Ведущая деятельность в младенческом возрасте: виды, описание

По мере роста и развития ребенка сфера его возможностей постоянно расширяется. Со временем у него происходит переход от примитивных манипуляций с предметами к более осознанной деятельности. Различные виды ведущей деятельности в младенческом возрасте смогут положительно сказаться на психологическом развитии ребенка и сформировать из него действительно разностороннего и интересного человека. Любые изменения, происходящие в этот промежуток времени, оказывают сильное воздействие на формирование малыша и процесс становления его личности.

Характеристики

Педиатры и психологи определили основные отличительные черты ведущих видов деятельности ребенка в младенческом возрасте:

  • помогают выработать у малыша ряд новых действий, которые в будущем он осваивает в полной мере;
  • с их помощью происходит возникновение и перестройка определенных функций психики растущего малыша;
  • влияют на личность, вносят в нее видимые изменения.

Психическое развитие ребенка зависит от соответствующего типа ведущей деятельности. При смене деятельности можно четко сказать, что ребенок перешел на другую, более совершенную ступень своего развития.

Кризис новорожденности

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.

Причины кризиса новорожденности: — Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания). — Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный») — они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

Структура и основные разновидности

Процесс психического развития человека в период от младенчества до дошкольного возраста классифицируется на три отдельные структуры:

  • сохраняющаяся – перешла с прошлого этапа;
  • непосредственная – определяет текущую стадию ведущей деятельности;
  • нарождающаяся – это стадия, которая находится только на начальном этапе своего развития и будет являться главной на следующей стадии.

К ведущим типам деятельности в младенческом возрасте и в последующие периоды специалисты относят:

  • непосредственное общение ребенка со взрослыми и окружающими его людьми с помощью эмоций (промежуток возраста от рождения и до года);
  • предметно-манипулятивная (от года до трех лет);
  • игровая (от трех лет и до начала обучения в школе).

У школьников возраста от 6 до 11 лет приоритетом является образовательный процесс, а у подростков возраста от 11 до 15 лет – общение со сверстниками. Самым важным периодом развития для ребенка является отрезок времени с 0 до 7 лет.

Ранний возраст

Ярославцева Светлана

Ранний возраст

Введение

Положение о значении социальной среды и общения ребёнка с взрослыми и сверстниками для психического развития и формирования личности является общепризнанным в современной психологии. Однако вопрос о механизмах влияния социальной среды на развитие человека интерпретируется по – разному в зависимости от теоретической модели развития, принимаемой в различных школах и направлениях – бихевиоральной психологии, теории социального научения, эпигенетическом подходе, модели экологических систем, психологии операционального развития интеллекта, культурно – историческом подходе. В учение о структуре и динамике психологического возраста Л. С. Выготский ввёл понятие социальной ситуации развития как важнейшей характеристики возраста, раскрывающей отношения ребёнка и его социального окружения. Возрастная специфика и содержание категории социальная ситуация развития в стабильных и кризисных возрастах были подвергнуты глубокому теоретическому и экспериментальному анализу в работах отечественных психологов (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.). Было показано, что особенности социальной ситуации развития решающим образом определяют направление, содержание и характер развития ребёнка в нормативном пространстве возрастного развития. Вместе с тем в современной детской психологии всё более остро осознаётся необходимость конкретизации понятия «социальная ситуация развития ребёнка»

как в теоретическом отношении, так и для решения неотложных и важных задач оптимизации, профилактики и коррекции психического развития детей.

Ранний возраст охватывает период от 1 до 3 лет и является одним из ключевых в жизни ребенка. Он характеризуется новой социальной ситуацией развития, поскольку на этом этапе его жизни ведущей становится предметом этно-манипулятивная деятельность, которая заменяет эмоциональное общение со взрослым (ведущую деятельность младенца, возникают важные новообразования.

Социальная ситуация развития в раннем детстве.

Особое значение раннего детского возраста заключается в том, что он непосредственно связан с ходьбой. Способность к перемещению, будучи физическим достоянием, имеет ощутимые психические последствия. Благодаря ей ходить начинает свободно и самостоятельнее общаться с внешним миром. Ходьба развивает умение ориентироваться в пространстве, расширяет возможности ознакомления с окружением, а также обеспечивает переход к самостоятельной предметной деятельности. Малыш полностью поглощен предметами, в результате чего изменяются его отношения со взрослыми. Все реже становится эмоциональное общение с ними, уступая место ситуативно-действенного общения, практического сотрудничества, совместным действиям с предметами. Взрослый, как правило, располагает к общению благодаря своим деловым качествам, а не эмоциональности. Социальная ситуация развития в раннем детстве имеет следующую структуру «ребенок — предмет — взрослый «.

