Не знаете, как воспитать и вырастить человека с психологическими занозами?
Узнаете в этой статье
Здравствуйте,
уважаемые читатели!
Продолжаю свой рассказ о том, как воспитывать ребенка.
В этой статье опишу очень неприятные и неэффективные, но при этом самые распространенные стили воспитания.
Все примеры из моей практики семейного консультирования я привожу с любезного разрешения моих клиентов.
Это стиль, в котором доминирует чрезмерная забота о ребенке.
И непомерный уровень его защиты от любых мало-мальски неблагоприятных обстоятельств.
Родители сильно тревожатся о здоровье ребенка, отдают ему все свое внимание и энергию.
При этом родители избегают наказаний.
Многие думают, что такой воспитательный стиль строится на очень сильной любви к ребенку.
Да это так. Но чаще всего это не просто сильная любовь – это чрезмерная или симбиотическая любовь.
Этот тип любви предполагает психологическое слияние родителей и их ребенка. По-другому это называется созависимость.
Пример:
У меня на приеме двое: шестидесятилетняя женщина и ее сын – тридцатипятилетний «молодой человек».
У него проблемы в отношениях с коллегами. Его привела мама. Он сидит и молчит. Рассказывает за него она. Прямо так и говорит: «МЫ часто ссоримся с сотрудниками!».
Хорошо видно, что мама практически отождествляет себя со своим ребенком – она и он – это единое «МЫ».
Очевидно, что ее сыну давно уже пора стать самостоятельным и оторваться от мамы.
Но он – ее инфантильная жертва, а она – женщина-тиран. Обоим нужно психологически взрослеть, но выходить из зоны комфорта очень не хочется.
Подобные варианты чрезмерной опеки часто формируются в неполных семьях или в семьях, где присутствует очень сильное отчуждение между супругами.
В таком случае кто-то из родителей, чаще всего мать, переносит свои нереализованные с супругом чувства на ребенка.
Психологически слиться с ребенком ее также заставляет чувство одиночества и покинутости.
Еще одной причиной симбиотической гиперопеки могут быть амбивалентные (противоречивые) чувства родителей к своему ребенку.
Например, когда ребенок был нежеланный. С одной стороны его надо любить, но с другой – он не нужен, поэтому и вызывает негативные реакции.
Пример этого смотрите ниже по тексту.
Существуют разные варианты чрезмерной опеки. Давайте рассмотрим их.
♦♦♦
Авторитарная гиперопека
♦♦♦
Или жесткая и требовательная протекция.
Девизы родителей:
- «Защищаю властной заботой и всевластным контролем!»
- «Родители лучше знают, что и как делать!»
- «Ты маленький и ничего не понимаешь!»
- «Слушай меня, и все будет хорошо!»
Это самый распространенный стиль воспитания в нашей стране. Часто его используют родители-тираны.
Передается из поколения в поколение. Устойчив и по глупости считается самым эффективным и надежным.
В этом случае и внимание к ребенку очень много и контроля хоть отбавляй. Но проблема в том, что и внимание, и контроль – авторитарны.
Требуют полного подчинения и послушания. Подчинение – это единственное, что может делать ребенок.
Его действия, поступки, слова и чувства жестко контролируются.
Вплоть до выбора профессии вуза, супруга и жизненного пути. Чаще всего кто-то из родителей
Как этот стиль воспитания влияет на судьбу ребенка, и каким он может вырасти,
вы прочтете в статье:
Об авторитарном стиле воспитания
♦♦♦
Потворствующая гиперопека
♦♦♦
В этом случае ребенок – центр семейной жизни. Его любят, исполняют все его прихоти, восхищаются им. Дарят очень дорогие подарки.
В отличие от доминирующей или авторитарной опеки, где слишком много наказаний и мало поощрений, при потворствующей слишком много поощрений, а наказаний почти нет.
При этом поощрения всегда явно не соответствуют достижениям. А сами достижения ребенка сильно преувеличиваются.
Родители и другие родственники ограждают ребенка от проблем и трудностей, делают все за него. Он на пьедестале семейного почета.
С ранних лет ребенок усваивает сценарий: «Я самый-самый!» — это сценарий эгоцентрика. Ему кажется, что мир крутится вокруг него.
Этому сценарию сопутствует еще один:
«Все, кроме меня, плохие и недостойные!» — это сценарий эгоиста.
Подробно об этом вы можете прочитать в статье про твой сценарий жизни.
Каким вырастет ребенок:
- инфантилизм, неумение решать свои проблемы
- завышенная самооценка, эгоцентризм и эгоизм
- чрезмерные требования к окружающим, конфликтность
- болезненная потребность во внимании со стороны окружающих
- комплекс славы и достижений, непомерные притязания при отсутствии целеустремленности, упорства и силы воли
- постоянная невротизация на фоне критического несоответствия уровня притязаний уровню достижений
- злоупотребление алкоголем и наркотиками, и другие формы зависимости
♦♦♦
Сторонняя
или не родительская гиперопека
♦♦♦
Этот чрезмерно опекающий стиль чаще всего используется прародителями – бабушками и дедушками. Может быть как доминирующей, так и потворствующей опекой.
