Память в психологии это скопление определенных процессов, непосредственно отвечающих за хранение, накопление, и при необходимости воспроизведение разных типов информационных структур. Эмоциональная память — это накопление и воспроизведение пережитого эмоционального опыта, который плотно «спаян» в психике с вызвавшим эмоцию конкретным событием.
Как управлять этим видом памяти, развивать и усиливать эту способность? Каковы функции памяти на чувства и эмоции. Без способности запоминать травмирующий опыт человек не смог бы полноценно развиваться.
Виды памяти: эмоциональная память
Знаменитый психолог П. П. Блонский выделил 4 основных типа памяти. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и логическую является то, какая психическая активность ярче выражена в процессе запоминания. Итак, память бывает:
- Двигательная — запоминание движений. Езда на велосипеде, катание на коньках, вязание — все это возможно благодаря работе двигательной, или иначе, моторной памяти.
- Эмоциональная — способность запоминать чувства и эмоции, связанные с предметом, событием или явлением.
- Образная — память на образы природы, слуховые или вкусовые образы, или понятийные константы, сформированные в виде абстрактного образа.
- Словесно-логическая. Запоминание мыслеобразов, понятий, заложенных в словах и связей между понятиями. Развивается, когда ребенок уже может воспринимать абстрактные категории.
Память словесно-логического типа наиболее сложная и развивается позже, чем остальные виды, благодаря волевым усилиям. Если логическая память хорошо развита, то у взрослого человека она становится ведущей во всей психической деятельности. Тогда человек может направлять и контролировать все процессы запоминания и воспроизведения.
Что касается эмоциональной памяти, то именно этот процесс играет ключевую роль в становлении социализированной личности. Невозможно принимать решения о своей дальнейшей деятельности, не опираясь на свои внутренние состояния. Без запоминания эмоционального состояния человек бы не смог учиться на своих ошибках.
Механизмы действия
По мнению Блонского, первоначально испытанная эмоция ярче, чем когда она всплывает из памяти. Спустя время эмоция притупляется, смешивается с интеллектуальными размышлениями, другими эмоциями. В то же время при столкновении с аналогичными стимулами или ассоциациями у человека оживают эмоции, чувства, которые при ярком эмоциональном переживании становятся, что называется, болезненной точкой восприятия человека. В некоторых случаях такой вид переживания сохраняется на всю жизнь.
Наиболее ярко запоминаются три чувства — страдание, удивление и страх.
Однако здесь есть разница. Удивление запоминается как впечатление, которое удивило, а само такое чувство не переживается повторно. Болезненные переживания и страдания запоминаются в виде чувства страха.
Между учеными долгое время были разногласия о том, какой вид эмоций запоминается лучше — позитив или негатив? Западные психологи доказывали, что положительные оставляют более глубокий след. Блонский рассуждал с противоположной точки зрения. Он утверждал, что удержание в сознании на долгое время негативного чувства даже в животном мире помогает сохранить вид популяции, что доказывает его большую значимость.
Также Блонский говорил о феномене «переноса» пережитых эмоций с одного раздражителя на аналогичные. Например, если ребенка в детстве укусила собака, то, став взрослым, такой человек боится собак в принципе. По мнению Блонского, эмоциональная память оказывает существенное влияние на формирование характера. Если ребенок пережил какой-либо вид травмирующего наказания или сильный страх, это может привести к формированию боязливой и недоверчивой личности.
В 1977 г. американскими психологами Р. Брауном и Дж. Куликом были описаны яркие воспоминания о неких событиях или ситуациях, которые спровоцировали возникновение эмоционального потрясения, сильного чувства, а также о событиях, сопровождающих эти потрясения. Это явление в психологии называется «мнемическая фотовспышка», что переводится как: «память-озарение», «вспышка-памяти», «яркие воспоминания».
Связь с актерским мастерством
Наиболее востребована эмоциональная память в искусстве театра и кино. На сцене актер умышленно воссоздает в сознании воспоминания эмоций, чтобы произвести впечатления на публику. К.С. Станиславский говорил ученикам о необходимости полного погружения в прошлые эмоции и чувства, стараясь пережить их вновь, при этом понять суть этой эмоции, разобраться, почему она возникла, и каким образом способна трансформироваться. К.С. Станиславский учил вызывать нужные эмоции и чувства по желанию, чтобы они не были привязаны к конкретным событиям жизни ученика. В актерской среде существуют упражнения, суть которых в воспоминании ярко окрашенного эмоционально события в жизни и раскрытии его с точки зрения мотивов действий.
