В защитных процессах участвуют все психические функции, но каждый раз одна из них может доминировать и брать на себя основную часть работы по преобразованию травмирующей информации. Это могут быть восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции. В данной публикации мы попытаемся рассмотреть способы психологической защиты личности, которые наиболее значимы для ее позитивного взаимодействия в социальных группах.
Будучи существом социальным, сознательным и самостоятельным, человек способен разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой и напряжением не только автоматично (бессознательно), но и руководствуясь специально сформулированной программой.
В защитных процессах участвуют все психические функции, но каждый раз одна из них может доминировать и брать на себя основную часть работы по преобразованию травмирующей информации. Это могут быть восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции.
В данной публикации мы попытаемся рассмотреть способы психологической защиты личности, которые наиболее значимы для ее позитивного взаимодействия в социальных группах. Вот классификация основных способов психологической защиты.
Отрицание
Это стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе.
Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человека и впоследствии не может быть восстановлена. Таким образом, отрицание приводит к тому, что некоторая информация ни сразу, ни впоследствии не может дойти до сознания.
При отрицании человек становится особенно невнимательным к тем сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями. Например, руководитель может долго и эмоционально критиковать своего сотрудника и вдруг с возмущением обнаружить, что он давно уже «отключился» и ровным счетом «никак» на нравоучения не реагирует.
Отрицание может позволить человеку и превентивно (с опережением) отгородиться от травмирующих событий. Таким образом действует, например, страх перед неудачей, когда человек стремится не оказаться в ситуации, в которой он может потерпеть поражение. У многих людей это проявляется в избегании соревнований или в отказе от занятий, в которых человек не силен, особенно по сравнению с другими.
Стимул для запуска отрицания может быть не только внешним, но и внутренним, когда человек старается о чем-то не думать, отогнать мысли о неприятном. Если в чем-то никак нельзя признаться себе самому, то наилучшим выходом остается, по возможности, не заглядывать в этот страшный и темный угол. Нередко, сделав что-то не вовремя или не так, как надо, а ничего исправить уже нельзя, «защита» заставляет человека игнорировать опасную ситуацию, вести себя так, как будто ничего особенного не происходит.
Обобщенная оценка опасности информации производится при ее предварительном целостном восприятии и грубой эмоциональной оценке как «назревания чего-то нежелательного». Подобная оценка приводит к ослаблению внимания, когда детальная информация об этом опасном событии полностью исключается из последующей переработки. Внешне человек либо отгораживается от новых сведений («Это есть, но не для меня»), либо не замечает, считая, что их нет. Поэтому многие люди, прежде чем начать смотреть фильм или читать новую книжку, задают вопрос: «А какой там конец, хороший или плохой?».
Утверждение «я верю» обозначает некоторое особое состояние психики, при котором все, что входит в конфликт с предметом веры, имеет тенденцию к отрицанию. Искренняя и достаточно сильная вера организует такое отношение ко всей поступающей информации, когда человек, сам того не подозревая, подвергает ее тщательной предварительной сортировке, отбирая только то, что служит сохранению веры.
Вера имеет тенденцию к значительно большей универсальности и категоричности, чем понимание. Когда вера во что-то уже есть, для новой нет места. Человек отвергает новые идеи, часто и не пытаясь дать такому своему поведению рациональное объяснение. Любое покушение на объект почитания вызывает такую же реакцию со стороны личности, как если бы речь шла о покушении на ее жизнь.
Подавление
Защита, проявляющаяся в забывании, блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из восприятия в память, либо при выводе из памяти в сознание. Поскольку в этом случае информация уже является содержанием психики, так как была воспринята и пережита, она как бы снабжается специальными метками, которые позволяют затем удерживать ее.
Особенность подавления состоит в том, что содержание переживаемой информации забывается, а ее эмоциональные, двигательные, вегетативные и психосоматические проявления могут сохраняться, проявляясь в навязчивых движениях и состояниях, ошибках, описках, оговорках. Эти симптомы в символической форме отражают связь между реальным поведением и подавляемой информацией. Для закрепления следов в долговременной памяти они должны быть особым образом эмоционально окрашены — маркированы.
Чтобы что-то вспомнить, человеку необходимо вернуться в то состояние, в котором он получил информацию. Если тогда он был разозлен или огорчен (например просьбой что-то сделать), то, чтобы вспомнить об этом, он должен вновь вернуться в это состояние. Поскольку ему не хочется вновь чувствовать себя так плохо, то он вряд ли вспомнит. Когда человек устраняет мысль о том, что он не хочет или не может что-то сделать, он говорит себе так: «Не так-то уж и нужно было», «Мне это неинтересно, я это не люблю», тем самым обнаруживая негативную эмоциональную маркировку.
Подавление (вытеснение)
При этом механизме человек как бы забывает то, что причиняет ему боль, заставляет испытывать чувство вины или стыда.
Это могут быть какие-то воспоминания, желания самого человека, мысли, действия или слова. Специфика в том, что субъект и правда не помнит этого, но на уровне подсознания это все еще живет и влияет на осознанное поведение человека в настоящем.
Пример. Психологи часто сталкиваются с этим феноменом, когда работают со страхами и фобиями. Например, клиент приходит с таким запросом: «Боюсь выступать на сцене». А потом выясняется, что в детском саду у него был неудачный опыт выступления (затравили одноклассники или жестоко наказали родители). Человек и не помнил этого случая, но на бессознательном уровне это продолжало влиять.
Вытеснение
В отличие от подавления, вытеснение связано не с выключением из сознания информации о случившемся в целом, а только с забыванием истинного, но неприемлемого для человека мотива поступка. (Мотив — это побуждение к конкретной деятельности).
Таким образом, забывается не само событие (действие, переживание, ситуация), а только его причина, первооснова. Забыв истинный мотив, человек заменяет его ложным, скрывая настоящий и от себя, и от окружающих. Ошибки припоминания, как следствие вытеснения, возникают из-за внутреннего протеста, изменяющего ход мыслей. Вытеснение считается самым эффективным защитным механизмом, поскольку оно способно справиться с такими мощными инстинктивными импульсами, с которыми не справляются другие формы защиты. Однако вытеснение требует постоянного расхода энергии, и эти затраты вызывают торможение других видов жизненной активности.
Вытеснение — это универсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных стремлений и влечений. Однако вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматических симптомах (например в фобиях и страхах).
Вытеснение считается примитивным и малоэффективным механизмом психологической защиты по следующим причинам:
- вытесненное все-таки прорывается в сознание;
- неразрешенный конфликт проявляется в высоком уровне тревожности и чувстве дискомфорта.
