Психологические способы воздействия в процессе общения


Услуга

Что вы делаете, когда хотите пригласить друга, например, в парк или в кинотеатр? Рассказываете, какие там есть аттракционы, какой крутой фильм сегодня показывают и как классно можно провести время. Единственный способ завлечь куда-либо человека – внушить ему искренний интерес. В формате деловых переговоров интерес может быть только один – некая выгода. Если вы предложите собеседнику выгодное дело просто так, в качестве услуги или жеста доброй воли, то гарантированно вызовете у него интерес и благодарность в свой адрес. Осталось только придумать, как оформить нужное предложение в виде бескорыстной услуги партнеру.

Комплимент должен быть кратким, содержать одну-две мысли, не должен содержать поучений.

Необходимо избегать двусмысленных оборотов. Комплименты нужно говорить как можно чаще. Именно практикой достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и неотразимым. Комплимент начинается с желания его сказать. Найдите, что вам лично нравится в собеседнике, что бы вы хотели позаимствовать у него.

Люди принимают комплименты благосклонно, так как каждому приятно уже одно то, что ему хотят сказать что-то хорошее. Именно поэтому они легко прощают возможные промахи. Поскольку мужчины не избалованы комплиментами, они и менее требовательны к их качеству. Именно поэтому лучше учиться делать комплименты на мужчинах.

Когда комплимент понравился, лицо человека озаряется улыбкой. Хорошее настроение вместе с улыбкой передается собеседнику. Именно поэтому комплименты приносят пользу всем участникам общения*.

“Попытка встать с колен”

Итак, представьте себе человека, это может быть женщина или мужчина, который считает каждую копейку, отказывает себе в дорогих покупках и постоянно занимает деньги у соседей. Но, приходит день, когда такой человек решает кардинально изменить свой уровень и образ жизни, забыв про старые привычки навсегда. Он увлекается своим внутренним миром, начинает читать литературу, в которой ищет полезные рекомендации. Учится смотреть на мир позитивно, ища во всех происходящих событиях только положительные стороны. В общем, решает построить жизнь не по привычным канонам, а по своим внутренним предпочтениям.

А теперь представьте, что такой человек каждый вечер вынужден встречаться с людьми, подрывающими его решительность. Они готовы высмеять его взгляды, желание измениться и начать жить на качественно новом уровне. Приобретенная уверенность, которая еще не была подкреплена реальными достижениями, к сожалению, уступит место сомнениям, страхам и опасениям. И человек, скорее всего, быстро вернется к прежнему образу и стилю жизни, опускаясь на колени. Получается, что влияние окружения на личность очевидно.

Кто же действительно может повлиять на сознание человека? Это могут быть его самые близкие друзья, родители, коллеги, родственники, соседи, даже случайные прохожие. Наше окружение достаточно велико, и каждый человек оказывает воздействие на намерения и поступки. Разве может себе позволить один человек не обращать внимания на цели и игнорировать оценки со стороны окружающей среды? Даже если люди и осознают, что мнение и взгляды среды дикие и жестокие, а влияние окружения на личность разрушительно, часто со временем соглашаются с ними.

Убеждение

Такой вид влияния на людей направлен непосредственно на сознание человека с целью «донести» какую-то конкретную информацию до разума человека. Убеждение направлено на снятие определенных страхов и необходимо для устранения препятствий на пути информации к сознанию человека.

Эффективность такого воздействия зависит от уровня интеллекта и образования того, кого убеждают. Убеждение построено на системе доводов. Они сформированы по законам логики и должны быть обоснованы тем, кто наводит убеждение. Такой вид влияния лучше всего внедрять во время обсуждений, групповых дискуссий, споров. Убедить проще человека, обладающего логическим и высокоинтеллектуальным складом ума. Тяжелее всего применить этот метод будет на людях с низким уровнем интеллекта и трудным характером.

Обращайтесь к человеку по имени

Известный американский писатель Дейл Карнеги (Dale Breckenridge Carnegie) посчитал, что называть человека по имени невероятно важно. Собственное имя для любого человека — это одно из самых приятных сочетаний звуков

Имя — неотъемлемая часть жизни человека, поэтому его произнесение как бы подтверждает для человека факт его существования. А это, в свою очередь, принуждает испытывать положительные эмоции по отношению к тому, кто это имя произносит.

Такое же влияние оказывает использование титула, социального статуса или сама форма обращения. Если вы ведете себя определенным образом, то к вам будут относиться так, как подобает. Допустим, если вы называете человека своим другом, он в скором времени испытает дружеские чувства по отношению к вам. А если желаете на кого-то работать, называйте этого человека — боссом.

Приемы управления партнером

Главная составляющая разговора между людьми – эмоциональный контакт. Влияние этой части в психологии рассматривается, как возможный инструмент манипуляции партнером. При разговоре с человеком наш мозг получает огромное количество сигналов, которые через подсознание начинают управлять нами, вызывая те или иные эмоции при виде определенной личности. Если в процессе общения посылать партнеру определенный скрытый позитивный сигнал, у него выработается стойкий рефлекс. При виде вас он будет испытывать радость. Такие приемы не помогут вам навязать свои желания другой личности, но смогут расположить кверента к общению.

Обращаясь к партнеру, всегда называйте его по имени. Это важная составляющая правильного общения. Каждый человек – личность, он уникален. Обращение без использования имени обезличивает собеседника. Он остается неудовлетворенным в стремлении быть самим собой, испытывает негативные эмоции, которые ассоциируются с вашим образом. Правильное обращение показывает значимость индивида для вас.

С утра используйте фразу «Доброе утро». Она более приятна для слуха, чем сухое «Здравствуйте». Улыбайтесь партнеру. Это работает, как зеркало: улыбаясь себе в отражающую поверхность, в ответ вы всегда получаете улыбку. Таким же образом можно использовать и людей. Подсознательно улыбка у каждого индивида ассоциируется с другом, счастьем, ощущением безопасности, поэтому ваш партнер будет бессознательно следовать вашим указаниям.

В деловом общении старайтесь использовать комплименты. Они помогают вызвать чувство удовлетворения у партнера, но использовать их нужно с умом, иначе все старания будут напрасны, а комплимент превратится в банальность, грубую лесть или будет звучать, как насмешка. Каждый должен подкрепляться фактом.

Правила построения комплиментов:

  • в комплименте отражаются позитивные качества, которые не могут быть восприняты одновременно как негативные;
  • не следует использовать гиперболизацию, преувеличение должно быть небольшим;
  • ваши слова не должны отражать положительное качество ниже, чем считает сама личность;
  • в комплименте должна отражаться констатация наличия положительного качества, а не указания по улучшению;
  • делая комплимент, не пытайтесь тут же обратить особое внимание на недостатки человека.

Повторяйте

Один из самых действенных способов расположить к себе человека и показать, что вы действительно его понимаете, — это перефразировать то, что он говорит. Произнесите то же самое, только своими словами. Эта техника еще известна как рефлективное слушание. Так часто поступают психотерапевты — люди рассказывают им больше о себе, и между пациентом и врачем выстраиваются почти дружеские и открытые отношения.

