Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица

От эмоционального состояния зависит многое: принятие решений, реагирование на поступки и поведение других людей, продуктивность и даже самочувствие. Если мы перестаем контролировать наши переживания, они начинают управлять нами, что зачастую приводит к не самым приятным последствиям. В этой статье я приведу классификацию и опишу виды эмоций, чувств человека в психологии, объясню их основные особенности в схемах и таблицах.

Что это такое: понятие

Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.

Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.

Ощущения

Ощущение – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Свойства ощущений бывают следующими:

  • Интенсивность: классическая количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для слуховых ощущений таковыми могут быть высота тона, тембр, громкость; для зрительных – цветовой тон, яркость, насыщенность; для тактильных – твердость, шероховатость и т.д.
  • Длительность: характеристика ощущения по времени.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (интероцептивные, болевые ощущения) локализация затруднена, неопределенна.

Ощущение – это мгновенная реакция тела на внешний раздражитель. Например, холодно, зябко, сыро, легко. Это тут же запускает связанную с ним эмоцию. Если вашему собеседнику стало холодно, в первую очередь он ощущает это своими органами чувств, а затем вырабатывает эмоцию: удивление, злость, беспокойство.

Что это значит для тех, кто изучает профайлинг? Вы сможете выявить отношение человека к изменениям внешней среды. Например, понять:

  • Действительно ли ему нравится вкус этого супа?
  • Раздражает ли его эта песня?
  • Как он относится к тому или иному запаху?

Коммуникация – это сложнейший процесс, к которому примешивается язык тела, выражение лица и целый комплекс физиологических и психических проявлений

Для того, чтобы научиться читать человека и влиять на него, важно понять, что он испытывает внутри, а не что говорит

Чувства, эмоции и ощущения, проявленные на лице и теле, скажут вам намного больше, чем слова. Поэтому уделите значительное количество времени, чтобы разобраться в хитросплетении внутренних ощущений человека, и это поможет понять не только его, но и самого себя, что также положительным образом повлияет на развитие взаимоотношений с окружающими.

Желаем вам удачи!

Роль и природа

Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:

  • Физиологический. Отражает изменения, происходящие в организме при проявлении тех или иных настроений: частота дыхания, сокращений сердечной мышцы, преобразования гормонального фона, обменных процессов).
  • Психологический. Характеризует само переживание: гнев, радость, грусть.
  • Поведенческий. Проявляется в мимике, жестикуляции и действиях (заторможенная реакция, активность, агрессия, плач).

Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может. Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно. Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).

Эмоции имеют ряд особых характеристик:

  • Полярность. Они обладают положительной или отрицательной окраской хотя возможно и наличие противоречий (можно любить человека, но вместе с тем испытывать по отношению к нему обиду, гнев или беспокойство).
  • Энергетическая заряженность. Существуют стенические переживания (вызывающие повышение активности – разъяренность, раздражение, воодушевление, восторг) и астенические (порождающие пассивность – грусть, страх).
  • Целостность. Эмоциональность предполагает взаимодействие всех психофизических сторон личности, которые оказывают воздействие на весь организм, проявляясь и в действиях, и в теле, и в образе мыслей.
  • Неотчуждаемость. Эмоции невозможно отделить от остальных процессов, происходящих в психике. Они сопровождают все – и работу органов чувств (отделяют приятное от неприятного), и функционирование интеллекта (вызывают интерес или скуку).

Психологические теории и школы

В психологии существуют разнообразные теории эмоций, характеризующие природу их возникновения, особенности проявления, свойства и значимость для человека. Они были созданы приверженцами различных научных школ, а затем усовершенствованы и доработаны последователями.

  • Школа функционализма – изучает способы приспособления и адаптации человека к изменяющейся окружающей среде.
  • Эволюционная теория Ч. Дарвина (1872 г.) – эмоции эволюционируют и адаптируются под окружающую ситуацию вместе с эволюцией человека. При этом многие эмоции, на уровне инстинктов, очень похожи у людей и животных.
  • Рудиментарная теория Г. Спенсера, Т. Рибо (1876 – 1896 г.) – продолжение развития теории Ч. Дарвина, согласно которой выразительные движения, сопровождающие человеческий страх, являются рудиментарными остатками реакций животных при защите или бегстве, а движения, сопровождающие гнев – рудиментарные остатки реакции нападения.
  • Нейропсихологическая структурная теория Дж. Пейпеца (1937 г.) – предполагал, что в мозгу человека существует единая система структур, образующая базу для развития эмоционального возбуждения. Система является замкнутой, и в психологии получила название круга Пейпеца.
  • Органическая теория Джеймса-Ланге (1880 – 1890 гг.) – эмоции возникают у индивида как следствие физиологических рефлекторных изменений, являясь вторичными. Например, печаль возникает, когда человек плачет, стыд – когда краснеет.

