Сильный, уравновешенный, инертный тип темперамента — Основные типы темперамента


Все мы по-разному ведем себя в сложных ситуациях, работаем в разном темпе, реагируем на критику. Во многом эти различия обусловлены типом нервной системы. Тип нервной системы может быть сильный или слабый, инертный или подвижный, уравновешенный и неуравновешенный.

Особенностями нервной системы обусловлены известные типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

По И.П.Павлову сила нервной системы — это врожденный показатель. Он используется для обозначения выносливости и работоспособности нервных клеток.

Сила нервной системы «отражает способность нервных клеток выдерживать, не переходя в тормозное состояние, либо очень сильное, либо длительное, хотя и не сильное, возбуждение».

Была установлена обратная связь силы нервной системы и чувствительности. Индивиды, обладающие сильной нервной системой, характеризуются низким уровнем чувствительности анализаторов. А более слабая система нервная более чувствительна, то есть способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная

Сильный тип нервной системы

Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая.

Высокая работоспособность. Для человека с сильной нервной системой характерна высокая работоспособность, малая подверженность утомлению.

Многозадачность. Также наблюдается способность в течение длительного промежутка времени помнить и заботиться о выполнении нескольких видов заданий одновременно, то есть хорошо распределять свое внимание.

Умение держать удар. Отличительное свойство сильной нервной системы — способность переносить сверхсильные раздражители, сохранять спокойствие и хладнокровие в стрессовых ситуациях. Аврал, контрольная — такие ситуации мобилизуют людей с сильной нервной системой.

Мобилизация и запас прочности. В ситуациях напряженной деятельности, повышенной ответственности наблюдается улучшение эффективности деятельности. Могут работать в шумной обстановке. Лучших своих результатов они добиваются, как правило, в условиях повышенной мотивации.

Рутина угнетает. Но в условиях обычной, повседневной деятельности, при выполнении монотонной работы у них развивается состояние скуки, снижается эффективность, поэтому лучших своих результатов они добиваются, как правило, в условиях повышенной мотивации.

Игнорирует слабые сигналы. Чувствительность определяется минимальной величиной раздражителя, вызывающего реакцию возбуждения. Людям с сильной нервной системой для этого требуется более сильный сигнал.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Первая и вторая сигнальные системы (И.П. Павлов)

Общие закономерности условно-рефлекторной деятельности, установленные на животных, свойственный и ВНД человека. Однако, ВНД человека в сравнении с животными характеризуется наибольшей степенью развития аналитико-синтетических процессов. Это обусловлено не только дальнейшим развитием и совершенствованием в ходе эволюции тех механизмов корковой деятельности, которые присущи всем животным, но и появлением новых механизмов этой деятельности.

Такой специфической особенностью ВНД человека является наличие у него, в отличие от животных, двух систем сигнальных раздражителей: одна система, первая, состоит, как и у животных, из непосредственных воздействий факторов внешней ивнутренней среды организма; другая состоитиз слов, обозначающих воздействие этих факторов. И.П. Павлов назвал ее второй сигнальной системой, так как слово является «сигналом сигнала«. Благодаря второй сигнальной системе человека анализ м синтез окружающего мира, адекватное отражение его в коре, могут осуществляться не только путем оперирования непосредственными ощущениями и впечатлениями, но и путем оперирования лишь словами. Создаются возможности для отвлечения от действительности, для абстрактного мышления.

Это значительно расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде. Он может получить более или менее правильное представление о явлениях и предметах внешнего мира без непосредственного контакта с самой действительностью, а со слов других людей или из книг. Абстрактное мышление позволяет выработать соответствующие приспособительные реакции также вне контакта с теми конкретными жизненными условиями, в которых эти приспособительные реакции являются целесообразными. Иначе говоря, у человека заблаговременно определяется, вырабатывается линия поведения в новой, никогда не виданной им обстановке. Так, отправляясь в путешествие по новым незнакомым местам, человек тем не менее соответствующим образом готовится к непривычным климатическим условиям, к специфическим условиям общения с людьми и т.п.

Само собой разумеется, что совершенство приспособительной деятельности человека с помощью словесных сигналов будет зависеть от того, насколько точно и полно отражается окружающая действительность в коре головного мозга с помощью слова. Поэтому единственно верным путем проверки правильности наших представлений о действительности является практика, т.е. непосредственное взаимодействие с объективным материальным миром.

Вторая сигнальная система социально обусловлена. Человек не рождается с ней, он рождается лишь со способностью к ее формированию в процессе общения с себе подобными. Дети «Маугли» не обладают человеческой второй сигнальной системой.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности является одним из первых научно-экспериментальных подходов, связавших психическую деятельность с внутренними физиологическими процессами.

Иван Петрович Павлов (1849–1936). В 1875 году закончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета.

В 1879 году с золотой медалью закончил Медико-Хирургическую Академию. В 1904 году И. П. Павлову присуждается Нобелевская премия за выдающиеся достижения в области изучения физиологии пищеварения. Результаты своих уникальных экспериментов по пищеварению были изложены им в книге «Лекции о работе главных пищеварительных желез» в 1897 году.

Для изучения системы пищеварения, собаке была сделана сложнейшая операция.

Был перерезан пищевод, а в отверстие в желудке была вживлена трубка, которая закрывалась пробкой. Это позволило начать эксперименты с мнимым кормлением животных.

Собака ест, при этом вся съедаемая пища выпадает обратно из верхнего конца пищевода.

Через несколько минут такого мнимого кормления начинает выделяться желудочный сок. На разный состав пищи (хлеб, мясо или молоко) железы вырабатывают сок различного химического состава и концентрации ферментов. Были проведены сотни опытов, в которых изучали химический состав поступающего желудочного сока, его количество для разных видов пищи и необходимые условия, при которых железы начинали выделять этот сок. В результате экспериментов оказалось, что если кормление связать с каким-либо внешним сигналом (например звуком), идущим непосредственно перед принятием пищи, то данный сигнал будет ассоциироваться с едой.

И не просто с едой, а с какой-то конкретной пищей. На сигнал «мясо» слюнные железы будут выделять состав для мяса, а на сигнал «хлеб» – состав для переваривания хлеба. Подобные временные связи, появляющиеся от сторонних внешних сигналов при определённых условиях, Павлов назвал условными рефлексами. Впоследствии было выяснено, что формируются и закрепляются они в больших полушариях головного мозга.

Последующие годы И. П. Павлов посвятил исследованию механизмов работы мозга. Был разработан метод условных рефлексов, создано учение о темпераментах и учение о высшей нервной деятельности. В 1923 году он обобщил данные работы своего института в книге «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных». [1]

Учение о темпераментах Вместе со своими сотрудниками И. П. Павлов проработал учение Гиппократа о темпераментах, представив его с позиции процессов раздражения и торможения в коре головного мозга. Физиологические основы темперамента были представлены четырьмя основными типами нервной системы: Во-первых, нервная система подразделялась на сильную и слабую. Представители слабой нервной системы – меланхолики. Во-вторых, представители сильного типа нервной системы, в свою очередь, разделялись на обладателей уравновешенной нервной системы и неуравновешенной.

