Классификация конфликтов: сущность, причины и виды


Сущность и классификация конфликтов

Большинство специалистов определяют конфликт как способ разрешения тех или иных противоречий, которые стали следствием разногласий, несовпадения интересов, мировоззрений и так далее. Между участниками данного процесса непременно возникает напряженность и негативные эмоции.

Каждая из сторон конфликта твердо отстаивает свою позицию, не желая идти на уступки или же пересматривать свое мнение. При этом обязательным условием является несовместимость точек зрения сторон или их полное противоречие. Также стоит отметить, что подобные ситуации могут возникать не только между индивидами, но также и между их группами, а также внутри одной личности.

Определить наличие конфликта можно по его основным признакам, а именно:

  • противопоставление двух точек зрения касательно одного и того же вопроса;
  • активное противодействие, сопровождающееся эмоциональным напряжением;
  • наличие активных субъектов, которые постоянно поддерживают конфликтную ситуацию в активной фазе.

Стоит отметить, что многообразие ситуаций, вызывающих противоречие, отражает классификация видов конфликта. Она может быть основана на следующих признаках:

  • длительность (затяжные, краткосрочные, единовременные);
  • объем (личные, локальные, глобальные);
  • источник (ложные, субъективные, объективные);
  • средства (насильственные, пассивные);
  • форма (внутренние, антагонистические, внешние);
  • характер (спонтанные, намеренные);
  • по сферам жизни (семейные, этнические, политические, экономические).

Понятие и классификация конфликтов являются предметом изучения такой науки, как конфликтология. С ней неразрывно связаны психология, социология, философия и другие области знаний.

Типы конфликтов

Психологами была разработана следующая классификация типов конфликтов:

  • подлинный — существует на самом деле и образуется на почве реальных проблем или вокруг конкретных вещей;
  • случайный — возникает спонтанно и не бывает продуманным заранее (может разрешиться молниеносно или же перерасти в серьезную проблему);
  • смещенный — когда в ходе конфликта решается не та задача, которая находится на поверхности, а скрытые или завуалированные вопросы;
  • неверный — когда конфликт возник без видимых на то причин из-за недопонимания или же невнимательности одной из сторон;
  • латентный — существует на самом деле, но до конца не осознается индивидами, из-за чего не переходит в открытое противостояние;
  • ложный — не имеет под собой объективных причин, а возникает на почве эмоциональной напряженности или личной неприязни.

Каждый из приведенных выше типов может быть применен к тому или иному классификационному признаку. Они встречаются как в частной или общественной, так и в политической и экономической жизни.

Формы и типология конфликтных ситуаций

Выделяют основные типы конфликтных ситуаций. Их четыре:

  1. Межгрупповые. Происходят внутри организации между малыми группам, между большими социальными группами.
  2. Личностно-групповые. Когда в конфронтацию вступает отдельный индивид и группа.
  3. Межличностное. В этом случае у членов группы появляются несовместимые цели, паттерны поведения, мотивы.
  4. Внутриличностные. Столкновения происходят внутри самого человека, когда появляются противоречия между ожиданиями и требованиями внешней среды.

К разновидностям конфликтов можно отнести интриги, когда с одной стороны происходит нечестное действие, выгодное инициатору.

Они побуждают отдельных личностей или коллектив к определенным действиям и наносят ущерб другим людям или социальной группе.

