Охваченность архетипом
Чрезмерное отождествление сознания с архетипическим образом говорит об «охваченности архетипом». Иногда, это, действительно, похоже на одержимость, когда кажется, что какая-то инородная суть завладела психикой человека и управляет им. На самом деле, это похоже на правду. Во время охваченности архетипом индивид теряет осознанный контроль, и власть над его поведением оказывает в руках бессознательного, инстинктивного.
При этом сами архетипы объективны, а в символике архетипических сюжетов лежат истинные причины явлений. Этот механизм объясняет, почему некоторые сны могут носить предостерегающий или вещий характер.
Мать в образе ведьмы или отец с головой и копытами козла — такие сюжеты в сновидении могут трактоваться как предупреждение об искажениях в восприятии реальности спящего. Подсознание располагает более полной информацией о действительности. И то и дело, оно пытается достучаться до сознания во сне, посылая ему знаки, призванные уберечь его от формирования ложных убеждений в реальности. Такие сновидения нередко сняться людям, чьи отношения с родителями приняли искусственную форму доброжелательности, например, в последствии воспитания по модели гиперопеки — удушающей заботы. Такие клиенты на приеме у психолога удивляются, почему горячо любимая мать является в их сновидении в образе злобной колдуньи. Однако, это явный признак вытеснения определенных мыслей и чувств человека в отношении матери в данном случае на уровень подсознания.
К какому из 12 архетипов вы относитесь – A Real Me
На тестирование у вас уйдет минут 10–15, нужно ответить на 12 вопросов. Количество ответов на каждое утверждение разное. Интересно, что все вопросы вокруг одной темы – полета на самолете. Но они касаются разных реакций человека и поведения в конкретной ситуации. Например, где вы сядете в самолете или что будете делать после взлета.
В такой критической ситуации, особенно если человек страшно боится перелетов, и видны все настоящие, искренние эмоции, что и определяет модель поведения. Занимательный опросник.
В тесте мне особенно понравилось оформление: сразу четко видно, кто вы есть на самом деле. Я увидела, что я “Герой”. Даже картинка такая воинственная! Потом лаконично и четко описывается жизненная цель, а потом талант и наибольший страх. Интересно было почитать… После этого дается описание основных характеристик типа, качеств, привычек, поведения.
Результаты оформлены по четкой структуре, все понятно, не возникает лишних вопросов. Так что можете смело проходить опрос. И не забывайте писать в комментариях, какой из предложенных тестов вам больше всего понравился!
Пройти тест→
Власть над архетипами
Осознание системы собственных архетипов дает человеку власть над ними. В умении распознавать и расшифровывать архетипы осуществляется связь двух, ранее разделенных, сфер души человека: сознания и бессознательного. Эта связь в теории Юнга отображена в архетипе целостности или «Самости».
Трактовка и анализ собственных архитипических снов и представлений — путь к личностному развитию и духовному росту.
Понимание языка подсознания дает доступ к истинным причинам явлений и жизненных ситуаций, зашифрованных в архетипах. Осознание – возможность для обретения человеком свободного выбора. Только через осознание влияния архетипов возможно проявление индивидуальности, которое не опосредовано бессознательными иррациональными мотивами. С точки зрения Юнга, индивидуальность – антипод архетипичности. Проявляя свою индивидуальность в осознанном выборе, человек уходит от заданных шаблонов поведения. Этим он выражает творческую суть. Индивидуация– это путь эволюции души. Это путь от охваченности архетипами до достижения целостности, когда сознание и бессознательное сливаются в едином ядре личности.
Мандала — символ архетипа Самости.
Основные архетипы Юнга
В структуре личности Юнг выделял 3 сферы:
- сознание;
- личное бессознательное;
- коллективное бессознательное.
Сознание — это «Я осознающее» здесь и сейчас. Личное бессознательное – это то, что ранее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. А вот коллективное бессознательное не приобретается в течении жизни, а наследуется, подобно информационному пакету образов и форм. При этом развитие личности по Юнгу основано на взаимодействии 5-ти основных архетипов, с помощью которых осуществляется связь сознания с бессознательным.
Основные архетипы Юнга:
- Эго;
- Анима и Анимус;
- Тень;
- Персона;
- Самость.
Темный аспект Анимы или архетип Тени в образе Малефисенты.
Влияние
Архетипы до сих изучаются и используются в различных сферах науки и жизни человека. Появилась архетипическая педагогика. Это направление, которое помогает расти педагогу в духовной и психологической сфере.
В 2001 году была выпущена книга, которая описывала архетипы в маркетинге брендов. Она носит название «Герой и бунтарь». Одним из авторов стала Кэрол Пирсон (создательница опросника по определению архетипов). Главной мыслью книги стало то, что выигрывает тот бренд, который в своей рекламе использует устоявшиеся образы, которые приближают к архетипам.
