Контактируя с внешней действительностью, человек осуществляет познавательный процесс, который делится на множество элементов.
Это и внимание, и память, и мышление, и множество других явлений психики. Самые базовые и первичные из них , это ощущение и восприятие. Они связаны между собой, но представляют из себя совершенно разные психологические процессы.
Данные механизмы психики дают человеку знания о мире. Но между ними есть разница, на которую влияет количественный и качественный факторы. Рассмотрим сходства, различия и взаимосвязь между ощущением и восприятием в статье.
О механизмах восприятия пространства в психологии читайте здесь.
Определение
Ощущение — это первичный этап сенсомоторной реакции. И оно крепкими нитями связано с восприятием. Оба явления выступают посредниками в передаче окружающей обстановки, существующей вне зависимости от сознания, на основе воздействия на органы чувств: это их объединяет.
Но в психологии восприятие – это не просто чувственный образ предмета или явления, но и его осознание. Оно характеризует разнообразный спектр отношений, результатом которых становятся осмысленные ситуации. Так, восприятие можно смело назвать формой познания действительности.
Формирование восприятия
Развитие восприятия неотрывно связано с деятельностью. Решая различные задачи, человек при этом неизбежно воспринимает окружающее. И в этом процессе человек может не только видеть, но и смотреть или даже всматриваться, не только слышать, но и слушать, и возможно, прислушиваться. Таким образом, он совершает определенные действия, направленные на то, чтобы соотнести образ восприятия с предметом, необходимые вначале для осознания самого объекта, а затем для его практического применения.
Это и составляет наиболее существенное отличие восприятия от ощущений: способность не просто реагировать на чувственный раздражитель, но и проникать сознанием в то или иное качество, принадлежащее определенному предмету. Потому такое явление предусматривает достаточно высокое развитие не только сенсорики, но и двигательных функций.
Так, на примере творческой работы художника связь восприятия с деятельностью представляется особенно ярко: созерцание окружающего пространства художником и последующее изображение на картине являются составляющими единого процесса.
Физиологические основы
Ощущение , это исток психологического процесса.
Это то, чем обладают все: и млекопитающие, и некоторые простые организмы, и, конечно, человек.
С физиологической точки зрения, в их появлении принимают участие рецепторы, воспринимающие раздражение. Без рецепторов эти переживания были бы недоступны человеку или животному.
Рецепторы при этом можно разделить на две категории: те, которые доносят сигналы из внешнего мира, и те, что анализируют сведения, поступающие изнутри. Внутренняя информация может проявляться в чувстве боли, голода или жажды.
Ощущение как основа восприятия
Любое восприятие проходит через ознакомительный этап распознавания предмета, которое строится на чувственных показателях ощущений, передаваемых органами чувств. А они, в свою очередь, реагируют на внешние раздражения. Это делает оба явления связанными друг с другом.
Но восприятие – это не просто набор ощущений. Оно является достаточно сложным целостным процессом, качественно отличным от тех первоначальных чувств, которые составляют его основу. Помимо этого, в него включается наработанный опыт, мышление воспринимающего, а также эмоции.
Так, в психологии восприятие — это единство чувственного и смыслового, ощущения и мышления. Но при этом разум опирается на впечатление, используя его в качестве отправной точки для дальнейшего своего развития.
Зачем и как тренировать ощущения?
Если вы будете тренировать ощущения, то значительно прокачаете память. Как вы, возможно, знаете, лучше всего запоминается та информация, которая связана с органами чувств: например, английские слова нужно написать, сделать яркими, может даже «понюхать». А память, в свою очередь, тесно связана с творческим мышлением. Словом, осознанно ощущая, вы развиваете многие когнитивные навыки.
Есть одно простое, но очень эффективное упражнение. Суть его в том, чтобы выделять по пять минут на тренировку одного из чувств:
- Зрение: обращайте внимание исключительно на то, что видите. Посмотрите на предмет, его форму, изгибы, блики.
- Обоняние: откройте холодильник, доставайте по очереди продукты и нюхайте их. Лучше всего это делать, конечно, в одиночестве. Пытайтесь сравнивать запахи, анализировать их. Еще раз напомним: постарайтесь отключить все остальные чувства.
- Слух: начинайте улавливать все звуки, которые слышите. Сравнивайте их, пытайтесь переключаться с одного на другой.
- Осязание: касайтесь разных предметов – бумаги, стола, одеяла. Попытайтесь понять разницу в ощущениях, задержитесь в этом моменте.
- Вкус: пробуйте разные продукты (понемногу). Не проглатывайте сразу, попытайтесь понять все оттенки вкуса. Сравнивайте между собой сорта сыра, хлеба или мяса.
Вы можете спросить: «Почему в повседневной жизни не происходит тренировки ощущений?». Все дело в том, что мы не делаем это сознательно. Ощущение лишь тогда тренируются, если вы обратили на них внимание. Все остальное словно «пропускается мимо ушей».
Характеристика ощущений
Чтобы лучше понять, что же является фундаментом восприятия как психического явления, необходимо обратиться к природе самих ощущений, которые являются зависимыми от внешних раздражителей и, отражая их отдельные черты, обладают рядом определенных свойств:
- Одна из основных характеристик – это качественный порог. Например, для зрительных ощущений — контрастность цвета, для слуховых – тембр голоса и т. д.
- Количественный порог, или интенсивность – обусловлен силой действия раздражителя и состояния самого рецептора.
- Пространственная локализация – соотнесение с определенной частью тела, которая подвергается воздействию раздражителя.
- Адаптация – приспособление органов чувств к воздействующему раздражителю. Например, адаптация к какому-либо запаху, который постоянно окружает.
Свойства восприятия
В отличие от ощущений восприятие отражает совокупность всех свойств предмета, т. е. рассматривая его как единое целое, не дробя по частям. И при этом оно имеет ряд своих специфических особенностей:
- Целостность – распознавание целого предмета по его отдельным частям, умение воспринимать целую картину. Например, увидев хобот, человек достраивает в своем сознании образ слона.
- Константность – заключается в постоянстве формы, величины, цвета при варьирующихся условиях их восприятия, в соотношении объективной действительности и определенного предмета в ней.
- Предметность – распознавание не набора ощущений, а непосредственно предмета, имеющего определенную функцию.
- Осмысленность – осознание значения предмета, включение процесса мышления, анализа и оценки.
Так, свойства восприятия и свойства ощущения, с одной стороны, неоднородны по своей природе, а с другой — без принятия той основы, построенной из отдельных характеристик, невозможно формирование такого психического явления, как восприятие. Это целое состоит из преобразованных частей, пропущенных через призму осознания и опыта.
