План урока:
Что такое сознание
Индивидуальное и общественное сознание
Самосознание
Самооценка личности
Сфера бессознательного: познание и его уровни
В отличие от животных люди способны осознавать, что с ними происходит и изменять текущую ситуацию. Люди понимают, что каждое их слово и действие будет иметь определенные последствия, поэтому человек способен сдерживать свои инстинкты, страсти, эмоции. Такой самоконтроль возможен благодаря наличию у людей сознания.
Сущность сознания и его структура
Сознание — одно из основных понятий не только психологии, но и философской науки.
В философии понятие сознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятием – «материи». Поэтому понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания в широком или узком смысле.[2, с.73]
При понимании сознания в широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно для идеалистической философии.
В материалистической философии термин «сознание» используется в другом, узком смысле. Оно теряет здесь характер самостоятельной сущности и приобретает облик лишь одного из свойств материи, причем свойства, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи человеческого мозга. Здесь роль вечной и бесконечной субстанции, первоначала передается материи. В этом узком смысле, сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной, тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание как вторичное бытие.
Происхождение сознания при разном его понимании — в широком и узком смысле — объясняется по-разному.
Сознание в широком, субстанциональном смысле является вечным, и поэтому вопрос о его происхождении в идеалистической философии даже не ставится. В этом смысле, как отмечалось, оно близко к понятию Бога, обстоятельства, появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются.
Введение
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых психология.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание психологов и философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.
С точки зрения психологии, сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически — преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.
Для философии эта проблема важна потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью.
Структура и функции самосознания
Относительно структуры понятия в психологии также нет единого подхода, рассматривается несколько альтернатив.
Так, в работах В.С. Мухиной в составе самосознания просматриваются: идентификация человека с собственным имением и физическим телом, половая принадлежность, самооценка и притязания на оценку со стороны социума.
В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него:
- Понимание личностных психических характеристик.
- Осознание «Я» как активного субъекта.
- Признание тождественности личности.
- Оценку собственных психических качеств с точки зрения моральных и этических правил.
В.В. Столин определяет следующие части самопонимания: самооценка, создаваемый образ самого себя (тело, эмоции, чувства), конфликтная сущность своего «Я».
Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом:
- познавательная часть
– осознание человеком всех сторон собственной личности;
- самооценка
– отношение человека к своим характеристикам, как физическим, так и духовным, эмоциональным;
- саморегуляция
– способность человека на основе знаний о себе, контролировать, регулировать и корректировать свое поведение и поступки.
Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят:
- «Я» сегодняшний
. Это представление о своей личности в текущий момент времени, осознание своего положения в реальности. Мы оцениваем существующие социальные роли: какой я работник, муж, отец и т.д. Если идеальный образ и реальный не совпали, возможно возникновение переживаний. - «Я» желаемый
. Это представления человека об идеальном образе, к которому он стремится. В этот компонент входят: потребности, мечты и желания. Именно это «Я» является основным мотиватором к продуктивной деятельности. - «Я» предыдущее, включающее оценку себя в прошлом
. Если в ранние периоды жизни у человека были неприятные или болезненные моменты, это может препятствовать реализации потребностей в будущем.
Все перечисленные компоненты самосознания связаны между собой и влияют друг на друга.
Функции
Самой важной функцией самосознания является саморегуляция
. Поскольку мы себя полностью идентифицировали, осознали ресурсы (положительные и отрицательные характеристики, потенциал, возможности), понимаем потребности и желания, он может действовать в направлении к созданию своего идеального образа.
Когда личность заблуждается относительно собственных нужд или неадекватно оценивает имеющиеся возможности, то удовлетворения от своей деятельности она не получит. Либо устремится в неверном направлении, либо для исполнения желания не хватит сил и потенциала. В том и другом случае неизбежны разочарования и возникновение фрустраций (сильные переживания из-за несбывшихся надежд, ожиданий).
Саморегуляция убережет человека от бессмысленной траты сил и времени на ненужные цели.
