Существование людей сложно представить без межличностного общения. Человеческая жизнь сплетена из ситуаций, в которых задействованы другие люди, и качество нашего общения с окружающими оказывает влияние на качество нашей жизни.
Можно уверенно сказать, что межличностные отношения – это наука, которая подробно раскрывает мир общения людей друг с другом и его влияние на нас. Каждый человек имеет собственную схему восприятия других людей, такие схемы называются эффектами межличностного восприятия.
В этой статье:
Как мы воспринимаем другого человекаЭффекты впечатления и их влияние на общениеКакая твоя схема познания другого человека
Эффекты стереотипизации
Наше восприятие склонно классифицировать людей на группы: простаки, умники, бандиты, глупцы. Имея знания о том, как ведут себя бандиты, вам не приходится лично общаться с ними, чтобы понять кто они такие. В этом случае стереотипы упрощают многим людям жизнь, но при этом они не учитывают исключения из правил.
Эффект предубеждения
Работает следующим образом, люди видят то, в чем они убеждены, но не обращают внимание на противоречия в своей картине.
Эффект ореола
Человека, которого представляют в выгодном свете, многие думают о нем только хорошее и наоборот. Под воздействием эффекта ореола общее мнение о человеке переносится на все его другие сферы жизни. Ярким примером могут выступать звезды шоу-бизнеса.
Эффект каузальной атрибуции
Проявляется в объяснении слов или действий другого человека, сквозь собственную призму восприятия. Есть несколько видов каузальной атрибуции:
- Культурное предубеждение.
Поведение другого человека оценивается исходя из его культурных особенностей. Например, многие люди уверены, что японцы трудоголики.
- Характерная атрибуция.
Приписывание определенных характеристик человеку, отталкиваясь от первого впечатления. Например, вам нагрубил врач. Таким образом, вы убедитесь, что у него плохой характер, ваш вердикт — доктор злой (неприятный, плохой)человек.
Эффект авторитета
Учитель по русскому может убедить человека, что он безграмотный, чем его друг или коллега. При выборе покупки зубной пасты, вы лучше прислушаетесь к стоматологу, чем к маме.
Какая твоя схема познания другого человека
Теперь, зная об эффектах восприятия, ты можешь смело их контролировать и отслеживать, это поможет тебе более верно формировать образ о новом человеке и строить безопасные в первую очередь для себя отношения.
Проверить себя можно с помощью личного самоанализа и постоянных тренировок. Везде, где бы ты не находилась, можешь это делать, например, в магазине, когда смотришь на продавца и наблюдаешь за его поведением и манерой говорить, в общественном транспорте вообще полно незнакомцев, тебе стоит быть более наблюдательной и, исходя из ситуаций, задавать себе вопросы:
- «Усталость на лице женщины, о чем она?»,
- «Куда он может ехать?»,
- «По какому поводу человек так нарядно одет?»,
- «Почему нагло и открыто смотрит на всех?» и т.д.
Конечно, ответы предположительные, но такие тренировки позволят развить и расширить собственные возможности в познании других людей. У тебя выработается автоматическая оценка максимального числа показателей и сигналов, которые будут правдивыми.
Познавая себя и зная собственные проекции, через которые ты смотришь на окружающих людей, тебе станет просто и легко видеть их истинные черты и характеристики, а не пользоваться подменными понятиями.
Не стоит бояться быть истинным наблюдателем, нужно задавать себе вопросы и вовремя останавливать свое воображение. Далеко не все люди с приятной внешностью и спокойным голосом являются добрыми, не все худые люди злобные и нервные. Этому стоит учиться сами и учить детей, ведь это поможет быть внимательным и защищенным.
Эффекты последовательности
Любую новую информацию люди воспринимают на основе информации, которая ей предшествовала. Данный эффект можно наблюдать на работе, мастер-классах, в учебных заведениях.
