Суть методики
Метод заключается в предоставлении человеку 88 вопросов, на которые нужно коротко отвечать «да» или «нет», долго не размышляя. Важно давать ответы, руководствуясь настоящим настроением. В результате опроса, после дальнейшей обработки данных, определяется акцентуация человеческой личности, которая выбирается из классифицированных Леонгардом Шмишеком следующих десяти видов:
- Демонстративный вид охарактеризован желанием постоянного вытеснения других личностей из окружения.
- Педанты, инертного поведения с достаточной ригидностью, неспособные в результате заторможенной психической деятельности убрать из мышления травмирующие переживания.
- Застревающий тип личности отличается стойким сохранением в психике возникшего эффекта.
- Возбудимые личности не контролируют появляющиеся побуждения и влечения, им характерна высокая импульсивность поведения.
- Гипертимические люди отличаются приподнятым настроением, которое соседствует с активной деятельностью и постоянным оптимизмом.
- Дистамическая натура характеризуется проявлением пониженного настроя, пессимистическим мышлением, выделением неприглядных жизненных ситуаций и теневых сторон существования, тугодумностью.
- Тревожно-боязливые личности страшатся привычных действий, проявляют пугливость, неспособны на поступки из-за постоянной робости.
- Циклотимический тип характеризуется постоянной сменой активной деятельности и оптимизма на пессимистические рассуждения и бездеятельность
- Аффективно-экзальтированные личности во всех жизненных проявлениях испытывают крайний восторг или безответную печаль, люди такого типа постоянно находятся в указанных крайностях.
- Эмотивный характер по психическим проявлениям близок к предыдущему типу, но особенностью является не такое бурное проявление настроения и нахождение в среднем эмоциональном фоне.
Два вида методики
Максимальное значение результата по каждому виду акцентуации выбрано в 24 балла. Признаком проявления определенного типа личности считается показатель, превышающий 12 баллов. Варианты методики разработаны для взрослого и детского возраста:
Метод определения акцентуации выявляет:
- тип характера и личность;
- мотивацию поступков;
- темперамент;
- отношения с другими личностями;
- интеллектуальное развитие;
Различие между детским и взрослым опросником состоит в том, что первый определяет профессиональные отношения индивидуума, а второй рассматривает поведение ребенка в учебной и игровой деятельности. Различная формулировка вопросов способствует выявлению преобладающих акцентуаций личности как для ребенка, так и взрослого человека, обработка результатов происходит одинаково для двух вариантов.
Проведение опроса
В основе проведения опроса лежит теория акцентуированных личностей, разработанная Леонгардом Шмишеком. В соответствии с ней, все характерные личностные черты поделены на основные и дополнительные. Основные личностные качества определяют стержень характера, развитие, адаптацию в социуме, целостность психического состояния, то есть характеризуют характер человека. Если возникают неблагоприятные внешние условия, то основные черты могут стать разрушительной силой для индивидуальной личности и приобрести патологическое направление.
Леонгард Шмишек рассматривает человека с ярко выраженными основными чертами как акцентуированную личность и проявление эмоциональных черт не считает патологическими, если они не выходят за рамки стандартных проявлений. Психолог считает, что в характере с выраженной акцентуацией есть потенциал равно как для положительных, так и для отрицательных поступков.
Инструкция по определению акцентуации личности
Проверяемому человеку предлагается 88 утверждений, которые называют вопросами. Если испытуемый согласен с утверждением, он отвечает «да», в противном случае ставит отрицательный ответ. Реагировать нужно интуитивно и без длительных раздумий.
Обработка полученной информации производится первоначальным подсчетом ответов, совпадающих со стандартным ключом, отдельно проводится проверка совпадения искренности. Максимальный показатель искренности определяется по шкале и составляет значение 10 баллов. Если общая сумма баллов не выше показателя 5, то принято считать большинство ответов искренними. Уход в диапазон значений от 6 до 7 говорит о неправдоподобности части ответов. Повышение показателей до размера 8–10 баллов сводит на нет правдивость ответов, и опрос признается недостоверным.
Баллы по каждой шкале складываются, и сумма умножается на коэффициент, рекомендуемый в ключе, при этом максимальное количество насчитанных баллов не более 24. Результат после умножения определяется в соответствии с четырьмя разработанными уровнями акцентуации определенной личностной черты:
- низким проявлением считаются значения в диапазоне от 0 до 6 баллов;
- средние значения выраженности черты находятся в промежутке между 7 и 12 баллами;
- повышенное проявление характерной черты – от 13 до 18 баллов;
- выражение эмоциональных черт набирает значение акцентуации в диапазоне от 19 до 24 баллов.