Следующая функция самопонимание
– это формирование индивидуальности. Личность всегда уникальна, каждый из нас неповторим. Только мы сами знаем, какие чувства проживаем, как реагируем на трудности и препятствия, наша боль – это только наша боль.
Мы имеем право на собственное восприятие жизни, личное мнение и хотим нести ответственность за поступки. Индивидуальность, уникальность приходится отстаивать в течение всей жизни.
Среди основных функций — определение личных границ, самозащиты
. Мы учимся выстраивать свое поведение таким образом, чтобы меньше испытывать токсичного влияния со стороны окружающих. Неординарные личности часто подвергаются остракизму (гонениям) в обществе. Необычные способности и внешность, собственный взгляд на вещи, отличный от общепринятого, часто делают человека «белой вороной», которую собратья пытаются заклевать. Осознанное чувство покоя и уверенности в себе позволяют выстраивать крепкую линию защиты.
К примеру, если человек любит свое тело, он не станет гнаться за навязанными стандартами красоты, если считает аморальным делать подлости, не будет делать карьеру, «подставляя» коллег, даже если так принято в коллективе и т.д.
В психологии есть такой прием. Если вы уверенны в своей правоте, живете согласно выработанным принципам, то в случае нападок представьте себя резиновым шариком, который никто не сможет ущипнуть. Лучше потерять токсичное окружение, чем самого себя.
Психические явления
Главный интерес психологии — так называемые личные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, бессознательное проявляется в самых глубоких его чертах. Большой вклад в развитие проблем личного подсознания внес Зигмунд Фрейд. Бессознательное человеческой личности состоит из тех качеств, интересов, потребностей, которые сознательно не воспринимаются человеком, но которые присущи ему и проявляются в различных непроизвольных реакциях, действиях и умственных явлениях.
Первая группа психических явлений — это ошибочные действия: Бронирование, ошибки в написании и слышении слов. Оговорки — это неосознанно определенные артикуляционные речевые акты, связанные с искажением звуковой базы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно семантического характера, не случайны. З. Фрейд утверждал, что они проявляют мотивы, мысли и переживания, скрытые от сознания человека. Оговорки возникают при столкновении бессознательных намерений человека, его других побуждений, с сознательной целью поведения, противоречащего скрытому мотиву. Когда бессознательное преодолевает сознание, наступает оговорка. Именно этот психологический механизм лежит в основе всех ошибочных действий: они «возникают в результате взаимодействия, а точнее, противостояния двух разных намерений».
Вторая группа явлений — это невольное забывание имен, обещаний, намерений, объектов, событий. Забвение имен связано с неприятными чувствами забывчивого по отношению к человеку с забытым именем или к событиям, связанным с этим именем. Такое забывчивость обычно происходит против воли говорящего, и такая ситуация характерна для большинства случаев забывчивости имен.
Третья группа явлений личного характера относится к категории репрезентаций и связана с восприятием, памятью и воображением: Мечты, мечты и мечты. По мнению Фрейда, содержание снов связано с неосознанными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не полностью удовлетворенными важными жизненными потребностями.
А.Н. Леонтьев разработал три компонента структуры индивидуального сознания — чувственную ткань сознания, смысл и личный смысл.
Сенсорная ткань сознания «формирует сенсорную композицию конкретных образов реальности, фактически воспринимаемых или возникающих в памяти». Эти изображения отличаются модальностью, сенсорным тоном, степенью четкости, большей или меньшей стабильностью. Особая функция смысловых образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательному образу мира так, как он раскрывается субъекту. Иными словами, через смысловое содержание сознания мир предстает субъекту как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности». Значения — это общее содержание слов, диаграмм, карт, рисунков, понятных всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим аналогичный исторический путь. Опыт человечества обобщен, кристаллизирован и тем самым сохранен для будущих поколений. Постигая мир смыслов, человек учится, знакомится с этим опытом и может внести в него свой вклад. Универсальным языком значений является язык искусства — музыка, танцы, живопись, театр, язык архитектуры.
Развитие самосознания
Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.
Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.
Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям. К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться. С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.
Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.
И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.