Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя » и направляя ее.
Эмоции. Что это такое?
В психологии эмоции характеризуют как психический процесс средней длительности, который передает субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.
Только развитая личность, имеющая сильный характер и мощную мотивацию, способна контролировать свои эмоции, правильно выражать и разбираться в своих чувствах.
Считаете ли вы, что эмоции – это «процесс средней длительности»?
Не всегда. Если именно в среднем – да. Я могу, например, недолго злиться, но очень долго любить. Справедливо? Да.
16.67%
Абсолютно точно. Особенно в наше время, когда любая эмоция чаще поддельна, чем искренна. Думаю, что все эмоции средне поддельны и средне продолжительны.
33.33%
Не думаю. Меня мои эмоции захватывают очень сильно, я не могу избавиться от некоторых неделями и даже месяцами.
50%
Проголосовало: 6
Что такое эмоции — определение и значение
Эмоции человека — это психический процесс, который возникает в соответствии с происходящими ситуациям. Проявление эмоций может быть различной направленности, и имеют как негативную, так и позитивную окраску. Это зависит от субъективного оценочного мнения каждого человека
На простом языке эмоциями можно назвать возможность проявления переживаний в душе из-за какой-либо ситуации. В переводе с латинского это слово означает «волную» или «потрясаю».
Таким образом это некоторый процесс, при котором человек не находится в нейтральном состоянии: он оценивает ситуацию с неким чувством переживания.
Данное состояние настигает человека изнутри. Снаружи проявляются такие признаки как:
- мимика;
- жесты и положение тела;
- голос;
- общее поведение.
Например, вы поскользнулись на улице. В такой ситуации в голове человека мгновенно возникает множество мыслей: «Как скользко! Теперь у меня болит нога! Придется идти в травмпункт.
Почему я вообще живу в стране, в которой есть зима?!» После оценки произошедшего у Вас будет выбор: молча держать обиду и раздражение в себе, либо сорваться на какого-либо человека и притом не важно, знаете Вы его или нет. Благодаря эмоциям у нашей жизни появляется нечто особенное, мотивирующее жить.
Серые будни скрашиваются различными чувствами. Эмоции помогают нам жить. Без них человеческая жизнь была бы похожа на существование робота. Чувства и есть то, что отличает нас от других существ и предметов.
Виды эмоций
Эмоции – это психологические состояния, которые характеризуются различными по характеру переживаниями и ощущениями, выражают удовлетворенность или неудовлетворенность человека.
К основным видам эмоциональных переживаний относятся:
- аффекты;
- настроения;
- чувства;
- эмоции.
Аффекты – происходящие с особой интенсивностью и краткие по времени эмоциональные вспышки. К ним относятся: ярость, бурная радость, глубокое горе, отчаяние, ужас. Это самый сильный вид психологического переживания.
Особенностью аффективного состояния является утрата индивидом чувства реальности, он беспорядочно и бесконтрольно движется. В таком состоянии люди могут утрачивать возможность говорить, цепенеют. Ставшие, к примеру, участниками стихийных бедствий или катастроф, они в аффективном состоянии «каменеют» и не двигаются, иногда могут беспорядочно и бесцельно бежать в порой даже опасные места.
В аффекте внимание сконцентрировано только на те раздражители, которые напрямую связаны с переживанием, все остальные остаются без внимания.
В состоянии аффекта некоторые люди могут совладать со своими действиями и упорядочить мысли. Это эмоционально-устойчивые личности, с высокоразвитыми волевыми характеристиками, заложенными на генетическом уровне или ставшими результатом воспитания.
Сталкивались ли вы с состоянием аффекта?
Я сам (сама) – один сплошной аффект. Увы и ах, но мне это даже нравится.
20%
Я часто сталкиваюсь с таким состоянием. Эмоции, провоцирующие его, могут быть разными от ярости до радости.
20%
Нет, я – рациональный человек, не поддающийся каким-то там вспышкам.
60%
Проголосовало: 5
Настроение относят к самым долговременным эмоциям, влияющим на поступки и действия в целом. Настроение человека передает неосознанную собирательную оценку того событий, происходящих в настоящем с ним.
Особенность настроения в том, что его причины не всегда понятны и очевидны как самой личности, так и его окружению. Каждый из нас наверняка когда-нибудь слышал о беспричинной радости или безотчетной грусти.
Однако причина настроения имеется во всех случаях: деятельность человека, окружающая обстановка и люди, встречающиеся на его пути, происходящие в прошлом или настоящем события. Оно порой становится характерной чертой индивида.
Значение настроения человека для его нормальной жизни сложно переоценить. Хорошее настроение значительно улучшает эффективность его жизнедеятельности и даже самая сложная задача или проблема кажется посильной, а порой даже пустяковой. В плохом настроении работа кажется тяжелой и невыполнимой, она становится обузой.
На настроение человека оказывает огромное влияние его личностная самооценка и степень его требований. Индивиды с высокой самооценкой чаще характеризуются повышенным настроением, легкостью общения, тогда как люди с заниженной самооценкой имеют тенденцию к плохому настроению, пессимистичному отношению к жизни и развитию любых событий.
