Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп

Социальная группа – одна из главных составляющих социальной структуры.

Люди, состоящие в социальной группе, взаимодействуют между собой в ее пределах, а также участвуют в межгрупповых отношениях. Эти взаимодействия определяют социализацию личности, то есть включенность личности в социальное взаимодействие.

Разновидности социальных групп

Социальная группа – это совокупность людей, объединенных по тому или иному признаку. Например, таким признаком может быть сходство условий жизнедеятельности людей (жители городов, жители деревень и сел), общность потребностей людей (потребители бытовой техники, спортивного снаряжения и т.д.), совместная деятельность (волонтеры, менеджеры, инженеры и т.д.), самопричисление людей к конкретной общности (христиане, атеисты и т.п.) и многое другое.

Классификация социальных групп

Малые и большие социальные группы

В зависимости от плотности связей между людьми, а также от величины группы выделяют большие и малые социальные группы

Большие социальные группы – это группы людей, объединенных одним социально-значимым признаком, в которых состоят более нескольких десятков человек.

Например, люди, принадлежащие к одному вероисповеданию или одной партии, или люди одной профессии будут составлять большую социальную группу.

Характерный признак большой социальной группы состоит в том, что конкретный ее член никогда не сможет вступить в контакт со всеми остальными. Например, один христианин никогда не сможет познакомиться со всеми христианами, а один инженер – со всеми инженерами страны и тем более мира, однако с некоторыми членами своей группы христианин или инженер могут контактировать, причем эти контакты могут быть очень обширными.

Малые социальные группы состоят из людей, объединенных общей деятельностью, находящихся в непосредственном личном контакте. Малые группы подразделяют на:

а) Первичные группы, которые характеризуются:

— непосредственными межличностными контактами членов группы;

— высокий уровень эмоциональной привязанности членов группы друг к другу;

— именно через эти группы индивид получает первую социализацию, усваивает ценности, идеалы общества, в котором ему предстоит жить.

Примером малой социальной группы может быть семья или группа лучших друзей. Каждый член этих групп тесно общается с другими, может обратиться к ним за моральной поддержкой, такая группа оказывает моральное влияние на каждого своего члена.

б) Вторичные группы, которые характеризуются:

— необязательностью эмоциональных отношений между членами группы;

— общей целью, ради которой осуществляется взаимодействие;

— черты личности в такой группе не имеют значения, если личность хорошо выполняет свои функции.

Пример вторичной социальной группы – крупный рабочий коллектив, у которого есть общая цель – благополучие предприятия. У каждого члена этой группы есть свои обязанности. Между членами рабочего коллектива могут существовать дружеские, доверительные отношения, но это – необязательное условие для качественной работы.

Формальные и неформальные группы

В зависимости от того, обладают ли группы официальным юридическим статусом, их делят на формальные и неформальные.

Вид группыФормальные группыНеформальные группы
ОпределениеОбъединение людей, построенное на основе специальных документов: уставов, служебных инструкций, деклараций и других.Объединение людей, которое сложилось и функционирует спонтанно, его деятельность не регламентирована никакими официальными документами.
ПризнакиЧлены этой группы: — настроены на достижение общей цели, выполнение какого-либо вида деятельности; — находятся в формальном иерархическом соподчинении; — имеют четкую спецификацию, каждый выполняет свою работу; — не обязаны поддерживать друг с другом никаких отношений, кроме рабочих.— отношения внутри группы определяются индивидуальными особенностями ее членов; — группа функционирует на основе общих целей или интересов; — поведение членов группы, как правило, регламентируется неписанными правилами; — скрепление группы происходит за счет авторитета ее лидера.
Примеры— Производственный коллектив. — Спортивная команда. — Воинское подразделение.— Компания друзей. — Неформальный клуб поклонников артиста/певца.

Что такое индивидуальность человека

Индивидуальность – это уникальный набор личностных характеристик человека, который обеспечивает его естественную гармоничность, многогранность. Индивидуальность определяет отношение человека к самому себе, к окружающим людям и вещам, к своей и чужой деятельности.

Социально-психологический парадокс заключается в том каждому человеку хочется быть непохожим на других, самовыражаться в творчестве. Но при этом каждый опасается того, что его самовыражение окружающие не смогут понять и принять. Поэтому люди, как правило, стараются быть как все.

