Что такое характер человека, как он формируется и чем отличается от темперамента + классификация типов характера

Характер – это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности поведения личности. Под ним, как правило, понимают такую совокупность качеств и свойств человека, которые накладывают определенный отпечаток на его действия.

Характер проявляется в отношении человека к окружающему миру:

  • К самому себе: скромность, самокритичность, чувство собственного достоинства, тщеславие, наглость, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, застенчивость.
  • К другим людям: замкнутость или общительность, самоуверенность или самокритичность, приниженность или гордость.
  • К делу: леность или трудолюбие, добросовестность или недобросовестность, ответственность или безответственность.
  • К собственности: жадность или щедрость, расточительность или бережливость, неряшливость или аккуратность.

Центральными чертами личности является отношение к окружающим, работе и к себе. Это узнаваемые устойчивые характеристики, позволяющие достаточно полно и точно описать личность. Известный психолог Гордон Олпорт пришел к выводу, что центральных черт личности у каждого человека от пяти до десяти. Дополнительные (вторичные) черты характера менее устойчивы и узнаваемы и зачастую ситуативно обусловлены.

К примеру, у одного человека определенная черта (скажем, эгоизм) может быть центральной, а у другого – вторичной, потому что ярко проявляется только в определенной ситуации и не доминирует так сильно, как у первого.

Определение и общая характеристика понятия

Характер – это совокупность устойчивых черт, определяющих поведение человека, его образ жизни, привычки, реакции на различные ситуации. Характер не является врожденным компонентом психики, а формируется в течение жизни. Основой для формирования характера служат биологические особенности: пол, тип темперамента, совокупность генов. Преломляясь через призму воспитания и индивидуального развития, они складываются в уникальный психологический рисунок.

Слово “характер” в переводе с греческого языка означает “оттиск, печать”. Это то, что отличает человека от других людей, делает его уникальным и неповторимым. Невозможно встретить двух людей с абсолютно одинаковыми характерами.

Характер оказывает определяющее значение на нашу жизнь. Все, что мы делаем, о чем думаем, какие эмоции испытываем, обусловлено нашим характером. Это своего рода набор закрепленных в психике паттернов, которые призваны упростить наше существование. Представьте: сталкиваясь каждый раз с одной и той же ситуацией, нам приходилось бы заново оценивать ее, строить стратегию поведения, анализировать последствия. Характер позволяет оптимизировать этот процесс.

Хорошо зная характер человека, можно практически безошибочно предсказать его поведение.

Естественные и социальные предпосылки характера

Происхождение черт характера, их природа, возможность или невозможность их изменения являются предметом давних дискуссий психологов и часто поводом для категорических суждений, свойственных обычному сознанию.

Человек достигает социальной зрелости, обладая системой устоявшихся черт характера. Этот процесс незаметен, и человеку кажется, что он всегда был таким, каким он является сейчас. Таким образом, существует мнение, что качества человеческого характера присущи по своей природе, врождённой. Это утверждение очень распространено: «по природе трус и негодяй», или «склонность лгать — его врожденное качество», или даже «наследственность, которая у него была, — ушла к дяде».

На самом деле, два брата в одной семье воспитываются при одинаковых обстоятельствах. Разница между ними всего два-три года, и в одной и той же школе, и родители к ним, в общем, относятся одинаково, но мальчики во всем разные, характер друг друга совсем не похожи. Поэтому резонно заключить, что природа человека от рождения.

Как объяснить, что жизнь «формирует» личность человека по разным закономерностям даже в сходных условиях? Прежде всего, мы должны признать, что «исходный материал» у разных людей действительно разный.

Человек рождается с различными характеристиками функции мозга, эндокринной системы. Эти особенности не являются психологическими, а физиологическими, но они являются первыми причинами, по которым одно и то же воздействие на детей может оказывать разное психологическое воздействие. Они определяют условия, при которых будет развиваться психика человека.