Типы конфликтов , примеры:

Причины возникновения конфликтов

Возникновению конфликтной ситуации всегда предшествует какой-то толчок. Он может спровоцировать столкновение интересов, которое в дальнейшем будет развиваться по определенному сценарию. Наиболее распространенная классификация причин конфликта выглядит следующим образом:

  • Объективные причины: распределение материальных или иных ресурсов (каждая из сторон стремится получить наибольшую выгоду, вследствие чего возникает противоречивая ситуация);
  • пересечение задач (когда люди выполняют те или иные функции, которые могут соприкасаться или противоречить друг другу);
  • противоречие целей (люди, коллективы или подразделения, которые взаимодействуют друг с другом, могут ставить перед собой ориентиры, которые могут противоречить друг другу);
  • способы достижения целей (индивиды, взаимодействующие в рамках одного коллектива, могут иметь разные взгляды на достижение результата);
  • нарушение коммуникаций (в результате неправильно организованных связей могут возникнуть противоречия и неточности).
  • Социально-психологические причины:
      неблагоприятная психологическая обстановка (в коллективах с недружелюбной атмосферой и плохой организацией достаточно часто возникают конфликтные ситуации);
  • адаптация новых членов коллектива (споры могут возникнуть из-за неприятия индивида или же из-за его неподобающего поведения);
  • социальные нормы (соблюдение или несоблюдение их личностями, взаимодействующими в одной команде, а также разное их понимание);
  • разница поколений (конфликт возникает из-за несовпадения или противопоставления ценностей, присущих людям разных возрастов);
  • территориальность (разногласия между обитателями различных территорий ввиду несовпадения устоев и порядков);
  • деструктивный лидер (преследуя свои личные цели, вносит разлад в работу коллектива);
  • респондентная агрессия (индивид, столкнувшись с неприятностями или трудностями, вымещает свое недовольство и агрессию на окружающих).
  • Личностные причины:
      когнитивные процессы (в ходе жизнедеятельности и восприятия информации у людей может формироваться различная оценка тех или иных ситуаций);
  • особенности характера (в силу своего воспитания и мировосприятия, а также психологического состояния индивид может вступать в противоречия с окружающими).
  • Зная основные причины, которые приводят к возникновению конфликтных ситуаций, можно своевременно принять целесообразные меры по их недопущению или устранению.

    Структурные элементы

    Конфликт имеет определенную структуру, позволяющую более полно определить его значимость, остроту и методы разрешения.

    1. Объект. К нему относится материальная, духовная, социальная ценность, по поводу которой пересекаются интересы обеих сторон. Каждый из противоборствующих субъектов стремится завладеть им.
    2. Предмет , собственно, из-за чего возникли разногласия, проблема, источник, противоречие.
    3. Образ ситуации , ее отображение в сознании субъекта.
    4. Мотивы , силы, которые побуждают к активным действиям.
    5. Позиции сторон.
    6. Субъекты , участники, это могут быть отельные личности, группы.
    7. Стратегия и тактика ведения.
    8. Исход ситуации , какие проявились последствия, результаты, насколько участники осознают и принимают их.

    Учитываются условия протекания конфликта:

    • пространство , где разворачивается,
    • время , длительность,
    • социально-психологические , характеристика участников, их вовлеченность, мотивы, способы взаимодействия, степень конфронтации,
    • социальные , вовлекаются ли различные социальные группы , профессиональные, семейные, гендерные.

    В конфликтной ситуации выделяются стадии развития:

    • предметная , на этом этапе появляются объективные причины для разногласий,
    • взаимодействие , конфликт развивается, по-другому обозначается как инцидент,
    • разрешение , может быть полным или частичным.

    Социологи и психологи при поиске пути решения обязательно учитывают структуру, количество участников, их мотивацию.

    Стадии конфликта , таблица.

    Структура конфликта в этом ролике:

    Функции конфликтов

    С каждым годом все более широкой становится классификация конфликтов. Функции конфликтов могут быть как положительными, так и отрицательными. К первым относят следующие:

    • в ходе конфликта может разрешиться проблема или же иссякнуть противоречие между сторонами;
    • в процессе противостояния могут проявиться скрытые качества личности, о которых раньше окружающим не было известно;
    • благодаря тому, что дается выход отрицательным эмоциям, в дальнейшем напряженность ослабевает;
    • конфликт — это своего рода ступень к новому этапу межличностных отношений;
    • в том случае, если индивид отстаивает общественное мнение в ходе противостояния, его авторитет может значительно возрасти;
    • для личности участие в конфликте может быть полезным в плане поиска своего места в социуме, а также самореализации.

