Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти

Николай Французов, нейропсихолог и научный сотрудник «Викиум», специально для Нетологии рассказал о проблемах памяти и способах ее развития у людей разных профессий: дизайнеров, маркетологов, аналитиков.

Известно, что временные нейронные связи, которые образуются в коре головного мозга, могут сохраняться многими годами и десятилетиями. В случае их подкрепления время от времени или возобновления, данные связи сохраняются навсегда.

Программа обучения: «Big Data: основы работы с большими массивами данных»

Человек находится под влиянием различных вредных факторов, оказывающих негативное воздействие. Это приводит к снижению мыслительной и творческой активности, особенно в профессиональных видах деятельности. Сначала снижаются функции памяти. Труднее становится вспоминать значимую информацию, запоминать большие объемы нового материала, повторно воспроизводить, то, что уже знаешь, и оперировать доступными нам знаниями. Все заканчивается отсутствием гибкости мышления и креативности.

Немного о строении памяти

Простейший тест на память: закрыть глаза и рассказать, что где стоит в комнате. Или рассказать стихотворение.

Все это разные случаи воспроизведения той или иной информации, восстановления, обнаружения ранее образованных временных нейронных связей.

В осуществлении работы памяти задействованы множественные структуры головного мозга, которые имеют строгую организацию и закономерности. В процессах кратковременного запоминания или памяти на текущие события, активности сознания и внимания участвуют подкорковые структуры (базальные отделы, продолговатый мозг и ствол). А в процессах зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти принимают участия корковые отделы обоих полушарий мозга. Это обширная затылочная и нижнетеменная область, височная и часть лобных отделов.

Не менее важными являются медиобазальные и префронтальные отделы лба, которые отвечают за регуляцию психической деятельности и контроль над ее протеканием. Именно они ответственны за сознательную организацию памяти, ее смыслообразующую составляющую, словесно-логическую форму и произвольность. Пересечение височных, нижне-теменных и затылочных областей (зона ТРО) ответственны за пространственную организацию мнестических следов, созданию связующих зрительных образов и представлений, созданию семантических понятий (долговременная память).

Во время преднамеренного запоминания, начало работы происходит в лобных отделах, после организации мнестических следов в зоне ТРО (здесь происходит формирование множественных нейронных связей) и далее в процессах воспроизведения снова участвуют лобные отделы. Так происходит горизонтальная организация на физиологическом уровне. Нужно учитывать и вертикальную организацию: участие подкорковых структур в связях с корой больших полушарий.

Виды памяти

О памяти говорят как о чрезвычайно сложной когнитивной (познавательной) функции. В ее работе принимают участие многие отделы мозга, она используется постоянно.

В книге «Общие основы психологии» доктор психологических наук, академик и член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук Р. С. Немов классифицирует память (определяет виды) по ряду критериев.

Характер психической активности

Согласно этому критерию, память бывает:

  • двигательной (моторной);
  • эмоциональной;
  • образной;
  • словесно-логической.

Двигательная память — это способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению различных движений. С ее помощью формируются различные практические и трудовые навыки (ходьба, письмо).

Эмоциональная память запечатлевает пережитые чувства и эмоциональные состояния в виде представлений. Обычно то, что сопряжено с эмоциональными переживаниями, запоминается легко и надолго. Этот вид памяти важен для мотивации человека.

Образная память связана с возможностью сохранения и использования образов восприятия. Специфичность запечатленного образа определяется особенностями восприятия человека, работой его системы анализаторов.

Словесно-логический вид памяти необходим для запоминания и воспроизведения мыслей.

Характер целей деятельности


Виды памяти: Freepick
Этот критерий также называют критерием произвольности. По нему память делят на:

  1. Непроизвольную. Когда процессы запоминания и воспроизведения осуществляются автоматически, без волевого усилия человека и контроля сознания.
  2. Произвольную. Для этого вида памяти характерно запоминание и воспроизведение, для которого необходимо напряжение воли.

Длительность сохранения информации

Согласно этой классификации, память разделяют на:

  • кратковременную;
  • оперативную;
  • долговременную.

Кратковременная память — промежуточное «хранилище» данных. Этот вид запоминания связан с однократным или очень коротким восприятием.