Следует помнить, что «схожие условия жизни» (даже в семье) — это очень, очень относительный термин. Тот факт, что старший брат привык считать себя старшим и в каком-то смысле выше младшего брата, который смотрит на него снизу и ищет его защиты или восстает против произвола первенца, ни в коей мере не создает подобных обстоятельств, способствующих или препятствующих формированию таких черт характера, как высокомерие или забота, ответственность или равнодушие, самоотверженность или зависть.

В то же время есть много других условий, которые не являются идентичными. Изменения в материальном положении семьи в течение двух-трех лет между рождением первого и второго ребенка, изменения в отношениях внутри семьи (часто младший оказывается более избалованным), а хорошие друзья встречаются на пути одного брата и не встречаются с другим, и разные учителя в своем педагогическом таланте — все это способствует появлению различных черт или личностных качеств.

Характер во многом является результатом самообразования. Характер накапливает привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но формируется он таким же образом. Если молодой человек хочет приобрести самокритичность как черту характера, он должен действовать самокритично.

Жизнь, условия жизни в семье, не говоря уже о работе и учебе — школа человеческого характера. Перед учителями и родителями постоянно стоит ответственная задача: заметить малейшие изменения в характере детей и учесть их при реализации своей линии обучения. Вероятно, нет большей опасности для образовательной работы, чем шаблон, используемый в качестве педагогической методики. Это особенно недопустимо, когда необходимо применять индивидуальный подход к ребенку.

Отказ от шаблонов в воспитании личности ребенка предполагает творческий подход к вопросам формирования характера. На этом пути можно ошибиться, но серьезное, вдумчивое нетрадиционное решение будет более плодотворным, чем педагогические клише, если судить не по результатам отдельных действий («это то, чего вы достигли в ребенке»), а по конечному результату всего процесса формирования характера.

Черты характера

Те черты, которые чаще всего проявляются в схожих жизненных ситуациях, и являются чертами характера.

Например, человек обычно ведет себя дружелюбно и приветливо с окружающими, но однажды срывается и грубит. В этом случае грубость не является чертой его характера. Это следствие ситуативного фактора. Скорее всего, человек был уставшим или расстроенным. А вот дружелюбие можно вполне отнести к устойчивым чертам его характера.

Все черты принято разделять на три группы в зависимости от их направленности. Также в каждой группе выделяют положительные и отрицательные черты.

  • Отношение к самому себе

Эта группа черт отражает отношение человека к собственному “я”. Сюда можно отнести самоуважение, гордость, скромность, самокритичность, тщеславие, заносчивость, самолюбие и др. От сочетания этих характеристик зависит, как человек позиционирует себя в жизни, на какое место ставит себя относительно других людей, как оценивает свои удачи и промахи, какие цели выбирает.

  • Отношение к другим людям

Это черты характера, связанные с социальным взаимодействием. К положительным относятся отзывчивость, дружелюбие, коммуникабельность, альтруизм, чуткость, уважение, к отрицательным – снобизм, презрение, замкнутость, черствость, цинизм. Эффективность общения напрямую зависит от этих черт.

  • Отношение к деятельности

Сюда можно отнести трудолюбие, ответственность, активность, исполнительность, креативность, аккуратность, перфекционизм. А также лень, пассивность, безответственность. Эти черты проявляются в профессиональной деятельности, в отношении человека к делам и обязанностям.

Совокупность черт из этих трех групп формируют структуру характера и уникальный психологический портрет человека.

Социальный характер личности

Под социальным характером личности понимаются те качества, которые должны быть свойственны абсолютно всем людям того или иного социума. Выходя в общество, человек должен проявлять не только индивидуальные черты, но и те качества, которые считаются приемлемыми, одобряемыми, нормальными. Такой набор формируется обществом, СМИ, культурой, воспитанием, общеобразовательными учреждениями, религией и т. д. Следует отметить, что родители воспитывают своих детей тоже в зависимости от тех рамок и норм, которые приняты в обществе.

