Каждый человек, живущий на планете, непременно в определенный период жизни задается вопросами своего развития, но как не прискорбно, чаще всего на первый план попадают физические аспекты человеческого здоровья и силы, однако развитие умственных возможностей не менее важно, а иногда и может сыграть решающую роль в судьбе личности.
Мозговая деятельность человека не изучена до конца и определенно состоит из множества процессов, требующих индивидуального подхода и своих методов тренировки и стимуляции. Однако на данном этапе мы рассмотрим такое широкое понятие как мышление и те действенные способы воздействия на него, которые приведут к формированию эффективного мышления в различных его формах и направлениях.
Как есть сейчас
Как происходит обычное обучение, особенно в новых областях.
Модель обучения.
Сначала на тебя обрушивается некий рассказ с кучей непонятных терминов. Тут нет даже надежды понять, ты пытаешься запомнить с возможностью «осмыслить потом». Но «осмысление потом» наступает не сразу, потому что нет понимания всего механизма осмысления.
Дальше ты наталкиваешься в ходе обучения на кучу свидетельств о том, что именно означают те или иные термины и «как вообще все работает». Фактически ты шарахаешься по осваиваемой области от угла к углу, околослучайным образом получая понимание некоторых вещей.
Можно, конечно, задавать вопросы специалистам. Но дополнительная сложность в том, чтобы отличить глубоко понимающего специалиста от человека, выдающего набор «кешированных мыслей».
В итоге понимание чудовищно далеко от полного, а о применении уже и речи не идет. Вот отсюда растут ноги у высказывания «забудьте все чему вас учили». Обычно так говорят, когда молодой специалист устраивается на свою первую работу.
Конечно, это утрированная картинка. В реальности это некое состояние между «тотальным пониманием» и «тотальным непониманием».
Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно
Среди других теорий креативности метод специалиста по латеральному мышлению Эдварда де Боно отличается молодостью. Книга «Шесть шляп мышления» была впервые опубликована в 1985 году, представив публике технику организации мышления и способ решения творческих задач и споров. Сегодня данная методика стала достаточно популярной, чтобы приобрести как своих поклонников, так и противников. Возможно, философы сочли бы нужным в данной ситуации пошутить относительно герменевтического круга, сказав, что методика, отстаивающая разные взгляды на вещи, сама оценивается по-разному. Но мы без иронии попробуем разобраться в сути техники 6 шляп, ее плюсах и минусах, а также возможностях применения. Читать подробнее…
10
Ключевая идея
«Чего не могу воссоздать, того не понимаю.» Ричард Фейнман.
В основе продуктивного мышления лежит очень простая идея — понимание должно окупаться.
Окупаемость — это когда понимание дает тебе возможность предсказать результат действия с какой-либо сущностью.
Например, понимание хрупкости хрустального фужера позволяет предсказать, что будет, если уронить этот фужер с высоты 1,5 метра на бетонный пол.
Понимание упругости резинового мяча позволяет предсказать, что будет, если его уронить с той же высоты.
Механизм мыслительного процесса
Определение 4
Мыслительный процесс – это сознательный процесс, основывающийся на понятия и образы.
Мыслительный процесс оценивает ситуацию. Завершается он тогда, когда достигает каких-либо результатов. Т.е. ставиться задача, и начинается поиск ее решения.
Решение проблемы имеет четыре стадии:
- подготовку;
- поиск решения;
- вдохновение;
- проверку найденного решения.
Алгоритм мыслительного процесса решения проблемы:
- Мотивация.
- Анализ проблемы (что дано, что предстоит найти и т.д.).
- Поиск решения:
- поиск на основе одного известного алгоритма (относится к репродуктивному мышлению);
- поиск на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;
- решение на основе смешивания элементов из различных алгоритмов;
- поиск нового решения (относится к творческому мышлению), основывается на: углубленной логике рассуждения (анализ, сравнение, синтез и т.д.);
- аналогиях;
- эвристических приемах;
- эмпирическом методе.
В случае неудачи происходит разочарование, переключение на другой род деятельности. Иными словами возникает «период инкубационного отдыха», где генерируются новые идеи, появляется вдохновение, инсайт (мгновенное нахождение решения).
Факторы, которые влияют на озарение:
- сильная увлеченность проблемой;
- вера в успех;
- опыт, большое количество информации о проблеме;
- высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, во время болезни и т.д.).
- Доказательство найденной идеи с помощью логики.
- Реализация решения.
- Проверка найденного решения.
- Коррекция при необходимости (в этом случае нужно вернуться на второй этап).
Техника мышления
Состоит из трех простых шагов.
- Выделяем ключевые высказывания.
- Делаем их окупаемыми.
- Строим из них цепочку (модель).
Формулировка простая, но содержит ряд не очевидных вещей. Нужно разобраться, что такое ключевые высказывания, как их выделять в речи. А также как их делать окупаемыми. Этим и займемся. А чтобы это сделать, нужно разобраться, а что такое речь вообще?
Продуктивная модель мышления Харсона
Творческий подход крайне важен для решения любой проблемы. Если вы недостаточно креативны и более логичны, вы не сможете оценить проблему с разных точек зрения и найти необычное и простое решение. А если вы сочетаете критическое и творческое мышление, ваша эффективность повышается в разы. Продуктивная модель мышления Харсона поможет вам в этом. Эта модель поощряет использовать оба полушария мозга и применять поочередно то творческий подход, то критическое и логическое мышление. Это значит, что вы сможете рассмотреть проблему с разных сторон и найти самые лучшие решения. Читать подробнее…
8
Структура речи
С точки зрения эффективного мышления речь состоит из двух основных частей.
- Главного блюда — цепочка высказываний, в которой содержится основной смысл.
- Гарнира — дополнительной информации, которая никак не меняет основной смысл, служит для увлечения аудитории, создания контекста «истории». В общем то, что сейчас называют сторителлингом.
Очень часто речь выглядит как огромный привокзальный пирожок-лапоть. Большой со стороны, но, когда начинаешь есть, обнаруживаешь, что до начинки придется прогрызаться довольно долго.
После понимания этой структуры важно разделять два вида восприятия. И осознанно делать выбор, какое восприятие сейчас включить, и какой после этого будет результат.
Первый тип восприятия — кушаем гарнир вперемешку с основным блюдом и наслаждаемся вкусом.
Плюсы — легче погружаться в историю, получать чувственно — эмоциональное удовольствие.Минусы — умелый оратор легко приведет вас к любым выводам. Ну а если содержание вполне правдиво, то качество его освоения и понимания будет кратно хуже. Не спешите возражать. Попробуйте применить, сравнить и все увидите сами.
Второй тип восприятия — жестко отсекаем гарнир и проводим строгий анализ основного блюда.
Плюсы — понимание становится максимально возможным. Появляется ясное понимание, какие именно вопросы надо задать, чтобы сделать картину предельно ясной. Именно эти вопросы легко выведут на чистую воду шарлатана в одном случае либо произведут впечатление искренней заинтересованности на хорошего специалиста в другом.
После проделанной работы наградой будет чувство удовлетворения.
Минусы — погрузиться с головой в рассказ и релакснуть уже не выйдет. Если предмет беседы сложный, то можно серьезно утомиться.
Два образа мышления по Кэрол Двек
В 2007 году вышла книга американского психолога Кэрол Двек под названием Mindset, где она утверждала, что интеллект, талант и образование не обязательно приведут человека к успеху. Главный критерий – это образ мышления и то, как человек справляется с жизненными проблемами, трудностями и вызовами. В этой статье мы выясним, что такое образ мышления по Кэрол Двек, а также то, как фиксированный образ мышления может вам навредить, в то время как его развитие позволит достичь своих целей, повысить самомотивацию и эффективность. Читать подробнее…
5
Высказывание
«Я притормозил — на первом попавшемся месте — и внимательно прочитал следующее предложение. В точности я его не помню, но оно было очень похожим на такое: «Индивидуальный член социального сообщества нередко получает информацию по визуальным, символьным каналам». Повертел я это предложение так и сяк и наконец перевел его на нормальный язык. Знаете, что оно означало? — Люди читают». Ричард Фейнман.
В этой части мы наконец начнем махать шашкой, кромсать любое повествование как нам надо и встраивать себе в мозги комбайн гениальности (гипербола :-).
Важно отделить ключевую информацию от сопровождающей. Содержимое от упаковки, зерна от плевел. Для этого разберемся, что такое высказывание. Обратите внимание, что я имею ввиду именно высказывание в рамках моей системы, а не, скажем, в рамках традиционной логики.
Высказывание — это предложение, упрощенное до вида:
«сущность-действие-сущность«.
Примеры:
Коровы — дают — молоко.
Я — играю на — гитаре.
Дети — любят — сладкое.
Витамины — являются — полезными.
Фишка — не забывать что в русском языке часто опускается глагол «являться». Например предложение «Цветок желтый» = «Цветок является желтым».
По умолчанию мало кто предоставляет информацию в таком виде и мыслит такими категориями. Поэтому применяем приемы.
Более подробно о понятиях
Невозможно детально разобраться в этом вопросе, не выяснив определения всех терминов. Мышление – это процесс обработки информационных данных и доведение их до конкретного завершения. Такая способность сподвигла возникновению речи, которой мы пользуемся, чтобы коммуницировать между собой. Люди приходят к размышлению для того, чтобы разрешать все неприятности и проблемы, исследовать мир вокруг себя, разузнать взаимосвязи и закономерности. Размышляя, человек создает инновации, делает научные открытия и находит себя в искусстве. Не имея мыслительной составляющей, мы были бы схожи с обычными животными, которые действую в рамках своих инстинктов.
Формы мышления – итог мыслительных и умственных процессов, которые проявляются в конкретной ситуации, позволяющей понимать суть явлений и предметов, определять взаимоотношения объектов и замечать обобщающие признаки. Существует всего три разновидности, о которых я подробно расскажу далее.
Прием. Упрощение.
По простому — выкинуть все лишнее. Можно делать двумя способами. Первый — разбивать предложение на несколько высказываний. Второй — делать из длинного предложения одно высказывание.
Примеры:
Исходное предложение:
«Хорошо было бы уметь замечать ситуации, в которых ты видишь вещи не такими, каковы они есть, а такими, какими хочешь видеть.»
Результат:
У тебя есть желаемое.
Реальность заменяется желаемым.
Ты хочешь замечать это.
Одно предложение разбили на 3 простейших высказывания. Почему на 3? Потому что попытка сделать только одно высказывание приводит к тому, что остальное надо подразумевать или домысливать. Подразумеваемое — значит неявное. А с неявным сложнее работать и там проще допускать ошибки.
Или другой пример:
«Джулия Галеф назвала мотивацию и способность видеть вещи такими, каковы они в действительности, «мышлением разведчика» и написала о нем книгу «The Scout Mindset.»
Упрощается до:
Видение реальности является мышлением разведчика.
Почему так? Потому что у каждого повествования есть цель. В данном случае Джулия в своей книге рассказывает о неких приемах мышления. Имеют ли фамилии, названия книг, даты отношение к тому, как работают эти приемы? Очевидно нет. Поэтому достаем шашку и с залихватским свистом, без сожаления, отсекаем это все в мусорку.
Как развить детское мышление: методы
Существуют несколько основных методик для расширения кругозора ребенка:
- Больше разговаривайте с ним, объясняйте даже самые элементарные вещи. Применяйте в своей речи множество незнакомых ему слов, эпитетов, фразеологизмов. Делайте паузу, изменяйте темп и длину предложений.
- Совершайте резкий переход от одной темы к другой или же очень детально описывайте каждую мелочь (описание песни, стихов или погоды) во всех красках.
- Прогуливайтесь по не знакомым ему местам, обращайте внимание на все (дерево, куст, цветы, достопримечательность, животные, птицы).
- Слушайте вместе музыку самых различных направлений от классики до рока.
- Просматривайте изображения в книгах или семейные фотографии.
Для чего все это нужно.
Во-первых, мы можем в голове удержать ограниченное количество мыслей, идей. И если пытаться воспринимать все, то потеряешь главное.
Во-вторых, нам надо будет работать с высказываниями. Чем высказывания проще — тем проще и быстрее с ними работать. Чем быстрее мы с ними работаем — тем больше операций в единицу времени можем сделать. Чем больше операций — тем круче мы понимаем построенную в голове модель (цепочку ключевых высказываний).
Классификация мыслительного процесса человека
Структура мышления:
- наглядно-действенное (0-3 лет);
- наглядно-образное (3-6 лет);
- вербально-логическое и абстрактное (10-18 лет).
Рассмотрим каждый из них.
Наглядно-действительное мышление опирается на непосредственное восприятие объектов, преобразование которых происходит в момент взаимодействия с предметами.
Наглядно-образное мышление опирается на представления и образы. Т.е. человек представляет ситуации и изменяет в них то, что хочет получить в конечном итоге от своей деятельности, т.е. он преобразует ситуацию.
Словесно-логическое мышление опирается на логику операций с понятиями.
Аналогия
Метафорически можно представить, что мы строим механизм, состоящий из шестеренок. Под шестеренкой имеется ввиду сущность. Очень похожая штука(немного с другой стороны) описывается тут как шестереночность.
Первый вопрос, который мы себе задаем: «А как мы можем двигать (крутить, перемещать) шестеренку?
Второй: «А что будет с самой шестеренкой, если мы ее так покрутим/подвинем?»
Третий: «А что будет с ближайшими шестеренками, если мы покрутим/подвинем эту?»
Если уйти от метафоры к реальности, то мы берем сущность и спрашиваем себя — Какие у нее есть свойства? Как только находим какое-либо свойство — начинаем его менять и спрашивать себя — А что при этом будет?
Изменение свойства и есть то, что я понимаю под «крутить/вертеть/двигать». Ответ на второй и третий вопрос — и есть то, что я понимаю под прогнозом. Перейдем к реальным примерам.
Какие бывают формы мышления на основе логики: примеры
Следуя логической структуре умственной деятельности, выдвигаются следующие процессы:
- сравнивание;
- анализирование;
- абстрагирование;
- синтезирование;
- обобщение.
Сравнительная операция основана на определении сходств и отличий между явлениями. Результатом выступает классификация, выступающая первичной ступенью теоретического понимания.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Анализирование – процедура расчленения одного значительного объекта на различные части или признаки с последующим сравнением.
Синтез – с его помощью можно мысленно создать сложный предмет из аналитических составляющих.
Абстрагирование – выделяет значимые свойства и связи явлений и абстрагирует от незначительных. Это процесс детального изучения, в результате исследования формируются понятия.
Обобщение – упорядочение объектов по общим и существенным характеристикам.
Мыслительные операции происходят на основе логических, но это не всегда работает как механизм, в котором функционируют только разум и логика. Очень часто в этот процесс вмешиваются эмоции и полностью его изменяют. Так как эмоциональная составляющая имеет способность менять и стимулировать мыслительную деятельность. Чувства склонны придавать напряжение, стремление к цели и амбиции. Без эмоций продуктивность сводится к нулю, так же как и без логики, знаний и навыков.
Делаем окупаемым.
Окупаемость — это возможность строить точные прогнозы. Прогноз — это ответ на вопрос — «А что будет, если сделать вот так?»
Окупаемость возможна, только если мы понимаем суть явления. И здесь мы наталкиваемся на основную ловушку и одновременно дикий буст к производительности мышления. Сначала сформулирую, потом поясню на примерах.
Ловушка: очень часто понимание сути заменяется пониманием слов.
Последствия: понимание слов не позволяет делать точные прогнозы.
Пример окупаемости и точных прогнозов. Есть предложение:
На полу лежит деревянный куб.
У нас есть сущность — деревянный куб небольшого размера. Начинаем крутить/вертеть. У куба есть свойство — положение в пространстве. Если это свойство менять, то получим такие вопросы:
«А что будет если куб положить на пол на одну из его граней?»
«А что будет если куб поставить на пол на ребро?»
Очевидно, мы можем точно ответить на эти вопросы. В первом случае куб не будет двигаться никак. Во втором — куб упадет на одну из граней и после перестанет двигаться.
Пример понимания слов без понимания смысла. Есть предложение:
Нота — графическое обозначение звука.
Есть сущность — нота. Казалось бы, все понятно. Поскольку нота — это звук, значит у ноты есть те же свойства, что и у звука, например, высота. Меняем это свойство и получаем вопросы:
«А если звук сделать выше/ниже на несколько герц — будет ли он нотой?
«Всякий ли звук — нота?»
«Если не всякий звук — нота, то что отличает ноту от не ноты?»
«Сколько всего существует нот?»
«Почему столько?»
Если вы можете ответить на эти вопросы — мои искренние поздравления, у вас настоящее понимание сущности «нота». Если же нет, то это тоже нормально. Большинство людей принимают понимание слов за понимание смысла. Ведь с точки зрения понимания слов предложение про ноту абсолютно ясно, ни одного незнакомого слова.
То есть мы берем сущность и начинаем менять ее свойства. Крутить-вертеть так и эдак. Если мы понимаем, что при этом будет, то мы хорошо понимаем сущность. Если не понимаем — то понимание заменяется ощущением, что слово нам хорошо знакомо.
Функции и процессы мышления
Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира
:
- Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
- Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
- Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
- Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
- Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.
При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.
По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.
Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.
Выстраиваем ментальную машину.
Сама постройка заключается в следующем:
- Строим первое высказывание(вербально, отсекаем лишнее).
- В высказывании проверяем на окупаемость как сущности, так и действие. Если окупаемости нет — задаем вопросы и ищем на них ответы.
- Удерживаем сущности и действия в воображении в виде образов.
- Добавляем следующее высказывание.
- Ищем с помощью какого действия или сущности второе высказывание сцепляется с первым. Иногда это указано явно, иногда — не указано совсем. Если не указано, а как бы «подразумевается», то надо сделать подразумеваемое новым высказыванием и явно покрутить шестеренки, из которых оно состоит.
- Делаем второе высказывание окупаемым.
- Добавляем сущности и действие второго высказывания в виде образов в картинку.
- Пытаемся покрутить/поизменять получившуюся сцепку.
- Повторяем шаги 4-8 для каждого нового высказывания.
В итоге в воображении у нас будет модель, каждый элемент который нам понятен досконально. А значит, модель превращается в единый механизм, который, в свою очередь, мы можем менять как хотим или применять как инструмент где угодно.
Выглядит громоздко, но в реальности многие шаги можно делать очень быстро. А после того как «набьешь руку», можно практически мгновенно отличать окупаемые сущности/действия от неокупаемых.
Основные ошибки:
«Они потратили кучу времени на запоминание подобных вещей, тогда как их можно было найти и просмотреть за пятнадцать минут.» Ричард Фейнман.
- Пропускать какие-либо сущности/действия, поскольку они кажутся тебе очевидными. Может они и очевидны в других контекстах. Но не факт, что будут очевидны в этом. Также может быть очень не очевидно их влияние/сцепка с соседними сущностями/действиями.
- Лениться крутить/вертеть сущности и действия. Понимание никогда не выстраивается через запоминание. Только через интерактив с сущностями и действиями.
Виды мышления в психологии
Выделяется несколько видов мышления в психологии.
Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования
:
- Наглядно-действенное мышление
. Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д. - Наглядно-образное мышление
. Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д. - Словесно-логическое мышление
. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.
Развитие абстрактно-логического мышления
Логическое мышление считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно и поспорить, так как творчество связано не с ним, а с образным мышлением. Но, так или иначе, логика необходима взрослому человеку для решения самых разнообразных проблем: от обыденных, житейских, до профессиональных и научных.
Что развивать
Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:
- Анализ – это разделение единого целого на отдельные значимые элементы, осмысление структуры вещей и явлений, их системной организации.
- Сравнение – сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений с целью определить их сходство и различие.
- Синтез – это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их комбинированием в новом сочетании.
- Абстрагирование – отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (цифр, формул), замена конкретных образов отвлеченными понятиями.
Первые три основные операции можно проиллюстрировать распространенной детской игрой в цветную пирамидку. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает ее колечки – это анализ. Затем в процессе сборки он сравнивает колечки по величине, иногда по цвету и форме – это сравнение. Потом собирает пирамидку из отдельных элементов – синтез. Так протекает мыслительный процесс на уровне доступного малышу наглядно-действенного мышления. А мы хотим развить логическое, поэтому будем совершать операции не с колечками и кубиками, а с понятиями.
Для логического мышления также необходима развитая речь, так как протекает это мышление в понятийной форме. Причем это касается не только устной, но и письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.
Как развивать
Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны еще античными философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Теоретические знания хоть и полезны, но для развития недостаточны. Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Тут более важна практика, освоение навыков. А навыки мышления, так же как и любые другие навыки, формируются в процессе тренировки. И для тех, кто хочет развить навыки логики, можно предложить несколько упражнений.