Ощущение и восприятие
Каждый день мы переживаем огромное количество ощущений: чувствуем запахи, различаем цвета, температуру, яркость света и многое другое. Что это за особенность нашего организма и как при этом функционирует мозг? Чем ощущение отличается от восприятия? И зачем все это нужно знать? В этой статье мы ответим на эти вопросы.
Классификация ощущений
Поскольку ощущения порождает определенный физический раздражитель, то и подразделяются они в соответствии с уровнем и модальностью воздействия на различные рецепторы:
- Органические – связаны с органическими потребностями: жажда и голод, дыхание и т. д. Ощущения этого рода, как правило, обладают относительно яркой эмоциональной насыщенностью и часто являются не осознаваемыми. Так, заболевания связаны не только с болью, но и с эмотивным состоянием: проблемы сердца с дефицитом радости, любви, страхами; проблемы печени – с раздражительностью и гневом.
- Статические – показания о состоянии тела в пространстве, активных и пассивных движениях, а также движениях отдельных частей тела относительно друг друга.
- Кинестетические – вызываются возбуждениями, исходящими от рецепторов, находящихся в суставах и мышцах. Кинестезия тесно связана со зрением: зрительно-двигательные координации играют важную роль в движениях, осуществляемых под контролем зрения.
- Кожные – боль, температура, прикосновение, давление.
- Осязательные – в отличие от прикосновения, активны по своей природе, поскольку имеет место намеренное ощупывание предмета, сопряженное с воздействием на него. При осязании познание мира происходит в процессе движения.
- Обонятельные и вкусовые – особое значение оказывают на формирование эмоциональной обстановки, вызывающей у человека приятные или неприятные ощущения.
- Слуховые – носят двойной характер, иными словами, человек воспринимает звук обоими ушами. Так, люди, имеющие глухоту на одно ухо, затрудняются определить источник и направление звука.
- Зрительные – любой цвет оказывает воздействие на человека, что обусловлено не только физиологическим влиянием на организм, но и ассоциациями самого человека. Некоторые цвета способны возбуждать нервную систему, другие способны ввести в транс и т. д. Например, голубой цвет, как правило, ассоциируется с голубым небом, оранжевый — с огнем и т. д.
LiveInternetLiveInternet
Суббота, 13 Июля 2013 г. 01:08 + в цитатник
Тема 4-5. Ощущение и восприятиеНет ничего в сознании, чего бы раньше не было в ощущении.
Эрнст Хайне Приходила ли вам когда-нибудь в голову мысль посчитать весь запас знаний о предметах, явлениях, т.е. обо всем, что вас окружает? Даже если бы нашелся такой желающий и сделал подсчет, то удивился бы, что запас знаний такой огромный.
Как мы получаем знания об окружающем мире?
Самые первые знания об окружающем нас мире человек получает с помощью особых психических процессов – ощущения и восприятия. Ощущения и восприятия – это основной поставщик знаний. Благодаря им человек отличает предметы и явления по цвету, запаху, вкусу, температуре, гладкости, величине, объему и другим признакам. Ощущения и восприятия лежат в основе более сложных психических процессов – мышления, памяти, воображения. Благодаря накопленным представлениям, полученным через ощущения и восприятия, мы учимся приспосабливаться и ориентироваться в окружающем мире. Возьмем один из самых простых примеров. Если мы легко одеты и без зонта попали под дождь, то возвращаемся домой в промокшей одежде, грязные, замерзшие. Урок не проходит даром — мы помним свои неприятные ощущения. В следующий раз, собираясь выходить из дома, мы слушаем прогноз погоды и не только берем зонтик, но и надеваем плащ или куртку, соответствующую обувь. Ощущения и восприятия схожи, но между ними есть существенные различия.
^ Что такое ощущения?
Ощущения возникают при непосредственном контакте с предметом. Так, например, о вкусе яблока, которым нас угостили, мы узнаем тогда, когда попробуем его. На вид оно красное, красивое, а когда откусишь — может оказаться кислым. Как появился у нас любимый сорт яблок? Мы пробовали разные сорта, наши ощущения суммировались — вот это яблоко — для одних сладкое, для других кисло-сладкое, для третьих кислое — мне нравится. Впрочем, есть люди, которые любят все яблоки.
^ Ощущение – это психический процесс, возникающий у человека при воздействии на органы чувств предметов и явлений, который заключается в отражении (познании) отдельных свойств этих предметов и явлений.
Слово «отдельных» подчеркните. Все окружающие предметы обладают множеством свойств. Дотроньтесь до парты. Что вы чувствуете? Дотронувшись мы получаем знания не о всей парте, а только о ее отдельных свойствах – она твердая, сухая, шероховатая. А теперь посмотрите на парту. Какая она? Через зрение мы можем сказать, что парта определенного цвета, формы (серая, грязная, исписанная, прямоугольная и т.д.). Постучите по парте. Что чувствуете? Через слух определяем, что парта деревянная и издает глухой звук. Всё это примеры отдельных ощущений, через которые мы познаем окружающий мир. Запомните:
через ощущения мы получаем информацию не обо всем предмете, а только об его отдельных свойствах.^ Механизмы возникновения ощущений.
Чтобы было еще понятнее, что такое ощущения, рассмотрим, как же происходит этот процесс. Слышали такое понятие «
анализаторы
»? Это
сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т.е. выделяет его отдельные элементы и свойства.
Каждый анализатор приспособлен для выделения и анализа определенной информации. Самые известные анализаторы у человека: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, тактильный – по пяти основным чувствам. Каждый анализатор имеет определенное строение: 1)
рецепторы
– органы чувств (глаз, ухо, язык, нос, кожа, мышцы); 2)
проводник
– нервные волокна от рецепторов к головному мозгу; 3)
центральные отделы
в коре головного мозга. Как происходит ощущение? Например, мы прикоснулись к парте. Рецепторы на коже пальцев получили сигнал, они передают его по проводникам в кору головного мозга, где идет сложная обработка полученной информации (собственно и происходит ощущение) и человек получает знание, что стол холодный, шероховатый и т.д. Или горячий утюг… В коре головного мозга происходит обработка информации и мгновенный вывод: горячо и больно. Тут же идет обратный сигнал: отдернуть руку. Все отделы анализаторов работают как единое целое. Если поврежден один отдел – ощущение не возникает. Например, слепорожденные никогда не узнают цветового ощущения. Мы познаем окружающий мир и общаемся друг с другом с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, кожи, языка. Через эти органы в мозг поступает информация, и мы знаем, где находимся, что происходит вокруг нас и т.д. Задумайтесь, как человек слышит звуки? «Я слышу ушами!» — скажете вы, но это неполный ответ. Человек слышит с помощью органа слуха, который устроен сложно. Ухо лишь его часть. Ушная раковина, или наружное ухо, — это воронка, с помощью которой человек улавливает колебания воздуха. Пройдя по слуховому каналу, они воздействуют на барабанную перепонку. Колебания перепонки передаются слуховым косточкам и доходят до внутреннего уха. Далее по нервам импульсы достигают слухового центра, находящегося в коре головного мозга. Только с его помощью мы можем распознавать звуковые сигналы. Именно так возникают ощущения. Недаром в определении отмечено, что ощущения возникают при воздействии окружающих предметов и явлений на анализаторы (органы чувств).
