Психоанализ и его эффективность подтверждены исследованиями биологов и богатой клинической практикой психоаналитиков. Как работает психоанализ и где находится бессознательное?
Начнем с клинического примера.
Пациент, мужчина, 44 лет, рассказывает сновидение в конце первого года психоанализа:
«Я стою у колодца и смотрю вниз. Знаю, что там внизу, в темноте, есть еще пять человек. У меня большое чувство вины»
. Пациент дал собственную интерпретацию, с которой согласился психоаналитик: «На продленке в школе, кроме меня в группе, было еще пять человек и меня мучили угрызения совести, что внимание уделяется им не так много из-за меня… Да, я фантазирую, что и у Вас, кроме меня, еще пять человек и на меня Вам приходиться тратить много сил, так что им остается мало».
Через пару месяцев у пациента умерла мать и бабушка рассказала страшный семейный секрет: «После рождения пациента, мать сделала пять абортов!» И эта вина матери из-за абортов были бессознательно «переданы» пациенту и поэтому он также начаа чувствовать вину за их смерть, НЕ ОСОЗНАВАЯ того, что произошло в действительности, т. е. бессознательное существует и влияет на нас помимо нашей воли!
А теперь сопоставим психоанализ и биологию.
Кора головного мозга анализирует окружающую реальность и ищет те ее проявления, с которым Вы уже познакомились в прошлом, сравнивая их друг с другом. Лимбическая система производит активные биологические вещества — нейромедиаторы, которые отвечают за гормоны. Нейромедиаторы подсказывают: «Это для тебя хорошо» или «Это для тебя плохо, избегай это». Тело не всегда выполняет указания нейромедиаторов, поскольку кора головного мозга может это отменить. Кора
рационально
анализирует информацию, а лимбическая система побуждает нас к действию.
На картинке показано: кора головного мозга принимает стимул «Парень рассказывает мне что-то по телефону»: а лимбическая система бессознательно интерпретирует это чувствами: «Это хорошо» или «Это плохо»
Развитая кора головного мозга отличает нас от животных, благодаря ей образуются новые нейронные связи и пути. Однако, кора мозга видит вокруг лишь большо количество не связанных между собой деталей, а только лимбическая система создает у нас ощущение того, что является для нас «хорошо» и что является «плохо», тем, что включаются в работу нейронные связи, которые вырабатывают или гормоны радости (дофамин, эндорфин, окситоцин и серотонин) или гормоны стресса (например, кортизол). Кора — это наши вербальные мысли, а лимбическая система словами не оперирует, поэтому чувствуем мы бессознательно.
Нейронные пути формируются в результате нашего индивидуального жизненного пути, именно поэтому мы реагируем на разные события по разному. Положительный опыт создает нейронные связи, которые продуцируют гормоны счастья, а негативный, травматический опыт — нейронные пути, вырабатывающие гормоны стресса. И человек хочет избежать в будущем нейронных связей, которые сформировались в результате травмы. Пример: мальчика хвалили за его выступления перед родителями
. Это сформировало положительные нейронные связи «Вступление на публике — это радость». Он может стать успешным актером, так как эти положительные нейронные связи будут активированы и постоянно приносить гормоны радости. Конечно, успех — это не только «положительные нейронные связи», но и трудолюбие, талант и правильные жизненные решения с долей удачи.
Другой пример, отец унижал девочку
и это сформировало нейронные связи «Отношения с любовным объектом — это стресс, обида, боль». Такая девочка будет избегать отношений с мужчинами, чтобы избежать длительной активации этих нейронных связей. Паттерны негативных отношений постоянно повторяются в жизни из-за работы лимбической системы и психики —
психоанализ это называет «перенос».
Кора головного мозга может «скорректировать» старые нейронные цепочки! Этим процессом занимается психоанализ! При помощи перепроживания травматического опыта в кабинете и интерпретации, негативные нейронные связи меняются!