  • Теория Кэннона-Барда (1920 – 1930 гг.) – является противоположностью органической теории, предполагая, что эмоции и физиологические изменения возникают одновременно. Нервные импульсы сначала поступают в таламус, а затем в гипоталамус (отвечающий за физиологические изменения) и в кору больших полушарий мозга (где формируются эмоции).
  • Биологическая теория П. К. Анохина (1949 г.) – эмоции человека эволюционировали и приспосабливались под окружающую среду, проходя 2 основных стадии – формирования и удовлетворения.
  • Теория Линдсея-Хебба (1949 г.) – с помощью экспериментальных исследований доказана зависимость уровня возникающих эмоций от успешности деятельности человека.
  • Школа психоанализа – изучает особенности возникновения и протекания эмоций как реакцию на неосознанные мотивы.
  • Психоаналитическая концепция З. Фрейда (1895 г.) – бессознательное служит источником энергии (либидо) и при конфликте с предсознательным способствует появлению негативного аффекта, который можно устранить путем подавления (разрядки). Под предсознательным в данном случае понимается совокупность моральных норм и запретов, сохранившихся в памяти от предыдущих поколений на уровне инстинктов.
  • Школа когнитивной психологии – изучает познавательные (когнитивные) процессы во взаимосвязи с эмоциональным восприятием.
  • Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (1957 г.) – появление положительных и отрицательных эмоций связано с соответствием или несоответствием текущих действий с ожидаемым результатом от этих действий.
  • Двухфакторная теория С. Шехтера (1962 г.) – эмоции формируются под воздействием 2 составляющих: физиологического возбуждения и его когнитивной интерпретации.
  • Школа структурализма – исследует структуру сознания при помощи экспериментов.
  • Ассоциативная теория В. Вундта (1880 г.) – эмоция первична и появляется в результате действия раздражителя на таламус мозга, а физиологические изменения в организме – следствие возникающих эмоций.

Функции

  • Субъективная. Эмоциональное состояние способствует формированию у индивида определенной точки зрения, а также позволяет устанавливать связи с внешним миром. Все происходящее воспринимается человеком через призму его ощущений.
  • Коммуникативная.С помощью такого свойства психики, как эмпатия мы можем определять настроение, в котором находится другой индивид, что помогает налаживать контакт или даже манипулировать окружающими.
  • Поведенческая. Определение вектора поведения, отделение приятного от неприятного, важного от неважного.

Психологическая саморегуляция

Психологическая саморегуляция — совокупность методов управления собственным психическим состоянием. Субъект воздействует на себя с помощью силы воли. С помощью методик психологической саморегуляции можно легко добиться необходимого результата.

Эффекты психологической саморегуляции:

  1. Успокоение — достигается после устранения эмоциональной напряженности.
  2. Восстановление — начинается после полного успокоения, качественного отдыха.
  3. Активация — начинается при повышении психофизиологической активности.

Способы психологической саморегуляции делятся на две больших группы:

  1. Естественные — происходят сами по себе, без определенной цели.
  2. Направленный — применяются человеком для достижения определенного психического состояния.

Естественные:

  • сон, еда;
  • взаимодействие с животными, природой;
  • массаж, танцы;
  • музыка, развлечения.

Доступные методы психологической саморегуляции:

  1. Смех, улыбка, юмор.
  2. Созерцание панорам, пейзажей.
  3. Концентрация внимания на приятном, например, на любимых цветах, старых фотографиях.
  4. Вдыхание свежего воздуха.
  5. Размышление о хорошем.
  6. Мышечное расслабление.
  7. Выражение похвал, комплиментов.

От эмоционального состояния человека зависят многие аспекты его жизни. Невозможно продуктивно работать при плохом настроении, депрессии, стрессе. Проще достичь поставленной цели в хорошем расположении духа

Важно научиться контролировать собственное эмоциональное состояние, знать, как правильно выходить из стресса.

Классификации: все основные виды эмоций

На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.

Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.

ТипОписаниеПримеры
ПозитивныеДоставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья.Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение.
НегативныеСоздают общую неудовлетворенность, плохое настроение.Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска.
НейтральныеНапрямую не влияют на действия индивидуума.Равнодушие, удивление, интерес.