Ведущая деятельность в раннем детстве.

Для раннего детства основными видами деятельности являются предметная деятельность, речь и игра. Развитие предметной деятельности связано с овладением выработанными человечеством способами пользования предметами. Ребенок учится от взрослых использовать предметы, постигает значение вещей. Отличие предметной деятельности от характерного для периода грудного простого манипулирования предметами заключается в подчинении способов действия ребенка с предметами функциональном их назначению в жизни культурного человека.

Средством осуществления предметной деятельности, орудием овладения общественными способами использования предметов является общение. Несмотря на то эмоциональное общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем в детском возрасте, оно продолжает очень интенсивно развиваться и становится речевым. Ведь связано с предметными действиями общения не может быть только эмоциональным, оно должно опосредоваться словом.

Ранний возраст является сенситивным (благоприятным)

периодом для развития речи поскольку именно в это время овладения языком является эффективным. До трех лет ребенок овладевает речевым дыханием, дается все звуки родного языка его словарный запас составляет 1200-1500 слов, вон на использует распространенные предложения (5-6 слов, что свидетельствует об освоении основ синтаксиса, проявляет активность в речевом общении со взрослыми и детьми, овладевает экспрессивно-мимическими действиями
(улыбка, контакт глаз, движения, позы, прикосновения и т. п.)
Если ребенок по каким-либо причинам не имеет необходимых условий для развития речи, то позже наверстать упущенное очень трудно. Поэтому на 2-3-м году жизни необходимо особо и интенсивно заниматься речевым развитием.

Для развития малыша особое значение имеет игра — деятельность, направленная на ориентировку в предметной и социальной действительности.

Элементы игры используют уже младенцы, манипулируя предметами (игрушками, сосками)

. На втором году жизни игра становится более спонтанной и содержательной. Она является не просто манипуляцией, а разворачивается как действие с предметами, в которых ребенок воспроизводит то, что делают взрослые
(например, разговор по телефону, питья чая)
. Это первые шаги на пути к символическим действиям, распространенными в этом
возрасте видами игр- является игра-до исследований (игровое исследование особенностей предметов, игра-конструирование (самостоятельное возведение сооружений и обыгрывание их, ролевая (переборки ребенком на себя роли взрослого)
игра.

Среди исследователей бытуют разные взгляды относительно причин возникновения и целей игры Сторонники психоаналитической теории, например, считают, что ролевая игра помогает малышу справиться с конфликтами. Однако будучи отраженными в игре, психологические конфликты не всегда ее причиной. Если в игре с куклой, утверждают они, ребенок очень заботится о ней, вполне возможно, что это выражает ее потребность в любви, компенсирует отсутствие родительского тепла.

Игровая деятельность малыша является основой формирования будущих умений и навыков, умственных действий. В процессе игрового экспериментирования формируется много его новых сложных способностей. До двух лет малыши уже могут играть в элементарные логические (предполагают использование и развитие навыков логического мышления)

и тематические
(по заданной взрослыми или самостоятельно выбранной)
игры, проявляя свою способность составлять план действий.

С развитием символической (условное обозначение в игре предметов, событий, явлений)

игры меняется отношение ребенка к другим детям. На первом году жизни они почти не взаимодействуют между собой, дети относятся друг к другу,как к живым игрушкам: дергают за волосы, касаются пальцами глаз и т. д. На 18-20 месяца они начинают взаимодействовать с партнерами по игре, стремятся играть друг с другом.

Итак, предметная деятельность, речь и игра свидетельствуют о психическом развитии малыша. В этих видах деятельности проявляются определенные психические новообразования раннего детства.

Характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми:

— инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;

— предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;

— доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;

— чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;

— активное использование речи во взаимодействии.

Социальная ситуация развития — это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной ”.

Возрастнойкризис — это особый период преобразования социальной ситуации развития : новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой. По Выготскому, возрастной кризис — норма онтогенеза.

