Для каждого периода детства характерны отхождения от поведенческих норм, обусловленные возрастным кризисом. Однако, когда подобные отхождения затягиваются, формируя стойкое деструктивное поведение, говорят о поведенческом расстройстве. Расстройствами поведения называют стабильный образ действий, характеризующийся отказом поддержания свойственных определенному возрасту правил, норм данного социума, а также нарушающих права других людей.
Подобный диагноз выставляется очень осторожно. Необходимо соответствие сразу нескольким критериям поведенческой дезорганизации, длящихся не менее 6 месяцев. Обязательно учитывается возраст больного. Например, вспышки ярости считаются нормой касательно 3-х летних детей, но у младших школьников подобный признак уже заставляет насторожиться. Отдельные, эпизодические нарушения образа действий во внимание не берутся.
Общие закономерности
Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.
Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:
- конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
- агрессивное отношение к животным, людям;
- разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
- лживость, двуличность, подлость.
Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.
Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:
- открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
- скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
- скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.
К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.
Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.
Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств. Тогда внимание акцентируется на основном заболевании.
Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет?
В 5 лет проявляются индивидуальные черты характера, ребенок беспрепятственно высказывает мнение, понимая, что его взгляды могут отличаться от общепринятых. С ним интересно вести беседу. Детские наблюдения в этом возрасте поражают взрослых неординарностью и глубиной. Пополняется словарный запас, ребенок легко подбирает синонимы и рифмы, пересказывает сюжеты книг, игр, мультфильмов, учит стихотворения наизусть.
Малыши чаще лгут, чтобы проверить, каковы будут последствия: интересно проверить возможные варианты развития событий. Нередко у детей появляются многочисленные воображаемые друзья — фантазия работает в усиленном режиме. Хорошо функционирует долгосрочная память.
Возникает интерес к описанию чувств и эмоций, играм с ролевыми моделями. Дошкольники в 5-6 лет способны минимально ухаживать за собой — одеваться, умываться, пользоваться столовыми приборами.
Причины
Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.
Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.
Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.
Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями.
Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.
Почему наступает кризис в 5 лет?
Психика ребенка и кора головного мозга ежедневно развиваются, возникает потребность в самовыражении. Капризы, непредсказуемое поведение, эмоциональные всплески, споры — так формируется личность.
Нарушается коммуникация с родителями, друзья разочаровывают — детей преследует чувство одиночества. Неуправляемость объясняется попыткой привлечь внимание старших, подтвердить значимость своего мнения.
Ребенок осознает принадлежность к биологическому полу, интересуется отличиями между мальчиками и девочками, пытается понять свое место в сложной системе человеческих взаимоотношений. Малышу нелегко справиться с потоком поступающей информации, и он выплескивает накопившееся напряжение через упрямство. К счастью для родителей, это не навсегда.
Реакционные основы дезорганизации действий
Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.
Для деток младшего возраста таковыми являются:
- протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
- отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
- имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
- компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.
Реакции у подростков:
- эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
- группирование – создание антисоциальных группировок;
- увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.
Плюсы кризиса 5 лет
Любой кризис — это не только испытания, но и новые возможности. В 5-6 лет дети достигают пика обучаемости и восприимчивости к новой информации, постепенно учатся чтению, письму и счету. Чтобы отвлечься от психологических проблем, попробуйте помочь ребенку найти любимое занятие.
Во время кризиса пятилетнего возраста появляется море энергии. Этот факт нельзя игнорировать. Вы получаете бесценную возможность направить силы ребенка в мирное русло: найти хобби, подготовиться к школе, обнаружить новый талант, укрепить здоровье.
Будет полезна физическая активность — спорт, командные игры, долгие прогулки. Если малыш растет спокойным и замкнутым, самое время раскрыть творческий потенциал с помощью развивающих кружков.
Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений
Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.
Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.
Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.
Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.
Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.
Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.
Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.
Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.
Изменения после кризиса
После резкого скачка в развитии психики ребенок становится более уравновешенным, прислушивается к советам родителей и с удовольствием проводит время с семьей.
Укрепляются волевые качества характера, самоконтроль. Малыш организовывает распорядок дня, расставляет приоритеты (сначала сделать уроки, потом отдыхать; вовремя лечь спать).
Отчетливо проявляются черты характера, вкусы и предпочтения. Ребенок судит о событиях почти без оглядки на родителей или друзей.
Несоциализированное/социализированное нарушение поведения
Несоциализированное расстройство поведения сопровождается агрессией, асоциальными деяниями, направленными на других детей. Это главный отличительный признак дефекта.
