У детей, начинающих обучение в школе, «память становится мыслящей, а восприятие — думающим». Высказывание выдающегося детского психолога, автора оригинальных методик, Д. Б. Эльконина означает главное: в умственном развитии детей младшего школьного возраста возникает активное преобразование всей познавательной сферы (памяти, внимания, восприятия, речи). Психологи подчеркивают, что такое совершенствование психики возможно только при наличии абстрактно-логического мышления. Специалисты авторитетно заявляют, что абстрактное мышление необходимо не только для дальнейшего мыслительного развития ребенка, но и для овладения такими сложными учебными предметами, как математика, природоведение, а в дальнейшем, физика, геометрия, астрономия. Родителям важно разобраться во всем многообразии психического развития своего чада, чтобы вовремя прийти на помощь.
Что это за мыслительный процесс
Мышление в абстрактных терминах — важный этап развития личности. Это размышление об объектах или людях, которые не присутствуют непосредственно перед глазами. Например, вместо того чтобы думать о красном яблоке в миске перед вами, вы думаете о яблоневом саду, по которому гуляли летом. Абстрактное мышление является уникальным для человеческого вида, причем эту способность можно со временем развить.
По мере того как дети растут и их мышление становится более зрелым, они начинают больше задумываться о том, что произошло в прошлом и что может произойти в будущем. Сегодня роботы с искусственным интеллектом, которые используются во многих детских приложениях и играх, ставят под угрозу развитие абстрактного мышления. Программы не могут принимать решения и видеть причинно-следственные связи, как люди. Они забивают мозг ребенка, не давая ему мыслить шире, абстрактнее.
Разочарованная в институте брака Надежда Михалкова размышляет о фильме «Батя»
Переплетение православия и военного дела в Главном храме Вооружённых сил России
Элегантная обувь 2021 года: самые трендовые тенденции
Формы
Абстракция – отвлечение одних свойств предметов от других для выявления их особенностей. Определение абстрактного мышления практически такое же. Под этим явлением подразумевают вид интеллектуальной деятельности, в процессе которой человек обдумывает ситуацию, отделяя ее от некоторых деталей. Абстрактность оказывает значительное влияние на физиологию мышления и позволяет пересечь определенные границы, открыв для себя новые знания.
Такой вид мышления развивается параллельно с онтогенезом с малых лет. Впервые он проявляется в моменты, когда ребенок начинает фантазировать, сочиняя свои истории или разыгрывая необычные ситуации, и абстрагироваться от игрушек, предпочитая думать об определенных их свойствах.
Абстрактное мышление разделяется на формы, каждая из которых соответствует особенностям мыслительного процесса, сопровождающегося абстракцией. Всего их 3:
- Понятие. Подразумевает определение одного общего свойства для разных предметов. Очень важным моментом является значимость этой объединяющей черты. Например, ножки у столов или зеленые листья у разных деревьев.
- Суждение. При суждении происходит утверждение или отрицание определенного события. Все, как правило, описывается словосочетанием или коротким предложением. Суждения бывают простыми или сложными. В первом случае они касаются одного действующего предмета или лица (например, «мальчик купил молоко»). Во втором же суждение затрагивает сразу несколько сторон («появились тучи, на улице стало темно»). Также оно может быть истинным, базирующимся на субъективных выводах, или ложным, основанным на личной заинтересованности.
- Умозаключение. Под умозаключением понимают мысль, формирование которой происходит на основе нескольких суждений. Она состоит из предпосылки, вывода и заключения. Все три процесса происходят в голове человека последовательно. Все начинается с начальных суждений (предпосылки), потом переходит на этап размышлений (выводов), а завершается образованием нового суждения (заключение).
Применяться абстрактное мышление может в любой из этих трех форм. Взрослый человек в повседневной жизни использует их все. Тем не менее развивать их нужно обязательно даже тем, кто хорошо умеет абстрагироваться.
Современный искусственный интеллект наделен абстрактным мышлением, которое превосходит по качеству человеческое.
ИИ угрожает абстрактному мышлению
Несколько столетий назад ученые, возможно, сравнивали наш интеллект с животными. Но сегодня мы измеряем человеческий разум по сравнению с роботами с искусственным интеллектом. Чем лучше мы проектируем роботов, тем больше мы рискуем, что они могут угрожать человеческой индивидуальности. В то же время они помогают решать задачи во многих областях.
Главное, на что пока ИИ не способен, — поддерживать абстрактное мышление. Гаджеты развивают у детей клиповое восприятие информации, максимально упрощая ее. Но, проводя в телефоне слишком много времени, ребенок забывает, как мыслить абстрактно. Поэтому нужно почаще заниматься с ним, а не позволять днями развлекать себя электронными умными «игрушками».
Чтение и придумывание историй как средство абстрактного мышления
Хорошие истории создают противоречие между конкретным и абстрактным мышлением. С одной стороны, у рассказов есть определенный сюжет (с кем-то что-то происходит), за которым часто следует моральный урок. С другой стороны, истории обладают эстетическим качеством, которое придает им силу искусства. В то время как повествование опирается на живую реальность, искусство имеет тенденцию быть более абстрактным.
Так и русский народ не сдается: за что «гости» получали в трактирах «муху»
Ламинирование или наращивание: бюти-процедуры для ресниц в 2021 году
Группа ученых пришла к выводу, что пыльца растений снижает иммунитет
Качественные детские книги дадут познавательный и эстетический опыт как родителям, так и детям. Например, в книжках с картинками могут быть иллюстрации с двойным смыслом, один из которых актуален для юного, а другой — для взрослого читателя. Полезно также слушать аудиокниги, где голос за кадром не запускается автоматически, а создает моменты тишины, которые родители и дети могут заполнить своими словами.
Задавайте вопрос «почему?»
Читая книги с детьми, задавайте им по ходу сюжета вопрос: «Почему так?» Например, спросите: «Почему Красная Шапочка ушла в лес?» Родители могут опираться на предыдущий опыт ребенка или пожелания на будущее, побуждая их рассуждать и размышлять. Если у вас цифровая книга содержит систему обратной связи ИИ, она тоже может побудить к некоторым рассуждениям, но вряд ли она справится так же хорошо, как родители с наводящими вопросами.
Но не стоит самим отвечать на свои же вопросы, объяснять ребенку абсолютно все. Абстрактное мышление требует больше усилий, чем быстрые и конкретные мысли. Многие взрослые думают, что помогают своим детям, когда объясняют и детализируют каждый аспект. Тем не менее исследования показывают, что, когда дети самостоятельно размышляют о чем-то, их мышление развивается лучше.
Количество рождающихся близнецов в мире растет с каждым годом
Нежные и сочные оладьи выбираем по вкусу: из свиной, куриной или говяжьей печени
С запахом и на пуговицах: трендовые фасоны платьев на весну для любой фигуры
Итак, в следующий раз, когда вы будете читать рассказы с маленькими детьми, не просто говорите: «Мальчик плачет», а начните задавать вопросы: «Почему мальчик плачет? Что бы ты сделал на его месте?» Ребенок может придумывать разные причины, и вы можете вместе обсудить их вероятность. Робот с ИИ сразу дал бы правильный ответ, но вы с ребенком можете поговорить о различных вариантах и гипотезах.
Как еще развить абстрактное мышление
Побольше считайте с ребенком все вокруг: птичек, ступеньки лестницы, тарелки на столе и так далее. Обучайте его правилам счета, начиная с маленьких цифр. Гуляя по городу, обсуждайте достопримечательности, которые вы видите. Позже попросите ребенка создать с помощью игрушек модели этих достопримечательностей. Играйте в поиск спрятанных предметов в доме с помощью нарисованной карты.
Подготовьте счетный материал (наборы формочек, детали конструктора, пуговицы, камешки) для математических игр с ребенком. Маленькие дети иногда не могут применить знание чисел, хотя умеют их различать и читать. Также учите ребенка составлять различные формы из кубиков, поощряйте решение задач. Поощряйте детей использовать счетный материал для арифметики, создания геометрических форм и моделирования.
Классифицируйте по признакам предметы, используя разные признаки и категории. Во время уборки складывайте вместе с ребенком детали одинаковой формы, цвета, назначения. Например, разделите их на те, которые можно катить или нельзя. Это все тоже разовьет абстрактное мышление.
На лестнице абстракций
Хороший учитель пытается ранжировать своих учеников по различным уровням мышления. Американский лингвист и психолог С. И. Хаякава (S.I. Hayakawa ), придумал оригинальную технологию анализа сложных объектов, известную в научных кругах как «лестница абстракций». По этой методике, анализ системы вы начинаете с ее простейших, конкретных уровней – исходных данных, например. Потом делаете один шаг «наверх» – скажем, описываете эти данные с помощью теоретической закономерности. Ключевой момент здесь – адекватность задачи и уровня абстракций, применяемых к ее решению. Соответственно, учитель должен ставить перед каждым учеником задачи, подходящие подростку по уровню сложности. На первый взгляд это требование кажется банальностью, однако оно нарушается сплошь и рядом: учителя неуклюже пытаются заставить весь класс работать на верхних ступеньках «лестницы абстракций». Например, ранжируем по степени обобщения вопросы: «Как цены на нефть влияют на политическую стабильность в нефтедобывающих странах?» «Как нефтяные котировки повлияли на «арабскую весну» в Египте?» Очевидно, что первый вопрос расположен выше на «лестнице абстракций», так как требует для ответа боле широких обобщений. Соответственно, он должен быть задан более подготовленным к таким уровням мышления ученикам. На практике же, его ставят перед подростками, даже не достигшими уровня «нижней» задачи. Шон убежден, что важность исследования уровней абстрактного мышления невозможно переоценить. Растет поколение людей, считающих математику оккультным, мистическим знанием. Почему? Потому что мы высокомерно не ценим конкретность молодого сознания, которая является первой ступенькой к высотам «взрослого» разума… Исследователь математического образования, основатель проекта Убийство Математике (KillMath project) Брет Виктор (Bret Viktor) высказался более категорично, «Власть понимать и предсказывать движение мира не должна принадлежать надменным трюкачам, дурачащими нас фокусами с абстрактными словечками».
Почаще разговаривайте с ребенком
Обсуждение необходимо, чтобы ребенок мог переключиться с услышанного и увиденного на себя, свои мысли. Обязательно обсуждайте с ним события, которые происходили с вами, то, что вы видели на прогулке, по телевизору. Это поможет ребенку оперировать символами абстрактно, научиться представлять идеи. Поначалу это может быть сложно, но по мере развития навыков малыш научится оперировать абстрактными понятиями.
Пусть малыш попробует обдумать свой предстоящий день, расскажет, что он будет делать завтра. Решая задачу, пусть ищет разные доступные способы и подходы. Попросите ребенка не только проговорить свои мысли, но и пропеть их, сыграть, как актер, выразить с помощью всех детских «языков». Следующий этап развития — создание ребенком собственных поделок, рассказов, музыки. Такая деятельность разовьет его абстрактное мышление максимально эффективно.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Упражнения для взрослых
Развивать абстрактное мышление взрослому человеку довольно трудно, т.к. его интеллект уже давно сформирован. Тем не менее с помощью некоторых упражнений добиться результата все же удастся. Выполнять их рекомендуется ежедневно на протяжении нескольких недель.
Наиболее эффективные упражнения:
- Представление эмоций. Требуется мысленно представить, как именно проявляются разные эмоции у определенного человека. Рекомендуется использовать полный набор возможных чувств людей.
- Обратное чтение. Нужно перевернуть книгу и прочитать ее в обратном порядке. Параллельно с этим требуется устанавливать логические связи между различными событиями. Лучше всего выбирать простые произведения, написанные легким языком.
- Анализ общения. Следует вспомнить всех людей, с кем пришлось пообщаться в течение дня. Нужно проанализировать не только сам разговор, но и выражение лица, жесты и голос собеседника. Делать это рекомендуется с закрытыми глазами.
- Придумывание противоречий. Нужно просто придумывать разные словосочетания, которые покажутся противоречивыми. Они могут быть абсолютно любыми (горячий лед, горькая конфета и т.п.).
- Составление аббревиатур. Достаточно придумать любое словосочетание, сократить его до первых букв, а потом в течение дня расшифровывать его. Например, самостоятельное развитие мышления (СРМ).
- Перечисление функций предметов. Требуется выбрать любую имеющуюся вещь и перечислить все ее функции. Можно придумывать даже необычные назначения, которые не принято использовать.
- Мозговой штурм. Нужно выбрать любую букву алфавита и написать ее на листок. Задача в том, чтобы за ограниченное количество времени вспомнить максимальное количество слов на эту букву, записав их все на бумагу.
- Сочетаемость слов. На одном листочке нужно написать существительные, а на втором прилагательные. Делать это нужно не сразу. Лучше всего начать просто с одного существительного. К нему потребуется подобрать подходящие, а также абсолютно несовместимые прилагательные. Все их следует записать в разные столбики.
- Название картины из жизни. Требуется зрительно зафиксировать любое произошедшее в реальности событие и дать ему необычное название. Оно должно быть таким, как мог бы назвать картину художник.
- Живопись. Нужно писать любые картины, используя цветные краски. В процессе следует представлять характеристики всех присутствующих предметов. Если нет возможности воспользоваться красками, можно начать с обычного рисования карандашом.
Перечисленные методы помогут развить абстрактное мышление также у подростка или пожилого человека. Нужно лишь применять их на регулярной основе, не пропуская очередных занятий.