Понятие социальная ситуация развития было введено Л. С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие»

, в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Являясь продуктом
возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развития, что сопровождается кризисами возрастного развития. Понятие социальная ситуация развития было определено Б. Г. Ананьевым и по его мнению оно направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности. В дальнейшем это понятие получило развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте и применялось для описания, например, онтогенетического развития личности ребенка Л. И. Божовичем, Д. Б. Элькониным, который определял возрастхарактеризующийся следующими главными показателями:
1) определенной социальной ситуацией развития — той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2) основным или ведущим типом деятельности;

3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности)

. А так же как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития.

Таким образом социальная ситуация развития является специфической для каждого возрастного периода, определяющейся системой отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Объект исследования: дети от периода младенчества до подросткового возраста.

Социальная ситуация развития младенца.

Эта ситуация определяется полной беспомощностью младенца и отсутствием каких бы то ни было средств к самостоятельному существованию, к удовлетворению своих потребностей. Единственным таким «средством»

является другой человек — взрослый, который опосредует абсолютно все проявления младенца. Что бы ни происходило с младенцем, он всегда находится в ситуации, связанной с ухаживающим за ним взрослым. Предметы появляются и исчезают из поля зрения ребенка всегда благодаря участию других людей; ребенок передвигается в пространстве всегда на чужих ногах и руках; устранение мешающих младенцу раздражителей и удовлетворение его основных потребностей всегда совершается через других людей.

Поэтому основное новообразование младенческого возраста он обозначает термином «пара — мы»

, и подразумевает под ним изначальную психическую общность матери и ребенка. Гармоничность и синхронность взаимодействия матери и ребенка являются важнейшим фактом психологии младенчества. Это факт говорит о том, что не только ребенок
«приспосабливается»
к матери, но и она подстраивается по действия ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга. В этой способности к гармоничному взаимодействию и в общей настроенности на общение со взрослым и проявляется активность младенца.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте.

В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса — ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого)

и субъективно
(поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении)
. Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Общение ребенка со взрослым начинает опосредоваться предметами уже во второй половине младенчества. Однако ребенок вычленяет только отдельные предметы и самого взрослого он рассматривает как интересный предмет. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым коренным образом меняется. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д. Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним.

Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

М. И. Лисина выделяла две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста, — познавательную и личностную.

В первой половине дошкольного возраста (3 — 5 лет)

появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущей
(ситуативно-деловой)
она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в
«теоретическое»(почему это так)
.

Так как обсуждается не обстановка, общение впервые приобретает внеситуативный характер.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста -внеситуативно-личностная форма общения. В отличии от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей. Дошкольнику интересны самые различные аспекты существования взрослого, которые не видны в конкретной ситуации не как не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и т. д.)

. Столь же охотно он рассказывает и о себе самом
(о своих родителях, друзьях, радостях и обидах)
.

Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситаутивно-личностного общения.

Противоречие социальной ситуации развития ребенка — дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя роль взрослого как носителя общественных функций и вступает в определенное отношение с другими «идеальными взрослыми»

.

Именно поэтому, что ролевая игра дает ребенку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она и является ведущей деятельностью дошкольника.

Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.

Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Таким образом, социальная ситуация развития является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Новообразования — достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.

Самое важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления — это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления — это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого (работы Н. М. Щелованова, М. И. Лисиной, С. Ю. Мещеряковой)

.

Комплекс оживления — основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития — стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Младенчество и кризис 1 года. К 9 месяцам — начало кризиса 1-го года — ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Она автономна, ситуативна, эмоционально окрашена и понятна только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее «языком нянь». Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство,стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание — предметная деятельность.

Основные психологические новообразования раннего возраста. Все основные новообразования связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы — восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра.

Сравнение своих действий с действиями взрослого (образа и образца, нахождение сходства между ними является необходимым условием для возникновения тенденции к самостоятельности. Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок впервые видит взрослого и его действия как образцы, то оказывается, что ребенок действует так, как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так, как он. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам». Л. С. Выготский назвал это новообразование «внешнее Я сам». Тенденция к самостоятельным действиям связана с возникновением личного действия. Личное действие — это такое действие, к которому ребенок относится как к им самим осуществленному. Выполнение такого действия сопровождается появлением в речи местоимения «Я». До этого времени ребенок говорил о себе в третьем лице или называл себя по имени.

Начало личности — долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий в двух-трех летнем возрасте.

Б. Г. Ананьев отмечает, что социальное формирование человека не ограничивается формированием личности. Это еще и образование человека как субъекта познания и деятельности.

Заключение.

