Какие бывают таланты у людей? Талантливые дети. Люди искусства

  • 29 Ноября, 2019
  • Психология личности
  • Алина Павлова

Услышав словосочетание «талантливая личность», все мы представляем себе приблизительно одно и то же. Это человек, чьим умениям и навыкам в определенной профессиональной сфере нет равных. В творческой деятельности талантливую личность отличает нестандартный, оригинальный подход. Причем качество работы от этого отнюдь не страдает, даже, наоборот, превосходит результаты окружающих.

В этой статье мы решили разобраться, что такое талант, как он формируется и проявляется, какие бывают таланты, а также можно ли развить свой собственный талант и даже создать его с нуля.

Что такое талант и как он формируется?

По мнению американского психолога Дина Кита Симонтона, талант — это совокупность определенных личностных свойств, знаний и индивидуального опыта, благодаря которым человек быстрее овладевает той или иной деятельностью или же выполняет ее более качественно и за меньшие сроки, нежели другие люди в той же сфере.

Талант — это своего рода предрасположенность к конкретной деятельности. Для ее реализации очень важна благоприятная среда, в которой данную особенность поддерживают и положительно подкрепляют на протяжении долгого времени.

Таланты у человека могут быть самые разные. Один и тот же индивид может сочетать в себе сразу несколько талантов. И что самое интересное, человек всячески стремится именно к той деятельности, в которой скрывается его талант. Эта тяга происходит на интуитивном уровне. Так или иначе человек будет возвращаться к этому занятию снова и снова, независимо от жизненных обстоятельств.

Вопреки распространенному мнению, с талантом не рождаются. Ему, как и любому умению и навыку, для формирования и развития необходимы определенные условия.

Наследственность и генетика, безусловно, тоже вносят свой вклад. К примеру, если человек интроверт по своей природе, ему будет крайне непросто влиться в актерскую деятельность, к которой он стремился уже с детства. Однако среда, в которой вырастет такой ребенок, гораздо важнее. При должной поддержке окружающих и многочисленной практике уже имеющиеся задатки оттачиваются в талант. Исходя из этого, разумно заключить, что талант — это не столько данность, сколько долгий и усердный труд, нуждающийся в подходящей окружающей среде.

Теория наследственности

Одаренность нередко связывают с генетическими предрасположенностями.Однако точного ответа на вопрос о наследственной склонности к талантливости не существует. Гены, способствующие физическому усилению организма, формируют предрасположенность к занятию спортом. По наследству может передаваться и основа для развития умственных способностей. Но все-таки для раскрытия индивидуальных особенностей одного генома не хватает. Важна практическая реализация потенциала при способствующих этому условиях жизни.

Вербально-лингвистический тип

Такие люди отличаются превосходным владением речью, как письменной, так и устной. Кроме того, у них зачастую присутствует и талант к языкам. Манера изложения собственных идей и мыслей у таких людей исключительно оригинальна, качественна и красива. Из них получаются первоклассные писатели, журналисты, юристы, ораторы, переводчики. Среди ораторов с данным талантом — Авраам Линкольн, Уинстон Черчилль, Владимир Ленин, Стив Джобс и др. Среди людей искусства с этим талантом можно выделить таких великих литераторов, как Лев Толстой, Федор Достоевский, Уильям Шекспир, Гомер и др.

Борьба за место

Постоянную борьбу за место в иерархии никто не отменял. Хорошая команда – команда с устойчивой иерархией, когда «все расселись и работают». Но пока не закончилась «рассадка по рангам», работа стоит.

Талант со стороны – это удар по системе иерархии и резкое обострение борьбы внутри коллектива. Если это и было целью руководства – прекрасно. Но если нет, то команду ждет неуправляемый кризис.

Приглашение талантов со стороны приводит к дестабилизации и повышает уровень стресса до такой степени, что сотрудники начинают ошибаться во время выполнения самых простых задач – проверено нейробиологами.

