Каждому ребёнку свойственно время от времени капризничать. Иногда это происходит по вполне понятным причинам: устал, перенервничал, кто-то обидел, столкнулся с несправедливостью. Но бывают целые периоды, когда неуправляемое и невыносимое поведение не ограничивается одной ситуацией, а продолжается несколько месяцев. Непослушание, истерики, протесты, грубая речь, отказ идти на контакт — список проблем может быть бесконечным.
В этот сложный период найти какое-то логическое объяснение происходящему трудно. Те, кто знаком с психологией, знают, что во всём виноваты возрастные кризисы.
Что это такое
Кризисы детского возраста — это переходные этапы от одного стабильного (литического) жизненного периода к другому, характеризующиеся целостным изменением личности ребёнка, обусловленным возникновением психологических новообразований. Для их обозначения Выготский ввёл термин «нормативные кризисы развития».
Существует множество разных подходов к их определению и классификации (Выготского, Эльконина, Эриксона, Леонтьева, Божович и др.). Несмотря на такое разнообразие, все они максимально похожи и сходятся в большинстве ключевых моментов.
Психология объясняет их достаточно просто. Все дети растут скачками, во время которых, согласно исследованиям, головной мозг начинает активно испускать импульсные волны. Их природу и значение учёным ещё предстоит выяснить, но в эти моменты с психическим и физическим развитием происходят существенные изменения.
Физические изменения
Ещё вчера он ползал, а сегодня уже неумело, но ходит. Ещё вчера не мог обойтись без посторонней помощи, а сегодня сам завязывает шнурки и пытается приготовить себе завтрак. Ещё вчера дочка была угловатым, неуклюжим подростком, а сегодня превратилась в красивую, оформившуюся девушку.
Психические изменения
Каждый возрастной кризисный период сопровождается новообразованиями. В 1 год — это автономная речь, мотивирующие представления, представление о себе. В 3 года — первичная самостоятельность, выстраивание более сложных отношений, новый уровень самосознания, волевая регуляция деятельности. В 7 лет — произвольность и опосредованность поступков, осознание собственных переживаний, новые социальные роли. В 13 — гипертрофированное чувство взрослости. В 17 — профессиональное и личностное самоопределение.
Почему данные скачки называются именно кризисами? Потому что они представляют собой тяжёлое переходное состояние на новый уровень — и физически, и психически. Этот процесс даётся нелегко не только родителям, но прежде всего — самому ребёнку. Он пугается тех кардинальных изменений, которые происходят с его телом и мировоззрением. И в ответ на них начинает протестовать, пытаясь убежать и спрятаться от такого развития событий. Отсюда — неуправляемое поведение.
Таблица по возрастам
Для обобщения всего вышесказанного предлагаем вниманию педагогов и родителей календарь кризисов ребёнка, отражающий ключевые моменты каждого периода.
Каждый возрастной кризис имеет огромное значение в жизни ребёнка. Чтобы психическое развитие было гармоничным и шло по правильному пути, родители должны помочь ему в их преодолении.
Периодизация
В психологии обычно выделяется пять детских кризисов по возрастам:
- 1 года — переход от младенчества к раннему детству;
- 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
- 7 лет — освоение школы;
- 13 лет — подростковый период;
- 17 лет — начало ранней юности.
Однако данная периодизация достаточно условна. В трудах психологов, учебниках, различных источниках можно встретить другие её интерпретации.
Например, есть мнение, что в отдельный кризис новорожденности следует выделять весь первый год жизни малыша, начиная от появления на свет и заканчивая становлением на ножки. По сути, там каждую неделю можно назвать переходным периодом, характеризующимся резкими скачками в физическом состоянии.
Согласно другой точке зрения, кризисные периоды 13 и 17 лет следует объединить в один — подростковый.
В некоторых источниках кризис ранней юности исключён из данной периодизации, так как семнадцатилетнего человека трудно назвать ребёнком в общем смысле этого слова.
Такие разночтения в периодизации не должны пугать. Их описания максимально похожи.
Стадии
Каждый переживает кризисный период по-своему. Если человек уверен в себе, ему будет проще справиться с трудностями. Неуверенные же в себе люди сталкиваются со всеми его проявлениями.
