Классический бихевиоризм Уотсона — Необихевиоризм Б. Ф. Скиннера

Бихевиоризм – течение в психологической науке, обусловившее образ психологии Америки в XX веке, кардинально реорганизовав целую концепцию взглядов о психике. Его видение формулировало выражение, в котором предметом психологической науки считается поведение, а никак не сознание. Откуда, собственно говоря, и «растут ноги», так как в переводе с англ. «behavior» дословно означает «поведение».

Ввиду того, что на тот момент времени было принято устанавливать знак равенства между такими понятиями, как психика и сознание (к психическим относили те процессы, которые завязывались и завершались в сознании) появилась версия о том, что ликвидируя сознание, бихевиоризм, таким образом, удаляет психику.

Настоящая же суть данного события, сопряженного с зарождением и быстрым формированием бихевиористского течения, был другим и содержался никак не в аннигиляции психики, а в изменении ее определения.

В рамках данной статьи описывается такое психологическое течение, как Бихевиоризм. Узнаем об ученых, которые находились у истоков данного направления, о проводимых ими экспериментах, выдвинутых теориях и гипотезах, а также о зарождении Необихивеоризма.


Бихевиоризм и Необихевиоризм в психологии

  • 1.История бихевиоризма 1.1.Торндайк
  • 1.2.Метод проб и ошибок
  • 1.3.Эволюционная теория
  • 2.Ситуация – Реакция
  • 3.Бихевиоризм Уотсона
      3.1.Бихевиоризм в России
  • 4.Условный рефлекс
      4.1.Формула бихевиоризма
  • 4.2.Все дело в движении
  • 5.Бихевиоризм и роль психики
      5.1.Эмоции согласно Уотсону
  • 5.2.Проведенные опыты
  • 6.’Психология с отсутствием психики’
  • 7.Известные представители бихевиоризма
  • 8.Необихевиоризм: зарождение антипода
    • Очень просто о подсознании
    • Деменция — что это за болезнь?
    • Шизоид и Шизоидность: Признаки и Причины
    • Эффект Бабочки — Что Это?
    • Парафренный синдром при шизофрении. Клиническая картина

    История бихевиоризма

    Торндайк

    Первым основоположником такого течения, как бихевиоризм считается Эдвард Ли Торндайк. Хотя сам он себя бихевиористом не считал, а относил к «коннексионистом», что в переводе с англ. означает «connection» – «связь.» Тем не менее, о людях проводящих исследование и их теориях необходимо судить, не согласно тому, как они себя именуют, а согласно их значимости в формировании познания.
    Труды Эдварда Ли Торндайка стали именно той первой ступенькой при создании теории бихевиоризма. Собственное заключение Торндайк растолковал в написанной им в 1898 году докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». Определения Торндайк применял классические – «интеллект», «ассоциативные процессы», но наполнение их было уже иным.

    Метод проб и ошибок

    Еще Гоббс в свое время утверждал, что умственные способности человека имеют ассоциативную природу. О том, что умственные способности гарантируют удачную адаптацию животного к среде обитания, было общепризнанно после Спенсера.
    Однако, Торндайк первым при помощи эксперимента показал, что сущность умственных способностей и их роль имеют все шансы быть изученными, а также им может быть дана оценка в отсутствии идеи либо иным действием рассудка.

    Ассоциация значила теперь не взаимосвязь между мыслями либо мыслями и их перемещением, как в ранее созданных ассоциативных концепциях, а между перемещениями и ситуациями. В объективных терминах описывался полный процесс научения. В качестве регулятора поведения Торндайк применял метод «проб и ошибок» Вена.

    Подбор именно данного метода в качестве начала имел глубочайшее методологическое основание. Он обозначил переориентацию идеи психологии в новейший метод детерминистического разъяснения собственных предметов. Дарвин намеренно никак не концентрировал значимость «проб и ошибок», данное представление, безусловно, составляло один из посылов его теории эволюции.

    Так как, вероятные методы реагирования в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды не являются предварительно учтенными в структуре и методах действия организма, регулирование данного действия со средой реализуется только лишь с вероятностной базой.

    Эволюционная теория

    Данная теория в развитии бихевиоризма вызвала внедрение вероятностного условия, функционирующего с такого рода непреложностью, как и механическая каузальность. Вероятность «более нельзя» необходимо было рассматривать, как субъективное представление (итог неведения факторов, согласно заявлению Спинозы).
    Правило «проб, ошибок и ненамеренного успеха» поясняет в соответствии с Торндайком, получение живыми организмами новейших конфигураций поведения в абсолютно всех степенях его формирования. Достоинство данного принципа, несомненно, при сравнении его с классической (механической) рефлекторной схемой.

    Рефлекс — в его до сеченовском представлении, обозначал фиксированный процесс, действие которого обусловлено таким образом, что концепции нервной системы строго зафиксированы методами. Пояснить данным определением адаптивность взаимодействий организма и его обучаемость было попросту нереально.

    Эдвард Ли Торндайк воспринимал первоначальным периодом двигательного акта не внешний толчок, запускающей в процесс физическую машину с уготованными методами реагирования, а проблематичную обстановку, имеются в виду такие условия в окружающей среде, для адаптации в которой организм не имеет двигательного ответа, а должен его создавать своими стараниями.

    Таким образом, взаимосвязь «ситуация – реакция

    » в отличие от рефлекса — в его исключительно известной Торндайку трактовке характеризовалась последующими свойствами:

    1. Первоначальный раздел – проблемная обстановка (ситуация). Организм противоборствует ей как единое целое. Он стремительно функционирует в поисках выбора. Выучивается при помощи способа упражнения.

    Мозг трудоустроенных людей быстрее восстанавливается после инсульта

    Необихевиоризм в зарубежной социальной психологии

    метки:

    Социальный, Научение, Модель, Психология, Реакция, Наблюдатель, Поведение, Доллард

    БГУ, гуманитарный факультет,

    Специальность «Психология»,

    4 курс, группа 2

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

    Курс

    «Зарубежная социальная психология»

    Тема

    : «Необихевиоризм в зарубежной социальной психологии»

    Начало становления социальной психологии пришлось на время, когда в психологии господствовали бихевиористические принципы. В настоящее время бихевиоризм в социальной психологии использует те варианты этого течения, которые связаны с необихевиоризмом. Поэтому, тема необихевиоризма идет первой (после обзорно-вводной) в курсе зарубежной социальной психологии и является важной для дальнейшего понимания и изучения курса.

    Количество часов

    : 2 из 4

    Аудитория:

    слушателями лекции являются студенты 3 курса специальности «Психология». Достаточно подготовленная аудитория, ею были прослушаны курсы «История психологии», «История социальной психологии». Следовательно, студенты ознакомлены с тем, что есть бихевиористическое направление и обладают общими представлениями о теме лекции.

    Цель

    : сформировать у студентов необходимые знания о необихевиоризме, как направлении в зарубежной социальной психологии.