Зигмунд Фрейд стал первым, кто доказал влияние бессознательного на нашу жизнь
Психоанализ возник на заре двадцатого века благодаря таланту известного австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда, который доказал, что наше сознание — это только маленькая частица личности. На нашу повседневную жизнь оказывает могучее влияние бессознательное
— наши тайные влечения и травмы стремятся выйти наружу. Однако бессознательному противостоит наша психическая цензура (родительские и общественные запреты), и на стыке этого конфликта и рождаются всевозможные психические травмы, неврозы, фобии и т.д.
Карина бросила ребенка и ушла в притон, по «велению» своего бессознательного. И только в психоанализе поняла это…
Пример влияния бессознательного на нашу жизнь. Успешная деловая женщина Карина, после рождения дочери, начала выпивать. Ее трагедию наблюдали все знакомые, но никак не могли что-то исправить: через некоторое время Карина отдала дочь в детский дом, а сама пошла жить к алкоголичке нетрадиционной ориентации. Она лишилась бизнеса, жилья и ребенка. С точки зрения «простой жизни» это объяснить сложно, однако психоаналитическая разгадка этого горя Карины кроется в том, что еще в раннем детстве, мать-алкоголичка отдала ее в приют. Карина даже не помнила своей матери, но события прочно отложились в ее бессознательном. После рождения ребенка, каждая мать вновь проживает свои ранние проблемы и психические конфликты, которые уже были в ее жизни. Карина, после появления на свет дочери, вновь бессознательно переживала конфликты оральной фазы своего развития (с рождения и до года жизни), когда мать пила, когда Карине не хватало ее теплоты и ласки, когда ее сдали в детский дом. И что же получается: она также, как и мать, отказалась от дочери, и начала пить. Карина вновь ощутила острую потребность в материнской заботе и поэтому нашла заменитель матери — пьющую женщину нетрадиционной ориентации. К счастью, позже Карина обратилась за помощью к психоаналитику и она начала выкарабкиваться из данной проблемы: она уже ушла от женщины, бросила пить и скоро заберет дочь из приюта.
После рождения ребенка, каждая мать вновь проживает свои ранние проблемы и психические конфликты, которые уже были в ее жизни
Психоанализ — личностно ориентированный метод, т.е. в центре его внимания будет личность пациента в целом. В процессе психоанализа происходит самосознание и самопонимание личного бессознательного — ключи к изменению психологических установок, преодолеванию тревоги и страха. Однако, для психологических изменений нам нужен объект, т.е. психоаналитик, на которого мы спроецируем наши эмоции — без этого невозможно понять глубинные аспекты нашей сущности! Именно поэтому разговор по душам с другом не заменит психотерапию, т.к. в обычной беседе каждый слушает сам себя, и только в диаде с психоаналитиком возможны целительные трансформации.
О лечении
О психоанализе говорят, что это длительное лечение, обычно он продолжается от двух до пяти лет. Начнем же с самого понятия исцеления. Исцелить — значит восстановить здоровье, но также исцеление — это уход от боли, избавление от нее. Дидро отмечал, что если лихорадку излечивают хиной, то литературную славу излечивают отсутствием признания, несправедливыми предпочтениями, враждой, завистью, сатирами… Не пытаемся ли мы в случае запрета на психоанализ уйти от самой его сути? Психоанализу в большинстве случаев противопоставляют медицинскую терапию. В чем ее суть? Современная медицинская терапия ниспровергает давнишние представления об исцелении, сводя исцеление в metron
, в измерение и оценку. Это клиника взгляда, сфокусированная на количественных методах. В центре терапии мы всегда находим лекарство, оно же модулирует эффект; но в центре исцеления всегда находится пациент и его качество жизни, его здоровье. Для Ганса-Георга Гадамера, например, здоровье — это вопрос гармонии, то есть баланса и правильной меры, неуловимой и непостижимой.
Врач интересуется пациентом, как заметил Лакан в 1966 году в тексте «Психоанализ и медицина», чтобы лишить его болезни. Но также он интересуется им затем, чтобы пациент подтвердил свое заболевание, для того чтобы идентифицировать пациента с его симптомом. Для больного в этом есть несколько преимуществ. Первое — это получение нового места в речи, поддержка неудачной речи, ошибочного высказывания. «Неудача», то есть болезнь, по словам Гадамера, заставляет субъекта терять свое место в общем дискурсе. Но возвращение не обходится без критики исцеления.