Выражается неспособностью наладить взаимоотношения со сверстниками, отвержением детьми, отсутствием близких друзей.
Взаимоотношения со взрослыми сохраняются или также нарушены. Ребенок грубый, гневливый. Это индивидуалист, противостоящий авторитетам. Типично:
- хулиганство;
- физическое, психическое насилие, драчливость;
- жестокость относительно детей, животных;
- порча имущества.
Петя, 7 лет. Поступив в 1 класс, наметились проблемы взаимодействия с одноклассниками. Был груб, конфликтен. Ни с кем не установил дружеских отношений. Затевал около 15 ссор за день. Чрезмерно жесток. Во время драк наносил тяжелые травмы. Равнодушен к чужой боли.
Нарушал дисциплину. На замечания реагировал словесной агрессией. Неусидчив, разговаривал на уроках. Неуправляем, противостоит режиму. Учителей называл злодеями. Однако проявлял высокие интеллектуальные способности, любознательность.
Был отчислен из школы за плохое поведение. Дома отказывается учиться. Увлекается компьютерными играми, играет игрушечным телефоном. Суетлив, гиперактивен. Успокаивается, когда находит увлекательное занятие. Очень любит слушать, когда мама читает ему книгу. В школу возвращаться категорически не желает.
Социализированное расстройство поведения: характерно агрессивное, антисоциальное поведение общительных подростков, имеющих длительные, налаженные отношения со сверстниками. Нередко становятся членами антисоциальных группировок.
Типичным являются противоправные деяния: разбой, воровство, нападения.
Отношения со взрослыми, обладающими властью (учителя, родители) нарушены, с другими способны сохранять нормальные взаимоотношения.
Вероника, 13 лет, ученица 7 класса. Школу не посещает. Неделями отсутствует дома. С родственниками груба, агрессивна, конфликтна.
Неряшлива. Курит, выпивает, ярко красится. Употребляет до 10 таблеток димедрола, чтобы «поймать глюки». Однажды с подругой напились таблеток, стремясь свести счеты с жизнью. Испытав болезненные последствия, более попытку не повторяли. Предлагали попробовать героин, но отказалась, боясь исхода.
Выносит деньги из дома. Однажды украла деньги на работе у мамы. Дружит с ребятами, старшими по возрасту. Вместе обворовали комнату сестры, вынеся деньги, украшения, после конфликта с мужем сестры.
Школу, в которую родители перевели девочку недавно, перестала посещать, когда ее стали обзывать одноклассники. Тогда натравила на обидчиков старших товарищей, чтобы припугнуть. После Вероника посетила школу, чтобы проверить, будут ли ее дразнить дальше. Удовлетворенная отсутствием травли, больше в школу не возвращалась.
Издевается над младшим братом, обижает его. Поведение девочки изменилось после смерти отца и рождения брата от второго маминого брака.
Консультация для родителей «Детский негативизм»
Любовь Яшкина
Консультация для родителей «Детский негативизм»
Баловень семьи
Как найти лекарство от вседозволенности?
Вы и сами не заметили, как любое «хочу»
вашего чада превратилось в приказ?
Отказ купить двадцать пятую по счету куклу или заменить обед конфетами выливается в получасовую истерику, и в итоге вы сдаетесь?
Пора бить тревогу: у вашего наследника явные симптомы избалованности! И, как это ни парадоксально, «болезнь»
спровоцирована безграничной
родительской любовью.
На самом деле, предупреждают психологи, воспитание без «рамок»
заражает ребенка вирусом вседозволенности и превращает его в домашнего тирана.
В конечном итоге баловень и сам начнет от этого страдать, ведь вне семьи маленький эгоист не встретит поклонения, которое привык видеть от домочадцев.
Напротив, эгоцентризм делает избалованное детище изгоем в среде сверстников. Как же восстановить баланс между потребностью любить и необходимостью воспитывать?
Специалисты советуют провести грань между потаканием сиюминутным прихотям и заботой.
Слезы не повод для паники.
Зачастую от корректирующих поведение ребенка шагов родителей удерживают слезы сынишки или дочурки. Ну как найти в себе силы сказать «нет самому любимому существу на свете?»
Отказ в данном случае родители воспринимают как стресс для чада. Но так ли это на самом деле?
Детская психика довольно возбудима, но в этом нет ничего противоестественного. Слезы — присущее возрасту выражение эмоций, которые малыш еще не научился сдерживать. Помочь крохе выработать правильную реакцию на окружающий мир и разобраться, что хорошо, а что плохо — задача родителей. Для этого им самим необходимо научиться адекватно реагировать на детский плач.