Согласно Э. Фромму, социальный характер личности – это способ приспособления человека к тому обществу, в котором он находится. Это безнаказанный и свободный способ существования в конкретном социуме. Он считал, что ни одно общество не позволяет человеку самореализовываться в полную силу, поскольку всегда диктует свои правила и нормы, которые должны быть превыше индивидуальных особенностей и желаний. Вот почему человек всегда находится в конфликте с социумом, когда он должен подчиняться, чтобы быть принятым, или старается протестовать, что может быть наказуемо.

Социум никогда не позволит человеку проявлять себя в полную силу, что мешает реализовывать свои задатки и вредит самому индивиду. Должно произойти искажение характера, когда каждый подгоняет себя под определенные рамки и нормы, принятые в социуме. Лишь путем развития в человеке социального характера общество делает его безопасным для себя. Здесь важна не личность, а ее безопасные проявления, которые будут приемлемыми в обществе. Иначе пойдет наказание за любое индивидуальное самовыражение, которое не вписывается в рамки.

Формирование характера

Ученые на протяжении многих лет считали характер врожденным компонентом психики. Впоследствии эта гипотеза была пересмотрена. Сегодня уже нет никаких сомнений в том, что характер формируется в течение жизни. Впервые эту идею высказал английский философ Джон Локк.

Характер начинает закладываться сразу после рождения. На этом этапе формируется базовая установка на доверие или недоверие к миру. Очень важно окружить младенца любовью и заботой, вовремя удовлетворять все его жизненные потребности, принимать активное участие в развитии.

Ребенок взрослеет и начинает активно познавать мир. Родители в этом процессе играют роль посредников и проводников. Их авторитет для ребенка огромен. Именно они оказывают сильнейшее влияние на формирование его характера. Часть черт ребенок приобретает в результате подражания им, а часть формируется в результате целенаправленного обучения.

После трех лет круг общения ребенка расширяется, в нем появляются сверстники и новые взрослые. Начинают формироваться черты характера, связанные с социальным взаимодействием: общительность, доброта, щедрость, отзывчивость.

Когда ребенок идет в школу, важную роль в его жизни начинают играть оценки его действий со стороны взрослых. Формируется представление о том, что такое хорошо, а что плохо. Происходит активная социализация, и роль родителей в дальнейшем формировании характера начинает снижаться. Ребенок проявляет себя в активной деятельности, начинают закладываться черты, связанные с ней: трудолюбие, ответственность, инициативность, пунктуальность.

У подростков активно идет формирование морально-этических и волевых качеств. К совершеннолетию характер уже, как правило, полностью сформирован. В дальнейшем происходит лишь корректировка его отдельных черт.

Таким образом, можно выделить основные факторы, влияющие на формирование характера:

  • родительское воспитание;
  • культурные ценности, провозглашенные в обществе;
  • личный пример значимых для человека людей;
  • общественное мнение;
  • саморазвитие.

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность, тем более что подобный вопрос мы уже обсуждали в связи с рассмотрением темперамента.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

3 стр., 1033 слов

ВОПРОС ╣ 14 Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства

… черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуации характера». Акцентуация характера– это усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, … Характер многих подростков становится акцентуированным — крайний вариант нормы. Выделяют 10 основных типов акцентуации. 1. Гипертимность. Люди, …

Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность

или связанная с ней по смыслу черта —
замкнутость,
а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, —
экстраверсия
и
интроверсия.
Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К.Юнг. «Рассматривая течение человеческой жизни, — писал он, — мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в
то
время как судьбы другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью».

Первый тип людей можно назвать экстравертированным,

второй —
интровертированным.
Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее их другие психологические особенности.

С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидностью, психастеничностью. Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.

Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.

Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

30 стр., 14564 слов

Представления родителей подростков о характере своего ребенка

… количество выборки составило 124 человека, 62 подростка (в возрасте от 12 до 15 лет) и их родители. 1. Проблема представлений родителей о характере своего ребенка в современной … ребенка. Задачи: 1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме представлений родителей подростков о характере своего ребенка, раскрыть основные понятия. 2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения …

Чем характер отличается от темперамента

Эти два понятия часто путают или отождествляют между собой. Давайте внесем ясность. Характер и темперамент – это не одно и то же, хоть они и тесно связаны между собой.

Первое и самое существенное отличие в том, что темперамент является врожденным показателем, а характер – приобретенным.

Тип темперамента обусловлен особенностями нервной системы каждого конкретного индивида. По сочетанию таких общих характеристик, как сила, уравновешенность, подвижность нервной системы выделяют 4 типа темперамента:

  1. Сангвиники. Сильная, уравновешенная, подвижная нервная система. Характеризуются общительностью, оптимизмом, энергичностью, активностью.
  2. Холерики. Сильная, неуравновешенная, подвижная нервная система. Характеризуются высокой эмоциональностью, вспыльчивостью, целеустремленностью, общительностью.
  3. Флегматики. Сильная, уравновешенная, инертная нервная система. Флегматики медлительны, спокойны, трудоспособны, замкнуты.
  4. Меланхолики. Слабая, неуравновешенная, инертная нервная система. Меланхолики ранимы, чувствительны, тревожны и замкнуты.

Темперамент является базисом, на основе которого формируется характер. При этом не стоит считать, что темперамент полностью определяет его. Психика человека очень пластична – она может приспособиться к любым условиям. У людей с разными темпераментами могут быть схожие черты характера, просто проявляться они будут по-разному.

Например, возьмем такое качество, как целеустремленность. Холерики идут к цели напролом. Любые препятствия разжигают в них спортивную злость и азарт. Сангвиники действуют методично и уверенно, не поддаются эмоциям и взвешивают каждый шаг. Флегматики движутся к цели по принципу “тише едешь, дальше будешь”. Меланхоликам приходится постоянно подстегивать себя эмоционально, чтобы сохранять высокий уровень мотивации.

Есть черты, которые с большей вероятностью формируются у представителей одних типов темперамента, чем у других. Но это не значит, что человек не может пойти против течения и сформировать их сознательно волевыми усилиями. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие и тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей.

Поэтому над своим характером нужно постоянно работать: избавляться от плохих черт и культивировать хорошие. Это интересный и творческий процесс. Относитесь к нему как к игре.

Природа и проявление характера

Характер и темперамент

От природы человек получает только возможности для развития в определенном направлении. Они лежат в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рожденного ребенка. На этой основе развивать индивидуальные особенности человека, особенно его темперамент. Темперамент — это устойчивая индивидуальная личностная черта, которая выражается в динамике психических процессов действия.

Черты темперамента включают в себя силу или слабость испытываемых чувств и желаний, их глубину или поверхность, силу или изменчивость настроения, ускоренный или медленный темп действий и ход психических процессов, легкость или трудность перехода от стимулов к действиям, большую активность или пассивность, которые человек проявляет при столкновении с препятствиями.

Учение о темпераменте зародилось в древности, в древние времена. Даже тогда он различал четыре типа темперамента. Эти типы:

  • холерик,
  • меланхолик,
  • флегматик,
  • сангвиник.

Характер, как и темперамент, показывает зависимость от физиологических характеристик человека. Темпераментные черты накладывают свой отпечаток на явления природы и определяют динамические особенности их формирования и течения. Темпераментные черты могут противодействовать или способствовать развитию определенных аспектов характера.

  • Флегматикам сложнее, чем холерикам или сангвиникам, сформировать свою собственную инициативу и решимость.
  • Для меланхоликов серьезная проблема — преодоление застенчивости и тревоги.
  • Формирование характера, осуществляемое в группе высокого уровня развития, создает благоприятные условия для развития холерика большей сдержанности и самокритичности,
  • сангвиника — заботливости, флегматической активности.