Профильный график характера человека
Результаты, полученные в процессе обработки, служат данными для составления аналитического графика.
Исследовать график начинают, рассматривая общую форму, принимая во внимание, как расположены показатели относительно верхнего (18 баллов) и нижнего предела (7 баллов). Среди многочисленных случаев размещения выделяют несколько стандартных форм, иногда все или подавляющее большинство точек, соответствующих показателям, находятся в области низких значений (от 0 до 6 баллов). В таком случае интерпретация данных проводится в двух направлениях:
- Первое направление, если личность характеризуется, с точки зрения демонстрации социальной нормы поведения, по ее усмотрению, такие личности показывают пониженную самокритичность, неискренность, иногда демонстрируют претенциозные черты. Такие данные принято обозначать, как недостоверные, хотя из них и можно почерпнуть некоторую информацию.
- Другие показатели дают люди с чертами пассивности, неприметности, не жаждущие высоких достижений. Человек не распоряжается судьбой, у него нет возможности стать лидером. Часто индивидуумы с таким характером интересуются мистической помощью или становятся заложниками религиозных верований. Личность не может противостоять неприятностям и трудностям, не склонна к переменам.
Если показатели находятся на графике в пределах 19 баллов, то акцентуация черт характера налицо и стоит говорить о яркой личности со сложным и многогранным эмоциональным проявлением. Поднятие планки до отметки 22 баллов показывает о явной акцентуации, но такие показатели свидетельствуют о возникновении проблем коммуникации.
Очень часто в практике встречается график, где линия носит зубчатую форму, происходит чередование низких и высоких значений. Изучение такого характера кривой требует особой тщательности, так как значения могут свидетельствовать о живости натуры с проявлением недостатков и достоинств, равно как и определять проблемную личность в воспитании и поведении в социуме.
Если на общем равномерном течении кривой выделяется один высокий показатель, это говорит о ярком проявлении акцентуации или о потребности вести себя в соответствии с основными чертами подобного типа личности.
На общем ровном положении кривой выделяется несколько резких скачков значений, иногда доходящих до зоны наивысших показателей – значит, при характеристике этой натуры следует говорить о сочетании акцентуаций различного типа.
Характерологический тест К. Леонгарда — Н. Шмишека
При подборе персонала на позиции, требующие определенных качеств (выдержка, хладнокровие, способность ладить с людьми, пунктуальность, умение доводить начатое дело до конца, стрессоустойчивость) в ряде случаев важна диагностика скрытых акцентуаций человека. Тест К.Леонгарда-Н.Шмишека позволяет выявить и предвидеть проявление скрытых акцентуаций в поведении человека под воздействием некоторых факторов.
Акцентуацией называется чрезмерность проявления некоторых черт характера или их сочетаний. Акцентуация не является патологией, это крайняя степень нормы, за которой начинается психопатия — необратимая патология характера, ведущая к нарушению адаптации и взаимодействия человека с окружающей средой. Акцентуации характера наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте, в период становления характера. Похоже, под воздействием жизненного опыта, акцентуации могут сглаживаться и превращаться в «скрытые акцентуации». Последние обнаруживают себя во всей полноте в неблагоприятных обстоятельствах — при переживании травмирующих событий, в критических и стрессовых ситуациях и всегда, когда затрагиваются «слабые стороны» (уязвимые черты характера) человека с тем или иным типом акцентуации. В особо тяжелых обстоятельствах они могут привести к нарушению нормального поведения личности и дезадаптации: сначала слабая акцентуация превращается в сильную, а потом, если воздействие неблагоприятных факторов сохраняется, она может перерасти в соответствующую форму психопатологии. Само по себе наличие акцентуации характера не является недостатком. По некоторым данным. У половины населения развитых стран можно выявить тот или иной тип акцентуации. В благоприятных условиях «скрытые акцентуации» не проявляются, и отрицательные черты оказываются компенсированными и человек может работать вполне успешно. Кроме того, в каждом типе акцентуации имеются положительные качества, на которые человек может опираться при выполнении определенной деятельности. Тест К.Леонгарда-Н.Шмишека представляет собой опросник, содержащий 88 утверждений, которые группируются в 10 шкал, каждая из которых соответствует одному направлению акцентуаций:
- высокая жизненная активность
- возбудимость
- глубина эмоциональных реакций
- педантизм
- повышенная тревожность
- перепады настроения
- демонстративность
- неуравновешенность
- утомляемость
- сила и выраженность эмоций
Человек, проходящий обследование с помощью этого теста, должен отметить свое согласие или несогласие с каждым утверждением опросника.