Независимо от этих особенностей, кризис проходит в несколько этапов:
- Переоценка. В данном случае речь идет не о приоритетах, а о внутреннем мире. Человек проводит переоценку своего Я. Он привыкает к смене ролей, к превращению из опытного специалиста в пенсионера.
- Осознание немощности и зависимости. С этим смириться сложнее всего. Но если это произойдет, появится облегчение.
- Принятие. После того, как человек поймет, что время все-таки не остановить и ему придется привыкнуть к новому себе, начнется последняя стадия кризиса зрелого возраста.
Все стадии в целом можно назвать сложным психосоциальным конфликтом, который способен привести к развитию серьезных проблем.
Взгляды психологов
Свой вклад в классификацию и описание детских возрастных кризисов сделали многие психологи.
Выготский
Основы понимания возрастных детских кризисов были заложены именно Львом Семёновичем Выготским:
- выделил литические (стабильные) и критические периоды развития;
- назвал основным содержанием каждого из них перестройку социальной ситуации;
- считал, что на выходе из каждого из них родители получают совершенно другого ребёнка.
Впервые выдвинул идею о том, что каждый критический период — движущая сила развития в физическом и личностном плане. В этом его целиком и полностью поддержали остальные психологи.
Леонтьев
Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие ведущей деятельности (ВД). По его мнению, каждый из возрастных кризисов есть не что иное, как переход к новой ВД:
- 1 год — предметно-орудийная (была эмоциональная);
- 3 — сюжетно-ролевая;
- 7 — учебная;
- 13 — интимно-личностная;
- 17 — учебно-профессиональная.
Факт, что каждый возрастной скачок сопровождается переходом от одной ведущей деятельности к другой, стал общепризнанным. Но мнения психологов разделились по поводу того, какая ВД определяет подростковый период:
- по Фельдштейну — общественно-полезная;
- по Давыдову — общественно-значимая;
- по Беличевой — референтно-значимая;
- по Поливановой — проектная.
По мнению Леонтьева, именно смена ведущей деятельности является основным признаком каждого возрастного кризиса в развитии ребёнка.
Божович
Лидия Ильинична Божович ввела понятие новообразования. Это те психические и социальные изменения, которые происходят с ребёнком во время кризисного периода. Именно они определяют сознание, отношение к среде, межличностные контакты, внутреннюю и внешнюю жизнь. Они являются обобщённым результатом всего психического развития на соответствующем этапе жизни и становятся базой для формирования психических процессов во время следующего кризиса.
Новообразования формируются на стыке двух периодов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.
Эльконин
Данил Борисович Эльконин на основе общепринятой периодизации создал свою, авторскую. Её фундаментом стало выделение им двух систем, в которых, по мнению психолога, развивается каждый ребёнок:
- «ребёнок — общественный предмет»: развитие умственной сферы;
- «ребёнок — общественный взрослый»: развитие личностной, мотивационной сферы.
Каждый стабильный период, обозначенный Выготским, Эльконин разбил на два подэтапа. В первом ВД связана с одной системой, во втором — с другой. Переходы между ними и являются кризисными скачками вперёд. Вот как выглядит его периодизация:
Раннее детство:
- младенчество (до года) — кризис 1 года (малый);
- ранний возраст (1-3 года) — кризис 3 лет (большой).
Детство:
- дошкольный возраст (4-7) — 7 лет (малый);
- младший школьный возраст (8-11) — 12 лет (большой).
Подростничество:
- младший подростковый возраст (12-15) — 15 лет (малый);
- старший подростковый возраст (16-17) — 17 лет (большой).
Таким образом, у Эльконина возрастной кризис 13 лет разбит на два более детальных — 12 и 15.
Эриксон
Эрик Эриксон ввёл понятие кризиса идентичности. Он заключается в том, что во время проблемного периода ребёнку приходится выбирать между двумя дилеммами. В зависимости от принятого решения развитие личности протекает в дальнейшем либо в положительном, либо в отрицательном ключе. Его периодизация:
- 1 год — доверять окружающему миру или нет?
- 3 — быть самостоятельным или испытывать постоянное чувство стыда за сделанное?
- 7 — раскрыть свои инициативные и организаторские способности или послушать критику и остаться в тени?
- 13 — быть самодостаточным или неуверенным в себе?
- 17 — кто я и чего я хочу?
По Эриксону, если в момент кризисного периода выбран не тот путь, это приводит к нарушениям развития личности.