^ Виды ощущений.
Ощущения, как вы уже поняли, бывают разные. Выделяют основные ощущения, связанные с пятью чувствами человека.
1. Зрительные ощущения
.
Через них здоровый человек получает около 80% информации об окружающем мире – ощущения цвета и света
.
Что, благодаря зрительным ощущениям, мы можем сказать об окружающем мире?
Зрительные ощущения помогают ориентироваться в пространстве. Цвета по-разному воздействуют на человека.
^ Красный
– возбуждает, активизирует;
Оранжевый
– веселый и жизнерадостный, общительный;
Желтый
– теплый, бодрящий, кокетливый, лукавый;
^ Зеленый
– спокойный, уютное настроение;
Синий
– спокойный, серьезный, печальный, настраивает на умственную работу, если его много – вызывает холод;
Фиолетовый
– таинственный, соединение красного и синего: притягивает и отталкивает, возбуждает и грустит.
2. Слуховые ощущения.
Занимают второе место по значимости у здорового человека. Главное назначение у человека –
распознание речи и других звуковых сигналов
. Выделяют речевые, музыкальные и шумовые ощущения. Сильный шум негативно сказывается на человеке (на умственной деятельности и сердечнососудистой системе). Зачем нам два уха? Может хватило бы одного? Два уха позволяют определить направление источника звука. Если закрыть одно ухо, то чтобы определить, откуда исходит звук, придется поворачивать голову во всех направления. Значение слуха в жизни человека очень велико. С помощью слуха люди получают информацию и общаются между собой. Ребенок слышит речь взрослых, и вначале просто распознает звуки, а затем начинает подражать им. Понемногу он учится произносить отдельные звуки, слова, а потом овладевает речью.
Задние 1.
С помощью простого опыта проверьте, у кого лучше слух. Для этого надо сесть боком друг к другу на расстоянии примерно полутора метров и закрыть глаза. Ведущий приближает к вам по очереди свои часы и отдаляет. Услышав тиканье, вы говорите: «Слышу». Перестав слышать, — «Не слышу».
3. Вкусовые ощущения.
У человека на языке есть вкусовые сосочки, которые отвечают за
четыре вкусовых ощущения
. Кончик языка – распознает сладкие ощущения, задняя поверхность языка – горькие, боковины языка – соленые и кислые. По мере насыщения человека роль вкусовых ощущений возрастает, голодный же человек съест и менее вкусную еду. Пища состоит из разных компонентов и вызывает сложные вкусовые ощущения. Когда мы едим, мы ощущаем тепло, холод, иногда головную боль из-за изменения атмосферного давления, все это влияет на вкус пищи. Кроме того, вкусовые ощущения не воспринимаются в чистом виде, они связаны с обонятельными. Часто то, что мы считаем «вкусом», на самом деле является запахом. Например, кофе, чай, табак, лимоны стимулирует орган обоняния больше, чем орган вкуса.
4. Обонятельные ощущения.
Отвечают за
распознавание запахов.
У современного человека они играют незначительную роль в познании мира, но оказывают влияние на эмоциональный фон и самочувствие человека. При поражении зрения и слуха обонятельные ощущения приобретают важное значение. Многие животные, например, собака, живут исключительно за счет нюха. В нашем носу мембрана из чувствительных клеток, ответственная за обоняние, занимает с обеих сторон площадь с ноготь. У собаки, если ее расправить – закроет больше половины ее тела. Слабое обоняние человека компенсируется более высоким развитием других органов чувств. Кстати, когда мы просто дышим, струя воздуха минует мембрану, и поэтому нам приходится принюхиваться — пропускать воздух над мембраной, чтобы почувствовать запах. Существует пять основных типов запаха, которые мы можем уловить: 1. цветочный; 2. пряный (лимон, яблоко), 3. гнилостный (тухлые яйца, сыр), 4. жженый (кофе, какао), 5. эфирный (алкоголь, камфара).
Зачем человеку вкусовые и обонятельные ощущения?5. Осязательные ощущения – комбинация кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов.
С их помощью маленький ребенок познает мир. У людей, лишенных зрений, это одно из важных средств ориентирования и познания. Например, при чтении используется шрифт Брайля. Глухие, чтобы понять, что говорит им собеседник, могут распознавать речь по движению голосовых связок (прикладывая руку тыльной стороной кисти к шее говорящего). Слепоглухонемая Елена Келлер через осязательно-двигательную систему обучения смогла полноценно существовать в обществе. Она получила образование, окончила институт, защитила диссертацию, в правительстве занимала должность по трудоустройству инвалидов. С осязанием связаны ощущения температуры, боли, давления, влажности и т.д. Это основные виды ощущений. ^ Выделяют и другие.
6. Органические – ощущения голода, жажды, сытости, удушья, боли в животе и т.д.
Рецепторы данных ощущений находятся в соответствующих стенках внутренних органов: пищевод, желудок, кишечник. Всем известно ощущение голода. Но как мы узнаем, что чувствуем голод? Голод не имеет ничего общего с пустым желудком, как думают многие. Ведь больные часто, несмотря на отсутствие пищи в желудке, не хотят есть. Голод ощущается, когда в крови не хватает определенных питательных веществ. Тогда в «центр голода», расположенный в мозгу, поступает сигнал — работа желудка и кишечника активизируется. Вот почему голодный человек часто слышит урчание своего желудка. Как долго можно обойтись без пищи? Это зависит от индивидуума. Очень спокойный человек может не есть дольше, так как запасы белка в его организме расходуются медленнее, чем у легковозбудимого. На мировой рекорд продолжительности голодания претендовала женщина в Южной Африке, которая, по ее утверждению, прожила только на воде целых 102 дня!
^ 7. Кинестетические (двигательные) ощущения – ощущения движения и положения частей тела
. Проведите небольшой опыт. Закройте глаза и встаньте в какую-нибудь позу: выполните команду «смирно», а потом опять примите ту же позу. Подумайте, благодаря какому из пяти органов чувств вы повторили движение? Это было двигательное ощущение
,
вызванное раздражением рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставах. При ходьбе, танцах, езде на велосипеде мы чувствуем изменение скорости или направления нашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. 8
^ . Вибрационные ощущения – возникают при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущими или колеблющимися телам��.