Вытеснение активизируется в случае возникновения желания, которое вступает в противоречие с другими желаниями индивида и несовместимо с этическими взглядами личности. Вследствие конфликта и внутренней борьбы мысль и представление (носитель несовместимого желания) вытесняются, устраняются из сознания и забываются.
Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, таким образом, имеет функциональный смысл, поскольку может заставить человека либо по-новому попытаться воспринять и оценить травмирующую ситуацию, либо подключить другие защитные механизмы. Однако обычно следствием вытеснения является невроз — болезнь личности, не способной разрешить свой внутренний конфликт.
Понятие и функции психологической защиты
Понятие «психологическая защита» было введено в науку в 1894 г. австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом в рамках разработанной и основанной им психоаналитической теории.
В психоанализе личность человека рассматривалась как состоящая из трех подструктур: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я):
- Ид – биологическая подструктура, совокупность врожденных инстинктов и влечений, руководствующаяся принципом удовольствия.
- Эго – сознание, подструктура личности, опирающаяся на принцип реальности и ориентированная на «разумный контакт с внешним миром» [3, с.86].
- Супер-Эго – социальная подструктура, формирующаяся в процессе воспитания личности в обществе (преимущественно в период раннего детства) и включающая социальные нормы, принятые в данном обществе и усвоенные данным субъектом.
Согласно психоаналитической теории, с точки зрения Супер-эго, многие инстинкты и влечения, входящие в структуру Ид (особенно агрессивные и сексуальные), являются иррациональными, недопустимыми к проявлению в условиях жизни в обществе, и поэтому часто Супер-эго не позволяет Ид выражать свои импульсы. Ид, в свою очередь, стремится свои тенденции удовлетворить. Таким образом, между Ид и Супер-Эго возникает конфликт, устранить который, не ущемив интересов того или другого, практически невозможно.
Такой конфликт между подструктурами личности вызывает у человека внутренний дискомфорт, от которого личность стремится избавиться, но полностью разрешить этот конфликт не удается, т.к. он изначально является неразрешимым. Именно тогда и начинают действовать механизмы психологической защиты, призванные устранить психологический дискомфорт, вызванный таким неразрешимым внутренним конфликтом: «от напряжения, под которым оказывается Я из-за давления на него, с одной стороны, слепых влечений, с другой – моральных запретов, человека спасают защитные механизмы» [5, с.158-159].
Психологическая защита построена таким образом, что имеет возможность оказывать воздействие на содержимое Ид двумя путями:
- Блокированием выражения импульсов в сознательном поведении;
- Искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снижается или отклоняется в сторону.
Защитные механизмы, таким образом, «являются средствами самообмана» и «искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума» [10, с.129].
В современной психологии понимание основной функции психологической защиты остается неизменным: психологическая защита призвана избавлять личность от психологического дискомфорта, которого другими способами избежать невозможно. Однако сущность психологической защиты в настоящее время понимается более широко.
Психологическая защита в современном понимании – это способ бессознательного ограждения человеком своего внутреннего мира от травмирующих переживаний, «система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. … субъективная угроза может порождаться конфликтом противоречивых тенденций внутри личности или несоответствием поступающей информации сложившемуся у личности образу мира и образу Я» [6, с.409].
Понятие «психологическая защита», главным образом, связано с понятием «мотивация». Человеческое поведение начинается с мотива, мотив – с потребности, а потребность – с недостатка чего-либо, что в данный момент человеку необходимо. Возникновение (актуализация) потребности сопровождается одновременно ощущением нехватки чего-либо и чувством напряжения, в котором отражается тот факт, что организм человека подготовил энергию для осуществления человеком тех или иных действий для удовлетворения данной потребности. Поведенческий акт направлен на получение недостающего и удовлетворение потребности [1].
Если поведенческий акт не достигает своей цели, то потребность остается неудовлетворенной, человек продолжает испытывать ощущение дефицита, сохраняется напряжение, нацеленное на удовлетворение потребности, и возникают отрицательные эмоции или эмоциональные состояния, приводящие к общему психологическому дискомфорту [1].
Механизмы психологической защиты позволяют создать иллюзию отсутствия либо удовлетворения потребности, избавить тем самым человека от чувства дефицита, вызывающего психологический дискомфорт, и снять потребностное напряжение. Поэтому в определенных ситуациях (например, когда существуют объективные непреодолимые препятствия для удовлетворения потребности) психологическая защита играет положительную, конструктивную роль в регуляции психологического состояния и поведения человека.
Однако в других случаях психологическая защита оказывает крайне неблагоприятное воздействие на функционирование психики человека: непрерывно действующая психологическая защита порождает формирование и укрепление искаженных, неадекватных представлений человека о самом себе и об окружающем мире и тем самым нарушает процесс психологической адаптации человека, для эффективности реализации которого наиболее целеесообразной, как правило, является объективность.
Психологическая защита может играть отрицательную роль не только для психики, но даже и для организма человека. Основатель психосоматической медицины Франц Александер, изучая причины психосоматических заболеваний, особую роль отводил непрерывно действующим сверхинтенсивным защитам, таким как вытеснение и отрицание [4]. Другой известный ученый, представитель психоаналитического направления Эрик Берн придерживался такой же точки зрения: «Иногда мы испытываем гнев или страх, не имея возможности что-нибудь сделать по этому поводу, и тогда мы не в состоянии использовать излишнюю энергию. Эта энергия должна куда-то деться, и, раз нормальный путь ее применения блокирован, она воздействует на сердечные мышцы или другие внутренние органы, вызывая сердцебиение и другие неприятные ощущения. Во всяком случае, излишняя энергия не может просто исчезнуть. Кроме того, она припасается до того момента, когда сможет проявиться в прямой или косвенной форме. Если у человека долго не удовлетворяется некоторое напряжение осознанное или неосознанное, оно может частично облегчиться посылкой импульсов по желудочным нервам, пока он не получит язву желудка» [Э.Берн; цит. по: 4, с.12].
Таким образом, психологическая защита является, с одной стороны, позитивным потенциалом человеческой психики, способствующим разрешению внутренних конфликтов и снятию психологического дискомфорта, а с другой стороны, негативной силой, порождающей возникновение ложных представлений о себе и об элементах окружающей среды, нарушающей процесс психологической адаптации и приводящей к развитию психосоматических заболеваний.
Рационализация
Это механизм защиты, связанный с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.