Обладателей сильной, но неуравновешенной нервной системы, в которой процессы раздражения преобладают над процессами торможения, – отнесли к холерикам. А затем представителей сильной и уравновешенной нервной системы по степени подвижности нервных процессов разделили на сангвиников (подвижная, сильная, уравновешенная) и флегматиков (слабоподвижная, но сильная и уравновешенная нервная система) (стр.456–457). [1] Помимо четырёх основных типов темперамента были предложены к рассмотрению ещё две дополнительные категории людей: художники и мыслители (художественного и аналитического склада ума) (стр.411). [1]

Учение о высшей нервной деятельности В 1866 году русский физиолог Иван Михайлович Сеченов выдвинул идею о рефлекторной природе психической деятельности: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Впоследствии эта идея была развита Иваном Петровичем Павловым до учения о высшей нервной деятельности. Это теория о механизмах работы головного мозга, о деятельности коры больших полушарий, которая обеспечивает приспособление высших животных и человека к окружающей среде.

Врождённые рефлексы получили называние безусловных, а приобретаемые при жизни – условных.

Условный рефлекс – это ключевое понятие в учении о высшей нервной деятельности. Это временная связь, которая образуется при определённых условиях в результате её подкрепления безусловным рефлексом (например пищей). Впоследствии поведение будет определяться теми сигналами, ассоциациями и командами, которые были образованы и закреплены у него в качестве условных рефлексов. Понятие условного рефлекса связывает сознание человека с работой больших полушарий головного мозга, предлагает рассматривать их взаимодействие как работу единого целого.

Позволяет подходить к мышлению и поведению человека с позиции научной теории и материализма, а не с позиции действия высших потусторонних мистических сил. Впервые была экспериментально показана связь ассоциаций, переживаний и чувств с работой головного мозга, связь души и тела. В этом и заключается главная ценность учения о высшей нервной деятельности для психологии. Впервые в своих опытах Павлов не только изменял существующие простейшие формы поведения, но и создавал новые временные связи (привычки).

Тем самым была предоставлена научная экспериментальная база для зарождавшегося на Западе нового направления в психологии – бихевиоризма.

Особенности теории Из учения о высшей нервной деятельности были исключены любые термины и понятия, которые могли бы внести элемент неоднозначного и субъективного толкования результатов проводимых экспериментов.

Запрещалось делать какие-либо психологические суждения и вольным образом объяснять желания, чувства и мысли животных.

Рассматривались лишь объективные факты, существующие во времени и пространстве. Такие факты, когда можно было бы «показать пальцем: где было раздражение, куда оно перешло» (стр.145). [1] Сам Иван Петрович об этом писал, что когда они стали анализировать чувства, желания и представления своих питомцев, то «результат получился совершенно неожиданный, совершенно необычный: я с сотрудником оказался в непримиримом разноречии.

Мы не могли сговориться, не могли доказать друг другу, кто прав. До этого десятки лет и после этого обо всех вопросах можно было сговориться, тем или другим образом решать дело, а тут кончилось раздором. После этого пришлось сильно задуматься. Вероятно, мы избрали не тот путь… Мы совершенно запретили себе (в лаборатории был объявлен даже штраф) употреблять такие психологические выражения, как собака догадалась, захотела, пожелала» (стр.227). [1]

Ограничения учения Павлова. Исследование высшей нервной деятельности в экспериментах И. П. Павлова ограничивалось изучением работы слюнной железы у собак. Уровень развития научных знаний в начале XX века не позволял сделать большего. Проводя эксперименты над животными, И. П. Павлов со своими сотрудниками отмечали определённую зависимость результатов экспериментов от особенностей характера конкретной особи.

Возможность проводить прямую аналогию между исследованиями поведения животных и человека в этом плане представляет собой большую сложность.

Слабый тип нервной системы

Быстрая утомляемость. Для человека со слабой нервной системой характерна быстрая утомляемость, необходимость в дополнительных перерывах для отдыха, резкое снижение продуктивности работы на фоне отвлекающих факторов и помех.

Наблюдается неспособность распределить внимание между несколькими делами одновременно.

Плохо справляется со стрессом. В ситуациях напряженной деятельности снижается эффективность работы, возникает тревога, неуверенность. Слабая нервная система не способна переносить сверхсильные раздражители. Она либо сразу выключается (тормозной процесс преобладает над возбуждением), либо ее «уносит» без всяких тормозов, с непредсказуемыми последствиями (торможение не успевает справиться с возбуждением).

Систематизация и контроль. Для слабой нервной системы характерна высокая устойчивость к монотонии, поэтому представители слабого типа добиваются лучших результатов в условиях повседневной, привычной деятельности. Успешно работают по алгоритму. Есть способность к планированию деятельности, систематизации, тщательному контролю за проделанной работой.

Повышенная чувствительность. Слабая нервная система обладает способностью реагировать на сверхслабые сигналы, различать сходные раздражители. Именно высокой чувствительностью определяется то, что некоторые люди способны подмечать тонкости оттенков, звуков, запахов, а также высказываний и межчеловеческих отношений.


by Paul Apal’kin

Основные типы темперамента

Холерик — человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, поэтому он реагирует очень быстро, часто не задумываясь, не успевает тормозить, сдерживаться, проявляет нетерпение, импульсивность, резкие движения, вспыльчивость, несдержанность. Дисбаланс его нервной системы определяет цикличность в смене его активности и бодрости: возбужденный каким-либо делом, он увлеченно, с полной отдачей работает, но силы его недолговечны, и как только они истощаются, он работает до того, что ему все невмоготу. Возникает раздражительное состояние, плохое настроение, потеря энергии и вялость («все валится из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и жизненного тонуса с отрицательными циклами спада, депрессии, вызывают неравномерность поведения и самочувствия человека, его повышенную предрасположенность к возникновению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его действия обдуманны, жизнерадостны, благодаря чему он отличается высокой устойчивостью к жизненным трудностям. Подвижность его нервной системы приводит к изменчивости чувств, привязанностей, интересов, взглядов и высокой адаптивности к новым условиям. Этот общительный человек легко вступает в контакт с новыми людьми и, соответственно, имеет большой круг знакомых, который, однако, не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный работник, но только тогда, когда много интересных дел, то есть при постоянном возбуждении, иначе он становится скучным, вялым, рассеянным. В стрессовой ситуации он проявляет «реакцию льва», то есть активно и сознательно сопротивляется, пытается нормализовать ситуацию.

Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но вялой нервной системой, поэтому реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляет медленно (его трудно рассердить, развеселить);обладает высокой работоспособностью, хорошей устойчивостью к сильным и настойчивым раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Твердо запоминает все изученное, не может отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок дня, работу, друзей, с трудом и замедленно адаптируется к новым условиям. Настроение стабильное и ровное. А при серьезных проблемах флегматичный человек остается внешне спокойным.

Меланхолик — человек со слабой нервной системой, которая обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильные раздражители уже могут вызвать «срыв», «остановку», растерянность, «стресс зайца», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамены, соревнования, опасность и т.д.) работоспособность меланхолика может ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и снижению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительная причина может привести к обиде и слезам. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не показывает свои чувства внешне, не говорит о своих переживаниях, хотя он очень склонен выдавать переживания, часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен, у него может быть невротическое расстройство. Однако, поскольку у них очень чувствительная нервная система, они часто обладают сильными художественными и интеллектуальными талантами.

