Бихевиоризм – что это такое в психологии, идеи, теории


Бихевиоризм – это психологическая теория, основанная на поведении человека, которое является совокупностью реакций на различные стимулы извне. Датой рождения концепции считается 1913 год, когда ее основоположник, Дж. Уолтер, опубликовал первую статью о психологии с точки зрения бихевиориста. Представители теории трактуют научение как основу развития человека, а предметом психологии рассматривают поведение человека и животных. Они проводили множество экспериментов, которые показывали возможность научения той или иной стратегии поведения. При этом, многие из них проводились на животных, а выводы распространялись и на людей. Так как бихевиористы не выделяли особых различий между поведением животных и человека.

Основатель бихевиористического подхода

Основателем бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Своей целью он называл переустройство психологии как науки в более точную и объективную, в которой дается качественная и количественная оценка свойств психики. Также он создал основополагающую схему усвоения поведения, которое является предметом изучения в бихевиоризме: стимул вызывает реакцию. То есть, он говорил о том, что поведение любого человека зависит только от того, с какими стимулами он сталкивается и каким образом на них реагирует. Кроме того, он был уверен, что из любого младенца с помощью данной схемы можно вырастить такого человека, который будет наиболее востребован в обществе.

Исследования Павлова и Торндайка

И.П. Павлова, можно сказать, был предшественником теории бихевиоризма, так как на основе его теории о рефлексах и создана концепция о поведении. Он работал с животными и выяснил, что у них есть определенные безусловные рефлексы, заложенные в форме инстинктов и определяющие поведение существа. Также он выявил возможность искусственного развития условных рефлексов, на базе которых выстраивается и поведение животного в целом.

Э. Торндайк считал, что исходная точка формирования реакции – это не просто внешний стимул, а проблемная ситуация, которая вызывает у человека дискомфорт или удовольствие. Она заставляет его двигаться в нужном направлении и выполнять необходимые действия для избавления от дискомфорта или получения приятных ощущений. Если же стимул не вызывает у индивида ни позитивных, ни негативных эмоций, то реакция может и не последовать. Взгляды Торндайка значительно дополнили теорию бихевиоризма, но из классической концепции его идеи были исключены, так как ее основоположники не могли допустить, чтобы при исследовании человека ученые брали во внимание субъективные и физиологические особенности личности.

Основы теории личности

Теория личности психологического бихевиоризма

Предшествующая Бихевиористы

Иван Петрович Павлов Эдвард Л. Торндайк Джон Б. Уотсон Скиннер Кларк Л. Халл

Автор

Arthur W. Staats

Основные работы
комплекса человеческого поведенияОбучение, язык и Познаниеобучения ребенка, интеллекта и личностиПоведение и личностьсоциального бихевиоризмаКризис психологии РазобщенногоЗамечательное обучения животных

Психология портал

Описание

Staats предлагает радикальный бихевиоризм является недостаточным, поскольку , по его мнению психологии необходимо объединить традиционные знания о человеческом поведении с бихевиоризмом. Он назвал это behaviorizing психологии таким образом , что позволяет психологический бихевиоризм иметь дело с тем , как правило , не раскрытым в бихевиоризме, такие как личность. Согласно этой теории, личность состоит из трех огромных и сложных поведенческих репертуаров

:

  • сенсомоторные репертуар, в том числе основных сенсорно-двигательных способностей, а также сосредоточения внимания и социальных навыков;
  • язык-когнитивная репертуар, в том числе восприимчивого языка , выразительным языком, и восприимчивым-выразительного языка;
  • эмоционально-мотивационной репертуар, в том числе положительных и отрицательных форм эмоциональной реакции, направляющей все поведение человека.

Ребенок начинает жизнь без основных поведенческих репертуаров. Они приобретаются путем комплексного обучения, и как это происходит, ребенок становится способным адекватно реагировать на различные ситуации.

Если в начале обучения включает в себя только основные кондиционирования, а репертории приобретаются обучение ребенка улучшается, в настоящее время способствует репертуаров, которые уже функциональны. То , как человек воспринимает мир зависит от его / ее репертуара. Среда индивида к настоящему результатов в изучении основной поведенческий репертуар (BBR). Индивида поведение является функцией жизненной ситуации и BBR человека. BBRs является зависимым и независимым переменным, так как они являются результатом обучения и вызывают поведение, составляющие личность человека

Согласно этой теории, биологические условия обучения имеют важное значение. Биология предоставляет механизмы для обучения и исполнения поведения

Например, сильно поврежден мозг ребенок не научится BBRs в обычном порядке.

Согласно Staats, биологический организм представляет собой механизм , с помощью которого среда производит обучение , что приводит к основнымам поведенческого репертуара , которые составляют личность. В свою очередь, эти репертуары, когда приобретаемые, модифицируют биологию мозга, за счет создания новых нейронных связей. Органические условия влияют на поведение посредством затрагивающего обучения, основного репертуара и сенсорных процессов. Влияние окружающей среды на поведении может быть проксимальным, здесь и сейчас, или дистальным, через память и личность. Таким образом, биология обеспечивает механизм, обучение и окружающая среда обеспечивает содержание поведения и личность. Творческое поведение объясняется новыми комбинациями поведения , вызываемых новыми, сложными экологическими ситуациями. Само это восприятие индивидом его / ее поведения, ситуации и организма. Личность, ситуация, и взаимодействие между ними тремя основными силами , объясняющих поведением. Мир воздействует на человека, но человек также действует как на Земле, так и на его / ее.

методы

Методология психологической поведенческой теории содержит методы оценки и терапии, специально разработанную для трех поведенческих репертуаров:

  • классические сенсомоторные методики;
  • язык — познавательные методы (словесные ассоциации, вербальная имитация, и словесно-письменная форма);
  • эмоциональные — мотивационные методы ( тайм-аут техника).

Суть подхода

Суть бихевиористического подхода заключается в изучении и формировании поведения человека посредством различных стимулов. Они могут быть обусловлены средой – пример из жизни – пережитое «голодное» время делает человека чрезмерно запасливым; или быть искусственными – например, эксперимент с маленьким Альбертом, которого искусственно заставили бояться всего белого и пушистого. Кроме того, стимулы могут быть как ощутимыми физически – сильная жара или мороз, физические наказания, частые объятия; так и словесными, исходящими от окружения – порицание или похвала. Субъективные переживания – эмоции, чувства, состояния, в бихевиоризме не отрицаются, но считается, что они лишь зависят от внешних воздействий, а не определяются ими.

Основные положения бихевиористического подхода

К основным положениям теории можно отнести следующие тезисы:

  • Предметом теории бихевиоризма является изучение поведенческих реакций животных и людей на различные стимулы и поведение в целом.
  • Изучение поведения и поведенческих реакций производится путем наблюдения.
  • Все субъективные аспекты человека со стороны физиологии и психики определяются только его поведением.
  • Поведение человека или животного – это совокупность реакций на внешние раздражители.
  • Если известен характер предъявляемого стимула, то возможно практически точно предсказать реакцию, которая на него последует. Это основная задача бихевиоризма.
  • Поведение живых существ успешно поддается внешнему регулированию и контролю.
  • Поведение или передается по наследству в виде безусловных рефлексов, либо приобретается – в виде условных.
  • Поведение является результатом обучения за счет многократного повторения стимулов и закрепления реакции.
  • Навык – результат формирования условных рефлексов. Мышление и речь в бихевиоризме также считаются навыком, а память – механизмом, позволяющим удерживать уже приобретенные навыки.
  • Психические реакции формируются на протяжении всей жизни, то есть, обучение можно начинать в любом возрасте и продолжать неограниченное количество времени.
  • Эмоции – это также реакции на внешние стимулы.

Мотивы возникновения

Теория бихевиоризма как науки о поведении формировалась на фоне критики наиболее распространенного в XIX веке предшествующего ему метода интроспекции, основанного на самодиагностике и самоанализе. Сомнения в точности такой науки вызывал низкий уровень объективности измерений и сильная разрозненность в получаемых сведениях. Дж. Уотсон хотел создать такое направление психологии, данные в котором можно было бы точно измерять и объективно исследовать. Философской основой бихевиоризма была теория Дж. Локка, который считал, что человек рождается с чистым сознанием, а в течение жизни получает весь необходимый опыт, определяющий его состояние.

Направления бихевиоризма

Изначально существовал только классический бихевиоризм, рассматривающий поведение как совокупность стимулов и реакций. Но со временем стало понятно, что этого недостаточно для создания полноценного направления психологии. В результате возникли разные направления, уточняющие и дополняющие основную схему бихевиоризма. Основные теории можно рассмотреть в таблице.

НаправлениеОписание
Целевой бихевиоризмЕго представителем является Э. Толмен, который включил в схему недостающее звено, в результате чего получилось следующее выражение: стимул – мыслительная деятельность – реакция. Так, в лабиринтах мыши добирались до цели не тем путем, которым их учили, а просто бежали к ней произвольными путями. Значит, цель для них была более приоритетной, чем выученный путь, они бежали той дорогой, которая казалась им наиболее удобной для достижения цели, а значит – перед тем, как действовать, успевали на примитивном уровне обдумать свою траекторию.
Социальный бихевиоризмНаиболее известное лицо в этом направлении бихевиоризма – А. Бандура. Здесь в формуле «стимул-реакция» стали браться во внимание социальный опыт и индивидуально-психологические особенности, которые реакцию на стимул. А. Бандура проводил эксперименты с тремя группами детей, которым в разных условиях показывали видеозапись «издевательств» другого ребенка над тряпичной куклой. В результате те, кому показывали последующее наказание за агрессию, к кукле не прикасались. А те, кто видел, что такие действия не порицаются или поощряются, проявили к ней агрессию так же, как и ребенок на представленном им видео.
Необихевиоризм (Радикальный бихевиоризм)Основателями этого направления стали Б. Скиннер – автор концепции оперативного бихевиоризма, и К. Халл. Здесь схема «стимул-реакция» расширяется за счет включения разных промежуточных переменных, которые оказывают значительное влияние на формирование поведения. Например, такими переменными можно считать поощрение, игнорирование и наказание за ту или иную реакцию.

Поведенческая психотерапия

Бихевиоризм как теоретическая ветвь психологии трансформировался в поведенческую психотерапию, которая стала одним из ведущих методов решения проблем.

Когитивно-бихевиориальная терапия направлена на решение психологических проблем, причиной возникновения которых были неправильные или вредные убеждения и аффирмации.

В начале прошлого столетия Эдвард Торндайк сформулировал два основных закона, которые успешно применяются и в современной психотерапевтической практике:

  1. Закон эффекта: чем сильнее удовольствие, которое вызывает определенное действие, тем сильнее связь «стимул-реакция»; соответственно, негативно окрашенные эмоции делают эту связь более слабой;
  2. Закон упражнения: повторение какого-либо действия облегчает его выполнение в дальнейшем.

В этой практике пациент играет ведомую роль: он отвечает на вопросы психолога, выполняет рекомендованные упражнения. В ходе лечения члены семьи принимают живое участие в терапевтических мероприятиях: они поддерживают пациента, помогают ему выполнять «домашние задания».

Бихевиоризм привнес в это направление психотерапии принцип «минимального вторжения». Это означает, что вмешиваться в жизнь пациента врач должен только в той степени, которая необходима для решения конкретной задачи. Отправной точкой является определенная проблема, которая требует разрешения (принцип «здесь и сейчас»).

Бихевиориальная терапия имеет в своем арсенале множество методов:

НазваниеСуть метода
Имитационное обучениеПациент имитирует модель поведения. За образец может быть принят герой литературного произведения, фильма, известная личность. Иногда можно использовать дополнительные стимулы.
Ролевой тренингЦель ролевой игры: пациент проживает трудную для него ситуацию, адаптируется к ней, ищет пути решения. Хорошие результаты приносит использование такого метода в группах пациентов.
Методы отучиванияФормирование стойкой неприязни к какому-либо «стимулу»
Методы устраненияПациент должен научиться полностью расслабляться в момент стресса, что подкрепляется положительным влияние извне (приятная музыка, изображение)
Имплозивная терапияПациента раз за разом подвергают влиянию отрицательных факторов, провоцируя возникновение стресса. Со временем он «привыкает» к неприятной ситуации и она утрачивает свою остроту

Плюсы и минусы бихевиоризма

Преимущества бихевиористического подхода заключаются в том, что для своего времени он был новым и очень прогрессивным течением в психологии. В его эпоху было сделано большое количество новых открытий и проведено много значимых для развития науки экспериментов. На базе бихевиоризма и с использованием некоторых его идей возникли другие направления психологии и психотерапии, также некоторые тезисы бихевиоризма используются в педагогике.

При этом рассмотрение человека в бихевиоризме было однобоким: он делает упор только на изучение внешних проявлений. Представители этого направления отрицали влияние на поведение субъективных данных – особенностей психики, эмоционального состояния, собственных желаний и стремлений, а также – влияние общества и социальных установок. Также они утверждали, что могут влиять на поведение любого человека, нужно лишь найти подходящие стимулы и закрепить реакцию. Кроме того, критика бихевиоризма была в том, что он не видел особой разницы между поведением человека и животных.

Реакция научного мира

Джона Уотсона можно по праву назвать лидером бихевиористичекого движения. Его идеи так пришлись по вкусу психологам, что его мировоззрение приобрело массу поклонников и сторонников. Популярность метода классического бихевиоризма также объясняется его простотой: никаких дополнительных исследований, простое наблюдение и анализ результатов.

Наиболее известными учениками считаются Уильям Хантер и Карл Лешли. Они работали над изучением отсроченной реакции. Ее суть заключалась в предоставлении стимула « сейчас» и получения реакции «потом». Наиболее распространенный пример: обезьяне показывали, в котором из двух ящиков находится банан; затем на время ставили ширму между животным и лакомством, убирали и ждали решения поставленной задачи. Тем самым было доказано, что приматы способны к отсроченной реакции.

Карл Лешли позже пошел по другому пути. Он изучал связь между реакцией на раздражители и различными участками центральной нервной системы. В своих опытах на животных он развивал определенный навык, а затем удалял различные части мозга. Он хотел выяснить зависит ли стойкость навыков от участков коры головного мозга. В ходе его экспериментов было установлено, что все участки мозга равноценны и взаимозаменяемы.

В 40-х годах этого же тысячелетия бихевиоризм трансформировался и дал жизнь новому направлению в психологии – необихевиоризму. Он появился потому, что классический бихевиоризм не мог дать исчерпывающие ответы на постоянно возникающие вопросы. Уотсон не учел, что поведение людей намного сложнее поведения животных. И один стимул может вызвать огромное множество «откликов». Поэтому необихевиористы ввели «промежуточные переменные»: факторы, влияющие на выбор линии поведения.

Отцом необихевиоризма является Б.Ф. Скиннер. Его мировоззрение отличалось от классических представлений бихевиоризма тем, что он не считал неподтвержденные объективно данные научными. Он не ставил перед собой цель воспитания, его больше интересовали мотивы и побуждения, движимые человеком.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]