Важную роль играют у глухих и слепых. Слепоглухие с помощью этих ощущений узнают о приближении транспорта, человека, прикасаясь к губам говорящего человека и ощущая их вибрацию, могут изучать алфавит и в дальнейшем говорить. Отдельно выделяют
субсенсорные (допороговые) ощущения.
Существуют данные, что человек с помощью обычных органов чувств может воспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом его чувствительности, т.е. человек реагирует не только на те сигналы, которые осознает, но и на те, которые не осознает. На этом построены предчувствие, предвидение. ^ Примеры из жизни: 1. Пшоник в 1952 году проводил опыт с дочерью. На кухне во время завтрака дочь держала палец на кнопке, к которой был подведен ток. Когда загоралась лампочка, ток поступал, нужно было успеть оторвать палец от кнопки. Со временем девочка уже без лампочки отдергивала палец, реагируя на допороговые ощущения. Вместе с лампочкой Пшоник включал генератор звуков высокой частоты, не слышимые ухом, девочка реагировала на эти звуки. 2. «25 кадр». Человеческий глаз осознанно воспринимает 24 кадра в секунду, на этом построено видео. Проводился эксперимент: во время просмотра фильма в кинотеатре включали 25-й кадр с рекламой: «Купите подтяжки». Осознанно человеческий глаз не может прочитать эту надпись, но картинка кадра оставляет образ на сетчатке. Никто из зрителей не скажет, что видел эту надпись, но 15-20% зрителей шли покупать подтяжки. Этот прием запрещен.
^ Важность развития ощущений.
Что будет, если человека с рождения лишить многих ощущений?
Этот человек будет медленнее и хуже развиваться. Недаром, слепые дети позже начинают ходить, говорить. Ощущения формируются и развиваются в результате практических действий и упражнений. Поэтому
необходимо, чтобы ребенок получал максимальное количество разнообразных ощущений
(через игры, игрушки, общение). Примерами важности раннего развития ребенка служат дети-маугли. Так, в 1825 году в германском городе был найден юноша примерно двадцати двух лет. Он сторонился людей, натыкался на предметы, не реагировал на речь. Постепенно он научился говорить и рассказал, что жил в погребе и помнил руки, которые иногда появлялись и давали хлеб и воду. Раз в неделю просыпался с чувством помытости и в новом белье. Потом его вывезли на окраину и оставили. Есть люди, которые видят только два цвета или видят 40 цветов. Отчего зависит такое различие? От опыта человека. Например, 5 тыс. л.н. египтяне видели только 6 цветов. Объяснялось это особенностью расцветки ландшафта, где они жили.
^ Ощущения зависят от упражнений.
Каждый человек обладает врожденной способностью к ощущениям. В течение жизни ощущения преобразуются, становятся многообразнее. Но для этого их необходимо развивать. Чтобы ощущения стали совершеннее, необходимо специально упражнять органы чувств. Многие профессии требуют тонких ощущений и, в свою очередь, способствуют их развитию. Например, у художников, музыкантов, танцоров, преподавателей иностранного языка, настройщиков музыкальных инструментов ощущения значительно выше, чем у других людей. У слепых прекрасно развит слух, у глухих – зрение. Немцы часто своих охотничьих собак ослепляли на один глаз и одно ухо, что увеличивало их нюх и зрение. Значит, ощущения можно и нужно совершенствовать.
Задание 2.
Можно проверить у вас тактильный порог различия ощущений, т.е. минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее заметное различие ощущений. Работа проводится в парах. Возьмите скрепку, распрямите ее. Один из вас закрывает глаза и протягивает руку, второй прикладывает две острые ножки скрепки к тыльной стороне руки. Сначала расстояние между ножками около 6 см, постепенно это расстояние уменьшайте до тех пор, пока у участника не появится ощущение одного прикосновения (хотя по прежнему прикасаются двумя концами скрепки). Измерьте расстояние между концами скрепки. Это ваш порог тактильной чувствительности. Чем ниже этот показатель, тем выше тактильная чувствительность.
^ Что такое восприятие?
Второй психический процесс, который отвечает за первичное познание нами окружающего мира и тесно связанный с ощущением, — это восприятие.
^ Восприятие – это психический процесс, возникающий у человека при воздействии на органы чувств предметов и явлений, который заключается вцелостном отражении (познании) этих предметов и явлений.
Слово «целостном» подчеркните. Как вы уже поняли, ощущения позволяют отражать и познавать только отдельные свойства предметов: цвета, форму, размер, гладкость, звуки, температуру и т.д. Но через ощущения полного образа предметы мы не получим. Так, если через ощущения описать лимон, то это будет что-то желтое, кислое, продолговатое, шероховатое и только. «Увидеть» целостные образ предмета нам позволяет восприятие. В ходе восприятия происходит объединение отдельных свойств предметов в единый образ. Мы видим предметы не только глазами, но и умом. В мозгу постепенно накапливается информация об окружающем мире — у нас появляется опыт, которые участвует в процессе восприятия.
^ В основе восприятия лежат ощущения и прошлый опыт человека.
Посмотрите на тетрадь и опишите ее. Из чего у вас сложится ее образ? Из ощущений цвета, формы, объема, шероховатости. Почему вы уверены, что это именно тетрадь, а не мяч, рубашка? Только благодаря прошлому опыту. При восприятии знакомых предметов узнавание их происходит сразу, человеку достаточно объединить 2-3 признака. Например, у вас дома есть герань, вы знаете, как она выглядит. Придя к кому-то в гости и увидев такую же герань, вы узнаете ее мгновенно. А рядом стоящее растение вы видите впервые и интересуетесь, как оно называется.
^ Виды восприятий.
По действию преобладающего анализатора существуют зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное восприятие. Выделяют и более сложные виды восприятия, возникающие в результате работы нескольких анализаторов.
1. Восприятие предметов.
В восприятии предметов действуют все виды ощущений. При виде апельсина у нас совмещаются зрительные, вкусовые, обонятельные и осязательные впечатления. Восприятие отдельных предметов очень сложный процесс. Мы выделяем основные признаки предмета, отбрасываем несущественные, а затем наступает узнавание предмета. При восприятии знакомых предметов узнавание происходит быстро. Каждый раз при восприятии у нас формируется наглядный образ предмета. Этот предмет мы называем словом. Поэтому восприятие тесно связанно с речью. Воспринимая незнакомый предмет, мы пытаемся установить его сходство со знакомым. Например, воспринимая часы и мысленно называя их этим словом, мы отвлекается от таких несущественных признаков, как материал, из которого сделан корпус, размер, форма и выделяем главный признак — указание времени.