Трудно ответить, какой именно темперамент у того или иного взрослого. Тип нервной системы, хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом и под влиянием систематического обучения, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабевать или усиливаться, могут ускоряться или замедляться их изменения. Например, у детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются, плачут, через минуту могут отвлечься и радостно смеяться, то есть наблюдается высокая подвижность нервных процессов). У пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент — это внешнее проявление характера высшей нервной деятельности, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может быть искажено, изменено, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречается «чистый» тип темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент влияет на манеру поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор общения, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая незнакомая ситуация его только возбуждает, а меланхолик, наоборот, пугается, смущается, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматику также трудно сходиться с новыми людьми, его чувства немногочисленны и слишком долго не замечают, что кто-то ищет повод познакомиться с ним. Он склонен начинать любовные отношения с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносной метаморфозы, потому что у него медленный ритм чувств, а стабильность его чувств делает его монолюбом. У холериков и сангвиников, наоборот, любовь чаще возникает молниеносно, с первого взгляда, но не так стабильна.

Продуктивность работы человека тесно связана с характеристиками его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует часто переходить от одной профессии к другой, повышается эффективность принятия решений, а монотонность, регламентированность деятельности, наоборот, приводит к его быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, напротив, в условиях жесткой регламентации и монотонной работы обнаруживают большую продуктивность и устойчивость к утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческой коммуникации особенности реакций людей с разными типами темперамента можно и нужно предвидеть и адекватно реагировать на них.

Мы подчеркиваем, что темперамент определяет только динамические, но не содержательные качества поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая», и социально ничтожная личность.

Известный психолог К. Юнг разделил людей по структуре личности на экстравертов («направленных наружу») и интровертов («направленных внутрь»). Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, а их темперамент сангвинический или холерический. Интроверты необщительны, замкнуты, отделены от всех, в своих действиях руководствуются в основном собственными идеями, серьезно обдумывают принятие решений, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. Однако жизнь редко бывает полностью чистым экстравертом или интровертом. В каждом из нас есть черты и того, и другого, это зависит от врожденных особенностей нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств.

Другие характеристики нервной системы

Подвижность нервной системы

Подвижность — это свойство нервной системы, которое проявляется в быстроте и легкости привыкания человека к новым условиям, в быстроте и легкости перехода его от одного состояния к другому, от покоя к деятельности и обратно. Подвижность нервных процессов оказывает влияние па быстроту мышления, восприятия, запоминания.

Подвижный тип нервной системы

Людям с подвижной нервной системой свойственно легко и быстро усваивать новый материал, но так же быстро его забывать, они легко и быстро привыкают к новым условиям, любят новизну обстановки и новые знакомства.

Инертный тип нервной системы

Люди с инертной нервной системой осваивают новый материал медленно, но зато это освоение более прочное. Они трудно врабатываются, медленнее переходят из состояния покоя к состоянию активности, таких людей нередко обвиняют в медлительности.


«Invasion» by Paul Apalkin

Уравновешенность нервной системы

Уравновешенность — это свойство нервной системы, которое проявляется в балансе процессов возбуждения и торможения.

Неуравновешенный тип нервной системы

Преобладает возбуждение, таким людям легче проявить внешнюю активность, чем сдержаться; они быстро принимают решения и переходят к действиям, иногда даже не успев все обдумать.

Уравновешенный тип нервной системы

Преобладает торможение, что выражается в терпеливости, способности эффективно подавлять неуместные побуждения; возможна и излишняя скованность поведения».

Концепция персонажа

Как и положено, мы должны начать с определения характера. Однако это невозможно сделать без некоторых предварительных замечаний.

Дело в том, что толкование понятия «характер» в психологии далеко не однозначно. Трудность разграничения характера и темперамента уже обсуждалась выше. Это становится еще более противоречивым, если попытаться разделить понятия «характер» и «личность».

В психологической литературе можно найти все возможные варианты соотношения этих двух терминов: Характер и личность практически отождествляются, то есть эти термины используются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; напротив, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.

Можно избежать путаницы между терминами «характер» и «личность», придерживаясь более узкого толкования этих терминов. Понятие личности в узком смысле обсуждалось в начале предыдущей лекции. Существует также более конкретное понимание характера, и я познакомлю вас с ним.

Характер в узком смысле определяется как набор устойчивых черт личности, которые выражают то, как он ведет себя и как эмоционально реагирует.

При таком определении характера его свойства, как и свойства темперамента, можно отнести к формальным и динамическим поведенческим характеристикам. Но в первом случае эти качества носят, если можно так выразиться, исключительно формальный характер, во втором — несут признаки чего-то более содержательного, дизайнерского. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «ловкий», «резкий», «вялый», а качества характера — «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента используются такие слова, как «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «сдержанный», «подозрительный». Однако, как уже говорилось, граница между темпераментом и характером, довольно условна. Гораздо важнее глубже понять разницу между характером и личностью (в строгом смысле).

Теперь давайте посмотрим, как эти термины используются в повседневном языке. Прежде всего, давайте обратим внимание на то, насколько эти фразы отличаются от прилагательных, используемых для описания личности и характера. Люди говорят о личности как о «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т.д. Такие прилагательные, как «жесткий», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой», используются в отношении характера. В конце концов, мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность».

Таким образом, анализ светской терминологии показывает, что существуют различные проявления. Но еще более убедительными являются следующие соображения: Когда суждения о характере и личности высказываются в отношении одного и того же человека, эти суждения могут не только совпадать, но и иметь противоположные знаки.

Возьмем в качестве примера личности выдающихся людей. Возникает вопрос: известны ли в истории великие люди с плохим характером? Да, все. Существует мнение, что суровый характер отличал Ф.М. Достоевского, очень «тяжелый» характер был у И.П. Павлова. Однако это не помешало им обоим стать выдающимися личностями. Таким образом, характер и личность — это не одно и то же.

Характер — это структура личности, включающая в себя только наиболее выраженные и тесно связанные между собой черты личности, которые ярко проявляются в различных видах деятельности. Все черты личности являются чертами характера, но не все черты личности являются чертами характера.

Характер — это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных черт личности, которое проявляется в поведении человека, в определенном отношении:

  1. к себе (степень правомочности, критические способности, самооценка);
  2. по отношению к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, равнодушие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.д.);
  3. к заданию (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, аккуратность и т.д.);
  4. Характер отражает волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, независимость, решительность, дисциплинированность.

Какова взаимосвязь между темпераментом и характером? Характер человека — это сплав врожденных качеств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивые, добрые, тактичные или, наоборот, лживые, злые, грубые люди могут быть любого темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие — труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче приобрести флегматику, чем холерику, доброту, отзывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором и общительным человеком легче для сангвиника и холерика. Однако недопустимо оправдывать недостатки своего характера врожденными качествами, темпераментом. Отзывчивые, добрые, тактичные, терпимые люди могут быть любого темперамента.