Причины
По словам Эрика Эриксона, американского психолога, кризисный период — это следствие несовпадения ожиданий от жизни с действительностью. Человек оглядывается назад, анализирует прошлое и понимает, что многое упустил. Но даже если жизнь была яркой и насыщенной, переживаний не избежать, поскольку люди склонны всегда стремиться к каким-то недостижимым идеалам.
Из других факторов и причин, провоцирующих наступление кризиса зрелости, можно выделить:
- Выход на пенсию. Иногда человек сам соглашается на этот шаг. Но это не значит, что он полностью готов к нему.
- Смена социального статуса. Приходится привыкать к тому, что ценный сотрудник теперь будет обычным пенсионером.
- Активный образ жизни сменяется «днем сурка». Жизнь становится скучной и однообразной.
- Человек не понимает, что делать дальше, ведь его жизнь уже не будет такой, как раньше.
- Сужается круг общения. Даже если остается возможность работать, становится сложно найти общий язык с коллегами, особенно с более молодыми.
- Из-за постоянного стресса ухудшается общее самочувствие.
Еще одна причина наступления кризиса — зависимость от родных и близких людей. Небольшая пенсия и плохое здоровье уже не позволяют жить так, как раньше. И вроде бы не хочется быть обузой, обременять других, но выхода особо-то и нет.
Общая характеристика
Все возрастные детские кризисы имеют специфические черты.
1 год:
- с обучением ходьбе расширяется доступное пространство;
- появляется автономная речь (выражают эмоции звуками);
- поведение определяется впечатлениями, а не зависимостью от предметов;
- происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).
3 года:
- изменяются отношения со взрослыми;
- происходит отделение себя от других;
- осознаются возможности;
- зарождается потребность в уважении и признании.
7 лет:
- приходится осваивать новые правила школьной жизни;
- ускоренными темпами происходит развитие операционально-технической сферы;
- усваивается социокультурный опыт;
- приобретает значимость учебная деятельность;
- развивается саморегуляция.
Подростковый период:
- на первый план выходит общение со сверстниками;
- развивается самосознание — внутреннее ощущение себя как индивидуальности;
- составляются жизненные планы, которые в будущем позволят жить самостоятельно;
- появляется самоопределение — осознание своего места в человеческом обществе;
- формируются рефлексия, формально-логический интеллект и гипотетико–дедуктивное мышление.
Нужно иметь в виду, что даже у психологов периодизация достаточно условна. Нельзя воспринимать указанный возраст слишком буквально: кризис 3 лет вовсе не означает, что он начнётся в день рождения и будет продолжаться ровно 12 месяцев. Этот критерий достаточно индивидуален. У кого-то скачок происходит раньше, у кого-то — позже. И длиться они могут тоже по-разному: у некоторых всё заканчивается спустя 3 месяца, а другим приходится терпеть по полгода и дольше.
Психологические советы: как пережить?
Первое и самое главное, о чем говорят все психологи, — не закрываться в себе. Одиночество ни к чему хорошему не приведет. Оставаться один на один со своими мыслями — главная ошибка, которую допускают люди, столкнувшиеся с кризисом зрелого возраста.
Есть и другие рекомендации:
Принять себя.
Для этого нужно провести внутренний диалог с собственным Я, устранить чувство вины, смириться с тем, что некоторые вещи изменить уже нельзя.Как только придет это осознание, стоит отпустить ситуацию и начать жить в свое удовольствие.
- Найти хобби. На пенсии всегда много свободного времени. И лучше не тратить его на обдумывание того, что можно было бы сделать в прошлом. Мудрее найти занятие, которое будет приносить удовольствие. Это может быть что-то связанное с творчеством или, например, со спортом.
- Знакомиться с новыми людьми. Этот совет плавно вытекает из предыдущего. Найти новых знакомых или даже друзей можно во время занятий спортом, в клубах по интересам или даже на банальной прогулке в парке.
- Заниматься общественной деятельностью. Это может быть забота о животных в приюте, помощь детским домам или домам для престарелых. Главное, чтобы человек чувствовал себя нужным и полезным.
Также специалисты рекомендуют путешествовать. Не обязательно отправляться в другую страну. Достаточно посетить незнакомый район в своем родном городе или поменять парк возле дома на тот, что подальше.