    Классификация конфликтов демонстрирует нам их распространенность, а также неизбежность. Но, к сожалению, среди их функций встречаются также и негативные:

    • создание психологического напряжения в коллективе;
    • высокий риск насилия в ходе обострения противоречия;
    • стрессовые ситуации негативно сказываются на состоянии здоровья;
    • в результате конфликта могут быть разрушены прочные межличностные и прочие связи;
    • снижение результативности коллективной и индивидуальной работы;
    • вырабатывается привычка к ссорам и насилию.

    Можно сделать вывод, что конфликт нельзя расценивать как исключительно отрицательное или исключительно положительное явление. Это довольно многогранная ситуация, которая при грамотном управлении может быть переведена в конструктивное русло.

    4.5. Стратегия поведения в конфликтной ситуации

    Многовековой опыт участия людей в различных конфликтах и их разрешении, бесчисленные наблюдения за конфликтующими сторо­нами, специальные научные исследования и обобщения позволили ученым выделить основные стратегии поведения при конфликте.

    Например, Р. Блейк и Дж. Моутон называют пять таких стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

    Соперничество (конкуренция).

    Это стратегия открытой борьбы за свои интересы, навязывания другой стороне собственной точки зрения, выгодного для себя решения в ущерб позиции оппонента. Этот стиль считается эффективным в том случае, если человек обладает властью и определенными волевыми качествами.

    Назовем примеры случаев, когда рекомендуется использовать эту модель поведения:

    • исход очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
    • вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение — наилучшее;
    • решение необходимо принять быстро и у вас есть достаточно власти для этого;
    • вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и что вам нечего терять;
    • вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
    • вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой;
    • вы должны принять непопулярное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.

    К недостаткам этой стратегии относится подавление инициативы противоположной стороны, возможность повторения всплеска конфронтации, ухудшение взаимоотношений с окружающими.

    Сотрудничество. Данная стратегия направлена на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. По мнению специалистов, это самый трудный стиль поведения, однако именно он позволяет выработать наиболее эффективное решение в сложных конфликтных ситуациях. Такой стиль требует от участников конфликта выдержки, самообладания, уважительного отношения друг к другу. Этот стиль побуждает людей к открытому обсуждению их нужд, желаний, интересов. Все это требует определенного времени и терпения. Стратегию сотрудничества целесообразно использовать в следующих ситуациях:

    • решение проблем очень важно для обеих сторон и никто не хо­чет полностью от него устраниться;
    • у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с дру­гой стороной;
    • у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хо­роший подход к разрешению конфликтов на почве долгосроч­ных проектов);
    • и вы, и другой человек осведомлены в проблеме и желания обе­их сторон известны;
    • вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения;
    • вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
    • обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной влас­тью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решения проблемы.

    Компромисс. Это стратегия урегулирования разногласий через взаимные уступки. Суть данной стратегии заключается в том, что стороны частично выполняют свои желания, а частично желания оппонента. Компромисс нередко является удачным отступлением или последней возможностью прийти к какому-либо решению. Стиль компромисса в некоторой степени напоминает сотрудничество, однако отличается от него более поверхностным характером, так как не требует глубокого осмысления нужд и интересов другой стороны.

    На компромисс приходится соглашаться, когда, к примеру, вы и другой человек хотите одного и того же, но понимаете, что одновременно это для вас невыполнимо (занять одну и ту же должность; получить один и тот же кабинет и т. п.).

    Сотрудничество позволяет выработать долгосрочные взаимовыгодные решения, а в результате компромисса может быть найдет лишь временный подходящий вариант. Нередко через какое-то время обнаруживается неудовлетворенность принятыми решениями. Возобновление конфликта в измененном виде становится неизбежным.