Ученые из университета Огайо считают, что стресс, вызванный конкуренцией с заведомо более «сильными» коллегами, формирует так называемый «мозговой пузырь», который искажает восприятие событий и не позволяет сотрудникам воспользоваться прошлыми расчетами конвергентного калькулятора (процесс сближения, схождения (в разном смысле), компромиссов; конвергенция противоположна дивергенции). Другими словами интервенция, или вмешательство, талантов не вдохновляет коллег на подвиги, а разрушает их связь с реальностью.

Пространственный тип

Этот талант предполагает отличное пространственное ориентирование, что дает значительное преимущество в таких профессиональных сферах, как архитектура, скульптура, ландшафтный и графический дизайн, изобразительное искусство, фотография. Сюда также относится и музыкальный талант. Пространственный тип таланта присущ таким выдающимся личностям, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Антонио Гауди, Фредерик Шопен, Вольфганг Амадей Моцарт, Юсуф Карш и др.

Виды

Мы уже выяснили, что талант – это высокая степень развития способностей. Поэтому и в случае с видами уместнее говорить о видах способностей. Они бывают двух типов:

  1. Общие. Это способности, которые помогают добиться успеха во многих видах деятельности. Например, к ним относятся свойства внимания и памяти, IQ, волевые качества личности, коммуникативные навыки.
  2. Специальные. Это способности к конкретному виду деятельности. Например: музыкальные, артистические, технические, литературные, социальные и другие.


Примеры других специальных способностей — виды талантов:

  • теоретические (работа с абстрактными понятиями, логические рассуждения);
  • практические (работа руками, применение идей на практике);
  • учебные (усвоение знаний, работа с теориями);
  • творческие (трансформация знаний, создание чего-то нового, проведение исследований, проверка теорий на практике);
  • математические;
  • физические;
  • художественные;
  • лингвистические;
  • педагогические;
  • организаторские;
  • профессиональные и другие.

А также в психологии принято выделять потенциальные и актуальные способности. Первые – это те, которые есть у человека, но для их проявления пока не создались нужные условия. Вторые – это те, которые уже проявили себя, то есть возникла потребность для их проявления, и сложились подходящие условия, обстоятельства.

Личностный (эмоциональный) тип

Обладатели данного типа таланта искусны в развитии себя как личности. Они склонны тщательно анализировать собственные поступки и поведение, а также все, что происходит в их жизни. Помимо хорошего знания самих себя, такие люди любят практиковать различные медитативные и духовные практики, и в этом им действительно нет равных. Человек с данным талантом становится превосходным тренером личностного роста, философом. Среди людей с эмоциональным типом таланта — Омар Хайям, Ошо, Махатма Ганди и др.

Признаки талантливого человека

Существует несколько признаков человека, обладающего каким-либо даром:

  1. Творческие люди обладают большим количеством энергии в интересующей их области и бывают охвачены идеей днями напролет.
  2. Одаренные личности – одновременно интроверты и экстраверты.
  3. Уникальность талантливых людей проявляется и в том, что они скромны и уверены в себе одновременно.
  4. Ради любимого дела такие индивиды готовы пожертвовать карьерой.
  5. Неординарные личности не всегда одарены во всех областях, а часто в какой-либо одной. Талант и гениальность не стоит путать, ведь во втором случае личность считается одаренной во всех сферах. Другими словами, гениальность представляет собой высшую ступень творческих проявлений личности.

Межличностный тип

Человек с межличностным типом таланта лучше, чем кто-либо, умеет общаться с другими людьми, понимать их и находить с ними общий язык. Такого человека отличает неповторимая харизма, а также способность чувствовать чужие эмоции и искренне разделять их, сопереживать. Люди с подобным талантом становятся прекрасными психологами, бизнес-тренерами, маркетологами, общественными деятелями. К людям с межличностным типом таланта относятся такие знаменитые личности, как Альфред Адлер, Карл Юнг, Луиза Хей, Тони Роббинс и др.