Все ли, что окружает человека попадает в поле его восприятия? Как происходит выбор объекта восприятия?2. Восприятие пространства,
т.е.
удаленности предметов от нас и друг от друга, их формы и величины
. Эти восприятия строятся на основе соединения зрительных, слуховых, кожных и двигательных ощущений. Только накопленный опыт дает нам правильное представление о размере предметов. Человек, стоящий в лодке, удаленной от берега, кажется намного меньше человека, стоящего на берегу. Но никто не скажет, что один человек большой, а другой маленький. Мы говорим: один человек близко, а другой далеко от нас. По силе звука грома мы определяем расстояние, отделяющее нас от приближающейся грозы, при помощи осязания с закрытыми глазами можем определить форму предмета. Благодаря опыту восприятий у нас формируется представление о перспективе. Когда мы смотрим на уходящие вдаль рельсы, то видим, что они сходятся на линии горизонта. Это видят наши глаза, а мозг, следовательно, наш опыт подсказывает, что нигде они не сходятся. У детей опыта еще нет, они думают, что рельсы сходятся, поэтому спрашивают: что там?
3. Восприятие времени.
Происходит
отражение длительности и последовательности событий,
происходящих в мире. Это очень субъективный процесс. Восприятие длительности времени зависит от того, чем заполнено это время. Отрезки времени, заполненные чем-то приятным, воспринимаются как более короткие. Так по ощущениям перемена всегда пролетает мгновенно, а скучный урок длиться очень долго. Зависит от возраста: дети воспринимают время как долго тянущееся, у взрослых дни и месяца пролетают очень быстро.
Почему, когда нам хорошо, время воспринимается как быстро пролетающее, а когда плохо или скучно – как медленно тянущееся?
Есть люди, которые всегда знают, который сейчас час. У таких людей хорошо развито чувство времени. Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливающегося опыта.
Задание 3
. Проверьте, у кого хорошо развито чувство времени. Периодически, не смотря на часы, проговаривайте, которой сейчас час, тот, кто чаще правильно угадывал (или был ближе к правильному времени), обладает прекрасным чувством времени.
4. Восприятие движения.
Происходит
отражение изменения пространственных отношений среды и самого наблюдателя
. В нем участвуют зрительные, слуховые, мышечные и другие ощущения. Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит их поля наилучшего видения и заставляет передвигать глаза или голову. Если объекты двигаются к нам и мы пытаемся сфокусировать на них взгляд, наши глаза сходятся в одну точку и глазные мышцы напрягаются. Благодаря этому напряжению у нас формируется представление о расстоянии. По внутренним ощущениям мы воспринимаем движения собственного тела. Воспринимая мир, человек что-то в нем выделяет, а что-то совершенно не замечает. Например, на уроке вы можете с увлечением наблюдать за происходящем за окном и абсолютно не замечать, что же там говорит преподаватель. То, что человек выделяет – это
предмет
восприятия, а все остальное – это
фон
. Иногда они могут меняться местами.
Задание 4
. Взгляните на изображение полуотвернувшейся молодой женщины. А можете заметить тут же старуху с большим носом и подбородком, спрятанным в воротник? Индивидуальное своеобразие восприятия зависит от психического состояния человека в данный момент. Если он бодрый, веселый, радостно возбужденный, то одно восприятие, если испуганный, грустный, разгневанный, то совсем другое. Поэтому восприятие одного и того же человека, события, явления разными людьми так сильно отличается. Таким образом, в каждое восприятие входят не только ощущения, но и прошлый опыт человека, его мысли, эмоции, т.е. на любое восприятие накладывает отпечаток личность человека.
^ Иллюзии восприятия.
Иногда наши органы чувств и наше восприятие подводят нас, как бы обманывают. Такие
«обманы» органов чувств называют – иллюзиями.
^ Какой квадрат больше? |
Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Недаром говорят: «не верь глазам своим», «обман зрения». Светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров. Темный предмет кажется меньше светлого той же величины. Эти иллюзии объясняются тем, что каждый светлый контур предмета окружается на сетчатке глаза светлой каймой. Она и увеличивает размеры изображения. Вообще, все светлые предметы кажутся нам крупнее, чем темные.
В темном платье люди кажутся тоньше, чем в светлом.
^ Какой из горизонтальных отрезков длиннее? |
^ Какие из линий длиннее? |
Сравнивая две фигуры, из которых одна меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры меньшими, а все части большой — большими. Это хорошо видно на рисунке: верхний отрезок на нем кажется больше длиннее нижнего, хотя на самом деле они равны. Посмотрите на рисунок, где изображены линии — горизонтальные и вертикальные. Какие из них длиннее? Вы скажете, что вертикальные длиннее. Это ошибка зрения. Линии одинаковой длины. Горизонтальные делятся вертикальными пополам и поэтому кажется, что они короче. О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы, портные. Они используют их в своей работе. Например, портной шьет платье из ткани в полоску. Если он расположит ткань так, чтобы полоски были горизонтальными, то женщина в этом платье будет казаться выше ростом. А если «проложить» полоски горизонтально, то хозяйка платья покажется ниже и толще. Перевёртыш — вид оптической иллюзии, когда от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.
^ Сколько брусков? |
Можно создать такую фигуру? |
Иногда иллюзии возникают под влиянием сильных эмоций: Например, в страхе человек может принять одну вещь за другую (пень в лесу – за зверя.)
^ Что видите на рисунке? |
Существует иллюзия несуществующих предметов, чаще всего основанная на ложной перспективе, неоднозначных соединениях. Есть иллюзии, обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, или два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др. Порой нас обманывают и другие органы чувств. Если съесть кусочек лимона или селедки и запить его чаем с небольшим количеством сахара, то первый глоток покажется очень сладким. Интересный феномен испытывают космонавты. При наступлении невесомости они переживают иллюзию переворачивания. То есть им кажется, они перевернуты головой вниз и ногами вверх, хотя на самом деле их тело располагается правильно. Существуют целые иллюзорные произведения искусства. Они — триумф изобразительного искусства над действительностью. Пример: рисунок «Водопад» Мориса Эшера. Вода здесь циркулирует бесконечно, после вращения колеса она течет дальше и попадает обратно в исходную точку. Если бы такую конструкцию можно было бы построить, то был бы вечный двигатель! Но при более внимательном рассмотрении картины видим, что художник обманывает нас, и любая попытка построить эту конструкцию обречена на неудачу. Задание 5.
Иллюзии восприятия бывают у всех людей. Попросите друзей посмотреть на эти рисунки, и у них они вызовут те же иллюзии, что и у вас.