Что такое акцентуация характера

Акцентуация – это крайняя степень выраженности каких-то конкретных черт характера. Человек с акцентуацией характера является психически здоровым, но на самой границе нормы.

При неблагоприятных условиях акцентуация может развиться в психическое расстройство, привести к алкоголизму, наркомании, девиантному поведению и суициду.

Акцентуации чаще всего встречаются среди подростков. По статистике, 95 % юношей и девушек в возрасте 14–17 лет обладают заостренными, гипертрофированными чертами характера. С возрастом этот показатель снижается до 60 %.

Акцентуации вызывают дисгармонию личности, затрудняют социализацию и общую адаптацию, снижают продуктивность во всех сферах жизни. На формирование акцентуации влияют как наследственные факторы, так и воспитание.

Человеческий характер и внешний вид. Из истории психологических учений

В истории психологии существовало много теорий, которые связывали характер с формой черепа, строением лица, конституцией (телосложением, строением тела и т.д.), пытаясь очертить способ расшифровки характера, то есть диагностировать некоторые внешние особенности человека. Различные системы определения характера возникали из практических потребностей и отражали потребности общества еще в древние времена.

Например, рабовладелец, купивший раба на рынке, мог точно судить о его физической силе, чувствуя его мышцы, его возраст, глядя на его зубы, его ловкость, заставляя его бегать или прыгать. Но что он мог сказать о характере своего будущего раба? Будет ли он послушным или упрямым, простодушным или умным, трудолюбивым или ленивым? Останется ли он верен своему хозяину, или через несколько недель восстанет и сбежит? Все это было немаловажными проблемами для покупателя в условиях рабовладельческого общества.

В настоящее время ни в антропологии, ни в анатомии, ни в психологии нет достоверных данных о том, что характер человека зависит от строения тела, формы черепа, конфигурации лица, цвета волос и кожи, длины конечностей и так далее.

Неужели из этого следует, что такая манящая возможность определения характера человека на основе изучения его внешности совершенно не нужна? Определенно можно только сделать вывод, что персонаж не должен быть связан с конституцией тела. Но, возможно, характер можно судить по некоторым внешним признакам?

Ч. Дарвин в своей книге «О выражении эмоций у мужчин и животных» написал, что для физионома важно знать, «что каждый человек в основном укорачивает только определенные мышцы лица, следуя своим личным наклонностям, эти мышцы могут стать более развитыми, и, следовательно, линии лица и морщины, образующиеся при их обычном укорачивании, могут стать более глубокими и заметными».

Эти идеи Дарвина стали основой для исследований многих психологов, которые начали строить свои физиогномические доктрины на описании и интерпретации выражений лица и состояния их мягких частей. Были созданы специфические физиогномические инвентаризации с психологической интерпретацией выражений лица.

Тщательное изучение внешнего вида, в том числе знакомых выражений лица, сыграло важную роль в определении характера. Однако сама по себе внешность человека не может дать исчерпывающей информации о его характере.

Типы характера

В психологии существует несколько классификаций типов характера. Рассмотрим и дадим краткое описание основным.

Классификация Юнга

Пожалуй, самая распространенная классификация в психологии, о которой слышал каждый. Швейцарский ученый Карл Густав Юнг, ученик и последователь Зигмунда Фрейда, классифицировал людей по направленности их жизненной энергии. Он выделил два типа:

  1. Экстраверты. Это люди, основное внимание и энергия которых направлены вовне. Они общительны, активны, жизнерадостны. Любят находиться в обществе людей, в одиночестве им некомфортно. Экстраверты не склонны подолгу переживать из-за неудач и проблем и предаваться мучительной рефлексии.
  2. Интроверты. Их энергия направлена вовнутрь. Недавние исследования позволили сделать вывод, что интроверты отличаются более чувствительной нервной системой, чем экстраверты. Поэтому они все принимают близко к сердцу и любят копаться в себе. Интроверты предпочитают проводить время наедине с собой, общение отнимает у них много сил.