Соискателю дается следующая инструкция:
«Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+», если не согласны – знак «-». Над вопросами долго не думайте. Помните, что правильных и неправильных ответов нет». Обработка полученных ответов проводится с помощью специального ключа. В соответствии с ним подсчитывается количество плюсов по одним вопросам и минусов — по другим, затем сумма умножается на определенное число. По результатам определяется преобладающий тип акцентуации характера. Всего типов может быть десять.
Дм — демонстративный тип
Целеустремленная личность, испытывающая потребность в постоянном внимании со стороны окружающих. Отличаются эгоцентризмом, тщеславием, честолюбием, хитроумием, отсутствием скромности. Склонны к фантазированию. Могу быть весьма услужливы, если этого требуют их интересы. Положительная сторона — смелость мышления. Человек с таким типом акцентуации моет быть успешен в профессиях, требующих постоянного взаимодействия с публикой (актер, телеведущий, лектор).
П — педантичный тип
Отличается основательностью, собранностью, пунктуальностью, высоким самоконтролем, способностью четко выполнять обязанности. Но при этом инертность психических процессов, присущая представителям этого типа, приводит к медлительности, заторможенности, перестраховке, избеганию творческих решений, малой продуктивности мыслительных процессов. Люди такого типа хорошо справляются с монотонной работой, требующей высокой точности, — например, в бухгалтерии.
З — «застревающий» тип
Личность с чрезмерной задержкой и стойкостью отрицательных эмоций. Отличаются чрезмерной обидчивостью, конфликтностью, злопамятностью, подозрительностью. Честолюбивы, излишне самоуверенны, склонны к созданию «сверхценных» идей.
В — возбудимый тип
Отличается повышенный возбудимостью, раздражительностью, агрессивностью. Как правило, импульсивны, не способны контролировать свои эмоции и поведение в состоянии гнева. Могут игнорировать моральны нормы, но нередко находят себя в творческих профессиях.
Г — гипертимный тип
Обладает повышенной психической активностью, оптимизмом, жизнерадостный, деятельный, инициативный и предприимчивый. Стремится к лидерству в любых обстоятельствах, но предпочитает быть неформальным лидером. Зачастую не способен доводить начатое дело до конца, быть обязательным и ответственным. Отличается прожектерством, легкомыслием, неустойчивостью интересов, неумением соответствовать общепринятым нормам поведения.
Ди — дистимический тип
Обладает пониженным настроением, склонен к депрессии, пассивен, но при этом тонко чувствует и обладает твердой жизненной позицией.
Ц — циклотимический тип
Резкие смены настроений. Поступки и действия со стороны кажутся немотивированными, поведение трудно предсказуемым. При определенных настроениях снижается уровень работоспособности, даже мелкие неприятности могут «выбить из колеи», неудачи тяжело переживаются. Любая критика вызывает мысли о собственной неполноценности. Могут выполнять монотонную работу.
Т — тревожно-боязливый тип
Отличается повышенной робостью, боязливостью, тревожностью. Нерешителен, избегает лидерства, стремится занимать подчиненную позицию. Может проявлять негативные эмоции в целях сверхкомпенсации своей тревожности. Нередко хорошо проявляет себя на поддерживающих позициях.
Аэ — аффективно-экзальтированный тип
Личность преимущественно находящаяся в возбужденном и восторженном состоянии. Очень впечатлителен, бурно реагирует на события. Искренен и глубоко переживает за других, близко к сердцу принимает их проблемы.
Эм — эмотивный тип
Обладает повышенной чувствительностью, способностью к эмпатии, впечатлителен и добросердечен. При крайне неблагоприятных условиях может впадать в депрессию. По каждому типу акцентуации характера может быть получено от 0 до 24 баллов. Признаком акцентуации считается показатель, превышающий 12 баллов. Может быть построен индивидуальный график выраженности типов акцентуаций.
Эта методика позволяет выявить тип акцентуации характера в достаточно высокой степени — в 86-89%. Тем не мене, учитывая, что могут быть и ошибки в диагностике с помощью этого теста, полученные результаты необходимо проверять с помощью других методик.