Какой из центральных кругов больше? | Какой из вертикальныхотрезков длиннее? |
^ Параллельны ли линии? | Сколько ног у слона? |
Новые понятия
:
восприятие, ощущение, кинестетические, органические, вибрационные ощущения, иллюзии восприятия. Проверочные вопросы.
- Что такое ощущение и восприятие?
- В чем сходство и различие этих процессов?
- Каковы физиологические механизмы возникновения ощущений?
- Какие виды ощущений и восприятия вы знаете? Что они означают?
- Какую роль играют ощущения и восприятия в нашей жизни?
- Что представляют собой иллюзии восприятия? Приведите примеры иллюзий.
- Опишите, из каких ощущений складывается образ восприятия сосны.
- Почему мы замечаем пыль на мебели и не чувствуем пылинок, которые опускаются на наше лицо?
- Выберите верный ответ.
9.1. При тренировке чувствительность органов чувств:
а) не изменяется; б) улучшается до определенного предела; в) улучшается без предела; г) ухудшается.
9.2. Восприятие предметов больше всего зависит:
а) от качества ощущений и опыта человека; б) от темперамента и характера человека; в) от движения или покоя этих предметов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Перейдите по ссылке и выполните проверочные задания. Проверочные задания.Литература
1. Рогов Е.И. Психология познания. – М.: Владос, 2001. 2. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 1999. 3. Яновская Л.В. Основы психологии. – М.: Мир книги, 2007. 4. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. – М.: Просвещение, 1995. 5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ощущение 6. https://www.effecton.ru/185.html 7. https://www.e-psy.ru/html/publish/st6.html 8. https://works.tarefer.ru/70/100071/index.html 9. https://www.diclib.com/cgi-bin/d1.cgi?l=ru&base=colier&page=showid&id=8872 10. https://psi.webzone.ru/tema/tema8.htm 11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Восприятие 12. https://net22.ru/category/vospriyatie/ 13. https://azps.ru/articles/proc/indexvo.html
Иллюзии восприятия
1. https://www.psy.msu.ru/illusion/ 2. https://vadim-andreev.narod.ru/ufo/iluzia.htm 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Оптические_иллюзии 4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иллюзия
Развитие ощущений и восприятия
1. https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_13b.shtml 2. https://psyvision.ru/help/psy-psy-psy/5-psyhology/263-popsnsferalich
Диагностика ощущения и восприятия
1. https://pro-psixology.ru/psixologiya-metodicheskie-…perceptivnyx-sposobnostej.html Это интересно знать
^ Можно ли совершенствовать свое восприятие?
Свое восприятие вы можете улучшить. Чтобы стать наблюдательным, сделайте следующее.
- Внимательно послушайте, как отвечает на уроке ваш товарищ, который учится лучше вас и всегда получает отличные оценки. Постарайтесь подражать ему и только после этого выработайте свою манеру ответов на вопросы учителя.
- При подготовке к урокам учитесь выделять в материале главное и акцентируйте на нем свое внимание.
- Подбирайте свои примеры для иллюстрации правил и законов, которые вы изучаете.
- Научитесь анализировать свою активность на уроке и в общественных мероприятиях и отмечать особенности своего восприятия, сравнивая его с восприятием своих одноклассников.
5. Для тренировки наблюдательности предлагаем вам простое упражнение. а) вспомните, кто отвечал на уроке сегодня? А вчера? б) на какие вопросы отвечали ученики? в) какие действия совершал учитель? г) какую они имели цель? д) знаете ли вы, сколько в вашем классе блондинов и брюнетов? Старайтесь систематически тренировать и развивать свою наблюдательность, уделяя этому хотя бы несколько минут каждый день.[/td]
Рубрики: | Психология. Тренинг воображения, головоломки, шахматы Познание мира и себя |
Метки:
восприятие
Процитировано 1 раз Понравилось: 1 пользователю
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 1
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось1
0
Разновидности восприятия
В отличие от ощущения восприятие подразделяется на такие виды:
- Восприятие пространства, величины и формы – считается продуктом развития и личного опыта человека. В зрительном восприятии пространства, в первую очередь, важны глубинные ощущения, когда чувственные и мыслительные процессы работают сообща.
- Восприятие движения – с одной стороны, возникает как результат слияния набора зрительных ощущений, а с другой — является специфическим переживанием, которое может разниться в зависимости от восприятия самих предметов в движении, т. е. формируется на основе нажитого опыта, а не в рамках определенных закономерностей.
- Восприятие времени – его основой выступает ощущение длительности, на которое оказывает влияние субъективная оценка происходящего. А переживания, в свою очередь, обусловлены ритмичностью самих жизненных процессов и органическими ощущениями человека. Так, например, по отношению к прошлому, насыщенному запоминающимися событиями, время воспринимается как длительный промежуток, и как достаточно короткий, если оно не было заполнено чем-то интересным. В отличие от восприятия настоящего, когда скучные периоды тянутся вечно, а яркий эпизод пролетает за мгновение.
Виды ощущений и виды восприятия очень плотно переплетаются, но только категории первого явления являются именно основой для создания второго, т. е. обладая зрением и слухом, человек способен к восприятию пространства, движения и т. п.
Тренировка восприятия
Чтобы тренировать восприятие, нужно в первую очередь осознавать свои чувства и ощущения. А для этого лучше всего подойдет список вопросов. Выпишите их на лист бумаги и задавайте себе несколько раз в день:
- Насколько адекватно мое восприятие?
- Много ли сейчас во мне субъективного и эмоциональной пристрастности?
- Есть ли у меня страх увидеть то, что происходит на самом деле?
- Как я воспринимаю мир в его движениях, красках, формах и запахах?
- Сколько информации из органов чувств я могу вобрать в себя одновременно?
- Мое восприятие целостное?
- Мое сознание смотрит вглубь или скользит по поверхности?
Ответы на эти вопросы, которые вы будете давать каждый день, существенно изменят ваше отношение к восприятию, а значит, и прокачают его.
Нарушение восприятия
Адекватное восприятие человека определяется тем, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, он, как правило, осознает его как единичный случай из общей практики. По этой причине восприятие зависит от мыслительных операций. Насколько человек понимает окружающий мир, настолько он его и воспринимает, т. е. через призму своего мировоззрения и нажитого опыта.
При разного рода психических расстройствах происходит нарушение вышеописанных процессов ощущения и восприятия, и, соответственно, искажение в отражении реальности. Так, существует расстройство «схемы тела»: проблема в осознании формы, положения собственного тела, распад его на части, ощущение лишних конечностей и тому подобное.
Нарушение целостности ощущений разной модальности может приводить к неадекватному восприятию реальности, как, например, звуки речи, исходящие от человека, не соотносятся с самим человеком, а воспринимаются как два самостоятельных объекта.
