцировало наличие детских психологических травм. Поэтому «иксы», как правило, не говорят о своих проблемах и о том, что доставляет им неудобства. Они готовы к экспериментам и всему новому. Одним из главных приоритетов для этих людей является высшее образование, которое, по их мнению, есть залог успешной и состоятельной жизни. «Иксы» не склонны к тратам и предпочитают откладывать деньги на значительные, крупные покупки. Любят состязаться, но при этом часто не уверены в себе. Склонны все контролировать, поэтому редко делегируют задачи.
  • «Поколение Y» (период рождения 1983 – 2000). Оптимистичные, открытые и готовые к любым переменам, люди. Образование не является для них чем-то важным. Они больше ценят хорошую работу. Причем уверены, что профессия должна не только приносить деньги, но и доставлять радость. Это активные пользователи и потребители. Данный тип людей делает только то, что нравится. «Игреки» не станут терпеть какое-либо давление и грубое отношение к себе. Покупки они осуществляют, в основном, по интернету. Любят самостоятельные путешествия без турфирм и дорогих отелей. Свобода передвижения и яркие впечатления – вот что им нужно. Для «игреков» главное – это личные ощущения и чувства. Они живут так, как хочется им самим, не зависят от чужого мнения и не признают авторитетов.
  • «Поколение Z» (период рождения с 2000). Свободолюбивые, мечтательные, но несколько инфантильные люди. Они привыкли, что их любят безусловной любовью. Поэтому им не нужно кому-то что-то доказывать или заслуживать чье-либо расположение. Как правило, общаться вживую представители этого типа не очень любят, предпочитая переписку в соцсетях. Из-за чего плохо разбираются в людях. Зато любые современные гаджеты «зеты» осваивают чрезвычайно легко и быстро.


Разделение поколений
Кроме описанных различий, существует еще ряд факторов, из-за которых происходит конфликт поколений:

  • Неодинаковые жизненные ценности. То, что представлялось важным в предыдущие годы, может совершенно не интересовать современных людей. К тому же, старшее поколение привыкло откладывать жизнь «на потом». А современные люди уверены, что жить нужно сегодня, сейчас.
  • Разное воспитание. Современные методы воспитания абсолютно не схожи с теми, которые использовались раньше. Сейчас дети получают гораздо больше заботы и внимания со стороны родителей. Поэтому они более счастливы, добры и открыты.
  • Стремительное развитие техники и науки. Каждый день появляются новые вещи, облегчающие быт или производственные процессы. Прогресс ускоряется, и старшее поколение просто не успевает обучиться новым технологиям.

Нужно понимать, что каждое поколение выполняет свои задачи. Если игнорировать различия между мировоззрением разных возрастных групп, мы можем превратиться в общество, где люди не понимают друг друга. Поэтому надо ценить и уважать людей всех возрастов и взглядов.

Бэби-бумеры


Люди, которые родились после Великой Отечественной войны / depositphotos.com

Исследователи относят к этой категории тех, кто родился в «эпоху подъема» — с 1944 по 1964 гг. СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, необходимо было выполнять план по развитию государства, в том числе и, улучшая демографическую ситуацию. Это обстоятельство спровоцировало резкий скачок рождаемости в Советском Союзе.

Отличительные особенности поколения Бэби-бумеров:

  • предрасположенность к коллективным видам деятельности;
  • доверительное отношение к сверстникам;
  • вера в светлое будущее государства;
  • готовность работать «за идею»;
  • консервативный взгляд на мир.

К сожалению, всё, во что верили эти люди, рухнуло в 80-е, когда в стране началась перестройка. На тот момент представителям поколения бэби-бумеров было от 18 до 40 лет, соответственно, немногие из них смогли принять новые реформы и общественный строй государства.

Как работать и общаться с Бэби-бумерами

Во-первых, учитывайте факт того, что люди старшего поколения — сформированные личности и вряд ли у вас получится их изменить. Ничего, кроме конфликта, вы не получите. Во-вторых, на таких людей хорошо действует метод «кнута и пряника». Им важно чувствовать себя нужными в глазах общества — шлейф советского воспитания просто так не развеить. Дайте им ощущение, что они незаменимы.

В-третьих, Бэби-бумеры — единственное поколение, которое любит поучать. Они чаще других произносят фразу: «Я знаю, как лучше» и «Вот в мои времена…», поэтому будьте готовы к периодическим наставлениям и воспринимайте это, как особенность конкретного индивидуума.

