Общение – неотъемлемая часть жизни человека. От умения быстро устанавливать контакты с окружающими в современных условиях зависит успешность личности практически во всех сферах жизнедеятельности. Все стремятся к приятному и эффективному общению, однако иногда возникают ситуации, когда обмен информацией нарушается и партнерам сложно понять друг друга.
К этому приводят барьеры общения, которые существенно затрудняют диалог между собеседниками.
Как Преодолеть Барьеры в Общении с Другими
Язык иногда вместо дороги превращается в барьер.
Дэниел Киз. Цветы для Элджернона. Доктор Штраус
- 1.Что такое ‘Барьеры Общения’? 1.1.’Я’ и ‘другие’: преодолевая барьеры
- Почему снится человек, с которым ты даже не общаешься?
- К чему снится бывшая подруга, с которой уже не общаешься
- Как Преодолеть Барьеры в Общении с Другими
- Передача мыслей и эмоций другому человеку. Возможно ли это?
- 20 Золотых правил общения, которые приведут вас к успеху в коммуникации (+Бонус)
Что такое ‘Барьеры Общения’?
Это факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Часто они становятся основной причиной конфликтных ситуаций. Все барьеры общения делятся на две группы: психологические и коммуникативные.
‘Я’ и ‘другие’: преодолевая барьеры
В повседневной жизни, когда мы сталкиваемся с ситуациями общения, близости, переговоров или общей деятельности с другими людьми, часто возникает ощущение “преодоления барьера” или существования какого-то крупного барьера, между личностями, который не позволяет им адекватно взаимодействовать друг с другом. Многие философы, писатели и просто бытовые исследователи обращали внимание на колоссальную разницу в восприятии человеком своего “я” и ощущения “других”.
Те люди, которые находятся за пределами нашего “я” оказываются чужими, непредсказуемыми и часто приносят неприятные ощущения, боль и разочарование – именно из-за того, что чем более близким становиться человек, тем в большей степени на него перекладываются индивидуальные представления о том, что правильно, и что нет, как нужно жить и действовать. Соответствующие ожидания не оправдываются никогда, потому что другой человек – совершенно другая, отдельно сформировавшаяся личность, у которой другие интересы, способности и цели в жизни. Однако, даже такое вполне логичное разочарование заставляет не открыть себе понимание “других”, а отстраниться от общения. Ж.П.Сартр сформулировал такой психологический процесс очень афористично: “Ад – это другие”.
На самом же деле путь к взаимопониманию прост и необыкновенно логичен, как это ни странно. Для того, чтобы нормально и адекватно воспринять других людей, необходимо присматриваться к их характерным реакциям, способам поведения, особенностям восприятия мира, к тому, что и как они делают, и как реагируют на те или иные события. Внимательное наблюдение должно сопровождаться как можно более широким и разнообразным общением с задействованием как можно большего диапазона инструментов – разговора, совместной деятельности, обмена впечатлениями, совместного творчества или разделения его результатов и т.д. Чем в большем количестве разнообразных ситуаций проявит себя человек, тем больше о нем можно узнать, и тем точнее будет наше поведение по отношению к нему.
Понятие
Коммуникационные барьеры , причинные факторы, препятствующие успешному общению, при котором обе стороны усваивают и обмениваются информацией.
Общение достигает успеха в результате снижения или отсутствия барьеров, когда данные отправителя адекватно воспринимается получателем.
Общая классификация коммуникативных барьеров делит их на основе масштаба:
- Макробарьеры глобальны , они мешают общению в целом. К примеру, географический барьер , когда один из участников коммуникации, находясь в другом часовом поясе, не может продолжать разговор и отправляется спать.
- Микробарьеры точечные, и относятся к конкретной сфере интересов. Например, в повседневной жизни человек общителен, но с коллегами немногословен, поскольку не находит общение с ними интересным.
В данном случае имеют место быть личностный и психологический барьеры.
Психологические барьеры общения
Психологические барьеры возникают в следствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения (скрытность, скромность, различия в типах темперамента), а также в результате особенностей отношений между партнерами (недоверие, антипатия).