Примеры гениальных людей

  1. Винсент Ван Гог — нидерландский художник, написавший более 2100 произведений из которых 860 написанные маслом. Ван Гог создал новый живописный язык, открыл искусство, как модерн. Страдал от биполярного расстройства и покончил жизнь самоубийством.
  2. Архимед — древнегреческий математик, физик и инженер, открывший миру метод вычислений площадей и объемов, которые легли в основу интегрального исчисления, создал определение объема поверхности и шара, дал свое определение числу Пи “pi “, создал винт, облегчающий подъем грузов, построил планетарий, где видно движения 5 планет. Открытия и новшества Архимеда обширны, в астрономии и физике, доказал множество теорем, а со слов древнегреческого философа и писателя “Плутарха” — Архимед страдал одержимостью к математики, жил не обращая внимания на свой внешний вид и толком не заботился о себе.
  3. Ньютон Исаак — английский математик, физик, изобретатель. Создал закон о всемирном тяготении и три закона механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления и много других открытий и теорий. Хорошо умел рисовать. Ньютон всегда был грустный и никогда не смеялся, никто не замечал, чтобы он раздражался и нервничал. Безразлично относился к развлечениям и все время находился в сосредоточенном состоянии.
  4. Галилео Галилей — итальянский физик, писатель, математик, астроном, механик, изобретатель. Внес существенный вклад в науку, первым воспользовался телескопом для наблюдения и изучения небесных тел, что послужило к открытиям в астрономии. Галилео — первопроходец в экспериментальной физике. В ранние годы, будучи студентом спорил с преподавателями, считая, что его мнение должно учитываться.

Талант окружающей среды

Люди с талантом окружающей среды, как никто другой, умеют взаимодействовать с миром флоры и фауны. Они способны найти контакт с животными, любят разводить растения. Этот талант присущ многим ветеринарам, флористам, дрессировщикам, агрономам. Среди выдающихся личностей с талантом окружающей среды — Кэтлин Мэри Дрю-Бейкер, Джеймс Хэрриот, Ребекка Коул и др. Этим мы завершили список того, какие бывают таланты, рассказав о каждом понемногу.

Дети, знаменитые своими талантами

Затрагивая тему известных своими талантами личностей, нельзя не упомянуть о самых младших из них. Перед вами список одних из самых талантливых детей на планете. И открывает его Аэлита Андре.

  • Аэлита Андре — маленькая художница, создавшая свою первую картину в возрасте девяти месяцев. Сейчас ей девять лет. У нее есть собственная мастерская, где она пишет красками на холстах. За все это время было продано около сорока картин Аэлиты. Их неоднократно презентовали в больших городах.

  • Малакай Сэмди — самый юный музыкант, играющий на барабанной установке. Свои первые барабанные палочки мальчик взял в руки, когда еще не умел ходить. В четыре года Малакая отдали в музыкальную школу, и уже через год молодой барабанщик стал давать собственные концерты. Мальчик до сих пор совершенствуется в своем творчестве. Он выступает в детских домах, больницах и небольших населенных пунктах, поддерживая и вдохновляя людей своим примером.
  • Мит Фуджи — один из самых юных и блестящих фотографов. В возрасте трех лет мальчик сделал свою первую фотографию, которая попала на выставку и поразила всех. Мит продолжает делать потрясающие фотографии. Родители поддерживают его и верят, что их сына ждет большое будущее.
  • Отом де Форест — молодая художница, получившая широкую славу как одна из самых талантливых детей в мире. В пятилетнем возрасте девочка занялась живописью. Вскоре ее работы показали на канале Discovery Channel, после чего юная художница стала по-настоящему знаменитой. Сейчас ей четырнадцать лет, и ее творчество продолжает занимать места в галереях вместе с работами мировых художников.
  • Клеопатра Стратан — юная певица, о таланте которой узнали, когда девочке было всего три года. В этом же возрасте вышел ее первый музыкальный альбом. Что интересно, Клеопатра — певица-самоучка.