Опытные педагоги утверждают: в деле воспитания прежде всего важна выдержка. То есть, просто не обращайте внимание на громкий рев. В конце концов, не будет же ваш малыш плакать вечно! Рано или поздно он поймет, что слезами и криком ничего от вас не добьется. В противном же случае, ребенок будет использовать истерику как форму манипулирования домочадцами, и недуг непослушания перейдет в хроническую стадию.
И еще один важный момент! Если вы один раз сказали своему ребенку твердое «нет»
(например, в ответ на требование посмотреть мультик вместо дневного сна, ни в коем случае не отменяйте свое решение (и не позволяйте сделать это кому-нибудь из близких!Иначе ребенок никогда не будет воспринимать ваши слова всерьез: ну подумаешь — мама запретила! Я покричу — и папа разрешит! Этого допускать ни в коем случае нельзя.
Помните: в семье главные — родители и их слово — закон. И ребенок тоже должен это усвоить.
У семи нянек дитя без тормозов.
Увы, роскошь жить отдельно от родителей может позволить себе не каждая молодая семья.
Впрочем, даже при наличии собственной жилплощади от влияния бабушек и дедушек не так — то легко избавиться.
С одной стороны, спору нет, замечательно, когда у мамочки, еще только постигающей азы педагогики, есть опытные советчики.
С другой — несогласованность воспитательных позиций двух поколений чревато крахом любой попытки привить ребенку понятие о неких мерах поведения.
Месяц вы боритесь с требованием чада лакомиться десертом перед супом, а сердобольная бабушка, попотчевав «голодную детоньку»
перед обедом шоколадкой, сводит ваши усилия на нет.
Ощущая покровительство старших членов семьи, малыш быстро сообразит, у кого искать защиты от «плохих»
мамы с папой.
Разумеется, дискутировать со всезнающими дедушками и бабушками на тему воспитательных методик — занятие малоприятное. Однако, родителям необходимо проявить твердость.
В конечном итоге ведь именно вы несете ответственность за своего наследника.
Чтобы не допустить ситуации «лебедь, рак и щука»
, всем воспитателям не помешает собраться за круглым столом и обсудить педагогическую стратегию и тактику. Только договорившись между собой, взрослые смогут найти общий язык с ребенком.
Авторитет эффективнее диктата.
Некоторые родители, позволяя ребенку любой каприз, ссылаются на японский опыт, где слово «нельзя»
в воспитательных целях практически не применяется. Однако нюансы этой
«разрешительной»
тактики не все трактуют правильно.
На резкие обороты речи в общении с ребенком и физическое наказание шалунишек в Стране Восходящего Солнца действительно наложено табу. Тем не менее, это отнюдь не означает отсутствие какого -либо воспитания. Японцы регулируют поведение ребенка посредством воздействия на его чувственное восприятие окружающей действительности. Из уст матери, бабушки, сестры малыш слышит не запреты,а предостережения: опасно, грязно, больно и т. д.
Суть японского метода воспитания заключается в том, чтобы не механически ставить заслоны на пути познания детьми внешнего мира, а доступно объяснять последствия нежелательных поступков.
Особое значение в японской системе ценностей имеет личный пример родных и близких.
Глядя на мать, подражая ей, малыш учится достойно себя вести. «С младых ногтей»
японцам внушается: плохим быть стыдно.
В результате ребенок избегает нехороших поступков не из страха перед наказанием, а из опасения «потерять лицо»
.
Главный итог «воспитания по — японски»
: дети, выросшие в тепличных, с нашей точки зрения, условиях, превращаются не в избалованных чудовищ, а вырастают собранными и дисциплинированными людьми.
И еще один вывод: японцы видят в продолжателях рода личностей. А мы частенько пытаемся «выкроить»
наследников по трафарету, превращая дочку или сына в собственную витрину. Дорогая одежда, специализированная школа, престижный вид спорта — стандартные атрибуты успеха, которыми
родители стараются окружить своих чад.
Но не будем забывать, что любовь и внимание, в которых наши дети нуждаются гораздо острее, не имеют материального эквивалента.
Кризис трех лет: любимое слово – «нет»
!
Как справиться с детским негативизмом
Нашему сыну через месяц исполнится 4 года. Ваня — настоящий клубок упрямства и противоречий. Например,он говорит: «Нового года не будет»
.Я ему отвечаю:
«Почему Будет!»