Использовать эту технику легко при разговоре с другом. Сформулируйте только что сказанную им фразу как вопрос — этим вы покажете, что внимательно слушали и поняли человека, и ему будет с вами гораздо комфортнее общаться. В дальнейшем он будет больше прислушиваться к вашему мнению, потому что вы уже четко дали понять, что он вам интересен.

Умеете ли вы улыбаться тогда, когда это необходимо?

Подобная ситуация возникает в том случае, когда у собеседника нужно вызвать положительные эмоции, расположить его к себе. Это необходимо для того, чтобы он принял вашу позицию, чтобы выполнял ваше распоряжение или просьбу не под давлением, а добровольно. И все это необходимо… всегда. В нашем контексте легкая улыбка – это и приветственная улыбка, и сочувственная, и ободряющая, и сопереживательная. Если вам трудно улыбаться «по заказу», то можно для начала порекомендовать следующее: оставшись наедине с самим собой, улыбнитесь тому, кто смотрит на вас из зеркала.

В лексиконе руководителей слова, приятные для подчиненных, которые отмечают их достоинства (возможно, в несколько преувеличенном виде), встречаются редко. Чем это объясняется?

Комплименты – это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник. В этом смысле мы и рассмотрим комплимент как один из приемов формирования аттракции в деловых отношениях.

Разумеется, каждому из нас приятно слышать комплименты в свой адрес. При этом мы осознаем, что сказанное – пусть и небольшое, но все же преувеличение. Так почему нам все же приятно слышать такие слова?

Если человеку часто повторять: «Вы же умница» или «Вы же великолепно с этим справляетесь», хотя на самом деле это не совсем так, то через некоторое время он действительно поверит в свои способности и будет стремиться реализовать имеющийся потенциал.

В эффекте внушения происходит как бы заочное удовлетворение мечты, желания, потребности человека в совершенствовании какой-то своей черты. Фактически потребность при этом не будет полностью удовлетворяться, но реальным будет ощущение ее удовлетворения, появление на этой почве положительных эмоций.

Способы и методики сопротивления манипуляциям

Даже умелому манипулятору можно оказать сопротивление. Для этого жертве необходимо осознанное отношение к общению.

Анализ ситуации

Прежде, чем выбирать форму сопротивления, нужно проанализировать свое общение с предполагаемым манипулятором. Для этого необходимо:

Выявить приемы манипулирования. Жертва должна понять, какой способ управления ей использует собеседник

Для этого следует обратить внимание на наиболее часто повторяющиеся в речи слова и фразы, мимику и жесты. Определить мотивы собеседника. Это возможно не всегда

Однако, если продавец в магазине долго рассказывает о преимуществах какого-либо товара, его цель определить несложно — продать, увеличить выручку.

Манипуляцию нужно отличать от психологической игры. Разница между ними заключается в том, что при ведении психологической игры победитель не получает практической пользы. Ему достается только моральное удовлетворение. Пример такой игры: каждый участник спора пытается убедить другого в правоте своих религиозных воззрений. Чтобы победить в споре, необходимо предоставить не только большое количество фактов, подтверждающих свою правоту. Нужно хорошо разбираться в религиозных воззрениях оппонента, чтобы указывать на их слабые стороны.

Сопротивление

Сопротивление манипулированию может быть активным и пассивным. Активное подходит людям с сильной энергетикой, уверенным в себе, имеющим независимые взгляды. Сопротивляться открыто можно, если манипулятор стоит ниже на социальной лестнице (подчиненный, продавец в магазине). Пассивное сопротивление рекомендовано людям со слабой энергетикой и здоровьем, а также тогда, когда обманщик по социальному статусу выше своей жертвы (начальник).

Пассивное сопротивление

Для пассивного сопротивления характерны:

  1. Медлительность. Реакции и речь жертвы замедленны.
  2. Игнорирование. Жертва делает вид, что не поняла смысла сказанного, заставляя повторять одну и ту же информацию несколько раз. Игнорирование можно свести до полного отсутствия реакций. Например, если жертва молчит на протяжении всей беседы, диалог превращается в монолог. Манипулятор говорит сам с собой, что останавливает его попытки дальнейшего воздействия.
  3. Согласие. Открытое сопротивление усиливает натиск манипулятора, а согласие жертвы заставляет его расслабиться.
  4. Повторение реплик, сказанных манипулятором. Интонацию нужно менять на вопросительную.

Большинство этих приемов направлено на то, чтобы вызвать раздражение или недоумение обманщика, заставить его потерять контроль над ситуацией

Чтобы защитить себя от нечестной игры, жертва должна сосредоточить свое внимание не на речи лжеца, а на его лице. Ложь выдают:

  • покраснение кожных покровов;
  • бегающие глаза, выражение которых не совпадает с тем, что говорит лжец;
  • напряженность мускулов;
  • учащенное дыхание.

Активное сопротивление

Для остановки манипулирования необходимы:

  1. Открытое обсуждение недопустимости обмана. Согласие обманщика не означает, что он принял правила игры.
  2. Раскрытие сути уловки. Манипулятору сообщается, каким способом он пытается воздействовать на жертву. Применять этот прием рекомендуется не всегда. Когда жертва знает об используемом способе, она будет контролировать лжеца. Манипулятор будет уверен в том, что ложь осталась незамеченной и не сменит тактику.
  3. Повторное напоминание о недопустимости обмана. Если при использовании нового приема манипулятора застигают врасплох, есть вероятность, что он прекратит нечестную игру. Обманщик может испугаться эрудированности жертвы.
  4. Ответный прием. Между собеседниками начинается своеобразное соревнование. Однако, побеждает чаще всего тот, кто смог вовремя отказаться от нечестной игры.

Подсознательные защиты

Защита от манипуляции в общении редко бывает осознанной. Жертва ощущает свою позицию подсознательно и может предпринять действие, которое даже ей самой покажется нерациональным. К наиболее распространенным способам избавиться от манипулятора относятся уход и игнорирование. Вторым способом жертва пользуется в том случае, если не может уйти.

Методы влияния

Иногда индивид может ощутить, как кто-то на него оказывает свое воздействие. Это могут быть и рекламщики, менеджеры по продажам, власть, политики и даже близкие люди. Влияние может оказываться, как осознанно, так и происходить на бессознательном уровне. Методика воздействия основывается на способности программирования психики, отключив разум, используя определенные подходы.

  1. Психологическая атака. Ситуация, когда на психику активно воздействуют, при этом задействованы различные приемы, который быстро сменяются. Стремительность действий, которая включает: переменчивое положение тела, речь становится многословной, жестикуляция энергичной.
  2. Программирование. Направленная на одну личность, характерна однозначность слов, позиция пассивная, характерна неподвижность. Подобный способ способствует образованию конкретной последовательности появляющихся мыслей, мнение становится навязанным, поведение стереотипным для конкретной ситуации.
  3. Манипуляция. Характерно наличие двусмысленной речи, хорошо продуманной позиции тела. У человека возникают двойственные образы, которые ставят его в положение выбора. Они его вынуждают измениться в пользу манипулятора. Применяют политики и идеологи.
  4. Психологическое давление. Это воздействие большой интенсивности, берущее за основу представительный образ. Речь становится утвердительной, возражения недопустимыми, указания по типу приказов, положение тела стабильное, устойчивое. Данный метод способствует вынужденному выполнению определенных действий, человека принижают. Может применяться руководителями, органами власти, характерно для армии.