Определить архетип поможет психологический тест. В нем содержатся простые вопросы, на которые нужно отвечать предельно честно. Это поможет определить потенциал, возможности, сильные и слабые стороны личности.
Эго или «Я»
Эго – центр психической сферы. Здесь расположена точка наблюдения сознательного «Я» за внутренним и внешним мирами. Отсюда же начинается путь развития личности или «индивидуализация», как ее определил Карл Густав Юнг.
Индивидуализация — слияние сознания и бессознательного в одной единой структуре — архетипическом образе Самости.
Анима в образе Эвридики, спасаемой из подземного царства Орфеем.
Анима и Анимус
Анима и Анимус в аналитической психологии Юнга обозначают образ противоположного пола в генетической памяти. Анима – женское в мужчине. Анимус – мужское в женщине. Юнг называет это образом души. Именно по этому образу люди выбирают друг друга для построения отношений и создания семьи. Образ души несет в себе опыт всего человечества, опыт рода и личный опыт человека в сфере отношений.
Анима и Анимус могут принимать разнообразные архетипические формы, освещая позитивный или негативный аспект личности.
Например, женское начало может быть проявлено в амплуа нежной девы или злой колдуньи. Мужское начало может представать перед сознанием в форме благородного принца или ревнивого тирана.
Образ души оказывает влияние не только на выбор партнера, но и на отношения с противоположным полом в целом. Кто Я для своего супруга или супруги — «благородная дама сердца» или «ревнивая мегера»; «рыцарь» или «синяя борода»? Также, от индивидуального архетипа Анимы/Анимуса в психике человека, по большей части, и зависит проявление гендерных качеств в характере личности.
Архетип Анимы в образе Венеры — богини красоты.
Архетипы Анимы и Анимуса двойственны, но их двойственность находится в равновесном балансе.
Сила проявления одного аспекта дает силу для проявления противоположного. Например, внешние показательные проявления силы говорят о внутренней слабости. Сильная женщина, выполняющая в жизни мужские задачи, несет в своем сознании образ слабого Анимуса, по которому она подсознательно ищет для себя соответствующего спутника жизни. Потому слишком сильные женщины выбирают слишком слабых мужчин. Вообще мы всегда выбираем тех, чьи качества отражают наше внутреннее естество.
Негативный аспект Героя
На самом деле, как и другие архетипы, Герой может проявить весь свой негативный потенциал, если на то будут соответствующие обстоятельства. В худших случаях он становится властолюбивым, жестким и даже жестоким, невероятно высокомерным, страдающим паранойей – вечным поиском врагов. Героем можно считать того же Чингисхана, который стремился завоевать мир и сделал это, по крайней мере, на треть. Однако его путь был заполнен разрушениями, грабежами и насилием. Архетип Героя можно разделить на несколько уровней, и на самом низком из них единственное, чего он хочет – власти, как можно больше власти. Поэтому в Герое есть определенная ловушка. Человек может воспринимать себя благородным спасителем мира от зла, но окружающие люди будут справедливо видеть в нем злодея, который на самом деле разрушает, а не спасает.
Таким образом, самое страшное для любого Героя – в один прекрасный день обнаружить себя в роли тирана, самодура, которого боится все его окружение, прежде его боготворившее. Это не единственный его страх – для Героя также страшно понять, что он недостаточно силен и смел для выполнения поставленной перед ним задачи, подпасть под чужое негативное влияние и оказаться инструментом для выполнения чужих дурных целей, стать чрезмерно жестоким и требовательным по отношению к слабым, которых необходимо защищать.
Но поскольку чаще всего глубинными мотивами всех действий Героя являются две идеи – идея сверхсилы или идея справедливости, риск съехать в негатив подчас бывает очень высоким, поскольку сами идеи представляются невероятно высокими и по сути недостижимыми.
Архетип Тени
Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует архетип Тени.
Юнг заключил: то, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, уже через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику и поведение. Чем активнее работает вытеснение, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.
Архетип Тени в образе Мефистофеля (слева) из романа Гёте «Фауст».
Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны.
Своим вмешательством в сознательную жизнь Тень направляет личность в сторону удовлетворения его подавленных желаний и высвобождения невыраженных эмоций. В конечном итоге, вмешательство Тени должно привести личность к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием». Проще говоря, психозом.