    Перечислим типичные ситуации, в которых стратегия компромисса является самой эффективной:

    • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
    • вы хотите получить решение быстро, потому что у вас нет вре­мени или потому что это более экономичный и эффективный путь;
    • вас может устроить временное решение;
    • вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;
    • другие подходы к решению проблемы оказались неэффектив­ными;
    • удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение и вы можете несколько изменить поставлен­ную вначале цель;
    • компромисс позволяет вам сохранить взаимоотношения и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

    Избегание (уклонение).

    Суть названной стратегии заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем. Обычно к этому стилю прибегают, когда нет необходимости отстаивать свои права, когда стороны не сотрудничают для выработки решения проблемы, а сама проблема не является столь важной, чтобы тратить на нее силы. Такой стиль также уместен, если оппонент обладает большой властью или человек чувствует себя неправым, поэтому у него нет оснований бороться за собственную позицию.

    Стиль уклонения может быть полезным при общении с трудным, конфликтным человеком. Иногда целесообразно уклониться от решения конфликта, чтобы собрать необходимую информацию, лучше разобраться в проблеме. Стиль избегания нельзя считать бегством от проблемы или уходом от ответственности. Нередко это является Достаточно конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Вполне возможно, что конфликт разрешится сам собой. А если нет, то временная отсрочка позволит хорошо подготовиться к его обсуждению.

    Стиль уклонения обычно применяется в приведенных ниже типичных ситуациях:

    • напряженность слишком велика и вы ощущаете необходимость ослабления накала;
    • исход не очень важен для вас и вы считаете, что решение настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;
    • у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;
    • вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;
    • вы хотите выиграть время, может быть, для того, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-либо поддержкой;
    • ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение кон­фликта потребует слишком многого от вас;
    • у вас мало власти для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;
    • вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему;
    • пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку вскрытие и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

    Приспособление. Так называется стратегия сглаживания противоречий за счет собственных интересов. Человек жертвует своими интересами в пользу оппонента, уступая ему и жалея его.

    Этот стиль целесообразно использовать, когда исход дела важен для другого человека и не очень существен для вас. Обычно так поступают, когда не очень рассчитывают на положительное для себя решение проблемы и собственный вклад в дело не велик, т. е., уступая в чем-то, теряют мало. Если приходится уступать в важном для себя, то возникает чувство неудовлетворенности и обиды. В такой ситуации стиль приспособления нежелателен.

    Стратегия приспособления дает возможность выиграть время, добиться отсрочки в решении проблемы, этим он напоминает стиль уклонения. Но у этих стилей поведения есть и существенное различие. Применяя стратегию приспособления, вы действуете вместе с другим человеком, соглашаетесь делать то, чего хочет он. При стратегии уклонения проблемы просто отбрасывается, интересы другой стороны никак не учитываются.

    Приведем наиболее характерные ситуации, в которых желательно использовать стратегию приспособления:

    • вас не особенно волнует случившееся;
    • вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людь­ми;
    • вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаи­моотношения, чем отстаивать свои интересы;
    • вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас;
    • вы понимаете, что правда не на вашей стороне;
    • у вас мало власти или шансов победить;
    • вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситу­ации полезный урок, если вы уступите его желаниям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или считая, что он совершает ошибку.

    1См., например, учебник «Конфликтология» А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова.

    Примеры похожих учебных работ

    Особенности решения проблемных ситуаций учителями различного стиля взаимодействия

    … ситуация, учитель не должен поддаваться первому эмоциональному порыву. Ни резкая речь, ни одергивающие замечания со стороны педагога не приведут к успешному решению проблемы. … наличию конфликта относились … стиля в решении затруднительных ситуаций …

    Компетентность в общении и решение проблем собственного трудоустройства

    … эффективное решение проблем профессионального … конфликтом, что подразумевает занятие участником конфликта … как партнеры-участники, ситуация, задача. Кодекс … собеседника; перцептивная сторона общения — … Корректировка направления, стиля, методов общения. …