Типы нервной системы и темперамент

Тип нервной системы Особенности процессов возбуждения и торможения Темперамент
Сила Уравновешенность Подвижность
Сильные:
безудержный сильный неуравновешенный подвижный холерик
живой сильный уравновешенный подвижный сангвиник
спокойный сильный уравновешенный инертный флегматик
Слабый слабый неуравновешенный инертный меланхолик

9.3. Темперамент

Темперамент — главное свойство личности. Его считают наиболее устойчивой характеристикой личности человека, которая почти не меняется на протяжении жизни и проявляется во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому каждому человеку нужно иметь представление о типах темперамента и свойства нервной системы, о собственный тип темперамента, уметь определять особенности темперамента другого человека за поведенческими проявлениями.

Древний род темперамента принадлежит «отцу» медицины Гиппократу (ок. 460-377 гг. до н.э.). Именно он первым попытался выяснить, чем обусловлены индивидуальные различия в поведении людей. Он и его последователь Гален (древнеримский врач, ок. 130 — 200 гг. н.э.) пришли к выводу, что эти различия обусловлены различным соотношением основных видов жидкостей в организме человека. Если преобладает кровь (лат. sanguis) — человек ведет себя, как сангвиник, слизь (греч. phlegma -) флегматик, желтая желчь (греч. chole -) холерик, черная желчь (греч. melana chole -) меланхолик. Оптимальное соотношение этих жидкостей определяет здоровье, тогда как непропорциональное является источником различных заболеваний.

И.П. Павлов, доказывая наличие определенной закономерности в проявлении индивидуальных различий, выдвинул гипотезу, что в основе их лежат фундаментальные свойства нервных процессов — возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Сила нервной системы определяет ее работоспособность. Она проявляется прежде всего в функциональной выносливости, то есть способности выдерживать длительные и кратковременные, но сильные волнения. Уравновешенность нервных процессов — это баланс между процессами возбуждения и торможения, а их подвижность — скорость изменения возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов проявляется в способности изменять поведение в зависимости от условий, быстро переходить от одного действия к другому, от пассивного состояния в активное или наоборот. Качеством, противоположной подвижности, является инертность нервных процессов. Нервная система інертніша тогда, когда требует больше времени и усилий для перехода от одного процесса к другому.

Эти качества нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые и предопределяют тип нервной системы.

И.П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, который относительно слабо подвержен изменениям под воздействием окружения и воспитания. Он называл его генотипом. По мнению Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, что является не чем иным, как психическим проявлением общего типа нервной системы.

Свойства нервной системы, особенности темперамента более-менее очевидно оказываются и «читаются» в поведении человека. Каждый человек имеет свою собственную манеру держаться, влиять на других. Одна говорит спокойно, уравновешенно, постоянно улыбается, легко прощает обиды. Другая в этих самых ситуациях медленная, рассеян, часто опасается сказать лишнее, долго помнит обиды. Кто говорит громко, стремится лидировать в общении, жестикулирует, быстро переходит от одной темы разговора на другую. А кто говорит тихо, редко меняет позу, скупой на жесты и мимику, при этом как бы «застревает» на деталях. Все это — проявление индивидуальности человека, его темперамента.

И.П. Павлов определил четыре основные типы нервной системы, близкие к традиционной типологии Гиппократа — Галена. Сравнивая свои типы нервной системы с типологией Гиппократа — Галена, российский физиолог описывает их так:

  • сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник;
  • сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик;
  • сильный, подвижный, неуравновешенный тип — холерик;
  • слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип — меланхолик.

За И.П. Павловым, темперамент — это самая главная характеристика нервной системы человека, которая так или иначе сказывается на всей деятельности каждого индивида.

На основе каждого типа формируются различные системы условных нервных связей, но сам процесс их формирования зависит от типа нервной системы. Тем самым тип нервной системы предоставляет своеобразия поведении человека, накладывает особый отпечаток на всю ее сущность — определяет подвижность психических процессов, их устойчивость. Однако он не является решающим фактором поведения, поступков, убеждений, которые формируются в процессе индивидуальной жизни человека и в процессе воспитания.

ТЕМПЕРАМЕНТ — это устойчивое свойство личности, что выражает индивидуально-своеобразную динамику психики и поведения, которая одинаково проявляется в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей и мотивов.

У человека проявляются такие типы темперамента: сангвинический, холерический, флегматичный и меланхоличный. Все типы темперамента можно охарактеризовать по перечисленным ниже основными качествами:

  • лабильность — отображает скорость возникновения и течения возбуждения и торможения;
  • сензитивность — это сила влияния, которая нужна, чтобы вызвать у человека реакцию;
  • реактивность — сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;
  • активность — то есть то, насколько человек проявляет энергичность в жизни и деятельности;
  • темп реакций — скорость течения психических процессов и реакций;
  • пластичность — гибкость, степень способности приспособления к новым условиям;
  • ригидность — инертность, негибкость, нечувствительность к изменению условий;
  • экстраверсия — направленность личности на окружающих людей, предметы, события;
  • интроверсия — фиксация личности на себе, на своих переживаниях и мыслях, склонность к самоанализу, замкнутость;
  • эмоциональная возбудимость — сила влияния, нужна для того, чтобы вызвать эмоциональную реакцию.

Холерик — человек с сильной, неуравновешенным, подвижной нервной системой, которая отмечается преимуществом возбуждения над торможением.

Холерический темперамент отличается цикличностью и импульсивностью в деятельности и поведении. Холерик может всецело отдаться делу, упорно работая, энергично преодолевая трудности на пути достижения цели, и вдруг все бросить. Непостоянство его настроения и цикличность поведения, которые ученые объясняют неуравновешенностью высшей нервной деятельности, оказываются в преобладании возбуждения над торможением. Поэтому интенсивная деятельность подкорки не всегда достаточно регулируется корой. Это ярко прослеживается во время возникновения сложных обстоятельствах, когда люди этого типа не могут найти правильного решения, и во время сильного эмоционального возбуждения.

В холерика возбуждающие рефлексы вырабатываются очень легко и остаются надолго, а тормозные рефлексы вырабатываются с трудностями. Сложный ход возбуждения и тормозного процесса в холерика может привести к срыву нервной системы со стороны торможения. Итак, холерический тип является повышен возбуждающим и несдержанным. Но люди с таким темпераментом, когда в них есть серьезные позитивные интересы, проявляют инициативу, энергичность и принципиальность в делах. Если же таких интересов нет, холерик склонен к аффективных переживаний, раздражительности и несдержанности.

Для личности с таким типом темперамента свойственна повышенная возбудимость и эмоциональная реактивность. Она бывает нетерпеливой, зажигательной и резкой в отношениях, прямолинейным. Ее волевые действия очень порывистые, если ей интересно, она способна к высокой концентрации внимания, но проявляет недостаточную способность к переключению внимания. По направленности холерик — экстраверт, любит быть в центре внимания, но в общении не является ласковым, любит, чтобы все было, как он того хочет, неуступчивый. Имеет организаторские способности. У него живая мимика, выразительная жестикуляция, часто быстрый темп речи.

Таким образом, существенной чертой нервной системы холерика есть, кроме великой силы, преимущественно нарушения торможения. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчивый и несдержанный.