Тест К. Леонгарда — Н. Шмишека
1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение? 2. Вы чувствительны к оскорблениям? 3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, беседе? 4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно? 5. В детстве вы были таким же смелым и отчаянным как ваши сверстники? 6. Часто ли у вас меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, себе? 7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании? 8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом состоянии, что с вами лучше не разговаривать? 9. Вы серьезный человек? 10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-то? 11. Предприимчивы ли вы? 12. Вы быстро забываете, если вас кто-то обидит? 13. Мягкосердечны ли вы? 14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели, что письмо полностью упало в него? 15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших? 16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может такое чувство бывает в зрелом возрасте и теперь)? 17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок? 18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств? 19. Любят ли вас ваши знакомые? 20. Часто ли у вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства? 21. У вас несколько подавленное настроение? 22. Бывало ли у вас истерика (нервный срыв) хоть раз? 23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте? 24. Если по отношению к вам поступили несправедливо, энергично ли вы отстаиваете свои интересы? 25. Можете ли вы зарезать курицу (овцу)? 26. Раздражает ли вас, если долго скатерть/занавес висят неровно и вы стремитесь их поправить сразу? 27. Вы в детстве боялись остаться один в доме? 28. Часто ли у вас бывают колебания настроения без причин? 29. всегда ли вы стремитесь быть сильным работником в своей профессии? 30. Быстро ли вы начинаете злиться/впадать в гнев? 31. Можете ли вы быть беззаботно веселым? 32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас? 33. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий юмористической программы? 34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно? 35. Вам трудно переносить вид вашей крови? Не вызывает ли это у вас неприятных ощущений? 36. Любите ли вы работу с высокой ответственностью? 37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц по отношению к которым несправедливо поступили? 38. Вам страшно (трудно) спускаться в темный подвал? 39. Предпочитаете ли вы такую работу, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысокие? 40. Общительный ли вы человек? 41. В школе вы охотно декларировали стихи? 42. Убегали ли вы в детстве из дома? 43. Кажется ли вам жизнь трудной? 44. Бывали ли так, что после конфликта (обиды) вы были до того расстроены, что идти на работу/учеб было невозможно? 45. Можно ли сказать, что при неудаче вы теряете чувство юмора? 46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если бы вас кто-нибудь обидел? 47. Вы очень любите животных? 48. возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом (место работы) в таком состоянии, что там ничего не случится? 49. Преследует ли вас мысль иногда, что с вами (вашими близкими) может случиться что-то страшное? 50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво? 51. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей? 52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбил? 53. У вас очень велика потребность общения с другими людьми? 54. вы относитесь к тем, то при каких либо обстоятельствах впадает в глубокое отчаянье? 55. Вам нравится работа, требующая организаторской деятельности? 56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий? 57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступят слезы? 58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего крутятся в голове? 59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать? 60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы ночью одному пройти через кладбище? 61. Бывает ли так, что, ложась спать в хорошем настроении вы на следующий день встаете в подавленном состоянии длящемся несколько часов? 62. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашем доме была на одном и том же месте? 63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям? 64. Бывают ли у вас головные боли? 65. Вы часто смеетесь? 66. Можете ли вы быть приветливыми даже с теми, кого вы явно не цените, не любите и не уважаете? 67. Вы подвижный человек? 68. Вы очень переживаете из-за несправедливости? 69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее своим другом? 70. Уходя их дома, ложась спать, проверяете ли вы закрыт газ, погашен свет, заперты двери? 71. Вы очень боязливы? 72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя? 73. В молодости вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности? 74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистично без ожидания радости? 75. Часто ли вас тянет путешествовать? 76. Может ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменится на угрюмое и подавленное? 77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании? 78. Долго ли вы переживаете обиду? 79. Переживаете ли вы длительное время горести других людей? 80. Часто ли вы, будучи школьником, переписывали страницу вашей тетради, если случайно ставили на ней помарку? 81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и неосторожностью, чем с доверием? 82. Часто ли вы видите страшные сны? 83. Бывает ли, что стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна? 84. В веселой компании вы обычно веселы? 85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения? 86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примите алкоголь? 87. В беседы вы скудны на слова? 88. Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?
Ключ к тесту опроснику Шмишека-Леонгарда
Шкала опросника | Ответы «да» | Ответы «нет» | Коэффициент |
Гипертимность (Г) | 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 | 3 | |
Дистимность (В) | 9, 21, 43, 74, 87 | 31, 53, 65 | 3 |
Циклотимность (Ц) | 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 | 3 | |
Возбудимость (В) | 8, 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86 | 3 | |
Застревание (З) | 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 | 12, 46, 59 | 2 |
Эмотивность (Эм) | 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 | 25 | 3 |
Экзальтированность (Эк) | 10, 32, 54, 76 | 6 | |
Тревожность (Т) | 6, 27, 38, 49, 60, 71, 82 | 5 | 3 |
Педантичность (П) | 4, 14, 17, 26, 36, 48, 58, 61, 70, 80, 83 | 39 | 2 |
Демонстративность (Де) | 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 | 51 | 2 |
По результатам обработки вычерчивается профиль в форме графика, который является основой последующего анализа.
