Медицинская информация достоверна Проверял Еремин Алексей Валентинович
Лечение тревожного расстройства личности в Москве, как и в любом крупном городе, является актуальным. Данное отклонение характеризуется нежеланием человека общаться, ощущением себя неполноценной личностью и высокой чувствительностью к проявлению критики в его адрес. Социальная замкнутость в этом случае вызывается страхом быть осмеянным или унизиться. Болезнь принимает различные формы и манифестирует в возрасте от 18 до 24 лет. Одновременно проявляются сопутствующие расстройства. Диагностика проводится с помощью тестирования. Для оказания помощи применяется психотерапия и медикаменты.
Сведения о тревожном расстройстве
Вначале развития заболевания близкие люди замечают у больного с тревожным расстройством его нежелание общаться со сверстниками и родственниками. Потом начинаются и другие проявления нарушения, сохраняющиеся на протяжении всей оставшейся жизни. Степень его распространенности оценить трудно, поскольку больные редко обращаются за своевременной помощью. Лечение тревожного расстройства личности обычно проводят психиатры, клинические психологи и психотерапевты.
Почти всегда при этом нарушении отмечаются другие психические отклонения:
- паническое расстройство;
- агорафобия;
- социофобия;
- обсессивно-компульсивное нарушение.
Причины развития тревожного расстройства личности
Лечение тревожного расстройства личности невозможно без понимания причины развития болезни. В настоящее время современная наука не располагает достаточным количеством информации, чтобы четко сформулировать этиологию. Но уже замечено, что в появлении проблемы принимает участие сразу несколько факторов, в том числе генетическая предрасположенность, особенности характера, темперамента, окружающего социума и воспитания.
Еще в детском возрасте склонность к тревожному расстройству проявляется как плохая адаптированность ребенка в сложной и быстро меняющейся ситуации, пугливость и замкнутость. Но нужно понимать, что некоторая застенчивость и робость при контактах с другими может выступать как обычная часть процесса становления психики, и не имеет ничего общего с болезнью. В норме такое явление проходит со временем, но при тревожном расстройстве проблемы с общением и избегание контактов сохраняется.
Специалисты указывают на тот факт, что большая часть пациентов росли и развивались в семье, где их постоянно критиковали, отвергали и не принимали всерьез. Для ребенка его родители всегда являются значимыми людьми, и поэтому психотравма, связанная с неправильным воспитанием сильно отражается на дельнейшей жизни человека. Длительное пребывание в отсутствии эмоциональной близости приводит к желанию отдалиться от близких людей.
Симптомы тревожного расстройства личности
Прежде чем начать лечение тревожного расстройства личности, следует в точности выявить все симптомы данной патологии. Заметить некоторые отклонения от нормы можно уже у маленького ребенка. Обычно это проявляется таким образом:
- пугливость;
- застенчивость;
- боязнь новых знакомств;
- затруднение при ответах у доски;
- нежелание попадать в центр внимания;
- сильный дискомфорт в непривычной ситуации.
Пациент предпочитает проводить время в одиночестве, смотреть фильмы, читать книги и фантазировать. Круг его общения небольшой, и состоит преимущественно из родственников. Постоянное удержание посторонних людей на расстоянии обусловлено не отсутствием потребности в социальных контактах, а страхом выставить себя посмешищем, быть униженным и отверженным. У такого человека даже совершенно нейтральные высказывания людей могут вызывать сильную негативную реакцию и восприниматься как личная обида.
Одновременно больной испытывает сильную потребность в эмоциональной близости, но принимать ее он может только при условии полного принятия и доброжелательности. Даже самое незначительное отклонение от щадящей атмосферы превращается для больного в трагедию, свидетельство унизительного отвержения. По этой причине они часто остаются одинокими. Лечение тревожного расстройства личности следует начинать как можно раньше, так как отсутствие помощи сильно снизит качество жизни такого человека.
При попытке установления контакта пациент с таким нарушением испытывает большую неловкость и напряжение. Для него не характерна спонтанность, он со стороны выглядит застенчивым, неуклюжим и непонятным. Некоторые больные с этим расстройством в попытке наладить общение могут заискивать перед другими, а часть из них – просто избегать любых новых знакомств. Они ожидают постоянного унижения, и своим поведением провоцируют социум на проявление негатива. И это приводит к еще большему замыканию в себе.
