Как достичь эмоциональной зрелости? 5 последовательных шагов


Эмоционально зрелый человек чувствует радость жизни и умеет создавать ее в соответствии со своими устремлениями и идеалами, раскрывать и реализовывать потенциал на всю мощь. Эмоциональная зрелость – это взрослая позиция, из которой человек перестает обвинять внешние обстоятельства или других людей в собственных неудачах. Как же достичь эмоциональной зрелости?

Эмоционально зрелый человек полностью принимает ответственность за всё, что с ним происходит, тем самым получая возможность управлять собой и своей жизнью.

Знание себя, своих реакций на внешние события, умение описать свои чувства и эмоции, а также осознание почему они возникают и что за ними стоит – также качества эмоционально зрелого человека. Он может осознанно и свободно вместо разрушительных негативных эмоций и автоматических неосознанных реакций выбирать красивые, позитивные и созидательные состояния. Умеет чувствовать и понимать других людей и выстраивать с окружающими гармоничные взаимоотношения.

Кажется, что этого невозможно достичь. Да, это не так уж просто, но под силу каждому, кто этого захочет.

Матрица развития

Усвоение новых ролей/навыков определяется универсальной матрицей развития, закладываемой на ранних этапах развития. Осознание и направленное использование этой стадийности процессов предложено Н. Пезешкианом и позволяет проводить терапию, осознанно развивать себя, отношения с партнером, социальным окружением и фантазией/духовностью. Эта матрица состоит из следующих пяти стадий:

  1. Наблюдение основано на способности переживать внутренний и внешний опыт как часть своей жизни. Эта способность берёт начало во вселенской идентичности младенца и описывается Морено как «стадия другого». Осознанное использование этой ступени предполагает способность к когнитивному овладению/осознанию и регулированию своего поведения в различных ситуациях и сферах своей жизни.
  2. Инвентаризация/понимание – стадия концентрация внимания на другом. Предполагает и развивает способность определять содержание, историю, динамику и возможности жизненных ситуаций. Обеспечивается аналитико-логическими ресурсами таких способностей как справедливость, точность, порядок, открытость умение видеть за эмоциональными проявлениями содержание конфликта.
  3. Ситуативное поощрение/приятие/мотивация – стадия превознесения другой части опыта, упуская из внимания всё остальное, включая себя, предполагает способность доверять и находить ресурсы, и создавать условия их использования за счёт поддержки и комбинации необходимых способов мотивации себя и окружающих.
  4. Вербализация/решение/действие – стадия активного помещения себя на место другого и апробация роли нового опыта. Способность принять на себя ответственность за достижение изменений. Открытость и честность, терпение и учтивость в разрешении конфликтов баланс открытости и осознанной ответственности за проявление эмоциональных реакций. Способность принимать решение.
  5. Расширение целей, перспектива – взаимодействие в новой роли с кем-то другим, способность видеть цель, прогнозировать результаты

Уровни эмоциональной зрелости

Всякая эмоция являет собой последствие удовлетворения либо неудовлетворения какой-нибудь потребности, ценности, желания. При удовлетворении желаемого возникают позитивные эмоциональные ответные реакции, при отсутствии удовлетворения – негативные. Поскольку большинство желаний, потребностей, ценностей удовлетворяются исключительно посредством чего-то извне, то можно заключить, что человеческие эмоции играют значимую роль в их бытие. Ведь именно при помощи эмоциональной сферы возникает «связывание» душевной системы ценностей, потребностей с внешней средой.

Эмоции сообщают об удовлетворении потребности (оценочно-сигнальная функция эмоций). Они дают «психологическую силу» для деятельности (мобилизационно-регулирующая функция). С их помощью происходит фиксирование отрицательного и закрепление положительного опыта (следообразующая и адаптивная функция). Именно эмоции дарят людям ощущение бытия, его наполненности.

Следовательно, эмоциональное созревание не менее значимо в существовании человека, чем умственное развитие. Именно поэтому степень эмоциональной зрелости человека является важнейшей характеристикой его умения полноценно существовать.

Ниже приведены уровни эмоциональной зрелости.

Самый низкий уровень именуется эмоциональным блоком. То есть сами эмоции есть, но индивидом они не ощущаются. Их наличие определяется по сопротивлению одним поступкам и возникновению побуждения к другим. Эмоции могут вынуждать совершать действия либо блокировать их. При этом индивид не ощущает непосредственно эмоциональный посыл. Просто он не в состоянии прекратить какое-либо действие, происходящее наперекор сознательному решению, или наоборот совершить какую-нибудь операцию. Также подобное состояние можно описать как вакуум, оцепенение, пустота или замороженность. Нередко случается, что описываемые «неуловимые» эмоции бесконтрольно откладываются, приводя к аффективным вспышкам, сменяющимся опять «бесчувственным» состоянием до следующего подобного всплеска.

На следующем уровне эмоции ощущаются как телесные проявления. Так, например, страх обнаруживается в потливости и учащённом сердцебиении, депрессия – в стеснении груди, гнев – в дискомфортных спазмах в эпигастрии. При этом эмоция как сама эмоция не ощущается.

Низкая эмоциональная зрелость обнаруживается в хаотических переживаниях. Сами эмоции ощущаются как определённый уровень расплывчатой эмоциональной энергии, однако какая именно эмоция переживается определить невозможно. То есть человек не различает собственные ощущения, он ощущает вместо определённых эмоций «кашу» (мешанину) из них и напряжение.