Чаще всего можно наблюдать второй вариант.
При этом «бабушко-дедушкин» способ воспитания может сильно отличаться от родительского и даже противопоставляться ему.
Так, родители могут сильно контролировать ребенка и очень сильно его ограничивать.
А бабушка и дедушка баловать и все разрешать.
Конфликт стилей воспитания часто выливается в реальные внутрисемейные конфликты. А когда ребенок вырастет, то преобразуется в конфликты внутри его личности.
Часто, вырастая, дети несут сильную обиду на родителей за их авторитаризм и жесткость. Ведь они воспринимали их на фоне «доброго» отношения бабушки и дедушки.
Впрочем, бывает и так, что «бабушкин» стиль воспитания компенсирует недостатки родительского стиля и уравновешивает его.
Но это редкое явление.
Каким вырастет ребенок:
- неуверенность в себе
- внушаемость
- повышенная тревожность
- импульсивность и агрессивность
- размытость ценностей, жизненных оценок и ориентиров
- злоупотребление алкоголем и наркотиками, и другие формы зависимости
Теперь рассмотрим еще один стиль воспитания. В сути своей он противоположен предыдущему. Но схож с ним тем, что так же травмирует ребенка.
Наносит ему тяжелые психологические раны. Это …
Понятие
Гипоопека — это тип воспитания в семье, характеризующийся тем, что дети лишаются необходимых им заботы и внимания.
Родители могут целенаправленно выбирать подобный способ воспитания, считая его наиболее приемлемым, или не осознавать в полной мере ошибочности своего поведения.
Недостаток внимания в детском возрасте никогда не проходит бесследно. В будущем у таких детей часто наблюдается девиантное поведение, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, личностные расстройства, сложности с построением отношений и т.д.
Гипоопека может проявляться не просто в недостатке внимания или игнорировании, но и в появлении отвращения или ненависти.
«Симптомы» проявления гипоопеки у ребенка
- Один из главных признаков – одиночество. Ребенок, который чувствует свою ненужность, ведет себя отстраненно.
- Демонстративное поведение присуще детям, у которых велика потребность во внимании и любви. Ребенок таким образом хочет получить хоть какую-то реакцию от родителей, пусть даже негативную.
- Уход в виртуальный мир. Ребенок бежит от реальной жизни, в которой мама и папа его не замечают.
- «Плохая» компания. Потребность во внимании заполняет компания, где ребенка принимают. Детям сложно выйти из подобных сообществ, т. к. альтернативы нет.
Основные причины
Родители ведут себя подобным образом по различным причинам:
- Незрелость. Нередко дети появляются у юных пар, которые не планировали наступления беременности. В итоге семья создается не естественным образом при наличии желания у обеих сторон вступить брак, а исключительно по необходимости. Неготовность новоиспеченных родителей к воспитанию ребенка приводит к их желанию максимально снять с себя ответственность за его жизнь, оградиться от возникших проблем. Подобное поведение могут демонстрировать и пары, которые осознанно планировали беременность, но после столкнулись с суровой действительностью. В юном возрасте часто представления о детях очень расплывчаты и далеки от реальности, поэтому первые же трудности могут выбить незрелых родителей из колеи и настроить негативно.
- Эгоизм. Пара может состоять из двух взрослых, самодостаточных личностей, которые заводят ребенка под влиянием сложившихся в обществе стереотипов. Они не желают менять свой привычный уклад жизни и отказываться от своих интересов ради нового члена семьи. В итоге малыш остается без должного внимания, хотя все его бытовые потребности удовлетворяются в полной мере.
- Непринятие. Нередко взрослые люди видят в детях возможность реализовать свои несбывшиеся мечты. Например, папа мечтает, чтобы сын стал спортсменом и негодует из-за того, что мальчику нравится сидеть дома вечерами и рисовать. Или же мама хочет сделать из дочки великую пианистку, а девочке больше по душе рукопашный бой. Недопонимание может возникнуть не только на почве выбора пути развития, но и по причине несоответствия характера ребенка ожиданиям родителей. Например, у пары жестких и целеустремленных людей растет мягкий, ранимый отпрыск.
Он непонятен для своих родителей, воспринимается ими как чужой. В итоге у малыша появляется чувство ненужности. - Повседневные заботы. Нередко забота о детях отходит на второй план из-за постоянной загруженности бытовыми проблемами, материальными трудностями, неурядицами на работе и т.д. На ребенка постоянно не хватает времени и он оказывается предоставлен сам себе.