Избегающее поведение приводит не только к проблемам в личной жизни. При таких условиях невозможно построить карьеру. Человек с тревожным расстройством не умеет наводить профессиональные контакты, выступать перед большим количеством людей, руководить другими и нести полную ответственность за свои решения. Они обычно пребывают в роли тихого и незаметного подчиненного, с трудом меняют место жительства и работы, редко заводят друзей среди коллег.
Если пациент попадает в коллектив, где к нему относятся негативно, то такая ситуация приводит к быстрой декомпенсации его состояния. Попытки снимать напряжение с помощью спиртного или психоактивных веществ у таких лиц заканчивается пристрастием к алкоголю и наркотикам.
Как понять, что у ребенка повышенная тревожность
В помощь родителям — небольшой тест для самодиагностики. Прочитайте эти утверждения и подумайте, насколько они характерны вашему ребенку. Обратите внимание и на степень выраженности каждого пункта. Единичные проявления ни о чем не говорят, а вот регулярные случаи, да еще и с тенденцией к усугублению, указывают на проблему.
Итак, повышенная тревожность присутствует, если ребенок:
- боится всего нового, неизвестного;
- напряжен, скован, остро реагирует на любую неприятную мелочь;
- не уверен в себе;
- быстро устает;
- рассеянный, совершает бессмысленные действия;
- склонен к негативизму, видит в людях и событиях только плохое;
- пассивен, апатичен, его трудно чем-то увлечь;
- плохо реагирует на критику;
- испытывает чувство вины даже в тех случаях, когда объективно не виноват;
- критикует других людей за малейшую оплошность;
- жалуется на плохие мысли, страшные сны;
- плохо спит, засыпает с трудом;
- часто плачет;
- не может переносить ожидание (например, в очереди);
- избегает любых трудностей
Диагностика тревожного расстройства личности
Лечение тревожного расстройства личности в Москве в клинике доктора Исаева осуществляется только после установления точного диагноза. Для этого врач проводит беседу с пациентом, и оценивает потом результаты психологического тестирования. Диагностическими критериями в данном случае считаются следующие выявленные признаки:
- постоянное напряжение;
- уверенность в своей низкой ценности для общества;
- постоянное беспокойство о мнении других;
- неприятие критики;
- нежелания вступать в отношения, когда нет уверенности в симпатии человека;
- наличие ограничений в профессиональной и общественной работе.
Выявление тревожного расстройства проводится после получения всех данных обследования и осуществления дифференциального диагноза с другими психическими отклонениями. Похожая симптоматика наблюдается при следующих заболеваниях:
- социофобия;
- зависимое расстройство;
- психопатия шизоидного типа;
- истерическое или пограничное расстройство личности.
Лечение социофобии проводится в том случае, когда человек пугается не общения с другой личностью, а просто не переносит определенные социальные ситуации. Лечение психопатии осуществляется при условии боязни приближаться к посторонним людям вследствие страха утраты идентичности. Зависимое расстройство отличается наличием фобии расставания, а не самого контакта и критики. Если в поведении человека отмечается попытки манипуляции и бурная реакция на негативное отношение, тогда такое явление не рассматривается как тревожность, и проводится лечение истерии или пограничного расстройства.
Как быстро снять тревожность у ребенка
Бывает, что нужно победить тревожность здесь и сейчас. Например, собраться перед выступлением или настроиться на поход к врачу. Используйте для этого методику французского педагога М. Борба. Это простые упражнения для быстрого снятия стресса. Выполняйте их в комплексе или по отдельности:
- Придумайте фразу, которая повышает уверенность в себе в стрессовой ситуации. К примеру: «Это скоро закончится», «Я справлюсь», «Я в безопасности» или «Мама рядом».
- Делайте дыхательные упражнения: глубокий вдох через нос, быстрый выдох ртом. Научите ребенка дышать попеременно то грудью, то животом. Используйте лифтовое дыхание: после нескольких глубоких вдохов и выдохов нужно закрыть глаза и представить, что вы в лифте, который едет вниз. В это время задержите дыхание. Как только лифт приехал, можно открыть глаза, вдохнуть и почувствовать, что напряжение снизилось.
- Научите ребенка определять, где находится его стресс. Обычно это шея, голова, нижняя челюсть. Пусть несколько раз напряжет мышцы этого участка тела, а потом расслабит.