И начинается: «Не будет, не будет., и так раз двадцать со слезами и криками. Причем наша бабушка не выдерживая истерик внука,
«сдается»
:
«Ну ладно, не будет, так не будет»
. Мы же,
родители, не можем и не хотим соглашаться с тем, что белое — это черное. Вообще, за последний год Ваня стал очень упрямым. Он не признает никаких авторитетов. В садике воспитатели жалуются,что он ничего не хочет делать: не желает лепить — не лепит, нет настроения рисовать — не рисует, не одевается сам — и его часто не берут на прогулку.Я в ужасе: что мне делать?
Возраст ребенка и описание его поведения позволяют предположить, что речь идет о проявлении «кризиса трех лет»
(разумеется,это условное название: как и все возрастные кризисы, его сроки могут колебаться в зависимости от индивидуальных особенностей человека).
Так называемая «стадия негативизма»
, в которую сейчас вступил ребенок — это один из этапов СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ. На этой стадии развития ребенку кажется, будто отрицание каждого слова взрослого — это и есть проявление самостоятельности.Посудите сами: за маленького человечка все и всегда решают мама и папа, но однажды настает момент, когда ему очень хочется заявить о своем собственном мнении. А самый простой и очевидный способ сделать это — начать отрицать все, что навязывают взрослые.
Мы не можем и не хотим соглашаться с тем, что белое — это черное. На самом деле Ваш ребенок прекрасно знает, что белое — это белое, но сейчас ему нужно отстоять право на свое мнение, пусть даже ошибочное.
Вы тратите время на стократное повторение «да, да, да.»
в ответ на его
«нет, нет, нет.»
, как будто от слов ребенка зависит реальный ход событий. Впечатление такое, что
родителям так же, как и сыну, важна не реальность, а утверждение СОБСТВЕННОГО мнения. А это означает, что ребенок навязал вам свою форму поведения, стал управлять вами.
Сами того не подозревая, Вы вступили в бессмысленную игру под названием «Кто кого переупрямит»
. Впрочем, не только Вы, но и большинство
родителей, столкнувшись с первым проявлением их ребенком собственного «Я»
, впадают в ступор и не знают, что с этим делать.А выход из ситуации до банального прост: нужно ИГРАТЬ!
Сделайте слово «нет»
развлечением — так оно потеряет свою опасность. Например,опросите сына:
«Ты хочешь пойти гулять?»
и, не дав ему ответить, тут же сами немного погримасничайте,состроив смешную рожицу:
«Нет, нет, нет!»
. Малыш рассмеется, а слово
«нет»
из
«грозного оружия»
превратится в забаву.
Или, например, поиграйте в игру «Все наоборот»
: с серьезным видом толкуйте чаду, что он совсем не хочет котлеты, новый год не наступит, a трава — вовсе не зеленая. Маленький упрямец тут же станет убеждать вас в обратном!
Но здесь есть одно но: в действительно важных вопросах, касающихся безопасности малыша, нужно проявить твердость.
И, наконец, самое главное.Вы должны понять: как спортсмен тренируется перед важными состязаниями, так и личность должна упражняться в том, чтобы стать личностью. И если к первому кризису са-мосознании вашего ребенка вы отнесетесь с благоразумием и долей юмора, то никогда не окажетесь с ним по разные стороны «баррикад»
, воздвигнутых его взрослеющим сознанием.
Гиперкинетическое расстройство
Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.
Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.
Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.
Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.
Чего не стоит делать?
- К сожалению, родители иногда теряют терпение и повышают на детей голос. Это бесполезно: разговаривайте спокойно, мягко, но настойчиво. Приводите логичные аргументы.
- Физическое насилие недопустимо. Исключите даже шлепки и другие «безобидные» прикосновения.
- Не вымещайте злость на ребенке. Накопилась усталость? Найдите иной способ избавиться от негатива.
- Не наказывайте безразличием. Если вы видите, что малыш наговорил грубостей, но не может справиться с проблемой без вас, подойдите и помогите ему. Ответственность всегда лежит на взрослом.
- Не бросайте в беде. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда готовы прийти на помощь — это основа психологического комфорта.
- Не ругайте без причины. Выражайте недовольство корректно, обязательно подчеркивайте, почему вас расстроил тот или иной поступок.
- Не заостряйте внимание на детской лжи. Предложите вместе пофантазировать, сочинить рассказ или нарисовать картинку с выдуманными героями.
- Избегайте удушающей опеки. Дайте ребенку шанс развиваться свободно, без давления и внешнего контроля. Покажите, что вы уже доверяете ему во многих вопросах.