Л. С. Выготский определял социальную ситуацию развития как особое социальное пространство, которое создаёт взрослый для развития детской личности. Оно определяется системой социальных условий, которые взрослый организует при взаимодействии с ребёнком. При этом социальная ситуация развития оказывается относительно стабильной на протяжении конкретного возрастного этапа: взрослый стремится сохранить те условия, в которых развивается ребёнок. Но поскольку сам ребёнок изменяется, приобретая новые качества, меняется его отношение к социальной ситуации развития и к процессу взаимодействия со взрослым – от принятия к полному отрицанию.

А. Н. Леонтьев, определяя социальную ситуацию развития, предложил характеризовать базовое отношение между ребёнком и его окружением через деятельность. По мнению А. Н. Леонтьева, существует ведущая деятельность, то есть деятельность, которая оказывает решающее влияние на развитие психики в конкретном возрастном периоде. В младенческом возрасте в качестве ведущей деятельности выступает общение ребёнка со взрослым, в раннем возрасте – предметная деятельность, в дошкольном – игра, в младшем школьном – учебная деятельность.

Деятельность от 0 до 1 года

В начале жизни младенец полностью зависит от матери либо лица, которое ее заменяет. Поэтому определить ведущую деятельность детей младенческого возраста в период от 0 до 2 месяцев невозможно.

С началом второго периода (возраст от двух месяцев до года) для ребенка главным процессом становится близкое эмоциональное общение с родным для него человеком – мамой. Именно оно помогает создать в психической системе малыша важные процессы:

  • возможность на сознательном уровне делить ощущения и эмоциональное состояние;
  • непроизвольное внимание (ребенок получает возможность самостоятельно на короткий промежуток времени фиксировать свое внимание на конкретных предметах вокруг);
  • в его сознании начинают зарождаться зачатки наглядно-действенного мышления;
  • восприятие окружающих объектов;
  • появление автономной речи.

Ведущая деятельность в младенческом возрасте помогает сформировать центральное, основное новообразование, которое определяет переход к следующему, более усовершенствованному этапу развития маленького человека. В последующее время все острее будет возникать потребность в общении с окружающими людьми.

Характеристика младенчества в разных психологических школах

Изучение формирования психических процессов у детей позволило понять принципы и закономерности становления мышления, восприятия личности ребенка. Многие концепции и исследования легли в основу современных методик раннего развития и воспитания.

Культурно-исторической теории

В теории Выготского младенец рассматривается, как максимально социальное существо. Это связано с его беспомощностью — без содействия родителей он не может взаимодействовать с миром. Основа психической жизни в первый год жизни — взаимодействие с матерью, другими родными. При этом младенец активный участник этого взаимодействия. Он влияет на поведение матери и других взрослых в его окружении.

Еще один адепт культурно-исторической теории Эльконин предложил рассматривать младенца и его психическое развитие в системе «ребенок в обществе». В ее рамках окружение и малыш не рассматриваются отдельно и изолированно, они воспринимаются как единая система.

Психоанализ

Основоположник теории Фрейд наделял младенцев врожденными влечениями (инстинктами). Именно их удовлетворение, по его мнению, становится основным движущим стимулом поведения младенца, да и взрослого впоследствии.

Теория выделяет несколько этапов развития, которые происходят последовательно. Дети с рождения до полутора лет пребывают в оральной стадии. Это связно с тем, что наибольшее наслаждение они получают от кормления, сосания груди. Таким образом, Фрейд определяет центр удовольствия в области рта.

Эриксон дополняет теорию, рассматривая весь комплекс общения с матерью или взрослым, заменяющим ее. Доброта, забота, отзывчивость к нуждам малыша формируют у него доверие к миру. Отсутствие психологического контакта приводят к обратному, настороженному отношению. И тот и другой сценарий отражается на дальнейшей жизни ребенка, да и взрослого.

Психогенетика

Рассматривает психическое развитие и поведение с точки зрения влияния наследственности и окружения. Один из ведущих авторов теории Пиаже главную роль в формировании психики отводил интеллекту. От его развития зависит быстрота и полноценность адаптации к окружающей среде. Теория дала миру близнецовый метод анализа влияния генетики и среды на развитие. Психогенетика не учитывает личные мотивы, потребности, чувства.

