Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста


Специфика развития основных свойств личности ребенка дошкольного возраста

Дошкольный этап развития ребенка – это временной период закладки основ личности, формирования ее основных качеств.
Все механизмы личности, функциональное развитие закладывается именно в дошкольном возрасте. От них зависит дальнейшее личностное развитие и его эффективность.

Формирование личностных качеств ребенка дошкольного возраста происходит в три основных этапа:

  1. Возрастной период развития детей трех-четырех летнего возраста – формирование и укрепление эмоциональных сторон личности, становление эмоциональной саморегуляции. Ребенок дошкольного возраста формирует свою деятельность любого направления на основе ее эмоционального компонента. Все действия ребенка являются ярко эмоционально окрашенными. Без эмоциональной насыщенности, деятельность не имеет смысла – она попросту не состоится. В этот временной период эмоционального развития ребенка происходит расширение и углубление его эмоций. У детей начинает развиваться сочувствие, милосердие, сопереживание. Их закладка очень важна для дальнейшего личностного развития. Кроме того, в это время происходит формирование механизма эмоционального предвосхищения. Ребенок действует на основе формируемого в его сознании эмоционального образа, характеризующего итог своей деятельности и реакцию взрослых на нее. Постепенно происходит развитие контроля своих эмоций и их проявления. Первоначально взрослые контролируют поведение детей, а на основе этого контроля формируется воображаемый контроль в сознании ребенка.
  2. Возрастной период развития детей от четырех до пяти лет – этап нравственной саморегуляции. В это время происходит формирование мотивов деятельности дошкольников. Наиболее сильным мотивов выполнения любой деятельности является поощрение. Ребенок желает, чтобы за свой труд он получил награду, вознаграждение или, хотя бы, похвалы. Наказание тоже мотивирует ребенка. Но это достаточно слабая мотивация. В это время происходит формирование индивидуальной мотивационной системы деятельности ребенка. Все мотивы ребенка начинают закрепляться. Некоторые мотивы становятся преобладающими в деятельности ребенка. Ребенок усваивает нравственные принципы общественного поведения, но не всегда осознанно применяет их на практике.
  3. Возрастной период развития детей шести — семи лет – развитие индивидуальных личностных свойств, которые необходимы ребенку в деловой сфере. Все эти качества формируются на основе примера взрослых. Дети активно копируют поведение взрослых и стремятся перенять его в своей практической деятельности. При этом, дети копируют одинаково, как хорошее, так и плохое поведение взрослых. Все зависит от их примера.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Замечание 1

Развитие личности ребенка связано с познанием им окружающего мира, определения своего места в нем, выработкой нравственных принципов поведения и его мотивации.

В ходе личностного развития ребенка происходит формирование его основных чувств и волевых качеств, которые ориентированы на формирование действенных мотивов поведения и развитие устойчивого поведения.

Личность и личностное развитие детей дошкольного возраста

Личность – это сложный и многогранный феномен, который включает в себя множество компонентов. В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайне мере, можно говорить о четырех основных положениях:

  1. Личность присуща каждому человеку.
  2. Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет.
  3. Личность – это продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа.
  4. Личность – это индивидуальная, отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого.

Основой характеристики личности служит самооценка, в которую входят отношение к себе и знания о себе.

Качества личности формируется в течение жизни, и зависят от социального окружения.

К концу дошкольного возраста формируется самосознание благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях в 2,3-3 года. Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ним событий. Начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стремиться выразить себя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан кризис трех лет.

В четыре года ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом становится «почему?». Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Уменьшается чувственность к физическому дискомфорту. Продолжает активно развиваться фантазирование. В возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты личности.

У 5-6-ти летнего ребенка оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представление ребенка о Я – реальном и Я – идеальном дифференцируются более четко. Ребенок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов. Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, то есть ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста 6-7-ми лет достаточна, адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

Развивается наглядно – образное мышление с элементами абстрактного.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

  • возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
  • оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;
  • дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
  • к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
  • развивается способность мотивировать самооценку;
  • появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.