Предлагаю Вашему вниманию методы, которые Вы можете применять при общении с другими людьми, а также понимать, что Вами манипулируют.

Заражение. Метод, основанный на передаче эмоционального настроения одного человека другому. Например, случай, когда один раздраженный индивид с плохим настроением портит его своим близким. Или в ситуации, когда три человека едут в лифте, который застревает, и только один начинает паниковать, следом за ним и у остальных начинаются панические атаки. Не стоит думать, что можно заразиться только отрицательными эмоциями. Такая же ситуация может наблюдаться, если в компании друзей, когда рассказывают веселую историю, один начинает смеяться, остальные также подхватывают его смех. Внушение. Тут задействован уже не эмоциональный уровень. В главной роли авторитетность, правильно подобранные фразы, визуальный контакт, особая интонация голоса. То есть какой-то человек, имея свои цели, убеждает другого действовать, таким образом, как ему это выгодно. Стоит отметить, что действия однозначно будут провальными, если у манипулятора будет неуверенный голос. Огромное воздействие таким приемом можно оказывать на детей до 12-летнего возраста, а также на неуверенных в себе личностей, и тех, кто склонен к неврозам. Убеждение. Данный метод основывается на логике, человек обращается к разуму другого индивида. Стоит учитывать, что прием будет провальным, если общение предстоит со слаборазвитой личностью. Нужно понимать, что глупо кому-то что-то доказывать, если он низкоинтеллектуален

Прибегая к данному приему, необходимо учитывать такие особенности: в речи не должно быть никакой фальши, иначе доверие будет утеряно; важно, чтоб высказывания полностью соответствовали образу говорящего; убеждение должно строиться по плану тезис, далее следует довод, после чего доказательство. Подражание. Больше всего он воздействует на детскую психику и оказывает влияние на формирование личности

Являет собой, как осознанное, так и неосознанное желание копировать другого человека, его поведение, поступки, внешность, образ мышления. Проблема в том, что далеко не всегда подражают хорошим людям. Объект, которому подражают должен отвечать идеалам подражателя в любых ситуациях, тогда его желание походить будет постоянным.

Реферат: «Формы воздействия (влияния) на партнеров общения»

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Неимперативные прямые формы воздействия 2. Внешнее внушение 3. Императивные прямые формы воздействий 4. Дисциплинарные меры воздействия 5. Угрозы (запугивание) 6. Способы защиты от воздействий 7. Критика 8. Слухи и сплетни 9. Самовосхваление и самоназидательность Резюме Список литературы

Введение

Воздействие (или влияние) на партнеров общения может осуществляться преднамеренно и непреднамеренно (человек оказывает влияние на других только фактом своего присутствия). Преднамеренное влияние, как пишет Е. В. Сидоренко (1998), совершается зачем-то, для чего-то, т. е. имеет цель, а непреднамеренное — почему-то, т. е. имеет только причину (например, обаяние человека).

Люди, несомненно, различаются по природному дару непреднамеренного (непроизвольного) влияния на других. Психологическое излучение некоторых людей является столь сильным, что подавляет слабое излучение других.

Е. В. Сидоренко считает, что «всякий акт влияния, независимо от степени его осознанности и преднамеренности, реализует сознательное или бессознательное стремление человека утвердить факт своего существования и значимость этого существования. Если прямо признавать это, то отпадает необходимость морально-этической оценки влияния, определения его „праведности» или „неправедности». Мы влияем потому, что отстаиваем свои интересы, а не потому, что нам открылась абсолютная истина и мы почувствовали себя вправе решать за других… Таким образом, всякое влияние неправедно в том смысле, что оно диктуется не высшими соображениями Божьего промысла, а собственными потребностями» (1998, с. 133). Исходя из высказанной Е. В. Сидоренко позиции любое воздействие (влияние) становится манипулятивным, неправедным, т. е. безнравственным поступком. В то же время Е. В. Сидоренко пишет, что «всякое влияние правомерно, потому что каждый человек имеет право выражать свои потребности. Важно лишь признавать, что взаимное влияние — это взаимное выражение своих потребностей и в этой борьбе все в равной степени правы. Таким образом, любой безнравственный поступок, оказывающий на кого-то влияние (шантаж, угроза, вымогательство), с точки зрения автора оказывается правомерным. Но перейдем к рассмотрению различных форм воздействия на партнера по общению. Они могут быть неимперативными и императивными, прямыми и косвенными.

1. Неимперативные прямые формы воздействия

К неимперативным прямым формам воздействия на субъект относятся просьба, предложение (совет), убеждение, похвала, поддержка и утешение.

Просьба.

Эта форма внешней инициации мотивационного процесса субъекта используется в том случае, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Во многих случаях субъектам (особенно детям и подчиненным) льстит, что вместо приказа, требования старший по возрасту или должности использует форму обращения к ним, в которой проявляется некоторый элемент зависимости просящего от того, к кому он обращается. Это сразу меняет отношение субъекта к такому воздействию: в его сознании может возникнуть понимание своей значимости в возникшей ситуации.

Милграм и Сабини попросили студентов принять участие в изучении влияния нарушения простейшей социальной нормы: им нужно было обратиться к пассажирам нью-йоркского метро с просьбой уступить им место. К их удивлению, 56 % из тех, к кому они обратились с этой просьбой, сразу же встали, не выслушав даже объяснения (Milgram, Sabini, 1983).

В исследовании Дж. Дарли и Б. Латане (J. Darley, B. Latane, 1968) изучались условия, при которых просьба чаще побуждала людей на улице к оказанию помощи. Выявлено, что имеет значение, с какой просьбой обращались к прохожим. Информационная помощь (о времени, о том, как пройти куда-то, и т. п.) оказывалась чаще, чем материальная. Причем большое влияние оказывала манера обращения. Деньги давали чаще, если сначала спрашивали время или называли себя; в случае, когда говорили о потере кошелька или о необходимости позвонить по телефону, на просьбу откликались две трети прохожих. При этом женщины-просительницы имели больший успех, особенно у мужчин. Деньги давали чаще и в тех случаях, когда просящий был с кем-то.

Как же можно увеличить эффективность этой стратегии? Другую группу студентов женщина попросила о той же любезности, слегка изменив формулировку просьбы: «Можно мне воспользоваться ксероксом, потому что мне надо сделать несколько копий?» Процентная доля согласившихся резко подскочила, достигнув победного уровня 93 %. Очевидно, магическое воздействие оказало слово «потому что». Это слово-ловушка. Оно подразумевает, что у просьбы есть какая-то причина, и как бы «подтверждает», что сейчас последует объяснение этой причины, поэтому включается автоматическая реакция.

Просьба оказывает большее влияние на намерения субъекта, если облекается в ясные и вежливые формулировки и сопровождается уважением к его праву отказать, если выполнение просьбы создает ему какие-то неудобства.

Предложение (совет).