Мишель Фуко подчеркивает, что современная медицина стремится не к индивидуализированному действию, а к массовому лечению
: население лечат с помощью «машинерии излечения», больницами и медицинскими центрами. Эпидемия COVID-19 показала несостоятельность государств в массовых лечебных мероприятиях, и теперь всё чаще в основе этой машинерии мы находим самих пациентов в роли экспертов. В таком случае происходит вымарывание самой причины, стоящей за болезнью и запросом на лечение.
Страдает тело, страдаю я, страдают все
С точки зрения психоанализа человеческое тело стремится к гомеостазу и здоровью, к социальной агрегации/интеграции, ровно так же, как стремится к наслаждению самим собой. Это мерцающее наслаждение языка и речи. В середине 1960-х годов Лакан в уже цитированном здесь тексте подчеркивал, что Фрейд изобрел психоанализ как межу в медицине, чтобы выявить связь между телом как биологической машиной и наслаждающимся телом.
Вообще, для клинициста это очень похоже на рукопашный бой. Наслаждающийся самим собой — телом и своим симптомом, субъект интересуется вопросом исцеления. Медицина подпитывает аппетиты современного субъекта к возможному знанию, говорит за субъекта, что с ним не так и почему он болен, иногда даже покушаясь на знание того, каково на самом деле субъективное значение его болезни или симптома.
Если вы ждете стандартного рецепта по МКБ, как вам справиться с самим собой в психоанализе, то этого не будет. Следовательно, это первое противопоказание.
Болезнь долгое время воспринималась как зло, зло с точки зрения морали. Болезни стигматизировались, больные исключались из общества «нормальных», здоровых людей, болезнь человека равнялась его дурному поведению, его неблагочестивым мыслям… После открытия микробов болезни получили материальное, объективное воплощение. Появились гигиена и профилактика. Чуть позже место микробной онтологии зла заняли гены, в массовом сознании причины страданий и неудач теперь связывались с геномом — наука здесь трансформируется в религиозную веру в решение проблем посредством изучения генома и манипуляций с ним.
Таким образом, в области исцеления логика профилактического и гигиенического состояния, наследница эпидемиологии, а также логика рынка и потребления лекарств, которые теперь занимают место в косметичке (с одной лишь поправкой — косметичка для здоровья), противостоят друг другу и связаны друг с другом. Больные больше хотят излечения своей болезни в будущем, чем прямо сейчас. Эта гонка за здоровьем — нелепая карикатура на ироничное «великое здоровье», о котором Ницше рассказывает в «Веселой науке». У нас уже есть здоровье, но самое главное — приобретать его снова и снова. Для Ницше здоровье — это дисбаланс, а не метрион; баланс, в котором утверждается не предотвращение болезней, а сила жизни в исцелении, за пределами болезни.
В моем кругу общения
Собственно, я стал спрашивать знакомых, что они думают о психологии в целом. Оказалось, что среди всех моих знакомых нет ни одного сторонника КПТ (!!!). Мне удалось обратить 2х из 4х знакомых в Сторону КПТ и теперь они у меня есть, но тогда это казалось каким-то безумием. Я начал чувствовать себя сектантом КПТ, которое чудесно себя проявляет на практике и позволяет мне повышать качество жизни. Я регулярно проходил тест Бека на депрессию и увидел, что настроение можно измерить в численном виде. Я начал практиковать упражнения из книгу Дэвида Бьерна Терапия настроения. Клинически доказанный способ победить депрессию без таблеток
. На тот момент её ещё не перевели нормально на русский язык, и я читал её на английском, да и упражнения делал тоже на нем и это отлично заходило. Я также разработал андроид приложение, чтобы делать эти упражнения на смартфоне и трекать их. У меня было 3 мощных КПТ серии по несколько месяцев (конец 2021, начало 2021 и конец 2019). К концу 2021 мне удалось научиться жить даже лучше, чем мои здоровые знакомые. Я измерял их индекс Депресси и мой, который был опущен до нуля на коротком промежутке времени. Правда, если их не делать, то он обычно возвращается на уровень лёгкой депрессии, но все равно эти упражнения оставляют мощный отпечаток в сознании и в некоторых аспектах «переключают» работу мозга.