Для холерика характерен высокий уровень психической активности, энергичность действий, резкость, порывистость, стремительность, сила движений, их быстрый темп. Холерик склонен к неоднократных изменений настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвергается эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может обусловить неспособность контролировать свои эмоции в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Характерные признаки внешнего проявления холерического темперамента: торопливый, возбужденный темп движений, прямолинейные движения начинаются с рывка, угловатость движений, очень подвижная мимика, громкий голос, быстрая речь (ее скорость может колебаться), рукопожатие рвучке. В течение разговора глаза то «загораются», то «тускнеют», что связано с колебаниями внимания к теме (даже если она ему интересна). На громкие замечания отвечает также громко, резко. Особенно неприятным голос становится, когда ему делают замечания при других людях. Мгновенно выдает реакцию на негативную оценку его суждений, предложений.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, для которой свойственна высокая скорость реакций.

Сангвиники могут легко возбуждаться, а также легко тормозить свои желания. Для деятельности сангвиника характерна производительность в том случае, когда ему интересно, когда он находит нечто новое для себя. Если становится неинтересно, он начинает скучать и оставляет начатое дело, не доводя его до конца. Его обдуманные поступки, в стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва».

Личность с таким темпераментом очень подвижная, легко приспосабливается к новым условиям жизни, быстро находит контакт в отношениях с другими людьми, отличается общительностью, свободно и раскованно чувствует себя в новом окружении. По направленности сангвиник яркий экстраверт. В кругу своих друзей всегда веселый и жизнерадостный. Настроение у него более оптимистичен.

Для сангвиника характерна повышенная реактивность, он громко смеется и бурно сердится. Чувства возникают очень легко и так же легко меняются, может легко контролировать свои эмоции в соответствии с требованиями среды.

Чрезвычайно легкое и быстрое образование новых нервных связей, легкая их перестройка способствует тому, что сангвиник быстро схватывает все новое, легко переключает внимание, усваивает новые навыки. У него гибкий ум, хорошо развитое чувство юмора.

Черты сангвинического темперамента по-разному проявляются в зависимости от направленности деятельности человека: при отсутствии серьезных интересов в жизни сангвиники бывают легкомысленными и поверхностными.

Таким образом, нервная система сангвиника отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник — человек быстрый, которая легко адаптируется к изменяющимся условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

Для сангвиника характерны высокая психическая активность, энергичность, работоспособность, живость движений, разнообразие мимики, быстрый темп речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро откликается на окружающие события, общительный. Эмоции — преимущественно положительные — быстро возникают и быстро меняются. Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. За неблагоприятных условий подвижность превращается в несдержанность, поспешность. При недостаточном уровне саморегуляции и низкой критичности подвижность выливается в неоправданной поспешности в принятии решений, в поступках.

Характерные признаки внешнего проявления сангвинического темперамента: широкие движения, широкие шаги, походка быстрая, ритмичная, склонность к малой дистанции при общении, твердый взгляд, достаточно сильное рукопожатие, подвижная и богатая мимика, пожвавлено-быстрая манера речи. Глаза «загораются» с появлением новой идеи, нового предложения.

Флегматик — спокойный, всегда уравновешенный, настойчивый и упорный труженик жизни (И.П. Павлов). Его реакции оптимально приспособлены к силы условных раздражителей, а потому флегматики адекватно реагируют на воздействия внешней среды: если слабые раздражители, то и реакция слабая, если сильные — то сильная. Но им свойственна инертность не дает возможности быстро реагировать на быстрые изменения среды. Условные рефлексы у флегматиков образуются медленнее, но оказываются достаточно устойчивыми.

Флегматики умеют контролировать, задерживать и регулировать безусловные рефлексы и эмоции. Поэтому в своем поведении, движениях, разговоре они медленные и спокойные. Мимика очень бедная, голос тихий и невнятный. Они точно придерживаются произведенного распорядка жизни, и поэтому ничто не может отвлечь их от основной работы. Для них характерна сосредоточенность, выносливость, среди других отличаются устойчивостью внимания, способностью старания и упорно работать.

По направленности флегматик интроверт, поэтому трудно сходится с людьми, не нуждается в новых знакомствах. В то же время ему присущи обязательность, общительность, равное отношение к другим людям. Его трудно вывести из себя или довести до аффективного состояния.

Однако чувства у флегматиков возникают медленнее, чем у сангвиников и холериков. Однако они характеризуются силой и в то же время сдержанностью во внешних проявлениях, слабой экспрессивностью.

Личность с таким темпераментом реагирует медленно, поэтому время не способна быстро действовать в экстремальных ситуациях. Трудно приспосабливается к новым условиям, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей. В флегматика настроение преимущественно стабильный, ровный. Если есть серьезные неприятности, остается внешне спокойным.

Таким образом, нервную систему флегматика характеризует значительная сила и уравновешенность нервных процессов наряду с малой подвижностью. С точки зрения подвижности он является противоположностью сангвиника, поэтому реагирует спокойно и медленно, не склонен к изменению своего окружения; как и сангвиник, хорошо сопротивляется сильным и длительным раздражителям.

Для флегматика характерен низкий уровень психической активности, медлительность, тяжелое переключение с одного вида деятельности на другой и адаптации к новым условиям. У него преобладает спокойный, ровный настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях (отсутствие интереса, усталость) могут развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнение однообразных привычных действий.

Характерные признаки внешнего проявления флегматического темперамента: медленный, неторопливый темп движений, малоподвижна мимика, спокойная, медленная речь, низкий тон голоса. Часто останавливает собеседника, переспрашивает, если тот говорит быстро.

Меланхолик — это человек со слабой, неуравновешенным, малоподвижным нервной системой, которая обладает повышенной чувствительностью даже в слабых раздражителей, а сильный может спричити в них «срыв».

Меланхолическом типичные темперамента свойственна слабость как возбуждающе, так и тормозного процессов. Поэтому условные рефлексы у меланхоликов неустойчивые и от изменения окружения легко тормозятся. В них особенно ослаблено внутреннее торможение, отсюда — низкая комплексная реактивность, легкое отвлечения внимания, непродолжительное сосредоточение на объектах деятельности.

По направленности меланхолик — интроверт, поэтому он тяжело переживает смену жизненного окружения, попадая в новые условия жизни, очень теряется. Он бывает излишне застенчивым, замкнутым, робким и нерешительным, не любит новых знакомств и шумных компаний.

Личность с таким типом темперамента обнаруживает растерянность, спонтанность. В чрезвычайных ситуациях у нее может оказаться «стресс кролика», что приведет к низкой эффективности деятельности, а то и невыполнение заданий.

Меланхолик — очень впечатлительный человек, склонный к астенических эмоций. Чувства его отличаются плавностью хода, устойчивостью и слабой экспрессивностью. Это люди сверхчувствительные. Грубость, бестактность, неуважение и другие негативные моменты поведения меланхолики переносят очень больно. Им нужно спокойное, привычное окружение, где они могут успешно работать.

Следовательно, людям, которые принадлежат к этому типу, свойственна слабость как процесса возбуждения, так и торможения, они плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивные, заторможены. Для них влияние сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

Для меланхолика характерен низкий уровень психической активности, быстрая утомляемость, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, преобладают негативные эмоции. При неблагоприятных условиях могут развиться повышенная эмоциональная уязвимость, замкнутость, отчужденность.