Впоследствии американский психолог Эдмунд Конклин дополнил классификацию еще одним типом, выделив амбивертов. В этих людях сочетаются черты как интроверта, так и экстраверта. Они с удовольствием проводят время в компании людей, но иногда им нужно побыть в одиночестве. Такая двойственность делает их невероятно гибкими и позволяет приспосабливаться к любым условиям.

Классификация Кречмера

Немецкий ученый Эрнст Кречмер связывал особенности характера с телосложением человека. Он разделил людей на три вида:

  1. Пикники. Это люди невысокого или среднего роста, коренастые, склонные к полноте. У них небольшая голова, короткая шея, мелкие черты лица. Для них характерны такие качества, как общительность, оптимизм, эмоциональность, активность. Пикники обладают хорошим чувством юмора, легко находят общий язык со всеми, поэтому часто становятся душой компании.
  2. Астеники. Люди данного вида худощавы, со слаборазвитой мускулатурой и длинными конечностями. По характеру они упрямы, замкнуты, чувствительны и серьезны.
  3. Атлетики. Высокие, широкоплечие, мускулистые. Им свойственны сдержанность, рассудительность, спокойствие и властность. Атлетики плохо приспосабливаются к новым условиям, поэтому ценят стабильность и постоянство.

Классификация Лоуэна

Американский психолог Александр Лоуэн выделил типы характеров на основе защитных механизмов психики, преобладающих у индивида. Всего их получилось пять:

  1. Оральный. Этот тип людей крайне зависим от чужого мнения. Его представители панически боятся критики, осуждения, отвержения людьми. Они нуждаются в постоянной любви и моральной поддержке, но сами при этом довольно пассивны.
  2. Мазохистский. Люди с этим типом характера подозрительны, тревожны, пессимистичны. К окружающим они относятся настороженно, иногда даже с ненавистью, но стараются не проявлять этого. Они испытывают мазохистское удовольствие от страданий, любят жаловаться на свои несчастья и портить людям настроение. Им хорошо, когда другим плохо, и наоборот.
  3. Истерический. Это про то, что “весь мир – театр, а люди в нем – актеры”. Именно так выглядит мир в представлении людей-истериков. Они отличаются бурным проявлением эмоций, театрализованным поведением, преувеличенными реакциями на происходящие события. Любят драму во всех ее проявлениях, не выносят спокойствия и стабильности, поэтому часто ввязываются в разные сомнительные истории.
  4. Нарциссический. В большей степени проявляется у мужчин. Представители данного типа харизматичны, напористы, целеустремленны, энергичны. Они ставят амбициозные цели и уверенно их реализуют. Многие из них становятся руководителями из-за любви к власти и из-за стремления доминировать. Оборотной стороной их характера является агрессивность и авторитаризм.
  5. Шизоидный. Люди этого типа живут в своем вымышленном мире. Они замкнуты, нелюдимы и тревожны. Шизоиды испытывают проблемы с установлением близких отношений, поэтому могут всю жизнь оставаться в одиночестве.

Данные типы редко встречаются в чистом виде. Чаще всего в человеке присутствует смесь 2-3 типов.

Классификация Леонгарда

Немецкий психолог Карл Леонгард занимался изучением акцентуаций характера. В своей книге “Акцентуированные личности” он выделил 10 основных типов:

