Поговорим о том, что такое субординация, зачем она нужна в деловом общении, какими нормами регламентируется и что происходит, если ее не соблюдать. Тема будет рассмотрена ниже во всех подробностях. При этом стоит понимать, что роль общения в бизнесе и на работе просто огромна. Можно быть отличным профессионалом своего дела, но из-за неумения общаться уступать свое место человеку менее способному, но более коммуникабельному. Одно из самых важных правил общения между деловыми людьми является субординация. Правила общения касаются трех плоскостей: между начальником и подчиненным, между подчинённым и начальником или между сотрудниками.
Субординация
Для начала попробуем ответить на вопрос о том, что такое субординация. С латинского языка дословно это слово переводится как «подчинение». Субординация означает место человека в системе отношений. Придерживаться субординации – это значит следовать правилам общения, которые установлены между людьми, находящимися на разных ступенях иерархической лестницы.
Начальник и подчиненный
Отношение подчиненного к своему начальнику зависит от многих факторов, но главные из них – это авторитет и поддержание рабочего процесса. Для того чтобы работники могли соблюдать субординацию, руководитель должен правильно изложить правила служебной дисциплины, обратить внимание на этику общения и установить рамки дозволенного. Это очень важно, ведь когда нет установленных правил, коллектив чувствует себя неуверенно, мало проявляет инициативу. Работникам непонятно, как нужно относиться к словам босса: как к просьбе или приказу. Чтобы не возникало казусов, каждый работник должен знать нормы общения в данной компании.
Основные советы для руководителя:
- Если работник не выполняет свою работу, напомните, что вы ждете от него результата. В другом случае он может подумать, что вы забыли о поручении и не выполнить его. Кроме того, такие замечания напоминают сотруднику, что может быть, если не выполнять поручения начальника.
- Если вы критикуете работника, критика должна касаться исключительно рабочих моментов. Недопустимо использовать унижение или оскорбления;
- Нельзя давать подчиненным какие-то советы личного характера, ведь ответственным за результат будете вы.
- Даже в самых критических ситуациях руководитель должен демонстрировать уверенность. Работники не должны видеть в словах и действиях начальника неуверенности, страха или паники. Это грозит потерей авторитета.
- Важно ценить своих лучших сотрудников. Их вознаграждение должно соответствовать тем силам, которые они потратили на его выполнение.
- Не забывайте о похвале. Похвала перед другими сотрудниками способна вызвать у работника большую мотивацию.
Мы уже знаем, что такое субординация, но основной совет в деловых отношениях между начальником и подчиненным заключается в том, что давать задания нужно исходя из конкретной ситуации и характера работника. Нужно понимать, что некоторые нуждаются в постоянном контроле, ведь без него они не могут работать.
Основные правила взаимодействия между представителями компании
Нормы субординации зависят от типа иерархии:
- Вертикальная. Предполагает, что высшее звено дает указания нижнему. К примеру, руководитель дает задания своему подчиненному. Последний обязан их выполнять.
- Горизонтальная. Предполагает взаимодействие между равными по статусу сотрудниками.
Отношения, предполагающие подчинение, считаются традиционно сложными. Между руководителем и подчиненными часто возникают скрытые конфликты, которые усложняют работу. Субординация позволяет предупредить проблемы. Ее особенности зависят от того, какие именно отношения регулируются.
Приказы, просьбы и советы
При общении очень важно установить, какой будет форма поручений — приказ, просьба, рекомендация. Чаще всего руководители пользуются просьбой, что выражает их доброжелательный настрой. Однако при общении с недобросовестными сотрудниками следует использовать приказ. От просьбы он отличается строгостью в голосе и особенной эмоциональной подачей. Несоблюдение субординации на работе должно быть отмечено руководством. Нельзя игнорировать этот факт. Необходимо сказать работнику о правилах общения. Выговор за несоблюдение субординации должен быть в строгой форме, чтобы сотрудник усвоил урок.
Отношения с коллективом
Руководитель должен понимать, что несоблюдение субординации может быть вызвано его поведением. Недопустимы панибратские отношения.
Начальник должен общаться с сотрудниками при помощи рекомендаций. Советы должны даваться для того, чтобы помочь сотрудника отыскать решение проблемы. Отношения с коллективом должны строиться на взаимовыгодных принципах. Финансовая стимуляция, как и моральная, играет в этом деле важную роль.
Подчиненный и начальник
Работник, не придерживающийся норм делового общения, может добиться увольнения за несоблюдение субординации. Человек, который планирует задержаться на работе и двигаться по карьерной лестнице, просто обязан придерживаться субординации, ведь его будущее во многом зависит от начальника. При этом не стоит бросаться в крайности и проявлять холодность в отношениях, но также не надо и заискивать перед начальством.