Постепенно, шаг за шагом, формируется личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона – развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

Можно выделить два типа закономерностей возрастного развития личности:

  1. Психологические закономерности развития личности, источником которого выступает противоречие между потребностью личности персонализации (потребностью быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития этих общностей.
  2. Закономерности развития личности как в результате вхождения в новые для нее группы, которые становятся для индивида референтными, выступая в качестве институтов его социализации (семья, детский сад, школа, трудовой коллектив и т.д.), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы.

Как уже отмечалось выше, на становление и развитие личности влияет социальное окружение. К социальному окружению дошкольника мы относим его родителей, педагогов (воспитателей), сверстников.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей – организация усвоения детей ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями – наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Образцом для ребенка может служить так же и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действие сказочного персонажа, наделенных теми или другими моральными чертами. Решающий момент в усвоение образцов поведения, выходящих за рамки поведения окружающих ребенка людей, – та оценка, которую дают другим взрослым, детям, персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребенок привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются, таким образом, от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начиняют оценивать свои поступки исходя из представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие.

В детском возрасте воспитательное воздействие родителей и близких является одним из решающих факторов формирования определенного стереотипа поведенческих реакций и характерологических особенностей. Ученые выделили некоторые типы неправильного воспитания, способные повлиять на поведение ребенка.

Безнадзорность.

Ребенок в силу каких-либо причин оказывается совершенно в не поле зрения родителей. Последние только внешне якобы заботятся о нем (кормят, одевают), в основном же ребенок предоставлен самому себе. Его духовными потребностями и увлечениями не интересуются, поступки и поведения остаются бесконтрольными. К этому же типу следует относить и формально осуществляемое воспитание. Родители только для проформы проявляют интерес к ребенку.

Сверхопека.

Чрезмерная опека с непрерывными запретами, наставлениями, нравоучениями, контроль за каждым шагом ребенка оказывает крайне неблагоприятное влияние на формирование у него волевых и характерологических качеств. Она лишает его инициативы и самостоятельности, подавляет чувство ответственности и долга.

«Кумир семьи» или «мимозное
воспитание».
В отличие от гиперопеки здесь имеет место стремление оградить ребенка от малейших трудностей и всевозможных неприятных обязанностей. Вокруг ребенка создается атмосфера восхищения, преувеличения и восхваления его способностей и дарований, зачастую мнимых. Все желания ребенка безоговорочно выполняются, он в центре внимания семьи. Такое сверхвнимание способствует формированию эгоцентризма, мешает выработки навыков систематического труда и самостоятельности при решении поставленных задач.

Эмоциональное отвержение, воспитание по типу Золушки.

Этот тип воспитание характерен для семей, где мать или отец тяготятся ребенком, который постоянно ощущает это, особенно если в семье есть другой ребенок, получающий со стороны родителей больше внимания, душевного тепла и заботы. Эмоциональное отвержение способствует развитие повышенной ранимости и чувствительности, обидчивости и скрытности.

Жестокие взаимоотношения.

Жестокое отношение с суровыми расправами за мелкие проступки и непослушание вызывает у ребенка страх перед родителями, ожесточение.

Родители стремятся дать ребенку как можно более широкое образование, развить его действительные и чаще мнимые способности. Кроме детского сада ребенок занимается музыкой, иностранным языком, спортом, обучается в дошкольной гимназии. Он постоянно занят, куда то спешит, от него постоянно требуют знаний. Освоить же намеченную программу он просто не может в силу своих возрастных и интеллектуальных возможностей. В тоже время родители предъявляют повышенную требовательность, полагая, что закладывают будущее благополучие ребенка. В таких случаях ребенок лишается возможности участвовать в детских играх, общаться со сверстниками. У него развивается чувство безысходности и в тоже время растет протест против такого режима. Чрезмерная загруженность способствует развитию повышенной истощаемости нервной системы и тревожности.

Таким образом, личность – это человек, как субъект межличностных и социальных отношений, достигший такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную деятельность.