Бихевиоризм

Теория рассматривает поведение, как объективный феномен развития психики. Оно формируется за счет так называемого социального научения. Его определяет среда, которая основной источник психического развития человека. Исследованию подвергается только поведение, без учета эмоций, интеллекта. Основоположник теории Уотсон во главу угла ставил психический уход за младенцем. Он определял его, как более важный, нежели физический. Ведь именно он формирует характер и поведение. Под психическим развитием он понимал приобретение новых связей между стимулами и реакциями на них, умений, форм взаимодействия с окружающим миром.

Гештальтпсихология

Теория полагает, что психика младенца формируется по мере вызревания гештальтов. Они формируют постоянство и осмысленность тех или иных психических процессов. Так у младенцев впервые месяцы жизни есть только смутный размытый образ взрослого, ухаживающего за ним. Ближе к полугоду формируется более полный и отчетливый портрет.

Цели

Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является процесс, помогающий сформировать полноценную психику малыша, которая позволяет перейти ему к более высокому уровню развития. На этом этапе жизни главную роль играют предметно-манипулятивные действия, с помощью которых ребенок изучает мир вокруг, познает реальность, в которой находится большое количество разных и интересных предметов. Все эти процессы осуществляются под пристальным вниманием родителей.

Главной отличительной чертой младенческого возраста является разделение линий развития психики девочек и мальчиков. Мальчикам очень важна предметно-орудийная деятельность, для девочек же – коммуникативная.

Такие процессы можно объяснить спецификой общения с детьми: культурные нормы отношений в обществе направлены на формирование отличительных признаков девочек от мальчиков с помощью различных типов деятельности. Именно по этой причине у мальчиков сильнее всего выработано абстрактное мышление, а у девочек — навык социализации.

Что включает в себя?

Независимо от половой принадлежности детей ведущая деятельность в младенческом возрасте является фактором, который помогает при:

  • формировании самооценки;
  • появлении наглядно-действенного мышления;
  • узнавании окружающих людей, их образа, голоса, речи, типа поведения;
  • развитии активной речи;
  • выработке у ребенка непроизвольного внимания;
  • развитии личностных качеств, концепции «Я — сам».

В этот отрезок времени малыш нуждается в доверии и предоставлении ему большей самостоятельности.

Ведущая деятельность в младенческом возрасте

По мере роста и развития ребенка сфера его возможностей постоянно расширяется. Со временем у него происходит переход от примитивных манипуляций с предметами к более осознанной деятельности. Различные виды ведущей деятельности в младенческом возрасте смогут положительно сказаться на психологическом развитии ребенка и сформировать из него действительно разностороннего и интересного человека. Любые изменения, происходящие в этот промежуток времени, оказывают сильное воздействие на формирование малыша и процесс становления его личности.

Воспитание на первом месяце жизни

Начинать занятия с малышом следует с самого раннего возраста. Важно помнить, что до года происходит закладка всех основ для его дальнейшего развития. Уже на этом этапе ребенок многое понимает и воспринимает: проявляет реакцию на звуки вокруг, определяет тон разговора, мелодии, отличает свет от темноты, по запаху узнает, что мама где-то рядом, ощущает все прикосновения.

У ребенка хорошо развиты врожденные рефлексы, к примеру, он ищет грудь мамы, сосет ее, вздрагивает от слишком громких либо внезапных звуков, шагает ножками, если поднять его и держать в вертикальном положении, хватается руками.

В этот отрезок времени воспитание должно заключаться в простых методах. Развивать цветовое зрение, располагая яркие игрушки-погремушки на расстоянии около 30 сантиметров от глаз ребенка. Обучать фиксации взгляда, двигая яркой игрушкой перед глазами ребенка на расстоянии 20 сантиметров, а после, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещать ее в другую сторону и в вертикальном направлении. Формировать слух младенца, разговаривая с ним тихим и спокойным голосом, включая музыку и гремя погремушками.

Также специалисты рекомендуют носить ребенка по дому, рассказывая ему о предметах, находящихся вокруг, делясь интересными историями.

Второй месяц жизни

Общение – ведущая деятельность младенческого возраста. К общению дополнительно подключаются физические контакты с родителями. Ребенку нужно давать ощущение защищенности и близости, носить его на руках, делать массаж, улыбаться и стараться вызвать ответную реакцию.

На втором месяце жизни воспитание родителей продолжает заключаться в развитии зрения и слуха. Предметы для изучения уже располагают на расстоянии от 30 до 50 сантиметров. Звуки для изучения становятся многогранными.