Определяющим для возникновения ситуаций непродуктивного общения становятся личностные аспекты. В связи с тем, что каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира субъективно, оценивает их с точки зрения своего индивидуального опыта, ему иногда бывает сложно понять партнера по общению, у которого другая точка зрения и другие особенности восприятия. Основные виды психологических барьеров:
- Эстетические
барьеры – возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника. Это может касаться особенностей его внешности, стиля одежды, определенных деталей гардероба. - Интеллектуальные
барьеры – заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития. Например, общение оптимиста и пессимиста не всегда можно назвать продуктивным, ведь один будет искать в любой ситуации плюсы и пути выхода, а второй – акцентировать внимание на негативе. К интеллектуальным можно отнести барьер некомпетентности, когда человек не разбирается в обсуждаемой теме, что вызывает у партнера по общению чувство огорчения или раздражения. - Мотивационные
барьеры – проявляются, когда у людей разные цели. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации. - Моральные или этические
барьеры – эффективности общения мешает несовместимость нравственных позиций, принципов, взглядов. - Барьер установки
– если у человека есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова воспринимаются не объективно, часто с внутренним протестом. Возникать он может в результате предыдущего опыта общения или на основе отзывов других людей. - Барьер отрицательных эмоций
или плохого физического состояния – относятся к ситуативным барьерам. Иногда проблемы в общении возникают, когда у человека плохое настроение или самочувствие, и он не настроен на установление контакта с другими.
Барьер подмены фактов и чувств
Иногда в общении люди реагируют не на факты и слова оппонента, а на чувства, которые эти слова вызвали. Например, один человек сделал другому уместное замечание, но тот не умеет принимать критику, поэтому мгновенно обиделся и рассердился (это напомнило ему, как в детстве мама часто критиковала его). Объективная критика – это нейтральный факт. Но человек поддался чувствам и отвечает собеседнику: «Не нравится – делай сам». Разговор закончен, сотрудничество зашло в тупик. А если бы человек ответил не на чувства, а на слова собеседника, то это выглядело бы так: «Да, справедливое замечание. Спасибо, что заметил. Подскажи, пожалуйста, как это исправить».
Что делать: развивайте навык управления эмоциями. Учитесь управлять своими чувствами и отделять их от сути. Выполните прямо сейчас психологическое упражнение: вспомните недавнюю ситуацию, в которой вы отреагировали на чувства, а не на факты, и разберитесь в ней. Доберитесь до фактов и ответьте сами себе на них. Повторяйте это упражнение каждый день.
Коммуникативные барьеры общения
Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса. К этой группе также относятся проблемы, связанные с отсутствием аналогий понятий в разных языках и другие сложности перевода. Основные виды коммуникативных барьеров:
- Семантические
барьеры – возникают, когда партнеры по общению под аналогичными понятиями подразумевают разные вещи. Например, один человек фразу «хороший метод достижения цели» понимает, как способ, который не навредит окружающим людям, а другой – как стратегию достижения желаемого любой ценой, даже если окружающие пострадают. - Логические
барьеры – проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли. В таком диалоге нарушаются причинно-следственные связи, и часто происходит подмена понятий. - Фонетические
барьеры – это плохая техника речи у говорящего. Когда слова звучат нечетко и непонятно, что затрудняет восприятие информации.
Причины возникновения
Отсутствие взаимопонимания между собеседниками может появиться по многим причинам. К ним относятся:
- уровень интеллекта;
- неодинаковое знание темы или предмета разговора;
- различия в лексиконе и тезаурусе (совокупности понятий, соответствующих какой-либо области знаний);
- отсутствие понимания партнерами ситуации общения;
- разное мировоззрение, основанное на различиях социального, культурного, политического, религиозного, профессионального, национального характера.