Личность развивается в течение всей жизни:

  1. В кризис трех лет, когда ребенок говорит «Я сам».
  2. Когда у ребенка формируется психологическая устойчивость, ребенка все интересует, и он задает вопрос «Почему?».
  3. Развитие произвольности и волевых качеств.
  4. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведения.

Воспитатель
Сухорукова Светлана Александровна

Игра, как основной метод развития личности дошкольника

Развитие ребенка осуществляется в ходе его воспитания и разнообразных видов деятельности, которые он выполняет. Среди них можно выделить следующие основные:

  1. Игровая деятельность.
  2. Бытовой труд. Сюда входят разнообразные бытовые операции, которые доступны для выполнения ребенком.
  3. Занятия взрослого с ребенком. Педагоги и родители организуют специальные занятия, упражнения и задания для выполнения детьми, ориентированные на их обучение и развитие.
  4. Соблюдение режима дня. Ребенок выполняет определенные действия, в течение дня, которые отражают режимные моменты: умывание по утрам, чистка зубов, питание, сон.

Развитие личностных особенностей в общении

Общение со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития личности детей дошкольного возраста.

Больше всего дети заняты ролевыми играми, которые подразумевают соблюдение правил, предписанных сюжетом. Прежде, чем приступить к игре, дошкольники распределяют роли, договариваются, каким правилам они будут следовать.

Это учит дипломатии в общении, развивает инициативность, но при том и умение согласовывать свое мнение с мнением других. Дошкольник привыкает учитывать интересы сверстника, да и вообще воспринимать его как личность, а не механического партнера по игровой деятельности.

Кроме деловых, закладываются моральные качества в общении со сверстниками. Дошкольник проявляет сочувствие, если другому больно, стремится оправдать друга, если ему грозит наказание.

Взрослые, с которыми взаимодействует дошкольник, показывают ему пример оценивания всего, что происходит вокруг. Они одобряют, порицают, просто выражают свое отношение. Ребенок, как губка, впитывает подобные высказывания и формирует свои ценностные ориентиры. Например, единственный ребенок в семье, в распоряжении которого находятся все игрушки, станет спрашивать разрешения у сверстника взять его машинку или куклу только в том случае, если ему объяснят взрослые.

Всех ситуаций, чему важно научить малыша, не предусмотреть. Поэтому, чем больше ребенок включен в общение, тем полнее будет накапливаться его опыт и система моральных ориентиров.

Развитие личности дошкольника в социальном отношении происходит благодаря тому, что складывается система ценностных ориентаций и норм поведения. Формируются внутренние позиции и установки. Старший дошкольник уже предполагает, как к нему отнесутся другие люди, если он сделает то или это, поступит так или иначе.

Негативное влияние отрицательного оценивания

Общение немыслимо без оценивания. А ребенку высказывания взрослых еще и помогают сформировать представления о своих возможностях. «Ты еще не можешь прыгнуть с этой лесенки, я тебе помогу», «Нельзя брать машинку у мальчика. Ты его обидишь», «Нельзя так говорить, это плохое слово». Подобные высказывания включают запреты и отрицания, но они указывают дошкольнику важные ограничения.

К сожалению, взрослые используют множество негативных оценок иного рода, которые подчеркивают неумения и недостатки ребенка. Их можно разделить на два вида:

  • Негативная оценка сделанного (плохо сложил игрушки, некрасиво нарисовал, опять пролил суп).
  • Прогнозирующее высказывание отрицательного характера (не бери, а то разобьешь; ты не сумеешь; опять упадешь).

Отрицательные оценки любого вида тормозят активность дошкольника, искажают мнение ребенка о своих возможностях, вредят формированию самооценки и ограничивают личностное развитие.

Познавательные процессы дошкольника

У дошкольников быстро развиваются все психические процессы. Отличительной особенностью всех познавательных процессов в дошкольном возрасте становится приобретение ими произвольности.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие тесно связано с эмоциями ребёнка, и чем больше позитивных чувств и ярких впечатлений испытает ребёнок при воздействии какого-то стимула, тем точнее будет восприятие. Но уже в старшем возрасте (5-7 лет) восприятие становится не просто реакцией на раздражитель, а инструментом познания окружающего мира. Особенно развито у дошкольников зрительное восприятие.