Структуру индивидуальности составляют:

  • тип темперамента;
  • внешний вид человека;
  • стиль общения личности;
  • характер человека;
  • интеллектуальные способности личности;
  • интересы и склонности человека

Индивидуальность человека вырисовывается в процессе его жизни. Эта характеристика личности есть у каждого. Сложно найти двух людей, которые обладали бы одинаковыми личностными характеристиками. Даже у близнецов характеры бывают противоположными, что свидетельствует об уникальности индивидуальности каждого человека.

Индивидуальность человека заметна уже с самого младенчества. Малыши имеют различия во внешности, свойствах темперамента. Даже плач у детей отличается.

Социальные процессы в современной России ( 10 класс)

В ходе развития демократических и рыночных реформ со­циальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию. Во-первых, коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладали черты этатократической системы, построенной на властных иерархиях и формальных рангах, то в современ­ном российском обществе формирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главны­ми критериями становятся уровень доходов, владение собс­твенностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность. Во-вторых, сложился довольно многочисленный пред­принимательский слой, высшие представители которого не только составляют существенную часть высшего хозяйствен­но-экономического класса, но и в ряде случаев входят в поли­тическую элиту страны. Переход к рыночной экономике поро­дил качественно новые статусные группы, обладающие эконо­мической свободой и претендующие на самые высокие места в системе общественной иерархии. В-третьих, в ходе реформ появились новые престижные виды деятельности у что заметно изменило социально-про­фессиональную стратификационную систему. Так, резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, фи­нансово-банковской, управленческой, юридической и некото­рых других видов деятельности (реклама, маркетинг, опера­ции с недвижимостью и т. д.).

Влияние социума на личность

Находясь в обществе, человек испытывает на себе давление окружающих. Социум влияет на формирование системы ценностных ориентаций личности, оказывает влияние на ее поступки.

Поведение индивида регулируется не только его собственными волевыми усилиями, но и общественным мнением.

Человек чувствует себя счастливым только в те моменты, когда он может заниматься тем, что ему действительно нравится, чувствуя при этом понимание и поддержку со стороны близких.

Молодежь в современном обществе ( 11 класс)

Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно. В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние. Примерно столетие назад началось научное изучение проблем молодых. Первоначально преобладал биологический, физиологический подход. Главную причину изменений личности в юношеском возрасте связывали с половым созреванием человека. Постепенно все большее внимание стало уделяться роли социальных факторов: воздействию окружающей культурной среды, характеру воспитания в семье и школе, влиянию друзей. Именно социальное становление, освоение основных социальных ролей стали рассматривать как главный вектор развития личности в юношеском возрасте. Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. В современной отечественной психологии подростковым чаще всего считается возраст 11–15 лет, а ранним юношеским – 16–18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии к нам пришел термин «тинейджер», охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т. е. в возрасте, обозначаемом числительными, заканчивающимися на «teen» (thirteen–nineteen).

Молодежь как социальная группа ( 10-11 класс)

Молодежь – это группа, объединенная на основе социального и демографического признака, характеризуется определенными возрастными характеристиками (люди от 16 до 25 лет).

Именно в возрасте 16 – 25 лет окончательно формируется личность человека, завершается его социализация. Это период, когда человек становится социально-зрелым, самостоятельным, входит в мир взрослый людей и адаптируется к нему.

Молодежь как социальная группа имеет ряд социальных особенностей:

  • необходимость освоения новых социальный ролей (усвоение и принятие социальных стереотипов и норм поведения, принятых в обществе);
  • большие возможности для социальной мобильности (перспективы профессионального роста, возможность получения образования);
  • неустойчивость, переходность положения («поиск себя», частая смена работы, получение образования).

Кроме того, молодежь отличается специфическим набором психологических качеств:

  • противоречивость внутреннего мира (связана с тем, что мировоззрение личности в этот период сложилось еще не до конца);
  • неустойчивая психика, высокий уровень эмоциональности;
  • низкая толерантность (отсутствие терпимости, радикальность взглядов);
  • желание выделиться из толпы, отличаться от остальных;
  • наличие молодежной субкультуры.