Из этого вытекает первое крутое преимущество КПТ — его можно практиковать полностью самостоятельно, и входной порог не очень большой (хоть по-началу и было не привычно). В случае КПТ, вы выражаете ваше настроение в численном виде (BDI тест), и можете даже строить график и наблюдать, как индекс депрессии падает. Согласно исследованиям, занятия КПТ могут снизить уровень депрессии от средней до легкой всего за пару месяцев у среднего пациента (см. график в самом начале книги). Именно такой график и получился у меня, а может даже и более благоприятный.
В случае психоанализа, никаких средних гарантий вам не дают, и никакие измерения производиться не будут, показатели не будут отслеживаться. Хитрый психоаналитик скажет вам, что нужно ходить минимум год, чтобы достичь хоть каких-то результатов, и при этом они не будут гарантироваться даже при такой длительности. Это очень удобно и выгодно для психоаналитика, ведь можно месяцами выкачивать деньги из пациента за «анализ», при этом результат работы никак не проконтролировать и не проверить. Это создает идеальные условия для мошенников. Можно провести аналоги с некоторыми государственными проектами строгой секретности, которые скрываются именно потому, что там нечего показывать, кроме распила.
В 2021 году одна знакомая (которую я впоследствии обратил в КПТ) тоже имела проблемы с настроением и активно рекомендовала мне психоаналитика, который «хороший», «милый», «опытный» и «эмпатичный», а ещё за прием берёт 4000 руб в час. Я ещё тогда знал про КПТ, но решил сходить на прием. На приеме я описал мои проблемы и сказал, что слышал про научный подход и измерения, про доминирование КПТ в западной медицине. Я сказал ему, что хочу, чтобы он меня анализировал по канонам психоанализа (или психодинамики), и что я буду проверять все концепции и идеи, которые он выдвигает, читая литературу на английском языке. И тут он начал давать заднюю. Это была моя первая и последняя психоаналитическая сессия.
Фрейд, клиника и «анализабельность»
Психоанализ Фрейда, как он сам замечает, может
вылечить симптомы невроза. Более того, аналитический опыт может предотвратить повторение симптомов и даже позволить человеку наслаждаться жизнью — в работе и любви, — но это совсем не означает счастья в его общем понимании счастья для всех, даром и пусть никто не уйдет обиженным…
Но применять ли анализ ко всем? Как насчет того, что некоторые субъекты, выражаясь аналитическим языком, «неанализабельны»? Человек, алчущий излечения в анализе, выходящем далеко за рамки простой терапии симптомов (так как психоаналитик, к счастью, не выписывает лекарства и не говорит, что вам делать), может пройти анализ так, что любое удовлетворение останется за горизонтом. Это то, что Фрейд называл сопротивлением. Исцелить страдающего неврозом с точки зрения психоанализа — значит преодолеть сопротивление. И это интересует Фрейда больше, чем исцеление, — то, что мешает исцелению.
Может быть интересно
Реальная смерть, символическая конспирология и воображаемое государство. Психоанализ пандемии от Александра Дугина и Жака Лакана
Кто такой психоаналитик?
Психоаналитик — это человек, имеющий психологическое или медицинское профильное образование и прошедший дополнительную переподготовку по данному направлению. Есть основные пути, для того чтобы стать психоаналитиком: 1) Соотвествующее образования и определенное количество супервизий; 2) Чтение книг по психоанализу (Фрейд и его последователи); 3) Собственный анализ, и он составляет как минимум 250 часов. Это нужно для того, чтобы не перекладывать собственные проблемы на человека.
Поэтому при выборе специалиста, поинтересуйтесь где и сколько часов он сам пролежал на кушетке.
Есть любопытное видео, где профессор М. Решетников рассуждает на тему современного психоанализа и в чем состоит работа психоаналитика.
Отказ от вопроса
Стоит сказать, что современная клиника психоанализа — это клиника наслаждения и клиника под переносом, как его понимают Лакан и Фрейд. Перенос — это приведение в действие сексуальной реальности бессознательного, то есть в запросе на анализ, в запросе на излечение важно желание субъекта узнать о том, что в его отношениях с полом и самим собой и другим не клеится. Это вопрос о наслаждении самим собой.
Следовательно, психоанализ противопоказан тем, кто не задает себе подобного вопроса. Александр Стиванс, преподаватель клинической секции Брюсселя, основатель детской клиники «Куртиль» в Брюсселе, описывает случай отказа в психоанализе мужчине, чья жизнь была полной чашей. За исключением одного нюанса. Все пятнадцать сессий, в течение которых он приходил, он жаловался на свою жену. Это серьезная драматическая история, наполненная телесными страданиями, попытками самоубийства этой женщины, но ему отказывают в анализе. Отказывают, потому как для того, чтобы изменить свой симптом, необходимо принять и другого — партнера — в расчет и не колебаться в своем желании.
Аналитик не мэтр, не директивная инстанция и не тот, кто упражняется с вами как тренер, он скорее нейтрален по отношению к вашему выбору. По выражению Лакана, психоанализ излечивает от невежества, но бессилен против чуши. И если мы говорим о противопоказаниях, то психоанализ не подходит тем, кто хотел бы наслаждаться своим страданием. И это его право.
Психология как предмет в универе
В 2021 я решил попробовать изучить психологию более подробно и нашел канадский курс «Introduction to Psychology» на курсере. Очень хороший и качественный курс, объемный и при этом интересный. Мне было интересно, как психология может быть «предметом» в универе. Я прошел курс примерно за полтора месяца, и узнал очень и очень многое, от клинической и когнитивной психологии, до введения в нейронауку и принципов работы памяти. В моем сознании сформировалась очень четкая и ясная картина того, что из себя представляет психология. Очень рекомендую этот курс, т.к. он отлично расставляет свои точки над i.
А что касается психоанализа, то он есть только в главе «История». Стив Джордан (лектор) сначала приводит фундаментальные концепции психоанализа, которые кажутся весьма забавными, вроде анально удерживающей и анально выталкивающей типов личности или Эдипов комплекс. Потом Стив сказал набор враз, которую я запомнил на всю жизнь:
А что касается эффективности психоанализа, то ЛЮБАЯ терапия будет эффективнее, чем отсутствие терапии. Особенно для пациентов с большими кошельками.
Получается, что нет смысла платить 3000 руб в час за «специалиста»-психоаналитика. Можно с той же эффективностью взять поддерживающего психолога за меньшие деньги, а ещё можно найти на авито людей, которые готовы с вами общаться и поддержать в трудное время за довольно скромную сумму. Это, если у вас нет друзей.
Также лектор заметил, что базовые концепции психоанализа взяты Фрейдом из воздуха и по своей природе мы не можем их экспериментально проверить или доказать. Очень напоминает религию, когда даётся некоторый набор постулатов без доказательства и для принятия на веру.
Это всё потому, что сексуальных отношений не существует?
В вышеприведенном случае страдание было сосредоточено вокруг сексуальных, несуществующих, отношений — и ложное удовлетворение невроза любовью в переносе было для Фрейда лучшим доказательством того, что человеческое существо больше всего больно своим полом.
У Лакана перенос служит доказательством того, что любовь компенсирует отсутствие сексуальных отношений. Под формулой «отсутствие сексуальных отношений» в психоанализе понимают вопрос на месте любой заранее обусловленной связи между полами. Травма сексуальности для каждого субъекта индивидуальна. Не существует никакого рецепта счастливой любви, отношений, жизни. Каждый из нас выдумывает свой способ — выдумка субъекта, по сути, и есть его симптом. И симптом психоанализа отличается от симптома в медицинской клинике, так как это конституирующая особенность каждого, но тем не менее он может приводить и приводит к страданию.