Тень напоминает о себе как через символику внутреннего мира (сновидения), так и в реальных фигурах мира внешнего (люди, которые нам по неизвестным причинам не нравятся). Она может преследовать человека в кошмарах в олицетворении демона или чудовища. Но может проецироваться и на окружающих. Так, иногда мы можем встретить в окружающих качества, которые спровоцирует нашу Тень на действия. И тогда, ведомый гневом и обидой индивид поддается бессознательному влиянию Тени и начинает совершать неадекватные поступки, что часто выражаются в агрессивном поведении, злословии, недоброжелательности. При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной. Недаром у духовных практиков существует рецепт: если что-то в этом человеке тебя раздражает, поищи в себе.
Символически встречу с Тенью обозначают взглядом на собственное отражение.
Неортодоксальные концепции
Новой ветвью в изучении юнговских концепций стал курс лекций последователя аналитической школы Джеймса Хиллмана. Он являлся директором по исследованиям института К. Юнга. На основе лекций вышла книга «Пересмотр психологии». Она открыла дорогу новой аналитической школы психологии.
Представители классической школы довольно свободно и произвольно трактовали архетипы. С этим был не согласен Хиллман. Особенно ученый критиковал труды представителя старой школы Эриха Нойманна (ученик и последователь юнговских теорий), который сводил все женские содержания к единому архетипу Матери.
Также Хиллман не считал, что самость – ядро, которое объединяло остальные архетипы.
Архетип в психологии – это устаревший термин, по мнению Хиллмана. Он предложил заменить понятие архетипа, так как оно было слишком размытым и произвольным, заменив его на архетипические образы. В таком случае рушилось понятие 2 противоположных доминант.
Теперь было нужно объяснить появление образов по-другому. Хиллман использовал идею французского исламоведа, ссылаясь на концепцию трех миров. Такая же система была найдена Хиллманом у философа Марсилио Фичино. Он выделил три составляющие: тело, разум и воображение.
Путешествие героя
На основе путешествия героя, создан опросник, который позволит раскрыть доминирующий архетип личности. Модифицированная версия путешествия создана одной из последовательниц течения, которое соединяло в себе эзотерику, оккультизм, синкретизм, Кэрол Пирсон.
Название самого направления: «Новая эра». Для создания опросника Кэрол Пирсон взяла наработки Нойманна, которого критиковал Джеймс Хиллман, и Джозефа Кэмпбэлла (американский мифолог). И соединила с новым направлением аналитической школы психологии от Джеймса Хиллмана.
Первые теории о том, что мифы и легенды разных культур имеют одну идею, высказал антрополог А. Бастиан. Уже в 1909 году последователь Фрейда нашел 12 признаков, которые объединяют легенды разных народов. В 1912 году К. Юнг попытался извлечь идею из мифов в реальную жизнь. Таким образом, был сформирован архетип героя. В 1936 была выпущена книга, авторство которой предлежит антропологу Реглану. Она носит название «Герой». В ней ученый выделил уже 22 повторяющихся признака героя.
Кэрол Пирсон выделила сначала 6 архетипов. Также она отмечала, что личность не всегда проживает все архетипы последовательно один за другим, как она описала в своей схеме, которую можно найти в книге «Внутренний герой». Книга была переиздана уже после 1990 года. В ней насчитывалось уже 12 архетипов. Они стали основой для опросника, который создала Кэрол Пирсон в сотрудничестве с Хью Марром.
Архетип Персоны
Персона – это посредник между «Я» и внешним миром, набор масок, за которыми скрывается Тень. Фактически, этот архетип – социальный аспект личности. Все самое лучшее собрано в нем. С другой стороны, это – только образ, который выбирает личность, чтобы быть принятой социумом. И под эту задачу он скрывает свою темную сторону, вытесняя ее в Тень.
Социальные модели поведения диктует человеку Персона — лицо личности
Но вот тот, кем овладевает архетип Персоны, превращается в очень удобного и безликого человека, лишенного индивидуальности и живущего не свою жизнь.
Герои в кинематографе
Наибольшее количество Героев мы можем найти в кино. Как мы уже говорили, он является эффектным и узнаваемым образом, который сразу способен завоевать симпатию зрителя. Чаще всего этот архетип представлен здесь мужскими персонажами, хотя встречаются и женские. Можно вспомнить огромное количество актеров, для которых роль Героя долгое время была основной: Арнольд Шварцнеггер, Джеки Чан, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне и многие другие.
В фильмах герои чаще всего выделяются своей силой, смелостью и стремлением к установлению справедливости и мира. Редко их образы отличаются особенной глубиной и тщательной проработкой. Здесь гораздо более важным является внешнее впечатление о Герое как хорошем парне, сражающимся с плохими и непременно побеждающим их. В массовой культуре всегда были востребованы такие образы, поскольку архетип Героя моментально находит отклик у зрителя как один из самых понятных и симпатичных.