  1. Гипертимный. Характеризуется общительностью, активностью, оптимизмом, энергичностью. Такие люди все время находятся в поиске новых впечатлений и ярких эмоций, не выносят скуки. Зачастую они бывают чересчур легкомысленными.
  2. Дистимный. Представители этого типа пессимистичны, тревожны, замкнуты и ранимы. У них мало друзей, шумным компаниям они предпочитают одиночество. С трудом принимают решения, долго колеблются и мучают себя сомнениями.
  3. Возбудимый. Вспыльчивые, конфликтные и агрессивные люди. Очень плохо уживаются с окружающими, нередко становятся домашними тиранами.
  4. Застревающий. Это упрямые, обидчивые, подозрительные люди. Они любят поучать и наставлять людей без запроса с их стороны, за что часто слывут занудами. Чувствительны к несправедливости, болезненно воспринимают критику, злопамятны.
  5. Демонстративный. Представители данного типа обожают внимание во всех его проявлениях. Они самоуверенны, хвастливы, эмоциональны, эпатажны. Любят плести интриги, манипулировать людьми и провоцировать их на эмоции. Среди их позитивных черт стоит выделить артистичность, гибкость и нестандартное мышление.
  6. Тревожный. Робкие, тихие, неуверенные в себе люди. Они самокритичны, пессимистичны, чувствительны и ранимы. С людьми ведут себя доброжелательно, избегают любых конфликтов, но в глубине души относятся ко всем настороженно. Также их отличает недостаток силы воли, безынициативность, нерешительность.
  7. Эмотивный. Эти люди эмоциональны, отзывчивы, мягкосердечны. Всегда рады прийти на помощь к тем, кто в беде. Все принимают близко к сердцу, но не демонстрируют этого, а копят переживания внутри.
  8. Педантичный. Таких людей отличает аккуратность, страсть к порядку, перфекционизм, зацикленность на мелочах. В то же время они серьезны, добросовестны и надежны, близкие могут на них положиться. Не обладают лидерскими качествами, поэтому предпочитают быть ведомыми.
  9. Экзальтированный. Крайне впечатлительные, эмоциональные и чуткие люди. Они бурно реагируют на все происходящее: приятные события вызывают у них восторг, а неприятные вгоняют в тоску и отчаяние.
  10. Аффективно-лабильный. Люди с данным типом акцентуации эмоционально неустойчивы, подвержены беспричинной перемене настроения. Поэтому одни люди считают их общительными и веселыми, а другие думают, что те замкнутые и угрюмые.

Загляните также в нашу подборку тестов на определение типа личности.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Классификация Личко

Советский психиатр Андрей Евгеньевич Личко также занимался изучением акцентуаций характера. В его классификации 11 типов:

  1. Гипертимный. Общительный, позитивный, добродушный человек. Не выносит стабильности, все время ищет приключений и сильных эмоций. Часто подвергает себя риску, чтобы получить дозу адреналина. Непостоянен в пристрастиях, часто бросает начатые дела незавершенными.
  2. Циклоидный. Отличается нестабильным энергетическим состоянием. В периоды подъема он общительный, жизнерадостный, активный, а во время спада погружается в депрессию. Каждая фаза длится примерно 2–3 недели.
  3. Лабильный. Характеризуется частой сменой настроения и непредсказуемыми реакциями. Одно и то же событие, в зависимости от настроения, может казаться ему либо интересным и волнующим, либо пугающим и стрессогенным. Любая мелочь может вызвать смену настроения: неодобрительный взгляд прохожего, красивый пейзаж из окна, случайная песня из прошлого.
  4. Астеноневротический. Мнительный, капризный, быстро утомляемый тип. Склонен к ипохондрии, т. е. к навязчивому беспокойству по поводу своего здоровья. Он тянется к людям, но быстро устает от них и возвращается к одиночеству.
  5. Сензитивный. Чувствительный, ранимый, впечатлительный человек. Крайне требователен к самому себе, из-за этого страдает заниженной самооценкой и переживает из-за своих недостатков. С новыми людьми ведет себя настороженно и замкнуто, а в компании знакомых расслабляется. Тревожен и пуглив. Нередко пасует перед трудностями из-за страха.
  6. Психастенический. Любит размышлять, рассуждать, рационализировать. С трудом принимает решения и берет на себя ответственность. Отличается высокой утомляемостью, тревожностью, мнительностью.
  7. Шизоидный. Замкнутый, нелюдимый, тревожный тип. Живет в собственном мире иллюзий, куда не пускает никого. С трудом устанавливает эмоциональные контакты и сам страдает от этого. Мечтает найти близкого друга, который будет понимать его и поддерживать.
  8. Эпилептоидный. Раздражительный, взрывной, склонный к аффектам. Приступы озлобленности и раздражения могут длиться несколько дней подряд. Все это время он ищет объект, на который сможет выплеснуть свои негативные эмоции. В отношениях очень ревнив.
  9. Истероидный. Отличается эгоцентризмом, постоянной жаждой внимания, эпатажем, демонстративностью. Ради порции внимания готов на многое. Может даже симулировать попытки суицида.
  10. Неустойчивый. Склонен к праздности, безделью, разного рода развлечениям. Не отличается амбициозностью, не имеет карьерных и жизненных целей, живет одним днем. Труслив и безынициативен, нуждается в опеке и покровительстве. Не способен испытывать глубокие искренние чувства, к потребностям близких людей относится безучастно.
  11. Конформный. Постоянно приспосабливается к окружению, не имеет собственной точки зрения, предпочитает во всем полагаться на мнение авторитетов. Совсем не обладает лидерскими качествами, труслив и безынициативен.