Суть рационализации — в отыскании «достойного» места для непонятного или недостойного побуждения либо поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей без разрушения этой системы. С этой целью неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразуется и уже после этого осознается в измененном виде. При помощи рационализации человек легко «закрывает глаза» на расхождение между причиной и следствием, которое так заметно для внешнего наблюдателя.
Рационализация — это псевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивов действий, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного «Я» — основной мотив актуализации этого механизма психологической защиты личности.
Наиболее яркие феномены рационализации получили названия «зеленый (кислый) виноград» и «сладкий лимон». Феномен «зеленый (кислый) виноград» (известный из басни Крылова «Лиса и виноград») — это своеобразное обесценивание недосягаемого объекта. Если невозможно достичь желаемой цели или завладеть желанным предметом, человек обесценивает их.
Рационализация актуализируется тогда, когда человек боится осознать ситуацию и стремится скрыть от себя тот факт, что в своих действиях он руководствовался социально нежелательными мотивами. Мотив, который лежит в основе рационализации, заключается в том чтобы объяснить поведение и, в то же время, защитить образ «Я».
Замещение в психологии: подведем итоги
Замещение сопутствует взрослому человеку всю жизнь. Многие психологи считают, что это наиболее удачный механизм психологической защиты. Люди, которые достигли высокого уровня интеллектуального и нравственного развития, чаще всего берут эту защиту на вооружение. Теперь вы знаете, что такое замещение в психологии и сможете обнаружить примеры работы этой защиты у себя самостоятельно!
На нашем сайте вы можете записаться на консультацию к психологу. Наши специалисты обязательно помогут вам!
Реактивные образования
Это замена нежелательных тенденций на прямо противоположные.
Например, преувеличенная любовь ребенка к матери или к отцу может быть результатом предотвращения социально нежелательного чувства — ненависти к родителям. Ребенок, который был агрессивным к родителям, развивает по отношению к ним исключительную нежность и беспокоится об их безопасности; ревность и агрессия трансформируются в бескорыстие и заботу о других.
Определенные социальные и внутриличностные запреты на проявление некоторых чувств (например, юноша боится проявлять свою симпатию к девушке) приводят к формированию противоположных тенденций — реактивных образований: симпатия превращается в антипатию, любовь — в ненависть и т. п.
Вот эта неадекватность, часто чрезмерность чувства, его подчеркнутость есть показатель реактивного образования. Если я проявляю такую же лавину чувств к начальнику, как и к родным и близким, то это сигнал того, что это чрезмерное отношение к начальнику в основе своей реактивно. Тут уместен вопрос: «Зачем я хочу так сильно симпатизировать руководителю и поддерживать его, какие негативные чувства скрыты за этим?»
Или обратная ситуация: «Зачем я смотрю так иронично и холодно на человека, которого я люблю? Зачем я демонстрирую дистанцию по отношению к нему (ней)?»
А зашита типа «сладкий лимон» — это преувеличение ценности того, что имеешь (по известному принципу — «лучше синица в руке, чем журавль в небе»).
Чаще всего рационализация достигается с помощью двух типичных вариантов рассуждения: 1) «зеленый виноград»; 2) «сладкий лимон». Первый из них основывается на занижении ценности поступка, который совершить не удалось, или результата, который не был достигнут.
Замещение в психологии: примеры из жизни
С замещением мы сталкиваемся ежедневно. Чаще всего эта защита касается нежелательных чувств, которые не одобряет социум.
Пример №1
Петя получил в школе двойку. Мама накричала на него. Он ей ничего не ответил и молча пошел в свою комнату. Когда к нему на коленки сел его любимый кот Васька, Петя резко сбросил его и даже легонько пнул ногой. Это замещение. Петя не мог ответить маме на ее претензии, у него накопилось напряжение, которое он «выплеснул» на домашнее животное. Кстати, мама вообще не собиралась кричать на Петю из-за оценки. Просто сегодня на работе начальник при всех разговаривал с ней неуважительно, а она не смогла ему ответить. У нее тоже накопилось напряжение, поэтому она и сорвалась на сына.
Пример №2
Лена очень хотела купить в кондитерской лавке дорогое печенье, но не могла себе этого позволить. В итоге она нашла в интернете похожий рецепт, купила нужные ингредиенты и испекла его сама. Получилось не хуже, чем в кондитерской! Это удачный пример замещения, когда девушка не могла получить желаемое, но придумала, как создать аналог.
Пример №3
Маша увидела своего парня Сережу за руку с другой девушкой. Маша пришла домой и порвала их общую с Сережей фотографию, а также разбила чашку, которую он ей подарил. Она перенесла свою обиду и злость на Сережу на другие предметы.
Замещение
Это механизм психологической защиты от неприятной ситуации, в основе которого лежит перенос реакции с недоступного объекта на доступный или замена неприемлемого действия приемлемым. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью.
Замещение — это та защита, которую все люди (и взрослые, и дети) обязательно используют в повседневной жизни. Так, у многих людей часто нет возможности не только наказывать своих обидчиков за их проступки или несправедливое поведение, но и просто им противоречить. Поэтому в качестве «громоотвода» в ситуации злости могут выступать домашние животные, родители, дети и др.
Капризы, которые нельзя направить на руководителя (неприемлемый для этого объект), прекрасно могут быть направлены на других исполнителей как на объект, для этого вполне приемлемый («вот кто во всем виноват»). Иными словами, замещение — это перенос потребностей и желаний на другой, более доступный объект. В случае невозможности удовлетворить некую свою потребность с помощью одного предмета, человек может найти другой предмет (более доступный) для ее удовлетворения.
Итак, суть замещения состоит в переадресации реакции. Если при наличии какой-либо потребности желаемый путь для ее удовлетворения закрыт, активность человека ищет другой выход для достижения поставленной цели. Защита осуществляется через перенос возбуждения, неспособного найти нормальный выход, на другую исполнительную систему. Однако способность человека переориентировать свои поступки с лично недопустимых на допустимые или с социально неодобряемых на одобряемые ограничена. Ограничение определяется тем, что наибольшее удовлетворение от действия, которое замещает желаемое, возникает у человека тогда, когда согласуются мотивы этих действий.
Механизм замещения
Принцип замещения в психологии связывают с активностью, способностью к движению. Здесь играет роль тип темперамента. Человек с высокоразвитым замещением приходит в себя, выражает чувства и негативные эмоции через какие-либо действия. Некоторые люди в этих целях занимаются спортом. Это хорошая возможность успокоиться, достичь душевной гармонии и, конечно, повысить двигательную активность.