Как работает эмоциональная память
Работа основана на взаимодействии нескольких структурных элементов: собственно эмоции, положительные или отрицательные, чувства, мысли и информация, которая побуждает мысли и чувства личности. Они тесно взаимосвязаны и в потоке сознания отделить компоненты невозможно. Как происходит запоминание эмоций?
Пережитая ситуация или явление оставляет в психике след, называемый энграммой. Эмоции позволяют определить, насколько успешно складываются наши взаимосвязи с обществом и успешны ли личные отношения. Чем сильнее была эмоция, тем ярче и четче энграмма. Затем внезапное напоминание может пробудить этот след в памяти и «вытащить наружу» все эмоции. Однако сила и качество воспроизводимых вновь эмоций отличаются от первичной реакции. Например, по прошествии нескольких лет, то событие, которое огорчало, может восприниматься уже как забавный случай. Это связано с тем, что мысленная оценка события уже иная.
В процессе запоминания часто происходит генерализация переживаний. Это значит, что стимул, вызвавший переживания, со временем объединяется и другими стимулами. От этого человек иногда не может четко вспомнить настоящую причину его страха.
Общие сведения
Эмоциональная память представляет собой память на яркие запоминающиеся события. Она играет важную роль в жизнедеятельности всех людей. Прошлые и сохранившиеся эмоции и воспоминания становятся сигналами, побуждающими к решительным действиям или удерживающими от тех, которые вызвали ранее негативные переживания. Эмоциональная память значительно прочнее остальных ее разновидностей. В некоторых случаях давно произошедшие события оставляют в памяти лишь ощущение, эмоции, впечатления.
Под эмоциональной памятью подразумеваются воспоминания о пережитых когда-то эмоциях и чувствах. Специалисты по сей день не имеют единого мнения, что откладывается в подсознании лучше, позитивные либо негативные впечатления. Западные ученые утверждают, что положительные запоминаются сильнее, а русские считают, что отрицательные эмоции (страдание, тревога) намного важнее для выживания.
Нельзя говорить, что если отсутствует эмоциональная память, то это существенный минус, однако во многих профессиях, к примеру, педагогам и работникам искусства, она необходима. Способность сочувствовать также станет недостаточно развитой.
При отсутствии подобной разновидности памяти не следует отчаиваться, поскольку это только навык, совершенствуемый посредством постоянных тренингов.
Эмоциональный и образный виды памяти
Эмоциональная память у человека тесно взаимосвязана с образами. Благодаря тому, что эмоции окрашивают ярче пережитые события и схваченные образцы, наш мозг способен продуцировать новые образы, которых не существовало. То есть создавать предметы искусства и поэзию.
Образы могут быть зрительными, обонятельными и даже вкусовыми. Эмоциональные образы лучше всего запоминаются актерами и поэтами. Именно для этих людей эмоциональная память является всегда ведущей. И так же, как в любой другой профессии, образами нужно уметь управлять.
Как образуются произведения искусства? Роль эмоциональной памяти
Люди творческих профессий хорошо оперируют образами. Им необходимо уметьи анализировать и синтезировать образы, приводить анналогии и продуцировать новые идеи. Без постоянного внимания к этим умсвенным процессам; к накопленному эмоциональному опыту образы будут расплывчатыми. Соответственно, актер не сможет достаточно ярко воспроизвести их на сцене.
Важное значение имеет способность к каждому образу подбирать цепь похожих образов. Все великие гении умели держать в память множество таких цепей эмоциональных образов, которые затем воплощали в музыку или рисунок. Этому можно научиться. Еще одна важная характеристика эмоциональной памяти творческого человека — низкий порог чувствительности. Чем ниже порог эмоциональной чувствительности, тем больше информации о мире и других людях творческая личность может воспринимать и воплощать.
Физиологическая основа памяти
Существование эмоций было подтверждено наукой, когда в глуби височной доли мозга открыли область под названием миндалина. За возникновение эмоций отвечает именно эта часть лимбической системы. Но вегетативные изменения в организме под действием страха, к примеру, — это работа гипоталамуса. Процессы, происходящие в лимбической системе, имеют и электрическую и биохимическую природу; они воздействуют на состояние всех органов и систем.
Эмоции поэтому всегда сопровождаются активацией нервной системы и изменением артериального давления.
Благодаря работе лимбической системы живой организм развивается, используя мотивацию. Поведение бессознательно или направляется туда, где личность получает подкрепление в виде позитивных эмоций, или блокируется, сталкиваясь со страхом или болью.
Все сильные эмоции закрепляются в памяти благодаря образованию синаптических связей. В формировании отпечатка памяти принимают участие различные отделы головного мозга:
- кора мозга: теменная часть, височная и фронтальная;
- мозжечок отвечает за запоминание движений тела;
- гиппокамп;
- подкорковые узлы.