Классификация Додонова

Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:

  1. Коммуникативные (возникают в процессе общения).
  2. Альтруистические (связаны с желанием приносить пользу людям).
  3. Праксические (появляются при успешном выполнении запланированного).
  4. Глорические (потребность в самоутверждении).
  5. Пугнические (тяготение к риску, опасности).
  6. Романтические (предполагают стремление к новому и необычному).
  7. Эстетические (возникновение определяется взаимодействием со сферой искусства).
  8. Гностические (формируются с тягой к познанию).
  9. Акизитивные (основаны на накоплении, собирательстве).
  10. Гедонистические (направлены на испытание удовольствия).

Классификация Леонтьева

Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:

  • степенью удовлетворенности тех или иных потребностей;
  • чужими желаниями и отношением к ним индивида;
  • взаимоотношениями;
  • презрением;
  • проведением аналогий между собой реальным и идеальным (соответствие личности внутренним требованиям, ожиданиям, нормам);
  • сравнение своего «Я» с общественными стандартами.

Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Диагностика

Эмоции в психологии, классификация и их функциональная роль, изучаются с целью определения настроения и общего состояния человека, выявления ярко окрашенных негативных реакций и поиска путей выхода из них, самоконтроля за своим эмоциональным фоном и его устойчивостью.

Диагностика эмоций проводится по нескольким направлениям:

  • Наблюдение – анализируются физиологические изменения в организме (артериальное давление, пульс, температура кожных покровов, анализ мимики лица, речи).
  • Опросники – наиболее распространенный и информативный метод диагностики, направленный на выявление ведущих эмоций человека, с помощью специально разработанных тестов. Метод используется и для определения самооценки эмоционального состояния.
  • Для установления ведущих эмоций была разработана дифференциальная шкала К. Изарда (1976 г.). Она состоит из 10 основополагающих эмоций, характеризующихся 3 значениями, с которыми сопоставляются собственные ощущения. Этим значениям присваиваются баллы, после чего производится подсчет коэффициента самочувствия.

  • Цветовой тест М. Люшера (1949 г.) – связывает эмоциональное состояние со светочувствительностью глаз. Предполагает, что те или иные эмоции ассоциируются с определенными цветами, и человек должен соотнести 1 из 8 цветов с заданным вопросом. Теплые оттенки (красно-желтая гамма) свидетельствуют о наличии положительных эмоций и хорошего настроения, холодные тона сигнализируют о присутствии негативных эмоций.

  • Шкала оценки значимости эмоций по Б. И. Додонову (1977 г.) – ранжирование предпочтений в эмоциях по 10 критериям (от наиболее значимых к менее существенным) с целью определения преобладающих потребностей (биологическая, познавательная, социальная).

Для детей младшего возраста чаще всего применима методика оценки эмоциональной устойчивости с помощью рисунков (методы Кактус, Рисунок семьи).

  • Анкетирование – разновидность опроса, проводимая в письменной форме, путем заполнения бланков анкеты. Часто используется для опроса группы лиц как в статике (однократно), так и в динамике (повторный опрос спустя определенное время).

Пройти клинико-психологическое или нейропсихологическое обследование в Москве можно в клиниках:

  • М-Вита, ул. Зеленоградская, д. 39, к. 1 – от 1500 до 2500 руб.;
  • АВС медицина, ул. Столетова, д. 19 – 1100 руб.;
  • Альянск КРК, ул. Цюрупы, д. 1, стр. 6 – 4000 руб.;
  • Семейная клиника, ул. Первомайская, д. 42 – 3300 руб.;
  • Лечебный центр, ул. Тимура Фрунзе, д. 15/1 – 2900 руб.

Обратиться за консультацией психотерапевта можно к частному доктору или в одну из клиник Москвы:

  • Столица, пр-т Мира, д. 12, стр. 3 – 3000 руб.;
  • М-Вита, ул. Зеленоградская, д. 39, к. 1 – 2000 руб.;
  • Клиника Фомина, ул. Долгоруковская, д. 17, стр. 1 – 6000 руб.;
  • Альянск КРК, ул. Цюрупы, д. 1, стр. 6 – 3000 руб.

Формы и примеры эмоциональных процессов

  • Сами эмоции. Могут появиться как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида.
  • Чувства. Они всегда устойчивы (не сиюминутны) и отличаются яркостью выраженности. Можно чувствовать страсть, любовь, обиду.
  • Настроение. Самое длительное состояние психики, которое влияет на действия и самочувствие личности в целом на протяжении долгого периода.
  • Аффекты. Крайняя форма выражения переживаний, побуждающая краткосрочные неконтролируемые изменения в поведении. Полностью иррациональна и проходит очень бурно.

Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон

Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:

  • Интеллектуальные. Возникают во время умственной деятельности (удивление, сомнение, любопытство).
  • Эстетические. Их развитие связано с восприятием прекрасного (любовь к искусству или некоторым его аспектам, восхищение красотой).
  • Нравственные. Характеризуют отношение индивида к поведению других людей. Эта оценка в большинстве случаев зависит от существующих в обществе норм (гуманность, альтруизм, дружба, сострадание, жалость, любовь).

Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.

Связь чувств и эмоций

Чувства — это как большое море. К примеру, у вас есть большое море любви к ребенку. Но на море может быть шторм. Например, ребенок разбросал игрушки по дому и не собрал, у вас возникает большая злость это и будут эмоции. Или же, вообще, вы любите своего мужа, но вот как-то он посмотрел на вас грозно и вы испугались. Такие моменты бывают везде, они и есть эмоциями. Также существует настроение оно, как течение в этом море.


Как чувства связаны с эмоциями?На улице весна и у вас весеннее настроение, есть какая-то радость и осознание того, что скоро будет тепло. К примеру, зима, серая погода и у вас какое-то тусклое настроение из-за того, что солнца нет, на улице слякоть. Это, какое-то настроение и оно может меняться в зависимости от вашего и ощущения полноты жизни. Может быть, одно настроения связанное с чем-то. Когда мы чувствуем, мы говорим об этом.

Также существуют мысли, иногда, когда мы говорим «я чувствую», также мы часто говорим о мыслях. К примеру, часто можно услышать такую фразу: «Я чувствую, что ты чего-то от меня хочешь, но я не знаю чего, я чувствую себя как на экзамене» Соответственно, когда мы говорим «я чувствую», мы говорим о мыслях. Очень часто можно сказать, что в нашем современном обществе наша система воспитания не сильно поддержана системой ощущений. Система чувств в нашем социуме также не поддержана. Нашей движущей силой является чувство. К примеру, у вас есть какое-либо чувство влюбленности, и вы сразу хотите пойти поговорить с ней или с ним или же вас переполняет чувство радости, и вы сразу идете звонить друзьям. Соответственно чувства являются нашим проводником.

Чувства и эмоции. В чем разница?


Watch this video on YouTube

Дровами, которые топят нашу жизнь, так называемый источник энергии. Если вы не понимаете, что вы чувствуете, попробуйте самостоятельно посмотреть, что у вас внутри есть и возможно вы о чем-то думаете, попробуйте обратно эту мысль размотать до чувства. Много можно узнать о чувствах, если обращаться к своим ощущениям, слушать тело.

Есть такой закон, что если чувства не выражается в наружу то, они как-то выражаются внутри, или в виде микродвижений, либо в виде ощущений, либо, не дай бог, в виде заболевания. Если долго не выражать эту энергию в наружу, то она бьет внутрь. Если мы не выражаем чувства, в момент их образования, то они все равно они каким-то образом сами выражаются в нас. Чувство ревности, например, не чуждо никому и иногда необходима помощь специалиста, например, , чтобы вернуть все в прежнее русло.


Как вернуть былые чувства без ущерба эмоциональному состоянию?

Дифференциальные эмоции Изарда

Ученый определил следующие фундаментальные переживания:

  • Интерес. Это чувство напрямую связано с социальностью человека. Только с ним возможно обрести новые умения, знания, навыки, физически и умственно развиваться.
  • Удовольствие. Является своего рода синонимом радости. Создает положительный фон, хорошее, бодрое настроение. Появляется при наличии возможности удовлетворить важную для индивидуума потребность. Способна повысить уверенность в себе, облегчить процесс налаживания коммуникации, избавиться от тревоги, стресса.
  • Удивление. Краткосрочная реакция на только что произошедшее столкновение психики с определенным неожиданным событием, явлением или действием.
  • Гнев. Негативное состояние, характеризующееся невозможностью получения желаемого, неудачей или неудовлетворенностью чьим-либо поведением. Неконтролируемой формой является ярость.
  • Отвращение. Возникает из-за взаимодействия с неприятным для личности объектом. Сопровождается жаждой избавиться от провоцирующего фактора.
  • Презрение. Проявляется в процессе возникновения разногласий убеждений и действий людей.
  • Стыд. Формируется из-за несоответствия тех или иных сторон личности с собственными требованиями или общественным мнением. Его часто сопровождает неприятное ощущение беспомощности.
  • Вина. Возникает в результате осуждения собственного поведения. Влечет за собой раскаяние.
  • Страх. Связано с осознанием возникшей или надуманно угрозы для жизни.
  • Горе. Реакция на негативные события.

Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.

ПроявленияСумма балловКатегория
ВнимательныйСконцентрированныйСобранныйС1 Интерес
НаслаждающийсяСчастливыйРадостныйС2 Удовольствие
УдивленныйИзумленныйПораженныйС3 Удивление
УнылыйПечальныйСломленныйС4 Горе
ВозбужденныйГневныйБезумныйС5 Гнев
НеприязньОтвращениеОмерзениеС6 Отвращение
ПрезрительныйПренебрегающийНадменныйС7 Презрение
ИспуганныйВ ужасеВ паникеС8 Страх
ЗастенчивыйРобкийСтыдливыйС9 Стыд
СожалеющийВиноватыйРаскаивающийсяС10 Вина

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Чтобы определить эмоциональное состояние, необходимо оценить свое нынешнее самочувствие по каждому столбцу:

1 – не подходит абсолютно;

2 – скорее да, чем нет;

3 – согласие;

4 – полностью верно.

Далее, посчитайте сумму баллов в строках списка и рассчитайте коэффициент по формуле:

КС = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8)

Если полученное значение >1, то результат оценивается как положительный, если <1, имеет место негативное настроение, близкое к депрессии.

Методы управления

Проявляемые человеком эмоции бывают не всегда уместны, и могут привести к межличностным конфликтам, недопониманию или дезорганизации деятельности. Часто их требуется скрывать от общества в целом или конкретной личности, чтобы не оказаться в неловкой ситуации. Поэтому методике управления эмоций в психологии отводится особая роль.

Концепция защитных механизмов З. Фрейда

З. Фрейд (1895 г.) предполагал, что управлять негативными эмоциями человек может с помощью защитных механизмов, которые способны не только устранить раздражитель, но и косвенно его исказить.

В зависимости от индивидуальных особенностей, управлять негативными эмоциями человек может с помощью:

  • вытеснения;

  • замещения;
  • проекции;
  • идентификации;
  • реактивного образования;
  • отрицания;
  • ухода;
  • регрессии.

В стрессовых ситуациях человек способен мысленно переносить внимание на другие объекты, сопоставлять с другими людьми, вытесняя и замещая негативные эмоции. Обычно данные методы управления эмоциями срабатывают автоматически, как инстинктивная ответная реакция на раздражитель.

Прогрессивная нервно-мышечная релаксация Э. Джекобсона

Цель методики, разработанной американским врачом в 1920-х гг., заключается в восстановлении эмоционального состояния и расслаблении напряженных мышц. Она помогает снять не только повседневное напряжение после рабочего дня, но и избавиться от своих страхов, фобий, тревог.

Релаксация состоит из 12 упражнений. Она заключается в попеременном напряжении и расслаблении мышц верхних и нижних конечностей, головы и лица, спины и живота.

Аутогенная тренировка И. Штульца

Была разработана немецким психиатром в 1966 г. и представляет собой релаксационную методику из 6 базовых упражнений в начальном курсе (и 7 в высшем), предназначенных для контроля эмоционального состояния и нормализации связанных с ним физиологических показателей.

Упражнения представляют собой самовнушение, нацеленное на расслабление всего организма, и не требуют никакой физической активности.

Они позволяют:

  • расслабить тело;
  • успокоить ЦНС;
  • выровнять сердечный ритм;
  • успокоить дыхание.

Психорегулирующая тренировка А. В. Алексеева, Л. Д. Гиссена

Метод разработан советскими учеными в 1968 – 1969 гг. специально для спортсменов. Тренировка используется для восстановления эмоционального состояния и активизации жизненных сил организма в различных видах спорта.

По способу проведения она сходна с аутогенной методикой Штульца и основана на самовнушении (состоит из 40 формул), но используется не только для расслабления и успокоения при нервном возбуждении, но и для повышения физической активности, развития соревновательного духа.

Матрица кодирования эмоциональных состояний через музыку

В. И. Петрушин (1988 г.) разработал матрицу, в которой определенные настроения соотносятся с тональностью музыки, а регулировать свои эмоции можно путем пассивного прослушивания музыкальных произведений.

Согласно этой модели музыкальный лад (минор, мажор) и темп музыки регулируют эмоции следующим образом:

  • минор + медленный темп характерны для печального, задумчивого настроения без ярко выраженных всплесков;
  • минор + быстрый темп характеризуют напряженно-энергичные эмоции, гнев, страсть, ненависть;
  • мажор + медленный темп подходят для уравновешенных и спокойных эмоций;
  • мажор + быстрый темп описывают веселое настроение, чувство радости.

Автором была составлена специальная таблица классических произведений, посредством которых осуществляется регуляция эмоций и настроений.

Концепция контрфактического мышления Н. Роса

Концепция, разработанная в 1994 г., основана на сопоставлении сценариев деятельности и контрфактов (альтернативных ситуаций возможного исхода).

Она мотивирует личность к достижению лучших результатов в деятельности и строится на принципах предположения: что было бы, если бы человек поступил так, а не иначе. С ее помощью человек может снизить уровень тревожности и возбудимости перед выполнением действия, настроить эмоции в позитивном направлении.

Концепция предполагает наличие контрфактов:

  • идущих вверх – если человек не доволен результатом действия, он предполагает, что было бы, если бы он достиг желаемого и что ему в этом помешало;
  • идущих вниз – человек не испытывает полного удовлетворения от достигнутого результата, но его устраивает уже имеющийся.

Такое сопоставление позволяет снять нервное напряжение, избавиться от негативных эмоций, скорректировать поведение и избежать ошибок в будущем, сопоставив реальные возможности с альтернативным результатом.

Эмоции – неотъемлемая составляющая жизни человека, облегчающая общение, взаимопонимание и выражение настроения.

С помощью эмоций человек способен показать свое душевное состояние и чувства, снять внутреннее напряжение. В психологии это разностороннее явление изучается на протяжении многих лет, однако оно столь многогранно, что до сих пор не имеет единой концепции о представлении, классификации и способах проявления.

Автор: Анна Лалочкина

Эмоциональные реакции

  • Лабильность – изменчивость проявления переживаний. Они всегда колеблются в довольно широком диапазоне (от легких сантиментов до истерики).
  • Монотонность – однообразие, статичность или вовсе отсутствие чувственных откликов на происходящее.
  • Отзывчивость и эмпатия – умение быстро и гибко реагировать на воздействия извне, способность ставить себя на место другого, сопереживать.
  • Вязкость – фокусировка на длительном чувстве (например, вместо того, чтобы отреагировать на ситуацию, человек возвращается к старым обидам, неудачам).
  • Огрубление – невозможность осознавать уместность и допустимость выражения эмоции, утрата сдержанности и деликатности.
  • Алекситимия – затруднения в определении своих чувств и их проявлении, неумение отличить переживание от физических ощущений.
  • Ригидность – неподвижность и ограниченный диапазон реагирования.

Иногда поведение человека имеет демонстративный характер, что связано с его социальными функциями. То есть люди изображают определенную вовлеченность и эмоциональность в ситуации, требующей этого. В таком случае говорят о существовании эмоциональной акции, а не реакции.

Почему человек отрицает отрицательные эмоции?


Человек отрицает отрицательные эмоции
Причина отрицания человеком негативных эмоций крайне проста. Так почему человек отрицает отрицательные эмоции? Вот объяснение:

  • Они приносят неприятные ощущения. Это может быть как физическая, так и душевная боль.
  • Нередко обратная связь прививается взрослыми. Ограничения вроде «не бойся», «не злись», «не кричи», «не плачь» — все это отрицания отрицательных эмоций.
  • К подобной категории относятся и тирады вроде «ты же мальчик, если будет плакать – засмеют», «ударили, а ты терпи – мужчина не должен показывать своих эмоций», «не веди себя агрессивно – иначе это может спровоцировать кого-то и тебя побьют». Таким образом, боль и негативные эмоции находятся в тесной взаимосвязи.

Однако если запреты выражать негативные эмоции идут из детства, то выражать положительные эмоции человека никто не учит. Он изначально умеет хохотать до упаду над тем, что смешно, радоваться неожиданной удаче, испытывать эйфорию от любви и многое другое.

Но все ли отрицательные эмоции нужно отрицать? Ведь иногда личность нуждается в том, чтобы «выпустить пар». В противном случае, ее эмоциональное и физическое состояние станут еще хуже. Именно для подобных моментов практикуются методы психологической разрядки.

Когнитивное наполнение

По этой классификации чувства делятся на простые и сложные. Первые – быстрые и яркие (гнев, радость). Они происходят сиюминутно, сразу же при столкновении с побуждающим их фактором (например, когда парень приглашает девушку на свидание, она радуется). Вторые – более длительные и часто противоречивые (после полученного приглашения она начинает анализировать ситуацию и сомневаться).

Переживания: основные группы

Вся жизнедеятельность человека сопровождается проявлением чувств и эмоций. Их великое множество. Но наиболее распространены такие пары эмоциональных переживаний:

  • Удовольствие и недовольство. Эти эмоции связаны со степенью удовлетворения потребностей человека.
  • Напряжение и облегчение. Первая эмоция связана с появлением чего-то незнакомого или переломом привычного жизненного уклада. Когда этот процесс заканчивается, наступает облегчение.
  • Возбуждение и успокоение. Когда в кору головного мозга поступает импульс, активизируются мозговые центры. Когда кора начинает тормозить импульсы, наступает успокоение.

Шкала отклика

Эта методика представляет собой опросник из 25 утверждений, определяющий степень развитости эмпатии у личности.

Проходящему тест необходимо оценить свое согласие: всегда, часто, редко, никогда.

СуждениеОтвет
ВЧРН
1Я грущу, когда вижу, что кто-то ощущает себя одиноко в обществе компании.
2Когда окружающие не умеют сдерживать себя и открыто показывают свои эмоции — это неприятно.
3Когда человек волнуется рядом со мной, я чувствую то же самое.
4Я полагаю, что слезы от счастья — это глупость.
5Неприятности своих друзей я переживаю тоже.
6Порой песни о любви пробуждают во мне чувствительность.
7Я бы очень беспокоилась, если бы мне необходимо было передать кому-либо неприятные новости.
8На мое состояние сильно влияет окружение.
9Я бы хотела иметь работу, сопряженную с общением.
10Мне нравится видеть, как люди получают подарки.
11Когда я вижу/слышу, что человек плачет, то огорчаюсь сама.
12Слушая определенную музыку, я испытываю счастье.
13Когда я читаю художественное произведение, переживаю так сильно, словно все это происходит в реальности.
14Я злюсь, когда вижу, что с человеком ужасно обращаются.
15Я могу сохранять спокойствие, даже когда все вокруг паникуют.
16Меня нервирует, когда люди льют слезы.
17Когда я принимаю решение, чье-либо мнение, как правило, не имеет значения.
18Я тоже выхожу из себя, когда люди вокруг чем-то обеспокоены.
19Я тревожусь, если вижу людей, переживающих по пустякам.
20Я беспокоюсь, если вижу, как страдают животные.
21Глупо беспокоиться о том, что происходит в книге или кино.
22Я грущу, когда вижу немощных людей.
23Я очень эмоционирую при просмотре фильма.
24Я могу быть безучастной к любому беспокойству, происходящему вокруг.
25Дети рыдают без серьезного повода.

Задайте вопрос

Итоги

Количество баллов за ответ
В – согласен (всегда)Ч – частоР – редкоН – никогда
14321
21234
34321
41234
54321
64321
74321
84321
94321
104321
114321
124321
134321
144321
151234
161234
171234
184321
194321
204321
211234
224321
234321
241234
251234
Сумма

Теперь подсчитайте результаты:

  • 11 баллов — крайне сниженный уровень эмпатии;
  • 12-36 — низкий;
  • 37-62 — нормальный;
  • 63-81 — высокий;
  • 82-90 — повышенный.

Применение шкалы Абрахама Хикса для оценки состояния

Чтобы составить точную психологическую характеристику эмоциональных состояний человека, выявить нарушения эмоциональной сферы, можно воспользоваться шкалой Абрахама Хикса. С ее помощью можно описать обширный диапазон чувств — от негативных до положительных. Чувства в шкале разделяются по цветам.

Важно запомнить особенность шкалы. Невозможно передвигаться по шкале с одной стороны к другой, минуя промежуточные этапы

Например, невозможно перейти от страдания сразу к радости. Цвета идут от красного до фиолетового. Нейтральная зона, которая расположена по центру обозначается зеленым цветом.

Красная зона

Проявления:

  • безнадежность;
  • бессилие;
  • депрессия;
  • отчаяние;
  • неуверенность;
  • горечь;
  • зависть;
  • несчастье;
  • унижение;
  • страх;
  • стыд;
  • заброшенность.

Чтобы продвигаться по негативной зоне, нужно испытать негатив, стараться выражать его, чтобы двигаться к положительным эмоциям.

Оранжевая

Оранжевая зона менее негативная, но ощущения остаются плохими:

  • испуг;
  • отстраненность;
  • возмущенность;
  • недооцененность;
  • злость;
  • жажда мести;
  • вина;
  • недоверие;
  • обида;
  • ненависть;
  • обескураженность.

Важно быть терпеливым при преодолении различных зон шкалы. Чтобы избавиться от негативных чувств, можно пользоваться естественными механизмами психологической защиты, например, перекладыванием вины на других

Это помогает освободиться от негатива.

Желтая

Это зона разочарования. Чувства:

  • беспокойство;
  • грусть;
  • разочарование;
  • раздражение;
  • сомнение;
  • жалость к себе;
  • одиночество;
  • подавленность;
  • тревога;
  • сожаление.

При прохождении этой и следующе зоны психологи рекомендуют перенастраиваться на положительные мысли.

Зеленая

Нейтральная зона. Главное проявление — скука. Чувства становятся смешанными, поскольку происходит переход между положительными и отрицательными эмоциями. Субъект не может точно охарактеризовать свое состояние. Ему не хорошо, но и не плохо. Ему:

  • скучно;
  • пусто;
  • нормально;
  • безразлично.

На этом этапе важно расслабиться, попытаться отречься от любых чувств. Временно появится ощущение усталости

Человек не знает, что ему делать дальше. Главное не поддаваться негативу. Нужно попробовать отдохнуть.

Голубая

На этом этапе у субъекта появляется надежда. Характеризуется:

  • доверием;
  • ценностью;
  • благородностью;
  • весельем;
  • принятием;
  • заинтересованностью.

Синяя

С каждым этапом чувства будут становиться лучше. На этом этапе появляется вера в себя. Ее цель — продвинуться от надежды к вере

Важно правильно настроиться, чтобы происходили только хорошие вещи. Синяя зона характеризуется:

  • уверенностью;
  • одобрением;
  • уважением;
  • предвкушением интересных событий.

На этом уровне человек чувствует безопасность, удовлетворение. У него появляется энтузиазм, силы к достижению поставленных целей.

Фиолетовая

Последняя зона — фиолетовая. Для этого этапа характерно чувство непобедимости. Чтобы почувствовать глобальные позитивные изменения, нужно оставаться в этой зоне не менее трех дней подряд. Если подобное состояние будет сохраняться на протяжении месяца и больше, поменяется жизненная позиция, ход мыслей. Скорее всего произойдут материальные изменения — смена работы, переезд на новое место жительства, продвижение по карьерной лестнице.

Список самых частых эмоций

Для наглядности наиболее частые можно разделить на 5 групп: страх, злость, грусть и радость, любовь.

К страху относят:

  • ужас – высшая степень страха в виде внезапного и сильного страха, наиболее часто происходит из-за внешних воздействий;
  • испуг – психическая реакция в ответ на грозящую опасность;
  • беспокойство – испытание тревоги или волнения, может появляться как под влиянием окружающей среды, так и из внутреннего состояния;
  • вина – потребность в раскаянии, которая сопровождается самоупреками, страданием, страхом.

Злость

  • ненависть – глубокая злость и враждебный настрой, как правило, с желанием причинить вред объекту ненависти;
  • зависть – досада от того, что другой человек имеет какое-либо благо, в отличие от него самого, потребность в получении этих благ или отчуждении у владельца;
  • обида – ощущение несправедливости в результате поступков, действий, происходящих событий;
  • отвращение – непринятие, негативная реакция на объект отвращения.

Грусть

  • скорбь – переживание утраты, отсутствие интереса к окружающей действительности;
  • жалость – сожаление о несправедливости ситуации;
  • печаль – близкое к траурному состоянию настроению в связи с утратой кого-либо;
  • беспомощность – невозможность повлиять на ту или иную ситуацию

Радость

  • забота – желание помочь и поддержать другого человека, участие в его жизни;
  • восхищение – сильная радость, которая проявляется, как правило, в отношение нового объекта, ранее неизвестного;
  • надежда – ожидание осуществления желаемого, наступления желаемых событий;
  • восторг – переполнение энергией, связанной с испытанием радости.

Любовь

  • симпатия – эмоциональная предрасположенность к другому человеку;
  • нежность – отношение к другому, основывающееся на любви и ласке;
  • доверие – способность, психическое состояние, при котором человек полагается на чужое, авторитетное мнение;
  • гордость – ощущения высоты положения как собственного, так и другого человека.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]