    7 стр., 3143 слов

    4 психология лекции

    … Продолжение cерии статей автора из цикла о психологии лекции. На основе психологических фактов описываются и классифицируются … лекцию о законах лается, чтобы уравновесить дей- логического мышления [1, с. 11]: ствие известного в психологии за- … – внимания студентов. 115]. ОРГАНИЗАЦИЯ В психологии внимание опре- 1. Непроизвольное внимание НЕПРОИЗВОЛЬНОГО, ПРОИЗВОЛЬНОГО деляют так: …

    Задачи

    : 1) Плавно ввести студентов в тему необихевиоризма;

    2) Актуализировать их ранее усвоенные знания по этой теме;

    3) Дать качественные знания по теме лекции, выделяя основные моменты, давая наглядные примеры;

    4) Раскрыть фундаментальные положения содержания, трудных для понимания и усвоения обучаемыми;

    5) Добиться обратной связи со студентами, как доказательства их включенности в процесс лекции и понимания темы;

    6) Систематизировать усвоенный материал в виде краткого итога после каждого вопроса;

    7) Контролировать надлежащее ведение конспекта во время лекции;

    8) Воспитать у студентов культуру поведения на лекционном занятии;

    Организационная форма лекции:

    монологическое высказывание с обращениями к аудитории

    Основные вопросы лекции

    :

    1. Проблема бихевиоризма и необихевиоризма в социальной психологии.
    2. Исследования научения (Нил Миллер, Джон Доллард, Альберт Бандура)
    3. Теория фрустрации – агрессии (Нил Миллер, Джон Доллард).
    4. Теория межличностного взаимодействия, как обмена (Гарольд Келли, Джон Тибо).

    Литература, использованная при подготовке

    :

    1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы
    2. Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков. Часть I
    3. Андреева Г. Социальная психология

    Литература для студентов

    :

    7 стр., 3143 слов

    4 психология лекции

    … Автор более 40 публикаций Продолжение cерии статей автора из цикла о психологии лекции. На основе психологических фактов описываются и классифицируются приемы организации внимания слушателей. … иногда полезны заготовки, предназначенные для психологического вступления. Нельзя надеяться, что внимание студентов всю лекцию будет устойчивым. Если тема трудна для понимания, то колебания внимания …

    1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы
    2. Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков. Часть I
    3. Янчук В. А. Введение в современную социальную психологию
    4. Уотсон Д. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) (статья)
    5. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии

    Оборудование

    : распечатанный текст лекции 1 экзепляр, мел, доска. У студентов должен быть при себе конспект, ручка.

    Текст лекции

    :

    Курс зарубежной социальной психологии мы с вами начнем изучать с необихевиоризма.

    Итак, первый наш вопрос:

    1. Проблема бихевиоризма и необихевиоризма в социальной психологии.

    Как вы помните, начало становления социальной психологии пришлось на время, когда в психологии господствовали бихевиористические принципы. А так как сегодня бихевиоризм в социальной психологии использует те варианты этого течения, которые связаны с необихевиоризмом, изучать мы будем именно его (необихевиоризм).

    Основа необихевиоризма — бихевиоризм.

    Как вы помните, понятие «бихевиоризм» происходит от английского «behavior»,

    что переводится как «поведение
    ».
    Следовательно, психологи-бихевиористы изучали поведение. А т.к. они ставили перед собой задачу не только научиться понимать и предсказывать поведение, но и формировать, вырабатывать «правильное», или «нужное», поведение, а в конечном итоге управлять им, то главной теоретической проблемой бихевиоризма стало
    научение
    тому или иному поведению.

    4 стр., 1595 слов

    Психология 35

    … среда формирует поведение путемсовокупности реакций организма на стимулыи подкреплений. 1.4.Метод самонаблюдения в психологии называетсяинтроспекция. … психологии; В – бихевиоризме; Г– когнитивной психологии. 1.24. Схема«S–R» делает упор … А – на объективное описание поведения; Б – бесполезность концепции сознания; В– соответствие между реакцией и стимулом; Г – доминирование стимулов в поведении. …

    Помните ли вы, что такое научение?

    (Научение

    — в широком смысле — класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций.
    Научение
    — в узком смысле — процесс и результат приобретения индивидуального опыта)

    Отсюда и название теорий, исследующих этот процесс, – теории научения. В этих теориях, прежде всего, анализируется связь между стимулом и реакцией.

    Давайте с вами вспомним, что такое «стимул» и что такое «реакция».

    (Стимул –

    это любое событие, внешнее или внутреннее, которое изменяет поведение человека или животного (организма).

    Реакция –

    это и есть изменение поведения, которое последовало в ответ на стимул).

    Таким образом, поведение в бихевиоризме определяется простой формулой

    :

    S
    R(на доске)
    где, S

    стимул, R

    реакция.
    Пример: учеба школьника. Родители сказали «Только попробуй принести «двойку» (стимул).
    Школьник хорошо написал работу (реакция).

    Ученых, занятых бихевиоризмом,

    практически не интересует то, что происходит в промежутке между стимулом и реакцией, т. е. мыслительные и психические аспекты поведения. Их интересует лишь предшествующее событие (стимул) и последующее (реакция), т.е. причина и следствие. (
    Пример: для них не имеет практического значения,чточеловек думает и переживает, когда составляет планы на следующий день)
    . Т.е., организм – это своеобразный «черный ящик», где можно фиксировать, лишь то, что есть на входе и что на выходе.

    Есть еще одно важное понятие данной теории – это подкрепление. Подкрепление –

    это влияние, усиливающие либо снижающее вероятность повторения предшествовавшей ему реакции.

    4 стр., 1649 слов

    Поведение экспрессивное

    … и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или … Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми … решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало…; Непроизвольные реакции Эти ре

    Помните ли вы, каким может быть подкрепление?

    (Позитивным, негативным, нейтральным).

    К чему приводит позитивное подкрепление? Негативное? Нейтральное?

    Позитивное

    (или
    положительное)
    , подкрепление увеличивает вероятность повторения реакции.
    Негативное подкрепление –
    способствует устранению соответствующего поведения. Организм стремится избегать повторения подобных действий.
    Нейтральное подкрепление
    – не оказывает влияние на проявление данного поведения в будущем.
    (Пример с подготовкой к экзамену в последний момент и оценкой – «очень хорошо», «очень плохо», преподаватель сказал, что студент сегодня хорошо выглядит).
    Подкрепление выступает основным фактором всякого научения.

    Знаете ли вы, кто впервые заговорил о научении?

    Впервые ключевой принцип научения был установлен Эдвардом Ли Торндайком и Иваном Петровичем Павловым. Согласно Э.Л. Торндайку и И.П. Павлову, животные и люди учатся методом проб и ошибок. Когда найдена успешная, удовлетворяющая возникшую потребность модель поведения, она затем многократно повторяется и таким образом закрепляется.

    Поскольку был найден ключевой (и, как тогда казалось), единственный фактор научения, то дальнейшие исследования бихевиористски ориентированных ученых направлялись преимущественно на изучение подкрепления.

    Необихевиоризм – исследования научения.

    Основы необихевиоризма заложил Эдвард Чейс Толмен

    . Он принимал в расчет не только внешнее поведение организма по схеме «стимул – реакция», но и учитывал процессы, происходящие в самом организме.

    Следующим в необихевиоризме был Кларк Леонард Халл.

    Он занимался теоретическими и экспериментальными исследованиями поведения и научения и так же находился под влиянием идей И. Павлова и Э. Торндайка. Именно благодаря К. Халлу окончательно была сформулирована необихевиористская модель поведения, которая стала выражаться как

    6 стр., 2912 слов

    Поведение как психофизиологический феномен

    … процессы, известные только самому человеку. Под внешне проявляемым поведением понимаем действия, речь, физиологические реакции, явные для стороннего наблюдателя. Под мыслительным, внутренним, поведением человека понимаем привычки человека: привычки восприятия, эмоциональные и …

    С – О – Р (на доске)

    т.е. стимул – организм – реакция. Пример: родители, прежде чем добиться от школьника хорошей учебы призадумаются, «а что произойдет в психике нашего ребенка, если мы, добиваясь хорошей учебы, за каждую двойку будем ставить в угол??».

    К. Халл настаивал, что без исследования происходящих в организме ненаблюдаемых процессов, которые, тем не менее, можно объективно описать, поведение понять нельзя. В качестве самого действенного подкрепления он рассматривал то подкрепление, которое дает организму возможность удовлетворить имеющуюся у него потребность.