Преграды между собеседниками часто проявляются как индивидуальные особенности психологического свойства. Примеры коммуникативных барьеров такого рода:
- излишняя откровенность одного человека и замкнутость другого;
- обида, недоверие, подозрительность и другие негативные чувства, направленные на партнера;
- интеллигентность в противовес напористости;
- интуитивное неприятие чужой личности.
Эти фильтры могут подействовать таким образом, что правдивая информация будет восприниматься как ошибочная, а неверная станет приемлемой.
Как преодолеть барьеры общения?
Человека в современном мире невозможно представить без речевых коммуникаций. Каждый день приходиться общаться на работе или учебе, с друзьями или коллегами. Но настоящей проблемой может стать барьер, который мешает грамотно общаться с окружающими и отделяет человека от нормальной жизни.
Один из самых распространенных барьеров — комплекс неполноценности. Люди с низкой самооценкой считают, что они хуже других, не видят своих достоинств и предпочитают проживать свою жизнь тихо и спокойно. Но на самом деле, стоит только сменить имидж, начать работать над собой и улыбаться трудностям, так потребность в общении появляется сама собой. Неуверенность в себе проходит с практикой. Психологи советуют не обходить людей стороной, а как можно чаще пробовать поддержать разговор.
Еще одной проблемой в общении может стать и завышенная самооценка. Комплекс превосходства проявляется в предвзятом отношении к окружающим людям. Человек чувствует себя лучше остальных и считает, что разговаривать с ними можно неуважительно и свысока. Конечно, такое отношение никого не устраивает и контактов с такой личностью скорей всего будут стараться избегать. Но если человек сам понимает причину трудностей в общении, то справиться с ними поможет самоконтроль и лояльное отношение к обществу. При разговоре, можно попробовать найти в собеседнике положительные черты, благодаря этому беседа пройдет более комфортно для обеих сторон.
Часто, случается так, что человек просто боится вступать в контакт с кем-либо. Например, не найти нужных слов, показаться глупым или сказать что-то не то. Появляется страх быть не принятым и осужденным. Возможно, у человека не хватает навыков общения или недостаточный словарный запас. Выход из такого положения – практика. Можно тренироваться перед зеркалом, как бы разговаривая с воображаемым другом. Попробовать вести переписки в интернете, ведь не имея возможности смотреть на собеседника, выражать свои мысли гораздо легче. Конечно, нужно больше читать и развивать словарный запас, чтобы подбирать слова для любой ситуации. Важно оставаться самим собой и не бояться о том, что подумают другие. Каждый человек воспринимает все по-разному, и найдутся те, кто сможет помочь справиться с этим барьером.
Сложность заключается в том, что зачастую причины возникновения сложностей общения не осознаются людьми. Особенно актуально это для психологических барьеров. Если коммуникативные преграды воспринимаются сразу и для их устранения часто достаточно уточнить смысл сказанного, переформулировать предложения и поработать над своей речью, то психологические сложности являются следствием подсознательных установок. Они плохо поддаются контролю.
Следите за своей внешностью и манерами общения, они должны соответствовать ситуации. Пытайтесь воспринимать собеседника объективно и безоценочно.
Барьер избирательного слушания
«Ты слышишь только то, что хочешь услышать» – обвиняет один человек другого. И, возможно, он прав, если у собеседника есть барьер избирательного слушания. Люди склонны искать подтверждение своим словам или опровержение тому, что они не могут принять. Одни люди отказываются воспринимать любую новую информацию. Другие что-то готовы принять, а что-то нет. Например, не умеют признавать свои ошибки и поэтому игнорируют любую информацию, указывающую на них. В любом случае это еще один защитный механизм психики. Так мозг пытается удержать человека в зоне комфорта, сохранить его чувство безопасности и веру в себя.
Что делать: будьте открыты новому опыту. За психологической негибкостью часто стоят страхи и комплексы. Например, как мы уже сказали, неспособность признавать свои ошибки и страх ошибки. Определите, что ограничивает ваше восприятие. Почему вы не готовы слышать разные мнения и воспринимать мир целостно. С этим и нужно работать.