Внимание и память сохраняют свой непроизвольный характер, но к концу периода развивается их произвольность. К 5 годам увеличиваются устойчивость внимания и его объём. Причём установлено, что устойчивость внимания связана с характером ребёнка. У спокойных детей она в 2 раза выше, чем у эмоциональных.

Самой важной психической функцией, влияющей на развитие дошкольника, является память. Ребёнок способен запоминать много разнообразной информации, но только тогда, когда ему интересно, и это происходит в процессе игры. Никакие специальные техники запоминания не будут работать.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько стадий. В начале у ребёнка развито наглядно-действенное мышление, потом — к середине дошкольного возраста — оно переходит в наглядно-образное, и в конце начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Эти психологические особенности развития детей дошкольного возраста, а в частности — особенности мышления нужно учитывать при общении с ребёнком. Например, ребёнок 4-5 лет спрашивает, когда мама вернётся домой. Вы отвечаете, что она придёт домой после работы. И через пару минут ребёнок задаёт этот же вопрос. Нет, он не шутит над вами и услышал ваш ответ хорошо. Просто в силу специфики детского мышления он его не понял.

Слова «после», «потом» относятся к категории времени (прошлое, настоящее, будущее), а это относится к словесно-логическому мышлению. А ребёнок оперирует наглядно-действенным. Поэтому, чтобы ребёнок вас понял, перечислите, после каких действий и событий мама появится дома. Например: «мы с тобой сейчас погуляем, потом покушаем, посмотрим мультик, за окном станет темно, и тогда придёт мама».

Формирование личности дошкольника на примере родителей

Поскольку личность человека формируется уже с первых дней его жизни, все, что его окружает, влияет на этот процесс, особенно самое близкое окружение — его родители. В зависимости от того, какая атмосфера царит в семье у малыша, формируется его понятие о мире и о том, каким нужно быть. В благополучных семьях, где царит добро, взаимопонимание, близкие поддерживают друг друга, прислушиваются, не врут, ребенок вырастает достаточно честным и открытым человеком, верящим, что все люди такие же положительные. И в детском саду таких детей заметно сразу — они всем помогают, стараются угодить воспитателям, отвечают за свои ошибки и могут признать свою вину.

Ну, а в тех семьях, которые нельзя назвать благополучными (отец-алкоголик, гулящая мать, постоянные крики, скандалы) формирование личности дошкольника может замедлиться, ведь малыш не чувствует заботы, он не развивается в социуме, ему никто не помогает. Такой ребенок становится загнанным зверьком, остерегающимся и боящимся всего на свете. В итоге формируется недоброжелательная личность, которая чуть ли не с пеленок привыкает бороться за свою жизнь всеми известными способами. Не удивляйтесь, если в такой семье вырастет врун, лицемер, трус и жадина. Конечно, есть исключения из правил, но только в том случае, если в семье хотя бы кто-то уделяет ребенку внимание, например, если отец пьет, а мать всеми силами пытается оградить ребенка от этого и убеждает малыша, что отец — плохой пример для подражания.

Ребенок усваивает тип отношений, который сложился в его семье, и уже идя в садик, он может проявить себя как личность доброжелательная или как испуганная, жестокая. Развитие личности дошкольника происходит не только в те моменты, когда вы что-либо говорите или запрещаете ребенку, но и в каждую секунду, когда находитесь рядом. Ребенок видит и замечает всё — какое у вас настроение, чему вы радуетесь, а от чего приходите в ярость, как вы общаетесь со своими родителями, с друзьями, как отзываетесь о них в стенах дома. Пока ребенок маленький, ему больше неоткуда черпать информацию о мире, кроме как от вас, и потому дети так схожи со своими родителями — они учатся на их примере.

Фазы развития личности ребенка до 3-х лет

  • Адаптация ребенка

Малыш с первых недель жизни пытается адаптироваться к окружающему его миру — он осваивает простейшие навыки (кушать, двигать ручками и ножками, ползать, ходить). Ребенок потихоньку начинает осваивать язык, и начинает выделять себя из остального окружения.