  • Данат Плюшинуэтанви — один из самых юных музыкантов. Уже в трехлетнем возрасте мальчик прекрасно играл на скрипке. Более того, с ранних лет Данат начал заниматься живописью. Мальчик создал около трех тысяч картин. В настоящее время юный художник и музыкант дает свои концерты во многих странах.
  • Эйвери Молек — юный музыкант-барабанщик. Уже в четырехлетнем возрасте мальчик получил в подарок настоящие музыкальные инструменты, а спустя год начал выступать в родном городе. Любопытно то, что Эйвери учит мелодии, опираясь исключительно на слух.

Определение

Изучением человеческих способностей и влияния их на формирование личности занимались ученые, начиная с античных времен. В результате исследований современных психологов, с учетом опыта предшественников, сложилась определенная формулировка психологического свойства личности:
Талант в психологии представляет собой высокую степень благоприятного сочетания и взаимодействия способностей индивида в определенной сфере деятельности.

В результате самостоятельного, успешного и оригинального выполнения сложной трудовой задачи в отличающемся новизной ключе личность замечает характерные признаки своей талантливости:

  • ощущение внутреннего трепета и подъема настроения во время работы;
  • взлет способностей к быстрому обучению на фоне влечения к предмету;
  • мгновенная демонстрация хороших результатов, несмотря на отсутствие опыта.

Талант проявляется высоким уровнем творчества, является результатом одаренности, которая обеспечивается задатками. Однако одаренность вместе с задатками гарантируют нужные результаты в разных сферах, а талантливость – это пик творчества в определенном виде деятельности.

Термин «талант» впервые появился в библейской притче и обозначал весовую меру оплаты. Однако способы обращения с денежным эквивалентом (развить, приумножить, закопать), сегодня ассоциируются именно с талантом, как психологической категорией.

История становления понятия

С глубокой древности философов и мыслителей, а затем и психологов интересовал вопрос о природе выдающихся умственных способностей отдельных личностей. Однако сложное устройство человеческой психики трудно поддается познанию, поэтому взгляды на проблему античных и современных философов не совсем идентичны.

Мыслители досхоластического периода отождествляли талантливость с божественным даром, ведь философия подчинялась религии. Они не разделяли понятия одаренности, гениальности и талантливости, считая их единой категорией.

Платон, Сенека, Посидоний придерживались идеи существования мистической силы (судьба, рок), предопределяющей развитие индивида. При этом, они признавали наличие умственных, нравственных и добродетельных качеств, отрицая роль обучения для превращения ремесла в мастерство.

В эпоху Возрождения осмыслить философско-психологическую глубину таланта, который обозначали одаренностью, пытался испанский врач Хуан Уарте. Он поднимал вопрос о влиянии природных качеств на способность или неспособность человека к определенному виду искусства и науки. Врач пытался диагностировать талант, руководствуясь внешними признаками (по характеру волос, форме лица).

Талант – это в психологии эпохи Просвещения чистота человеческого разума с рождения. Теория «tabula rasa» стала вытеснять идею божественных истоков гениальности.

По мнению английского философа Джона Локка, никаких божественных или врожденных предпосылок не существует, а высокие горизонты познания – это результат жизненного опыта. С подобной точкой зрения не соглашались Г. Лейбниц и Рене Декарт, позиционируя концепцию «врожденных идей».

Начало XIX века было ознаменовано всплеском экспериментальных исследований, а психология стала самостоятельной наукой. Внедрение английским ученым Ф. Гальтоном эмпирических методов в изучении таланта привело его к выводу о наследственной природе гениальности.

С появлением ассоциативного направления в психологии талант стали связывать с качеством памяти и уровнем интеллекта, благодаря французскому психологу А. Бине. Роль таланта была менее значима по сравнению со значением гениальности.

В XX веке специалисты-практики продолжали исследование талантливости в ракурсе проблем одаренности («трехкольцовая» модель Д. Рензулли). Известному отечественному ученому Л. Выготскому принадлежит идея необходимости поддерживать талантливого человека, чтобы он стал гением.

Без развития с детства творческого потенциала возрастает вероятность деградации личности. В конце XX века Говардом Гарднером была написана книга о структуре разума, где автор классифицировал талант по семи типам.

По мнению автора проекта «хронопсихология» А. В. Петровского, степень талантливости основывается на природных предпосылках, а сам талант – не обязательное условие реализации потенциала личности. Это лишь возможность обретения абсолютного мастерства на пути к высшему этапу развития способностей – гениальности.

Как определить свой талант?

Безусловно, талант есть в каждом из нас. Кто-то узнал его с раннего детства, а кто-то, будучи уже взрослым, до сих пор гадает, к чему лежит его душа. Каждый человек в чем-то особенный и уникальный. К сожалению, люди склонны полагать, что если в детстве или юношестве ни в чем не достигли особого успеха, значит, в них нет никакого таланта. Однако абсолютно каждый человек умеет нечто такое, чего не может никто другой.

Чтобы узнать, в чем заключается именно ваш талант, необходимо лучше узнать самого себя как личность:

  1. Вспомните, о чем вы мечтали в детстве? Кем вы хотели стать, когда вырастете?
  2. Чем вы любили заниматься в детские годы? Каким увлечениям, хобби, играм вы посвящали большую часть своего времени?
  3. Подумайте, какие профессии нравятся вам сейчас?
  4. Чем вы заполняете досуг в настоящее время? Каковы сейчас ваши увлечения?
  5. Выделите те профессии и увлечения, которые вызывают у вас самые позитивные эмоции и чувства. Для этого полезно остаться наедине с самим собой и представить, как вы занимаетесь той деятельностью, которая вам очень нравится.
  6. Из всех профессий и увлечений, которые вам по душе, постарайтесь выбрать самое притягательное для вас.
  7. Наконец подумайте, каким образом вы могли бы применить себя и свои сильные стороны в этой деятельности?

И самое главное: откройтесь новому опыту. Не стоит зацикливаться на одном-единственном увлечении. Попробуйте себя в самых разных хобби, даже тех, в которых, как вам кажется, вы не добьетесь успеха. Вы можете найти свое призвание в совершенно неожиданных для себя сферах деятельности. В конечном счете, попробовав что-то новое для себя, вы как минимум овладеете новыми навыками. И будете лучше понимать, кто вы, на что способны и в чем действительно талантливы.

В этой статье мы подробно рассказали вам о том, что такое талант. Вы узнали, как и при каких условиях он формируется, какие виды талантов существуют, а главное, как открыть свой собственный. Не забывайте, что все люди талантливы от природы. Сколько бы вам ни было лет, всегда есть шанс узнать себя, понять свои сильные стороны и возможности. Не существует людей без талантов, есть люди, которые не узнали себя до конца.

В завершение

Талант – это словно светоч, освещающий наше существование, ведь дело, в котором мы талантливы, всегда будет приносить удовольствие и истинную радость. К сожалению, жизненные обстоятельства иногда заставляют отвернуться от этого света, но, что еще хуже, со временем он сам может угаснуть. Так что помните, вы всегда можете разжечь этот огонь. Главное – сумейте его увидеть. Тогда он согреет ваше существование и осветит дороги жизни.

Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Фиксированное мышление
  • 5 образов мышления
  • Упражнения для саморазвития
  • Коэффициент жизненной силы VQ: что это такое и почему это важно
  • 5 способов выработать талант к счастью
  • Миф о гениальности
  • Вопросы для поиска смысла и счастья
  • Интеллект чуткости
  • Талант vs способность. Что важнее?
  • Два образа мышления по Кэрол Двек

Ключевые слова:1LLL, 1Самопознание

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]