Связи между нейронами устанавливаются не сразу. Здесь важна работа химических веществ, таких как эндорфины, кальций и энкефалины. Эти вещества — нейротрансмиттеры — гормоны, которые передают импульсы между нейронами.
На процесс запоминания затрачивается энергия и белки. Поэтому для хорошей памяти необходимо хорошо питаться.
Причины резкой смены настроения
Эмоциональная лабильность личности человека возникает из-за множества причин, которые носят индивидуальный характер и могут сочетаться друг с другом. Физиологические причины — резкая смена настроения при соматических, неврологических и психических болезнях. В ряде случаев лабильность эмоциональных реакций выступает в виде симптома других заболеваний:
- новообразований в головном мозге;
- черепно-мозговых травм;
- энцефалопатии — органическом поражении мозга;
- артериальной гипертонии или гипотонии;
- астении;
- эндокринной патологии.
Психотравмирующая ситуация, частые стрессы — распространенные внешние причины лабильности. Длительное эмоциональное напряжение, тревога, страхи способствуют развитию недуга. В группе риска находятся лица с циклотимическим и демонстративным темпераментом. Резкая смена настроения у женщин и подростков часто наблюдается по причине гормональных перепадов. У здоровых представительниц прекрасного пола аффективная лабильность (резкие перепады настроения) наблюдается в предменструальном периоде, что является по большей части нормой.
Виды эмоциональной лабильности
Импульсивная эмоциональная лабильность включает в себя симптом дисфории — понижение настроения с чувством неприязни к окружающим. Пациенты с таким типом расстройства в приступе ярости способны прибегнуть к насилию, нанесению вреда себе и окружающим. Вспыльчивость — центральная характеристика импульсивного типа.
Пограничная лабильность отличается завышенной впечатлительностью, обостренной восторженностью. Пациенты с таким типом расстройства обладают отличным воображением. Они способны страстно увлекаться каким-либо занятием или человеком. Иногда такая чрезмерная увлеченность не идет на пользу. Больные легко внушаемы, резко меняют интересы, неусидчивы.
Коррекция и терапия эмоциональной лабильности
Курс лечения эмоциональной лабильности назначается специалистами с учетом причин и индивидуальных проявлений болезни. Необходимо полное обследование, чтобы узнать причины патологии. Обычно лечение включает в себя психотерапию, психотропные препараты и общее укрепление организма. Детей лечат легкими успокаивающими препаратами на натуральной основе
Для врача важно подтвердить или опровергнуть физиологическую основу психического расстройства — наличие новообразований, органических поражений мозга. Среди психотерапевтических методик используется когнитивно-поведенческий способ
Важно Препарат «прамистар»: инструкция по применению и аналоги
Врач помогает пациенту взять под контроль свои эмоции, перенаправить их в правильное русло, научиться релаксации. Среди медикаментозных препаратов при резкой смене настроения применяются антидепрессанты или бензодиазепиновые транквилизаторы: Феназепам, Плевилокс, Нозепам, Бифрен, Фенибут и пр. Таблетки должны применяться под строгим контролем психотерапевта и только после выявления причин заболевания. Самостоятельный прием лекарственных препаратов способен навредить организму и ухудшить ситуацию. Если лабильность сочетается с астенией, назначается общая укрепляющая терапия. Необходимо:
- выделять больше времени на отдых;
- наладить режим сна;
- соблюдать правильный рацион питания;
- принимать легкие седативные препараты.
Перечисленные пункты — то, что можно сделать самостоятельно в домашних условиях, чтобы помочь себе или близкому человеку с эмоциональной лабильностью. В ежедневный рацион можно включить успокаивающие травы: чаи из мелиссы, валериану, сбор седативных трав. Употреблять горячий настой рекомендуется перед сном. Для лечения лабильности следует обратиться к психотерапевту.
Развитие эмоциональной памяти у детей и взрослых
Чтобы такой вид памяти лучше развился у ребенка, нужно помогать ему «включать» почаще образное мышление, возить в интересные места и с самого детства приучать к миру литературы и театра.
У взрослых людей уже какой-то один вид памяти доминирует, и психика направлена на определенный вид деятельности. Поменять восприятие и начать мыслить иначе взрослой сформировавшейся личности очень сложно. Тем не менее, эмоциональная память есть у каждого, и ее можно попробовать развить лучше и вывести на сознательный уровень.
Какие задания нужно выполнять для развития такого вида памяти? Эмоциональная память тренируется если каждый день, читая книгу, выписывать на бумаге эмоции, которые возникают от поступка того или иного героя любимой книги. Затем попытаться проанализировать внутренний мир героя, конфликтные ситуации между ним и обществом. Можно для такого анализа подобрать и фильм.