Предложить кому-либо что-то — значит представить на обсуждение это что-то как известную возможность (вариант) решения проблемы. Принятие субъектом предлагаемого зависит от степени безвыходности положения, в котором он находится, от авторитетности лица, которое предлагает, от привлекательности предлагаемого, от особенностей личности самого субъекта. Так, применительно к темпераменту человека отмечают следующее: холерик на предложение скорее ответит сопротивлением, сангвиник проявит к нему любопытство, меланхолик ответит избеганием, а флегматик — отказом или затяжкой времени, так как ему нужно разобраться в предложении.

Спрашивать совета — искать одобрения уже принятому решению.

Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению.

Убеждение как форма воздействия на принятие субъектом решения.

Убеждение — это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основой убеждения служит разъяснение сути явления, причинно-следственных связей и отношений, выделение социальной и личной значимости решения того или иного вопроса. Об этом поэт И. С. Никитин сказал в одном из стихотворений: «Ваши речи мне в душу запали». Убеждение можно считать успешным, если человек становится в состоянии самостоятельно обосновать принятое решение, оценивая его положительные и отрицательные стороны. Убеждение апеллирует к аналитическому мышлению, при котором преобладают сила логики, доказательность и достигается убедительность приводимых доводов. Убеждение как психологическое воздействие должно создавать у человека убежденность в правоте другого и собственную уверенность в правильности принимаемого решения.

Д. Майерс (2004) отмечает, что успех убеждения зависит от того, кто убеждает («коммуникатор»), что говорит (сообщение), каким образом (способ передачи сообщения) и кому (аудитория). Рассмотрим эти составляющие.

Коммуникатор. Восприятие информации зависит от того, кто ее сообщает, насколько отдельный человек или аудитория в целом доверяют источнику информации. Доверие — это восприятие источника информации в качестве компетентного и надежного. Создать у слушателей впечатление своей компетентности коммуникатор может тремя способами. Первый: начать высказывать суждения, с которыми слушатели согласны. Тем самым он приобретет репутацию умного человека. Второй: быть представленным в качестве специалиста в данной области. Третий: говорить уверенно, без тени сомнения.

Надежность зависит от манеры коммуникатора разговаривать. Люди больше доверяют коммуникатору, когда уверены, что у него нет намерения убедить их в чем-либо. Правдивыми кажутся и те люди, которые защищают то, что идет вразрез с их интересами. Доверие к коммуникатору и убежденность в его искренности возрастают, если коммуникатор говорит быстро (Miller et al., 1976). Быстрая речь, кроме того, лишает слушателей возможности найти контраргументы.

Привлекательность коммуникатора тоже влияет на эффективность его убеждающих высказываний. Термином «привлекательность» обозначается несколько качеств. Это и красота человека, и сходство с нами: при наличии у коммуникатора либо того, либо другого информация кажется слушателям более убедительной.

Особенности реципиента. Легче всего поддаются убеждению люди со средним уровнем самооценки (Rhodes, Wood, 1992). Пожилые люди более консервативны в своих взглядах, чем молодые (Sears, 1986). В то же время установки, сформированные в подростковом и раннем юношеском возрасте, могут оставаться на всю жизнь, поскольку впечатления, приобретенные в этом возрасте, глубоки и незабываемы.

В состоянии сильного возбуждения, взволнованности, тревожности реципиента его податливость убеждению увеличивается. Хорошее настроение нередко благоприятствует убеждению, отчасти потому, что оно способствует позитивному мышлению, а отчасти потому, что возникает связь между хорошим настроением и сообщением (Petty et al., 1993). В этом состоянии они принимают более поспешные, импульсивные решения, полагаясь, как правило, на косвенные признаки информации (Bodenhausen, 1993; Schwarz et al., 1991). Не случайно, очевидно, многие деловые вопросы, например заключение сделок, решаются в ресторане.

Женщины более податливы убеждению, чем мужчины. Особенно нерезультативным может оказаться убеждающее воздействие в отношении мужчин с невысоким уровнем собственного достоинства, остро переживающих, как им кажется, свою бесполезность, отчужденность, которые склонны к одиночеству, агрессивных или подозрительных, нестрессоустойчивых.

Кроме того, чем выше интеллект реципиентов, тем более критично их отношение к предлагаемому содержанию, тем чаще они усваивают информацию, но не соглашаются с ней.

Содержание сообщения. Что сильнее подействует — логика изложения или обращение к эмоциям и чувствам человека? Ответ на это зависит от состава аудитории. Если она состоит из образованных и обладающих аналитическим умом слушателей, то на доводы рассудка их отклик будет большим, чем на доводы, адресованные сердцу. В противном случае лучше будут восприниматься доводы, обращенные к эмоциям.

Эффективными могут быть убеждения, вызывающие страх. Они более эффективны тогда, когда не только пугают возможными и вероятными негативными последствиями определенного поведения, но и предлагают конкретные способы решения проблемы. Болезни, картину которых нетрудно себе представить, пугают больше, чем болезни, о которых население имеет весьма смутное представление (Sherman et al., 1985).

Однако, используя страх для убеждения, нельзя переходить некую грань, когда этот способ превращается в информационный террор, что часто наблюдается при рекламировании различных лекарств на радио и телевидении.

Важно учитывать и то, что когда человека призывают бояться того, что доставляет ему удовольствие, результатом часто становится не изменение поведения, а протест. Вот почему так слабо действует пропаганда борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, СПИДом.

Убедительнее звучит та информация, которая идет первой (эффект первичности). Однако если между первым и вторым сообщением проходит какое-то время, то более сильное убеждающее влияние оказывает второе сообщение, так как первое уже забыто (эффект новизны).

Человек бесхитростный, но увлеченный страстью, может убедить скорее, чем красноречивый, но равнодушный.

Часто убеждением можно сделать больше, чем насилием.

Как передается сообщение (коммуникационный канал). Установлено, что доводы (аргументы), приводимые другим человеком, убеждают нас сильнее, чем аналогичные доводы, приводимые самому себе. Самыми слабыми являются доводы, приводимые мысленно, несколько сильнее — приводимые себе вслух, и самые сильные — те, что приводит другой, даже если он это делает по нашей просьбе.

Убеждение может осуществляться двумя методами: дидактическим и сократическим (диалектическим). При первом методе в основном говорит убеждающий, при втором — вовлекается в дискуссию убеждаемый (при этом он может выражать свое несогласие по пунктам, которые кажутся ему неубедительными или неверными).

Формирование убежденности человека может происходить прямо и косвенно (в последнем случае — за счет уменьшения тревожности, неуверенности, сомнений, опасений, неведения). Убеждать можно не только словом, но и делом, личным примером.

Выражение уверенности в речи паралингвистическими средствами является ключевым фактором, от которого зависит убеждение при межличностных взаимодействиях. Однако слишком многословное выражение уверенности может подействовать в противоположном направлении и вызвать у другого человека сопротивление. Вообще те испытуемые-женщины, которым удавалось наиболее эффективно убеждать других, использовали следующую стратегию: они пытались изменить мнение убеждаемого ими человека, но при этом сохранить с ним социальную связь. Для выполнения этой сложной задачи они пользовались тактикой двух видов: 1) выражали уверенность в собственных способностях и доводах, но 2) уменьшали убеждающее давление и пытались снискать к себе расположение, как только становилось ясно, что их победа близка. Поэтому они не только влияли на людей, но и завоевывали себе друзей. Как правило, ни одна из сторон не осознавала, как взаимодействует эта «хитрая» стратегия и механизмы ее осуществления.