  • Индивидуализация ребенка

Малыш уже понимает, что он — индивидуальность (хотя, конечно, значение этого слова ему еще недоступно). Во вторую фазу развития мы можем заметить, как ребенок все время повторяет «Я», «Моё», «Моя мама». Так дети подчеркивают то, что они отличаются от окружающих. И немаловажно на этом этапе формирования личности выделять имя ребенка, называть его ласково, придумывать уменьшительно-ласкательные формы его имени. Достоинство ребенка должно утвердиться через его имя, поэтому стоит вместо «ути-пути, мой хороший мальчик» говорить ребенку «Ванюша молодец», «Аня сделала лучше всех!». Ведь в нашем имени уже заключается личность, и ребенок должен понимать, что при хорошем поведении его называют ласково, а при плохом его и вовсе могут не называть по имени, и это будет обидным, но поучительным уроком.

  • Интеграция

В фазу интеграции ребенок способен управлять своим поведением и знает, как управлять другими. При правильном воспитании дети начинают понимать, что важны не только свои прихоти, но и желания окружающих — с ними также нужно считаться. Взрослых нужно слушаться и подчиняться им, но дети понимают, что и взрослыми можно манипулировать разными путями — уговорами или путем крика и истерик. На данной фазе очень важно воспитать отзывчивую личность, а не капризную и эгоистичную.

Родители должны заботиться не только об удовлетворении всех без исключения потребностей и прихотей ребенка, но и о нравственном воспитании. Ребенок должен понимать, что не все вертится вокруг его персоны, что есть определенные обязательства перед другими людьми, нравственные нормы. Малыши не рождаются эгоистичными, они такими становятся вследствие неправильного воспитания и чрезмерной слепой любви родителей.

Гномик.ру рекомендует компанию Холод Групп Ремонт холодильников Стинол, низкие цены! Профессионально и оперативно ремонтируем холодильники Stinol + любые другие производители. Опыт более 5 лет. Бесплатный выезд мастера и диагностика!

Все услуги по ремонту и обслуживанию холодильного оборудования.
Используйте промокод: Гномик.ру
и получите гарантированную скидку 10%

Работаем по Москве и области. Подробнее по районам обслуживания.

Звоните

Бесплатно вызвать мастера

Общая характеристика дошкольного возраста

Дошкольным в современной психологии принято считать возраст от 4 до 7 лет. Началу этого периода предшествует кризис трёх лет. Это достаточно сложный период в жизни родителей, поскольку ребёнок проявляет крайний негативизм и сильное упрямство.

Именно этот кризис означает, что ребёнок дифференцируется, отделяется от матери и проявляет себя как отдельная личность со своим мнением и желаниями. Чтобы он успешно прошёл этот этап, родителям ни в коем случае не следует унижать или ломать дошкольника. Нужно показать ему, что его слышат, и он имеет право на свои переживания, но решать – это право взрослых.

Пройдя этот кризис, ребёнок выходит на новый уровень отношений со взрослыми. Если раньше он был «пупом земли», маминым продолжением, то теперь он становится отдельной личностью и полноправным членом семьи. Он должен следовать семейным правилам, и у него появляются первые обязанности (убирать игрушки).

Границы семьи раскрываются, и ребёнок открывает для себя окружающий мир. В это время обычно он начинает посещать детский сад, где учится взаимодействовать со сверстниками, а также другими взрослыми. Вот и первая социальная роль.

Стремление к самостоятельности является важной характеристикой дошкольного возраста. Ребёнок стремится быть взрослым, но ещё не может им быть. Именно это порождает сюжетно-ролевую игру как возможность «поиграть в самостоятельного взрослого».

Дошкольник во всём старается подражать старшим, начиная от интонации, заканчивая жестами и поведением. В этом возрасте ребёнок, как зеркало, отражает своих родителей. Для них это отличная возможность посмотреть на себя со стороны и задуматься, чему они учат своих детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]