    Конфликт, его решение

    … нас». Социальный конфликт — это «ситуация, когда стороны (субъекты) … Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и при­нятию решений, называют дисфункциональными (деструк­тивными). Надо уметь анализировать конфликты, пони­мать их причины …

    Ролевой конфликт: пути решения

    … ситуация межролевого конфликта, когда родителям мужа не нравится жена и его сыновний долг вступает в противоречие с супружескими обязанностями. В данном случае решение проблемы … вообще конфликт? Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон …

    Конфликт как психологическая проблема

    … сторону Разобрать различные видения проблематики конфликта как психологической проблемы Выявить суть психологических проблем, возникающих во время конфликта и предложить их решения. Глава 1. Понятие конфликта Конфликт. Типология конфликта Конфликт …

    Классификация социальных конфликтов

    Социальный конфликт возникает вследствие разногласий между индивидами, проживающими или осуществляющими свою деятельность в определенных общественных рамках. Причиной может стать несовпадение интересов, противоположная постановка целей, а также несовместимость убеждений и ценностей. Классификация социальных конфликтов выглядит следующим образом:

    • В соответствии с количеством участников: внутриличностные — возникают в том случае, когда перед индивидом стоит дилемма касательно принятия важного решения;
    • межличностные — столкновение интересов нескольких людей;
    • межгрупповые — несовпадение точек зрения по определенным вопросам среди нескольких коллективов.
  • В соответствии с направленностью:
      горизонтальные — между людьми из одной социальной или профессиональной прослойки;
  • вертикальные — противоречия между подчиненными и вышестоящими (также может идти речь о социальных классах);
  • смешанные.
  • В соответствии с источником:
      объективные — имеют перед собой конкретные причины, которые являются явными или легко устанавливаются;
  • субъективные — обусловлены особенностями характера или мировоззрения противоборствующих сторон.
  • В соответствии с функциями:
      созидательные — в ходе разрешения конфликта становится возможным принятие конструктивного решения;
  • разрушительные — вносят разногласия и разрушают существующую систему.
  • В соответствии с содержанием:
      рациональные — возникают вокруг конкретных предметов или вопросов;
  • эмоциональные — имеют исключительно личное значение.
  • В соответствии с длительностью:
      краткосрочные — быстро разрешаются;
  • долгосрочные — не угасают на протяжении длительного периода времени.
  • В соответствии со средствами разрешения:
      мирные;
  • вооруженные.
  • В соответствии с характером:
      спровоцированные преднамеренно для поднятия той или иной проблемы;
  • возникшие спонтанно.
  • В соответствии с влиянием на окружающую среду:
      прогрессивные — вносят нечто новое в развитие общества;
  • регрессивные — возвращают ситуацию в предшествующее положение.
  • В соответствии со сферами жизни:
      политические;
  • экономические;
  • этнические;
  • бытовые.
  • Категория социальных конфликтов является одной из наиболее важной для изучения, ведь она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Кроме того, данные ситуации могут быть спроецированы на более серьезные проблемы для выработки аналогичных решений по ним.

    Межличностные конфликты

    Под межличностным конфликтом подразумевают столкновение индивидов, возникшее в результате тех или иных разногласий. Камнем преткновения в данном случае может стать противоположность интересов, целей или мировосприятия. Классификация межличностных конфликтов следующая:

    • По направлению: горизонтальные конфликты — возникают между людьми одинакового статуса, которые не связаны отношениями подчинения;
    • вертикальные — могут сложиться между индивидами вследствие классового или служебного неравенства.
  • По назначению:
      конструктивные — приводят к выработке рациональных решений;
  • деструктивные — приводят к разрушению налаженных связей.
  • По сфере:
      деловые — возникают в процессе профессиональной деятельности исключительно вокруг деловых вопросов;
  • личностные — основаны на неприязни индивидов друг к другу или же на пересечении собственных интересов и целей.
  • По форме проявления:
      скрытые — сохраняется напряженность, но не происходит явного противостояния между конфликтующими сторонами;
  • открытые — вступление в активное противодействие.
  • По времени:
      эпизодические — возникают внезапно и разрешаются достаточно быстро;
  • длительные — не прекращаются на протяжении определенного периода (могут перетекать то в открытую, то в скрытую фазу).
  • Классификация межличностных конфликтов может рассматриваться как самостоятельно, так и во взаимодействии и пересечении с прочими разновидностями.

