БИХЕВИОРИ́ЗМ (от англ. behavio[u]r – поведение), направление психологии, ограничивающееся изучением поведения, под которым понимаются телесные реакции на изменения среды. Возникло в США в нач. 20 в. Предпосылками Б. были позитивизм и прагматизм в философии; исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.); физиологич. и психологич. идеи И. П. Павлова и В. М. Бехтерева (прежде всего концепция условных рефлексов, послужившая естеств.-науч. базой Б.); многочисл. прикладные проблемы, которые не могла решить господствовавшая в то время интроспективная психология.
«Манифестом» Б. считается статья его основателя Дж. Б. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» («Psychology as the behaviorist view it», 1913, рус. пер. 2002). Уотсон отказывается от общепринятого метода интроспекции (самонаблюдения) и от любого изучения внутреннего опыта. Психология должна стать естеств. наукой, основанной на объективных методах: эксперименте и наблюдении за поведением. Понятию «сознание» нет места в науч. теориях и исследованиях, поскольку оно не поддаётся внешнему объективному наблюдению. Уотсон провозглашает предметом психологич. науки поведение человека и животных, понимаемое как совокупность всех внешне наблюдаемых реакций организма на воздействия извне (стимулы). Единицей анализа поведения в Б. выступает простейшая схема «стимул – реакция» (S – R), в её рамках рассматриваются все психич. процессы. Целью Б. является не только изучение, но и предсказание и изменение поведения: изучив связи S – R, можно, исходя из ситуации (сочетания стимулов), предсказать поведение (цепь реакций), а изменив эти стимулы, можно его изменить.
Б. различает реакции наследственные (безусловные рефлексы, простейшие эмоции) и приобретённые (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, условные рефлексы). Кроме того, реакции делятся на внешние и внутренние: внешние (речь, эмоции, двигательные реакции и т. п.) открыты для наблюдения невооружённым глазом, внутренние доступны лишь для наблюдения, опосредствованного спец. приборами (напр., мышление рассматривается в Б. как скрытые речевые и телесные реакции).
Развитие поведения (научение) заключается в приобретении новых реакций на основе врождённых реакций на безусловные стимулы через механизмы обусловливания. Так, напр., у маленьких детей реакцию страха (замирание, затем громкий плач) могут, согласно исследованиям Уотсона, вызвать всего два безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Сочетание одного из этих стимулов с показом, напр., кролика может привести к тому, что впоследствии предъявление одного только кролика вызывает реакцию страха.
Дальнейшее развитие Б. получил в «радикальном бихевиоризме» Б. Ф. Скиннера. Его концепция оперантного обусловливания, в отличие от более ранних версий Б., подчёркивает роль не только внешних причин поведения, но и спонтанных проявлений собств. активности индивида, которые вызывают изменения во внешнем окружении. Эти изменения физич. и социального окружения оказывают обратное воздействие на индивида, увеличивая или уменьшая вероятность повторного воспроизведения поведенческих реакций (оперантов), вызвавших эти изменения среды. Т. о., в оперантной концепции понятие «подкрепление» удалось определить без явного обращения к субъективным (представленным в сознании действующего) целям. Центральный для Скиннера тезис о рекурсивной взаимообусловленности поведения и окружения гласил, что в основе осмысленного поведения лежит обратная связь между действиями и их объективными последствиями.
Механицизм Б., отрицание различий в поведении животных и человека (б. ч. экспериментов в Б. проводилась на белых крысах, а их результаты часто переносились на человека) вызвали критику со стороны оппонентов Б., что повлияло на возникновение необихевиоризма. До 1960-х гг. Б. и необихевиоризм были господствующими направлениями в амер. психологии, оказав существенное влияние на теории и методы обучения (см. Программированное обучение), психотерапию (см. Бихевиоральная психотерапия), социально-психологич. концепции (см. Социального научения теория) и др., а также на философию науки, лингвистику, антропологию, социологию, семиотику, кибернетику и др. науки. С нач. 1950-х гг. под влиянием Б. социальные науки стали часто называть науками о поведении.
Что такое бихевиоризм
Это Behaviorism / American Psychological Association направление психологии, которое изучает только объективные наблюдаемые явления в поведении человека (в первую очередь реакции на стимулы), а не субъективные вроде чувств или сознания. Согласно бихевиоризму, отношения «стимул — реакция» обуславливают все наши поступки и действия.
Эта концепция возникла на основе работ российского биолога Ивана Павлова об условных рефлексах. Вдохновлённый его трудами психолог Джон Уотсон в 1913 году написал статью о принципах бихевиоризма. Американец предложил Watson J.B. Psychology as the Behaviorist Views it / Psychological Review по‑новому взглянуть на человека через наблюдаемые явления: стимулы, рефлексы и инстинкты.
Так как чувства, мотивы, сознание и разум невозможно исследовать экспериментальным путём, их бихевиористы считают непознаваемыми. Они также выступают против рассмотрения любого внутреннего опыта, называя его субъективным. Важно только Behaviorism / Stanford Encyclopedia of Philosophy то, как человек реагирует на окружающий мир, а не то, что он думает о нём.
Так бихевиористы хотели придать психологии больший вес и перевести её в разряд естественных наук. И во многом это получилось. Например, сторонникам этого подхода удалось использовать математические и статистические методы, а также подтверждать результаты экспериментов при повторных опытах.
На волне подъёма доказательной науки в первой половине XX века бихевиоризм стал Бихевиоризм / Новая философская энциклопедия очень популярным, особенно в США.
Основные тезисы и особенности бихевиоризма
Чтобы лучше понять идеи и методы бихевиоризма, давайте рассмотрим основные положения данного направления:
- бихевиоризм исследует поведенческие реакции всех живых существ;
- действия человека изучаются только с помощью наблюдения за ними;
- все психические, интеллектуальные и физиологические действия диктуются поведением;
- все действия живых существ являются ответной реакцией на внешние триггеры;
- если заранее определить внешний раздражитель, то можно угадать дальнейшее поведение человека;
- точное прогнозирование поведения является основной задачей бихевиоризма;
- можно влиять или контролировать поведение любого человека;
- все поведенческие реакции приобретаются из опыта или достаются в наследство от предков;
- умения разрабатываются благодаря рефлексам, способность мыслить или говорить — это приобретенные навыки;
- на психику живого существа влияет окружение и условия жизни;
- эмоции возникают в ответ на позитивные или негативные триггеры окружающего мира.
Идеи бихевиоризма, основанные на эмпирическом опыте, оказали большое влияние на научное общество. Но у любой теории всегда найдутся как плюсы, так и минусы. Рассмотрим их подробнее:
- Последователи бихевиоризма исследовали только внешние реакции человека, которые представлялись возможным для наблюдения. При этом они полностью игнорировали внутренние проявления человека: психологические и физиологические процессы.
- Ученые утверждали, что можно влиять и контролировать поведение любого живого существа. Но они исследовали только внешние простые реакции человека, для них не имели никакого значения комплексные действия личности в целом.
- Бихевиористы не учитывали разницу между животными и людьми, их действия и поведение они исследовали по одной и той же методике.
- При разработке механизмов поведения, ученые не изучали дополнительно важные факторы — это социум, мотивация и психический образ, которые также влияют на поступки человека.
Бихевиористы попытались охарактеризовать все действия человека через одну теорию, но такой подход не увенчался успехом. Человек — это сложное существо, которое необходимо изучать с разных сторон. В результате бихевиоризму удалось разработать внешние условия, которые способны влиять на личность и побуждать ее на определенные действия.
Если эта информация была полезна для вас, то переходите на сайт «Россия — страна возможностей». На платформе вы найдете более 100 курсов и вебинаров по маркетингу, психологии, менеджменту, финансам и другие. Используйте возможности по максимуму!
Почему бихевиоризм подвергся критике
С самого начала подход был Бихевиоризм / Новая философская энциклопедия очень ограничен. Бихевиоризм полностью исключал фактор наследственности, игнорировал роль процессов мышления и принятия решений, не считал существенными открытия нейробиологии.
Представители последней, например, установили Behaviorism / Stanford Encyclopedia of Philosophy , что зоны мозга, закрепляющие определённое поведение, не совпадают с областями, отвечающими за наше удовольствие. Поэтому даже у животных кормление не всегда приводит к обучению новым навыкам, или, проще говоря, дрессировке.
Также бихевиористы считали, что различий в поведении людей и животных нет. Это сыграло с ними злую шутку, ведь большинство их опытов проводилось Соколова Е.Е. Девятко И.Ф., Леонтьев А.А. Бихевиоризм / Большая российская энциклопедия на крысах, а результаты распространялись на поведение людей. Конечно, такой подход не совсем научен.
Поэтому сегодня бихевиоризм в чистом виде практически не применяется Behaviorism / Stanford Encyclopedia of Philosophy .
Плюсы и минусы бихевиоризма
Любое учение или система, какими бы стройными они не казались имеют свои ограничения в применении, и со временем стали видны все достоинства и недостатки бихевиоризма, где уместным будет применение методик этого направления, а где лучше применить более современные методы. В любом случае, практикующим специалистам не стоит отказываться от этого замечательного инструмента в своей практике и использовать методы бихевиоризма там, где это может дать наилучший эффект. Плюсы бихевиоризма:
- все что можно узнать, изучить и применить в поведении – бихевиоризм полно и наглядно продемонстрировал;
- направление в сочетании с научным теоретическим подходом, подкрепленное огромным практическим опытом позволило расширить психологию, как науку;
- бихевиоризм установил закономерности формирования поведенческих навыков.
Минусы:
- игнорирование участия сознания человека, все поведенческие навыки, сводится к механистичности реакций;
- мотивация, воля, формирование психического образа действия, и саморефлексия также не учитываются бихевиористами;
- человек в условиях эксперимента рассматривается как животное, с набором инстинктов для выживания;
- бихевиоризм не дает объяснений тяги человека к новым изобретениям и творчеству.
Чему бихевиоризм может нас научить
Несмотря на критику, некоторые его положения не утратили актуальности.
Окружающая среда сильно воздействует на нас
Этот принцип и сегодня, когда бихевиоризму уже больше 100 лет, остаётся одним из основополагающих в психологии. Во внешних причинах психологи находят источники комплексов, страхов и переживаний.
Окружающая среда во многом определяет наши действия. Например, один из известнейших бихевиористов — Бернес Фредерик Скиннер считал B. F. Skinner. Beyond Freedom and Dignity , что человек запоминает реакцию окружения на своё поведение, и в дальнейшем поступает тем или иным образом в зависимости от возможных последствий. То есть мы усваиваем, какие условия приводят к положительному результату, а какие — к отрицательному, и действуем соответственно. Поэтому, если хотите оставаться собой, не забывайте анализировать свои действия: действительно ли вы поступили так, как хотели, и не было ли сторонних факторов.
На поведение людей можно влиять
Бихевиористы чересчур абсолютизировали идею внешнего воздействия на поведение человека и практически отрицали роль личности. Например, заявляли, что в полностью контролируемых условиях смогут вырастить из ребёнка кого угодно. При этом его врождённые способности, склонности и желания не должны были бы иметь особого значения.
Сегодня мы знаем, что это не так. Например, дети в детских домах воспитываются примерно в одних и тех же социальных условиях, но всё равно обладают разными характерами.
Тем не менее доля истины в воззрениях бихевиористов есть. Например, с помощью назойливой рекламы маркетологи могут 1. R. Sama. Impact of Media Advertisements on Consumer Behaviour / Journal of Creative Communications 2. L. Uusitalo. Advertising and consumer behavior / Consumer Behavior — a Nordic Perspective формировать у нас желание приобрести продукт. По сути это чуть более сложное отношение «стимул — реакция»: герой рекламного ролика многократно призывает купить товар, и у нас появляться мысль о потребности в этом. Так что надо внимательнее относиться к таким мыслям — вполне возможно, подобные траты не так уж и необходимы.
Бороться нужно не с последствиями, а с причиной психологических проблем
Ориентацию на поиск источника проблем, а не на исправление последствий, переняли когнитивисты. На этом принципе основана когнитивно‑поведенческая терапия. Она помогает человеку изменить свои привычки, образ действий и мыслей так, чтобы не испытывать негативных психологических эффектов. Например, беспокойства из‑за поведения других людей.
Поощрение работает, а наказание — не очень
Награда закрепляет определённые поступки, а наказание отталкивает от них. Именно так работает система школьных отметок.
Однако бихевиористы предложили чуть более сложный взгляд. Скиннер писал B. F. Skinner. Beyond Freedom and Dignity , что пряник важнее кнута. Психолог считал, что награда лучше всего стимулирует человека, а наказание не отвращает от плохих поступков, но лишь заставляет искать иные способы их совершать. Например, учиться врать. Поэтому, если хотите развить в себе или в ком‑то другом хорошие привычки и минимизировать плохие, активнее используйте похвалу.
Бихевиоризм в социологии
был воспринят в версии Б. Ф. Скиннера, особенно в части его методологич. размышлений и аргументированной критики концепций «автономного человека», «внутреннего гомункулуса», в которых эти метафоры утверждались в качестве первопричины человеческой деятельности. По его мнению, эти концепции связаны с ошибочной трактовкой гуманизма как самодостаточного индивидуализма, которая основана на противопоставлении свободы и достоинства человека детерминизму и натурализму «науки о поведении». Они исходили из предположения о том, что внутренние (ментальные) причины человеческих поступков имеют прямое отношение к свободе воли. Иными словами, психич. причины получали некое моральное преимущество в сравнении с внешними условиями действия. Но с помощью отсылок к желаниям и убеждениям невидимого «внутреннего человека» невозможно объяснить или предсказать реальное поведение, можно только описать его в других терминах. Обращение Б. в скиннеровском варианте к причинно-следственным взаимосвязям поступков людей с их материальным и социальным окружением открыло перспективы для социальной инженерии и науч. проектирования социальных практик и институтов (как и возможности для манипулирования бихевиористскими технологиями социального контроля).
Скиннеровская версия Б. получила развитие в социологич. теориях обмена, прежде всего в необихевиористской теории социального обмена Дж. К. Хоманса, а также в концепциях П. М. Блау, Р. М. Эмерсона (1925–82, США), Дж. С. Коулмена и др. Для выявления закономерностей социального взаимодействия на межличностном и межгрупповом уровне закономерности бихевиористской психологии применялись к ситуации, когда внешним окружением становится конкретное «социальное окружение» – другой человек (или группа), а участники взаимодействия, обладающие отличающимися ресурсами, «подкрепляют» друг друга не только материальными, но и социальными благами, в т. ч. похвалой, вниманием, деньгами, услугами, уступками.
Направления бихевиоризма
Внимание! Последователи бихевиоризма ощутили недоработанность данного подхода. Объяснение работы сознания человека не вписывалось в стандартную схему «стимул – реакция». Возникла необходимость введения в поведенческие схемы мотивационного звена.
В результате бихевиоризм распался на несколько направлений:
- Когнитивный бихевиоризм, основанный Э. Толменом. Исследователь добавил в традиционную схему «стимул – реакция» промежуточное звено «познавательную деятельность».
- Целевой бихевиоризм – это аргументирование поведения стоящей перед животным или человеком целью. Так, например, в ряде исследований наглядно проиллюстрировано, что крысы бегут по лабиринту, потому что они голодны, ими движет голод. Цель их поведения – найти пищу.
- Социальный бихевиоризм предлагает в изучении реагирования человека на ту или иную ситуацию принимать в учет его социальный опыт.
Зарождение бихевиоризма произошло в 19 веке. Первоначальные методологические основы этого подхода нельзя брать для работы в неизменном виде. Однако сегодня достижения этой психологической школы находят применение в психоанализе, политологии и менеджменте.
Бихевиоризм в менеджменте