Основные симптомы
Возрастные кризисы развития характеризуются определёнными симптомами.
1 год:
- громкий плач без слёз;
- резкие движения: машут руками, топают ногами, мотают головой, замахиваются для удара;
- чрезмерно живая мимика: хмурят брови, плотно сжимают губы, сужают глаза;
- требовательные интонации;
- опасное любопытство, когда тянет ко всему запретному;
- непоседливость;
- протесты против действий взрослых (срывают одежду) и привычного режима (отказываются есть);
- назойливость.
3 года:
- негативизм;
- строптивость;
- упрямство;
- бунт;
- деспотизм;
- обесценивание;
- своеволие.
Дополнительно к вышеперечисленному «семизвездию»:
- отдаление от родителей;
- патологическая, ничем не объяснимая жадность;
- вредность;
- ревность;
- необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.
7 лет:
- не слушаются;
- хотят быть взрослыми: подражают кому-то из старших, отказываются играть с теми, кто младше;
- не воспринимают критику;
- осознанно обижают окружающих.
Подростковый кризис:
- враждебность, конфликтность;
- грубые нарушения дисциплины, правил, запретов;
- стремление к одиночеству и изоляции, замена реального общения виртуальным;
- вспыльчивость, импульсивность;
- снижение успеваемости в школе;
- повышенная чувствительность к критике.
Есть и общие моменты для всех возрастных скачков: непослушание, протесты и даже бунты против рамок и ограничений, закрытость, потеря авторитета взрослых и доверия к ним, резкая смена настроения, раздражительность, агрессия.
Важность сложного периода
То, как человек справится с кризисом зрелости, определяет особенности его поведения в будущем. А кризисные периоды на его пути еще будут.
Это первый момент. Второй — игнорирование проблем усугубляет ситуацию и продлевает кризис. В некоторых случаях он продолжается несколько лет. Не обращать внимание на неприятные симптомы — одна из главнейших ошибок.
Другая — оставаться в одиночестве. Поддержка родных и близких людей многого стоит. Даже простой доверительный разговор поднимает настроение. Что уж говорить о искреннем стремлении помочь.
Преодоление кризисов
Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:
1 год:
- всесторонне развивать;
- обеспечить бытовую безопасность;
- обучать самостоятельности;
- отрабатывать категоричные запреты с помощью слов «надо» и «нельзя».
Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.
3 года:
- уметь переключать внимание ребёнка;
- ругать только за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас;
- не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;
- избегать «ярлыков»;
- не навязывать помощь.
7 лет:
- заменять игровую деятельность учебной постепенно;
- предоставлять право выбора;
- корректно указывать на совершённые ошибки;
- помогать с домашними заданиями;
- постоянно быть на связи с учителем;
- не критиковать взрослых в их присутствии;
- поощрять общение со сверстниками;
- не сравнивать с остальными;
- помогать в решении школьных проблем.
Подростковый период:
- искать во всех ситуациях компромиссы, «точки соприкосновения»;
- вовлекать в обсуждение семейных планов, давать им возможность высказаться, учитывать их мнение;
- поддерживать доброжелательные, доверительные отношения;
- искренне интересоваться их увлечениями;
- делегировать ряд обязанностей как выражение доверия;
- не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание;
- контролировать круг общения.
Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:
- Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
- Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
- Не наказывайте физически.
- Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
- Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
- Не идите на поводу.
- Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
- Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
- Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
- Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.
Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.
«Четверть века» и новые вопросы
Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон [3] называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.
Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья [4].
В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.
Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.
Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.
Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.
До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.
Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.
В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.
Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.
Фазы
Кризис возрастного развития имеет 3 фазы своего протекания:
- Предкритическая. Человек осознает разницу между объективной действительностью и новой идеальной формой его дальнейшей жизни. Жизнь начинает казаться неполноценной, возникает желание достичь новых результатов, построить новое будущее.
- Критическая. Данная фаза состоит из 3-х этапов:
- Попытка реализации желаемого в реальных жизненных ситуациях.
- Этап конфликта. При попытке изменить свою жизнь, человеку приходится идти на конфликт с окружающими его людьми, отстаивая свою новую жизненную позицию.
- Рефлексия. Происходит пересмотр собственных способностей и формирование новых внутренних структур психики.
- Посткритическая. Формируется новая реальная форма развития ситуаций. Идеализированные ранее ситуации становятся реальными.