Существует целый ряд различных отклонений в восприятии: иллюзии, галлюцинации, агнозии и другие, но все они изначально представляют проблему принятия каких-либо чувств, эмоций, неприятных ощущений, поскольку именно на основе сенсорных данных человек выявляет смысл и значение явлений и событий.
Отличие восприятия от ощущений, виды воспрятия
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………5
- Понятие восприятия и ощущения…………………………………..5
- Виды восприятия……………………………………………………10
- Особенности восприятия…………………………………………..15
Выводы по 1 главе………………………………………………………..19
Глава 2. Экспериментальная часть………………………………………20
2.1. Экспериментальные методики музыкального восприятия школьников на уроках музыки…………………………………………………20
2.2. Проведение эксперимента…………………………………………..21
2.3. Анализ результатов проведенного эксперимента………………….23
Выводы по второй главе…………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………….30
Введение
Восприятие, как и ощущение, относится к познавательным процессам. Под восприятием понимают психическое отражение предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств. Восприятие возможно благодаря ощущениям, но оно представляет собой качественно новую ступень познания, не сводящуюся к сумме отдельных ощущений.
В образах восприятия фиксируются многие свойства объектов: их местоположение в пространстве, удаленность, направление движения, длительность воздействия внешнего раздражителя на субъекта восприятия.
Восприятие характеризуется модальностью и интенсивностью, благодаря чему становится качественной различение внешних стимулов. Ему присущи свойства, существенно отличающие его от ощущений: предметность, целостность, константность, структурность и даже обобщенность.
Когда восприятие включается в процесс решения задач и становится компонентом мышления или сознания в целом, тогда оно испытывает с их стороны регулирующее и организующее воздействие.
В результате этих воздействий у восприятия развиваются такие свойства, как избирательность, осмысленность, целенаправленность, категориальность, рефлексивность и др.
Для изучения разноуровневых свойств восприятия в данной теме предложены методики исследования: наблюдательности, восприятия времени и характера влияния познавательного контроля на зрительное восприятие.
Психологи выделяют четыре свойства восприятия образа. Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) – это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.
Предметность – это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов.
Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.
Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
Объект исследования – восприятие и ощущение.
Предмет исследования – отличие восприятия от ощущения, виды восприятия.
Цель исследования – на основании теории и практики рассмотреть отличие восприятия от ощущения, виды восприятия.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие восприятия и ощущения.
– рассмотреть виды ощущения;
– проанализировать особенности отличия восприятия от ощущения;
– рассмотреть экспериментальную часть;
– рассмотреть экспериментальные методики музыкального восприятия школьников на уроках музыки;
– провести эксперимент;
– проанализировать анализ результатов проведенного эксперимента.
Глава 1. Теоретическая часть
- Понятие восприятия и ощущения
Традиционно принято использовать термины «ощущение» и «восприятие» для обозначения разных явлений. Термином «ощущение» обозначаются начальные процессы обнаружения и кодирования энергии физического мира. Отсюда следует, что ощущения связаны с начальной стадией контакта организма с окружающей его средой.
Потенциальными энергетическими сигналами, которые может послать среда, являются свет, давление, тепло, химические вещества и т. д., и наши органы чувств — окна в окружающий мир — получают эту энергию и трансформируют ее в биоэлектрический нейронный сигнал, который отправляется в мозг.
В реализации этой первой стадии познания мира участвуют специальные нейронные единицы, или рецепторные клетки (они будут описаны ниже в этой же главе), реагирующие на тот или иной вид энергии.
Так, например, клетки сетчатки глаза реагируют на световую энергию, а столь же избирательно действующие вкусовые рецепторы языка реагируют на молекулы химических соединений. Изучение ощущения включает изучение всех этих биологических событий, но не исчерпывается ими.
Психолог, изучающий зрительные ощущения, не ограничится рассмотрением физического строения глаза и его реакции на световую энергию, но попытается также понять, как именно сенсорный опыт связан и с внешним стимулированием, и с функционированием глаза.
Под ощущениями
как таковыми понимают непосредственные, фундаментальные и прямые контакты (переживания) определенного рода, иными словами, они относятся к осознанному знанию о качестве или характеристических признаках окружающих нас предметов, таких как «тяжелый», «теплый», «громкий» и «красный», и это знание, как правило, является результатом воздействия простого, изолированного раздражителя.
Что же касается восприятия, то оно является результатом психологических процессов, в которых задействованы такие понятия, как смысл, взаимосвязи, контекст, субъективная оценка, предшествующий опыт индивидуума и память.
В соответствии с этими различиями между ощущением и восприятием наши глаза могут вначале зафиксировать ряд быстро сменяющих друг друга на телевизионном экране цветных изображений (это есть работа ощущения), но то, что мы видим на экране или воспринимаем благодаря ему, представляет собой изображение зрительных событий, в которых люди и предметы осмысленно взаимодействуют между собой в пространстве. Точно так же типичный внешний звуковой раздражитель заставит наши барабанные перепонки вибрировать определенным образом, создавая мгновенно узнаваемую его особенность, в частности громкость, но мы слышим или воспринимаем разговор или мелодию. Следовательно, восприятие включает систематизацию, интерпретацию и осмысление информации, поступающей от сенсорных систем. Иными словами, восприятие представляет собой результат упорядочения ощущений и их превращение в знания о предметах и событиях физического мира.1
Определив эти различия, следует отметить, что они имеют скорее историческое, нежели практическое или функциональное значение. Говоря о многих значимых контактах с внешним миром, трудно, если вообще возможно, провести границу между ощущением и восприятием.
Слушая музыку, мы разве отдаем себе отчет в том, каковы особенности отдельных нот, в частности какова их абсолютная высота и громкость? Беря в руки знакомый предмет, будь то книга или карандаш, можем ли мы почувствовать давление, оказываемое ими на наши пальцы или ладони, независимо от того, каков предмет на ощупь? В обоих случаях ответ отрицательный.
В общем, ощущение и восприятие представляют собой взаимосвязанные и неразделимые процессы. Как правило, лишь в контролируемых лабораторных условиях можно инициировать изолированные ощущения, не имеющие ни смысловой, ни контекстуальной нагрузки и не связанные с предшествующим опытом испытуемого.
Следовательно, хоть эти термины и станут частью нашего словаря, в данной книге мы, как правило, будем избегать четкого разграничения ощущения и восприятия и будем придерживаться интегрированного подхода.
Иными словами, мы согласны с теми, кто считает, что результатом воздействия окружающей среды обычно является полезная для организма информация, часть которой — сравнительно простая информация общего характера (например, яркость предмета), а часть — более сложная (например, информация, связанная с идентификацией предмета).