Подобное состояние приводит в апатии и снижению амбиций и требований и стремлений человека.
Как часто меняется ваше настроение?
Каждые 5 минут. В данном плане я – само непостоянство. Могу громко смеяться и радоваться, а через минуту начать плакать.
33.33%
Ой… Очень редко. Если какая-то эмоция завладевает мной, то это надолго. Относительно, конечно.
16.67%
В целом оно стабильно, но некоторые факторы, события или причины могут выбивать меня из колеи какого-то конкретного настроения.
50%
Проголосовало: 6
Чувства — наиболее продолжительное из психологических состояний. Они имеют конкретику, предметность и неопределенные внешние признаки. Чувства позволяют сформировать отношение к раздражителю. Для них нужен объект. Человек не может испытывать любовь без ее объекта.
Чувства имеют огромный вес во всех сферах человеческой жизни, они способствуют формированию мотивации личности, которая стремится к вещам и людям, вызывающим у нее положительные чувства: ищет работу по душе, наиболее комфортные условия для жизни.
Чувства индивидуальны, и то, от чего в восторге один, может вызывать диаметрально противоположные ощущения у другого. Все зависит от системы ценностей отдельного индивида.
Особого внимания требуют высшие чувства, определяющие многогранность внутреннего мира человека и подлинность человеческих отношений.
Высокие чувства бывают:
- нравственными, которые зависят от традиций, идеологии, религиозных направлений, норм и правил поведения, выработанных обществом, где существует личность.
- интеллектуальными, т.е. порожденными умственными способностями человека. Примерами таких чувств являются любопытство, недоверие к верности выбранного решения, удивление.
- эстетическими, определяющими отношение личности к искусству, окружающей природе. Они выражаются восхищением, восторгом по отношению к художественной литературе, картинам, музыке и другим видам искусства. Иногда это противоположные чувства – тоски, страдания, печали.
Разделение чувств на виды условно. Как правило, чувства человека многогранны и имеют несколько составляющих. Поэтому их сложно определить только к одному из видов.
Классификации эмоций в психологии
Выделение положительных/позитивных, отрицательных/негативных и нейтральных эмоций является наиболее простой и самой распространенной классификацией. Эта классификация объединяет эмоции по значению, помимо неё существуют также классификации:
- По интенсивности и длительности: настроения, эмоции, аффекты, страсти;
- По содержанию (модальности): радость, удивление, гнев, отвращение, стыд;
- По степени мобилизации организма: стенические (повышающие жизнедеятельность человеческого организма) и астенические (подавляющие процессы жизнедеятельности).
Классификация Леонтьева
Ещё одной является классификация, разработанная А. Н. Леонтьевым. Она основана на разделении по источнику происхождения. В своей работе «Потребности. Мотивы. Эмоции» А. Н. Леонтьев указывает, что, по его мнению, могут быть вызваны:
- Презрением со стороны отдельного человека, группы людей, общества;
- Личными потребностями, а также степенью удовлетворенности;
- Чужими потребностямиСравнением реального себя с идеальным. Данный пункт связан с внутренними установками, предубеждениями, ценностями, идеалами;
- Сравнением с установленными стандартами, которые преобладают в обществе;
- Социальными взаимоотношениями.
А. Н. Леонтьев разработал собственную классификацию человеческих эмоций
Классификация Додонова
Психолог Б. И. Додонов говорил, что создание универсальной и точной классификации невозможно. Однако, всё же составил классификацию на основании ощущения человеком ценности процесса и результата. Выглядит эта классификация следующим образом:
- Альтруистические. Альтруистические возникают при желании принести радость другому человеку, поэтому характеризуются чувствами жалости, заботы, сопереживания и подобными.
- Коммуникативные. Данная группа связана с общественной коммуникацией и социальным взаимодействием в целом. К ним относят симпатию, благодарность, уважение и т. д.
- Глорические. Люди нередко испытывают превосходство, самолюбие, гордость в стремлении самоутвердиться и обрести славу.
- Праксические. Эти связаны с желанием и потребностью человека добиться успехов в профессиональной деятельности. Например, напряжение, увлеченность рабочим процессом, удовлетворении при выполнении задач.
- Пугнические. Пугническими называют, связанные с риском, спортивным азартом. Они появляются в желании и потребности ощутить острые ощущения, преодолеть опасности и тому подобное.
- Романтические. Они связаны с ощущением чувства особой значимости, неизведанности, чувственности.
- Гностические. Происходят от греческого «gnosis» — знание. Появляются в связи с интеллектуальными потребностями, мотивацией к знаниям, к гармонии, которая заключается в познании большего в целях познания себя. К ним Додонов относит недоумение, ясность, восторг при достижении истины.
- Эстетические. Проявляются в потребности наслаждения красотой, возвышенностью, драматизма. Такими могут быть светлая грусть, одиночество, задумчивость.
- Гедонистические. Другими словами, продиктованные потребностью в душевном комфорте. Например, беззаботность, безмятежность, спокойствие, эйфория.
- Акизитивные. Связаны с коллекционированием, приобретением. Их испытывают люди, например, совершившие покупку новой желаемой вещи.