«Хороший» аналитик
Это, конечно, не дискредитирует ни перенос, ни любовь, если не пренебрегать пустотой значения вокруг того, что они сами и запускают (вокруг не-отношений, отсутствия сексуальной связи). Сопротивление также может быть сопротивлением психоаналитика, особенно если он является или хочет быть аналитиком, который хорош для своего пациента, психоаналитика, который хочет быть правильным психоаналитиком, умным, самым лучшим, остроумным, изящным (нужное подчеркнуть) — или, что еще хуже, быть прекрасным психоаналитиком для всех, например, для общества, страны, рабочей группы.
По Фрейду, если психоаналитик не исцеляет, если анализ остается бесконечным процессом, то чаще всего это происходит из-за эффекта высокомерия психоаналитика, который отказывается лечить другого человека.
Поэтому же возникает желание приписать случаи исцеления Богу, бессознательному, другому аналитику — а в случае неудачи это также повод их всех в неудаче обвинить.
Он отказывает, потому что…
Остановимся подробнее на фигуре психоаналитика, в конце концов, на его желании. Мы не можем говорить о противопоказаниях к психоанализу, не учитывая вероятности ошибки со стороны психоаналитика. Если мы рассмотрим ситуацию со стороны психоаналитика, то стоит отметить, что психоаналитик является частью симптома в силу того факта, что речь, симптом, адресована ему, и нам необходимо учитывать, что он должен обладать некоторыми знаниями, которые помогут расшифровать этот симптом
.
Со стороны субъекта, запрашивающего анализ, участие субъекта в его жалобе является частью его симптома
. Отсюда следует немедленный вывод: оценка противопоказаний к анализу или воздействие анализа на симптом зависят от того, что о нем говорит сам человек. Так называемые терапевтические эффекты анализа должны быть сначала оценены как возможные показания или противопоказания к анализу.
Таким образом, наличие причины и желания для анализа должно оценивается в каждом случае индивидуально. У аналитика, конечно, может возникнуть соблазн воспользоваться слабостью субъективной позиции, сомнениями, но тогда это будет ложный путь, интеллектуальный обман, уловка и уступка глупости. Хороший анализ или неполучившийся анализ всегда зависят от согласия пациента с методами и решениями, индивидуально специфичными для каждой клинической структуры в отдельности.
Психология — наука или нет?
А это зависит от того, какой язык вы используете. Русское слово «психология» несет в себе негативную коннотацию и обычно ассоциируется с манипуляцией и обманом, а также с треш-книгами «ни о чем». А на западе, psychology — это полноценная наука, основанная на математике (статистике), использующая экспериментальный подход и две доминирующие школы (поведенческая и когнитивная).
Ещё в школе я начал глубоко задумываться, что не так с психологией. У меня была депрессия с сезонным паттерном, и я надеялся самостоятельно освоить психологию и по всем сам разобраться. Я очень много рефлексировал над своими мыслями и замечал, что если думать по-разному, то можно успешно регулировать свое настроение. А ещё можно измерять настроение в численном виде (по шкале от 0 до 10), производить измерения ДО и ПОСЛЕ некоторой активности, а потом математически обработать эти результаты и на основе средних значений делать выводы об эффективности подходов. Я изобрел что-то типа примитивного КПТ, когда я каждое утро прохожусь по специальному листочку с вопросами, вспоминаю негативные мысли и переформулирую их в позитивные. Это было в 2013, и я помню, как мое качество жизни выросло. Я поставил цель когда-нибудь изучить английский и найти область психологии, в которой есть упражнения с мыслями.
Если психоанализ не лечит, то в чем соль?
Как пишет Лакан, в практике психоанализа психоаналитик должен остерегаться злоупотребления желанием исцелить. Мы находим следы этого размышления в ранних семинарах Лакана, а наиболее радикальную формулировку можно прочитать в семинаре «Этика психоанализа». Желание вылечиться «по природе своей сбивает нас с пути и — сбивает с ног в мгновение ока». Желание вылечиться может сразу же ухудшить ситуацию. Лакан считает, что лучше «обозначить желание психоаналитика как нежелание лечить». Исторические предпосылки такого заявления заключаются в трансформации теории психоаналитического акта.