Упражнения для детского возраста
Такой вид памяти, как эмоциональная, необходимо развивать с детского возраста, для чего существуют специальные упражнения. В детстве есть возможность заложить максимум позитивных воспоминаний, доверие к людям и миру, интеллектуальный потенциал. Упражнения, которые можно выполнять вместе с детьми:
- Пример простейшего метода: когда вы находитесь вместе с ребенком в местах, где он раньше не был, акцентируйте его внимание на окружающем мире: деревья, виды, запахи и тп., сопровождая это лаской, вниманием, объятиями, чтобы эти воспоминания впоследствии давали ребенку силы пережить негативные события своей жизни.
- Упражнение «я счастлив(а), когда..». Это упражнение называется групповым, методика используется в детских садах, школах. Ребенку бросается мяч с просьбой рассказать о событиях, когда он счастлив. После этого, его задача совершить те же действия по отношению к другому.
- Упражнение с негативными переживаниями называется «волшебный мешок». Эта методика обычно используется психологами, когда у ребенка уже есть травмирующие воспоминания. С ребенком выясняют его болезненные переживания, обиды, страхи, затем эти эмоции оформляются в нечто осязаемое, пример — листки бумаги, какие-либо предметы, и складываются в мешок, который крепко завязывают. Параллельно с мешочком негативных эмоций можно сделать такой же с позитивными, взяв в игровой форме эмоции, приносящие радость.
Эти упражнения помогут малышу увеличить количество позитивных переживаний и справиться с негативом.
Стремитесь проводить как можно больше времени с ребенком, обращайте внимание на вид его эмоционального состояния, скрывайте свои негативные эмоции, ведь дети переживают страдания родителей более болезненно, чем сами взрослые. Чаще гуляйте в новых местах, катайте на аттракционах, знакомьте с животными. Эти упражнения со временем дадут нужный эффект в формировании эмоционального фона ребенка.
Родителям стоит помнить о том, что за большую часть переживаний своих детей они несут ответственность.
Функции эмоциональной памяти
Для чего же нужна такая память тому, кто не занимается творчеством? Развитие эмоциональной памяти необходимо каждому, потому как личность без эмоционального опыта неинтересна в общении. Кроме того, такие люди не в состоянии сопереживать, делиться наболевшим и в сущности очень одиноки в своей жизни. Итак, можно выделить несколько функций:
- способствует развитию личности;
- формирует эмоциональный интеллект;
- помогает лучше ориентироваться в социуме, поэтому нужна учителям и директорам фирм;
- влияет на развитие творчества.
Эмоциональный интеллект: формирование
Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции и контролировать их. Без развития эмоционального интеллекта руководить успешно коллективом нельзя. Это важное качество настоящих руководителей.
Человека с развитым эмоциональным интеллектом легко узнать. Он хорошо ладит с окружающими людьми, так как понимает и свои и чужие эмоции. Он всегда приветлив и жизнерадостен.
Вывод
Все поведение на протяжении жизни выстраивается исходя из эмоционального опыта индивида. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную является та психическая активность, которая чаще используется личностью.
За сохранение и развитие эмоционального состояния отвечает вся лимбическая система. К ней относятся: миндалевидное тело (миндалина), гипоталамус, сосцевидное тело, гиппокамп, обонятельный треугольник, другие структуры. Формируется память благодаря синтезу долговременных связей между нейронами мозга.
Способность к творчеству это, прежде всего, развитая образно-эмоциональная память. Развитие образной памяти необходимо для тех, кто решил посвятить себя литературной, музыкальной или актерской творческой деятельности.
Физиология процесса запоминания
Способность сохранять информацию присуща не только человеку. Животные, имеющие развитую ЦНС, также могут запоминать и воспроизводить данные (перелетные птицы знают маршруты). Объем и длительность хранения данных зависит количества нервных клеток, задействованных в процессе.
Информация, зафиксированная кратковременной памятью, переходит в долговременную благодаря сложному биохимическому процессу. Нейроны, из которых состоит мозг, работают как записывающее устройство — они запоминают информацию, сохраняют ее. Данные записываются не на отдельные нейроны, а на нейронную сеть — устойчивое скопление клеток.
Когда человек запоминает информацию, нейроны активизируются. Данные переходят по волокнам, достигают скопления. Для информации увиденной ранее в мозгу существует готовое скопление. Для данных, которые человек узнал впервые, формируется новая нейронная сеть. Между сетями есть связи. Нарушение в работе хотя бы одной из них приводит к стиранию воспоминаний.