Альтернатива физической активности – активная жизненная позиция. Чаще всего, человек с развитым замещением – лидер, занимает руководящую должность, пользуется уважением коллег, имеет некоторый вес в обществе. Однако здесь есть и ряд негативных моментов. В поведении таких людей время от времени проявляются резкость и агрессия. Так бывает, если им не удается выполнить запланированные дела. Их поведение в этом случае не стоит считать желанием кому-то навредить. Это всего лишь душевное напряжение, вызванное непредвиденными трудностями и помехами.
Если у вас есть возможность вымещать свои эмоции и чувства через действия, замещение в вас развито нормально. Чем больше у вас таких возможностей, тем легче сохранять гармонию и равновесие во внутреннем мире. Найдите хобби, увлечение, которые помогут вам снять напряжение. Как вариант – уйдите с головой в работу. Трудоголизм по праву считается одной из форм замещения. Люди с развитым замещением обладают 2 особенностями:
- Часто асоциальны. Представьте ребенка, который с детства сталкивается с множеством ограничений, запретов, конфликтует с родителями или учителями. Со временем у него появляется свое мнение, свои взгляды на происходящие вокруг вещи. И в будущем, когда он будет яростно их отстаивать, не стоит говорить о его агрессивности. Это всего лишь попытка быть независимым в своих суждениях.
- Практичны. Человек умеет быстро и эффективно решать поставленные перед ним задачи. Благодаря этому он быстро поднимается по карьерной лестнице, находит общий язык с разными людьми, налаживает с ними взаимодействие. Такие люди всегда работают на конкретный результат, не сомневаются в своих решениях.
Интересно, что способностью к замещению отлично владели Леонардо да Винчи и Михаил Ломоносов. Она выражалась в их активной жизненной позиции.
Ирония
В древнегреческом языке «ирония» означает «говорить ложь», «насмехаться», «притворяться». Ироник — это человек, «обманывающий с помощью слов».
Современное понимание двойственности характера иронии заключается в следующем:
- Ирония — выразительный прием, противоположный выражаемой идее. Говорю противоположное тому, что подразумеваю. По форме хвалю, по сути порицаю. И наоборот: по форме уничижаю, по сути возвеличиваю, хвалю, «поглаживаю». В иронии мое «да» всегда означает «нет», а за выражением «нет» маячит «да».
- Какой бы ни была благородной цель у иронии, например породить высокую идею, открыть глаза на что-то, в том числе на себя, все же эта идея в иронии утверждается отрицательными средствами.
- Несмотря на великодушие замыслов иронии или даже несмотря на ее бескорыстие, ирония дает самоудовлетворение.
- Человеку, пользующемуся иронией, приписывают черты тонкого ума, наблюдательность, медлительность, бездеятельность мудреца (не моментальная реактивность).
Как психическое состояние ирония — это измененный знак моего переживания ситуации с «минуса» на «плюс». Тревога сменилась уверенностью, враждебность — снисходительностью… Человек находится в состояниях, которые автономны относительно ситуации, другого человека, предмета: я уже скорее субъект, чем объект этих ситуаций, и потому у меня есть возможность управления этими состояниями.
Ирония как психический процесс превращает то, что для меня ужасно, страшно, непереносимо, враждебно, тревожно, в противоположное.
Сновидение
Это бессознательные действия «Я» в состоянии сна, которые могут сопровождаться эмоциональными переживаниями.
Сновидение можно рассматривать как особый вид замещения, посредством которого происходит перенос недоступного действия в иной план — из реального мира в мир сновидений. Подавляя комплекс недоступности, оно аккумулирует энергию в бессознательном, угрожая сознательному миру своим вторжением. Тайное покаяние, угрызения совести, подсознательные страхи приводят к их прорыву в сновидении.
Задача сновидения — выразить сложные чувства в картинках и дать человеку возможность их пережить, осуществив тем самым замещение реальных ситуаций. Однако прямо чувства изображены быть не могут. Зрительно представимо только действие, отображающее это чувство. Невозможно изобразить страх, но можно изобразить такое выражение страха, как бегство. Затруднительно показать чувство любви, но демонстрация сближения и ласки вполне достижима. Поэтому замещающим характером в сновидении обладают действия, разворачивающиеся в его сюжете.
С точки зрения психологии, сновидение представляет собой сообщение или отражение ситуаций, с которыми сталкивается человек, его историю, обстоятельства жизни, присущие ему способы и формы поведения, практические результаты, к которым привел совершаемый им выбор. Во сне находят отражение ошибки поведения человека не только по отношению к самому себе, но и к окружающим, в том числе любая органическая недостаточность с точки зрения физического здоровья.
Психическая деятельность непрерывна, поэтому процесс генерирования образов при сновидении не прекращается.
Сон может фокусировать внимание:
- на текущей ситуации или проблеме (фотографический снимок реальности);
- на причинах возникновения проблемы;
- на путях выхода из проблемы (ее разрешение).
Сны позволяют вывести наружу страсти, во сне могут наступить высвобождение, очищение, разрядка до предела выходящих из-под контроля эмоций, во сне можно реализовать желаемое поведение, самоутвердиться и поверить в себя. Сновидение — это альтернативный путь удовлетворения желаний. Во сне нереализованные желания сортируются, комбинируются и преобразуются таким образом, что последовательность сна дает дополнительное удовлетворение или уменьшение напряжения.
При этом не всегда важно, происходит ли удовлетворение в физической и чувственной реальности или во внутренней воображаемой реальности сна, если аккумулированная энергия в достаточной мере разряжается. Такой сон приносит облегчение, особенно тогда, когда постоянно думаешь о чем-то и переживаешь.
Способы психологической защиты
Отрицание – это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися представлениями о себе.
Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы.
Человек отвергает новые идеи, часто и не пытаясь дать такому поведению рациональное объяснение. Отрицание осуществляет селекцию сведений, а не трансформацию их из неприемлемых в приемлемые.
Подавление – защита проявляется в забывании, блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из восприятия в память, либо при выводе из памяти в сознание.
Подсознательный механизм подавления тесно связан с копинг-стратегией «стараюсь забыть».
Вытеснение в отличие от подавления связано не с выключением из сознания информации о случившемся в целом, а только с забыванием истинного, но неприемлемого для человека мотива поступка.
Забывается не само событие (действие, переживание, ситуация), а только его причина, первооснова.
Вытеснение считается примитивным и малоэффективным механизмом психологической защиты по следующим причинам:
Ø вытесненное все-таки прорывается в сознание;
Ø неразрешенный конфликт проявляется в высоком уровне тревожности и чувстве дискомфорта.