Оперативная память связана с запоминанием и воспроизведением информации, которая необходима для осуществления конкретной текущей деятельности. После решения задачи информация может полностью исчезнуть.

Так бывает с материалом, который студенты учат непосредственно перед экзаменом. Этот вид памяти — переходной от кратковременной к долговременной памяти.

Долговременная память сохраняет весь объем знаний и опыта человека. Чем чаще информация из нее воспроизводится, тем прочнее она закрепляется.

Характер приобретения информации

Память бывает генетической и прижизненной. Первая сохраняет видовую информацию, а вторая — индивидуальный опыт человека.

Генетическая память — склонность к определенному поведению и действиям, которые развились и закрепились у вида эволюционно. Например, страх падения и рефлекторная реакция на падающий предмет (отскочить, оглянуться на шум) — это проявление генетической памяти. Всю информацию, которую человек усваивает после рождения, относят к прижизненному виду памяти.

Способ запоминания

Выделяют механическую и смысловую память. Механическое запоминание осуществляется путем простого повторения. Для смысловой памяти необходимы ассоциативные и смысловые связи.

Чертоги памяти человека хранят огромные объемы информации. Часть из нее постепенно забывается, что естественно и необходимо для правильной работы мозга. К счастью, с памятью можно работать и улучшать ее.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1759275-pamat-psihologia-interesnye-fakty/

Борьба с забыванием

Далеко не все из того, что мы однажды запомнили (намеренно или нет), навсегда сохраняется в нашей памяти. Мы многое забываем, из-за чего зачастую становимся не успешны, особенно в своей профессии.

Забывание — это длительный процесс, который развивается постепенно.

И для успешной борьбы с ним необходимо принять во внимание следующие положения:

  • Основное средство борьбы — это повторение изучаемого материала. Всякое знание, которое не подкрепляется повторениями, постепенно забывается.
  • Повторять выученное нужно не тогда, когда оно уже забыто, а в момент, пока забывание еще не началось.
  • При переходе от заучивания материала к заучиванию другого, нужно всегда делать небольшой перерыв (5–10 минут), давая себе в это время полных отдых от всякой умственной работы.
  • Необходима системность, нужно организовывать свои занятия так, чтобы запоминаемые материалы были по менее сходным предметам. Необходимо разграничение, чтобы не происходило наложение одинаковых тем друг на друга, чтобы не возникли трудности в припоминании конкретных образов.
  • Особенно важный для вас, ответственный и трудный материал полезно возобновлять в памяти непосредственно перед сном: именно сон дает самые благоприятные условия для закрепления результатов запоминания.

Концепция памяти

Память — это психический процесс, который выражается в способности человека сохранять прошлый опыт, а также в возможности повторно использовать его в своей жизни и работе. Память — это след, который мысленно отражает прошлое. Она дает возможность соединить прошлое, настоящее и будущее в едином процессе. Благодаря памяти человек впитывает опыт предыдущих поколений и приобретает новые знания, навыки и умения.

Люди постоянно пользуются памятью. Она играет большую роль в сохранении индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишенный способности записывать, хранить, изучать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память рассматривается как особый процесс, что придает ей роль специфического «интегратора» всех других психических познавательных процессов. Таким образом, память — это совокупное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Память — процесс организации и сохранения человеком прошлого опыта, что позволяет неоднократно использовать их в деятельности.

Воспитание памяти для специалистов своего дела

Каждый человек хотел бы иметь лучшую память. Это вполне естественное желание, но для его осуществления необходимо отдавать себе ясный отчет в том, что такое хорошая память. Наличие исключительно сильной способности к механическому заучиванию еще не является само по себе очень ценным свойством. Психологический анализ показывает, что в биографиях многих выдающихся людей отмечается их замечательная память, и все дело не в способностях механического запоминания, а в исключительном развитии смыслового запоминания. Чем же определяется его развитие?

Тем, на что направлена психическая жизнь человека, каковы ее интересы. Смысловое запоминание характеризуется тем, что человек запоминает существенную и нужную для него информацию, то, что ему интересно. Чем шире, разнообразнее и содержательнее интересы человека, тем богаче и содержательнее будут «запасы» его памяти. Память человека зависит от того, чем он интересуется.