- Не отмахивайтесь со словами «Опять ты со своими глупостями». Найдите время выслушать, посочувствовать, дать совет.
- Не переживайте слишком сильно. Каждая семья проходит через кризисы взросления детей. Когда неприятный период закончится, вы оцените плоды терпения и правильного воспитания.
Эмоциональный интеллект для детей
Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры
узнать подробнее
Депрессивное расстройство
Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.
Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.
Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.
Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.
Признаки начала кризиса
Как понять, что наступил кризис? Он возникает из-за внутреннего конфликта: ребенок обнаруживает, что желания и реальные возможности не совпадают, а добиться полной автономности не получается — родители контролируют каждый шаг.
- Необоснованная агрессия. Малыш хамит, огрызается, отказывается следовать просьбам. Отталкивает родственников, которых раньше очень любил.
- Истерики. Мелкие неудачи вызывают слезы: не смог найти любимую машинку, запретили идти на улицу.
- Ребенок передразнивает старших, подражает им, старается быть «взрослым». Гримасничает, перенимает привычки.
- Возникает потребность в одиночестве: дети в пятилетнем возрасте любят запираться в комнате, организовывать секретные уголки. Отказываются делиться информацией (не рассказывают, как прошел день, что они обсуждали с друзьями). Это объясняется стремлением решать проблемы единолично.
- Фобии, ночные кошмары, беспокойный сон. Ребенок боится сверхъестественных существ, отказывается спать в комнате один. Также добавляются экзистенциальные страхи — навязчивые мысли о мучительных болезнях, смерти, печальном будущем («А вдруг у меня не будет друзей? А я не заболею?»)
- Неуверенность в себе. Малыш соревнуется со сверстниками, сравнивает себя с другими. Просит оценить его внешность или действия («У меня красивое платье?»)
Деструкция сексуального поведения
Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.
Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.
Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:
- визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
- эксгибиционизм – обнажение на публике;
- совращение малышей;
- сексуальные манипуляции с животными;
- групповой онанизм;
- эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
- сексуальное влечение к моче, калу.
Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.
Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.
Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.
Советы доктора Комаровского
Что рекомендует делать с неуправляемыми детьми врач-педиатр Е. О. Комаровский?
- Реагируйте на истерики спокойно, с улыбкой, игнорируйте при необходимости. Ребенок устраивает скандалы перед людьми, которые к нему чувствительны. Если вы понимаете, что готовы сорваться, уйдите в другое место. Члены семьи должны придерживаться одной линии поведения: шаблон «мама ругает, папа ничего не делает, бабушка все разрешает» приведет к избалованности.
- Не идите на поводу у окружающих. Люди смотрят с осуждением, потому что вы не разрешаете ребенку взять вторую шоколадку с полки в магазине? Дождитесь момента, когда истерика прекратится без вашего вмешательства. Если будете поддаваться, ребенок начнет использовать эту технику для манипуляций, капризничая перед посторонними людьми. Минута молчаливого осуждения лучше, чем часы детского крика.
- Осваивать педагогические тонкости нужно не во время кризиса, а гораздо раньше. Ребенок еще ползает, только готовится делать первые шаги? Читайте о предстоящих кризисах 3 и 5 лет. Готовьтесь к испытаниям заранее.
- Если истерики возникают без повода, а ребенок редко пребывает в спокойном состоянии, обратитесь к врачу.
- Взрослые могут терять самообладание: шлепать, наказывать, кричать. При повторяющихся нервных срывах родителям следует обратиться за помощью к семейному психологу. Дети чутко улавливают состояние старших, такое поведение их травмирует. Последствия проявятся, когда ребенок повзрослеет.
- В действиях должна прослеживаться причинно-следственная связь: уронил печенье — второе возьмешь из пачки завтра. Отказываешься от предложенной еды — получишь ее позже. Не надо мгновенно исправлять ошибки детей, поднимать предметы с пола, насильно кормить. Формируйте ответственность за совершаемые действия с малых лет.
- Важная вещь — взаимосвязь поступков и времени. «Нахулиганил утром, вечером останешься без мультиков!», «Будешь плакать — на выходных не пойдешь на День рождения!» — это неправильно. К концу дня ребенок уже забудет, что произошло. Сообщайте о последствиях сразу.
- Дети целиком зависят от вашей воли. Не соперничайте с ними. Вы не имеете права игнорировать биологические потребности, ограничивая в здоровой еде, прогулках, сне, но в качестве наказания можно запретить «излишества»: сладости, покупку игрушек.