С целью развития тактильной чувствительности малышу нужно давать игрушки и предметы разной формы. Чтобы ребенок смог в будущем самостоятельно без проблем удерживать головку, перед ним начинают катать яркий шарик. Младенец будет внимательно следить за ним, тем самым напрягая мышцы шеи.

Третий месяц жизни младенца

Ведущим типом деятельности в младенческом возрасте трех месяцев станет умение проявлять эмоции. Чтобы малыш развил мимические мышцы лица, начал смеяться, гулить, проявлять разные эмоции, ему важно уделять повышенное внимание. Родитель должен часто брать младенца на руки, подолгу разговаривать с ним, рассказывать истории, читать книги, смеяться.

Игрушками в этом возрасте станут колокольчики, бубенчики, воздушные шарики, погремушки и все, до чего малыш сможет дотянуться и что сможет тактильно почувствовать. Родитель обязан помогать ребенку изучать окружающий мир и не запрещать быть любопытным.

На этом этапе развития малыш начинает копировать многие жесты и привычки родителей, а также учитывает их мироощущение. К примеру, если мама малыша будет ощущать страх, то же самое будет чувствовать и ребенок.

Чтобы развить в ребенке лишь положительные качества, следует показывать ему как можно больше позитивных эмоций, часто улыбаться и дарить хорошее настроение.

Основные линии психического развития ребенка

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях

, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие движений и действий:

Время появления движений

Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5 — 6 месяц Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой: ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
Год Ходит, держась одной рукой

1 месяц — хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак; 2 месяца — сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды. 3 месяца — удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот. 4 месяца — ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы. 5 месяцев — противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев. 6-7 месяцев — ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются. 8-9 месяцев — берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают. 10-11 месяцев — манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия

, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком). Развитие речи: Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно
гулением
. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок
понимает
10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам
произносит
одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

Четвертый месяц жизни

На четвертом месяце младенец уже самостоятельно удерживает головку, умеет хорошо жестикулировать ногами и руками, изучает предметы вокруг, переворачивается со спины на животик. На предметы в это время он не просто смотрит, но и видит их. Воспринимает голоса вокруг и звуки. Ощущает потребность в маме не только для изучения ее самой, но и всего вокруг.

Родитель должен контролировать режим дня малыша, а также корректировать его, если требуется. В 3-4 месяца в среднем ребенку требуется 15 часов сна. 10 часов приходится на ночное время, а остальные распределяют равномерно на дню.

Если взрослые определились, что ребенку следует спать лишь в своей кровати, то класть его нужно лишь туда, воспитывая тем самым дисциплину и привычку.

Кризис одного года

Второй переходный момент в становлении психики ребенка. Основу кризиса составляет конфликт между приобретенными им навыками (хождение, манипуляция предметами), желанием проявлять самостоятельность и ограничениями, накладываемыми взрослыми. С одной стороны, он хочет все делать сам, но ему не позволяют, с другой — у него только формируется речь и полноценно общаться, отстаивать свои права он не может, да и без помощи взрослого ему не обойтись.

Для кризиса характерны:

  • нарушение режима сна и питания;
  • перепады настроения, яркие вспышки эмоций;
  • негативная реакция на любой запрет;
  • повышенная потребность в нахождение рядом значимого взрослого.

Родителям в этот период важно выработать общую стратегию поведения, правильно расставить личные границы и запреты. Важно не наказывать малыша, поскольку он все равно не поймет причину, не кричать, не ругать его.

Особенности воспитания на пятом месяце

Ребенок не просто гулит, но и произносит хорошо различимые звуки. Видя игрушку поблизости, он может дотронуться до нее, а также крепко удерживать в руках. Все вещи он продолжает воспринимать на вкус и по тактильным ощущениям.

Мышцы и конечности ребенка уже окрепли, что дает ему возможность приподниматься на руках, тянуть ноги и даже вставать на четвереньки. Родителю важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с младенцем.

Важно носить ребенка на руках, часто говорить с ним, отвечать что-то на его звуки, улыбаться в ответ. Также хорошо будет развить в малыше чувство ритма, для этого следует проводить массаж и гимнастику со счетом и пританцовывать под музыку.

Ребенок очень рад, когда видит, что им довольны. Эмоции проявляет по-разному: капризничает и плачет, чтобы показать дискомфорт, либо смеется и играется, когда ему весело. Важно помнить, что при громком плаче ребенок не манипулирует родителями, а просто показывает свои потребности либо недовольство, так как по-другому этого делать еще не умеет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]