Для того чтобы построить хорошие отношения с руководителем, следует помнить о некоторых правилах:
- руководителю понравится, если сотрудник будет сплачивать коллектив;
- свои идеи по поводу работы необходимо высказывать в тактичной и вежливой форме, так как наглые замечания в сторону лидера могут обернуться неприятностями;
- не стоит говорить с начальником в категорическом тоне или односложно отвечать, чаще всего под сокращения попадают сотрудники, которые мало разговаривают и постоянно недовольным всем;
- не нужно пытаться получить повышение, прыгая «через голову» своего непосредственного начальника.
Последний совет заключается в том, что даже при самых хороших отношениях не следует проявлять неуважения: входить без стука в кабинет босса, прерывать его когда-то он с кем-то беседует.
2Субординация в культуре и жизненных ситуациях
Если не учитывать армейской субординации, которая во всех странах одинакова, будет интересно рассмотреть ее роль в других аспектах. Ниже будут приведены некоторые примеры, которые помогут вам понять, насколько тесно связана субординация и другие жизненные аспекты:
Корпоративная субординация
Корпоративная субординация – система подчинения внутри компании. Она основана на том, что должностное лицо обязано выполнять поручения и задачи человека, который находится на верхнем уровне управленческой системы. Простым языком это можно интерпретировать следующим образом: обычные рабочие выполняют приказы менеджеров отдела, менеджеры отдела ответственны перед директором отдела, который, в свою очередь, исполняет поставленные высшим менеджментом стратегические задачи.
Несмотря на корпоративную субординацию, в разных странах роль находящегося на нижнем уровне работника в процессе ведения бизнеса может разниться. Например, в большинстве стран Азии, мелкие работники не имеют инициативу. Таким образом, они ограничены только своей работой и, в большинстве случаев, не участвуют в управлении компанией. В странах Азии считается, что чем выше должность человека в компании, тем ценнее его слово при принятии каких-либо решений. Эта азиатская система корпоративной субординации радикально отличается от западной (европейской и американской) системы.
Западная система корпоративной субординации более мягкая и подразумевает в себе принятие решений не только вышестоящим человеком, но и обычными работниками отдела. Люди в этих странах считают, что успех корпорации зависит от успеха каждого работающего в ней человека.
Субординация и авиакатастрофы
Можно привести весьма интересный пример, который был в реальной жизни. Он раскроет всю значимость субординации между должностными лицами.
Как уже было сказано выше, азиаты склонны к мнению, что решение старшего должностного лица всегда безошибочно. Представим ситуацию: пассажирским самолетом управляют два человека – старший и младший капитаны. Само собой, старший капитан имеет более полномочий, он более опытен и его должность выше. Таким образом, младший капитан обязан ему подчиняться.
Корейские авиалайнеры в конце 20 века считались самыми опасными из-за огромного количества авиакатастроф. Многие из них были связаны с тем, что младшие капитаны не решались возразить мнению старшего капитана. К примеру, вот причина одной из авиакатастроф: младший капитан заметил заледеневшее крыло самолета и сообщил об этом старшему капитану, на что тот ответил, что все в порядке.
На самом же деле, даже незначительное заледенение крыла может привести к авиакатастрофе. Несмотря на это, младший капитан не стал настаивать на своем мнении, что и привело к несчастному случаю. Западные летчики же, напротив, привыкли свободно выражать свои мысли и настаивать на своем если они в чем-то уверены. Это говорит об индивидуализме народа, что в данном случае так необходимо.
Из вышеупомянутого вы можете сделать свои выводы о субординации. Хорошо это или плохо? Если вы владелец компании, то стоит подумать, какой вид корпоративной субординации больше всего подойдет вам и вашим работникам. Все случаи индивидуальны и неоднозначны.
Деловое общение руководителей
Отношения в сфере деловых отношений могут строится горизонтально, то есть между двумя начальниками. Несоблюдение субординации в таком случае также может приводить к ряду негативных последствий. Чтобы избежать их, следует помнить о следующих правилах:
- С партнером следует говорить четко и по делу, не тратя времени на проявление интереса. Многих деловых людей раздражают пустые диалоги, потому что они ценят свое время.
- Для того чтобы привлечь внимание коллеги предложите ему факты и цифры.
- Если ваш собеседник проявляет агрессию, демонстрируйте спокойствие, чтобы утихомирить его. Ни в коем случае не реагируйте гневно.
- Предлагайте заранее продуманные решения, чтобы показать свою инициативность и компетентность в делах.
Кто обязан ее соблюдать
Свойственна она не только подчинённым. Обязанности любого руководителя предполагают аналогичное соблюдение принципов деловой этики, отдачу распоряжений, имеющих корректную форму, отсутствие попыток унижать младших по должности и критиковать их личные качества.