В науке чаще всего признается, что нельзя выделить единую классификацию человеческих эмоций
Определение эмоций
Люди часто обращают внимание наэмоциональность и поведение друг друга. Мимика и жесты индивида способны много рассказать об эмоциях, которые он испытывает.
Эмоции – это продолжительные по времени состояния, реакция на события, происходящие в настоящем или прошлом. Эмоции бывают положительные и отрицательные.
Положительные эмоции
Они, как ничто, влияют на самочувствие людей. Специалисты давно подтвердили, что ощущения радости, счастья, оптимизма способны привести человека к здоровой жизни.
К положительным видам эмоций относят:
- Интерес-волнение – мотивирует на обучение, совершенствование навыков и умений, творческих способностей. При этой эмоции повышается любознательность и увлеченность;
- Радость — связана с удовлетворением особенно важных жизненных потребностей;
- Счастье – переживая его, личность ощущает блаженство, удовольствие, любовь;
- Благодарность – ощущение психологического комфорта, связанного с чувством признательности и признания в отношении оказанного добра.
Отрицательные эмоции
Они способны оказать негативное воздействие на здоровье человека и даже сыграть решающую роль в формировании личности. Кстати, аффекты также относятся к отрицательным эмоциям.
К отрицательным видам относят:
- Страдание — проявляется, когда человек получает информацию о невыполнимости важнейших жизненных нужд индивида;
- Гнев — связан с ситуациями, в которых человек сталкивается с неожиданными препятствиями на пути удовлетворения важных для человека жизненных потребностей;
- Отвращение — возникает при столкновении с людьми или объектами, вступающими в конфронтацию с принципами индивида.
- Презрение — проявляется при взаимоотношениях с людьми разных жизненных позиций, поведения, взглядов.
- Страх — связан с получением индивидом информации о возможной опасности.
- Стыд — проявляется в понимании несоответствия собственных действий, мыслей и внешности собственным ожиданиям и ожиданиям окружающих.
- Вина — возникает при нарушениях морального, этического или религиозного характера, когда индивид чувствует личную ответственность.
Нейтральные эмоции
Удивление — единственное состояние, которое не обнаруживает четко выраженного положительного или отрицательного характера в отношении внезапно возникшей ситуации.
Отличия между эмоциями и чувствами
Чтобы контролировать и управлять своей эмоционально-чувственной областью жизни, необходимо научиться различать эмоции и чувства. Чтобы это сделать, выделим основные различия между указанными понятиями:
- Эмоции представляют из себя реакцию, а чувства – состояние.
- Чувства связаны с сознательными действиями и осознанными проявлениями. Они имеют более предметное и конкретное выражение и зависят от социальной сферы в деятельности и жизни индивида;
- Время протекания эмоционального состояния: эмоции представляют мгновенную реакцию личности на предмет раздражения, его удовлетворенность или неудовлетворенность от внешних условий. Чувства более долговременны.
- Эмоции мы имеем возможность наблюдать снаружи, чувства протекают внутри. Например, такую негативную эмоцию, как страх, легко определить по застывшему от ужаса выражению лица, вскрикиванию, движениям тела человека, тогда как чувство страха не имеет внешних признаков, оно таится глубоко внутри и никак себя не проявляет.
- Эмоции приводят к изменению настроения, иногда даже глубокой депрессии, а чувства – к изменению ощущений. Если рассматривать эмоцию задумчивости, та сначала мы наблюдаем застывшее задумчивое выражение лица. Когда мгновенная эмоциональная вспышка проходит, можно наблюдать хорошее или плохое настроение и последующие за ним положительные или отрицательные поступки.
Вы чаще испытываете положительные или отрицательные эмоции?
Я часто испытываю смешанные эмоции. Они могут быстро сменять одна другую. Контролировать это я не могу.
40%
Чаще я испытываю положительные эмоции.
0%
Чаще я испытываю отрицательные эмоции.
40%
И те, и те в моем случае по времени «влияния» на меня находятся на примерно равных позициях.
20%
Проголосовало: 5
Эмоции, их функции и свойства. Теории эмоций
- Главная
- Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат)
- Общая психология
->
->
План ответа:
1)Понятие эмоций
2)Свойства эмоций
3)Функции эмоций
4)Классификация эмоций
5)Отличие эмоций от чувств
1)Эмоции- процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира,другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания(по Карвасарскому Б.Д.) Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Все, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления взывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Таким образом, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.
2)Свойства эмоций
1.Полярность- эмоции отличаются положительным или отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть. Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.
2.Энергетическая насыщенность-с помощью эмоций человек способен к напряжению и разрядке – и в этом проявляется энергетика эмоций. Эмоции способны повышать активность, тонус человека и понижать. В связи с этим различают эмоции стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев) и астенические – сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).
3.Интегральность-эмоции охватывают весь организм и придают переживаниям окраску. В эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека. Так, например, индикаторами эмоционального состояния могут служить: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и т.п.
3)Функции эмоций
1.Регуляторная: под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления.
2.Оценочная: выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря этому эмоции позволяют определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.