Рационализация – это механизм защиты, связанный с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.
Суть рационализации – в отыскании «достойного» места для непонятного или недостойного побуждения либо поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей, без разрушения этой системы.
Рационализация
– это псевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивов действий, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей самоуважения.
Наиболее яркие феномены рационализации получили названия «зеленый (кислый) виноград» и «сладкий лимон».
Реактивные образования – это замена нежелательных тенденций на прямо противоположные.
Например, преувеличенная любовь ребенка к матери или к отцу может быть результатом предотвращения социально нежелательного чувства – ненависти к родителям.
Определенные социальные и внутриличностные запреты на проявление некоторых чувств (например, юноша боится проявлять свою симпатию к девушке) приводят к формированию противоположных тенденций – реактивных образований: симпатия превращается в антипатию, любовь – в ненависть.
Защита типа «сладкий лимон»
— это преувеличение ценности того, что имеешь (по известному принципу – «лучше синица в руке, чем журавль в небе»).
Рационализация может осуществляться разными способами, например, с помощью самодискредитации, «дискредитации жертвы»,«преувеличения роли обстоятельств» или «утверждения вреда во благо».
«Зеленый виноград»
основывается на занижении ценности поступка, который совершить не удалось, или результата, который не был достигнут.
Замещение – это механизм психологической защиты от неприятной ситуации, в основе которого лежит перенос реакции с недоступного объекта на доступный или замена неприемлемого действия – приемлемым.
Так, у многих людей часто нет возможности не только наказать своих обидчиков за их проступки или несправедливое поведение, но и прости им противоречить. В качестве «громоотвода» в ситуации злости могут выступать домашние животные, родители, дети и др.
Суть замещения состоит в переадресации реакции.
Защита осуществляется через перенос возбуждения, не способного найти нормальный выход, на другую исполнительную систему.
Ирония в древнегреческом означает «говорить ложь», «насмехаться».
Всегда возникал вопрос, на что направлены ирония, обман. У Платона «ирония – это не просто обман и пустословие, это то, что выражает обман только с внешней стороны, и то, что по существу выражает полную противоположность тому, что не выражается.
1. Ирония – выразительный прием, противоположный выражаемой идее. Говорю противоположное тому, что подразумеваю.
2. Какой бы ни была благородной цель у иронии, например породить высокую идею, открыть глаза на что-то, в том числе и на себя, все же эта идея в иронии утверждается отрицательными средствами.
3. Несмотря на великодушие замыслов иронии или даже несмотря на ее бескорыстие, ирония дает самоудовлетворение.
4. Человеку, пользующемуся иронией, приписывают черты тонкого ума, наблюдательность, медлительность, бездеятельность мудреца. Аристотель даже указывал на «величие души» ироника.
Сновидение – это бессознательные действия «Я» в состоянии сна, которые могут сопровождаться эмоциональными переживаниями.
Сновидение можно рассматривать как особый вид замещения, посредством которого происходит перенос недоступного действия в иной план – из реального мира в мир сновидений.
В эпоху античности сновидения считали посланием богов.
С точки зрения психологии сновидение представляет собой сообщение или отражение ситуаций, с которыми сталкивается человек. Во сне находят отражение ошибки поведения человека не только по отношению к самому себе, но и к окружающим.
Сон – формализация того, что потребуется человеку, объективная правда жизни.
Психическая деятельность непрерывна, поэтому процесс генерирования образов при сновидении не прекращается.
Сон может фокусировать внимание:
Ø на текущей ситуации или проблеме (фотографический снимок реальности);
Ø на причинах возникновения проблемы;
Ø на путях выхода из проблемы (ее разрешение).
Выделяется несколько типов снов:
Ø сон прозрачности реальности (сон мудреца, сон – общение с собственной природой);
Ø сон клинико-анамнестический (то, что актуально сейчас (например, если человек болен – это первая проблема, которую нужно решать, она дает ему сделать следующий шаг));
Ø сон-предвиденье (отражает ту реальность, которая уже существует на психологическом уровне, но еще не воплотилась в реальности);
Ø семантический сон (иногда снится чужая реальность; если человек получил от другого семантический запрос и не осознал этого – он проявляется в реальности сна);
Ø функциональные сны (отклик на естественные потребности организма, на проблематику организма);
Ø сон-указание (сны, дающие направление развития, тактические решения; Д.И. Менделеев во сне увидел периодическую таблицу химических элементов).
Сублимация – это один из высших и наиболее эффективных защитных механизмов человека. Она реализует замещение недостижимых целей в соответствии с высшими социальными ценностями.
Сублимация
– это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для индивида и общества формы активности.
Агрессивная энергия, трансформируясь, способна сублимироваться (разрядиться) в спорте (бокс, борьба) или в строгих методах воспитания (например, у слишком требовательных родителей и учителей), эротизм – в дружбе, в творчестве и т.п.
З.Фрейд объяснял творчество личности через сублимацию. Сексуальная энергия может сублимироваться в творчестве (как у художников и поэтов), в шутках, остротах, анекдотах.
Идентификация – разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя чувств и качеств желаемых, но недоступных.
Идентификация
– это возвышение себя до другого путем расширения границ собственного «Я». Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства и действия.
Незрелой формой идентификации является имитация.
Ситуация идентификации обладает следующими параметрами:
Ø Это ситуация иерархических отношений. Тот, с кем я идентифицируюсь, всегда наверху. Тот, кто идентифицируется, всегда внизу.
Ø Тот, кто идентифицируется, находится в жесткой зависимости от вышестоящего.
Ø Вышестоящий задает, навязывает очень жесткий алгоритм поведения, мышления, жестко контролирует и наказывает за любое отклонение.
Фантазия (мечта) является очень распространенной реакцией на разочарования и неудачи. Например, недостаточно физически развитый человек может получать удовольствие, мечтая об участии в чемпионате мира, а спортсмен-неудачник – воображая, как с его соперником случаются всяческие неприятности. Чем облегчает свои переживания.
Блокированное желание, реально пережитая травма, незавершенность ситуации – вот тот комплекс причин, которые инициируют фантазию.
В честолюбивых фантазиях объект желания человека – это он сам. В эротически окрашенных желаниях объектом может становиться кто-то из близкого или далекого социального окружения, кто в реальности объектом желания и быть не может.
Перенос – это защитный механизм, который обеспечивает удовлетворение желания на замещающих объектах.
Самым простым и довольно часто встречающимся видом переноса является вымещение – подмена объектов изливания накопившийся негативной энергии «танатоса» в виде агрессии, обиды.