В деле подачи подчинённым начальственных приказов всегда существует определенный порядок. Одновременно с этим каждый сотрудник обязан иметь представление о приемлемых формах, принятых в данной организации, в которых руководству докладывается, как проделана работа. В определенных ситуациях сотрудник нижестоящего уровня имеет право на обжалование действий того, кто является его непосредственным начальником.
Телефонное общение
Общение при помощи телефона является неотъемлемой частью делового общения. Некоторые успешные люди портят свои дела из-за того, что не умеют правильно общаться по телефону с деловым партнером.
Для начала стоит отметить, что при общении с деловым человеком не стоит отвечать на телефонные звонки. Это допустимо только в очень редких и важных случаях. Звоня кому-то по делу, следует для начала уточнить, удобно ли человеку говорить в данный момент. Ни в коем случае не используйте матерные слова, так как это может оттолкнуть бизнес-партнера.
Коллеги
Для работника так же важно найти общий язык со своими коллегами, как и с начальником. Общение нужно поставить грамотно с самого начала, чтобы не возникало распространенных проблем. Некоторые, используя хорошее отношение к себе, перекладывают на других профессиональные обязанности. Другие же выставляют своих товарищей в негативном свете перед боссом. Чтобы избежать этого, стоит следовать некоторым правилам:
- когда начальник дает задание, следует поровну разделить работу между всеми членами команды, чтобы в ней не было бездельников;
- необходимо избегать конфликта интересов и перетягивания клиентов: парочка клиентов не поможет получить повышение, зато испортит атмосферу в коллективе, из-за чего придется работать в напряжённой обстановке;
- если вы не можете помочь, не обещайте этого;
- не стоит на работе начинать задушевные беседы, так как это может привести в дальнейшем к ухудшению отношений с начальником и коллегой.
Последний совет касается того, что не стоит самореализовываться за счет коллег.
Какой она бывает
Служебные взаимоотношения могут быть вертикальными и горизонтальными. Что имеется в виду? Названия говорят сами за себя. Первые (вертикальные) — отношения сверху вниз (начальник — подчиненный) и снизу вверх (сотрудник — руководитель). Говоря о них, по умолчанию подразумевают подчинение приказам высшего руководства.
Настоящий начальник, придерживающийся правил корпоративной культуры, никогда не допустит панибратства по отношению к тем, кто занимает низшие должности. Во избежание рабочих неурядиц дистанция должна соблюдаться всегда, причём взаимным образом. Ведь случаются ситуации некорректного поведения и со стороны сотрудников по отношению к руководителю. Выражаться это может в подшучивании или неуместном категоричном тоне.
Подобная фамильярность выходит работникам боком. Регулярно нарушающие принципы субординации — обычно первые кандидаты на сокращение штатов. Со своей стороны, руководитель, вникающий в личные проблемы подчинённых, способный делиться с ними переживаниями частного характера, прощающий необязательность и недисциплинированность, ведет себя недальновидно и в конечном итоге теряет положенный по должности авторитет.
Несоблюдение субординации
Можно ли наказать сотрудника законным образом? За несоблюдение субординации на работе ТК РФ предусматривает три вида последствий: замечание, выговор и увольнение как крайняя мера. Замечание используется при однократном нарушении правил. Выговор за несоблюдение субординации, образец которого есть в статье, могут быть устными или заносится в личное дело. Все зависит от степени нарушения. Обычно причина выговора – это единичные или постоянные дисциплинарные нарушения. Увольнение при несоблюдении субординации используется в случае нарушения, которое попадает под статью административного или Уголовного кодекса (нанесение побоев).
При этом важную роль играет то, о каком общении идет речь. Работник, например, рискует только потерей рабочего места, в то время как руководитель может потерять свою репутацию и уважение в деловых кругах. Все успешные компании строят внутренние отношения на принципах субординации.
Нормативная база
Правила субординации устанавливаются внутренними бумагами компании, такими как:
- Коллективный договор. Им устанавливаются базовые принципы взаимодействия.
- Правила внутреннего распорядка. В них указывается график труда, правила поведения на рабочем месте.
- Должностная инструкция. В ней указываются конкретные обязанности работника, а также его статус в иерархии компании.
- Трудовое соглашение. В нем оговариваются индивидуальные правила для конкретного сотрудника.
Каждая компания имеет право самостоятельно разрабатывать правила субординации, которые актуальны для конкретного пространства. Однако все они основываются на базовых нормах этики.
К СВЕДЕНИЮ! В рамках закона правила субординации регулируются статьей 192 ТК РФ. Здесь приведена ответственность за неисполнение установленных норм.