Изначально психоанализ основывался на речи, на символизации, излечивающей субъекта самим опытом свободного говорения и слушания. Исцеление понималось как путешествие в сторону нового значения болезненного симптома. Позже, в семинаре «Тревога», Лакан развенчивает свой первый аргумент, говоря о том, что исцеление является побочным эффектом анализа, и вводя в опыт измерение ошибки. Именно в определенной неудаче субъект моментально находит реальность своего бессознательного. В дальнейшем Лакан заменит упомянутую вначале заботу об исцелении субъекта более тонкой формулировкой «улучшить положение субъекта».
И следующее противопоказание к анализу можно сформулировать так: аналитик не предоставляет анализанту возможность анализа, не будучи уверенным, что предоставит ему более выгодную позицию.
Не исцеление, но нежелание
Так как исцеление в целом остается для Лакана видимостью и кажимостью, он предлагает в анализе путь нежелания исцелять, чтобы избежать тупика с желанием исцелить, так как подразумевается, что ваша болезнь и ваше страдание — это ваш выбор и способ справляться с невыносимым вопросом о существовании. Это нежелание нельзя путать с желанием не лечиться. Второе происходит скорее со стороны бездействия и незнания, противоположных тому, что несет за собой психоаналитический акт, — изобретению нового знания о себе. Это также перекликается с тем, что в буддизме связывает транзитивное желание, желание чего-то вообще, со страданием.
Путь нежелания — это доступ к пробуждению другого желания, когда вещественное желание того или иного, в данном случае — излечения от болезни, служит нам, чтобы усыпить желание. Таким образом, нежелание излечиться оставляет место для этого «лечения», которое сам психоанализ представляет как доступ к реальности бессознательного, способ справиться с тупиками наслаждения.
Нежелание быть излеченным — вот что наиболее близко к тому, что обнаружил Фрейд: анализирующий субъект — это также тот, кто не хочет быть излеченным. Кроме того, сама жизнь не хочет лечить. Наслаждение тела не хочет пропадать. Однако субъект, тело, всегда ошибается относительно объекта своего страдания и наслаждения, потому что его вводят в заблуждение объекты желания. Объекты потребления обманывают нас: они не излечивают нас от симптома человеческого наслаждения. И, как мы выяснили ранее, лечение в психоанализе не является главным опытом. Симптом в психоанализе — это не то, что требует устранения, но то, что отвечает на вопрос о вашем существовании как человека.
Итак, противопоказания к психоанализу, как и показания к нему, зависят, в сущности, от решения субъекта прийти в анализ со страданием и честно рассказать о нем — его весомая история, его страдания, его структура и его вопросы к самому себе будут проводниками и методами. Опыт психоанализа подходит не каждому, но для каждого он возможен, если есть желание знать о причине того, почему вы тот, кто вы есть. Знаменитая формула Лакана — «все бредят»- как раз об этом. Психоанализ — это разрешение на собственный бред.
Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?
Психоанализ
– это метод, который помогает человеку понять самого себя. Это становится возможным благодаря
расширению сознания
, когда ранее недоступные части психики становятся осознаваемыми.
Неосознаваемые области психики именуются бессознательным
.
Исследование бессознательного вызывает ассоциацию с погружением в глубины, поэтому психоанализ также называют глубинной психологией
.
Может казаться, что только с помощью гипноза возможно «заглянуть» в глубины психики. Но это не так.
::
Психоанализ как техника лечения неврозов появился более 100 лет назад благодаря катартическому методу Йозефа Брейера
, который в своей работе использовал гипноз (см.
Лечение разговором
). Фрейд являлся учеником Брейера и тоже первоначально использовал гипноз в своей практике, но вскоре в нем разочаровался (см.
Как работает гипноз
).
Тот день, когда Фрейд приступил к лечению свой пациентки, не прибегая к помощи гипноза – можно считать днем рождения психоанализа
(см.
Узники совести
).
Психоанализ
и
психоаналитическая психотерапия
всегда проводятся в бодрствующем состоянии пациента (клиента). Бодрствование необходимо потому, что психоаналитический метод предполагает активное участие пациента в процессе самопознания.