Любой человек, сталкивающийся с таким сложным и многогранным явлением, как ощущение и восприятие, конечно же, вправе спросить, зачем нужно изучать его. Помимо чисто научных существует немало и других побудительных мотивов.
Во-первых, как вскоре станет ясно из представленной ниже информации, идеи, дискуссионные вопросы и основные аспекты этой проблемы важны не только для истории психологии как науки вообще, но и являются центральными для экспериментальной психологии в частности.
Роль чувств в решении фундаментальных философских проблем, касающихся того, как именно мы познаем окружающий нас мир, чрезвычайно велика. Сама экспериментальная психология началась с философских проблем, в которых основное внимание уделялось ощущению и восприятию.
Во-вторых, еще одна причина, тесно связанная с первой и побуждающая изучать ощущение и восприятие, — их важность для получения системных знаний о самих себе и об окружающем нас мире. Это справедливо, ибо все наши знания о находящейся вне нас реальности являются в первую очередь результатом ощущений и восприятия.
Наши чувства — это наш единственный механизм обнаружения энергетических и химических сигналов, посылаемых нам средой, и именно на их основе мы воспринимаем и оцениваем реальность. Иными словами, наши знания о мире и наше внутреннее ощущение физической реальности проистекают из полученной нами сенсорной информации.
Чтобы убедиться в правильности этого утверждения, подумайте о том, как вы получаете информацию о происходящем вокруг вас. Вы постоянно в курсе сенсорных событий — зрительных образов, звуков, осязательных ощущений и, вероятно, запахов. Восприятие внутренней, и особенно внешней, среды есть нечто такое, что мы испытываем почти постоянно.
А теперь подумайте о том, во что превратилась бы ваша повседневная жизнь, если бы вы внезапно лишились одного или нескольких чувств. Учитывая уровень современных технологий, вы, скорее всего, приспособились бы и научились обходиться без того, что потеряли.
Однако очевидно и то, что ваша осведомленность о среде обитания соответственно уменьшилась бы, и в зависимости от обстоятельств ваше благополучие, а возможно, и сама жизнь оказались бы под угрозой.
Есть также немало практических причин для изучения ощущения и восприятия. Этот раздел психологии имеет дело с важными, если не с решающими, аспектами нашего повседневного взаимодействия с внешней средой.
Вы только представьте себе, как часто вам приходится иметь дело с огромным количеством разных приспособлений, созданных для того, чтобы поставлять информацию через сенсорные системы человека: светофоры, автомобили, часы, телефоны, стереосистемы, видеодисплеи (например, компьютеры и телевизоры).
Подумайте также о некоторых важных практических последствиях наших контактов с физическим миром при помощи сенсорных раздражителей.
Например, какие звуки и цвета с наибольшей вероятностью будут восприняты как сигналы опасности? Правда ли, что лучше всего для этой цели подходит красный цвет? Является ли вой сирены эффективным звуковым сигналом? Следует ли вообще избегать природных веществ, обладающих неприятным, прежде всего горьким, вкусом? Какие акустические характеристики поступающего извне раздражителя позволяют нам безошибочно локализовать его источник? Что происходит с чувствительностью нашего зрения, когда мы переходим из освещенного помещения в темноту? Является ли врожденным восприятие глубины? Каков порог чувствительности каждой данной сенсорной модальности, оптимально исполняющей возложенные на нее функции? Как интенсивное стимулирование — например, оглушительный шум или ослепительный свет — влияет на способность к восприятию?
Если говорить о практической целесообразности, то изучение ощущения и восприятия вооружает ученых умением выявлять и лечить людей с нарушениями сенсорно-перцептивной системы. Например, психологи, изучающие слух, считают, что его характерное понижение связано с длительным воздействием сильного шума.
Как правило, исследователи связывают снижение уровня ощущений и восприятия со специфическими внешними событиями, такими как недостаток опыта, травма, болезнь или возрастные изменения. Старение оказывает глубочайшее влияние на эффективность сенсорных систем.
Рассмотрим следующий пример, связанный со слухом: поскольку верхний слуховой порог (имеется в виду абсолютная высота того или иного звука, т. е.
насколько высоким или низким он кажется) с возрастом понижается, использование высокого звука в качестве сигнала тревоги стало бы опрометчивым поступком, ибо пожилые люди вполне могут не услышать его.2
1.2. Виды восприятия
Взаимодействие анализаторов подготавливает почву к переходу в чувственном познании на более высокий по сравнению с ощущениями уровень – уровень восприятия или иначе к переходу от сенсорного на перцептивный уровень познания.
Этот уровень, однако, нельзя рассматривать как некое суммирование ощущений. Здесь происходит не только количественное увеличение чувственной информации, но и ее качественное преобразование.
В итоге мы получаем не некоторый набор из нескольких ощущений, а комплекс информации, дающий общее представление о воспринимаемом предмете, обладающем помимо отраженных в ощущениях отдельных свойств еще и соотношением этих свойств между собой и некими обобщающими характеристиками. Все это дает человеку сведения о биологической и социальной значимости для него этого предмета.
Источник: //www.stud24.ru/psychology/otlichie-vospriyatiya-ot-oshhushhenij-vidy/88753-270621-page1.html
Синестезия как особый способ восприятия мира
Синестезия – феномен восприятия, при котором впечатление, специфичное для одного органа чувств, сочетается с другим дополнительным ощущением или образом.
Так, например, фразы типа: «соленая шутка», «горький упрек», «жалящая речь», «сладкая ложь» и тому подобные — обретают вполне конкретное ощутимое значение. Наиболее распространенным видом синестезии считаются ассоциации буква-цвет и цифра-цвет, когда, например, «6» вызывает образ желтого оттенка или буква «В» воспринимается как фиолетовый цвет.
Версия происхождения данного явления гласит, что в младенчестве все люди являются синестетами: определенные нейронные связи изначально поддерживают контакт между органами чувств, и, таким образом, звуки и запахи переплетаются в сознании, окрашивая, например, буквы алфавита в разные тона. У некоторой группы людей подобная особенность ощущения и восприятия окружающего мира сохраняется всю жизнь.
Упражнение на восприятие
Перед испытуемым выкладываются фрукты различных цветов, они могут быть разного типа и фактуры. Человек с закрытыми глазами пробует дать максимальное описание каждому из них: сначала фиксируя просто свои ощущения (холодно, горячо, гладкий, шершавый и т. д.), далее пробуя почувствовать интуитивно его цвет, и в конце, подключив мышление и опыт, дает полную характеристику объекту.
Подобный эксперимент помогает понять размытую границу между двумя явлениями и отличить восприятие от ощущений. Так, в реальной жизни это дает возможность четко осознавать, когда человек просто ощущает какое-либо явление, событие, не принимая во внимание оценку и рассуждения, а когда в процесс включается мышление.