Проекция – механизм психологической защиты, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо.
В его основе лежит неосознаваемое отвержение своих переживаний, сомнений, установок и приписывание их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир.
В психологии выделяют 4 вида проекции:
1. Атрибутивная проекция – приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.
2. Аутистическая проекция – детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный – как нож.
3. Рациональная проекция характеризуется рациональным мотивированием. Вместо признания собственных недостатков люди склонны приписывать ответственность за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.
4. Комплиментарная проекция – проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности.
Интроекция – это включение в собственную психологическую структуру «Я» внешних ценностей и стандартов для того, что бы они перестали действовать как внешняя угроза.
Интроекция
– это тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критики, без попыток их изменить и сделать своими собственными.
Интроекты
– это отдельные убеждения, ценности, мысли, которые приняты без анализа и переструктурирования.
Наиболее ранним интроектом является родительское поучение, которое усваивается человеком без критического осмысления его ценности.
Мужчина пытается сдержать слезы, поскольку он усвоил родительскую установку, что взрослый человек не должен плакать в присутствии посторонних.
Ассимиляция – превращение, «переваривание» того внешнего материала (норм поведения, социальных установок, знаний и т.п.), который предлагает и навязывает личности социальное окружение.
Деперсонализация – это восприятие других людей как обезличенных, лишенных индивидуальности представителей некоторой группы.
При деперсонализации другие люди воспринимаются только как воплощение их социальной роли: они – пациенты, врачи, учителя. Это предоставляет врачам лечить своих пациентов, не ощущая переживания их страданий.
Лекция 13. Психология массы: проблема социального влияния
Сублимация
Это один из высших и наиболее эффективных защитных механизмов человека. Она реализует замещение недостижимых целей в соответствии с высшими социальными ценностями.
Сублимация — это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для индивида и общества формы активности. Агрессивная энергия, трансформируясь, способна сублимироваться (разрядиться) в спорте (бокс, борьба) или в строгих методах воспитания (например у слишком требовательных родителей и учителей), эротизм — в дружбе, в творчестве и т. п. Когда непосредственная разрядка инстинктивных (агрессивных, сексуальных) влечений невозможна, находится деятельность, в которой эти импульсы могут разрядиться.
Сублимация реализует замещение инстинктивной цели в соответствии с высшими социальными ценностями. Формы замещения разнообразны. У взрослых это не только уход в мечту, но и уход в работу, религию, всевозможные увлечения. У детей к реакциям регрессии и незрелым формам поведения примыкает также замещение с помощью ритуалов и навязчивых действий, которые выступают как комплексы непроизвольных реакций, позволяющих человеку удовлетворить запретное бессознательное желание.
По мнению З. Фрейда, опираясь на сублимацию, человек способен преодолеть воздействие ищущих выхода сексуальных и агрессивных желаний, которые нельзя ни подавить, ни удовлетворить, направив их в другое русло.
Когда человек ощущает себя слабым и беспомощным, он идентифицирует, отождествляет себя с удачливыми или авторитетными людьми. Благодаря подсознательным защитным процессам одна часть инстинктивных желаний вытесняется, другая направляется на прочие цели. Одни внешние события игнорируются, другие переоцениваются в нужном для человека направлении.
Защита позволяет отвергать некоторые стороны своего «Я», приписывать их посторонним лицам или, напротив, дополнять свое «Я» за счет качеств, «захваченных» у других людей. Такое преобразование информации позволяет сохранить устойчивость представлений о мире, о себе и о своем месте в мире, чтобы не потерять опоры, ориентиров и самоуважения.
Мир вокруг нас постоянно усложняется, поэтому необходимым условием жизнедеятельности является постоянное усложнение защиты и расширение ее репертуара.
Идентификация
Разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя чувств и качеств желаемых, но недоступных.
Идентификация — это возвышение себя до другого путем расширения границ собственного «Я». Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Это позволяет ему преодолеть чувство собственной неполноценности и тревоги, изменить свое «Я» таким образом, чтобы оно было лучше приспособлено к социальному окружению, и в этом — защитная функция механизма идентификации.
Благодаря идентификации достигается символическое владение желаемым, но недосягаемым объектом. Путем произвольной идентификации с агрессором субъект может избавиться от страха. В широком значении идентификация — это неосознаваемое стремление наследовать образец, идеал. Идентификация предоставляет возможность победить собственную слабость и чувство неполноценности. Человек с помощью этого механизма психологической защиты избавляется от чувства неполноценности и отчужденности.
Незрелой формой идентификации является имитация. Эта защитная реакция отличается от идентификации тем, что она целостна. Ее незрелость обнаруживается в выраженном стремлении подражать определенному лицу, любимому человеку, герою во всем. У взрослого человека подражание избирательно: он выделяет у другого только понравившуюся черту и способен идентифицироваться отдельно с этим качеством, не распространяя свою положительную реакцию на все остальные качества этого человека.
Обычно идентификация проявляется в исполнении ролей реальных или выдуманных. Например, дети играют в дочки-матери, в школу, в войну, в трансформеров и т. д., последовательно проигрывают разные роли и совершают разнообразные действия: наказывают кукол-детей, прячутся от врагов, защищают слабых. Человек идентифицируется с теми, кого больше любит, кого выше ценит, создавая тем самым основу для самоуважения.
Фантазия (мечта)
Является очень распространенной реакцией на разочарования и неудачи. Например, недостаточно физически развитый человек может получать удовольствие, мечтая об участии в чемпионате мира, а спортсмен-неудачник — воображая, как с его соперником случаются всяческие неприятности, чем облегчает свои переживания.
Фантазии выполняют функции компенсации. Они содействуют поддержанию слабых надежд, смягчают чувство неполноценности, уменьшают травмирующее влияние обид и оскорблений.
Фрейд сказал, что счастливый никогда не фантазирует, это делает только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания являются движущими силами фантазий, каждая фантазия есть явление желания, корректура действительности, которая чем-то не удовлетворяет индивида.
В честолюбивых фантазиях объект желания человека — это он сам. В эротически окрашенных желаниях объектом может становиться кто-то из близкого или далекого социального окружения, кто в реальности объектом желания и быть не может.
И наконец, фантазия выполняет роль замещающего действия, поскольку реальную ситуацию человек решить не может или считает, что не может. И тогда вместо реальной ситуации воображается мнимая, иллюзорная ситуация, которая фантазирующим человеком разрешается. Если трудно решить настоящий конфликт, то разрешается конфликт-подмена. В защитной фантазии паллиативно переживается внутренняя свобода от внешнего принуждения. Результатом психозащитного использования фантазии может быть жизнь в мире иллюзий.