Эффект первичности
Иными словами, первое впечатление, которое люди переоценивают. Так как, считают что оно верно, и от него зависит дальнейшее отношение к человеку.
Эффект новизны
Вы можете долго и много рассказывать о человеке, но лучше всего запомнится тот факт, которого они не ожидали от личности.
Эффект повторения
Чем чаще повторяется одно и то же сообщение, тем больше вероятность, что люди поверят в происходящее. Многие люди думают: «Если все об этом говорят – значит правда».
Механизмы межличностного восприятия
Принято выделять две группы механизмов восприятия людьми друг друга:
- межличностные,
- групповые.
Базовыми или самыми распространенными механизмами межличностного восприятия считают:
- Идентификацию. Речь идет о способности человека воспринимать другого, при этом проводя аналогии с самим собой.
Это наиболее доступный способ понимания, не требующий от индивида приложения усилий, так как зачастую подобная оценка происходит на уровне бессознательного. - Эмпатию. Способность войти в положение другого человека и прочувствовать его эмоциональное состояние, а также переживания.
- Децентрацию. Способность отстраниться от происходящего, чтобы оценить ситуации со стороны, вживаясь при этом в роль постороннего зрителя, для которого чужда каждая сторона и нет момента предвзятости. Именно этот механизм считается наиболее предпочтительным для познания другого человека, так как не подразумевает предвзятости.
- Социальную рефлексию. Способность человека представить и осмыслить то, какое впечатление он оставляет о себе в процессе межличностного взаимодействия.
При этом «,глубина», рефлексии зависит от того, насколько значимым в глазах человека предстает собеседник. - Аттракцию. Форма восприятия, в основе которой лежит явная симпатия в адрес другого человека. Симпатия может проявляться на трех уровнях: непосредственно симпатия, дружба и любовь. В числе факторов, стимулирующих аттракцию, можно назвать географическое соседство, сходство взглядов, внешняя привлекательность.
- Казуальную атрибуцию. Свойство человека искать причины собственного поведения, а также поведения собеседника. Механизм атрибуции включается в тот момент, когда один из собеседников не обладает достаточным количеством фактов для того, чтобы составить портрет партнера по взаимодействию.
Ошибки
Существует множество распространенных ошибок восприятия, оказывающих большое влияние на формирование впечатления.
К числу самых распространенных относятся:
- мы попадаем под влияние очевидности,
- мы попадаем под влияние первого впечатления,
- мы воспринимаем собеседником через сравнение с самим собой и ищем сходства,
- мы сильнее акцентируемся на негативных особенностях характера, нежели на позитивных особенностях,
- в случае, когда наши интересы страдают, мы склонны обвинять не обстоятельства, а людей.
Под влиянием тех или иных эффектов формируются ложные представления о собеседнике.
Ошибками восприятия может выступать неверная трактовка причин, мотивов и стимулов собеседника. Также это может быть неправильное понимание смысла сказанных им слов и совершенных действий.
Если собеседник заложил в свое высказывание определенную суть, а тот, кому предназначалось это высказывание, не смог данную суть понять, можно говорить об ошибке восприятия.
В некоторых случаях ошибки восприятия не привязаны непосредственно к взаимодействию.
Например, на основании внешнего вида или бытующих в обществе стереотипов человек может приписывать человеку качества, которыми тот не обладает. Также человек может игнорировать некоторые качества собеседника (как плохие, так и хорошие).
Способы воздействия в процессе общения
Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них — это заражение, внушение, подражание.
Заражение — это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.
Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.
Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации. В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (танцы, игры, музыка, эмоции и т. п. ), внушение носит, напротив, вербальный характер, т. е. осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе. Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.
Роль восприятия в психологии
Перцепция в психологии – это важная психологическая функция познания. Она позволяет определить, как человек видит и воспринимает различные вещи. С психологическими механизмами социальной перцепции можно ознакомиться выше.
Ее классифицируют в зависимости от работающих органов восприятия:
- Зрительная. Это восприятие окружающей действительности с помощью органов зрения: узнавание цветов, определение расстояния и другое.