Способы преодоления барьеров
Психологи помогают преодолевать психологические барьеры с помощью индивидуальной или групповой терапии. Основная задача терапии — устранить источник возникновения триггерящей ситуации и снизить общую тревожность. После беседы с психологом и нескольких тестов, специалист сможет определить какую именно терапию лучше выбрать для конкретного человека.
Методы работы при коррекции тревожности и страхов:
- Взаимодействие со страхом через игру. В качестве предмета выбирается наглядное пособие, напоминающее страх клиента. С помощью предметной игры человек проигрывает ситуацию, поворачивая сюжет в свою пользу.
- Усиление переживания эмоциональной реакции. Психолог с помощью средств арт-терапии обучает клиента переживанию положительных эмоций, которые становятся защитой клиента в травмирующей ситуации.
- Переключение эмоций. Клиент взаимодействует с объектом страха с помощью фраз и жестов, которые подчеркивают его незначительность. Это заряжает клиента уверенностью и спокойствием.
- Манипуляция страхом. Проводится параллельно разыгрыванию тревожащей ситуации или перед ней. Клиент некоторое время держит в руках пугающий предмет и формально обретает над ним власть.
- Подражание. Психолог проигрывает ситуацию, позволяя клиенту подражать его действиям и реакции. Поскольку человеку свойственно бессознательное подражание окружающим, из ближайшего круга общения следует исключить тревожных людей, склонных к драматизации. Постоянное общение с такими людьми препятствует нормальному воздействию терапии.
- Эмоциональные качели. Методика качелей позволяет перенести клиента из ситуации опасности в ситуацию безопасности. Переход проигрывается несколько раз подряд, пока клиент не научится переносить ощущение безопасности в опасную ситуацию.
- Эмоциональный конфликт. Страх — эмоциональное явление. Избавиться от него можно с помощью сильного эмоционального воздействия. Для этого психолог моделирует ситуацию, в которой клиент получает возможность преодолеть страх или сформировать новое эмоциональное отношение, устраняющее страх.
- Анатомирование страха. Психолог выступает в роли учителя, который объясняет клиенту устройство предмета страха. Он акцентирует внимание на объективной неспособности предмета нанести реальный вред. При успешном проведении терапии человек самостоятельно справляется со страхом без дополнительных мер.
- Привыкание или сенсибилизация. Клиенту демонстрируется объект страха и нейтральная эмоциональная реакция других людей на него. Это позволяет клиенту досконально изучить объект и привыкнуть к нему. Постепенно это приводит к снижению чувствительности к пугающему объекту или ситуации.
Для преодоления психологических блоков в психологии применяют активную терапию. Поскольку психологическое напряжение отражается на физическом состоянии, вначале нужно устранить именно телесный дискомфорт. Такая практика очень эффективна, она полезна не только для психологического здоровья, но и для физического. Для преодоления барьера в рамках индивидуального или группового тренинга используют:
- Танец. Повторение танцевальных движений помогает раскрепоститься, освободить чувства развить уверенность в себе.
- Движения. Человек повторяет комплекс движений, которые выражают положительные и отрицательные эмоции.
- Искусство. Художественное творчество отражает все подсознательные процессы, протекающие в психике человека. С помощью зрительных образов ему становится гораздо проще выразить страхи и сомнения, реализовать их в виде реально существующих объектов.
- Телесность. Физический контакт в виде легких поглаживающих движений снимает психологическую нагрузку и высвобождает примитивные чувства.
- Навыки. Цель занятия — обучить клиента приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложной ситуацией. Отработка умений проводится вначале в кабинете психолога, а после первичного освоения — в реальной ситуации. Психолог дает задания, которые клиент должен выполнять: спросить дорогу, познакомиться и т.д.
В течение одного сеанса психолог использует один метод воздействия. Количество сеансов в одном терапевтическом курсе может варьироваться и зависит от вовлеченности клиента и глубины полученной психотравмы. Чтобы разобраться в видах психологических барьеров лучше — стоит посмотреть видео, где все излагается в легкой и понятной форме, а также показаны примеры ситуаций: