Потребности и мотивы личности — Функции и теории мотивации


Функции и теории мотивации

Потребности выполняют мотивирующую функцию деятельности и поведения, а мотивы — контролирующую функцию.

Проблема причинности (детерминации) поведения и действий человека была предметом многих теорий личности. Поэтому в науке существует множество теорий мотивации.

Бихевиорист (Б. Скиннер). Рассматривает потребность, нужду организма (есть, пить, иметь нормальную температуру и т.д.), вызванную отклонением физиологических параметров от оптимального уровня, как основу деятельности. Поведение мотивируется последствиями действий и прошлым опытом. Так, если действие привело к снятию напряжения потребности, то вероятность повторения действия увеличивается, а если этого не произошло, то вероятность повторения действия уменьшается. Психоаналитический (3-й Фрейд). В основе мотивации поведения, по мнению 3-го Фрейда, лежит стремление к удовлетворению врожденных инстинктов (жизни и смерти) — физических потребностей организма. Инстинкты обеспечивают человека энергией, которая является источником его активности. В то же время, если удовлетворение потребности по каким-то причинам невозможно (моральные ограничения, страх наказания и т.д.), то энергию инстинкта можно направить в другое русло — на осуществление деятельности, не связанной с инстинктом (политика, творчество, бизнес и т.д.). Это направление инстинктивной энергии в другое русло называется сублимацией.

Гуманистическая (А. Маслоу, К. Роджерс). Согласно гуманистической теории, мотивирующая сила человеческого поведения заключается в признании собственных способностей и потенциальных возможностей. Когнитивный (Л. Фестингер). По мнению представителей этого направления, поведение личности мотивируется стремлением к согласованности между знаниями о мире и о себе, т.е. к консонансу. Когнитивное несоответствие переживается человеком как состояние дискомфорта, и он стремится избавиться от него, чтобы восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. Это стремление является сильным мотивирующим фактором для поведения человека и его отношения к миру. Диссонанс может быть устранен тремя способами: изменением одной из когниций, снижением ее значимости или добавлением новой когниции.

Деятельностный (А.Н. Леонтьев). Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера личности, как и другие психологические характеристики, имеет свои истоки в практической деятельности. Сублимация — направление инстинктивной энергии на выполнение действий, не связанных с непосредственным удовлетворением потребностей.

Познание — любое знание, мнение или убеждение, касающееся окружающей среды, себя или своего поведения. Когнитивный (лат. cognitivo — знание) — познавательный. Когнитивное созвучие — согласие между когнициями.

Когнитивный диссонанс — противоречие между двумя или более когнициями.

Психологические потребности личности

Психологические потребности индивида – это такие потребности, которые не сводятся к телесным нуждам, но и до уровня духовных не дотягивают. К таким нуждам обычно относится надобность в аффилиации, общении и др.

Нужда в общении у детей – это не врожденная потребность. Она формируется посредством активности окружающих взрослых лиц. Обычно активно начинает проявляться к двум месяцам жизни. Подростки же имеют убежденность, что их нужда в общении приносит им возможность активно использовать взрослых. На взрослых людей недостаточное удовлетворение потребности в общении влияет пагубно. Они погружаются в негативные эмоции. Нужда в принятии заключается в желании индивида быть принятым другим лицом группой лиц или обществом в целом. Такая надобность нередко подталкивает человека к нарушению общепринятых норм и может приводить к асоциальному поведению.

Среди психологических нужд различают базовые потребности личности. Это такие потребности, при неудовлетворении которых маленькие дети не смогут получить полноценное развитие. Они как бы останавливаются в своем развитии и становятся более подверженными некоторым заболеваниям, чем их сверстники, у которых такие потребности удовлетворены. Так, например, если малыш регулярно получает кормление, но растет без должного общения с родителями, его развитие может задерживаться.

Базовые потребности личности взрослых людей психологического характера подразделяются на 4 группы: автономия – нужда в самостоятельности, независимости; нужда в компетентности; надобность в значимых для индивида межличностных взаимоотношениях; потребность являться членом социальной группы, чувствовать себя любимым. Сюда также относится и чувство собственной значимости, и нужда в признании другими. В случаях неудовлетворения базовых физиологических нужд страдает физическое здоровье индивида, а в случаях неудовлетворения базовых психологических нужд страдает дух (психологическое здоровье).

Классификации типов

Самоактуализация — в теории личности А. Маслоу — это высшая стадия психологического развития, которая может быть достигнута, когда удовлетворены все базовые и высшие (мета) потребности, и весь потенциал личности «реализован».

Актуальный — важный, необходимый для настоящего момента.

Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют действия человека и относительно независимы от текущей ситуации. Эти установки, ставшие свойствами личности, и проявляются в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, идеология, вера.

Привлечение — это самая примитивная форма ориентации. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, бессознательную или недостаточно осознанную потребность. Влечение — это временное явление, поскольку потребность, которую оно представляет, либо исчезает, либо становится осознанной и трансформируется в желание.

Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-то очень конкретному. Для этой формы ориентации характерно осознание не только своей потребности, но и способов ее удовлетворения.

Желание — это волевая форма ориентации. Желание — это коллективное явление, т.е. оно включает в себя влечение, тягу, намерение и т.д.

Интерес — это специфическая форма проявления познавательных потребностей, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности, тем самым способствуя ориентации личности в окружающей действительности. Интерес включает в себя эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий компоненты.

Склонность — это направленность человека на определенную деятельность, которая соответствует интересу и включает в себя волевой компонент.

Идеал — изображение цели склонностей индивида, образец, к которому он стремится, на который ориентируется.

Мировоззрение — система взглядов индивида на природу, общество, человека и их развитие. Эта система взглядов — ценностные ориентации людей, их принципы познания и действия.

Убеждение — это высшая форма ориентации, система мотивов, которая побуждает человека действовать в соответствии с его взглядами, принципами или мировоззрением.

Мотив достижения — устойчивое желание достичь результата в работе, стремление сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-то деле. Мотив достижения включает в себя стремление к мастерству, к конкуренции (соперничество, лидерство), к удовлетворительной работе, к славе и т.д. Затем мотив достижения был разделен на два: желание добиться успеха и желание избежать неудачи.

Мотив успеха — это ориентация на успех в различных видах деятельности в противоположность ориентации на избегание неудач. Люди, ориентированные на успех, предпочитают выбирать средние и сложные задачи, потому что они предпочитают идти на просчитанный риск; а люди, ориентированные на неудачу, выбирают либо легкие задачи (которые гарантируют успех), либо сложные задачи (потому что неудача не воспринимается как личный провал). Успех деятельности зависит не только от самого мотива, но и от его силы. Таким образом, оптимальная продуктивность деятельности находится на среднем уровне мотивации (закон Джеркса-Додсона).

Мотив избегания неудач — это более или менее устойчивое стремление человека избежать неудач в жизненных ситуациях, в которых результаты его деятельности оцениваются другими людьми.

Властный мотив — это способность человека навязывать свою волю вопреки сопротивлению других людей. Мотив власти основан на потребности чувствовать себя сильным и демонстрировать свою силу в действии. Источниками власти являются вознаграждение, принуждение и нормативная власть (авторитет знающего человека).

Мотив аффилиации (стремление к людям) — это стремление к тем контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, объединение и избегание манипуляций. Мотив принадлежности

Виды потребностей личности

Потребности человека довольно многообразны и сегодня существует огромное множество их классификаций. Однако в нынешней психологии выделяют две основные классификации видов надобностей. В первой классификации потребности (нужды) подразделяются на материальные (биологические), духовные (идеальные) и социальные.

Реализация материальных или биологических нужд связана с индивидуально-видовым существованием индивида. К ним относятся – надобность в еде, во сне, одежде, безопасности, доме, интимные желания. Т.е. потребность (надобность), которая обусловлена биологической нуждой.

Духовные или идеальные нужды выражаются в познании мира, который окружает, смысле существования, самореализации и самоуважении.

Желание личности принадлежать к какой-либо социальной группе, а также надобность в человеческом признании, лидерстве, доминировании, самоутверждении, привязанности окружающих в любви и уважении отражается в социальных потребностях. Все эти надобности разделяют по важным видам активности:

  • труд, работа – нужда в познании, творении и созидании;
  • развитие – нужда в обучении, самореализации;
  • социальное общение – духовные и нравственные потребности.

Описанные выше надобности или нужды имеют социальную направленность, поэтому носят название социогенные или социальные.

В другом виде классификации все потребности разбивают на два типа: нужда или потребность роста (развития) и сохранения.

Нужда сохранения объединяет в себе такие потребности (надобности) – физиологические: сон, интимные желания, голод и др. Это базовые потребности личности. Без их удовлетворения индивид просто не способен выжить. Далее нужда в безопасности и сохранении; изобилие – всесторонность удовлетворения естественных потребностей; материальные потребности и биологические.

Потребность роста объединяет в себе следующее: желание любви и уважения; самоактуализация; самоуважение; познание, в том числе и жизненного смысла; потребности в чувственном (эмоциональном) контакте; социальные и духовные (идеальные) потребности. Вышеперечисленные классификации позволяют выделить более значимые потребности практического поведения субъекта.

А.Х. Маслоу выдвинул концепцию системного подхода к исследованиям психологии личности субъектов, основываясь на модели потребностей личности в виде пирамиды. Иерархия потребностей личности по А.Х. Маслоу представляет собой поведение индивида, напрямую зависящее от удовлетворения его любых потребностей. Это означает, что потребности, находящиеся вверху иерархии (реализация целей, саморазвитие), направляют поведения индивида в той степени, в которой удовлетворены его потребности, находящиеся в самом низу пирамиды (жажда, голод, интимные желания и др.).

Также различают потенциальные (неактуализированные) потребности и актуализированные. Основным двигателем личностной активности является внутренний конфликт (противоречие) между внутренними условиями существования и внешними.

Все виды потребностей личности, находящиеся на верхних ступенях иерархии имеют разный уровень выраженности у различных людей, но без социума ни один человек не сможет существовать. Полноценной личностью субъект может стать только тогда, когда он удовлетворит свою нужду в самоактуализации.

Свойства и закономерности мотива

Смещение мотива-цели — цель, которая ранее была вызвана мотивом, может приобрести самостоятельную побудительную силу, т.е. стать мотивом. Например. Вначале ребенок выполняет требование (цель) уступить место старшим, чтобы общаться с матерью и получить ее одобрение. Со временем, при правильном воспитании, это действие приобретает самостоятельную движущую силу (становится мотивом, целью).

Неудовлетворенные потребности, нереализованные намерения могут привести к нервно-психическим расстройствам, если человек не смог использовать физиологические и психологические механизмы саморегуляции. Клиницисты выделяют три формы нервно-психических расстройств: Невростения, истерия и обсессивно-компульсивное расстройство.

Невростения может быть вызвана невростеническим конфликтом. Это противоречие между завышенными требованиями и возможностями человека. К невростении предрасположены люди с сильными влечениями, которые не могут их адекватно удовлетворить. Для человека с невростенией характерны легкая возбудимость с быстрой истощаемостью, изменчивость эмоций, устойчивое, часто пониженное настроение.

Истерия возникает в результате конфликта между завышенными требованиями к другим людям и заниженными требованиями к себе, а также противоречивых потребностей (между желанием и долгом, между моральными принципами и личными связями). При истерии чаще всего наблюдаются двигательные расстройства, нарушения ощущения боли, сенсорного восприятия и речи.

Обсессивно-компульсивные расстройства часто являются следствием жизни без определенных целей. В результате у человека повышается раздражительность, утомляемость, нарушается сон, появляются вегетативные расстройства, навязчивые идеи, часто в виде фобий.

Потребности людей различаются по степени их выраженности:

  • Модальность (какая потребность),
  • Мощность (степень интенсивности потребности)
  • Острота (степень переживания неудовлетворенности).

Выражение потребностей зависит от типа телосложения, темперамента, пола и т.д. Например, любителям пикников (см. Глоссарий) нужно больше еды; людям с сильной нервной системой требуется больше физических упражнений; мужчины склонны испытывать потребность в риске, соперничестве и т.д.

Мотивы каждого человека образуют определенную внутреннюю структуру, иерархическую пирамиду, на которой можно найти самые разные мотивы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]