Общая форма графика
Анализ результатов следует начинать, исходя из общей формы графика, обращая внимание на то, как расположились полученные показатели относительно нижнего и верхнего предела нормы (7-18 баллов).
Например:
Сумма баллов после умножения | ||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |||
1 | ||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||
Признак акцентуации | Диапазон тенденций | Диапазон акцентуированных черт и типов характера |
- Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
- Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
- Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
- Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
- Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
- Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
- Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
- Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
- Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
- Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.
Среди многочисленных вариантов расположения показателей наибольший интерес представляют следующие:
01 Все или практически все точки на графике оказались в зоне низких значений (0-6 баллов). В этом случае есть два направления интерпретации данных. Во-первых, полученные показатели могут характеризовать личность, которая всеми силами хочется показаться социально нормативной, «хорошей», как ей это кажется. Обычно такие люди демонстрируют сниженную самокритичность, ведут себя претенциозно, неискренни, иногда оказываются демонстративными особами. Наблюдая их дополнительно, можно прийти именно к такому выводу. В этом случае данные о чертах характера обследуемого недостоверны, хотя они дали определенную информацию. Во-вторых, подобные результаты может дать пассивный человек, который старается быть неприметным и не стремится к высоким достижениям. Такой человек вряд ли станет хозяином своей судьбы, лидером в коллективе, предпринимателем или борцом за идеи. Скорее, он окунется в мистику, веру в Бога, чем станет решительно менять свою судьбу. Исследования позволяют утверждать, что подобные люди не могут противостоять трудным жизненным обстоятельствам.
02 Большинство значений акцентуированных черт характера оказались на уровне или выше 19-ти баллов. По всей вероятности, перед нами сложный в общении человек, со многими «острыми» углами, но, безусловно — это яркая личность. Если отдельные черты достигли отметки 22 и выше баллов, то налицо явные акцентуации, что, как правило, является признаком коммуникативных проблем.
03 Графическая кривая имеет отчетливый «зубчатый» профиль — высокие и низкие показатели чередуются. Такой график встречается чаще всего и требует особого внимания при интерпретации, ибо за отдельными показателями может скрываться как вполне адекватный, «живой» человек, со своими характерологическими достоинствами и недостатками, так и человек, весьма проблемный в коммуникативном и воспитательном плане.
04 На общем «ровном» фоне средних и низких показателей выделяется одно ярко выраженное значение, либо значение, попадающее в зону выше среднего. В этом случае можно вести речь о выраженном типе акцентуации, либо о склонности вести себя в соответствии с основными характеристиками этого типа. Подробное описание каждого типа дано в разделе 4 данного пособия.
05 На общем «ровном» фоне средних и низких показателей выделяется несколько (2 или 3) ярко выраженных значений, либо значений, попадающих в зону выше среднего. В этом случае необходимо обратиться к описанию сочетаний черт.
Специфические группы показателей
При анализе отдельных сочетаний черт, в первую очередь, следует обратить внимание на две группы показателей.
01 Акцентуации, в основе которых лежат энергодинамические проявления — гипертимность, циклотимность, демонстративность. Если все показатели по соответствующим шкалам ниже 7-ми баллов, то это — свидетельство недостатка энергетических ресурсов, необходимых для активной деятельности. Если эти показатели превышают пределы 18-ти баллов, мы имеем дело с личностью, обладающей мощными жизненными силами.
02 Акцентуации, в основе которых лежат эмоции и чувства, — застревание, возбудимость, эмотивность, тревожность, экзальтированность. Если все или почти все показатели этих акцентуаций ниже 7-ми баллов, это свидетельствует об отсутствии выразительных реакций на происходящее, что, как правило, приводит к низкой контактности с окружающими. Если многие из обозначенных характеристик оказались выше 18-ти баллов, то мы имеем дело с прямо противоположной личностью, у которой эмоционально-чувственная жизнь настолько разнообразна, что становится неподвластной разуму. Естественно, у нее возникают коммуникативные проблемы, поскольку эмоции и чувства могут проявляться слишком ярко и неадекватно ситуациям.