Четвёртый уровень – это различение эмоций. Здесь наблюдается различение и опознание эмоций, определение возбудивших их ситуаций, сопровождающих мыслительную деятельность и желания. Человек одновременно может испытывать несколько неодинаковых эмоций, опознавая и различая их. При этом интенсивные переживания искажают здравую оценку.

На пятом уровне возникает ответственность за собственные эмоции. Внутренний субъективный контроль над переживаниями, заключающийся в понимании, что не события вынуждают человека чувствовать, а его чувства являются откликом на ситуацию. Эмоции не воздействуют на здравое оценивание ситуации либо производимые действия. Сегодня данный уровень считается достаточно высокой степенью сформированности.

На следующем уровне возникает не только умение управлять индивидуальным эмоциональным реагированием, но и эмпатия – понимание и прочувствование переживаемого другими субъектами. При этом индивид чётко разделяет «свои» от «сторонних» эмоций. Он не переживает чужие ощущения, а чувствует, что переживает другой. Данный уровень считается очень высокой степенью развитости. Дабы достичь следующего уровня, необходимо учиться производить «обмен» эмоциями с иными субъектами.

Эмоциональное взаимодействие возникает на последнем уровне. Человек может не только прочувствовать эмоции окружающих лиц, но и полноценно сознательно на уровне эмоций взаимодействовать с окружением.

Эмоциональная зрелость ребенка включает эмоциональную устойчивость, низкую степень импульсивного реагирования, выработку учебной мотивации. Эмоционально сформированный малыш способен контролировать проявление собственных переживаний, настроение его устойчиво, а также он способен сдерживать недовольство, огорчение, обиду.

Как правило, у детей выделяют три компонента школьной зрелости: социальный, эмоциональный и интеллектуальный. Эмоциональный компонент школьной зрелости очень важен, поскольку может стать базисом неготовности к школьной среде ребёнка, а следовательно, и причиной целого комплекса школьных проблем, включая и социальную адаптацию его среди сверстников.

Именно поэтому так важно развивать способность контролировать проявление индивидуальных эмоциональных реакций.

Рекомендации по управлению эмоциями

Чтобы научиться управлять своими эмоциями, определите к какому типу людей вы принадлежите:

Эмоциональный человек – тот, который не привык сдерживаться.

Таким людям необходимо научиться выпускать эмоции не на людей, а с помощью техник (гневное письмо – выплескивание на бумагу через написание, физическая нагрузка – сжигание эмоции через тело: бег, приседания, уборка дома, дыхательные упражнения и другая интенсивная деятельность).

Безэмоциональный человек – тот, который привык не замечать свои эмоции, подавлять их.

Необходимо учиться чувствовать и проживать эмоции, не подавляя их. Позвольте им проявиться.

Это шаг к узнаванию себя, знакомству с собой и принятию. А потом уже можно применять методы, описанные в пункте выше.

Когда вы отказываетесь от того, чтобы чувствовать свои эмоции, считая их плохими или, наоборот, стыдитесь того, что они слишком яркие, и вам кажется, что вас не поймут, вы отказываетесь от себя, не принимаете себя целостно.

Здесь вам поможет понимание, что появление эмоции — это рефлекс нашего тела, это природа наших клеток, привычка реагировать на раздражитель.

Это уровень животных инстинктов и импульсов. И это нормально.

А ваша задача, как осознанного существа, научиться управлять своими реакциями.

И действовать исходя не из спонтанного реагирования, а опираясь на свои чувства и интуицию, которые глубже и основательнее, а, значит, дадут больше устойчивости.

Попробуйте во время эмоционального всплеска обратиться к своим чувствам.

Почувствуйте, как вы любите свою дочь, сына, мужа, родителей и не хотите причинять им боль. Вспомните теплоту, нежность, которые испытываете к ним в благостные минуты.

А сейчас, это всего лишь кратковременный всплеск в силу каких-то причин.

Если вы понимаете, что необходимо провести воспитательные меры, то в чувственно-осознанном состоянии это будет гораздо эффективнее.

Так происходит процесс взросления, преображения и восстановления жизненных сил.

Отличие эмоций от чувств — мнение Алены Старовойтовой

Посмотрите это короткое видео, в котором Алена Старовойтова рассказывает, что отличает чувства от эмоций и почему важно сделать выбор в пользу чувств. Различие между эмоциями и чувствами

Watch this video on YouTube

Различие между эмоциями и чувствами


Watch this video on YouTube

Когда вы выбираете быть честными с собой, когда даете свободу вашим эмоциям проявиться, принимаете и прощаете себя, вы высвобождаете застоявшуюся энергию и даете ей новую жизнь в новом качестве.

Настойчивый интерес

Человек с высоким уровнем ЭИ не зацикливается на мнении негативных людей. Он всегда о чем-то расспрашивает, не боясь при этом показаться глупым или невежественным. Ему хочется новых знаний, что предполагает отстранение от всего и всех, кто может препятствовать достижению этой цели.

Такие люди не боятся узнавать вещи, способные поколебать их систему убеждений. Нет, они даже получают от этого удовольствие. Свежая информация расценивается ими как своего рода обещание поучительного озарения, а не угроза, потому что они знают, кем являются, и что им не стать идеальными. Их восхищают расширение горизонтов и развитие.

Единственный страх, который влияет на их действия, это боязнь оказаться на обочине прогресса, ведь быть хозяином своего разума означает стремиться к росту.

Иллюстрация: Cathy Delanssay

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]