Выделяют следующие методы убеждения: • фундаментальный: представляет собой прямое обращение к собеседнику, которого сразу и открыто знакомят со всей информацией, составляющей основу доказательства правильности предлагаемого; • метод противоречия: основан на выявлении противоречий в доводах убеждаемого и на тщательной проверке собственных аргументов на непротиворечивость с целью предотвратить контрнаступление; • метод «извлечения выводов»: аргументы излагают не все сразу, а постепенно, шаг за шагом, добиваясь согласия на каждом этапе; • метод «кусков»: аргументы убеждаемого делят на сильные (точные), средние (спорные) и слабые (ошибочные); первых стараются не касаться, а основной удар наносят по последним; • метод игнорирования: если изложенный собеседником факт не может быть опровергнут; • метод акцентирования: расставляются акценты на приводимых собеседником и соответствующих общим интересам доводах («ты же сам говоришь…»); • метод двусторонней аргументации: для большей убедительности излагают сначала преимущества, а затем и недостатки предлагаемого способа решения вопроса; лучше если собеседник узнает о недостатках от убеждающего, чем от других, что создаст у него впечатление непредвзятости убеждающего (особенно эффективен этот метод при убеждении образованного человека, малообразованный же лучше поддается односторонней аргументации); • метод «да, но…»: используется в тех случаях, когда собеседник приводит убедительные доказательства преимуществ своего подхода к решению вопроса; сначала соглашаются с собеседником, потом после некоторой паузы приводят доказательства недостатков его подхода; • метод кажущейся поддержки: это развитие предыдущего метода: доводы собеседника не опровергаются, а, напротив, приводятся новые аргументы в их поддержку. Затем, когда у него сложится впечатление о хорошей осведомленности убеждающего, приводятся контраргументы; • метод бумеранга: собеседнику возвращают его же аргументы, но направленные в противоположную сторону; аргументы «за» превращаются в аргументы «против». Убеждение эффективно в следующих случаях: • когда касается одной потребности субъекта или нескольких, но одинаковой силы; • когда осуществляется на фоне малой интенсивности эмоций убеждающего; возбужденность и взволнованность интерпретируются как неуверенность и снижают эффективность его аргументации; вспышки гнева, брань вызывают негативную реакцию собеседника; • когда речь идет о второстепенных вопросах, не требующих переориентации потребностей; • когда убеждающий сам уверен в правильности предлагаемого решения; в этом случае определенная доза вдохновения, апелляция не только к уму, но и к эмоциям собеседника (путем «заражения») будут способствовать усилению эффекта убеждения; • когда не только предлагается своя, но и рассматривается аргументация убеждаемого; это дает лучший эффект, чем многократные повторы собственных аргументов; • когда аргументация начинается с обсуждения тех доводов, по которым легче достичь согласия; нужно добиться, чтобы убеждаемый чаще соглашался с доводами: чем больше поддакиваний удастся получить, тем больше шансов добиться успеха; • когда разработан план аргументации, принимающий в расчет возможные контраргументы оппонента; это поможет выстроить логику разговора, облегчит понимание оппонентом позиции убеждающего.

Иногда сила аргументов не имеет никакого значения. Если наше внимание отвлечено, если сообщение нам неинтересно или если нам просто некогда, мы вполне можем не обратить должного внимания на содержание сообщения. Когда внимание рассеянно или мы не склонны думать, то привычные и понятные суждения оказываются более убедительными, нежели оригинальные и нестандартные. Так, поговорка «Не складывай все яйца в одну корзину» произведет на занятого своими мыслями или делами человека большее впечатление, чем призыв «Не вкладывайте все средства в одно рискованное предприятие» (Howard, 1997).

При убеждении целесообразно: • показать важность предложения, возможность и простоту его осуществления; • представить различные точки зрения и сделать разбор прогнозов (при переубеждении — включая и отрицательные); • увеличить значимость достоинств предложения и уменьшить величину его недостатков; • учитывать индивидуальные особенности субъекта, его образовательный и культурный уровень и подбирать наиболее близкие и понятные ему аргументы; • никогда прямо не говорить человеку, что он не прав, таким образом можно лишь задеть его самолюбие — и он сделает все, чтобы защитить себя, свою позицию (лучше сказать: «Быть может, я не прав, но давайте посмотрим…»); • для преодоления негативизма собеседника создать иллюзию, что предлагаемая идея принадлежит ему самому (для этого достаточно лишь навести его на соответствующую мысль и предоставить возможность сделать вывод); • не парировать довод собеседника тотчас же и с видимой легкостью, он воспримет это как неуважение к себе или как недооценку его проблем. • критиковать в споре не личность собеседника, а приводимые им доводы, спорные или неправильные с точки зрения убеждающего (при этом желательно критику предварить признанием правоты убеждаемого в чем-либо, это поможет избежать его обиды); • аргументировать максимально ясно, периодически проверяя, правильно ли вас понимает субъект; аргументы не растягивать, так как это обычно ассоциируется с наличием у говорящего сомнений; короткие и простые по конструкции фразы строить не по нормам литературного языка, а по законам устной речи; • включить субъекта в обсуждение и принятие решения, так как люди лучше перенимают взгляды, в обсуждении которых принимают участие; • противопоставлять свою точку зрения спокойно, тактично.

Когда атакуются установки заинтересованных людей, необходима внезапность. Стоит предоставить таким слушателям несколько минут — и они готовы к защите (Chen et al., 1992; Petty, Cacioppo, 1977, 1979).

Вероятность вербального убеждения возрастает, если отвлечь внимание людей чем-либо ровно настолько, чтобы помешать им собраться с мыслями и найти контраргументы.

Как тут не вспомнить один из приемов, который использовали в советское время хитрые руководители подразделений, когда шли в Министерство решать какие-то вопросы: они брали с собой красивых молодых сотрудниц. Как правило, в этом случае вопросы решались успешно. Вероятно, убеждаемость начальства повышалась за счет отвлечения на красивую женщину.

Похвала

Одним из видов положительных воздействий на человека является похвала, т. е. одобрительный отзыв о нем, высокая оценка его труда или поступка. Как отмечает Н. Н. Обозов, существуют различия между полами в отношении к похвале. Женщина испытывает потребность, чтобы ее работа была отмечена окружающими. Поэтому домохозяйки и женщины, находящиеся на пенсии, часто страдают от неудовлетворенной потребности в признании, невнимания членов семьи и недооценки их труда (А. Ке-лам, И. Эббер, 1985).

Мужчина тоже любит быть похваленным за свой труд, но в то же время если он уверен, что выполнил работу хорошо, то высокое мнение о себе он будет иметь даже в том случае, если его работа не будет признана другими. Следовательно, мужчины более независимы в самооценках от мнения окружающих.