Описание типов личности в соответствии с разработкой Леонгарда Шмишека
Демонстративный тип поведения
Общительность и обходительность этих индивидуумов очевидна. Артистичные и неординарные личности предпочитают все нестандартное и яркое. Вызывают у окружающих доверие и расположение, способны внушать себе и окружающим идеи и оказывать влияние на собеседников.
Стремится к лидерским позициям в коллективе, легко завязывает связи и контакты. В самых неприглядных ситуациях умеет рассмотреть преимущества и применить их для своего блага. Несмотря на мягкость в общении, есть склонность к завязыванию интриг.
Этому типу личности присущи ревность и зависть, к успеху окружающих часто относится как к собственному провалу. Личность может провоцировать конфликтные ситуации, некоторых собеседников раздражает повышенными притязаниями или самоуверенными заявлениями. Стремится получить внимание окружающих, причем на этом пути для него все методы хороши. Люди этого типа решительные, смелые, обаятельные, яркие натуры с хорошо развитой интуицией.
Педантичные личности
Приверженцы порядка во всем, в поступках следуют плану, если не удается, то испытывают некоторое раздражение. Изменения в жизни вызывают протест, так как педанты с трудом переключаются на новые обстоятельства. Обращают внимание на внешние мелочи, требует этого от других, эта черта определяется стремлением к контролю над ситуацией, попыткой подчинить себе объективные обстоятельства.
В деловой сфере педанты основательны, заканчивают начатую работу, скрупулезны. В отношении здоровья такие личности ведут себя разумно и не разрушают его принятием алкоголя или другими вредными привычками. Аккуратность и четкое выполнение норм часто сочетается с трудностью в принятии новых решений. Индивидуумы трудно адаптируются в коллективе, они нерешительны, избегают ярких поступков, имеют инертное мышление, долго смакуют травмирующие события.
Застревающий тип человеческой натуры
Долго таит в себе и постоянно переживает гнев, обиду, страх, иногда такие чувства возникают вновь после длительного периода явного затухания. Самыми характерными проявлениями чувств являются зависть, несправедливость, ревность. Ярко и длительно застревающий тип переживает успехи своей деятельности.
Настойчивая и упорная натура, очень трудно меняет вид деятельности, но на своем поприще часто достигает выдающихся результатов, стремится превзойти других сотрудников, требует признательности и реального уважения.
Стрессовыми ситуациями для застревающего типа являются неопределенность, нарушение разработанных планов, недовольство собой и неуверенность в собственных силах, ситуации, когда существует реальный лидер, могущий перенять его власть.
Возбудимый тип
У этого индивидуума повышена реактивность нервной системы, развита импульсивность, отсюда необдуманные поступки и высокая возбудимость. Действия окружающих вызывает у этого типа личности сильные впечатление, такие, что мышление не может быстро найти оптимальный способ реагирования, и он отвечает реактивными поступками.
Восприятие чужого мнения затруднено у возбудимых индивидуумов, поэтому, чтобы добиться адекватного реагирования приходится прибегать к долгому объяснению. Часто раздражительные и недовольные люди резко отвечают на критику, проявляют физическую агрессию, о чем впоследствии жалеет.
Адаптация в социуме затруднена из-за низкой контактности, ослабленного самоконтроля, игнорирования норм этики, деспотичности и конфликтности. Стресс у них вызывает противодействие, материальный и моральный ущерб, необходимость выбора из многих вариантов, наказание за поступки, сомнение в себе.
Гипертимный тип личности
Настроение этих людей постоянно повышено, они полны оптимизма, активны, жизнерадостны. Добрые, беззаботные и отзывчивые, они обладают живым умом, разговорчивостью. Часто гипертимы интересуются многими вещами одновременно, но так как обладают неустойчивым вниманием, то ко всем интересам подходят поверхностно, часто переключают внимание.
Отрицательно относятся к критическим замечаниям, любят свободу, легко свыкаются с трудностями. Неудачи, которые трудно пережиты, не выбивают их из привычного течения, обязанности и правила считают необязательными к исполнению. Настроение и эмоции человека с таким типом характера открыты и понятны окружающим. Раздражительность может быть вызвана, если ему ограничили общение.
Одиночество является отягощающим обстоятельством, поэтому тип неразборчив в знакомствах, легко находит новые контакты и быстро адаптируется в социуме. Стресс вызывает однообразие окружающего пространства, монотонная работа, чрезмерная опека и контроль, отсутствие духа соревнования.