Развитие памяти напрямую зависит от умственного развития человека. Тот, кто имеет большие и разносторонние знания, легко найдет много смысловых связей для нового материала, который ему необходимо запомнить. Чем больше у человека знаний, тем лучше становится его память в соответствующих областях.

Системность, организованность в запоминании является важнейшим условием в развитии памяти. Необходимо стремиться к системе знаний, а не к простому накоплению фактов.

Существует ряд способов, которые могут являться методами ежедневных тренировок, позволяющих укрепить и развить работу памяти. Большинство из них применимы в повседневной жизни и отвечают проблематике запросов различных специалистов.

Для дизайнеров и разработчиков полезным будет развитие наглядных образов и представлений, которые организуют функцию памяти. Для этого можно выполнить легкое упражнение. Исключите из пользования на время одно или несколько познавательных чувств. Попробуйте есть с завязанными глазами, примите душ с закрытыми глазами или заткните уши во время выполнения обычных дел.

Подобное исключение будет способствовать не только развитию остальных познавательных функций и закреплению уже созданных рабочих нейронных связей, но и формированию образности происходящего. Построению логики между данными образами — это благоприятно скажется на развитии наглядно-образного мышления.

Отличным методом будет равное развитие функций обеих рук.

То есть, используйте свою не ведущую руку в различных видах деятельности. Например: почистить зубы с утра, причесаться или использовать компьютерную мышку. Попробуйте написать небольшой текст обеими руками одновременно или поменяйте местами нож и вилку во время приема пищи. Данный метод способствует развитию нейронных связей в новых областях и активации головного мозга.

Как уверяет Гэри Сполл: «шоппинг является прекрасной тренировкой для памяти», ходя по магазинам, человек взаимодействует с новыми людьми, обращает внимание на их лица, постоянно активизирует функцию внимания, рассчитывает цены. Выполняет все те действия, которые заставляют работать различные области мозга, и при этом они следуют друг за другом.

Для аналитиков и маркетологов, будет полезна способность системного мышления и системной организации своей памяти. Для этого необходимо тренировать наблюдательность. К примеру, в течение всего дня обращайте внимание только на зеленый цвет или на автомобиль определенной модели из общего потока, придумайте какую-либо тему и сосредоточьтесь на ней. Тем самым вы разовьете определенные свойства функции внимания и памяти: концентрация, избирательность, распределение, переключение, кратковременное запоминание.

Как можно больше читайте и записывайте.

После того как прочли или выучили что-то, попробуйте это записать хотя бы раз. Один раз записать — это как дважды прочесть и все организовать в своей голове.

Делайте предполагаемый для заучивания материал в доступном и удобном именно для вас формате. Если вам легче запоминать с помощью зрительной памяти, то организуйте нужный материал в графической форме.

Важна системная организация всей той информации, которую вы стараетесь запомнить. Записывайте необходимые факты и устанавливайте между ними смысловые связи, запомнив которые вы будете видеть всю картину целиком.

Что такое память и каковы ее возможности

Память — это процесс сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта. В психологии память изучается давно и интерпретируется по-разному:

  • Ассоцианистская теория считала основной единицей памяти ассоциацию (связь, соединение). Механическое сложение ассоциаций должно становиться основой памяти. В дальнейшем она переосмысливается и углубляется.
  • Бихевиоризм рассматривал память как процесс, в ходе которого приобретаются различные двигательные и речевые навыки.
  • Гештальтпсихология изучила процессы запоминания, акцентировав внимание на намерении субъекта. Это научное направление изучает социальную природу человеческой памяти.

На современном этапе память рассматривается как познавательный процесс, для которого характерны такие свойства:

  1. Объем. Он показывает возможность запоминания и сохранения информации.
  2. Быстрота запоминания (скорость произвольного запоминания).
  3. Готовность к воспроизведению (насколько хорошо человек применяет имеющуюся информацию).
  4. Точность воспроизведения (качество сохранения и повторного воспроизведения информации).
  5. Длительность сохранения (способность удерживать необходимую информацию в течение определенного времени).