3.Побудительная или стимулирующая
4.Коммуникативная: мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
4)Классификация эмоций
Большинство авторов, приводя ту или иную классификацию эмоций, отмечают четыре основных, фундаментальных эмоции человека: гнев, страх, печаль, радость.
Характеристикиэмоций | Видыэмоций |
Знак | Положительные, отрицательные, амбивалентные |
Модальность | Радость, страх, гневидр. |
Влияниенаповедениеидеятельность | Стеничные, астеничные |
Степеньосознанности | Осознаваемые, неосознаваемые |
Предметность | Предметные, беспредметные |
Степеньпроизвольности | Произвольные, непроизвольные |
Происхождение | Врожденные, приобретенныеПервичные, вторичные |
Уровеньразвития | Низшие, высшие |
Длительность | Кратковременные, длительные |
Интенсивность | Слабые, сильные |
Характеристики эмоций как основания для классификации
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ к ВОПРОСУ 11. Теории возникновения эмоций и отличие эмоций от чувств.Классификация эмоций
Теории возникновения эмоций
Теория Кэннона – Барда. Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре — таламусе.
Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. Позднее в экспериментах, проведенных на животных, X. Дельгадо установил, что с помощью электрических воздействий на эти структуры можно управлять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх.
Периферическая теория Джемса – Ланге. У. Джемс и, независимо от него Г.Ланге предложили «периферическую» теорию эмоций, согласно которой возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере (в том числе и в сфере непроизвольных актов), которые вызваны внешними воздействиями. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. Суть своей теории Джеймс выразил следующей фразой: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим, радуемся, потому что смеемся». Т.е. именно органические изменения, по этой теории являются первопричинами эмоций: сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме, и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Теория Джеймса–Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.
Когнитивно-физиологическая теория Шехтера. С. Шехтер раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название “когнитивно-физиологической”. Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации.
Информационная концепция эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.
Подход П. В. Симонова был выражен в формуле:
Э = П(Ин — Ис)
Где Э — эмоция, ее сила и качество;
П — величина и специфика актуальной потребности;
Ин — информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности;
Ис — существующая информация, т.е. сведения, которыми человек располагает в данный момент.
Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.
До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны — это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления, в том числе когнитивные процессы, особенности организации системы ценностей человека и др. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида.
Отличие эмоций от чувств
В литературе широко используются два понятия: “чувства” и “эмоции”, которые следует отличать друг от друга. Эмоции – более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями обычно понимаются самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства же имеют четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным и воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит. Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности, который ему нравится и вызывает у него позитивные чувства.
Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающими людьми. Следует отметить, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.
В зависимости от сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на:
1. Эстетические. Восприятие мира прекрасного. Чувство красоты, величия, низости, комического, трагического.
2. Интеллектуальные. Сопровождают процесс познания, воображения и творчества. Чувство изумления, сомнения, недоумения, пренебрежения, любопытства.
3. Нравственные. Характеризуют деятельность субъекта по отношению к другому человеку, людям и обществу в целом. Чувство долга, совести, зависти, патриотизма, превосходства.
4. Праксические. Проявляются в практической деятельности и отражают эмоциональное отношение как к результатам, так и к процессу труда.
К высшим проявлениям чувств многие авторы также относят страсть – еще один вид эмоциональных состояний, встречающийся только у человека. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. С.Л. Рубинштейн писал, что “Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели…”.
Классификация эмоций
Классификация по длительности протекания
1.Эмоциональные реакции -непосредственное переживание какой-либо эмоции. Они базируются на первичных потребностях, как правило, кратковременны и обратимы и связаны с действующими обстоятельствами (реакция испуга в ответ на крик).
Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции,интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки, оказывающие влияние на сознание и деятельность человека, и сопровождаемые изменениями в функционировании двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой и др. системах организма. Возникновение аффекта связано с оценочными моментами, с личностным значением происходящего. Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщенность, большая интенсивность и малая продолжительность. По содержанию можно выделить аффекты радости, страха, гнева, отчаяния, экстаза и пр.
2.Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы. Они согласовывают потребности и устремления человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени.
Настроение — самое длительное, или “хроническое”, эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д. Настроение зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.
3. Эмоциональные свойства наиболее устойчивые характеристики человека, отражающие индивидуальные особенности эмоционального реагирования, типичные для конкретного человека. Реактивность, возбудимость и лабильность–ригидность.
Эмоциональная реактивность — быстрота эмоционального отреагирования, длительность протекания реакции (ответа).
Эмоциональная возбудимость — быстрота эмоционального включения, т.е. скорость возникновения эмоции.
Эмоциональная лабильность — подвижность эмоций, смена одних эмоций другими. Ее противоположность – эмоциональная ригидность, т.е. вязкость, стойкость эмоций.
В основе эмоциональных свойств лежат особенности свойств нервной системы и темперамента человека.