Поддержка и утешение

Слова поддержки могут убеждать, приободрять, воодушевлять, успокаивать, утешать или веселить. Когда слова поддержки не согласуются с фактами, они могут вызвать деструктивное поведение.

Утешить означает помочь человеку позитивнее воспринимать себя и свое положение. Утешение связано с эмпатическим реагированием на неудачу или горе собеседника и показывает, что его понимают, сочувствуют ему и принимают его. Утешая, оказывают поддержку собеседнику, успокаивают его.

Считается, что утешение лучше получается у женщин, и что утешение — это женское искусство. Однако, как пишут Р. Вердербер и К. Вердербер, мужчины и женщины склонны использовать если не идентичные, то, по крайней мере, очень сходные правила в оценке чуткости и эффективности эмоциональной поддержки. Таким образом, мужчины и женщины одинаково смотрят на утешение, но по-разному его осуществляют. Мужчины больше сосредоточены на поступках, а женщины — на переживаниях. Мужчины лучше, чем женщины, утешали в случаях, связанных с достижениями (например, с неполучением повышения). С другой стороны, у мужчин не получается утешать так чутко и эффективно, как у женщин.

Психология управления людьми — виды воздействия

2.1. Психология руководителя и подчинённого — ролевое воздействие

В психологии управления персоналом мы можем выделить два вида взаимодействия. Это ролевой уровень, и личностный уровень.

Ролевое взаимодействие ещё называют уровнем логики. Что такое ролевое взаимодействие? Это роль руководителя и подчинённого. Или, например, роль ведущего и слушателя семинара, или учителя и ученика. И эта роль диктует определённую модель поведения, в рамках этой роли.

Например, начальник должен кричать, а подчинённый слушать. Ролей у человека множество: роли семейные, гендерные и т. д. Иногда выполняются 2,3,4 роли единовременно, иногда меняются активности ролей, в течение нескольких секунд.

Ролевое взаимодействие определяется регламентом компании: должностными полномочиями, названием должности, корпоративной структурой, иерархией и прочими инструкциями.

Но во многих компаниях регламент присутствует в декоративном виде, и на эффективность управления большого влияния не оказывает. Сотрудники работают, как им представляется, на своё усмотрение. И невозможно отследить кто что не так сделал. Вроде бы все работали, но результата нет.

То есть когда мы говорим о воздействии на подчинённого, то ролевой уровень подкрепляет вся система корпоративного управления. Если она есть. А если её нет, то не подкрепляет. Иными словами, за ролью всегда стоит уровень регламентов.

Регламент — это стратегия, это структура, это всякого рода должностные обязанности и иные описания. То есть за ролью стоит кристаллическая решётка регламента. Вопрос насколько она выстроена.

2.2. Психология руководителя и подчинённого — личностное воздействие

В психологии руководителя и подчинённого есть ещё и личностное воздействие. Или его ещё называют уровнем эмоций. Каждый руководитель личность, и каждый сотрудник личность.

И каждый из них обладает своим характером, своими привычками, какими-то рефлексами, каким-то социальным опытом. Всё, что представляет неповторимое «Я» – это и есть личность. И личность присутствует в любом разговоре. Ролей у человека множество, а личность одна.

И если ролевой уровень отвечает на вопрос: «Что происходит?» Например, во взаимодействии начальник и подчинённый, начальник даёт указания, подчинённый слушает или отговаривается, не хочет выполнять.

Начальник даёт указания – это его ролевой уровень, а личностный определяет, как это происходит?

  • Из чего же складывается личностное взаимодействие?
  • Как оказывается воздействие на личностном уровне?
  • Как оно передаётся в пространстве?
  • Каким образом?
  • Какими непонятными флюидами?
  • Откуда одна личность получает представление о другой личности?
  • Каким образом эта самая личность её оценивает?
  • 55% — это невербальное поведение, невербальное это неречевое. Это сигналы тела. Это то, что видит глаз.
  • 38% — это оформление речи. Это то, что слышит ухо.
  • 7% — содержание речи.

То есть одна личность, оказывает психологическое влияние на другую личность, на 55% с помощью визуального контакта, и на 38% с помощью акустической информации.

Именно оформление речи, содержание же речи только 7%

Содержание важно, без 7% ста не будет, но это определяет всего лишь7%.. Это легко понять, так как слова часто используются совершенно с обратным смыслом, и всё зависит от интонации

И часто специалист, который не умеет личностно воздействовать на людей, то есть не умеющий грамотно преподнести свои выкладки, может быть плохо воспринят аудиторией, ему не поверят, или просто не вникнут в тему.

Это легко понять, так как слова часто используются совершенно с обратным смыслом, и всё зависит от интонации. И часто специалист, который не умеет личностно воздействовать на людей, то есть не умеющий грамотно преподнести свои выкладки, может быть плохо воспринят аудиторией, ему не поверят, или просто не вникнут в тему.

Или, наоборот, например, когда человек, не обладающий властью, но обладающий понтами, умением оказывать психологическое воздействие на людей, умением показаться якобы имеющим власть, то он может повлиять на реальную власть. Например, на ютубе много роликов, как быдловатый, самоуверенный водитель отчитывает гаишника, а тот теряется и ведётся на манипуляции.

То есть когда мы говорим о психологическом воздействии на личность подчинённого, то мы это понимаем, как механизм влияния на человека, на личностном уровне, без учёта уровня ролевого. Чисто личность на личность.

Структурные элементы внушения:

1. операционный – предполагает внушающее воздействие на суггеренда. Содержит два подэтапа:

— подготовительный – психологическая и фактическая подготовка суггеренда к применению внушения

— исполнительный – суггестор влияет на различные личностные особенности суггеренда к (например, формируются установки у суггеренда)

2. процессуальный – принятие суггерендом внушения

3. результативный – проявление ответных реакций суггеренда

Этап моделирования

В отправной точке вашего пути как человека влияния, лежит процесс копирования и интерпретации вашего поведения другими людьми. Вы возможно замечали как работает этот механизм на примере детей и родителей, когда первые следят за поведением вторых и копируют его. Со взрослыми все не намного сложнее. Если люди из вашего окружения видят, что вы открытый и надежный человек, который излучает позитив, и они чувствуют, что вам можно доверять, то на подсознательном уровне они будут стараться добиться вашего расположения. Другими словами, они захотят, чтобы вы оказывали на них влияние. И чем больше им будет по нраву то, что они находят в вас, тем выше будет степень вашего влияния на них.

При первой встрече с незнакомцем вы изначально никак не можете влиять на него. Если перед встречей ваш знакомый вас порекомендовал и возможно перечислил ваши позитивные качества, степень вашего влияния уже приобретет некоторый вес. Собеседник заранее будет настроен на то, что вам можно доверять. Ключевой момент произойдет тогда, когда он при личной встрече понаблюдает за вами и сам составит картину того, насколько его начальная установка была ложной или истинной. Единственным исключением из этого правила являются известные личности, и в том числе, получившие нынче широкую популярность лидеры мнений – видеоблогеры.

Заражение – это механизм одновременного сопереживания и общего психического состояния партнеров.

Психологические особенности:

  1. носит невербальный характер
  2. проявляется спонтанно как внутренний механизм поведения
  3. имеет бессознательную основу
  4. действует только в конкретной ситуации
  5. носит кратковременный характер
  6. эффективность заражения связана с количеством партнеров (чем больше партнеров, тем в большей степени действует механизм заражения). Негативный – паника, позитивный – смех.
  7. работает только в эмоциональной сфере

Общение в раннем детстве

Для ребенка в этом возрасте (1-3 года) ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность . Он начинает исследовать мир через активное взаимодействие со всевозможными предметами, которые его окружают. С помощью проб и ошибок, он пытается понять смысл каждого предмета, его назначение, что с его помощью можно делать.

В такой ситуации общение приобретает уже более информативную, образовательную ценность. Взрослые могут показывать, как нужно обращаться с предметами, как их можно модифицировать, держать, как с ними работать безопасно. Ребенок получает первый опыт опосредованного взаимодействия с миром, изучает способы и последствия использования различных предметов.

У ребенка появляется вполне внятная устная речь и теперь он может общаться с помощью языка, выражать свои мысли и желания . И для развития речи ему нужна активная практика, в чем должны помогать взрослые. Нужно провоцировать его на разговор, внимательно его выслушивать, задавать вопросы, понятно и полно отвечать на его вопросы, рассказывать ему короткие истории, давать небольшие указания и инструкции.

Общение ребенка имеет ситуативно-деловую форму . Оно удовлетворяет потребность в сотрудничестве со взрослыми, напрямую связано с предметной деятельностью, имеет деловой мотив и использует вербальные средства (речь).

Общение в этом возрасте также может носить, как позитивный, так и негативный характер.

Если с ребенком много заниматься, показывать ему множество предметов, обучать их использовать, спокойно относиться к его ошибкам, тогда человек растет любознательным, активным, самостоятельным . Он будет и дальше стремиться изучать мир, заниматься саморазвитием и самообразованием, путешествовать, делать открытия и заниматься общественно полезной деятельностью. Будет хорошо учиться, сможет выбрать наиболее интересную для него профессию, получить хорошее образование и добиться больших успехов в профессиональной деятельности.

С другой стороны, ребенок может расти в условиях познавательной депривации, контактировать с очень ограниченным количеством предметов, никто ему не показывает, как их использовать, проявляют агрессию при совершении ошибок. В таких условиях человек будет расти крайне пассивным к развитию и обучению, и даже может поздно заговорить. Скорее всего он будет двоечником в школе, навряд ли получит хорошее профессиональное образование, не добьется успеха в трудовой деятельности и в жизни.

Реклама как пример влияния

В современном мире реклама является важной частью жизни. Это информация, поданная особым образом с целью заинтересовать человека и склонить его к нужному выбору

Это покупка товара, выбор кандидата, анонс нового кинофильма. Но так было не всегда.

Раньше реклама носила информативный характер и существовала в виде вывесок, афиш, листовок с нейтральной информацией. Теперь не сообщают, а заставляет хотеть тот или иной товар, развлечение, услугу, участвует в формировании ценностей, мотивирует людей действовать тем или иным образом.

Существует несколько основных методов в психологии рекламы: информирование, убеждение, внушение, побуждение.

Информирование — безобидный метод с минимальным психологическим воздействием. К рассмотрению предлагается нейтральная информация, которая никак не затрагивает индивида персонально.

В отличие от информирования, убеждение является основным методом рекламного воздействия на человеческую психику. С помощью этого способа формируется спрос. Следует отметить, что метод приносит результат при заинтересованности человека в товаре.

При использовании метода внушения упор делается на словесную составляющую. Задействованы фразы с четким смыслом, тембр голоса, интонация, паузы, темп речи.

Конечной целью рекламы является стимуляция к потреблению. Чтобы побудить людей что-либо купить, привлекаются знаменитости. Тут срабатывает механизм подражания. Индивидуум автоматически начинает ощущать себя на одном уровне со звездой. Не нужно забывать и о специальных мотивирующих фразах, где говорится о бонусах при покупке, ограниченности сроков акций, гарантии возврата денег, что сильно воздействует на психику человека.

Реклама является одним из самых эффективных инструментов манипуляции и влияния на социум.

От чего зависит успешность влияния

Если влияние столь распространенный процесс, то почему одним людям удается воздействовать на окружающих, а другие на это не способны? Дело в том, что способность к воздействию на других членов общества имеется у всех, но степень ее выраженности разная. Есть несколько категорий людей, влияние которых обладает особой силой:

  • Те, кто имеет задатки лидера и обладает даром убеждения и внушения.
  • Сильные личности, обладающие ярко выраженной харизмой, то есть исключительной одаренностью в плане интеллекта и коммуникативных способностей, которая дополняется личным обаянием.
  • Хорошие психологи, и не обязательно профессиональные. Есть люди, очень тонко чувствующие все нюансы настроения и психического состояния своих партнеров. Они знают, за какие ниточки можно потянуть и при желании могут найти наиболее действенные каналы влияния на человека.
  • Те, кто владеет важной, значимой для людей информацией или умеющие себя представить такими информированными личностями.

Эффективность влияния зависит не только от субъекта, но и от объекта влияния. Чем менее уверен в себе человек, чем ниже его самооценка, тем легче он может попасть в зависимость от манипулятора. Поэтому чтобы научиться противостоять влиянию окружающих, нужно начать с саморазвития.

Современное общество устроено таким образом, что человек постоянно подвергается стороннему воздействию. Психология влияния задействует процессы общения и восприятия информации, подразумевает определенное целенаправленное изменение чувств и стремлений личности.

Одна из главных задач данного направления психологии — понять и разобрать все существующие механизмы воздействия на человеческую психику. Параллельно данная наука исследуется механизмы общения людей в домашней и общественной обстановке.

Статьи по теме

  • Этикет общения как важная часть коммуникативной деятельности
  • Взаимодействие семьи и школы — единство воспитания и обучения
  • Единство и взаимосвязь общения и деятельности
  • Как общаться с шизофреником: особенности поведения и разговора

Любое психологическое воздействие имеет конечную цель. Например, заставить человека подчиниться или сделать что-то, выполнить работу, купить товар, прибыть в какую-то точку. Однако можно и самостоятельно научиться всем этим приемам, чтобы в итоге скрытно влиять на других людей.

Человек зачастую неосознанно использует психологию влияния и ее различные методы. Однако если научиться этому искусству и знать его основы, можно добиться значительного успеха. В некоторых случаях это может помочь защититься от мошенников, которые используют их с целью обмана.

Как защититься от психологического воздействия?

Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.

Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.

Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.

Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.

Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:

  • на ошибки и собственное мнение;
  • на то, чтобы изменить свое мнение, передумать;
  • не отвечать на вопросы, если они кажутся некорректными;
  • быть собой, не стараться быть привлекательным для всех подряд;
  • быть нелогичным.

Слабости

У каждого есть своя слабость. Нередко, зная о том или ином событии из жизни человека, мы неосознанно пытаемся повлиять на его выбор, мотивируя совершить поступок, выгодный нам. На этом зиждется бытовое психологическое воздействие. Главный прием влияния на партнера – манипуляция жалостью. Он заключается в причинении психологической боли. Сопротивляться ему не может практически никто, поэтому люди соглашаются на выполнение определенных установок даже вопреки своим желаниям и принципам.

Как завоевать авторитет?

С дилетантами и профанами мало кто считается. Зато слово влиятельного человека имеет большой вес. К нему все прислушиваются, под него многие подстраиваются. Поднять свой авторитет и заставить себя уважать можно следующими способами:

проявляя неподдельный интерес к людям, открытость и деликатность в отношениях с ними;

сдерживая свои обещания;

не позволяя обманывать себя другим;

обладая незаурядными способностями, глубокими знаниями, профессиональными компетенциями;

не изменяя своим принципам;

дорожа своим именем и репутацией, ставя их выше профита.

Как создать верную модель поведения в общении?

Коммуникация, как Восток, – дело чрезвычайно тонкое. В нем преуспевает тот, кто способен адекватно себя оценивать, в самых патовых ситуациях сохранять присутствие духа и уверенность в себе, быть гибким и чутким в отношениях с людьми.

Главное же для имиджа уважаемого человека – это настроенность на взаимопонимание, желание достичь консенсуса. Такая модель поведения заставляет и собеседника стать договороспособным, позволяя при этом сохранить принципиальность и верность своим правилам.

LiveJournal

LinkedIn

« Предыдущая запись

Желания и мотивация

Желания и мотивы у всех людей похожи. Сложные формы деятельности подразумевают элементарные вещи: желание быть любимым, богатым, иметь власть, удовлетворять естественные инстинкты и пр. Эти особенности человеческой натуры учитываются при создании рекламы, постов в интернете, предвыборных кампаний. Личность под влиянием своих стремлений заполучить желаемое делает то, что нужно манипулятору. Влияние будет более эффективным, если использовать образы, цвета, ассоциирующиеся у человека с его желаниями: люди, которым не хватает эмоций, с радостью отреагируют на рекламные ролики с использованием оранжевых оттенков, а те, кому необходимо спокойствие и уют, – синих, зеленых. Методы защиты от такого воздействия элементарны. Нужно проанализировать себя и понять, чего вам не хватает

Также важно осознавать, что для получения желаемого необходимы кропотливый труд и стремление

Эффект неожиданности

Психологическое влияние на подсознание человека может проводиться разными способами. Изменение сознания делает личность полностью беззащитной перед чужим воздействием. К таким методам относятся гипноз и транс. Во время первого личность находится полностью под влиянием воздействующего лица, его сознание закрыто и не контролируемо им самим. Транс отличается тем, что индивид думает, будто контролирует свои действия, но выполняет указания манипулятора.

В состояние легкого транса личность можно ввести, задав ей странный, неожиданный вопрос. Замешательство, которое возникает, является специфическим состоянием, позволяющим легко внушить необходимую информацию. В легкое трансовое состояние очень легко ввести индивида, который погружен в свои мысли, немного растерян. Так выбирают своих жертв разного рода манипуляторы, которые ищут легкой наживы. Главную роль в таком воздействии играет эффект неожиданности.

Разумное манипулирование

Влияние на подсознание человека – это не только скрытые формы воздействия с целью наживы. Эта область науки изучает также методы повышения работоспособности сотрудников на предприятиях, усовершенствование их навыков и снижение агрессии в коллективе по отношению друг к другу.

Метод разумного манипулирования предусматривает добровольное соглашение индивида на выполнение определенных функций. Воздействие происходит за счет использования высших стремлений. Это немного напоминает метод применения желаний и мотиваций: каждый сотрудник хочет получать достойную зарплату, чувствовать себя нормально в коллективе. Чтобы достичь этих целей, необходима слаженная работа, концентрация и взаимопомощь.

Основы

Люди, которые живут вместе, постоянно оказывают друг на друга определенное влияние. При этом они преследуют свои личные мотивы.

Психологическое воздействие – механизмы, способные смоделировать мышление личности.

Воздействие имеет основные факторы:

  • изучение характера;
  • понимание способов реагирования на стресс;
  • поведенческие особенности.

Манипулятор способен вести осознанные действия, также человек может манипулировать, не догадываясь о том, что воздействует на чью-то психику. Не забывайте, что работники разных служб заинтересованы в том, чтоб люди принимали такое решение, которое нужно именно им. Продавцы говорят нужные слова покупателю, чтобы он приобрел товар. Не стоит забывать о действиях, применяемых мошенниками, способными обворовать, задурив голову.

Психология механизмов

Люди, живущие рядом, постоянно воздействуют друг на друга, преследуя личные мотивы. Уже с самого рождения младенец осваивает техники психологического воздействия на родителей посредством крика, а затем и другие.

Общаясь между собой, люди часто воздействуют на мысли собеседника даже не осознавая того. Психологическое влияние – это определенные механизмы, которые могут моделировать сознание личности. Они подразделяются на 2 группы.

  1. Бытовые способы манипуляции.
  2. Специальные: кодирование, транс, гипноз.

Влияния как бытовые, так и специальные, имеют один общий основной элемент. Его суть заключается в изучении природы индивида, понимании поведенческих особенностей, реакций на стрессовый фактор.

Будьте зеркалом

Эта хитрость также известна как мимикрия. Большинство людей пользуются этим методом естественным образом, даже не задумываясь о том, что они делают: автоматически копируют поведение других людей, манеру речи, мимику и даже жесты. Но этот прием может использоваться совершенно сознательно. У людей есть склонность — относиться лучше к тем, кто на них похож.

Также любопытен тот факт, что если при недавней беседе кто-то «зеркалил» поведение человека, то этому человеку будет в течение некоторого времени комфортнее общаться и с другими людьми, даже если они не имели никакого отношения к тому разговору.

Цели воздействия

Боязнь людей и общества — как называется эта фобия и что это
Независимо от того, на какую группу людей необходимо воздействовать, цели влияния относятся к одной из групп:

  • внушение другим людям для удовлетворения собственной выгоды;
  • утверждение авторитета среди остальных;
  • моделирование стандартов поведения и понятий;
  • усвоение чувства значимости;
  • самореализация.

Чаще всего практика манипулирования другими людьми обусловлена эгоистическими взглядами. Когда человек видит, что собеседник эмоционально уступает ему, возникает желание подчинить его своей воле, пусть и неосознанно. Одни хотят, чтобы к ним прислушивались, другие добиваются, чтобы за них выполняли какие-то действия, третьи стараются утвердиться у противоположного пола (особенно среди девушек). Кто-то может использовать эмоционально воздействие с благими намерениями, но чаще причина кроется в эгоизме. В любом случае скрытый мотив манипулятора в сумме подразумевает утверждение собственной значимости в глазах людей.

Между собой эти цели делятся на преднамеренные и непреднамеренные. К первым относятся те, когда манипулятор старается самоутвердиться, заставить кого-то выполнять за него какие-то действия или преследует эгоистическую цель. Непреднамеренное влияние может оказывать человек, просто находясь в комнате. Другие начинают копировать его поведение, поддаются его убеждениям, внезапно склоняются к его точке мировоззрения. Такая способность может проявиться спонтанно без какого-то злого умысла.

Большинство манипуляторов преследует собственный интерес

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]