Каковы возможности нашей памяти? Память можно тренировать, чтобы запоминать больше. Но не стоит думать, что забывание — это результат неправильной работы памяти, подчеркивает психолог и исследователь из Университета Калифорнии Бенджамин Шторм. Забывание обеспечивает правильную работу памяти и мышления, освобождая ресурсы для новых задач.

Нейроученый Мария Вимбер из Университета Бирмингема (Великобритания) с коллегами с помощью специального сканирования мозга установила, что воспоминания могут «конкурировать» друг с другом за ресурсы памяти. Этот механизм помогает выделять нужные воспоминания из целого ряда похожих.


Свойства памяти: Freepick

Ученые также исследуют, что делать, чтобы улучшить работу памяти и расширить ее возможности. Они установили ряд приемов, которые способствуют активизации памяти человека.

Память обязательно нужно «включать»

Когда люди не ждут проверки усвоения информации, то забывают ее очень быстро. Исследователь когнитивных способностей человека профессор Брэд Уайбл выяснил: когда человек не ожидает, что его будут проверять, он зачастую не помнит ничего. Однако когда предстоит проверка, запоминание происходит лучше в два или даже три раза.

Классическая музыка улучшает память

Прослушивание классических музыкальных произведений усиливает активность генов, которые связаны с процессами памяти и обучения, и одновременно снижает активность генов, влияющих на нейродегенеративные процессы. Исследования группы авторов показали, что классическая музыка активно влияет на геном человека.

Дневной сон улучшает память в пять раз

Эксперимент показал, что дневной сон, который длится меньше часа, улучшает работу памяти в пять раз. Две группы испытуемых запоминали пары несвязанных слов. Затем первая группа спала 45–60 минут, а вторая — смотрела видео. После проверки оказалось, что в первой группе уровень запоминания выше.

Тонкие механизмы работы памяти ученым еще предстоит открыть. Однако то, что знаем сегодня, можно и нужно использовать для расширения собственных возможностей.

Вывод

В нашей жизни постоянно что-то происходит, мы часто спешим и должны все успеть, при этом ничего не забыть. В подобных условиях у нас возникают трудности в сосредоточении своего внимания и процессах запоминания, но еще большие трудности возникают в процессах обучения эффективным способам запоминания. Поэтому рекомендуем вам воспользоваться предложенными способами и советами, как развить память.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Введение

Психология – это наука о психике человека, изучающая закономерности психических явлений.

Все психические явления условно делятся на три группы: психические свойства, психические состояния и психические процессы [2; 3; 5]. Данные группы психических явлений отличаются друг от друга, в первую очередь, своей длительностью и устойчивостью в психической жизни человека. Психические процессы функционируют непосредственно в данный текущий момент времени, психические свойства являются наиболее устойчивыми психологическими характеристиками человека, а психические состояния кратковременны и занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами.

Все психические процессы, в свою очередь, могут быть разделены на познавательные, эмоциональные и волевые [2; 3]. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят восприятие, память, мышление, внимание и др. Функционирование познавательных психических процессов позволяет человеку получать сведения об окружающем его мире и оперировать ими в своем сознании. Эмоциональные психические процессы связаны с потребностями человека: информация, поступающая от познавательных психических процессов, в зависимости от соответствия или несоответствия его потребностям и желаниям, становится значимой или не значимой для человека, вызывая такие психические процессы, как аффекты, чувства, эмоции и т.п. Они определяют отношение человека к отдельным явлениям окружающей действительности. В условиях необходимости принятия решений, преодоления трудностей выступают волевые психические процессы, связанные с сознательной регуляцией человеком своего поведения.

Данная контрольная работа посвящена изучению одного из познавательных психических процессов человека – изучению памяти.

Список литературы

  1. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2000. – 416 с.
  2. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2007. – 960 с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»).
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с. – (Серия «Учебник нового века»).
  4. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л.Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 575 с.
  5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. – (Серия «Мастера психологии»).
  7. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.

Как получить яркое впечатление

Впечатления человека от запоминаемой информации имеют 2 полезных свойства, помогающих нашей памяти. Во-первых, интерес к объекту запоминания делает нас более внимательными, а во-вторых, эмоции помогают лучше закрепить объект в нашей долгосрочной памяти.