Дистимный тип поведения
Из-за пониженного тонуса, заторможенности мышления личности редко участвуют в компанейских беседах. Робость и нерешительность выявляют в натуре возвышенные чувства при полном отсутствии эгоистических проявлений, формируют этическое поведение. Для индивидуумов характерно серьезное отношение к жизни, добросовестность, ответственность, чувство справедливости.
Дистимные натуры отличаются независимыми суждениями, имеют по каждому вопросу собственное мнение. Освоиться в окружении им мешает пессимизм, замкнутость, грубость с друзьями и близкими, инертность, неумение участвовать в общей радости. К стрессу приводит необходимость нового знакомства, непомерные моральные и физические нагрузки, шумные компании, ответственность за чужих людей, быстрая смена ситуаций.
Аффективно-лобильные личности
Реалисты по натуре, такие люди не считают себя лучше окружающих, спокойно переносят их недостатки, при некоторой вспыльчивости, они быстро успокаиваются и не держат злобы. Если наступает период общительности, то личности легко заводят знакомства и общаются, но стоит наступить времени спада, как пессимистическое настроение заставляет мрачно переживать мельчайшие неудачи, избегать контактов и предпочитать одиночество.
Адаптации в социуме мешает чрезмерная рассудительность, неустойчивое самомнение, обида, придирчивость к другим, обширный круг общения, субъективность собственного суждения. Стресс вызывает крушение ранее планируемых действий, необходимость усиленных нагрузок, разлука с дорогими людьми, смена обстановки, эмоциональное порицание от значимых для него лиц.
Аффективно-экзальтированная натура
Отличается скоростью мышления, интенсивностью реагирования на любые события. Настроение личности молниеносно меняется от депрессивного до счастливой эйфории, победы вызывают восторг, неудачи выбивают из колеи. Мотивацией поступков служит альтруистическое настроение, эгоизм проявляется крайне редко. Сопереживание бедам друзей, сострадание к несчастным животным доводят экзальтированные натуры до отчаяния.
Стрессы возникают по причине склонности к самокопанию, необходимости ответственности, ослабления личного самоконтроля, отсутствия необходимого времени, недостатка общения, обвинения в непорядочности, наличия серьезных преград на пути к цели, публичных указаний на недостатки, монотонного труда без перемен.
Эмотивный тип
Натура склонна к длительным переживаниям от жизненных впечатлений, взаимных негативных и позитивных переживаний. Гуманный и отзывчивый человек, тонко воспринимает окружающие события, испытывает радость от полноценного общения. Проницательность и развитая интуитивность позволяет безошибочно чувствовать перемену отношения друзей и близких, все чувства находят отражение в мимике.
Трудности с адаптацией возникают из-за склонности к долгим переживаниям, вспышек гнева или ревности, повышенной мнительности, нерешительности в неблагоприятных ситуациях, растерянности, пристрастности и субъективности мышления. Стрессы вызывают нарушение этики окружающими людьми, их равнодушие, черствость и грубость, потеря друзей или близких.
Невротический тревожно-боязливый тип личности
Поведение и мышление отличается постоянным беспокойством, напряженностью, ожиданием бед и горестей. Личность сомневается в правильности собственных действий, мыслей и поступков, при возникновении конфликтов старается их избегать или сглаживать любыми действиями. Мнительность без причин вызывается внутренними переживаниями, с детства такие люди боятся темноты, кладбищ, собак, грозы, общения с новыми людьми.
Неспособность постоять за свои мысли, когда противник проявляет настойчивость, иногда приводит таких людей в состояние робости, покорности, даже униженности, поэтому возникает необходимость проявить резкость, чтобы отстоять свое «Я».
Адаптации в коллективе мешает пониженная самооценка, неумение отстоять свое мнение и дать отпор, ощущение постоянной беспомощности, неуверенности, бессилия, ранимости. Стрессы опасны в ситуациях, когда индивидуум попадает в незнакомый круг людей, имеется необходимость публичного выступления, экзамена, турнира, соревнования. На ухудшение морального состояния влияют чужие насмешки, неправдоподобные обвинения, одиночество и потеря близких людей, разговоры о скорой их кончине.
Авторские типы личностей
Карл Леонгард выделил всего 4 типа акцентуированных личностей. Классификация построена на принципе одновременного выделения сильных и слабых сторон человека.
- Демонстративный тип. Это вечные игроки и актеры. Вся жизнь для них – театр. Они любят хвастаться, быть в центре внимания, выставлять жизнь на показ, следовать придуманному образу или играть отведенную социальную роль. Их поступки и решения весьма опрометчивы. Демонстративные люди любят риск и авантюры, бросаются «в омут с головой». Вместе с этим «грешат» жалостью к себе.