    Еще одну проблему, связанную с научением и подкреплением, исследовал Беррес Фредерик Скиннер

    . Он выдвинул идею
    оперантногонаучения
    . В отличие от принципа классического обусловливания по И.П. Павлову: Стимул —> Реакция, он разработал принцип:
    Реакция —> Стимул.
    Суть научения по данной схеме состоит в том, что вместо предложения стимула, вызывающего определенную реакцию, экспериментатор, наблюдая за организмом, ждет случайного появления реакции в интересующем его направлении. И уже ее проявление сразу же подкрепляется.

    Итог

    Основные идеи теорий научения и сегодня сохраняют свое значение и оказывают влияние на современных социальных психологов. Но в целом социальная психология давно вышла за рамки простых моделей типа «стимул-реакция» при изучении человеческого поведения. И главная отличительная черта нынешних теорий научения – это интерес к протекающим в организме внутрипсихическим процессам. Т.е. учеными исследуются не только стимулы и реакции, но и сам человек, включенный в процесс научения. Более того, в настоящее время фокус интереса исследователей все больше смещается на когнитивную и психическую активность человека, т. е. на промежуточное звено между стимулом и реакцией.

    Наш второй вопрос:

    1. Исследования научения (Миллер, Доллард, Бандура)

    В этом вопросе мы познакомимся с теориями необихевиоризма, оказавшими наибольшее влияние на современную социальную психологию.

    9 стр., 4453 слов

    Глава 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы

    … инструктивно-методический материал. Глава 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы 1.1 Понятие и причины девиантного поведения Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой … у несовершеннолетних посвящены работы Н.А.Дремовой, Г.Л.Исуриной. Формы девиантного поведения весьма разнообразны. [3, с.48-50] Социальные отклонения можно классифицировать по ряду оснований: — в …

    Подход Миллера и Доларда

    Современные теории социального научения берут свое начало от имен Нила Миллера

    и
    Джона Долларда
    (первая половина XX века), которые обратили внимание на явление
    имитации
    (или
    подражания)
    в процессе социального научения.
    Подражание
    – это воспроизведение чужих действий.

    Для справки:

    проблема подражания принадлежит к кругу первых проблем в зарождавшейся социальной психологии на рубеже XIX—XX вв. Повышенный интерес психологов к этой проблеме обуславливается тем, что подражание является важнейшим механизмом, от которого берут свое начало такие социальные феномены как социализация и конформность.

    Миллер и Доллард в работе «Социальное научение и подражание» отказываются от старой традиции определять подражание как инстинкт. Они рассматривают подражание как объект инструментального научения.

    Знаете ли вы, что такое инструментальное научение?

    (
    Инструментальноенаучение
    — научение, происходящее: — 1. за счет спонтанного порождения организмом множества разнообразных реакций на один и тот же стимул или ситуацию; — 2. с последующим закреплением только тех реакций, которые оказались наиболее удачными с точки зрения полученного эффекта, т.е. методом проб и ошибок).

    Простой пример: грабли

    .

    Так же, Миллер и Доллард назвали 4 фундаментальных фактора всякого научения:

    • Драйв
    • Сигнал
    • Реакция
    • Вознаграждение (подкрепление)

    Что такое стимул и вознаграждение, мы с вами уже изучили. Давайте разберем новые для нас понятия.

    Драйв

    — комплекс влияний, направляющих поведение человека на удовлетворение основной в данный момент времени потребности.

    10 стр., 4603 слов

    Особенности речевого поведения в социальном взаимодействии

    … речи и ее адресата, чем речь в межличностном взаимодействии. Для речевого поведения в социальном взаимодействии основное значение имеет речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно … переосмыс­лению ранее сказанного и понятого, по соотнесению своей «модели» понятого с реальными фактами и линией поведения собеседника. Эта «работа» так же мгновенна, симультанна и …

    Сигнал

    — индикатор проявления определенного поведения, говорящий об обстоятельствах вызывания стимула.
    Пример:присутствие преподавателя в аудитории выступает в качестве определенного сигнала о необходимости совершения студентами соответствующих действий.
    Теперь вернемся к подражанию. Авторы вводят среди прочих вторичных побуждений побуждение подражать, имитировать

    . По их мнению, одним из наиболее важных классов сигналов в ситуации социального научения является поведение других. Наблюдая открытые поведенческие реакции-модели на определенные сигналы, одни из которых ведут к вознаграждению, а другие — нет, наблюдатель приобретает, определенную иерархию ценностей сигналов.
    Пример: новенький сотрудник компании наблюдает за своими коллегами. Один из них все время спорит с начальством и старается все сделать по-своему, а другой во всем с начальством соглашается и делает, как было велено. Одного из них вскоре уволили, а \другого – повысили. У нового сотрудника сразу складывается том, как лучше вести себя с начальством.
    Придавая большое значение механизму научения путем проб и ошибок, Миллер и Доллард обращают внимание на возможность с помощью подражания ограничить пробы и ошибки, приблизиться к правильному пути через наблюдение поведения другого.

    Итак, в целом ситуация научения, включая подражание, представляет, по Миллеру и Долларду, следующую цепочку:

    сигнал


    внутренняя реакция

    драйв

    внешняя реакция

    вознаграждение (на доску)
    3 варианта использования термина «подражание»:

    1. Для обозначения «тождественного» поведения

    . Такое поведение часто лишь внешне выглядит подражанием, а в действительности может представлять одинаковые реакции на одинаковые стимулы у двух индивидов, причем каждый из них безотносительно к другому научился такому реагированию, т.е. «тождественное» поведение может быть результатом подражания, а может и не быть таковым.

    2. «Парнозависимое» поведение

    . Оно часто имеет место в диадическом взаимодействии, в котором поведение одной стороны, являющейся, как правило, старше или искуснее другой, служит сигналом для другой — для наблюдателя (наблюдатель вознаграждается за ту же реакцию, что и модель).

    28 стр., 13551 слов

    Отклоняющееся поведение как социальное явление

    … нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер. Как мне кажется … у людей появляется возможность проявлять свое отклоняющееся поведение. Поэтому эта проблема стоит в центре внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, и нас …

    3. Копирующее поведение

    , которое предполагает специфическое руководство со стороны модели. «Модель говорит и показывает наблюдателю, какие реакции и сигналы релевантны задаче, и через непрерывную коррекцию тренирует его представлять ту же реакцию, что и модель».

    Две последние модели очень похожи. Но, как правило, осуществляется вторая.

    Основной тезис Миллера и Долларда следующий

    : подражающее поведение имеет место, если индивид вознаграждается, когда он подражает, и не вознаграждается, когда не подражает.

    Эксперимент с крысами (и детьми).

    Миллер и Доллард в подтверждение своих положений приводят данные серий экспериментов, проведенных параллельно на крысах альбиносах и маленьких детях. Одна группа голодных крыс вознаграждалась, если следовала в том же направлении, что и «лидер»; другая группа вознаграждалась за следование в противоположном «лидеру» направлении. В этих условиях первая группа научилась подражать «лидеру», а вторая — не подражать ему. Сами «лидеры» поворачивали влево или вправо, поскольку в конце левого или правого поворота в лабиринте помещалась белая карточка, а заранее они были натренированы находить пищу около нее. Эксперименты показали, что происходила генерализация научения подражанию или неподражанию. В частности, животные, которые научились подражать «лидерам» — белым крысам, подражали и черным крысам без какой-либо дополнительной тренировки; животные, которые научились подражать, будучи «мотивированными» голодом, подражали и когда их «мотивировали» жаждой. Получая вознаграждение за копирование «лидера» в выполнении одной задачи, они обнаруживали тенденцию копировать его поведение в других ситуациях. Параллельные эксперименты с детьми, как пишут Миллер и Доллард, дали аналогичные результаты.

    Параметры, вычлененные Миллером и Доллардом для всякой ситуации научения, в случае парнозависимого поведения приложимы, по их мнению, для описания и поведения модели, и поведения наблюдателя.

    Это можно увидеть из следующего примера.

    Два брата играют в ожидании возвращения домой отца. Обычно отец приходит с конфетой для каждого. Старший, играя, слышит звук шагов у входа. Для него это служит сигналом возвращения отца. Реагируя на сигнал, он бежит к входу. Для младшего ребенка звуки шагов отца еще не служат отличительным сигналом и поэтому не «воодушевляют» его бежать. И часто он продолжал играть, когда старший убегал навстречу отцу. Но в данном случае младший брат побежал за старшим, и каждый получил от отца по конфете. В следующих подобных случаях младший будет чаще бежать, просто увидев бегущего брата. Продолжая получать подкрепление конфетой, поведение младшего стабилизируется: он будет бежать, глядя на брата, во всех случаях, даже если место и время будут варьировать. Таким образом, он научается подражать старшему брату, но шаги отца еще не приобрели для него характера сигнала. Схематично Миллер и Доллард представляют это следующим образам:

    Итог

    Если Миллер и Доллард первыми в необихевиористской ориентации предприняли попытку «приближения к теории социального научения», то сейчас таких попыток существует несколько. Важно подчеркнуть, что многие из них — это различные вариации теории Миллера и Долларда.

    Знакомство с подходом Миллера и Долларда позволяет отметить заслугу этих авторов в постановке на экспериментальной основе проблемы подражания как важного механизма социально-психологического взаимодействия. В рамках необихевиористской ориентации они впервые обратились к исследованиям, испытуемыми в которых выступили люди.

    Подход Бандуры

    Особый вклад в разработку научения через моделирование внес Альберт Бандура. Он создал теорию социального научения.

    Бандура называет свой подход социобихевиоральным

    и противопоставляет его предшествующим приложениям теории научения. По его мнению, эти приложения (он имеет в виду теории социального научения Миллера и Долларда, Скиннера, Роттера) страдают тем, что основываются «на ограниченном ряде принципов, установленных и поддержанных в основном исследованиями научения у животных в ситуациях с одной персоной». Он полагает, что «для адекватного рассмотрения социальных явлений необходимо расширить и модифицировать эти принципы, ввести новые принципы, установленные и подтвержденные исследованиями приобретения и модификации человеческого поведения в диадической и групповой ситуациях».

    Суть его теории социального научения в том, что эффект научения может быть получен посредством наблюдения за поведением другого человека. Причем человек, действия или поведение которого наблюдаются (данную фигуру в процессе научения называют социальной моделью), может не ставить специальной цели научить чему-либо наблюдателя или заставить его подражать себе. Просто поведение другого человека – модели или образца для подражания – служит источником значимой информации, которую наблюдатель затем использует, чтобы вести себя точно так же. Кстати, в качестве наблюдателей-имитаторов могут выступать не только дети, но и взрослые, которые также выбирают себе социально значимые модели в качестве образцов поведения. Правда, дети и взрослые неодинаково подражают моделям. Если первые стремятся копировать модель целиком, то вторые, как правило, перенимают лишь какие-то фрагменты модели — взгляд, походку, манеру одеваться и т. д.

    Возвращаясь к началу, отметим

    отличия подхода Бандуры от подхода Миллера и Долларда:

    С самого начала Бандура выступил противником

    столь характерных для бихевиоризма
    произвольных переносов данных из мира животных на социальный мир.
    Кроме того, неудовлетворенность исследователя предшествующими подходами касается их неспособности решить проблему возникновения действительно новых форм поведения

    . По его мнению, инструментальное обусловливание и подкрепление должны рассматриваться скорее как выбор реакции среди уже имеющихся в поведенческом репертуаре индивида, нежели как ее приобретение. Это характерно, как мы видели, для позиций Миллера и Долларда: способность личности к реакции существует прежде, чем она научилась ей через подражание.

    Главное отличие концепции социального научения от традиционных теорий научения состоит в том, что в социальном научении подкрепление не играет решающей роли

    . Подкреплением здесь может служить сам процесс имитации или факт удачного подражания.
    Пример: малышка, подражая действиям мамы, помыла тарелки. Радость будет получена от факта, что у нее это получилось (а не конфета, как было в примере Миллера и Доларда).
    Бандура рассматривает подкрепление, скорее, как
    фактор, способствующий научению, а не вызывающий его
    . С его точки зрения, во-первых, наблюдатель может научаться новым реакциям, просто наблюдая поведение модели; во-вторых, необязательно ставить реакцию модели и реакцию наблюдателя в условия подкрепления.

    Многочисленные исследования, в том числе полевые, Бандуры и его коллег показали, что подкрепляющие последствия

    могут служить
    активизации поведения, приобретенного в условиях неподкрепляемого наблюдения
    . Подчеркивая, что подкрепление не играет доминантной роли в приобретении новых реакций, Бандура отводит ему
    центральную роль в усилении и поддержании (сохранении) различных поведенческих тенденций.
    Образцы поведения могут приобретаться, по мнению Бандуры, через прямой личный опыт, а также через наблюдение поведения других и его последствий для них, т.е. через влияние примера.

    Так что для успешного научения достаточно иметь перед глазами значимую (референтную) социальную модель и мысленно или бессознательно повторять ее действия. Разумеется, взрослые и особенно родители наиболее часто выступают в качестве моделей для детей. Так, скажем, мать или отец, закуривая сигарету, могут и не осознавать, что выступают в качестве модели для своего ребенка. Ребенок же, желая выглядеть «как взрослый» – мама или папа, внимательно следит за поведением родителей и в результате может приобрести ту же привычку к курению, как, впрочем, и любую другую.

    Точно так же может происходить усвоение детьми ценностей, норм и даже черт характера взрослых, и прежде всего родителей.

    И хотя детское подражание первоначально бессознательно-игровое и не совсем точное (в этом, понаблюдав за маленькими детьми, каждый имеет возможность убедиться

    ), постепенно элементы их поведения закрепляются и в процессе практики приобретают необходимое завершение. Понятно, что социальное научение (в силу своей непроизвольности) может приводить к усвоению как социально одобряемых, так и неодобряемых образцов поведения.
    Ложь, употребление ненормативной лексики (сквернословие), жестокость, равнодушие, различные дурные привычки, так же как и великодушие, милосердие, вежливость, заботливость, в одинаковой мере заимствуются и усваиваются наблюдателями.
    От чего зависит, станет ли модель привлекательной для подражания и начнется ли в связи с этим процесс социального научения?

    1.

    Во-первых,
    от самой модели
    , а во-вторых,
    от наблюдателя
    . Такие свойства модели,
    как яркость, необычность, привлекательность
    увеличивают вероятность того, что она привлечет к себе внимание потенциального наблюдателя. Кроме того,
    уверенность наблюдателя, что поведение модели является социально значимым и потому достойно подражания
    , также увеличивает вероятность того, что модель заинтересует наблюдателя. Мысленное повторение или образное проигрывание поведения другого, выступающего в качестве модели, завершает процесс научения.

    2. Степень точности копирования поведения во многом зависит от способностей и возможностей наблюдателя. Так, скажем, кто-то может, внимательнейшим образом наблюдая за игрой чемпиона мира по шахматам, сам научиться этой игре. Но при этом очень невелика вероятность, что наблюдатель тоже станет шахматным чемпионом, поскольку для завоевания шахматной короны необходимы незаурядные способности, которые у большинства людей попросту отсутствуют. В результате человек будет уметь играть в шахматы, но на уровне любителя, а не чемпиона мира.

    3. Еще одним немаловажным фактором, влияющим на успешность подражания, является подкрепление или его отсутствие как со стороны других людей, так и со стороны самого субъекта (наблюдателя).

    Таким образом, возвращаясь к нашему примеру с шахматным королем и наблюдателем, можно предположить, что шахматист-чемпион подкреплен (имеет внутреннюю и внешнюю мотивацию) для блестящей игры, в то время как наблюдатель может быть больше заинтересован в какой-то другой деятельности. Скажем, в выращивании кактусов или создании семьи и семейного уюта.

    Бандура вычленяет следующие возможные направления влияния модели на наблюдателя

    :

    1) посредством наблюдения поведения модели могут приобретаться новые реакции

    ;

    2) через наблюдение последствий поведения модели (его вознаграждения или наказания) может усиливаться или ослабляться сдерживание поведения

    , которому наблюдатель ранее научен, т.е. существующее у наблюдателя поведение модифицируется благодаря наблюдению модели;

    3) наблюдение поведения другого (модели) может облегчить реализацию реакций

    , ранее приобретенных наблюдателем.

    Большое внимание Бандура уделяет научению в отсутствие открытой реакции у наблюдателя

    . В этом случае, по его мнению, реакция модели ведет к «внутренним» воображаемым реакциям наблюдателя, которые могут восстанавливаться, когда наблюдатель помещается в «поведенческое поле».

    Много внимания в своем анализе Бандура уделяет такому виду подкрепления, как наблюдаемое подкрепление

    . Поведение людей находится под влиянием не только прямо испытываемых последствий, но и многократно наблюдаемых действий других: вознаграждаемых, игнорируемых или наказуемых. Наблюдаемое подкрепление влияет на поведение во многом таким же образом, как и подкрепление собственных исходов: наблюдаемые вознаграждения в целом усиливают, а наблюдаемые наказания уменьшают в наблюдателях следование поведению модели.

    Итог

    Как видим, теория социального научения предусматривает более сложные формы научения по сравнению с первыми моделями научения. Тем не менее, как и в предшествующих теориях, центральными понятиями теории социального научения являются понятия стимулов, побуждающих к социальному поведению, и подкреплений, влияющих на усвоение поведения. Здесь также необходимо обратить внимание на то, что подобно базовым, исходным теориям научения, теория социального научения является, прежде всего, моделью индивидуального научения и поведения.

    (Сам Бандура называет свою теорию социального научения медиаторно-стимульной ассоциативной теорией

    ).

    Примеры похожих учебных работ

    4 Поведение как предмет психологии

    … типы реакций; объяснение поведения, т.е. исследовать процесс их образования; управление поведением, изучить основы их комбинаций, т.е. образование ложного поведения. По ситуации описать реакцию и наоборот. Формирование навыка и научение становятся …

    Психология социальных групп и коллективов

    … ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности …

    Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного поведения детей-сирот …

    … Глава 1. Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного поведения детей-сирот в социальной педагогике 1.1. Понятие и сущность девиантного поведения детей-сирот Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то …

    Дифференциация феноменов аутоагрессивного и самоповреждающего поведения в клинической …

    … («реакцией группирования»); поиском независимости от взрослых и созданием личных привязанностей; стремлением к социальному успеху, проверкой своих возможностей в самореализации и развитии собственного «Я». Достаточно часто аутоагрессивное поведение …

    Психология социальных меньшинств

    … модели, которую предложил С. Московичи. Так же я использовала книгу Журавлевой А.Л. под названием «Социальная психология», … механизм передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, социальных установок. « …

    Контрольная работа по курсу «психология социального взаимодействия»

    … АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра гуманитарных и социальных наук . ВАРИАНТ № … личности образцом положительного поведения? Возможна ли ошибка? … обязательно). Тема. Психология управленческого решения. … или психической реакции у человека. …

    Ситуация – Реакция


    Сознательность подхода Торндайка, согласно сопоставлению подхода Джона Дьюи и иных ученых умов Чикаго, неоспорима, поскольку осознанное желание цели воспринималось ими никак явление, которое имеет необходимость в разъяснении, а за причинное основание.

    Однако, Торндайк, ликвидировав осознанное желание достижения цели, сдержал мысль о действующих деяниях организма, значение которых заключено в решении трудностей с целью приспособления к среде. Таким образом, Торндайк значительно увеличил область психологической науки. Он выявил, что она простирается далеко за границами рассудка.

    Ранее считалось, что специалиста в области психологии за данными границами могут интересовать лишь неосознанные действа, сокрытые в «хранилище души». Торндайк радикально поменял направление. Областью психологической науки оказалась связь между организмом и окружающей его средой.

    В прошлом, психология заявляла, что взаимосвязи возникают среди парадоксов рассудка, она именовала их ассоциациями. Прошлая физиология заявляла, то что взаимосвязи возникают между возбуждением рецепторов и встречным перемещением мускул. Они именовались рефлексами.

    Согласно Торндайку, коннексия – взаимосвязь между реакцией и обстановкой

    . Несомненно, что это является новым компонентом. Изъясняясь словами другой психологической науки, коннексия – компонент поведения. Разумеется, что определение «поведение» Торндайк тогда не использовал. Он заявлял об умственных способностях и о научении.

    Однако и Декарт в свое время не именовал открытую им реакцию «рефлексом», а Гоббс, являясь, прародителем ассоциативной теории не использовал такое сочетание слов, как «ассоциация идей», придуманное Локком спустя 50 лет после его открытия. Представление созревает ранее его определения.

    Деятельность Эдварда Ли Торндайка не обладала бы значениями первопроходства для области психологии, в случае если б не раскрывали новейших непосредственно психологических закономерностей.

    Однако, никак не менее отчетливо представляется у него недостаточность бихевиористских методик в проекте разъяснения поведения людей. Регулирование которого происходит согласно другому типу, нежели это себе представляли Торндайк и все без исключения дальнейшие приверженцы объективной психологической науки, считавшие науку научения общими как для человека, так и для других живых созданий.

    Такого рода аспект породил новейшую конфигурацию редукционизма. Свойственные людские закономерности поведения, обладающие причинами социально-исторического характера, сводились к биологической степени детерминации, что, в свою очередь, способствовало утрате возможности изучить данные закономерности в соответственных научных суждениях.

    Торндайк в большей степени, чем кто бы то ни был, подготовил почву для появления такого течения в психологии, как бихевиоризм. Совместно с этим, как было подмечено ранее, он никоим образом не относил себя к данному направлению; в собственных пояснениях действий научения он использовал представления, которые впоследствии зародившийся бихевиоризм потребовал прогнать из психологической науки

    К таким определениям относилась в первую очередь область психологии в классическом ее представлении (в частности, определения о переживаемых организмом состояниях неудобства и довольства при появлении взаимосвязей среди моторных реакций и внешних условий), во вторую очередь — это касалось нейрофизиологии (в частности, «закон готовности» который, в соответствии с Торндайком подразумевает перемены в возможности осуществлять импульсы).

    Бихевиористская концепция не разрешила изыскателю поведения прибегать к тому, что ощущает субъект, и к условиям физиологического характера.

    МОТИВАЦИЯ

    Методы

    Психология постоянно шла к тому, чтобы перенять методы, применяемые в области естественных наук.

    Поэтому методология бихевиоризма тесно связана с физикой, которая является одной из самых старых и почитаемых наук.

    Объективные методы бихевиоризма:

    • наблюдение;
    • тест;
    • метод условных рефлексов;
    • метод дословной записи.

    Метод тестов, ранее использовавшийся в отношении психических качеств, был направлен на поведение. Т.е. тесты показывали не интеллектуальные параметры или личностные особенности психики, а реакцию человека на те, или иные раздражители (стимулы).

    Вокруг метода дословной записи возникло множество споров. Казалось бы, данный метод слишком тесно связан с интроспекцией, которую так активно отрицает бихевиоризм. Но речевые реакции представлялись для Уотсона объективно наблюдаемым и оцениваемым явлением.

    Бихевиоризм Уотсона

    Лидером, основывавшимся на теории бихевиоризма, стал Д. Б. Уотсон. Его научная история жизни нравоучительна в том смысле, что демонстрирует, равно, как и в становлении единичного изыскателя отражаются воздействия, установившие формирование главных мыслей тенденции в полном.
    Защитив диссертацию, посвященную психологической науке в Чикагском университете, Уотсон с 1908 года работает в Балтиморском университете Дж. Гопкинса, где стоит во главе и руководит кафедрой и лабораторией экспериментальной психологии. Опубликованная им статья в 1913 году «Психология с точки зрения бихевиориста», расценивают, как некое обращение новейшей тенденции.

    Вскоре после статьи, Уотсон публикует книгу «Поведение: введение в сравнительную психологию» где в первый раз со времен создания психологической науки и на протяжении всей ее истории было категорично отвергнуто утверждение о том, что сознание есть предмет изучения данной науки.

    Бихевиоризм в России

    Лозунгом бихевиоризма становится представление о поведении, как о справедливо созерцаемой концепции реакций организма на внешние и внутренние и внутренние импульсы.
    Данное представление зародилось в российской науке в работах таких ученых, как: И.М. Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Они аргументировали тем, что сфера психологической деятельности никак не ограничивается действиями рассудка субъекта, познаваемые посредством интроспекции, поскольку присутствие такой трактовки психического сознания неминуемо делило организм на сознание (душу) и тело (материю). Вследствие чего сознание отделялось от внешней действительности, закрывалось в окружении личных явлений (волнений), устанавливающих его за пределами действительной взаимосвязи земных предметов и включенности в процесс физических действий.

    Не признав такого суждения, российские ученые нашли смелый способ исследования отношений целого организма с окружающей средой, руководствуясь конкретными методиками, организм же, в свою очередь, объясняя в согласии с его внешними и внутренними проявлениями. Данный аспект обозначал будущность с целью выявления условий взаимодействия целого организма с окружающей средой и факторов которые обуславливают динамику данного взаимодействия. Планировалось, что понимание факторов даст возможность реализовать в психологии эталон иных наук с их лозунгом «предвидение и руководство». Данное новейшее представление соответствовало нуждам того периода.

    Давняя субъективная психологическая наука повсюду обнаруживала собственную несостоятельность. Данное наглядно показывали эксперименты, проводимые над животными, которые, в свою очередь, являлись основным предметом изучения психологов американского континента. Размышления о сознании и о том, что в нем происходит у животного при выполнении тех или иных поставленных задач во время эксперимента оказались безрезультатными. В результате чего, Уотсон пришел к выводу, что наблюдения за состоянием сознания мало необходимы для специалиста в области психологии. Лишь отрекшись от данных внутренних исследований и наблюдений, уверял он, психология будет беспристрастной и верной наукой.

    Обучение во сне: это возможно?

    Необихевиоризм методы исследования. Научный метод и Необихевиоризм

    ⇐ Предыдущая Стр 30 из 49 Следующая ⇒

    Психология в 1920-е гг. представляла собой огромное многообразие направлений, и это было особенно явно в США, просто потому, что профессиональных психологов там было больше всего. Между психологией как естественной наукой — академической дисциплиной — и психологией как прикладной дисциплиной, стоявшей на службе обществу, была огромная дистанция — как и между экспериментаторами и тестологами. Были психологи, занимавшиеся популярными проблемами — например воспитанием детей, — и те, кто изучал процессы ощущения и восприятия, доступные лишь посвященным. Согласие по поводу базовых понятий или необходимости общей теории отсутствовало. Психологов, которые работали с оглядкой на физические науки, казавшиеся цельными, такая ситуация не могла удовлетворить.

    Во второй половине 1920-х гг. появилось несколько откликов на сложившуюся ситуацию. Боринг, например, опубликовал большое исследование под названием «История экспериментальной психологии» (A History of Experimental Psychology, 1929), чтобы выстроить генеалогию экспериментальной психологии и показать, что именно она является полноправным претендентом на звание науки. На протяжении полувека эта книга оказывала решающее влияние на представления о психологии и ее развитии, чему способствовала и важная позиция, которую Боринг занимал в Гарвардском университете в период между 1922 и 1968 гг. и в Американской Психологической Ассоциации. Карл Мёрчисон (Carl Murchison, 1887–1961), декан факультета психологии в университете Кларка, Массачусетс, в 1925 и в 1930 гг. составил своеобразные сборники манифестов, в которых сопоставлялись позиции около дюжины разных школ теоретической психологии. В 1931 г. Вудворте из Колумбийского университета опубликовал труд «Современные школы психологии» (Contemporary Schools of Psychology), и преподавание курса «систем и теорий» в психологии заняло прочное место в учебной программе университетов. Эдна Хайбредер (Edna Heidbreder, 1890–1985), преподававшая в Колледже Уэллесли, опубликовала широко используемый учебник под говорящим названием «Семь психологий» (Seven Psychologies, 1933). Тем не менее психологи считали изучение истории и систем психологии слабой заменой единой теории.

    Условный рефлекс

    Единая направленность перехода от рассудка к действию, от индивидуального способа рассмотрения психики к беспристрастному отслеживалась на разных участках научного фронта. Прочтя книгу Бехтерева «Объективная психология», Уотсон полностью уверился в суждении того, что условный рефлекс является основным критерием оценки поведения.
    Ознакомившись с трудами Павлова, Уотсон решительно утвердился во мнении, что непосредственно условный рефлекс считается именно тем источником к выработке умений, согласно построению трудных движений из обычных, а, кроме того, к различным конфигурациям научения, включая и носящие эмоционально окрашенный характер.

    Формула бихевиоризма

    Будучи под воздействием позитивизма, Уотсон аргументировал, будто бы действительно лишь то зачем, возможно, напрямую наблюдать. По этой причине, согласно его проекту, все действия субъекта и его поведения обязательно должны быть истолкованы на основании взаимоотношений, созерцаемых при влиянии физических раздражителей на организм и его созерцаемыми реакциями в ответ на эти раздражители.
    В результате чего, Уотсоном была выведена формула, принятая бихевиоризмом: «стимул-реакция»

    (S-R). Из этого следовало то, что последовательная смена состояний, которые совершаются между составляющими данной формулы, будь то нервные или психические процессы, психологическая наука обязана ликвидировать из собственных гипотез и разъяснений.

    Так как, исключительно действительными в поведении признавались разнообразные формы физических взаимодействий, Уотсон сменил все без исключения классические взгляды о психологических явлениях их двигательными эквивалентами. Взаимозависимость, разных психологических функций от двигательной инициативности существовавшая, в тот период была основательно определена экспериментальной психологией. Это затрагивало, к примеру, связи визуального восприятия от движения мускул зрительного органа, эмоций от физических перемен, мышления от речевого аппарата и т. д.

    Все дело в движении

    Эти данные Уотсон применял для подтверждения того, что конкретные мускульные движения имеют все шансы являться заменой индивидуальных психологичных действий. Отталкиваясь от такого рода посылки, Уотсон разъяснял формирование интеллектуальной инициативности. Приводились доводы того, что индивид думает мускулами.
    Детская речь появляется из беспорядочных звуков. При объединении, какого-либо объекта со звуком произносимым взрослым человеком, объект становится смыслом фразы. Со временем у детей внешняя речь, трансформируется в шепот, после чего он проговаривает слова мысленно. Подобное беззвучное пение или, иными словами, речь внутри себя, и есть ничто иное, как мышление.

    Абсолютно всеми реакциями как умственными, так и связанными с эмоциями, возможно, согласно суждению Уотсона, распоряжаться. Психологическое формирование сводится к учению, иными словами, к получению знаний, умений и навыков не только намеренно создаваемых, но и появляющихся спонтанно. То есть, научение имеет более обширное представление по сравнению с обучением, так как содержит в себе преднамеренно развитые при обучении познания. Из этого следует, что изучение формирования психики приводит изучению развития поведения, взаимосвязей меж стимулами и появляющимися в их базе реакциями (S-R).

    Психология: что о ней нужно знать

    Необихевиоризм.

    На поддержку идей Уотсона встал Б. Ф. Скиннер. Психолог соглашался, что наука должна полагаться только на то, что объективно. Ученый не видел смысла проводить тесты, которые не имеют объективного подтверждения. Он был склонен к исследованию механизмов поведения, а главной целью бихевиоризма в психологии Скиннера было «программирование» человеческого поведения для получения определенного результата.

    Для программирования Скиннер избрал метод пряника, он был уверен, что положительный стимул более эффективен. Дальнейшие исследования подтвердили это. Психолог не брал во внимание цели воспитания, психоаналитическую социологию. Он ставил бихевиоризм во главу угла, считая, что если он не дает ответа на поставленный вопрос, то такого ответа в природе нет.

    Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

    Скиннер выдвинул две интересные теории:

    • О вреде распространения творческого начала. Если предположить, что творческий потенциал больше у модельера, который создает эскизы, чем у швеи, которая на их основе создает одежду, то это нормально. Но если бы у всех людей был одинаково развитый творческий потенциал, то кто бы создавал одежду? То есть получается, что равенство в развитии творческого начала приносит больше минусов, чем плюсов.
    • О контроле рабом своего рабовладельца. То, что рабовладелец способен контролировать раба – очевидно. Если раб выполняет поручения, его поощряют, за неисполнение – наказывают. Но и у раба есть минимальный уровень контроля, так как он сам выбирает, подчиняться ему или нет, следовательно, влияет на меру наказания или поощрения.

    Скиннер утверждал, что личность человека формируется под воздействием общества.

    Бихевиоризм и роль психики


    Придерживаясь данного взгляда о психике, бихевиористы заключили следующее, что ее формирование совершается в детском возрасте и находится в зависимости от таких факторов, как социум, окружающий ребенка, качество и условия его жизни, а именно от тех стимулов, которые предоставляет ему окружающая среда. По этой причине они отрицали мысль о возрастной периодизации, так как полагали, что нет никаких абсолютных закономерностей формирования для всех детей в этом возрастном промежутке.
    Подтверждением этого были проведенные исследования научения детей разных возрастов, при поставленной конкретной цели обучения, даже дети двух, трех лет могли не только владеть чтением и письмом, но и даже овладеть навыками печати на машинке. На основании этого, бихевиористы сделали заключение того, что та сфера воздействия, в которой находится ребенок влияет на его психическое формирование.

    Тем не менее, неосуществимость возрастной периодизации никоим образом не исключала, из их суждения, потребность создания многофункциональной периодизации, которая дала бы возможность определить рубежи научения развития конкретного опыта. Из этих соображений, рубежи формирования игры, обучения грамоте либо плаванью считаются многофункциональной периодизацией.

    Эмоции согласно Уотсону

    Подтверждения прижизненного развития ключевых психологических действий были представлены Уотсоном в его опытах, связанных с развитием эмоций. На первый взгляд предположения Джеймса, о первичности физических перемен, вторичности психологических состояний, должны были удовлетворить Уотсона.
    Однако он радикально отрицал их, основываясь на том, что само понимание о субъективном, переживаемом необходимо удалить из психологической науки. Согласно Уотсону, эмоции не содержат в себе ничего, кроме внутренностных перемен и наружных выражений. Однако основное он видел в ином – в способности распоряжаться согласно установленному плану эмоциональным поведением.

    Проведенные опыты

    Уотсон опытным путем аргументировал, что возможно создать реакцию страха на принадлежащий к чему-либо стимул. В его эксперименте детям демонстрировали зайчика, которого те, в свою очередь, стремились погладить и взять на руки, но в туже секунду, когда зайчик оказывался в руках у ребенка, он подвергался воздействию электрического разряда. Вследствие чего, ребенок отбрасывал зайчика от себя и принимался плакать.
    Эксперимент проводился повторно, и при демонстрации зайчика, на 3–4 раз, в том числе и на отдаленном расстоянии, инициировал у большинства детей боязнь. Уже после того, как данная отрицательная эмоция фиксировалась, Уотсон стремился еще раз поменять эмоциональный фон ребенка в отношении зайчика, сформировав у них заинтересованность и чувство любви к нему. На этот раз ребенку демонстрировали зайчика в период приема вкусной пищи. Вначале, увидев его, дети прерывали трапезу и принимались плакать.

    Однако, спустя какое-то время, осознав, что зайчик спокойно сидит в конце комнаты и не пытается приблизиться к нему, а сладости (шоколад, конфеты, эскимо) совсем рядом, ребенок прекращал плакать. Когда ребенок прекращал отвечать рыданиями на возникновение зайца в конце комнаты, исследователь начинал пододвигать его все ближе и ближе к ребенку в то же время добавляя сладости и вкусности ему в тарелку. Со временем дети прекращали концентрировать свое внимание на зайчике и, в конце концов, при нахождении его у самой тарелки никак на него не реагировали, а кто-то даже стремился его накормить и погладить. Подобным способом, Уотсон аргументировал, что эмоции можно контролировать и управлять ими.

    Люди, часто подверженные вспышкам гнева на самом деле не так умны, как они о себе думают

    Основные идеи и теория личности

    Бихевористический подход подразумевает, что личность — это приобретенный человеком опыт за весь период жизни. Т.е. личность является набором изучаемых моделей поведения. А поведение в данной связи — это сформированный под внешним влиянием индивидуальный и предсказуемый шаблон.

    Классическую схему можно упростить до формулы «стимул + реакция = бихевиоризм». Но Торндайк дополнил эту формулу понятием «подкрепление».

    Подкрепление может быть со знаком «плюс», таким как похвала, поощрение, награда, достижение ожидаемого результата и т.д. Но оно также может быть со знаком «минус»: боль, разочарование, критика, наказание и т.д.

    Поведение строится на том, что человек стремится к положительному подкреплению или хочет избежать отрицательного его варианта.

    Личность в таком случае становится набором инструментов, которыми располагает человек в отношении реакции (сознательный контроль регулируемых инстинктов, навыки, пластичность и способность сохранять навыки).

    Из этого вытекает что личность — это система организованных и устойчивых навыков.

    Бихевиористский подход рассматривает человека как результат реакций, действий и научения.

    ‘Психология с отсутствием психики’

    Данный принцип контролирования и управления поведением приобрел уже после трудов Уотсона обширную известность в американской психологии. Теорию Уотсона (равно как и весь бихевиоризм) начали именовать «психологией с отсутствием психики». Данная оценка основывалась на суждении, будто бы к психологическим действам принадлежат только лишь подтверждения самого субъекта, о том что он полагает совершается в его сознании при «надзоре изнутри».
    Но сфера психики существенно обширнее и основательнее непосредственно осознаваемого. Кроме того, она содержит в себе действия индивида, его поступки и поведенческие акты. Уотсон заслуживает уважения и это действительно его немалое достижение в области психологии, так как он сумел расширить ее область, введя в нее звериные и людские повадки. Однако, эти достижения достались ему очень дорого, не признав, как объект науки большие богатства психики, не приводимые к внешнему созерцаемому виду поведения.

    В бихевиоризме несоответственно сказалась необходимость в расширении объекта психического изучения, связанная с развитием логики в научном познании. Бихевиоризм обозначился, как противоположность субъективной точки зрения, сводившей психологическую жизнь к «прецедентам рассудка» и полагавшей, что за границами данных прецедентов находится далекий для психологической науки мир.

    Давая оценку бихевиоризму, критики, в последующем осуждали его приверженцев в том, что в собственных докладах вопреки интроспективной психологии они сами были подвоздействием образованной ею модификацией сознания. Установив данную модификацию надежной, они считали, что ее, возможно, или принять, или отклонить, но никак не изменить. Выбрав тем самым целиком покончить с сознанием, нежели взглянуть на него по-новому.

    Данная оценка объективна, однако, мала для понимания исследований, критики и теорий познания корней бихевиоризма. В случае если возвратить сознанию его наглядно-образную сущность, обратившуюся в интроспекционизме в иллюзорные «субъективные явления», то даже в этом случае невозможно пояснить сущность настоящего действа и его детерминацию. Несводимость действа к его наглядно-образным составляющим и есть та действительная характерная черта поведения, что преувеличенно возникла в схеме бихевиоризма.

    Ведение

    Среди многочисленных направлений, теорий современной психологии в психологии образования важны идеи, сформулированные представителями необихевиоризма.

    Необихевиоризм это – направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно которому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием о “промежуточных переменных” как факторах, служащих опосредствующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, необихевиоризм полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего “ненаблюдаемые” познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя. необихевиоризм свидетельствовал о кризисе “классического” бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма (Э. Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл), Необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики [1].

    Это направление выводит нас на понимание механизмов становления готовности к самообразованию на различных этапах развития личности обучающегося.

    Необихевиоризм оказывается значимым на начальной стадии его становления, когда степень интериоризации невысока. Тут необходима ясность и понимание того, что делает преподаватель и что должен делать сам студент. При этом стабильность мотивации постоянно стимулируется как извне, объектами и субъектами педагогического процесса, так и изнутри — самой личностью.

    Огромный объяснительный и психолого-методический материал дает необихевиоризм, вводящий в арсенал ранее отрицаемые бихевиористами понятия «познание», «потребность», «цель», для обучения правилам, нормам, приемам, технологиям познания предметной области, для создания и применения тестирующих программ, позволяющих студенту усвоить понятийный аппарат по изучаемой проблеме [3].

    Целью данной работы является рассмотрение необихевиоризма и его основных идей. Для достижения поставленной цели необходимо решения ряда задач, а именно: рассмотрение развития данного психологического направления в разрезе его основных представителей. Что даст нам возможность вникнуть в основные идеи необихевиоризма и проследить их развитие.

    Известные представители бихевиоризма


    Уотсон, бесспорно, был наиболее известным фаворитом бихевиористского течения. Однако, исследователь, каким бы красочным примером в своей области он ни был, не в силах в одиночку сформировать целое течение. Из числа соратников Уотсона в борьбе против сознания выделялись такие исследователи, как У. Хантер и К.С. Лешли.
    У. Хантер, в свою очередь, изобрел опытную схему с целью исследования реакции, которую именовал отсроченной. Данная схема доказывала, что животное обладает не только прямой реакцией на стимул, но и отсроченной. Доказательством этого являлся следующий пример: обезьяна следила за тем, в какую из двух емкостей был помещен фрукт. После чего между приматом и емкостями устанавливали перегородку, спустя 5 секунд ее, убирали. Животное успешно находило фрукт, там, где запомнило.

    Ученик Уотсона К. Лешли, полагал, что разум безостаточно сводится к физической работе организма. Знаменитые эксперименты Лешли по исследованию мозговых элементов поведения создавались, согласно конкретной схеме: на начальном этапе животным приобретался опыт во владении определенным навыком, после чего у него удалялась по очереди та или иная доля головного мозга, с целью установить зависимость приобретенного навыка от уделенной доли мозга. В результате Лешли пришел к заключению, того, что разум действует, как единое целое и его разнообразные зоны равноценны, вследствие чего имеют возможность замещать друг дружку.

    Абсолютно всех бихевиористов связывала вместе уверенность в том, что понятие о сознании бесплодно, а также потребность в избавлении от «ментализма». Однако целостность утрачивалась в аргументации определенных концепций.

    Бихевиоральное направление: положения

    В работе «Психология с точки зрения бихевиориста» Уотсон вывел положения, опровергающие постулаты, которые на момент появления труда господствовали в психологии.

    1. Традиционная психология ошибочно полагает объектом изучения сознание. Интроспекция не является прямым и единственным методом исследования.
    2. В бихевиористстской концепции психология является объективной и экспериментальной областью естественной науки, не нуждающейся в интроспекции (ровно как химия, физика и другие области).
    3. Отказ от выделения сознания в качестве самостоятельного объекта изучения стирает барьер, существующий между психическим и физическим.

    Психологические опыты Скиннера.

    Ученый со своими птицами

    В одном из опытов голодные птицы помещались в ящик, куда через определенные промежутки времени вбрасывалась порция еды. Хотя выдача корма не была связана с поведением птиц, тем не менее они запоминали, какие движения они выполняли в этот момент. Через некоторое время они начинали пытаться выполнять похожие действия, поскольку надеялись, что определенное поведение вызовет появление корма. Эти действия для каждой птицы были разными и в некоторых случаях напоминали настоящий ритуальный танец. Так было показано, что живое существо вовсе не является неким абстрактным поведенческим «черным ящиком» — автоматом, но принимает непосредственное участие в выработке собственного и довольно сложного поведения.

    Несколько позднее этот способ получил название оперантного научения, и с его помощью студенты Скиннера выделывали настоящие фокусы, обучая свинью пользоваться пылесосом, а кроликов складывать деньги в ящик.

    В 1948 году Скиннер пишет роман «Уолден Два», являющийся поведенческой утопией, в котором мировое правительство в лице ученых-бихевиористов довольно успешно управляет всем миром, пользуясь методами социального программирования населения. При этом эта книга вовсе не является романом ужасов о зомбировании людей, в ней утверждается, по мнению автора, довольно прогрессивная идея о всеобщем счастье под управлением ученых — психологов. Вопреки возможным ожиданиям автора, его идеи вовсе не были приняты с распростертыми объятиями. Особенно негативной была общественная реакция после публикации книги «За пределы свободы и достоинства», когда один из журналистов заметил, что в ней фактически говорится о приручении человечества по законам собачьего воспитания.

    Несмотря на такие отклики, Скиннер полон радужных надежд на будущее. Он мечтает получить инструмент для программирования поведения любого живого существа, включая и человека, для этого он пытается преобразовывать простые условные рефлексы в нечто более сложное, и эксперимент с птицами был только началом.

    Работая с экспериментальной популяцией крыс, Скиннер открывает новые, ранее неизвестные законы поведения. Так, выработав у животных условный рефлекс, когда, нажимая на рычаг, они каждый раз получали еду, он несколько меняет правила игры, с некоторого момента крысы начинают получать корм не так регулярно — иногда рычаг срабатывает, а иногда и нет. При этом корм мог появляться как после 2-3 нажатий, так и после 10. И тем не менее крысы продолжали все время нажимать на рычаг, надеясь получить питание, ведь рано или поздно, но еда появлялась. Так он доказывает, что более редкое подкрепление вовсе не вызывает угасание рефлекса, но, напротив, активирует его с новой силой.

    Некоторые психологи этим законом объясняют стойкость деструктивных браков, когда люди стойко переносят негативное и даже унизительное отношение, в надежде время от времени получать позитивное подкрепление от партнера.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]