Структура личности

Структуру личности образуют характеристики индивида, приобретенные им в процессе социального взаимодействия. К ним относятся:

  • развитая сила воли;
  • готовность нести ответственность за свои слова и поступки;
  • самостоятельность;
  • самодисциплина;
  • самоорганизованность;
  • высокий уровень самоконтроля:
  • высокий уровень нравственности.

Психологи объединили характеристики личности, составив ее социально-психологическую структуру:


Социально-психологическая структура личности

Развитие социальных ролей в юношеском возрасте ( 10-11 класс)

Подростковый возраст – это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11 – 12 и продолжается до 16 – 17 лет – периода, когда человек входит во «взрослую жизнь». В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско – школьного статуса, с другой. Происходит становление мировоззрения молодого человека. Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Итак, социальные роли юношества: ребенок для родителей; ученик для преподавателя; лидер в группе сверстников; призывник для военкомата; спортсмен в секции; старший брат или сестра и др.

Малая

Это немногочисленная по составу общность людей, вступающих в коммуникацию. Между участниками существуют эмоциональные связи, а их взаимодействие регулируется общими нормами, принципами.

Виды

Классификация:

  • по способу образования: стихийные, организованные,
  • по наличию связей: реальные, условные,
  • по общественному статусу: официальные, неофициальные,
  • по уровню развития: с низким уровнем, с высоким уровнем,
  • по личностной значимости: референтные, группы членства,
  • по социальной значимости: положительные, асоциальные, антисоциальные.

Примеры

Классический пример , семья. Это не только семья, состоящая из родителей и детей, но и вся совокупность родственников, объединенных между собой узами кровного родства, супружества и эмоциональными привязанностями.

Критерием принадлежности человека к семье является его участие в межличностном взаимодействии с остальными родственниками.

Молодежная субкультура ( 10 класс)

Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодежной субкультуры (от лат, sub — частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо). Под молодежной субкультурой понимается прежде всего культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежное сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения. Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, не всегда и не точно повторяющие господствующие в обществе взрослых; ей присущ собственный язык. В молодежной субкультуре как в сложном и многомерном явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жестко оформленные субкультуры (панки, рейверы, рокеры, скины, кислотная молодежь, футбольные и музыкальные фаны и др.). В то же время можно выделить общие черты, под влиянием которых она формируется.

Поведение индивида

Поведение является особой формой активности человеческого организма, который осваивает среду. В этом аспекте поведение рассматривалось И. Павловым. Именно он ввел данный термин. При помощи этого термина стало возможным отображать сферу взаимоотношений отдельного взаимодействующего индивида со средой, в которой он существует и взаимодействует.

Поведение индивида – это реакция индивида на какие-либо изменения внешних или внутренних условий. Оно бывает осознанным и неосознанным. Человеческое поведение развивается и реализуется в социуме. Оно связано с целеполаганием и речевой регуляцией. Поведение индивида всегда отражает процесс его интеграции в социум (социализации).

Любое поведение имеет свои причины. Оно определяется событиями, предшествующими ему и вызывающими определенную форму проявления. Поведение всегда целенаправленно.

Цели индивида базируются на его неудовлетворенных потребностях. Т.е. любое поведение характеризуется целью, которую он стремится достигнуть. Цели выполняют мотивирующую, контролирующую и организационную функции и являются важнейшим механизмом управления. Для их достижения совершается ряд определенных действий. Поведение также всегда мотивировано. Какое бы ни было поведение, вызывающее или отстраненное, в нем обязательно присутствует мотив, который определяет именно сиюминутную форму его проявления.

В процессе технического прогресса в современной науке появился еще один термин – виртуальное поведение. Такой вид поведения объединяет в себе театральность и естественность. Театральность обусловлена иллюзией естественного поведения.

Поведение индивида обладает следующими признаками:

— уровнем активности (инициативность и энергичность);

— эмоциональной выразительностью (характер и интенсивность проявляемых аффектов);

— темпом или динамичностью;

— стабильностью, заключающейся в постоянстве проявлений в различных ситуациях и в разное время;

— осознанностью, основанной на понимании своего поведения;

— произвольностью (самоконтроль);

— гибкостью, т.е. изменением поведенческих реакций в ответ на трансформации среды.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]