Ниже приведены несколько принципов, используя которые, вы сможете повысить значение эмоционального восприятия для запоминания информации. Эти принципы помогут вам создать сильное, яркое первое впечатление об объекте запоминания и сохранить его в вашей памяти.

  • Первое впечатление. Полезно создавать первое эмоциональное впечатление о запоминаемом объекте, и заносить его в память как можно точнее.
  • Зрительный образ. Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление, так как оно прочнее. Нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.
  • Большое впечатление. Если есть возможность, помимо зрительного восприятия, старайтесь получить впечатления при помощи как можно большего числа органов чувств, что поможет испытать его сильнее.
  • Воспроизводите заново. Старайтесь чаще оживлять в своей памяти первое впечатление о запоминаемом объекте. Лучше находиться именно под первым впечатлением и не пытаться получить новое.
  • Найти подобное. Воспроизводя про себя первое впечатление об объекте, подумайте, на что похоже это впечатление и испытывали ли вы что-то подобное раньше.

Помимо этих принципов вы также можете использовать специальные приемы организации процесса запоминания информации. Эти приемы позволяют усилить эмоциональную отдачу и пробудить интерес к изучаемому материалу.

Игры. Пытайтесь всегда находить что-то интересное в рутине, превращая любое действие в игру. Так поступают хорошие родители, которые хотят, чтобы их чадо выполнило какую-то скучную работу. Игры свойственны многим живым существам, это вложено в нас на генетическом уровне. В игре важен азарт!

Азарт в переводе с французского языка означает увлечение, задор, запал, излишняя горячность. Чтобы создать азартную игру, вы должны определиться с правилами этой игры и установить четкие условия победы в этой игре. Тогда ваш азарт будет вынуждать вас быть более внимательным и сконцентрированным.

Состязательность. Подавляющее большинство людей азартны в попытке «быть лучше» соперника. Поэтому индивидуальные занятия не так эффективны, как групповые. И в тренировке памяти вы можете найти себе соперника и пытаться его превзойти.

Личные рекорды. Еще одним фактором, создающим азарт при чтении, может стать борьба с самим собой для достижения определенного результата. Личные рекорды можно ставить в скорости запоминания, в количестве усвоенной информации и во многом другом.

Итак, первое правило гласит:

Чтобы лучше запомнить какую-то информацию, важно сконцентрироваться на ней и попытаться получить эмоциональную отдачу.

Роль внимания

Внимание – это избирательная направленность нашего чувственного восприятия на конкретный объект. Внимание помогает зафиксировать объекты в нашей краткосрочной памяти, характеризующейся ограниченным временем хранения информации и количеством удерживаемых элементов. В этом и заключается главная роль внимания для запоминания информации. Чем сильнее и длительнее наша концентрация на объекте, тем лучше мы можем его запомнить.

Вы наверняка замечали, что некоторые вещи легко запоминаются, если им уделить немного внимания. К примеру, у многих людей есть проблема с запоминанием имен при первом знакомстве с человеком. Чтобы запомнить имя следует просто немного подумать о нем, попытаться мысленно написать его, а также вспомнить или придумать несколько модификаций имени. Часто такая недолгая концентрация внимания помогает надолго запомнить имя человека.

Однако если вам нужно запомнить что-то более сложное и объемное, небольшой концентрации внимания уже будет недостаточно, поэтому важно знать и использовать несколько важных свойств нашего восприятия.

Во-первых, человеческая способность держать во внимании информацию ограничена. Исследование американского психолога Джорджа Миллера показывает, что объем внимания человека в каждый конкретный момент ограничен числом 7 ± 2 объектов.

Во-вторых, запоминание большого объема данных требует достаточно длительной концентрации и усидчивости, что связано с умением организовывать свое время и сознание.

В-третьих, память и внимание качественно зависят от получения чувственного опыта о запоминаемом объекте, что связано, с одной стороны, с нашим эмоциональным состоянием, а с другой стороны, с отношением к запоминаемой информации.

Получается, что за вниманием часто стоят интересы, потребности и установки человека. Следовательно, развитие кратковременной памяти и внимательности достигается работой над целенаправленной концентрацией, а также чувственным опытом. Об этом вы прочитаете дальше.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]