Тип работы: | Реферат |
Дата добавления: | 21.01.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Введение
Каждый человек отличается друг от друга своей индивидуальной психологической особенностью. В этом смысле, на обычном языке и говорить о качествах, характерных для конкретного человека.
Характер — это понятие изначально содержит в себе сложную внутреннюю диалектику. Мы используем его для определения человеческой индивидуальности, того, что отличает конкретного человека от всех остальных, что делает его уникальным. В то же время, в этой уникальности мы также предполагаем сходство с другими людьми. Слово «характер» используется нами постоянно и везде, оно необходимо и выполняет свое предназначение.
В психологии понятие характера понимается как совокупность индивидуальных и своеобразных психологических качеств, которые проявляются в типичных формах личностной деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением индивида к этим обстоятельствам.
Характер не унаследован и не является врожденным качеством личности, а также не является постоянным и неизменным качеством. Характер формируется и развивается под воздействием окружающей среды, жизненного опыта, образования человека. Эти влияния являются, во-первых, социальными и историческими (каждый человек живет в условиях определенной исторической системы, определенной социальной среды и формируется как личность под их влиянием), а во-вторых, индивидуально отличительными (условия жизни и труда каждого человека, его жизненный путь уникален и неповторим). Поэтому характер каждого человека определяется как его социальной, так и индивидуальной природой.
В результате, существует бесконечное разнообразие отдельных персонажей. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одних и тех же условиях, есть много общего, поэтому в их характере также будут присутствовать некоторые общие стороны и особенности, отражающие общие, типичные аспекты их жизни.
Список используемой литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – Л., 1983.
2. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях). Часть I «Общая психология». Учебник. – М.: Юрид. лит., 1996.
3. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Характер. – Л., Изд-во ЛГУ, 1958.
4. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М., 1985.
5. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.
6. Левитов Н.Д. Психология характера. 3-е изд. – М., Просвещение, 1964.
7. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1981.
8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.
10. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1990.
11. Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М., 2003.
12. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
+1
Размер: 24.82K
Скачано: 118
18.11.14 в 17:17 Автор:португалия
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно
, а нам
приятно
).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Понятие о характере
По-гречески «характер» — это «чеканка», «примета». Действительно, характер — это особое качество, которое человек приобретает, живя в обществе. Подобно тому, как личность выражается через особенности психического процесса (хорошая память, пышное воображение, быстрый ум и т.д.) и черты характера, она проявляется и в чертах характера.
Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных личностных черт, которые развиваются и проявляются в деятельности и общении и вызывают типичные формы индивидуального поведения.
Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и убеждений, стремясь к общим целям в жизни, люди могут находить в своем социальном поведении, действиях и поступках не одни и те же, иногда противоположные индивидуальные особенности.
Можно испытывать те же трудности вместе с другими людьми, одинаково успешно выполнять свои обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть мягким, податливым или жестким, нетерпимым человеком, счастливым или грустным, уверенным или застенчивым, веселым или отказывающимся от сотрудничества.
Критика учеников всегда выражается одними учителями в мягкой, вежливой, дружелюбной манере, в то время как другие выражаются жестоко и безжалостно. Различия в ценностях, интересах, культуре и нравственности между учащимися, как правило, еще более выражены.
Эти индивидуальные черты, составляющие характер человека, относятся прежде всего к воле (например, решимость или неопределенность, робость) и эмоциям (например, жизнерадостность или подавленность), но также и частично к разуму (например, легкомыслие или вдумчивость).
Характер раскрывает зависимость от социальных установок, определяющих ориентацию человеческой личности. Например, в обществе, основанном на эксплуатации человека человеком, социальная позиция представителей правящих классов помогает закрепить в их характере высокомерие, тщеславие, лицемерие, эгоизм и так далее.
Формирование характера происходит в условиях вовлечения человека в различные стадии развития социальных групп (в семье, в дружественном обществе, в трудовом или воспитательном коллективе, в асоциальном объединении и т.д.). В зависимости от того, как происходит индивидуализация человека в его референтной группе и уровня развития межличностных отношений в ней, молодые люди могут формировать, например, в одном случае открытость, откровенность, мужество, приверженность принципам, силу характера, в другом — скрытность, лживость, трусость, конформизм, слабые черты характера.
Группа с высоким уровнем развития обеспечивает наиболее благоприятные условия для развития и закрепления лучших качеств характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в коллектив и дальнейшему развитию самого коллектива.
Вывод:
Характер — это совокупность стабильных индивидуальных особенностей личности, которая развивается и проявляется в деятельности и общении, вызывая типичное поведение человека.
Зная характер человека, мы можем предсказать, как он будет себя вести при определенных обстоятельствах, и таким образом контролировать поведение человека. Начиная с ценных качеств характера ученика, учитель старается развивать и укреплять их и ослаблять негативные или, по крайней мере, компенсировать их другими социально значимыми качествами.
Характер и его классификация
Характер состоит из устойчивых черт, которые объясняют поведение и особенности деятельности человека. Типология характера человека проявляется в его работе, общении с людьми, почерке.
Проявление характера в общении
В психологии существует несколько научных подходов к пониманию характера:
- Конституционно-биологический подход. Основателем данной концепции является Э. Кречмер. Согласно его воззрениям, характер представляет собой совокупное сочетание особенностей телосложения и темперамента человека.
- Психоаналитический подход. Данную характерологическую теорию разработали мастера психоанализа З. Фрейд, К.Г. Юнг и А. Адлер. Проявления характера они объясняли наличием у человека бессознательных влечений.
- Идеологический подход. Автор данной концепции – Робек, который полагал, что характер формируется в результате того, что человек подчиняет свои желания установленным правилам и нормам общества. Кроме того, Робек полагал, что социальное положение личности во многом определяет его характерологические черты.
Занимаясь изучением структуры характера, Б.Г. Ананьев выделил в ней такие компоненты, как направленность личности, уровень развития коммуникативных навыков, привычки, особенности эмоционально-волевой сферы.
Н.Д. Левитов полагал, что характер образуется на основе отношения человека к обществу и другим людям, к самому себе и своей деятельности, вещам.
Сходство разных подходов усматривается в том, что все исследователи с уверенностью заявляли о том, что характер зависит от условий жизни человека и его темперамента. Основу характера составляют устойчивые черты, которые человек может принимать и осознавать, а может и отрицать или не осознавать.
Внимание! В отличие от типа темперамента, характер не является врожденным свойством личности, он формируется в процессе жизни
Черты характера
Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека обеспечиваются не его паспортными данными, не его внешними признаками, не его непроизвольными действиями, а сознательным поведением. То есть, какие возможные действия человек выбирает в данной ситуации, судит о его характере. Характер человека очень сложный.
Это уже видно в процессе деятельности:
- один человек все делает быстро,
- другой медленно и тщательно, обдумывает и действует уверенно,
- а третий сразу же хватается, не раздумывая, и только через некоторое время, не решив проблему на месте, оглядывается вокруг и согласовывает свои действия с обстоятельствами.
Эти черты, выделяющиеся в человеческом поведении, называются чертами характера или сторонами характера. Каждая черта — это особый устойчивый стереотип поведения.
Однако черты характера не могут быть удалены из типичных ситуаций, в которых они происходят; в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому каждая черта характера является устойчивой формой поведения, связанной с определенными ситуациями, характерными для данного типа поведения.
Мотивы поведения, которые реализуются в действии, фиксируются в нем, фиксируются в характере. Любой мотив действия, обретающий стабильность, по мнению С.Л. Рубинштейна, является по своей потенциальной возможности будущей чертой характера в его становлении и развитии, в мотивах черты характера впервые появляются еще в виде тенденций, действие затем приводит их к стабильным характеристикам. Таким образом, путь к формированию черт характера лежит через формирование соответствующих поведенческих и организационных мотивов, направленных на их закрепление в действии.
На оси расположены наиболее распространенные черты характера:
- сила — слабость;
- твердость — мягкость;
- целостность — непоследовательность;
- широта — узость.
Если под силой характера понимается энергия, с которой человек преследует поставленные цели, его способность быть страстным и развивать большие силы при столкновении с трудностями, способность преодолевать их, слабость характера ассоциируется с проявлением трусости, нерешительности, «астении» в достижении целей, неустойчивости настроений и т.д.
Твердость характера означает строгую последовательность, настойчивость в достижении целей, сохранение взглядов и т.д., в то время как мягкость характера выражается в гибкой адаптации к изменяющимся условиям, достижении цели за счет определенных уступок, нахождении разумного компромисса.
Целостность или непоследовательность характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных признаков характера. Если ведущие и второстепенные черты гармоничны, если нет противоречий в стремлениях и интересах, то такой характер называется интегральным, а если они резко контрастируют, то непоследовательным.
В этом случае единство, многогранность природы не исключает того факта, что в разных ситуациях с одним и тем же человеком различаются и даже противоположные качества. Человек может быть одновременно и очень нежным, и очень требовательным, нежным, податливым и в то же время трудноуступчивым. И единство его характера может еще не только остаться, но и проявиться.
Большое значение для выражения характера имеет взаимосвязь черт интеллектуальной личности. Глубина и острота мышления, необычные вопросы и их решение. Интеллектуальная инициатива, уверенность и независимость мысли — все это делает оригинальность ума аспектом характера.
Тем не менее, то, как человек использует свои умственные способности, во многом зависит от его характера. Нередко можно встретить людей, которые высокоинтеллектуальны, но не имеют ничего ценного именно в силу своих черт характера.
Реальные достижения человека зависят не только от интеллектуальных способностей, взятых в абстрактной форме, но и от специфического сочетания его идиосинкразии и черт характера.
Однако большинство индивидуальных проявлений, составляющих характер человека, сложны и вряд ли могут быть классифицированы по отдельным качествам и состояниям (например, мстительность, недоверие, щедрость и т.д.). В то же время индивидуальные качества из волевой сферы (детерминированность, самостоятельность и т.д.) и интеллектуальной сферы (глубина ума, критические способности и т.д.) могут рассматриваться как составные черты характера человека и использоваться для их анализа. Все черты характера регулярно связаны друг с другом.
В наиболее общем виде черты характера можно разделить на основные ведущие, которые дают общее направление развития всего комплекса их проявлений, и второстепенные, которые определяются основными.
Знание основных черт позволяет нам отразить существенную природу характера и показать его основные проявления. Хотя каждая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к реальности, это не означает, что каждое отношение является чертой характера. Только некоторые установки, в зависимости от условий, становятся чертами характера.
Из всей совокупности отношений человека к окружающей действительности необходимо выделить отношения, формирующие характер, которые приобретают решающее, первостепенное и в целом жизненно важное значение для объектов, с которыми человек связан. Эти связи также служат основой для классификации наиболее важных черт характера. Характер человека проявляется в системе отношений:
- В поведении с другими людьми (в данном случае можно выделить такие черты характера, как общительность — сдержанность, правдивость — фальшь, тактичность — грубость и т.д.).
- По отношению к бизнесу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — лень и т.д.).
- В отношении к себе (скромность — нарциссизм, самокритичность — уверенность в себе и т.д.).
По отношению к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительство, аккуратность — неряшливость и т.д.). Необходимо отметить некоторую условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений.
Несмотря на то, что эти отношения являются наиболее важными с точки зрения формирования характера, они не становятся чертами характера одновременно и не сразу. Существует определенная последовательность в переходе этих отношений к чертам характера, и в этом смысле, например, отношение к другим людям и отношение к собственности нельзя ставить в один ряд, потому что содержание этих отношений занимает иную роль в реальном существовании человека. Решающую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу и людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят за пределами коллектива без учета его связей в форме общения, дружбы, любви и т.д.
Отношения человека с другими людьми действуют как определяющий фактор в плане активности и приводят к повышению активности, напряженности, рационализации или, наоборот, к самоуспокоенности, недостатку инициативы. В свою очередь, отношение к другим людям и к деятельности определяет отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, ценимое отношение к другому человеку является основным условием самоуважения.
Отношение к другим людям является не только важной частью характера, но и формирует основу формирования сознания человека, которое обязательно включает в себя отношение к себе как к актеру, которое зависит, прежде всего, от формы самой деятельности. При изменении деятельности меняется не только объект, методы и процедуры этой деятельности, но и отношение к себе как к актеру.
Вывод:
Характер — это совокупность стабильных индивидуальных черт личности, которые развиваются и проявляются в деятельности и общении и являются причиной типичного поведения индивидуума.
Наиболее распространенные черты характера расположены вдоль осей силы и слабости, твердости и мягкости, целостности и непоследовательности, широты и узости.
Использование знаний о характере в практике профессионального общения сотрудников ОВД
Сотрудники органов внутренних в практике профессионального общения могут использовать типологии характеров, созданные К. Леонгардом и А. Личко.
Немецкий врач-психиатр К. Леонгард и русский врач-психиатр А. Личко в середине XX в. предложили свои типологии характеров людей. Леонгард распространил созданную им типологию на взрослых, а Личко адресовал ее подросткам и юношам. Оба врача в основу своей типологии положили представление о типичных случаях проявления у людей акцентуированных черт характера, причем описания и терминологические определения соответствующих типов характеров у обоих авторов достаточно близки.
К. Леонгард выделил 12 типов акцентуированных характеров, которые часто встречаются у людей, больных различными неврозами . Это – следующие типы:
1. Гипертимный тип. Для него характерны повышенная общительность, эмоциональность, нарушения логики мышления (частые отклонения в ходе разговора от первоначальной темы общения), нередкие конфликты с
окружающими людьми из-за несерьезного отношения к своим обязанностям. Наиболее часто встречающиеся отрицательные черты характера данного типа людей следующие: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, повышенная раздражительность, прожектерство. Вместе с тем, людям этого типа свойственны следующие положительные черты характера: энергичность, инициативность, оптимизм.
2. Дистимный тип. Он отличается необщительностью, немногословием, преобладающим плохим настроением, избегает шумных компаний, предпочитает быть один, находиться дома, вести замкнутый образ жизни, редко
вступает в конфликты с окружающими людьми. Наряду с этим высоко ценит дружбу, серьезен, справедлив и добросовестен.
3. Циклоидный тип. Отличается частой, периодической сменой настроения, манеры общения с людьми. В периоды хорошего настроения люди такого типа общительны и добры, а в периоды плохого настроения бывают замкнутыми и злыми.
4. Возбудимый тип. Быстро возбуждается, часто выходит из себя, склонен к хамству, причем в конфликтах с людьми является активной, провоцирующей стороной. Часто бывает раздражительным, угрюмым, необщительным. В нормальном состоянии обладает рядом положительных черт характера: добросовестность, аккуратность, любит животных и маленьких детей.
5. Застревающий тип. Отличается склонностью к нравоучениям, негибкостью мышления и упрямством. В конфликтах нередко является активной стороной, инициатором. Обидчив, подозрителен и мстителен.
Иногда чрезмерно самонадеян, предъявляет непомерные требования к людям. Может обладать следующими положительными чертами: справедливостью, стремлением к хорошим результатам в работе.
6. Педантичный тип. Ведет себя как бюрократ, предъявляя людям много чисто формальных требований. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты характера: добросовестность, аккуратность, надежность и ответственность в делах.
7. Тревожный тип. Неуверенный в себе, робкий и малообщительный, с преобладанием плохого настроения. Редко конфликтует с окружающими людьми, выступая в конфликтах в основном в пассивной роли. Нередко имеет следующие положительные черты характера: дружелюбие, самокритичность, добросовестность, исполнительность. Такие люди вследствие своей незащищенности нередко являются мишенями для шуток, «козлами отпущения».
8. Эмотивный тип. Чрезмерно эмоционален, слезлив. Имеет достаточно узкий, ограниченный круг общения. Однако людей, с которыми близко общается» такой человек понимает с полуслова. Редко вступает в конфликты с окружающими, обиды носит в себе. Положительные черты характера: доброта, сострадание к людям, чувство долга, исполнительность.
9. Демонстративный тип. Самоуверенный, имеет завышенные притязания, провоцирует конфликты, но при этом сам активнее защищается, если на него нападают. Характеризуется легкостью в установлении контактов, стремлением к Лидерству, жаждой власти и похвалы. Нередко эгоистичен, лицемерен, хвастлив, отлынивает от работы. Обладает также следующими положительными чертами характера: обходительность, способность увлекать других людей, артистичность, неординарность поступков и мышления.
10. Экзальтированный тип. Отличается высокой контактностью и общительностью, словоохотливостью и влюбчивостью. Привязан и внимателен к друзьям и близким. Часто вступает в споры с людьми, но не до водит дело до конфликта. Подвержен сиюминутным настроениям и панике. Другие положительные особенности: имеет хороший вкус, проявляет сострадание к людям, обладает искренними чувствами.
11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, имеет массу знакомых и друзей. Словоохотлив, проявляет интерес ко всему. Редко вступает в конфликты с окружающими людьми, играя в них
обычно пассивную роль. Не претендует на лидерство, уступая его другим людям, предпочитает подчиняться другим и находиться в тени. Неприятные черты характера: легкомыслие, необдуманность поступков, подверженность влиянию других людей, страсть к развлечениям, к участию в распространении слухов и сплетен. Располагает такими положительными чертами характера, как внимание к людям, готовность выслушать, помочь, исполнительность.
12. Интровертированный тип. Отличается замкнутостью, низкой контактностью, склонностью к философствованию, оторванному от реальности. Любит одиночество, редко вступает в конфликты с окружающими людьми, причем лишь тогда, когда кто-то пытается бесцеремонно вмешиваться в его жизнь. Отрицательные черты характера: упрямство, негибкость мышления, упорное отстаивание своих, не всегда правильных, идей. Обладает также такими привлекательными чертами характера, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность.
В типологии характеров А. Личко представлены одиннадцать типов акцентуированных характеров подростков :
1. Гипертимный тип. Отличается общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события вносит много шума, любит шумные компании сверстников. Неусидчив, недостаточно дисциплинирован, учится неровно, при общих достаточно хороших способностях. Настроение всегда приподнятое. С взрослыми людьми, с родителями и учителями, нередко провоцирует конфликты. При большом разнообразии увлечений такие подростки могут быть поверхностными и изменчивыми. Они нередко переоценивают свой возможности, являются самоуверенными, любят прихвастнуть, стараются производить, хорошее впечатление на окружающих.
2. Циклоидный тип. Отличается повышенной, периодически наступающей раздражительностью, склонности к апатии, которая также появляется время от времени. Подростки данного типа предпочитают оставаться дома вместо того, чтобы находиться в шумных компаниях среди сверстников, на улице или вне дома. На замечания в свой адрес реагируют крайне раздражительно, тяжело переживают происходящие с ними неприятности.
3. Лабильный тип. Крайне изменчив и непредсказуем в своем настроении, причем поводы для смены настроения могут оказаться самыми незначительными. Вместе с тем, подростки этого типа хорошо понимают и чувствуют отношение к себе со стороны окружающих людей.
4. Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной капризностью и мнительностью, утомляемостью и раздражительностью особенно в моменты выполнения сложной умственной работы.
5. Сензитивный тип. Этому типу людей свойственна повышенная чувствительность к людям и к человеческим отношениям. Они не любят больших, шумных компаний, азартных игр, обычно бывают робкими и застенчивыми и нередко производят впечатление замкнутости. В действительности же такие подростки бывают вполне открытыми и общительными, но только в узком кругу близких, хорошо знакомых людей. Общению со своими сверстниками часто предпочитают общение с взрослыми людьми и с малышами. Отличаются послушанием и привязанностью к своим родителям. У них довольно рано обнаруживается выраженное чувство долга, высокие моральные требования к себе и к окружающим людям, повышенное старание и усердие.
6. Психастенический тип. Подростки такого типа отличаются ранним и ускоренным психологическим развитием, нередко обгоняя в развитии своих сверстников. Они склонны к размышлениям, к самоанализу. Самоуверенность у них нередко сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — с их непродуманностью и склонностью к преждевременным действиям.
7. Шизоидный тип. Отличается повышенной замкнутостью, предпочитает быть один или находиться в компании взрослых людей. Нередко проявляет безразличие к окружающим людям, плохо понимает их состояние, не умеет сопереживать, сочувствовать. Часто погружается в фантазии и грезы, оторванные от реальной действительности.
8. Эпилептоидный тип. Такие подростки часто плачут, изводят окружающих людей. Любят мучить животных, дразнить младших по возрасту детей, издеваться над беспомощными. В компаниях сверстников ведут
себя как диктаторы. Типичные черты: жестокость, властность, эгоизм. Стараются угождать старшим, более сильным, чем они, и влиятельным людям.
9. Истероидный тип. Обладает склонностью впадать в истерику. Отличается эгоизмом, стремлением привлекать к себе особое внимание. Нередко наблюдается позерство, театральность поведения. С трудом выносит,
когда кого-либо хвалят в его присутствии, когда кому-либо уделяют больше внимания, чем ему. Отличается чрезмерными претензиями на исключительное положение среди сверстников.
10. Неустойчивый тип. Это – слабовольный человек, обнаруживающий склонность подчиняться складывающимся обстоятельствам. Стремится к развлечениям, причем без разбора, а также к праздности и безделью.
Отсутствуют какие-либо серьезные интересы и увлечения, практически не думает о своем, в том числе профессиональном, будущем.
11. Конформный тип. Демонстрирует постоянную склонность и готовность менять свои взгляды и поведение по соображениям личной выгоды» в угоду тем людям, от которых он зависит. Это – приспособленец, готовый ради собственных интересов предать других людей, покинуть их в трудную минуту, причем почти всегда такой человек находит оправдание своим аморальным поступкам.
Интересно сопоставить между собой эти две типологии характеров для того, чтобы установить, что в них общее и что различное. Общее, по-видимому, говорит о том, что акцентуации характеров у детей и у взрослых людей являются типичными и достаточно устойчивыми. Различное в этих двух типологиях позволяет определить, чем акцентуации характеров у подростков отличаются от акцентуаций характеров взрослых людей.
На основе такого сравнения сотрудники органов внутренних дел могут сделать вывод о том, какие из акцентуаций характера свойственны подросткам и не присущи взрослым людям.
Общими в этих двух типологиях, как по названию, так и по содержанию, являются следующие акцентуированные типы характеров: гипертимный, циклоидный, шизоидный (по Лично) и интровертированный (по Леонгарду), истероидный (по Личко) и демонстративный (по Леонгарду), астеноневро-тический тип (по Личко) и диетимный тип (по Леонгарду), эпилептоидный тип (по Личко) и возбудимый тип (по Леонгарду).
Заметим, что эти совпадения в целом согласуются и с теми типами характеров, которые выделил Э. Кречмер. Следовательно, можно считать доказанным, что те изменения в характере, которые происходят при наиболее известных видах психических заболеваний: истерия, шизофрения и маникально-депрессивный психоз, а также типичные акцентуации характеров, которые встречаются как у подростков, так и у взрослых людей, имеют общую и, по-видимому, генетическую основу.
Вместе с тем, имеются различия в акцентуациях характеров, свойственных взрослым людям и подросткам. У подростков, например, встречаются такие акцентуации характеров, как лабильность, сензитивность, психастеничность и неустойчивость, которые, по-видимому, не свойственны взрослым людям. Со своей стороны, у взрослых людей наблюдаются такие акцентуации характеров, как педантичность, тревожность, застревание, которых нет у подростков. Отсюда можно сделать вывод, что с возрастом тип характера человека в основном остается стабильным, но в некотором отношении может изменяться.
Природа и проявление характера
Характер и темперамент
От природы человек получает только возможности для развития в определенном направлении. Они лежат в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рожденного ребенка. На этой основе развивать индивидуальные особенности человека, особенно его темперамент. Темперамент — это устойчивая индивидуальная личностная черта, которая выражается в динамике психических процессов действия.
Черты темперамента включают в себя силу или слабость испытываемых чувств и желаний, их глубину или поверхность, силу или изменчивость настроения, ускоренный или медленный темп действий и ход психических процессов, легкость или трудность перехода от стимулов к действиям, большую активность или пассивность, которые человек проявляет при столкновении с препятствиями.
Учение о темпераменте зародилось в древности, в древние времена. Даже тогда он различал четыре типа темперамента. Эти типы:
- холерик,
- меланхолик,
- флегматик,
- сангвиник.
Характер, как и темперамент, показывает зависимость от физиологических характеристик человека. Темпераментные черты накладывают свой отпечаток на явления природы и определяют динамические особенности их формирования и течения. Темпераментные черты могут противодействовать или способствовать развитию определенных аспектов характера.
- Флегматикам сложнее, чем холерикам или сангвиникам, сформировать свою собственную инициативу и решимость.
- Для меланхоликов серьезная проблема — преодоление застенчивости и тревоги.
- Формирование характера, осуществляемое в группе высокого уровня развития, создает благоприятные условия для развития холерика большей сдержанности и самокритичности,
- сангвиника — заботливости, флегматической активности.
Темперамент и характер
Характер человека напрямую связан со свойствами его психики. Ещё Гиппократ заметил, что люди имеют разную психическую организацию. Он выделил четыре типа нервной системы, назвав их темпераментами. Каждый темперамент характеризует свойственную ему динамику нервных процессов: силу, возбудимость, устойчивость, уравновешенность.
Психические свойства темперамента
Холерика отличает сильная эмоциональная реакция на воздействие внешнего мира, большая возбудимость, неустойчивость нервных процессов, неуравновешенность психики, в которой преобладают процессы возбуждения.
Сангвиник характеризуется сильной реакцией, невысокой возбудимостью, относительной устойчивостью и уравновешенностью эмоций.
Меланхолик имеет повышенную эмоциональную возбудимость, причём, эти эмоции надолго овладевают им, он слабо адаптируется к изменяющейся среде, имеет неуравновешенную психику.
Флегматик — слабо реагирует на воздействие внешних раздражителей, но долго их «переваривает», процессы возбуждения/торможения у него уравновешены, он не любит перемен и слабо адаптируется к изменениям.
Естественные и социальные предпосылки характера
Происхождение черт характера, их природа, возможность или невозможность их изменения являются предметом давних дискуссий психологов и часто поводом для категорических суждений, свойственных обычному сознанию.
Человек достигает социальной зрелости, обладая системой устоявшихся черт характера. Этот процесс незаметен, и человеку кажется, что он всегда был таким, каким он является сейчас. Таким образом, существует мнение, что качества человеческого характера присущи по своей природе, врождённой. Это утверждение очень распространено: «по природе трус и негодяй», или «склонность лгать — его врожденное качество», или даже «наследственность, которая у него была, — ушла к дяде».
На самом деле, два брата в одной семье воспитываются при одинаковых обстоятельствах. Разница между ними всего два-три года, и в одной и той же школе, и родители к ним, в общем, относятся одинаково, но мальчики во всем разные, характер друг друга совсем не похожи. Поэтому резонно заключить, что природа человека от рождения.
Как объяснить, что жизнь «формирует» личность человека по разным закономерностям даже в сходных условиях? Прежде всего, мы должны признать, что «исходный материал» у разных людей действительно разный.
Человек рождается с различными характеристиками функции мозга, эндокринной системы. Эти особенности не являются психологическими, а физиологическими, но они являются первыми причинами, по которым одно и то же воздействие на детей может оказывать разное психологическое воздействие. Они определяют условия, при которых будет развиваться психика человека.
Следует помнить, что «схожие условия жизни» (даже в семье) — это очень, очень относительный термин. Тот факт, что старший брат привык считать себя старшим и в каком-то смысле выше младшего брата, который смотрит на него снизу и ищет его защиты или восстает против произвола первенца, ни в коей мере не создает подобных обстоятельств, способствующих или препятствующих формированию таких черт характера, как высокомерие или забота, ответственность или равнодушие, самоотверженность или зависть.
В то же время есть много других условий, которые не являются идентичными. Изменения в материальном положении семьи в течение двух-трех лет между рождением первого и второго ребенка, изменения в отношениях внутри семьи (часто младший оказывается более избалованным), а хорошие друзья встречаются на пути одного брата и не встречаются с другим, и разные учителя в своем педагогическом таланте — все это способствует появлению различных черт или личностных качеств.
Характер во многом является результатом самообразования. Характер накапливает привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но формируется он таким же образом. Если молодой человек хочет приобрести самокритичность как черту характера, он должен действовать самокритично.
Жизнь, условия жизни в семье, не говоря уже о работе и учебе — школа человеческого характера. Перед учителями и родителями постоянно стоит ответственная задача: заметить малейшие изменения в характере детей и учесть их при реализации своей линии обучения. Вероятно, нет большей опасности для образовательной работы, чем шаблон, используемый в качестве педагогической методики. Это особенно недопустимо, когда необходимо применять индивидуальный подход к ребенку.
Отказ от шаблонов в воспитании личности ребенка предполагает творческий подход к вопросам формирования характера. На этом пути можно ошибиться, но серьезное, вдумчивое нетрадиционное решение будет более плодотворным, чем педагогические клише, если судить не по результатам отдельных действий («это то, чего вы достигли в ребенке»), а по конечному результату всего процесса формирования характера.
Возраст и характер
В характер человека вносят коррективы возрастные особенности.
В подростковом и юношеском возрасте стираются проявления детской психики: страхи, капризы, слезливость, безответственность. Зато появляется стремление к независимости, уязвимость для критики, повышенная требовательность к окружающим, завышенная самооценка, эмоциональная и социальная неустойчивость. Ранняя юность — критический период для формирования психопатий и акцентуаций характера. В возрасте 30–40 лет личность направлена на претворение в жизнь своих заветных планов. Этому возрасту присущи такие черты как энергичность, предприимчивость, ответственность. К 50 годам человек расстаётся с мечтами, начинает жить настоящим. К этому возрасту у человека появляется терпимость, рассудительность, мудрость. Людям в возрасте за 60 присуща неторопливость, умиротворённость, созерцательность. К негативным чертам этого возраста можно отнести обидчивость, ворчливость, раздражительность по пустякам. Некоторые впадают в детство: появляется плаксивость, капризы, детские страхи — круг жизни замыкается.
Старость для человека, что пыль для платья — выводит наружу все пятна характера. В. О. Ключевский
Человеческий характер и внешний вид. Из истории психологических учений
В истории психологии существовало много теорий, которые связывали характер с формой черепа, строением лица, конституцией (телосложением, строением тела и т.д.), пытаясь очертить способ расшифровки характера, то есть диагностировать некоторые внешние особенности человека. Различные системы определения характера возникали из практических потребностей и отражали потребности общества еще в древние времена.
Например, рабовладелец, купивший раба на рынке, мог точно судить о его физической силе, чувствуя его мышцы, его возраст, глядя на его зубы, его ловкость, заставляя его бегать или прыгать. Но что он мог сказать о характере своего будущего раба? Будет ли он послушным или упрямым, простодушным или умным, трудолюбивым или ленивым? Останется ли он верен своему хозяину, или через несколько недель восстанет и сбежит? Все это было немаловажными проблемами для покупателя в условиях рабовладельческого общества.
В настоящее время ни в антропологии, ни в анатомии, ни в психологии нет достоверных данных о том, что характер человека зависит от строения тела, формы черепа, конфигурации лица, цвета волос и кожи, длины конечностей и так далее.
Неужели из этого следует, что такая манящая возможность определения характера человека на основе изучения его внешности совершенно не нужна? Определенно можно только сделать вывод, что персонаж не должен быть связан с конституцией тела. Но, возможно, характер можно судить по некоторым внешним признакам?
Ч. Дарвин в своей книге «О выражении эмоций у мужчин и животных» написал, что для физионома важно знать, «что каждый человек в основном укорачивает только определенные мышцы лица, следуя своим личным наклонностям, эти мышцы могут стать более развитыми, и, следовательно, линии лица и морщины, образующиеся при их обычном укорачивании, могут стать более глубокими и заметными».
Эти идеи Дарвина стали основой для исследований многих психологов, которые начали строить свои физиогномические доктрины на описании и интерпретации выражений лица и состояния их мягких частей. Были созданы специфические физиогномические инвентаризации с психологической интерпретацией выражений лица.
Тщательное изучение внешнего вида, в том числе знакомых выражений лица, сыграло важную роль в определении характера. Однако сама по себе внешность человека не может дать исчерпывающей информации о его характере.
Способности
Важными особенностями личности считаются способности, которые определяют индивидуальный стиль деятельности и являются основой ее успеха. Есть также качества, которые обеспечивают возможность взаимодействия с другими людьми и необходимы, чтобы завоевать уважение и авторитет у окружающих.
Способности и задатки
Способности – это сложная система качеств и свойств человека. Биологической основой их являются задатки, то есть врожденные физические и психические характеристики, в том числе свойства темперамента. Но не только. Часто задатки связаны с психофизиологическими особенностями организма, они даны человеку от рождения и необходимы для успеха в той или иной деятельности. Но не гарантируют его.
Например, музыкальный слух требуется музыканту, а высокая чувствительность зрительного анализатора – художнику. Но одного этого для овладения деятельностью, тем более для достижения успеха недостаточно. Для этого нужно развивать способности, а это возможно только в деятельности и требует вложения труда и волевых усилий. Мастерство – это не данный природой или Богом дар, а, прежде всего, труд и упорство.
Можно ли развить способности при отсутствии природных задатков? Это очень сложный вопрос, однозначного ответа на него нет. Несомненно, при отсутствии нужных качеств овладеть деятельностью будет сложнее, это потребует больше усилий и, возможно, достижения будут не столь впечатляющи. Но в последнее время все больше психологов поддерживают идею о том, что упорный и настойчивый человек может научиться всему. Главное – дать ему правильные приемы обучения. То есть чтобы научить рисовать любого человека, надо просто знать, как правильно учить.
Виды способностей
Все многообразие человеческих способностей принято разделять на два вида: общие и специальные.
К специальным относятся такие качества, которые требуются для овладения конкретной деятельностью, как, например, музыкальный слух для игры на музыкальных инструментах или фонетический слух для изучения иностранных языков. Для занятия спортом нужна выносливость и подвижность, а для работы с детьми – чувство эмпатии.
Общие способности не менее разнообразны, потому что необходимы в самых разных сферах деятельности. В первую очередь, к ним относятся умственные способности или уровень интеллекта. Хоть интеллект считается врожденной характеристикой человека, умственные способности требуют своего развития, в том числе качества памяти, внимания, мышления, а также волевой сферы и рефлексии.
Иногда высокий уровень умственных способностей в сочетании с обучаемостью называют одаренностью. Это качество человека может компенсировать недостаток у него каких-то специальных способностей и позволить добиться успеха во многих видах деятельности.
Как бы ни были ценны способности, но они только потенциал, возможность для дальнейшего развития и совершенствования человека. Это же можно сказать и о других индивидуально-психологических особенностях. Каждый индивид имеет возможность стать уникальной, неординарной, талантливой личностью, но для этого нужно знать свои психологические особенности, свои сильные и слабые стороны и активно заниматься саморазвитием.
Поведение и формирование характера.
Впечатляя на внешний вид человека, персонаж получает самое яркое его выражение в своих поступках, поведении, деятельности. Характер следует судить прежде всего по действиям людей, которые наилучшим образом отражают их сущность.
Существует известная восточная пословица: «Посеять дело — ты пожинаешь привычку, посеять привычку — ты пожинаешь характер, посеять характер — ты пожинаешь состояние». Акцент здесь правильно сделан на человеческих поступках, которые при повторении, становятся привычными, закрепляются в чертах характера, составляют его сущность, влияют на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему других людей.
Система привычных действий и поступков является основой характера человека. От анализа действий к их синтезу в характере, в психологическом образе человека, и от понятого персонажа к уже предвосхищенным и ожидаемым действиям — это способ проникновения в суть индивидуального характера.
Человек активен по природе. Таким образом, структура человеческой деятельности включает в себя различные непроизвольные, автоматизированные движения (мимика, жесты, походка и т.д.) и сознательные действия большей или меньшей степени сложности. Движения и действия, выполнение которых при определенных условиях становится необходимостью для человека, известны как привычки. Лучший портрет не столько рассказывает о характере человека, сколько о его привычном поведении и движениях.
И все же решительные и неопровержимые данные о характере человека даются не этими непроизвольными действиями и движениями человека, и не особенностями его внешности, а его сознательными и преднамеренными действиями и поступками. Что такое человек, мы судим по его поступкам.
Вывод:
Значит, характер не присущ человеку. Нет такого персонажа, который нельзя исправить. Ссылки на «у меня такой характер и я ничего не могу с собой поделать» психологически совершенно непостоянны. Каждый человек несет ответственность за все проявления своего характера и может воспитать себя.
Если нет оснований делать выводы о чертах характера из физиологической, естественной предрасположенности к их появлению (хотя при этом следует учитывать естественные условия формирования характера), то тем меньше возможностей утверждать их наследственное происхождение.
Характер, таким образом, является пожизненным приобретением личности, которая вовлечена в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми и тем самым приобретает свою индивидуальность.
Отрицательные качества человека
Редкие родители сознательно воспитывают в своих детях отрицательные качества. Последние формируются как реакция психики ребёнка на среду, в которой он живёт. Там, где нет любви, царит равнодушие — вырастают ядовитые цветы эгоизма, лени, неорганизованности. Такие черты характера делают человека неудачливым. Когда в семье балом правит агрессия и разврат, у детей формируются подлость, жадность, жестокость — они вырастают несчастными.
- Азартность
- Слабоволие
- Безликость
- Зависимость
- Занудство
- Мелочность
- Жадность, скупость
- Избалованность
- Ветреность
- Льстивость
- Безразличие
- Апатичность
- Ревность
- Паникерство
- Закомплексованность
- Властолюбие
- Безжалостность
- Безалаберность
- Надменность
- Самоедство
- Упрямство
- Авторитарность
- Лицемерие
- Безответственность
- Обидчивость
- Самоуверенность
- Агрессивность
- Алчность
- Лживость
- Эгоизм
- Жестокость
- Тщеславие
- Внушаемость
- Раздражительность
- Леность
- Наглость
- Пошлость
- Глупость
- Бесцеремонность
- Нарциссизм
- Трусость
- Гордыня
- Забывчивость
- Злость
- Надоедливость
- Грубость
- Расточительность
- Любопытство
- Небрежность
- Мстительность
- Вульгарность
- Болтливость
- Зависть
Типы характера личности
Психологи разных времен пытались выделить типы характеров личности для определения конкретных групп людей. Э. Кречмер выделял 3 группы людей по типу их телосложения:
- Люди-пикники, склонные к набору лишнего веса, низкого роста, с крупным лицом, шеей, полноватые. Они легко адаптируемые к условиям мира, коммуникабельные и эмоциональные.
- Люди-атлетики, характеризующиеся развитой мускулатурой, высокие и широкоплечие, выносливые и с крупной грудной клеткой. Они не впечатлительные, властные, спокойные и практичные, сдержанные в жестах и мимике, плохо адаптируются.
- Люди-астеники, характеризующиеся худобой и неразвитой мускулатурой, узким лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой. Они упрямые и серьезные, замкнутые и плохо адаптируемые к переменам.
К. Юнг предложил другую типологию, которая разделяет людей по типу мышления:
- Экстраверты. Очень коммуникабельные и активные люди, которые склонны заводить множество знакомств. Они прямые и открытые. Любят путешествовать, заводить вечеринки, быть душой компании. Они ориентируются на объективные обстоятельства, а не на субъективные мнения людей.
- Интроверты. Очень замкнутые и отгороженные от мира люди. У них мало друзей, поскольку им трудно налаживать контакты. Постоянно ведут анализ всего происходящего. Они очень тревожные и предпочитают одиночество.
Еще одна классификация разделяет людей на 4 психотипа в зависимости от их сочетания характера и темперамента:
- Холерики – неуравновешенные, быстрые, порывистые, страстные люди. Быстро истощаются из-за бессмысленного расходования сил. Склонны к эмоциональным вспышкам и сменам настроения.
- Флегматики – устойчивые в своих проявлениях, эмоциях и взглядах, неспешные, невозмутимые люди. Им склонно спокойствие и уравновешенность, упорство в работе. Внешне не проявляют эмоций.
- Меланхолики – ранимые люди, склонные к постоянному переживанию эмоций. Очень впечатлительные, остро реагируют на внешние проявления.
- Сангвиники – живые, подвижные и активные люди. Быстро реагируют на внешние обстоятельства и склонны получать множество впечатлений. В работе продуктивны. Легко переносят неудачи и неприятности.