Перенос
Это защитный механизм, который обеспечивает удовлетворение желания на замещающих объектах.
Самым простым и довольно часто встречающимся видом переноса является вымещение — подмена объектов изливания накопившейся негативной энергии «танатоса» в виде агрессии, обиды.
Начальник в присутствии других коллег устроил вам разнос. Ответить ему тем же вы не можете. Вы понимаете ситуацию: если отвечу начальнику тем же способом, остановлю, осажу его, то следствием могут быть еще большие неприятности. Поэтому ваше «мудрое Я» ищет объекты, на которых можно выместить свою обиду, свою агрессию. Благо что таких объектов «под рукой» множество. Основным свойством этих объектов должны быть их безгласность, безропотность, невозможность осадить вас.
Они должны быть в такой же степени безгласны и послушны, в какой вы безгласно и послушно выслушивали упреки и унизительные характеристики («Лентяй!» «Бездарь!« «Наглец!») со стороны своего начальника и вообще любого, кто сильнее. Ваша неотреагированная на истинного виновника злость переносится на того, кто еще слабее вас, еще ниже на лестнице социальной иерархии, на подчиненного, тот, в свою очередь, переносит ее дальше вниз, и т. д. Цепи вымещения могут быть бесконечными. Ее звеньями могут быть как живые существа, так и неживые вещи (разбитая посуда при семейных скандалах, выбитые стекла вагонов электричек и т. д.)
Примеры из жизни
Защитный механизм применяют практически все люди в обыденной жизни. Самый простой пример — желание выместить раздражение или злость из-за ссоры в семье на неодушевленных предметах. Разбитые тарелки, дверь (которой хлопают в ярости) — объекты, на которые возбужденный человек перенаправляет свой импульс.
Другой пример — желание женщины иметь роскошное платье, которое она увидела на обложке журнала. Возможности приобрести наряд нет, но женщина направляет свои силы на то, чтобы найти подходящую ткань, хорошую портниху, и получает платье мечты.
А мужчина, всю жизнь мечтавший иметь эксклюзивный автомобиль, покупает подержанное авто, занимается его ремонтом, внешней и внутренней отделкой. В результате у него появляется автомобиль, которого точно нет у других.
Замещение в психологии — пример механизма защиты психики высшего порядка. Если он развит, человек имеет возможность перенаправить импульсы, вызванные дискомфортными эмоциями, в конструктивное русло.
Ирина Шербул
Проекция
Механизм психологической защиты, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо. В его основе лежит неосознаваемое отвержение своих переживаний, сомнений, установок и приписывание их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир.
Например, если субъект или объект, с которым связывали удовлетворение ваших потребностей и желаний, является недоступным для вас, то вы переносите все ваши чувства и возможности удовлетворения потребностей на другого человека. А если ваша мечта стать писателем не осуществилась, то вы в качестве замещения можете выбрать профессию учителя литературы, частично удовлетворяя ваши творческие потребности.
Эффективность замещения зависит от того, насколько замещающий объект похож на предыдущий, с которым сначала связывалось удовлетворение потребности. Максимальное подобие замещающего объекта гарантирует удовлетворение большего числа потребностей, которые сначала связывались с предыдущим объектом.
Как бы ни был сам человек неправ, он готов винить всех, кроме самого себя. Заявляет, что его не любят, хотя в действительности не любит сам, упрекает других в своих собственных ошибках и недостатках и приписывает им собственные пороки и слабости. За счет сужения границ «Я» это позволяет личности относиться к внутренним проблемам так, как если бы они происходили снаружи, и изживать неудовольствие так, как будто оно пришло извне, а не обусловлено внутренними причинами.
Если «враг» снаружи, то к нему можно применить более радикальные и эффективные способы наказания, используемые обычно по отношению к внешним «вредностям», а не щадящие, более приемлемые по отношению к себе.
Таким образом, проекция проявляется в тенденции человека считать, что другие люди имеют такие же мотивы, чувства, желания, ценности, черты характера, которые присущи ему самому. При этом свои социально нежелательные мотивы он не осознает.
Таков, например, механизм религиозно-мифологического мировосприятия. Примитивное восприятие характеризуется склонностью человека персонифицировать животных, деревья, природу приписывая им собственные мотивы, желания, чувства. Писатель переносит на героев своих произведений собственные потребности, чувства, черты характера.
Проекция осуществляется легче на того, чья ситуация, чьи личностные особенности похожи на проецирующего. Человек, пользующийся проекцией, всегда увидит в безобидном замечании обидный намек. Он даже в благородном поступке может увидеть злой умысел, интригу. Человек безмерно добрый, тот, которого в народе называют «святая простота», не способен на проекцию. Он не видит злого умысла, недоброжелательности в действиях по отношению к себе, потому что сам не способен на это.
Виды замещения
Специалисты выделяют четыре основных типа замещения:
- действие заменяют на противоположное. Писатель сжигает рукописи, потому что не может написать лучше. Юноша не может улучшить свой блог, поэтому решает удалить его насовсем;
- действие заменяют словами. Кричать на другого человека, чтобы от злости его не ударить;
- слова заменяют действием. Жать руку в знак приветствия. Кивать головой, если с чем-то согласен;
- сублимация. Этот вид касается энергии либидо. Если человек испытывает сексуальное влечение, но не может его реализовать, он активно занимается спортом, работой или творчеством.
Интроекция
Это тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критики, без попыток их изменить и сделать своими собственными. Человек наделяет себя чертами, свойствами других людей. Например, он берет на себя функции надоедливого наставника, поскольку проявление такой черты у других людей его раздражает или травмирует. С целью снять внутренний конфликт и избежать психологического дискомфорта человек присваивает убеждения, ценности и установки других людей.
Наиболее ранним интроектом является родительское поучение, которое усваивается человеком без критического осмысления его ценности.
Пример интроекции: впечатлительный мужчина пытается сдержать слезы, поскольку он усвоил родительскую установку, что взрослый человек не должен плакать в присутствии посторонних. Или человек постоянно себя критикует, поскольку усвоил (интроектировал) такое отношение родителей к себе.
Вероятность возникновения этого способа защиты тем выше, чем сильнее и (или) длительнее воздействия внешних или внутренних блокираторов желаний, с одной стороны, и чем невозможнее убрать эти блокираторы и сильнее исполнить свои желания, осуществить свои цели — с другой. При этом невозможность устранения фрустратора сопровождается вымещением отрицательной энергии на замещающем объекте.