    Вооруженные конфликты

    Вооруженный конфликт, как понятно из его названия, представляет собой противостояние с использованием оружия тех или иных видов. Они могут быть разной направленности, локализации, а также иметь прочие отличия. Классификация вооруженных конфликтов может быть представлена следующим образом:

    • В соответствии с целями: справедливый (когда целесообразность применения вооружения признана международными организациями);
    • несправедливый (когда оружие является лишней и неоправданной мерой).
  • По территории:
      локальные (проходят строго в границах определенной территории);
  • региональные (затрагивают значительную территорию и нередко могут стать следствием локальных столкновений);
  • глобальные (в них, как правило, бывают вовлечены несколько государств, решающих таким образом свои территориальные или же ресурсные и политические споры).
  • Вооруженные конфликты нуждаются в первую очередь в прогнозировании, что позволит своевременно принять те или иные решения по их недопущению или устранению.

    Библиография.

    1. Конфликтология / Под ред. В.В. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005.
    2. Майерс Д. Социальная психология. – М.: Питер, 2005.
    3. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов II курса специальностей 061000 – «Государственное и муниципальное управление», 061100 – «Менеджмент организации», 061500 – «Маркетинг» и студентов III курса специальностей 060400 – «Финансы и кредит», 060500 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Кафедра философии. Методические указания разработала профессор И.А.Уледова. М., 2007.
    4. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002.
    5. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

    Внимание!

    Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

    Бесплатная оценка

    +12

    Размер: 27.88K

    Скачано: 163

    05.05.09 в 18:20 Автор:95710465

    Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно

    , а нам
    приятно
    ).

    Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

    Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Добавить работу

    Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

    Конфликты в рамках организации

    Трудовой коллектив — это, пожалуй, наиболее благоприятная среда для возникновения споров и разногласий. Классификация конфликтов в организации имеет следующий вид:

    • по уровням организации противостояния могут быть горизонтальными, вертикальными или же смешанными;
    • в соответствии со сферой возникновения они могут иметь как деловой, так и личный характер (могут также совмещать в себе эти два признака);
    • по степени проявления конфликты могут быть как скрытыми, так и явными, имеющими реальное проявление (второй вариант более предпочтительный, так как он ускоряет разрешение ситуации);
    • исходя из характера, можно выделить как объективные (имеющие под собой реальный повод) конфликты, так и субъективные, основанные исключительно на индивидуальных взглядах;
    • в соответствии с последствиями конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

    Последствия

    По последствиям конфликты делят на две большие группы:

    • конструктивные , предполагают рациональные преобразования, положительные изменения,
    • деструктивные , разрушающие организацию, группу, личность.

    Некоторые авторы дают следующую классификацию:

    • функциональный, предполагающий поиск перспективных альтернатив, дающий возможность эффективно разрешить разногласия, положительно влияющий на развитие отдельной личности,
    • разрушительный , цели не достигаются, потребности отдельного индивида не удовлетворяются.

    По воздействию конфликт можно поделить на отрицательный и положительный.

    У. Линкольн выделил следующие положительные последствия конфликтной ситуации:

    • объединение людей с одинаковой направленностью &ndash, единомышленников,
    • ускорение процесса самосознания,
    • разрядка, сброс напряжения, несущественные дела при этом уходят на второй план,
    • расставляет приоритеты,
    • помогает выходу эмоций,
    • обращается внимание на предложения, которые нуждаются в обсуждении,
    • помогает налаживать рабочие контакты,
    • под влиянием ситуации утверждается определенный набор ценностей,
    • происходит поиск наиболее оптимальных способов предотвращения конфликтов.