- Осязательная. С помощью рук происходит узнавание многих вещей и их взаимодействия на личность. Например, болевые ощущения дают понять, что высокие температуры вредны для организма.
- Слуховая. Слуховое восприятие мира происходит за счет человеческого уха. Человеческое ухо позволяет получить полную картину мира благодаря звукам.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.
Идентификация — один из механизмов познания и понимания человека, заключающийся в неосознанном уподоблении себя значимому другому.
Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.
Развивающая оценка Узнать больше
Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). И в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека.
Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».
Эмпатия — постижение эмоциональных состояний человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии схож с механизмом идентификации.
Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.
Рефлексия — осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня.
При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.
Эффекты межличностного восприятия
Каузальная атрибуция
Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.
Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.
Смотрите также
Я сам обманываться рад…
На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, исследователи сделали вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.
Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева. Так, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.
Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.
Эффект ореола (галоэффект)
Формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).
Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
Эффекты новизны и первичности
С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.
Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.
Смотрите также
Стереотипы о различии поколений или как найти подход к любому сотруднику
Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.
Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.
Стереотипизация
Восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.
Стереотип — упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности.
Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.
Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:
1) поддержание идентификации;
2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.
Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя — надзиратели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.
Аттракция
При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.
Социальная аттракция — особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты.
Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.
Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. Люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т — начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга.
Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.
- Твитнуть
Технология развития перцепции
Перцепция создает картину реальности на основе деятельности целой системы анализаторов головного мозга. Процесс восприятия – физиологический. Советские психологи Л. Выготский, А. Запорожец говорят о моторике и о зрении, как о важных факторах развития перцепции. В развитии зрительного восприятия немаловажную роль играет движение глаз.
Неподвижный глаз не может воспринимать предметы в комплексе. При кинестетической перцепции возникают связи, в том числе пространства и времени. При таком виде восприятия происходит обратный процесс, обеспечивающий контроль над руками, которые совершают разнообразные действия: от микродвижений до моделирующих.
Для человека первые существенные изменения в восприятии мира и перцептивных действий происходят в первые годы жизни. Одну из решающих ролей несет сенсорное восприятие, с детства начинается накопление представлений о цветовой палитре, форме, свойствах и размере окружающих предметов.
Технологии развития могут быть самыми разнообразными. Обучающие игры, доводящие до автоматизма действия, например, сравнение величины путем игровых манипуляций, в которых усваивается новая информация. Постепенно сопоставление фигур переходит в зрительное восприятие, а движение рук становится более сложными, подключается осязание.
Активные поисковые действия и формирование связей между зрением, слухом и осязанием дает возможность воспринимать сложные сигналы, различать их, строить связи, узнавать и интерпретировать.
Таким образом, перцептивное развитие важно не только само по себе, но и является примером поведенческой и нейронной пластичности — мощных механизмов, которые могут поддержать изменения в развитии во многих областях, начиная с раннего возраста
Гендерные особенности перцепции
Перцепция в психологии – это принятие людей разного пола и гендера, их особенностей внешности, взглядов на жизнь, опыта и знаний. Понятие гендер описывает статус человека, его социальную перцепцию, это своего рода социальный пол.
В обществе широко распространены гендерные стереотипы, которые по сути своей признаются как социальные нормы для обоих полов. Идет разделение и на эмоциональном уровне, считается, что мужчины более склонны к логике и самоорганизации, в то время как женщины исключительно эмоциональны.
При этом женщины на своих плечах сейчас несут и построение карьеры, и воспитание детей, и ведение домашнего хозяйства. Но и на мужчину распределение гендерных ролей может влиять негативно.
Заставлять быть успешным – подавить личность и привести к депрессии мужчину. Личность должна развиваться индивидуально исходя их своих психофизиологических особенностей. Чувство долга также не должно мешать при раскрытии индивидуального потенциала.