Характеристики эмоций как основания для классификации
Модальность. В психологической литературе существуют различные подходы к тому, сколько и какие из эмоциональных модальностей являются базовыми. Разные авторы называют различное число базисных модальностей – от двух (удовольствие-неудовольствие) до десяти. В отечественной психологии В. Д. Небылицыным было предложено рассматривать три главных модальности: радость, гнев, страх. Остальные же эмоции являются их производными или сочетаниями. Дискуссионным остается вопрос о необходимости включения также эмоции печали в структуру исходных модальностей эмоциональной сферы. По мнению О. П. Санниковой, «эмоции таких паттернов как «радость» и «печаль» относятся к одному и тому же качественному континууму, занимая в нем полярные позиции». Другие же авторы считают, что эмоция печали обладает собственными отличительными особенностями (Л. М. Аболин, 1987; Н. М. Русалова, 1979 и др.). А. И. Макеева рассматривает как основные следующие эмоциональные модальности: радость, удивление, страх, страдание, гнев, презрение. Шесть базисных эмоций называет и А. Т. Злобин: страх, грусть, гнев, стыд, радость, бесстрашие.
В зарубежной психологии три основные модальности эмоций выделяли Дж. Уотсон (страх, ярость и любовь) и Дж. Грей (тревожность, радость-счастье и ужас-гнев). Р. Вудвортс при попытке классифицировать мимические эмоциональные проявления людей смог выделить следующие основные группы: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) гнев, решимость; 5) отвращение; 6) презрение. Р. Плутчик называет восемь первичных эмоций-модальностей, соответствующих основным прототипам адаптивного поведения: принятие, отвращение, гнев, радость, страх, горе, удивление, интерес.
Однако наиболее разработанной, сфокусированной на отдельных эмоциональных модальностях, является «теория дифференциальных эмоций» К. Изарда, в которой выделяется десять фундаментальных эмоций:
1) интерес – интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность;
2) радость – эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и к самому себе;
3) удивление – эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями;
4) печаль – переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека;
5) гнев – эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности;
6) отвращение – эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов;
7) презрение – чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии;
страх – эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и/или психическому Я с выраженной тенденцией к бегству;
9) стыд – переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих, способствующее как соблюдению групповых норм, так и оказывающее разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих;
10) вина – переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.
В зависимости от степени осознанности эмоции подразделяются на осознаваемые и неосознаваемые. Однако осознание эмоциональных переживаний не подчиняется принципу «все или ничего». Поэтому встречаются разные степени осознанности эмоций и разные формы ее искажения. Полное осознание предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и между эмоцией и действиями, к которым она побуждает, — с другой. Изменение осознания эмоциональных переживаний, по мнению Я. Рейковского, может проявляться в следующих формах: 1) неосознавание самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.); 2) неправильная категоризация эмоций (человек трактует обиду как моральное возмущение, боязнь неуспеха — как отсутствие заинтересованности); 3) неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания); 4) неправильная интерпретация связи между эмоцией и вызванным ею поступком (так, родитель считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).
Предметность. В зависимости от связи эмоциональных переживаний с конкретным объектом эмоции бывают предметные и беспредметные.
В. К. Вилюнасом была предложена функциональная классификация эмоций (по их функциональным характеристикам и роли в регуляции деятельности). Рассматривая эмоции в качестве посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, автор подразделяет их на: 1) ведущие – переживания, окрашивающие в образе среды предметы потребности и превращающие их тем самым в мотивы. Такие переживания являются непосредственным субъективным коррелятом потребности, объективизируя ее в предметной деятельности. Ведущие эмоции предшествуют деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность; 2) производные – ситуативно значимые переживания, возникающие в процессе деятельности и выражающие отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям.
Степень произвольности. В зависимости от возможности произвольной регуляции и контроля поведения эмоции бывают произвольные и непроизвольные. Однако произвольность эмоционального реагирования, как и осознанность, представляет собой непрерывную шкалу и имеет различную степень выраженности.
По происхождению эмоции подразделяются на врожденные, связанные с реализацией инстинктивных программ реагирования, и приобретенные,формирующиеся под влиянием индивидуального и социального опыта.
Согласно Г. А. Вартаняну и Е. С. Петрову, первичные эмоции являются генетически детерминированными ижестко связанными с нарушением или восстановлением гомеостаза в организме. Такие переживания функционально неразрывно слиты со специализированными безусловнорефлекторными реакциями и являются безвероятностными (возникают в ответ на определенный внешний раздражитель с вероятностью, равной 1). Вторичные эмоции формируются на базе первичных в результате индивидуального опыта адаптации.
По уровню развития эмоции подразделяются на низшие – связанные преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей человека, и высшие – связанные с удовлетворением или неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека. Компонентный состав низших и высших эмоций также различен: высшие эмоции включают в себя «субъективное звено» (оценку своего эмоционального состояния) и различные когнитивные звенья (обеспечивающие вероятностную оценку ситуации и т.д.).
Длительность эмоций характеризует время протекания эмоциональной реакции. Кратковременные эмоциональные реакции появляются обычно при однократном воздействии и отличаются неустойчивостью, временным, преходящим характером. Длительным эмоциональным переживаниям присущи устойчивость и постоянство.
Интенсивность эмоций характеризует силу переживания и сопутствующих экспрессивных и физиологических реакций. При слабых эмоциональных переживаниях не наблюдается существенных физиологических изменений и экспрессивных проявлений в поведении человека. Сильные эмоциональные переживания сопровождаются выраженными физиологическими и экспрессивными реакциями.
Наряду с так называемыми «внутренними» основаниями для классификации эмоций (по присущим им характеристикам) существуют и «внешние» (по сферам их проявления и предметному содержанию). Примером такого различения эмоциональных явлений является классификация Б. И. Додонова, который подразделяет эмоции в зависимости от их субъективной ценности для человека:
1) альтруистические – возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям (преданность, жалость, сочувствие и др.);
2) коммуникативные – возникающие на основе потребности в общении (симпатия, уважение, признательность, благодарность, обожание и др.);
3) глорические – связанные с потребностью в самоутверждении, в славе и признании (гордость, чувство превосходства, уязвленного самолюбия и др.);
4) праксические – вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения (увлеченность и др.);
5) пугнические – происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе (чувство азарта, решительности, соперничества и др.);
6) романтические – связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному (надежда, ожидание и др.);
7) гностические – связанные с потребностью в познавательной гармонии (удивление, чувство догадки, радость открытия и др.);
эстетические – связанные с лирическими переживаниями, с наслаждением красотой чего-либо или кого-либо (чувство прекрасного и др.);
9) акизитивные – возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию (чувство обладания и др.);
10) гедонистические – связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте (чувство беззаботности, веселья и др.).
Основным недостатком предложенной Додоновым классификации эмоций является ее эмпирико-описательный характер, отсутствие единого основания для различаемых им видов эмоций.
Артур Минимулин
Функции эмоций
О биологической целесообразности говорил еще Чарльз Дарвин. Наиболее часто в психологической литературе встречаются следующие психологические функции:
- функция оценки, которая позволяет мгновенно ценить раздражитель или ситуацию и направить информацию в определенное русло. Это и называют первым впечатлением. Если человек производит с самого начала благоприятное впечатление, то отношение к нему и общение складывается положительным образом. Очень сложно изменить восприятие к себе после первого неприятного эффекта;
- функция компенсации информационного дефицита. Иногда человеку не хватает информации для рационального принятия решения. И тогда на помощь приходят эмоции, которые восполняют этот недостаток и дают возможность прогнозировать ситуацию;
- функция мобилизации заставляет организм человека сосредоточиться на преодолении стрессовой ситуации. Это происходит на физиологическом уровне, когда адреналин при эмоции страха заставляет человека бежать с несвойственной ему скоростью. Причем это отнюдь не трусость, а «сужение сознания» — так называют этот феномен;
- функция следообразования, при которой эмоция появляется после того, как случилось раздражающее событие, и действовать уже поздно. Именно тогда возникает настораживающее отношение к аналогичным ситуациям, человек получает некое предупреждение;
- функция коммуникации, когда люди как бы «примеряют» эмоции, переживаемые другим человеком. Это объясняется тем, что механизмы реализации базовых эмоций даны нам с рождения, поэтому мы сопереживаем человеку с гримасой боли на лице;
- функция дезорганизации, когда сильные эмоции работают против нас, они нарушают эффективность индивида и приводят к состоянию дистресса. Дистресс провоцирует расстройство поведения и угнетает здоровье человека.
Мимика скрывает эмоции человека
Мимика помогает скрывать эмоции человека. С возрастом каждый индивидуум учится контролировать эмоции и скрывать их. Одной из самых распространенных позитивных эмоций является интерес. Благодаря этой эмоции люди способны развивать свои навыки и интеллект.
Интерес — мотивирующая эмоция. Интерес помогает работать и заниматься творчеством. Визуально интерес характеризуется слегка напряженными или поднятыми бровями, поджатыми губами или чуть-чуть приоткрытым ртом. Это мимическое движение длиться менее 5 секунд, но сама эмоция переживается намного дольше.
Почему человек испытывает эмоции?
Основной причиной, по которой в людях развиты эмоции, является то, что они помогают строить отношения и связывать их между собой. Людям сложно было бы правильно координировать свои цели, если бы они не любили, не боялись, не доверяли и не испытывали чувства гордости.
Люди предрасположены к тому, чтобы испытывать некоторые чувства, которые нужны не только для выживания и построения отношения, но и для повседневной жизни. Без эмоций они бы жили как роботы. Работа была бы монотонной, как и вся жизнь. Эмоции же раскрашивают наш мир.
Список всех эмоций (самые частые)
Среди всех известных эмоций человека, самыми сильными являются эмоции из списка ниже:
- Гнев. Кто-нибудь когда-нибудь говорил вам не делать то, что вы хотите? Как вы себя чувствуете? Ваша кровь начинает кипеть, ваша температура поднимается? Обычно так описывают гнев. Ваше тело реагирует на то, что происходит не по-вашему, и это попытка исправить данную ситуацию;
- Грусть. Если вы пропустите крайний срок, получите плохую оценку или не выполните работу, вы, вероятно, расстроитесь. Грусть случается, когда мы недовольны собой, нашими достижениями или поведением кого-то еще вокруг нас. Грусть может быть полезна для переживания, поскольку указывает на то, что мы увлечены чем-то. Она может быть отличным катализатором для достижения изменений;
- Радость — чувство восторга, счастья и, возможно, даже эйфории, часто воспринимаемое как внезапный всплеск из-за чего-то хорошего;
- Надежда — это чувство оптимизма и предвкушение позитивного будущего;
- Гордость — чувство одобрения себя и удовольствия в достижении, навыке.
Чтобы ваше эмоциональное состояние не навредило вам и вашему окружению, нужно научиться контролировать свои чувства и эмоции. Несмотря на то, что эмоции возникают сами по себе их вполне реально обуздать. В любой сложившейся ситуации, нужно трезво смотреть на обстоятельства, чтобы не допустить плохих последствий.
Список эмоций и чувств человека, поможет разобраться в своем внутреннем состоянии. При помощи этой таблицы можно разделить наши эмоции на определенные группы, чтобы понимать глубже свой внутренний мир и вовремя остановиться если ситуация выходит из-под контроля
Как правильно выражать свои эмоции?
Вопрос о том, как научиться выражать свои эмоции, очень важен. Эмоции – это вид энергии, которая накапливается внутри нас. Накопление этой энергии приводит к эмоциональному напряжению и в конечном итоге эмоционально-телесному блоку. Со временем могут наступить такие последствия, как проблемы с нервной системой и общим состоянием здоровья.
К примеру, агрессия и внутренняя злость могут доходить до такого пика, что человек становится опасен. Это те ситуации, в которых нужно понимать, как выражать негативные эмоции. Если вам удалось распознать в себе такое эмоциональное состояние, есть несколько способов справиться с ним:
- Успокоиться и медленно посчитать до 100. Как правило, после этого половина из того, что хочется сделать, кажется уже каким-то немыслимым и нездоровым. Этот способ поможет избегать неприятных ситуаций и научиться более спокойно реагировать на сложные ситуации, а также проявлять эмоции более корректно;
- Поделиться своими эмоциями с другими людьми. Рассказать, что вам грустно или у вас проблемы. В ходе разговора обязательно наступит облегчение;
- Позволить себе поплакать, можно даже перед зеркалом. Слезы помогают избавиться от внутреннего и эмоционального напряжения. Кроме того, они показывают окружающим, что вам больно;
- Танцы или пение – прекрасный способ выплеснуть накопившиеся эмоции. Вы можете петь и танцевать в компании или в одиночестве.
Сталкивались ли вы с чувством раздражения из-за того, что испытывают другие люди?
Да. Меня частенько раздражают чужие эмоции, особенно попытки их выражения другими людьми.
0%
Да, но это бывает редко. В основном тогда, когда дело доходит до бесконтрольной демонстрации плохого или хорошего настроения.
100%
Нет, меня это никак не трогает.
0%
Нет, я спокойно отношусь к проявлению чувств другими, иногда с одобрением.
0%
Проголосовало: 4
Эмоции и чувства чем отличаются друг от друга
Эмоции и чувства — это неотъемлемая часть личности. Благодаря эмоциям, люди могут отличать хорошее от плохого, создают потрясающие картины, песни, или рассказы. Эмоциональная насыщенность делает нашу жизнь разнообразной и интересной. Без эмоций и чувств, человек не сможет любить и сожалеть. Все наши чувства и эмоции иногда могут вызвать желание нерациональных поступков
Очень часто чувства и эмоции используются как синонимы. Отчасти это верно, но между данными определениям есть некоторые отличия:
- Эмоции, как правило, длятся небольшое количество времени. К примеру, вы купили машину, которую давно желали купить. Вы будете радоваться некоторое количество времени. Возможно, даже целый день. Но постепенно эмоция утихнет, и вы станете подключать фантазию и мечтать уже о другом. Если дело касается негативного ключа, например, если вам на ногу кто-то наступит, вы станете злиться, но вскоре сможете забыть про данный инцидент, так как серьезной угрозы вашему здоровью нет;
- Чувства же носят долгосрочный характер. Их также называют эмоциями, которые зарождаются в человеке длительный промежуток времени. К примеру, Вы можете проявлять эмоцию любви к своему ребенку с самого его рождения. Или же всю жизнь злиться на человека, разбившего Вам сердце. В данных случаях любовь и злость присутствуют в жизни человека очень долго, данный факт и делает их чувствами.
Эмоции могут становиться чувствами. Если говорить о спектре эмоций положительной направленности, то ничего плохого нет. Хроническая радость — не болезнь. Однако, когда люди долгое время хранят в себе негативные образы, они начинают разрушать себя изнутри, что очень вредит духовному и физическому состоянию человека.
Это может привести в апатии, депрессии. Это происходит вследствие того, что в какой-либо момент времени мы не дали эмоции выйти наружу. К примеру, если человека в школьном возрасте обижал одноклассник и он ничего ему не мог сделать, в глубине души у него отложатся не выплеснутые эмоции. Они заставят его вспоминать эту ситуацию снова и снова в своих мыслях, и он будет раздражаться сильнее.