- Развод. В ситуации развода стороны могут так увлечься собственными страданиями и выяснением отношений, что ребенок перестанет для них иметь какое-либо значение. Даже в спорах относительно выплаты алиментов или определения порядка общения родители могут преследовать исключительно личные мотивы, а малыш выступает в таких случаях в качестве способа достижения поставленной цели. Еще одна опасная ситуация — нежелание общаться с малышом, который скучает по второму родителю или очень на него похож. Мать может неосознанно раздражаться от того, что сын внешне и по характеру полностью копирует своего отца.
Каждый раз, глядя на сына, она видит в нем своего бывшего мужчину и в итоге проявляется неприязнь к мальчику, который ни в чем не виноват. - Травматический опыт. Если взрослый человек воспитывался в атмосфере нелюбви и пренебрежения, то с большой вероятностью он перенесет подобную модель воспитания детей и в свою жизнь.
- Отсутствие любви. К сожалению, не у всех женщин природой заложен материнский инстинкт. Мать может выполнять механически все свои обязанности, но при этом ничего не чувствовать к сыну или дочери. Если любви нет и со стороны отца (или отца нет рядом), то ситуация становится по-настоящему критичной.
Гиперопекающий стиль семейного воспитания
При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие.
Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.
Каким вырастит ребенок при гиперопекающем стиле семейного воспитания
Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации.
Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, своих силах и возможностях, всегда будет бояться сделать что-то не так, ошибиться.
Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными.
Гиперопека, контроль, ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них.
Последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания — формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей. Именно гиперопека виновата, что дети вырастают «маменькиными сынками».
Характеристика
Что является основной характеристикой стиля гипоопеки в психологии? Если говорить коротко о гипоопеке, то это не просто недостаток опеки, а демонстрация нелюбви.
Многие родители считают, что обеспечение материальными благами и удовлетворение всех повседневных социальных потребностей является доказательством любви. Но гораздо большее значение имеет теплота, ласка, внимание.
Психологически здоровые, уверенные в себе личности — это те, кто рос в атмосфере полного принятия и заботы. Любовь родителей стала платформой, на которой полноценно развивалась их личность.
Равнодушие к окружающим, бессердечие, жестокость, закомплексованность — все это черты людей, которые недополучили в детстве любви.
Демократический стиль семейного воспитания
При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.
Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.
Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы.
В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка.
Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.
Каким вырастит ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания
Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.
Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни. Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь.
Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.
Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания. Какой бы из вышеперечисленных стилей вы не избрали, воспитывая, учитывайте тип темперамента ребенка.
Последствия и сценарии взросления
В раннем возрасте развитие младенца напрямую зависит от уровня его близости с родителями. Познавательная активность, предметная и игровая деятельность не могут развиваться без соответствующего участия со стороны взрослых.
Именно мама с папой помогают познавать мир, изучать палитру человеческих эмоций, постигать модели поведения.
Предоставленный сам себе малыш не получает необходимой порции заботы, ласки, поддержки. В итоге на самом раннем этапе происходит деформация личности, что в будущем обязательно отразится на эмоциональной сфере.
По мере взросления ребенок, все более осознающий отсутствие в его жизни полноценной любви, приобретает комплексы и занимают оборонительную позицию по отношению к окружающим.
Доверие к миру и позитивное отношение к себе закладываются в раннем детстве только в результате продуктивного общения с близкими людьми.
Отсутствие такого общения приводит к вполне логичным последствиям: капризность, обидчивость, повышенная тревожность.
Не получая внимания естественным образом отпрыск пытается найти другие пути. Стандартное поведение в таком случае — непослушание.
При помощи капризов получается добиться внимания, что приводит к выработке подобной привычной модели поведения. Привычка трансформировать свои отрицательные переживания и страдания в разрушительные действия может перенестись и во взрослую жизнь.
Типичные психогенные нарушения, которые проявляются у детей в семьях с гипоопекой: сосание пальца, нарушения сна, ночное недержание, заикание.
Взросление может пойти по одному из следующих сценариев:
- отсутствие доверия к людям;
- вызывающие поступки;
- асоциальное поведение;
- криминальные наклонности;
- прием психотропных веществ;
- безразличие к окружающим;
- беспорядочные связи;
- неумение строить отношения;
- низкая самооценка;
- конфликтность.
Что делать, когда есть проблемы с воспитанием детей?
Когда возникают трудности с воспитанием или поведением детей, стоит идти на прием к семейному или детскому психологу. Причем присутствовать на консультации желательно обоим родителям, ведь каждый является участником процесса, а, значит, его позиция и поведение нуждаются в профессиональном разборе.
Дисгармоничные типы воспитания можно и нужно совершенствовать. Лучше всего это делать в тандеме с психологами и в как можно более раннем возрасте ребенка, ведь после 16 лет в большинстве случаев уже поздно.
Дисгармоничное воспитание ребенка во взрослой жизни может проявиться в виде зависимостей, инфантильности, неврозов, разнообразных комплексов. Поэтому при наличии проблем важно своевременно обращаться к специалистам за помощью.
Если вы хотите решить проблемы с детьми и сделать их воспитание более эффективным – обращайтесь в наш Центр!