Характер как совокупность устойчивых черт личности

Стр 1 из 3Следующая ⇒

Содержание

Введение

. Характер как совокупность устойчивых черт личности

. Типология характера

. История, механизм формирования характера

. Возрастные особенности становления черт характера у человека. Проблемы перевоспитания характера

. Черты характера и другие личностные свойства человека. Взаимосвязь характера и темперамента

Заключение

Литература

Введение

В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

ХАРАКТЕР — качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности.

Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойствах в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера.

Характер как совокупность устойчивых черт личности

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»). В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера.

То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта — замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, — экстраверсия и интроверсия.

Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй — интровертированным. Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера.

С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидностью, психастеничностью. Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.

Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.

Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

Типология характера

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера.

Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела, среднем или выше среднего ростом. Астеник — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально- депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики. Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификаторы характеров строились в основном на описании этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание).

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом:

Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума. Любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми (родителями и педагогами) у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гепертивного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонны к апатии. Подростки данного типа предпочитают находится дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели.

Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они способны погрузится в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти подростки не любят больших компаний, азартных и подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях, отчего часто производят впечатление замкнутости. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности в общении со сверстниками, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга. Они разборчивы в выборе друзей, обнаруживают большую привязанность к дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальных развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки нередко бывают сильны только на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.

Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Душевное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, — любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть постами, дающими в руки власть, установить диктат над другим.

Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позёрству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью. Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — «быть, как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии. Психопатия (от греч. psyche — душа и pathos — болезнь) — патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

1Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Характер и его черты

Черта характера – важная часть личности, это стабильное качество, которое определяет взаимодействие человека и окружающей реальности. Это определяющий метод разрешения возникающих ситуаций, поэтому психологи рассматривают черту натуры, как прогнозируемое личностное поведение.

Читайте также: Лучшие рецепты вкусных цеппелинов


Разнообразие характеров

Особенности нрава человек приобретает в процессе всего жизненного срока, нельзя относить отдельные черты натуры к врожденным и характерологическим. Чтобы проанализировать и дать оценку личности, психолог не просто определяет совокупность индивидуальных особенностей, но и выделяет отличительные их признаки.

Именно черты характера определяются как первенствующие при изучении и составлении психологической характеристики личности.

Но, определяя, оценивая человека, изучая черты поведения в социальном плане, психолог использует и знание содержательной направленности натуры. Оно определяется в:

  • сила-слабость;
  • широта-узость;
  • статичность-динамичность;
  • цельность-противоречивость;
  • целостность-раздробленность.

Такие нюансы и составляют общую, полную характеристику определенного человека.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]