Не стоит держать все свои эмоции внутри. Все что вы чувствуете обладает сильной энергией, которая способна навредить вашему здоровью. Чтобы этого не произошло, нужно проявлять свои эмоции. Проявляя свои чувства, помните, что от ваших действий могут пострадать ваши близкие или окружающие вас люди, поэтому старайтесь реагировать на ситуации в рамках принятого приличия
Эмоции обязательно нужно выводить наружу и не держать в себе, ведь отрицательные эмоции могут значительно испортить жизнь человека. Негативные эмоции, которые испытывает человек длительное время, могут спровоцировать депрессивное состояние. Сильный удар по нервной системе нанесет большой ущерб здоровью, и станет причиной эмоциональной нестабильности.
Как научиться контролировать свои эмоции?
В книгах по психологии и на просторах интернета можно найти достаточное количество информации на эту тему. К наиболее эффективным техникам относятся:
Правило №1. Измените свое отношение к эмоциям.
Это ваше состояние, примите его с любовью. То, что вы испытываете их, абсолютно нормально. Кроме того, они вам просто необходимы, это научно подтверждено. Не важно, какой характер они имеют, положительный или отрицательный, не удерживайте их, если того не требует ситуация, правила общества и окружение на данный момент.
Правило №2. Старайтесь проживать свои эмоции по максимуму.
Даже если внутри вас ураган эмоций, поводом для их сдерживания может быть только неподходящая обстановка. Чтобы выплеснуть, к примеру, свою ярость и негодование от какой-то приводящей вас в это состояние несправедливости, просто найдите место, где можно уединиться, и никто не сможет вас побеспокоить. Пусть это будет, например, ваш автомобиль.
Проговорите все, что вас волнует, покричите, освободитесь от накопленного, можно даже поплакать – это очень эффективно.
Иными словами, просто максимально приживите свою эмоцию и «помашите ей ручкой». Вы непременно почувствуете облегчение и вернетесь к спокойной, объективной оценке проблемы для ее эффективного решения. Возможно даже, что после такой разрядки она покажется вам пустяковой и не требующей внимания.
Правило №3. Развивайте способность распознавать свои эмоции и управлять ими.
Когда в очередной раз эмоции захлестнут вас, попробуйте понять, что они выражают, какую именно из них вы испытываете, дайте ей конкретное название. Постарайтесь прочувствовать весь спектр того, что вы испытываете при этом. Понаблюдайте за своими реакциями на эту эмоцию. Возможно диапазон того, что вы испытываете при ней, с каждым разом будет расширяться.
Если вы будете проводить такую работу постоянно, то со временем станете замечать, что ваше эмоциональное восприятие приобрело более глубокий и острый характер, вы начнете испытывать тонкие чувства. Музыка станет для вас прекрасней, фильмы гораздо глубже, произведения искусства – великолепнее.
Правило №4. Иногда ругайтесь, но по-хорошему.
Техника проста. Каждый из нас сталкивался в жизни с такими людьми, которых хочется не только ругать, но и просто уничтожить. Если чаша вашего терпения переполнена и вы готовы взорваться, просто отойдите в сторону и постарайтесь успокоиться. Не требуется уходить от конфликта или загонять свои эмоции глубоко внутрь. Просто вернитесь к диалогу позже и разберите с оппонентом ваши претензии.
Польза и вред эмоционального состояния
Порой эмоциональное состояние может привести к настоящей катастрофе. Так происходит из-за того, что всегда нужен баланс между негативными и позитивными эмоциями. Если вы будете слишком счастливы, почти до состояния эйфории, вы не сможете сконцентрироваться на работе или учебе и в последствие получите плохие результаты.
Данный факт называется компенсацией. Также вред мы получаем от негативных чувств, мы можем грустить настолько долго, что впадем в депрессию. Также мы можем извлечь и пользу из эмоционального состояния. Благодаря некоторым фактам, которые нас радуют, мы чувствуем себя увереннее и смелее.
Стоит относится очень серьезно к способности контролировать собственное эмоциональное состояние. Ведь уже давно доказано, что от перенасыщенных эмоций, могут возникать серьезные заболевания
Повреждение целостности вашей энергетической оболочки, открывает возможности для множества душевных и физических болезней. На ранних стадиях этого разрыва, можно без особого труда исправить эту ситуацию.
Вы можете обратиться за консультацией к целителям, которые раскжут о вашей проблеме и помогут предотвратить дальнейшее разрушение энергетической оболочки.
Что такое семейный долг?
Семья — это не только опора, защита, но и ответственность людей друг перед другом. Для этого явления есть специальный термин — семейный долг. Разберемся в нем подробнее.
Семейный долг — это нравственные требования к людям внутри семьи и личные правила, которые ее члены договариваются соблюдать.
Виды семейного долга | ||
Долг родителей перед обществом | Долг родителей перед детьми | Долг детей перед родителями |
Заботиться о детях и создавать комфортные условия для их развития | Распределить между собой равные права и обязанности в воспитании детей, заботиться об их здоровье, психологическом развитии, защищать и материально обеспечивать до 18 лет | Во взрослом возрасте заботиться о родителях, их благополучии и семейном быте |