- Педантичный тип. Это ответственные, добросовестные люди. Иногда чрезмерно чопорны, граничат с занудством. Их нервные процессы не отличаются гибкостью.
- Застревающий тип. Такие люди долго цепляются за какую-то эмоцию, чувство, событие. То есть долго помнят обиды и стараются отомстить, недоверчивы, ревнивы. Отличаются стойкими аффективными состояниями (впечатлительны). Вместе с этим настойчивы и честолюбивы.
- Возбудимый тип. Такой человек отличается импульсивностью, низким самоконтролем, агрессивностью. Нередко оказывается склонен к зависимостям, в частности, алкоголизму. Однако в моменты покоя готов к конструктивным делам и беседам.
Ганс Шмишек, немецкий конфликтолог, выделил 10 типов акцентуаций. Четыре из них совпадают с классификацией Леонгарда. Остальные шесть типов акцентуированной личности, выделенной Шмишеком, тоже упоминались в трудах Леонгарда. Но там они относятся к темпераменту (это совсем другая тема), а не к акцентуациям. Акцентуации Леонгарда я описала выше, теперь рассмотрим классификацию Шмишека.
- Гипертимная личность. Это выраженный оптимист. Такой человек легко налаживает контакты с людьми, быстро переключается с одного занятия на другое (не в смысле свойств внимания, а в смысле «не доводить начатое до конца»), то есть увлекающийся тип. Нередко обладает завышенной самооценкой. Отличается легкомыслием, неисполнительностью, низкой дисциплиной и самоконтролем. Бывает агрессивен, конфликтен (часто провоцирует), аморален.
- Дистимная личность. Это прямая противоположность описанного выше индивида, то есть пессимист. Для него важна справедливость и дружба. Однако при этом он замкнут, нелюдим. Обладает заниженной самооценкой. Если находит дело по душе или своего человека, то уходит с головой в эти отношения.
- Циклоидная личность. Человек настроения. Отличается нестабильностью. То перед вами предстает гипертимный человек, то дистимный. То есть сочетает в себе оба описанных выше типа. Соответственно непредсказуем, самооценка нестабильна. Конфликтен, но предугадать его поведение в ситуации противоречия невозможно.
- Возбудимая личность. Нелюдимый, угрюмый, занудный тип, часто слывет хамом. В отношениях отличается склонностью к тирании, контролю, власти. На работе конфликтен. При эмоциональном всплеске агрессивен, опасен, активен в спорах. В спокойном состоянии аккуратный и ответственный.
- Застревающая личность. Вечный родитель и наставник. Любит читать морали, сдержан. Себе и окружающим ставит высокие планки, привык добиваться максимума. Обладает повышенным чувством всемирной справедливости/несправедливости. Вместе с этим недоверчив, злопамятен, ревнив, уязвим. Нередко является зачинщиком конфликтов, в которых всегда занимает активную позицию. Отличается завышенной или наоборот заниженной самооценкой.
- Педантичная личность. Исполнительный и обязательный тип. Любит формальность и «штампы». Неконфликтен. Если такая ситуация случается, то пассивен.
- Тревожная личность. Тип с заниженной самооценкой, ожиданием худшего. Избегает контактов, не уверен в себе. Однако вместе с этим дружелюбен, самокритичен и исполнителен. В конфликтах старается на участвовать. Если складывается такая ситуация, то выбирает уход или уступки (пассивные методы решения).
- Эмотивная личность. Сентиментальный, добрый, сострадательный, исполнительный, с утрированным чувством долга тип. Тщательно подбирает окружение. Дружит с избранными, но глубоко проникается этими отношениями. В конфликте с радостью идет на уступки.
- Демонстративная личность. Стремится быть лидером. Его привлекает власть и слава. Может найти подход к каждому человеку. Как правило, обладает выраженной харизмой, манерный. Вместе с этим лицемерный и эгоистичный человек. Любит сплетничать, хвастаться, создавать интриги. С радостью вступает в конфликты и занимает там активную позицию.
- Экзальтированная личность. Отличается чрезмерным оптимизмом, я бы назвала его оптимист в квадрате (если не больше). Влюбчив, гиперобщителен и гиперактивен. Отличается мимолетными непредсказуемыми перепадами (например, в порыве любви с барского плеча может сделать дорогой подарок, о котором после спада «жизненной энергии» пожалеет). Легко привязывается к людям, но притом всегда внимателен к ним.