Характерные признаки внешнего проявления меланхолического темперамента: медленный, вялый темп движений, малоподвижна и в то же время напряженная мимика, медлительная манера речи, голос негромкий, взгляд часто сбоку или мимо собеседника, во время рукопожатия рука вялая, возможны «опущенные» уголки рта, сжатый рот, неравномерность в ритме языка. Перестает быть активным при окрика, резком замечании, привлечение к нему внимания. Во время группового активного обсуждения вопроса не всегда может проявить инициативу, особенно при оценочных суждениях, теряется в большой аудитории, избегает « контакт глаз».

Описаны типы темперамента в чистом виде редко случаются в жизни. Фактически, у всех людей сочетаются черты разных темпераментов, но преобладает один из них, поэтому трудно отнести ту или иную человека к определенному типу темперамента. На самом деле типов темперамента (как и типов нервной системы) существует больше, чем четыре, поэтому следует говорить о смешанный тип темперамента. У каждого человека на самом деле оказываются все типы темперамента, правда, в разной пропорции.

Особенности типа темперамента в каждой личности проявляются по-разному. Они меняются с возрастом, находясь в прямой зависимости от созревания и развития организма человека, его психики. Задача состоит в том, чтобы учитывать эти особенности и производить у человека умение владеть своим темпераментом.

Как же надо учитывать особенности того или иного типа темперамента личности в учебной, воспитательной и профессиональной деятельности?

Работая с холериками, следует учитывать, что они легко концентрируют свое внимание на том или ином объекте, но не могут ее быстро переключать, поскольку процессы торможения в них замедлены. Они также склонны к нарушению дисциплины на занятиях, потому что часто бывают повышен возбудимыми, склонными к аффективных реакций, их надо захватить интересными делами и давать какие поручения. Навыки и привычки в холерика образуются легко, но изменить их бывает чрезвычайно трудно. Поэтому переход от привычных действий в других, новых, должно осуществляться постепенно.

У человека флегматичного и меланхолического темперамента временные связи образуются медленнее вследствие недостаточной подвижности корковых процессов. Поэтому им нужно давать больше времени на усвоение и освоения учебного материала.

Недостаточная подвижность флегматиков приводит к тому, что они медленно переключают внимание. Работая с ними, следует подбирать задания, которые способствуют выработке большей скорости реагирования и моторной подвижности, особенно, когда они должны выполнять задачи в экстремальных условиях. Динамические стереотипы в флегматиков образуются медленнее, чем у сангвиников, а потому их надо постепенно переключать с одной привычной действия на другую.

Люди меланхолического темперамента требуют особого внимания в силу своей уязвимости, быстрой утомляемости организма. Им необходимо спокойное, благоприятное окружение и продуманный режим воздействия, который предусматривает постепенный переход от привычных условий жизни к другой деятельности и обстоятельств. Слабость нервных процессов у этих людей требует чуткого и бережного отношения к ним.

Все типы темперамента имеют свои положительные и отрицательные черты. Положительные качества холерика — активность, страстность, энергичность; сангвиника — подвижность, эмоциональность, отзывчивость; флегматика — выдержка, спокойствие; меланхолика — глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чувствительность. В то же время холерики могут быть несдержанным, резкими, аффективными; сангвиники — недостаточно сосредоточенными, легкомысленными.

В некоторых видах деятельности, например в экстремальных ситуациях, от черт темперамента может зависеть решения задач.

Поэтому для определенного вида деятельности следует подбирать людей, ориентируясь на более или менее благоприятные динамические черты их психики.

Некоторые разновидности деятельности предъявляют жесткие требования относительно темпа и интенсивности действий, следовательно, требуют специального отбора по этим качествам. Например, тому, кто выбрал профессию военного летчика, танкиста, оператора, десантника, надо иметь подвижный и сильный тип нервной системы. Это также касается людей, которые должны действовать в чрезвычайных (экстремальных) условиях.

Темперамент проявляется прежде всего в особенностях использования способов работы. Итак, черты темперамента является одной из предпосылок развития характера.

1. Акимова М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей / / Вопр. психологии. — 1980. — №3. — С. 101-108.

2. Алиханян СИ. Общая генетика. — М.: Высш. шк., 1985.

3. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности / / Проблема способностей / Под ред. В.Н. Мясищева. — М.: АПН РСФСР, 1962. — С. 19-39.

4. Белоус В.В. Темперамент как инвариант. — Пятигорск, 1997.

5. Булаева К.Б. Генетические основы психофизиологии человека. — М.: Наука, 1991.

6. Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. — Львов: Край, 2005.

7. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М.: Физкультура и спорт, 1986.

8. Гільбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника: Диагностика, педагогика. — К.: ВИПОЛ, 1992.

9. Голинская Е.Л. Основы генетики. — К.: Вид-во Київськ. ун-та, 1986.

10. Грофф С. За пределами мозга. — М.: Изд-во Московского Трансперсонального центра, 1993.

11. Общая и молекулярная генетика: Практикум / С.М. Храпунов, В.Ф.Безруков, Д.М. Голда и др. — К.: Высшая школа, 1995.

12. Общая психология: Підруч. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад.

13. В.Д. Максименко. — К.: Форум, 2000.

14. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська, З.В. Огороднийчук и др. — К.: А.Г.Н., 2002.

15. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. — М., 1999.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Политиздат, 1975.

17. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.

18. Максименко В.Д. Основы генетической психологии: Учеб. пособие. — К.: НПЦ Перспектива, 1998.

19. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. — К.: Лыбидь, 1996.

20. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. — К.: Сов. школа, 1968.

21. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. — 3-тэ вид. — К.: Лыбидь, 2001.

22. Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. — Минск: Харвест, 1988.

23. Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии: Учеб. пособ. / Вст. ст. В.А. Татенка, Т.М. Татенко. — К.: Лыбидь, 1998.

24. Русланов В.М. В природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / / Вопр. психологии. — 1985. — №1. -019-32.

25. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. — М.: Наука, 1984.

26. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии/ Пер. с пол. — М.: Прогресс, 1982.

27. Фромм Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992.

28. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. С англ. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

Типы нервной системы. Сильный и слабый тип

Опубликовано: 20.12.2018
Все мы по-разному ведем себя в сложных ситуациях, работаем в разном темпе, реагируем на критику. Во многом эти различия обусловлены типом нервной системы. Тип нервной системы может быть сильный или слабый, инертный или подвижный, уравновешенный и неуравновешенный. Особенностями нервной системы обусловлены известные типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. По И.П.Павлову сила нервной системы — это…

нет комментариев

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность человека и животных обнаруживает подчас довольно выраженные индивидуальные различия. Индивидуальные особенности ВНД проявляются в разной скорости образования и упрочения условных рефлексов, в различной скорости выработки внутреннего торможения, в различной трудности переделки сигнального значения условных раздражителей, в различной работоспособности корковых клеток и т.п. Для каждого индивидуума характерна определенная комбинация основных свойств корковой деятельности. Она и получила название типа ВНД.

Особенности ВНД определяются характером взаимодействия, соотношением основных корковых процессов — возбуждения и торможения. Поэтому в основу классификации типов ВНД положены различия основных свойств этих нервных процессов. Такими свойствами являются:

1.Сила нервных процессов. В зависимости от работоспособности корковых клеток нервные процессы могут быть сильнымии слабыми.