Обращенность субъекта против себя оборачивается образованием телесных и психических симптомов, т. е. знаков болезни. К физическим телесным симптомам относятся: холодные ноги и руки, потливость, сердечная аритмия, головокружение, жестокие головные боли, повышенное или пониженное артериальное давление, мышечные спазмы, дерматиты, бронхиальная астма и т. д.
Замещение механизм психологической защиты
Подвергшись негативным воздействиям извне или опасаясь их (это может быть угроза безопасности, переживание унижения, а также внешний или внутренний, «вбитый себе в голову», запрет на осуществление желания), человек нередко прибегает к странным реакциям, которые нейтрализуют внутренний конфликт, причем протекают они на бессознательном уровне.
Эти реакции выдаются непроизвольно и называются защитными механизмами психики. Первенство выделения защитных механизмов психики принадлежит Зигмунду Фрейду. Авторами большинства теорий о защитных механизмах также были исследователи, ориентированные на психоанализ. На сегодняшний день науке известно около 30 психологических защит. (Мы ограничимся «формулой Миллера», т.е. числом «семь плюс-минус два». Этого будет достаточно, чтобы в целом получить представление о проблеме.) Итак, защитные механизмы психики – это психологические стратегии, с помощью которых люди снижают интенсивность таких негативных состояний, как внутренний конфликт и фрустрация. Фрустрацией называется психическое состояние, возникающее вследствие столкновения с реальным или воображаемым препятствием на пути достижения цели. (В дословном переводе «фрустрация» означает «обман» или «тщетное ожидание».)
И это моя жизнь, такая единственная, такая неповторимая.
Из кинофильма «Граница. Таежный роман»
Замещение (смещение) – один из самых известных и хорошо описанных защитных механизмов. К примеру, молодые люди (а порой и не очень молодые люди, но тоже с неустроенной личной жизнью) любят посещать дискотеки и рестораны, где можно расслабиться и потанцевать. Танец – это такой вид замещающей деятельности, где нереализованная сексуальная энергия находит себе выход в ритмичных телодвижениях и игровых касаниях с партнером. Вы, наверно, уже обратили внимание, что женатых мужчин не очень-то волнуют танцы (имеется в виду в узком семейном кругу). Для детей, помимо всего прочего, в танце (единственно в танце и больше нигде) общество снимает запрет на телесные контакты мальчиков и девочек. В пионерском лагере каждый четвертый танец медленный и подростки того и другого пола надрывно орут: «Только не надо медленных танцев», но как только включается плавная музыка и свет «приглушается», у всех руки автоматически поднимаются в угол 90 градусов и дети делают шаги навстречу друг другу, закрыв глаза, как зомби. (А как же иначе? Скажите на милость, где еще 13-летний мальчик может прижать к себе 13-летнюю девочку?)
Выделяют два типа смещения. Первый называется «смещение объекта». Это когда человек проявляет к одному лицу или объекту чувство, которое в действительности испытывает к другому лицу или объекту. Например, человек, разозлившись на своего начальника, может прийти домой и вести себя агрессивно по отношению к детям или жене. (Хотел купить на Арбате хохломского расписного гуся, а купил дешевую берестяную солонку.) Обычно смещение объекта происходит при невозможности выразить чувство в адрес первичной фигуры. Исследовательские данные свидетельствуют, что из большинства чувств, присущих человеку, чаще других смешается именно агрессия. Сбрасывая агрессию на «сходный» объект, человек переживает что-то вроде катарсиса (очищения), напряжения в нем становится меньше (т.е. он как бы «благополучно разряжается в более подходящей для этого обстановке»).
Зримое нагнетание агрессии (или злости) у современного человека средних лет обратило на себя внимание многих психологов. Игорь Вагин в книге «Психология зла» пишет, что самое яркое впечатление на нас (как потребителей кинопродукции) производят именно отрицательные герои. Сколько ни обманывай себя, но проявление зла (в литературе и искусстве) чаще оказывается интереснее тихой (пресной) кротости, спокойствия и Добродетели. (Вспомните хотя бы капитана Никиту из нашумевшего сериала «Граница. Таежный роман». Какая прелесть!) Жесткие, колкие, грубые оценки других людей и их поступков – это, наверное, одно из самых распространенных проявлений кризиса середины жизни (особенно у мужчин). И эта злость (а порой жестокость), как форма защитной реакции уязвленной психики, в первую очередь ударяет по нашим близким.
При втором типе смещения объект не меняется (мишень не меняется), но энергия, связанная с одним чувством, переходит в другое чувство, отличное от первоначального. Здесь трансформируется (или же сублимируется) сама энергия, по аналогии с танцем. (Разумеется, сам индивид не понимает, откуда у него могло взяться новое чувство.) Наиболее характерным случаем смещения по второму типу в практике психоанализа является смещение сексуального и агрессивного драйва. Это означает, что энергия, связанная с сексуальным возбуждением, может выразиться в качестве агрессии, или, наоборот, агрессивная энергия по отношению к конкретному лицу начинает проявляться в сексуальной активности. И если продолжить тему возмущенного подчиненного и доставшей его начальницы (хотя может быть и наоборот), то здесь у нас способен нарисоваться замечательный сюжет по аналогии с фильмом Эльдара Рязанова «Служебный роман». (Помните, Мягков играет там одинокого мужчину, у которого «мальчик и еще мальчик».) Только вот герои Эльдара Рязанова – свободные люди, а на практике мы наблюдаем такие истории, перед которыми блекнет всякая «Санта-Барбара». По пятеро детей бросают! (Защитному механизму, ему ведь не прикажешь.) Кстати, любовница леди-босс – это сейчас очень модно.
Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие
< Предыдущая | Следующая > |
Деперсонализация
Это восприятие других людей как обезличенных, лишенных индивидуальности представителей некоторой группы. Если субъект не позволяет себе думать о других как о людях, которые имеют чувства и индивидуальность, он защищает себя от их восприятия на эмоциональном уровне.
При деперсонализации другие люди воспринимаются только как воплощение их социальной роли: они — пациенты, врачи, учителя. Акт деперсонализации других людей может в определенной мере «защитить» субъекта. Это предоставляет возможность, например, врачам лечить своих пациентов, не ощущая переживания их страданий. Кроме того, это дает возможность им скрывать свои настоящие чувства (приязнь или неприязнь) за профессиональной маской.
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
- Длительность 120 часов за 1 месяц
- Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
- Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
- Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу