Человеческие поступки регулируются моральными правилами. Моральные ценности и нормы направляют и корректируют жизнедеятельность индивида по отношению к общественному мнению. Обычно личность ориентирована на общие нормы нравственности и сама выполняет свои этические обязанности. Причем массовые шаблоны, стереотипы и признанные образцы не влияют на ответственность людей за отказ от этих принципов. Определяется все совестью. Иногда понятия «мораль» и «нравственность» различаются в оттенках значений, но в большинстве случаев их считают синонимичными. Моральные ценности ― одно из основополагающих понятий философии.
Что такое нравственные ценности?
Нравственные ценности — это совокупность этических идеалов, набор исторически и социально обусловленных высших принципов человеческой жизни. В нравственных ценностях отражаются представления людей о добре и зле, они охватывают собой всю совокупность моральных норм и понятий, включая понятия о счастье и несчастье, любви и ненависти, труде, честности и др. Именно с помощью перечисленных понятий личность оценивает все происходящее вокруг, собственные и чужие поступки, правильность либо неправильность своего поведения.
Нравственные ценности направляют развитие личности и ее деятельность, определяют позицию по любому важному вопросу, формируют его представление о мире вокруг, обществе и собственном месте внутри социума. Кроме того, они влияют на формирование поведенческой модели личности, ее цели в жизни и методы их достижения, гражданскую позицию и уровень социальной активности. При крушении собственной системы ценностей человек оказывается в личном кризисе, он растерян, с трудом может принимать решения самостоятельно.
Багаж ценностей человека объективен по своей сути, а каждая ценность объективна в отдельности. Ценности существуют в нашем мире не зависимо от наших желаний — мы можем лишь принять или отвергнуть их. Однако, ценностная система отдельной личности и ее иерархия строго субъективна, она отталкивается от опыта, знаний и потребностей определенного индивида, от личного выбора конкретного человека.
Свобода
Свобода – это очень многозначное понятие, однако его можно охарактеризовать. Человек всегда может почувствовать, когда он свободен, а когда нет. Если он поступает исходя из своих принципов, желаний и несет ответственность за результат своих действий – он свободен.
То есть отвечает за свои поступки и сам решает, как ему поступать. Это означает свободную волю и отсутствие принуждения со стороны.
Примеры нравственных ценностей
Фундаментальной и общепризнанной нравственной ценностью является любовь человека к другим людям. Эту разновидность любви нельзя сравнивать с чувствами, испытываемыми людьми к представителям противоположного пола, поскольку данный вид любви проявляется в чувствах, проявляемых человекам к окружающим вне зависимости от их возрастной, национальной, половой и социальной принадлежности. Именно такая любовь позволяет человеку понять потребности других людей, не причинять им зла, учит сочувствию, состраданию и взаимопомощи, предупреждает проявления физического или психологического насилия к ближнему. Достичь подобного очень непросто, поскольку в человеческой природе заложена тяга к конкуренции, борьбе за выживание, зависти и ненависти.
Любовь способствует проявлению в человеке иных нравственных ценностей, к примеру, доброты и щедрости, тесно связанных с искренним желанием помогать другим. Наиболее ценным подарком одного человека другому является его время, которое следует уделять семье, друзьям, близким, знакомым и, при необходимости, даже незнакомым людям, ведь часто дарить что-либо даже приятнее, нежели получать подарки.
Еще одним важнейшим нравственным качеством признается честность. Умение оставаться честным с людьми и с самим собой, в совокупности с умением не выставлять напоказ совершенных тобой добрых дел всегда вызывает уважение. Человек с перечисленными выше качествами и ценностями представляет собой образец по-настоящему благородной личности. К числу прочих важных нравственных ценностей относят позитивность намерений, благожелательное отношение к окружающим, альтруизм, чувство уважения к людям.
Красота
Красота – самая загадочная духовная ценность, каждый человек понимает ее по-своему. Если сделать опрос среди людей, то результаты будут разными.
Для кого-то красота – это птица, которая клюет семечки из руки человека, для кого-то – это роскошный английский сад… Поэтому можно сказать, что красота – это то, что нас окружает. Она есть во взаимоотношениях людей, в нас, в других, в природе.
Именно красота вдохновляет на то, чтобы творить – она побуждает музыкантов, писателей создавать настоящие шедевры, которые не теряют своей уникальности через века… Это очень тонкая субстанция, и понять ее может только тонко чувствующий человек.
Разновидности нравственных ценностей
Нравственные ценности подразделяются на несколько категорий. Они бывают индивидуальными, групповыми и общечеловеческими, в зависимости от типа отношений их разделяют на взаимодополняющие и взаимоисключающие.
Современные ученые считают общечеловеческие нормы главенствующими по отношению к групповым ценностям, поскольку общечеловеческие ценности более универсальны, объективны, беспристрастны и универсальны, хотя они и способны на внутривидовой переход, и даже на потерю прежней значимости и значения при изменении внешних условий, например, в процессе модернизации общества.
Самосовершенствование конкретного индивида неотрывно связано с соблюдением им принципов нравственности, причем это соблюдение должно быть неукоснительным и постоянным. Чтобы стать действительно лучше, человеку следует постараться быть добрее, внимательнее и заботливее к окружающим его людям. К тому же, каждому будет полезно быть честным перед другими и самим собой, стараться контролировать собственные эмоции, мысли и поступки, не отказываться от своих принципов и выполнять взятые на себя обязательства.
Как их выбирают
На протяжении многих столетий, начиная с древних времен, существует понятие вечных ценностей, которые не потеряли значения в наши дни. Человечество во все времена порицало:
- низость;
- неблагородство;
- вероломство;
- коварство;
- нечестность;
- злословие.
Нормой и правильным поведением всегда были:
- порядочность;
- благородство;
- верность;
- чистосердечие;
- сдержанность;
- человечность;
- отзывчивость.
Такие качества напрямую связаны с воспитанием и самосознанием личности, ощущением важности этих черт характера. Соответствие нравственному образцу требует от личности добровольного соблюдения этических правил. Нравственные ценности и нормы проявляются моральными основами:
- трудолюбием;
- коллективизмом;
- патриотизмом;
- человеколюбием;
- добросовестностью.
Жизнь требует от человека умения согласовывать персональные потребности с нуждами общества, способности с вниманием относиться к собратьям, строить дружеские отношения с ними на основе взаимовыручки. Любовь к отчизне проявляется в почитании традиций родной страны, понимании важности внесения лепты нашего народа во всемирную цивилизацию. Старательность позволяет признать духовную значимость и важность труда ради самоутверждения человека.
Значение нравственных ценностей
Благодаря моральным ориентирам и ценностям люди получают возможность определить собственную позицию перед своими близкими, друзьями, обществом и самим собой, параллельно сформировав личное отношение к таким категориям, как добро и зло, лживость и честность, нравственность и безнравственность т.д. Первостепенной функцией морали является регуляция поведения человека в социуме и регулирование взаимоотношений между личностью и обществом. К дополнительной функции морали относят ее содействие становлению сознания личности, а также ее влияние на процессы формирования:
- взглядов человека, касающихся смысла жизни;
- круга обязательств личности перед обществом;
- потребности уважать окружающих.
Посредством нравственности сознания модель поведения человека начинает согласовываться с нормами морали. Характерным отличительным признаком моральных ценностей является их контроль над сознанием и деятельностью индивидуума в целом ряде важнейших сфер жизнедеятельности, включая:
- сферу быта;
- межличностные, семейные и трудовые отношения;
- коммуникацию с другими людьми.
Со всеми перечисленными выше аспектами человек сталкивается каждый день, следовательно, именно на моральных представлениях строится его поведенческая модель, его взаимоотношении с окружающей действительностью и людьми.
Развитие
Как известно, природа переменчива, и все живое всегда находится в движении. Все меняется: наши взгляды, вкусы, интересы, старое новым и т. д.
Развитие – это эволюция, движение. Изменения происходят закономерно, и как бы кто не старался оставаться на месте – это никому не под силу.
Развитие – это тоже духовная ценность, многие принимают развитие за какие-то жизненные перемены, материальный рост, однако духовное развитие – это эволюция личностных качеств, совершенствование своего внутреннего мира.
Главная цель развития – это осознать свою природу, открыть себя. Вы никогда не сможете потерять плоды духовной работы, чего не скажешь о материальных накопленных вещах.
Процесс формирования нравственных ценностей
Выделяется два связанных между собой процесса по формированию нравственных ценностей: осознание значимости нравственности в обыденной, повседневной действительности и эмоционально-творческий подход к ней. Эти процессы следует совмещать с эмоциональным развитием, так как детям недостаточно лишь передавать информацию об этике, а затем просто требовать от них выполнения норм морали. В разы сложнее формировать у них собственное отношение к моральным нормам, основанное на желании соблюдать данные установки. К еще одной особенности процесса формирования нравственных ценностей относят понимание необходимости такой модели поведения. В этом случае значимыми являются и непосредственные эмоции, и внутренняя потребность в установлении определенных нравственных стандартов внутри социума.
Различные ученые по-разному подходят к трактовке освоения нравственных ценностей. К примеру, Т.С. Каранченцева и Ю.В. Ларин называют указанный процесс переработкой, связанной с превращением внешней среды в чувственную человеческую природу и культурный мир. Осуществляются указанные процессы самими людьми и основываются на их собственной деятельности. Основанная на анализе философской, психологической и педагогической литературы точка зрения утверждает, что освоение включает в себя процесс овладения и усвоения людьми норм морали, состоящих из содержательного, результативного, деятельностного и целевого компонентов.
В.А. Титов причислил освоение к понятиям, употребляемым в качестве родовых по отношению к понятию «мораль». Именно в нем соединяются две важные черты, характеризующие нравственность: ее свойство к отражению действительности и свойство к ее преображению. Следовательно, современная наука рассматривает освоение нравственных ценностей как особый метод, определяющий своеобразие нравственности. Освоение является результатом многовариантного соприкосновения между миром человека и миром нравственности, выступая в качестве пути воспитания индивида. В педагогике суть термина «освоение» сведена к процессу овладения личностью нормами и ценностями морали.
Творчество
Творчество свойственно каждому человеку, но не все это в себе открывают. Это создание чего-то нового, того, что раньше не встречалось.
Обычно считают, что творчество – это создание произведения искусства, написание классической музыки, однако маленькая девочка, например, которая написала в своей тетради пару строк про медвежонка, гуляющего по лугу – это уже творчество, она творец и создала что-то новое.
Творчество – это способность создавать новое, оно всегда возвышает душу и облагораживает личность.
Выводы
Каждый из нас обладает собственной, иерархически выстроенной системой ценностей, связывающей духовную составляющую личности с духовной культурой социума. Ценностные ориентиры выступают здесь в качестве важнейших составляющих структуры личности, они являются сложными и многоуровневыми интегральными образованиями.
В состав структуры личности входят различные уровни взаимодействия между индивидуальным и общественным в человеке, между его собственным будущим, настоящим и прошлым, а также формы сознания и познания индивидом окружающего мира. Следовательно, основой ценностных ориентиров человека является определенная ценностная система, состоящая, в том числе, и из нравственных ценностей, которые формировались в человеческом сознании в процессе знакомства личности с окружающим миром.
Знание
Знания, которые мы получаем, помогают нам раскрыть истинный смысл жизни, позволяют разуму находиться в гармонии с логикой, верой и чувствами. Также нам дано познать основы природы.
Человек не только познает мир, но и пытается понять смысл своего существования. Знания – важный компонент сознания, без них не представляется развитие человека.
Человек, стремящийся к истине, всегда будет стараться накопить в себе как можно больше знаний. Наверное, все слышали фразу «Знания – сила», это так и есть, но не каждый задумывается о том, как эту силу обрести.
Полезные знания – это информация, прошедшая сквозь время. Это своего рода инструкция, которую мы применяем к своей жизни.
Истина
У людей появляется блеск в глазах, когда речь идет о поиске правды, истины. Это естественное желание человека познавать мир, в котором он живет, а также самого себя. Истина – это духовная ценность, она многое дает человеку – с ее помощью мы можем анализировать происходящее, свои поступки, рассматриваем те или иные действия, которые совершаем, на предмет нравственности и правильности. Для каждого истина имеет свое понимание – для одного будет свято то, что для другого не имеет никакой значимости. Истина – это то, что проверено временем и опытом.
Добро
Добро – это одно из самых важных духовных ценностей. Оно проявляется в стремлении человека улучшить жизнь на Земле не только для себя, но и для других.
Добрый человек всегда стремится к истине, справедливости. Доброе дело проявляется в искренности – это не то, когда человек делает что-то для получения выгоды, а когда он старается сделать что-то для другого бескорыстно.
Доброта ценилась всегда, однако люди, из-за своей чувствительности и заботой о других иногда сильно страдают. Доброта – это духовная потребность каждого, когда мы делаем что-то полезное и благое, то ощущаем себя лучше, увереннее, а на душе становится легко.
14 3