2. Уравновешенность нервных процессов. В зависимости от соотношения возбуждения и торможения они могут бытьуравновешеннымиили неуравновешенными.

3. Подвижность нервных процессов, т.е. быстрота их возникновения и прекращения, легкость перехода от одного процесса к другому. В зависимости от этого нервные процессы могут бытьподвижными или инертными.

Теоретически мыслимо 36 комбинаций этих трех свойств нервных процессов, т.е. большое разнообразие типов ВНД. И.П. Павлов, выделил, однако, только 4, наиболее резко бросающихся в глаза типа ВНД у собак:

1 — сильный неуравновешенный (с резким преобладанием возбуждения);

2 — сильный неуравновешенный подвижный;

3 — сильный уравновешенный инертный;

4 — слабый тип.

Выделенные типы Павлов считал общими и для человека и животных. Он показал, что четыре установленных типа совпадают с гиппократовским описанием четырех темпераментов человека — холерическим, сангвиническим, флегматическим и меланхолическим.

В формировании типа ВНД наряду с генетическими факторами (генотип) принимает активное участие и внешняя среда, воспитание (фенотип). В ходе дальнейшего индивидуального развития человека на основе врожденных типологических особенностей нервной системы под влиянием внешней среды формируется определенная совокупность свойств ВНД, проявляющаяся в устойчивой направленности поведения, т.е. то, что мы называем характером. Тип ВНД способствует формированию определенных черт характера.

1. Животные ссильным, неуравновешенным типом являются, как правило, смелыми и агрессивными, чрезвычайно возбудимыми, трудно поддаются дрессировке, не выносят ограничений в своей деятельности.

Люди этого типа (холерики) характеризуются несдержанностью, легкой возбудимостью. Это — энергичные, увлекающиеся люди, смелые в суждениях, склонные к решительным действиям, не знающие меры в работе, часто опрометчивые в своих действиях. Дети такого типа часто являются способными в учебе, но вспыльчивы и неуравновешенны.

2. Собаки сильного, уравновешенного, подвижноготипа в большинстве случаев являются общительными, подвижными, быстро реагируют на каждый новый раздражитель, но вместе с тем и легко себя сдерживают. Они быстро и легко приспосабливаются к изменениям в окружающей среде.

Люди этого типа (сангвиники) отличаются сдержанностью характера, большим самообладанием, а вместе с тем кипучей энергией и исключительной работоспособностью. Сангвиники — живые, любознательные люди, всем интересующиеся и довольно разносторонние в своей деятельности, в своих интересах. Наоборот, односторонняя, однообразная деятельность не в их характере. Они настойчивы в преодолении трудностей и легко приспосабливаются ко всяким изменениям в жизни, быстро перестраивая свои привычки. Дети этого типа отличаются живостью, подвижностью, любознательностью, дисциплинированностью.

3. Для собак сильного, уравновешенного, инертного типа характерной особенностью является медлительность, спокойствие. Они малообщительны и не проявляют излишней агрессии, слабо реагируя на новые раздражители. Для них характерна устойчивость привычек и выработанного стереотипа в поведении.

Люди этого типа (флегматики) выделяются своей медлительностью, исключительной уравновешенностью, спокойствием и ровностью в поведении. При своей медлительности флегматики весьма энергичны и настойчивы. Они отличаются постоянством привычек (иногда до педантизма и упрямства),постоянством привязанностей. Дети этого типа отличаются хорошим поведением, трудолюбием. Для них характерна известная медлительность движений, медлительная спокойная речь.

4. В поведении собакслабого типа в качестве характерной черты отмечается трусливость, склонность к пассивно-оборонительным реакциям.

Отличительной чертой в поведении людей этого типа (меланхолики) является робость, замкнутость, слабая воля. Меланхолики часто склонны преувеличивать встречающиеся им в жизни трудности. Они обладают повышенной чувствительностью. Их чувства нередко оказываются окрашены в мрачные тона. Дети меланхолического типа внешне выглядят тихими, робкими.

Надо отметить, что представителей таких чистых типов мало, не более 10% человеческой популяции. Остальные люди обладают многочисленными переходными типами, сочетая в своей характере черты соседних типов.

Тип ВНД определяет во многом характер течения болезни, поэтому его необходимо учитывать в клинике. Тип следует учитывать в школе, при воспитании спортсмена, воина, при определении профпригодности и т.д. Для определения типа ВНД у человека разработаны специальные методики, включающие в себя исследования условно рефлекторной деятельности, процессов возбуждения и условного торможения.

После Павлова его учениками были проведены многочисленные исследования типов ВНД у человека. Оказалось, что Павловская классификация требует существенного дополнения и изменения. Так, исследования показали, что у человека имеются многочисленные вариации внутри каждого Павловского типа вследствие градации трех основных свойств нервных процессов. Особенно много вариаций имеет слабый тип. Установлены и некоторые новые комбинации основных свойств нервной системы, которые не подходят под характеристику ни одного Павловского типа. К числу их относятся — сильный неуравновешенный тип с преобладанием торможения, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения, но в отличие от сильного типа с очень слабым тормозным процессом, неуравновешенный по подвижности (с лабильным возбуждением, но инертным торможением) и т.д. Поэтому сейчас продолжается работа по уточнению и дополнению классификации типов ВНД.

Кроме общих типов ВНД, у человека различают и частные типы, характеризующиеся различным соотношением между первой и второй сигнальными системами.

По этому признаку выделяют три типа ВНД:

1. Художественный, у которого особенно ярко выражена деятельность первой сигнальной системы;

2. Мыслительный тип, у которого заметно преобладает вторая сигнальная система.

3. Средний тип, в котором 1 и 2 сигнальные системы уравновешены.

Преобладающее большинство людей относится к среднему типу. Этот тип характеризуется гармоничным сочетанием образно-эмоционального и отвлеченно-словесного мышления. Художественный тип поставляет художников, писателей, музыкантов. Мыслительный — математиков, философов, ученых и т.п.

Типология личности по В. И. Зацепину

Опубликовано: 29.09.2018
Наш бывший соотечественник, живущий ныне в Австралии, обобщив западные литературные данные, дает описание восьми базовых, с его точки зрения, типов личности: инфантильного; авторитарного; макиавеллического; накопительского; авантюристического; покладистого; альтруистического; творческого (Зацепин, 2002). Инфантильный Инфантильный тип личности {психопат) характеризуется социальной недоразвитостью: бессовестностью и недостатком эмпатии. Люди этого типа тихие, вежливые, обходительные, даже обворожительные и в то же…

нет комментариев

Типы личности по А. Миллеру

Опубликовано: 29.09.2018
А. Миллер (A. Miller, 1991) создал типологию на основе комбинации черт личности . Он использовал три измерения черт личности: когнитивные, аффективные и конативные. Когнитивное измерение — аналитичность — холистичность (в других концепциях это аналитичность — синтетичность), т. е. тенденция фокусироваться на целом или частях. Аффективное измерение представлено эмоциональной стабильностью — нестабильностью, которая определяется через интенсивность эмоциональных реакций.…