Конфликт поколений в современной семье. статья по теме

Конфликт поколений в современной семье.

Конфликты возникли вместе с появлением первых человеческих сообществ, явившись их логическим следствием. Феномен конфликта занимает одно из важнейших мест в жизни общества и человека. Смена поколений, вытеснение старого новым — проявление всеобщей закономерности. И от этой закономерности возникают всевозможные конфликты.

В последние годы научный интерес к проблеме конфликта значительно возрос. В немалой степени это объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Разнообразные конфликтные ситуации являются неизбежным порождением сложного и противоречивого процесса социального взаимодействия, что ставит как общество в целом, так и каждого конкретного человека перед необходимостью их решения.

Конфликты внутри семьи неизбежны, а межпоколенные конфликты всегда заслуживают разнообразного анализа их сущности, специфики, причин, форм проявления, последствий, урегулирования и профилактики. Актуально это и для современных российских семей, для социальной работы с ними. Также имеет огромное значение для исследования социальной структуры современного российского общества и социальных процессов, происходящих в сфере взаимодействия поколений. Проблемной ситуацией является усиление межпоколенных конфликтов в семье.

Исследование проблемы межпоколенного взаимодействия весьма актуально, так как генерационная структура нашего общества устроена таким образом, что мы находимся, и всегда будем находиться в тесном контакте с представителями различных поколений. В кругу семьи, на работе, в общественном транспорте, стоя в очереди и так далее, мы постоянно вступаем во взаимодействия с другими людьми, носящие разнообразный характер. Проблема межпоколенных взаимодействий вечная, существующая со времен возникновения человеческого общества. Эта тема всегда была «обоюдоострой» для каждой из взаимодействующих сторон. Сменялись поколения, дети становились отцами, а обсуждение этой проблемы не только не смолкало, но и разгоралось с новой силой. Межпоколенные взаимодействия являются одним из существенных факторов развития и функционирования общества. Особенно усилилась роль межпоколенных взаимодействий в условиях системного кризиса, в связи с изменением демографической ситуации в России и с изменением иерархии ценностей молодого поколения.

Конфликт между поколениями неотъемлемая часть детско-родительского взаимодействия, так как столкновение противоположно направленных потребностей, мотивов, целей, интересов, позиций, мнений субъектов этого взаимодействия неизбежно. Конфликты в семье многократно становились предметом исследований в различных научных областях: в социологии (А.И. Антонов, В.М. Медведков, В.А. Сысенко, 1981, 1989); в психотерапии (Ю.Е. Алешина, 1994; А.Я. Варга, 2001; В.В. Юстицкис, Э.Г. Эйдемиллер, 2000); в социальной психологии (А.Н. Обозова, 1983; Т.М. Трапезникова, Н.В. Гришина, 1995, 2000; Г.Н. Тимченко, А.Н. Харитонов, 2002 и др.). В центре внимания исследований, в основном, оказывается супружеский конфликт, а детско-родительский остается на периферии исследовательских интересов. Между тем сегодня мы имеем многочисленные результаты психоаналитических исследований, в рамках которых изучались особенности межличностного конфликта в системе «родитель–ребенок», его факторы и влияние на последующее развития его участников (З. Фрейд, 1900, 1917, 1938; А. Фрейд, 1960; Д. Боулби, 1940, 1956; Д. Винникот, 1965 и др.).

Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”1 . Конфликт — это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностные ресурсов. Л. Козер в своей классической работе “Функции социального конфликта” считал, что “частичное участие индивидов в массе конфликтных ситуаций выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры”. Таким образом, конфликты неизбежны, особенно в молодежной среде.

Первые теории межпоколенных конфликтов имели глобальный характер. Американский социолог Л. Фойер в книге, посвященной студенческому движению, писал, что “конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба”. Л. Фойер утверждал, что “история всех до сих пор существующих обществ есть история борьбы между поколениями”.

Однако истоки этой борьбы рисуются по-разному. Одни авторы, включая Фойера, полагают, что в основе всех межпоколенных конфликтов лежит извечное соперничество между отцом и сыном (“Эдипов комплекс”). Другие авторы пошли еще дальше, основатель этологии К. Лоренц утверждал, что “вражда между поколениями” имеет этологические корни. Современное состояние общества, по его словам, это массовый невроз, обусловленный тем, что у современного человека нарушены механизмы, ответственные за поддержание равновесия между удовольствиями и заботами. Трудности и препятствия, вынуждавшие человека предпринимать необходимые для выживания, но неприятные усилия, исчезли. Отсюда — гедонизм, требование немедленного удовлетворения всех желаний, нетерпеливость и леность, которым всегда сопутствуют эмоциональное и духовное оскудение. А поскольку эти черты особенно распространены у молодежи, обществу угрожает прерывание культурной традиции. Молодые люди “испытывают архаическое инстинктивное удовольствие от племенной войны, направленной против родительского поколения. Ненависть, которую они питают к нам — старшему поколению, — сродни национальной ненависти, самой разрушительной из всех эмоций. Она исключает всякую коммуникацию, что делает ее “слепой” и создает угрозу эскалации вражды”.

Другой подход предлагал французский психоаналитик Ж. Мандель противопоставляет классическому “конфликту”, описанному Фрейдом (“Эдипов комплекс”), идею “Кризиса поколений”. Если “конфликт поколений”, связанный с Эдиповым комплексом”, состоял в том, что подросток стремился занять в обществе место своего отца и вообще старших, “социальных отцов”, то “кризис поколений” означает, что юноша не соперничает с отцом, чтобы в конечном счете идентифицироваться с ним, а полностью отвергает его как образец, отказываясь от своего социально-культурного наследства. Это происходит, прежде всего по тому, что современное общество и существующая в нем власть больше не переживается в бессознательном как образ Отца — наставника, покровителя и воплощения ценностей, а напоминает, скорее, архаический образ всемогущей Матери в обществе и семье. Современные теоретические взгляды на конфликт представлены либо как теории человеческого развития, либо как социально-психологические теории.

Развивающие теории включают психоаналитическую теорию и теорию когнитивного развития.

Психоаналитическая теория утверждает, что конфликты с родителями и отчуждения от родителей являются полезной для здоровья необходимостью поддержки становления личности, перестройки отношений и уменьшения тревожности. Личность, развивающаяся в семье, характеризуется отношениями любви и поддержки родителями. По мере созревания личности, семейные отношения разрушаются, конфликты гарантируются, и личность отдаляется и устанавливает альтернативные отношения со сверстниками, которые занимают место тесных связей с родителями.

Когнитивно-развивающая теория утверждает, что конфликты являются результатами интеллектуальной зрелости, побуждающей к пересмотру понимания себя и отношений. Конфликты являются механизмом, при помощи которого дети и подростки овладевают новыми познавательными структурами, развивая новые взгляды, и значительно изменяя модели поведения с родителями и сверстниками.

В обществе растет потребность в установлении механизма защиты от последствий межпоколенного конфликта. Данную функцию может успешно выполнять социальная работа. Ее основной целью будет урегулирование и предупреждение конфликтов поколений и направление их отношений к взаимовыгодному сотрудничеству. Задачей социальной работы, в частности, станет профилактика социально неприемлемых форм проявления внутрисемейного конфликта поколений и смягчение их негативных последствий.

Конфликт поколений – это проблема не новая, так как проблема «отцов и детей» существовала всегда. В прежние времена было проще, так как молодёжь, чаще всего, повторяла путь, пройденный своими родителями. Воспитание шло по определённой системе. Родители воспитывали детей так, как воспитывали их. Сейчас всё меняется. Меняется семья как институт социализации, меняются ценности общества. У современной молодёжи уже совсем другие ценности, другие моральные установки. Она, как правило, отрицает социальный опыт родителей. Базовые жизненные ценности и образцы поведения, как правило, дети перенимают у своих родителей. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. По исследованиям западных ученых подростки в большинстве своем все еще направляемы родителями и разделяют их ценности . Многие родители забывают, что слова ничему не учат. Работы по социальной теории научения А. Бандуры показывают, что поступки взрослых и подаваемые ими ролевые примеры гораздо сильнее влияют на поведение подростков, чем любые слова. Об этом же говорит социолог В.А. Сысенко: «Не следует забывать того обстоятельства, что юноши и девушки наследуют от родителей не только темперамент, характер, но также стиль поведения, общения, формы ответных реакций. Здесь действуют законы социального наследования». Родители всегда стремятся навязать ребенку определенную линию поведения, которая наиболее соответствует их принципам и идеалам, но такая политика далеко не часто приводит к желаемому результату. Дети не могут во всем потакать родителям, так как каждый человек индивидуален и имеет право на свою точку зрения. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. В семье проходит первичная социализация индивида. Именно в семье ребёнок подготавливается к самостоятельной жизни в обществе.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей.

Проблема неполной семьи в том, что ребенку трудно создать целостное представление о мужчинах и женщинах. Оставшемуся же родителю не трудно создать у него негативное представление об отсутствующем родителе, особенно если расставание было связано с разводом, уходом или чем-то, причиняющим сильную боль. Женщина, остающаяся с детьми без мужа, должна очень постараться, чтобы ее ребенок не подумал, что «все мужчины плохие». Мальчик, который это слышит, с трудом поверит, что быть мужчиной хорошо. А если он не чувствует, что это хорошо, то как же он может почувствовать, что он сам хороший? Женщина может иметь весьма одностороннее представление о том, что из себя представляют мужчины. И это усложняет ее взаимоотношения с ними. В то же время мать невольно может взвалить на старшего сына роль мужа, лишая его таким образом сыновней позиции. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей, а так же причинами конфликтов семье. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает не понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение разотождествляется с дедами и как носителями идей прошлого, и как авторитетами в семье, ориентирами в жизни. Это ведет к напряжению в институте семьи, с которым себя все — таки отождествляет подавляющее большинство старшего поколения.

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Главную роль в процессе социализации играет семья. Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей.

Особенности внутрисемейных отношений изучали А. И. Захаров, А.С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие. Огромный вклад в изучение детско-родительских отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

Немалый интерес представляют работы Э. Арутюнянц, в которых воспитание и детско-родительские отношения связаны с анализом семейной структуры. Она выделила 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская.

А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая “кумира в семье”, ситуация, создающая “золушек” в семье).

В целом, можно сказать, что проблемы детско-родительских отношений изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов. В переходном возрасте, когда своё «Я» ощущается уже не как детское, а начинается подготовка к взрослой, самостоятельной жизни, конфликт интересов родителей и детей усиливается и нередко доходит до противостояния. Впрочем, в гармоничных семьях конфликты разрешаются безболезненно, и родители с детьми становятся во многом единомышленниками. Нужно учесть, что критическое отношение к позиции родителей не всегда играет отрицательную роль, так как конфликт мнений приводит к пересмотру позиций родителей, что помогает детям лучше адаптироваться в новых условиях, изменившихся в течение одного поколения. Но тут уже нужна мудрость родителей, которые должны не давить на детей, навязывая собственные нормы, а обосновывать их и обсуждать, и постараться с высоты своего жизненного опыта понять своих детей. Для этого родители должны «идти в ногу со временем», понимать интересы молодого поколения, с уважением относиться к новым веяниям в обществе и культуре, ведь каждое поколение обогащает культуру, пересматривая достижения предыдущих поколений. Без этого прогресс может остановиться. Конфликт поколений, обеспечивающий поступательное движение общества, в гармоничной семье приводит не к противостоянию, а к взаимному уважению позиций «отцов» и «детей». В дисгармоничных же семьях родители навязывают детям свои часто устаревшие понятия, не вписывающиеся в изменившиеся условия жизни нового поколения, давя на детей и вынуждая их противопоставлять родительским понятиям — свои. Для этого им приходится часто для усиления своих позиций «перегибать в противоположную сторону» и переходить в непримиримую оппозицию даже в незначительных вопросах. Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяют следующие причины дисгармонии: — нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется); — деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем); — распадающаяся семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, отсутствие эмоциональной теплоты). Чем меньше родители будут «пенять» на гены и чем больше будут видеть в поведении детей собственные ошибки, тем больше вероятность создать душевно близкие взаимоотношения с детьми и избежать «острых углов» в конфликте поколений, правда, лишь в условиях гармоничного брака. К тому же в гармоничных семьях у родителей больше возможностей уделять внимание детям и жертвовать супружескими интересами ради интересов детей. Ведь потребности у счастливых супругов довольно скромные – основное-то у них уже есть. А достигнутая семейная гармония позволит передавать стереотипы счастливого супружества из поколения в поколение. Родителям необходимо пересматривать свое отношение в жизни и к своим детям, не требовать от них слишком много и показывая хоть какой- то пример для подражания. При этом дети, в свою очередь, не должны сдерживать этот конфликт и не выплескивать его в более зрелом возрасте, необходимо решать проблемы, прибегая к помощи родителей и получая от них как советы, так и помощь, в любом возрасте по мере их возникновения. В этом случая конфликт поколений в семьях живущий в современном обществе, так называемый конфликт “отцов и детей” не будет такой глобальной проблемой. Из проблемы он перейдет в обыкновенную стадию взросления любого подростка, которая безболезненно и для него и для его родителей будет способствовать формированию его, полноценной здоровой личностью, как равноценного члена семьи и общества в целом.

Конфликты между родителями и детьми возникают из-за деструктивности внутрисемейных отношений! недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.

Величайшее поколение


Величайшие люди из когда-либо живших на Земле. / depositphotos.com

Само название «Величайшее поколение» появилось в обиходе после одноименной книги американского журналиста Тома Брокау. Предпосылкой к появлению такого термина стала история, рассказанная им самим — о людях, рожденных во времена Великой депрессии, а после — сражавшихся за честь своей страны против нацистской Германии. Брокау говорил, что представители того поколения — величайшие люди из когда-либо живших на Земле.

О данной категории людей на территории стран СНГ, увы, известно мало. Они родились в 1901 — 1925 гг. и в сознательном возрасте застали события, о которых даже, спустя почти сто лет, вслух говорят неохотно: сталинские репрессии, Великую Отечественную войну, голод, ссылки, трудовые лагеря. Именно поэтому условия существования и быт нельзя назвать легкими. За давностью лет подробной информации об особенностях многих представителей Величайшего поколения, к сожалению, не сохранилось.

Молчаливое поколение


На судьбу этих людей выпало много испытаний / depositphotos.com

Жизнь их началась в промежутке с 1925 по 1944 годы. На данный момент многих уже нет в живых, а те, что остались, воспоминаниями не делятся. Логика проста — они видели всё то же самое, что и представители Величайшего поколения, но в более раннем возрасте, а рассказывать об этом не хотят по нескольким причинам:

  • Дети, выросшие в период тотального контроля и времени, когда «даже у стен есть уши», привыкли не болтать лишнего.
  • Доносы, массовые расстрелы и «черная Волга», вызывающая леденящий ужас даже у школьников, хоть и стали частью повседневной жизни, но не превратились в синоним слова «норма».

Вследствие неспокойной жизни, дети и подростки научились быть «серыми» и не выделяться из толпы. Только так, будучи незаметным, можно было выжить. Естественно, были исключения — те, кто озвучивал свое несогласие через творчество или, несмотря на обстоятельства, продолжал высказываться вслух.

Поколение позже назвали «Молчаливым» из-за характерных черт, объединяющих многих представителей:

  • терпеливость и послушание;
  • почитание законов;
  • замкнутость и немногословность;
  • отсутствие бунтарского духа;
  • следование правилам;
  • запасливость и осторожность;
  • доверие к медицинским работникам;
  • бережное отношение к здоровью;
  • трудолюбие.

Представители Молчаливого поколения влюблялись один раз и на всю жизнь, заводили не более одного-двух близких друзей, рано женились и рожали наследников. Все свои силы и знания они отдавали на благо страны, восстанавливая ее после разрушительной войны, сделавшей многих из них сиротами. Люди, попадающие под эту категорию, сохраняли каждую булавку, экономили на продуктах и никогда ничего не выбрасывали — «авось пригодится».

Известные представители Молчаливого поколения: академик Андрей Сахаров, бард Владимир Высоцкий, космонавт Юрий Гагарин, поэты Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко, актеры Олег Табаков и Юрий Никулин, режиссеры Эльдар Рязанов и Георгий Данелия.

Как работать и общаться с Молчаливым поколением

В силу необходимости чувствовать себя нужными, представители Молчаливого поколения большее доверие испытывают к тем, кто дает им такую эмоцию. Общаясь с данной категорией людей, акцентируйте внимание на привычных для них догмах и правилах. Чаще проявляйте заботу, поддержку и участие. Берите во внимание тяжелые условия взросления представителей Молчаливого поколения, будьте терпеливы и последовательны в своих суждениях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]