    Управление конфликтными ситуациями

    Неотъемлемой частью современной действительности является такое понятие, как конфликт. Классификации конфликтов, управление конфликтами представляют собой объективную необходимость. Это позволит держать их под контролем и эффективно разрешать. Индивид имеет возможность оказывать непосредственное воздействие на динамику и ход противостояния.

    Цель управления конфликтами сводится к тому, чтобы повернуть деструктивный конфликт в конструктивное русло или же не дать созидательному противостоянию стать разрушительным. Также стоит отметить необходимость предвидения подобных ситуаций с целью их недопущения. В некоторых же случаях споры могут быть искусственно спровоцированы для решения определенных организационных задач или снятия скрытой напряженности в коллективе. Классификация конфликтов в данном случае должна быть обязательно учтена.

    Управление конфликтными ситуациями включает в себя ряд понятий:

    • урегулирование — поиск альтернативы, благодаря которой будут в той или иной степени удовлетворены интересы всех противоборствующих сторон, а также будет частично или полностью снято напряжение;
    • разрешение — это полное устранение причины конфликтной ситуации или же поиск компромисса, который сделает ее неактуальной или незначительной;
    • прогнозирование — умение предвидеть наступление противоречивой ситуации на основе имеющихся данных;
    • предупреждение — принятие комплекса мер по недопущению развития конфликта и перехода его в открытую форму;
    • стимулирование — создание атмосферы, которая бы спровоцировала конструктивное противостояние или спор.

    Классификация конфликтов играет немаловажную роль в управлении спорными ситуациями. Иногда именно от данного фактора может зависеть выбор комплекса мер.

    Введение.

    Проблема конфликта охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия конфликт, его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, а также типология, классификация конфликтов, выявление их роли в общественной жизни и т.д.

    Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно – от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.

    Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно оказывался в состоянии конфликта. Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разнообразными. Особую значимость они приобретают в условиях трудовых отношений, ибо здесь конфликты, если они окажутся неуправляемыми, способны не только дезорганизовать производство, но и привести к большим социальным потрясениям. Поэтому знание природы конфликтов, их типологии, способов разрешения представляется весьма важным.

    В этой работе рассмотрены такие вопросы как: понятие конфликта; типология конфликта и его структура, а также общие стадии протекания конфликта, включающие формирование противоречивых интересов, переход потенциального конфликта в реальный, конфликтные действия, снятие или разрешение конфликта, пост конфликтную ситуацию; также рассмотрены общие деструктивные и конструктивные функции конфликта.

    Целью работы является:

    1. изучение видов и структуры конфликта;
    2. исследование стадий протекания конфликта;
    3. решение теста.

    Выводы

    Классификация современных конфликтов демонстрирует нам их разнообразие и многочисленность. Те или иные противостояния и столкновения интересов встречаются практически во всех сферах человеческой жизни. Это и побуждает ученых и психологов вплотную заниматься изучением конфликтных ситуаций, ведь спор, возникший между несколькими индивидами, может быть спроецирован и на более масштабные противостояния. Это позволяет вырабатывать эффективные методики урегулирования и разрешения. К сфере управления конфликтами также могут быть отнесены такие действия, как прогнозирование и предвидение, предупреждение и намеренное стимулирование.

    Основные классификации конфликтов затрагивают самые главные сферы жизни человека. Важнейшую роль играют межличностные противостояния, которые встречаются практически повсеместно. Вступая в трудовую деятельность, человек непременно столкнется с организационными конфликтами. Более глобальное значение имеют межрегиональные и межгосударственные противостояния, которые могут перерасти в фазу вооруженных, если вовремя не будут приняты меры по их урегулированию.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]