нет комментариев

Типы личности по Э. Фромму

Опубликовано: 29.09.2018
Этот американский психолог считал, что раннее детство и взаимоотношения в семье выступают определяющими факторами в формировании личности. Поэтому выделенные им пять типов личности (потребительский, эксплуататорский, накопительский, рыночный и производительный) скорее отражают влияние социальных, а не врожденных факторов (Е. Fromm, 1964). Потребительский тип Человек считает, что источник всех благ находится вовне, и настроен на то, чтобы…

нет комментариев

Типы личности по Д. Кейрси

Опубликовано: 29.09.2018
Еще один подход к классификации типов личности — подход Д. Кейрси (1956). Кейрси развил и дополнил концепцию Карла Густава Юнга с учетом последних достижений как когнитивно-бихевиоральной, так и экзистенциально-гуманистической психологии. В результате он создал представление о четырех интегральных типах темперамента, различающихся по наиболее существенным и устойчивым психологическим характеристикам – от ценностно-мотивационной структуры до наблюдаемого стиля поведения. Автор…

нет комментариев

Типы личности по И.Л. Зеленковой и Е.В. Беляевой

Опубликовано: 29.09.2018
Согласно работам И.Л. Зеленковой и Е.В. Беляевой, существует классификация нравственных типов личности, которая приоткрывает завесу на поступки людей и их мотивацию. Всего авторы описывают пять типов личности. Нередко случается, что в одном человеке может присутствовать смесь нескольких нравственных типов личности с преобладанием определенных черт. Так или иначе, все это отражается в человеческих проявлениях, которые позволяют…

нет комментариев

Типы рациональности

Опубликовано: 29.09.2018
Исследователи рациональности сегодня предлагают выделять три ее разновидности: классический тип рациональности, неклассический тип рациональности, постнеклассический тип рациональности. Типы рациональности проявляются не только в высоких сферах научного постижения мира, но и в обычной жизни. Типы рациональности описывают наиболее характерные принципы организации и обработки информации, принципы построения картины мира и механизмы принятия решений. Классический тип рациональности Классическая…
нет комментариев

Черты характера и личности

Характер проявляется не только в отношении к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, сознательно или бессознательно, довольно часто сравнивает себя с другими и тем самым вырабатывает достаточно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, то есть формирует «набор самооценок», который определяет, скромны мы или высокомерны, требовательны или самодовольны, застенчивы или тщеславны.

Большинство людей склонны оценивать себя как чуть выше среднего. Это говорит о том, что потребность в достаточно высокой самооценке присуща человеку, то есть каждый хочет уважать себя. Самооценка является одним из источников психологической стабильности, хорошего настроения. Предположим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если у этого человека достаточно высокая самооценка, он может успокоить себя: «Все в порядке, я не дурак и это мне не свойственно», т.е. срабатывает психологическая защита, и человек успокаивается.

У людей, страдающих неврозом, самооценка чаще всего бывает завышенной или заниженной, иногда даже крайней (самые добрые, самые застенчивые, самые честные). Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Я намного умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и болезненный.

Человек, который считает себя намного умнее других и сознательно подчеркивает это, неизбежно вызывает раздражение у окружающих. Это вполне естественно — ведь мысль «Смотрите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к другим. И кому приятно, что кто-то считает его глупым. Неуместное самомнение, подчеркивание собственных достоинств, высокомерие, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих. Часто нам приходится общаться с людьми, которые завидуют успехам коллег по работе из-за недостаточно высокой самооценки. «Худший и самый злокачественный вид зависти: зависть к интеллектуальному превосходству», — утверждал Д. Филдинг. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются смирением, они вызывают зависть и негативное отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует развитию таких черт характера, как повышенная чувствительность. Обида обычно является эмоцией, возникающей в ответ на несправедливое отношение других людей. Но что значит для человека быть «несправедливым»? И что мнение другого о нем ниже, чем его собственное мнение о себе. Понятно, что завышенная самооценка способствует обидам, нетерпимости к малейшему замечанию (хотя бывает и другая крайность: с высоты своего «я» человек даже не принимает серьезную критику близко к сердцу). Человек с недостаточно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, связанных с вознаграждениями и поощрениями за работу. Несоответствие между ожидаемым и реальным вознаграждением естественно приводит к обиде и зависти, которые накапливаются и в конце концов выливаются в резкие обвинения в адрес кого-то.

Какие трудности в общении испытывают люди с низкой самооценкой? Представление о себе как о менее способном, непривлекательном, несчастном, больном создает подавленное настроение и усиливает «комплекс неполноценности». Стойкая низкая самооценка приводит к чрезмерной зависимости от других, отсутствию самостоятельности и даже заискиванию, застенчивости, замкнутости, проявляется даже искаженное восприятие других людей.

Как человек обычно реагирует на попытки других людей понизить его самооценку с помощью упреков или критики? Понятно, что он не испытывает удовольствия, но его эмоции зависят от того, кто критикует, за что, с какой целью, и особенно в какой степени выраженная оценка происходящего отличается от его собственной. Они редко обижаются на критику со стороны людей, чье мнение они ценят (их комментарии направлены не на унижение, а на помощь). Иногда не стоит принимать во внимание обвинения от случайных незнакомцев. Но у каждого человека есть какие-то особенно уязвимые стороны, критика которых вызывает сильные негативные эмоции. Для женщин всегда обидно, когда негативно оценивают их внешний вид и чистоту, а для мужчин это часто является оскорблением их профессиональных качеств и мужских достоинств (силы, мужества, настойчивости). Есть слова, которые, однажды прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «балансирующие» меры не могут их исправить. Пример: В пылу семейной ссоры мужчина сказал своей жене: «Я разлюбил тебя. Ты мне не нравишься». И хотя это не так, как доказывают дальнейшие действия, такие необдуманные слова уносят тепло супружеских отношений. Следует помнить, что вы не должны давать общую негативную оценку человеку, и в то же время не приставать к нему с постоянными мелочными упреками. «В противном случае такая критика вызывает обиду, гнев, горечь, желание оправдать и обвинить, напасть на неприятного критика.

Многие люди чувствуют себя неловко, когда сталкиваются с человеком, который беспрестанно разражается колкостями в свой адрес. Дело в том, что в ситуации, когда один человек хвалит другого, они находятся в неравных отношениях: Первый осознает свои намерения и истинные чувства и четко понимает, что за этим стоит — лесть, комплимент или заслуженная похвала. Тот, кто слушает, находится в более сложном положении, потому что не всегда может уловить намерения собеседника. Поэтому осторожность и негативизм, с которыми человек встречает поток похвал, особенно от неспециалиста или незнакомого человека, неудивительны. Лесть — это явно преувеличенная похвала, произнесенная с целью завоевать чье-то расположение. Когда ее получает тот, кому она адресована, она вредит ему — делает его надменным, самодовольным и самоуверенным, и в результате справедливо вызывает неприязнь и насмешки у других.

В отличие от лести, комплимент не преследует корыстных целей и является результатом искреннего, сиюминутного удовольствия или привычной вежливости. Вовремя сделанный комплимент, каким бы кратким он ни был, поднимает человеку настроение.

Заслуженная похвала должным образом поддерживает и повышает амбиции человека, тем самым побуждая его браться за более сложные задачи — в этом и заключается польза похвалы. Его говорят не так часто и убежденно, без жалкого энтузиазма, и когда оно исходит от человека, чье мнение ценят, это приятно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]