- Визуализируйте комфортное место, в котором ребенку хорошо и спокойно. Например, в кресле у стоматолога пусть представляет, что он на солнечном пляже, купается и загорает. Уход мыслями в другое место позволит отвлечься от реальности и спокойнее перенести процедуру.
Лечение тревожного расстройства личности в Москве
Клиника доктора Исаева проводит лечение тревожного расстройства личности при помощи индивидуального подхода к каждому человеку. Пациент получает терапию в амбулаторном режиме. Обычно она проходит успешно, это обусловливается подбором самых эффективных методов. Наиболее распространенными способами психотерапии в данном случае являются:
- когнитивно-поведенческая;
- психоаналитическая;
- тренировка социальных навыков;
- индивидуальная и групповая терапия.
Техники, которые лежат в основе когнитивно-поведенческой терапии, помогает обнаружить наличие искажения ожиданий, формирует изменение мышления и трактовки событий, учит легкому и свободному общению. Психоанализ позволяет пациенту осознать свои внутренние конфликты и причины их появления, пересмотреть свою жизнь в новом свете. Основной задачей специалиста является помочь преодолеть человеку свои сильно преувеличенные страхи о собственной несостоятельности.
Затруднение работы с больным заключается в его напряженности и постоянном ожидании отвержения. С такой личностью трудно бывает построить доверительные отношения. Когда человек начинает рассказывать о своих проблемах, он пытается неосознанно понравиться своему психологу или психотерапевту и найти одобрение своим поступкам и мыслям. Если вдруг пациент решит, что его не понимают, или осуждают, он перестает быть откровенным и сразу закрывается. В данном случае терапия может прерваться по желанию клиента.
Отличительной особенностью человека с тревожным расстройством являются его рассказы о страхе сплетен в его адрес, при этом он не высказывает желания научиться принимать действительность. Нередко у пациента отмечается сразу несколько нарушения, наравне с тревожностью он страдает социальной и другими видами фобии. И все это следует учитывать при назначении вида терапии.
Большую пользу при тревожном расстройстве приносят не столько индивидуальные, сколько групповые занятия. Там человек чувствует себя в своей среде, и может быстрее формировать навыки общения, так как специалист всегда поддерживает внутри группы теплую и дружескую атмосферу. Именно она помогает снять с больного напряжение.
Лечение тревожного расстройства личности считается завершенным в тот момент, когда у человека стойко закрепляется новое поведение. При правильном подходе прогноз при данном заболевании обычно благоприятен. Менее оптимистично выглядит прогнозиривание на выздоровление, если болезнь осложняется другими тяжелыми психическими расстройствами.
Фармакотерапия при тревожном расстройстве в чистом виде используется редко. Ее применяют как дополнение при необходимости лечение депрессии или других отклонений, мешающих получать навыки социализации и менять поведение.
Одной из наиболее распространенных проблем, с которой родители обращаются к специалисту является повышенная тревожность ребенка.
По мнению известных исследователей и авторов книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б.И. Кочубея и Е.В. Новиковой причиной тревожности является наличие внутриличностного конфликта у ребенка.
Тревожность — повышенная склонность к переживанию эмоционального дискомфорта, беспокойству, волнению. Она может быть связана с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности. При чем даже если все вокруг хорошо и благополучно, ребенок может испытывать фоновое ощущение предстоящей беды (страх перед неизвестностью).
Различают ситуативную и личностную тревожность. То есть в умеренном количестве в определенных стрессовых ситуациях тревога оправдана и даже полезна — она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или эффективнее справиться с задачей. В остальное время он может чувствовать себя совершенно нормально, не испытывать никаких проблем. Личностная тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности, влияя на все сферы жизни, на самооценку, мотивацию, взаимодействие с окружением. Человека сопровождает чувство напряжения, неявной угрозы, а любое взаимодействие с окружающим миром воспринимается как источник потенциальной опасности, напряжения и дискомфорта.
Как правило, тревожной личность становится еще в детстве. А значит родителям важно вовремя заметить у своего малыша первые признаки формирования личностной тревожности: 1. частое проявление беспокойства; 2. трудности с концентрацией внимания; 3. повышенный тонус мышц на лице и шее; 4. раздражительность, выраженная скованность или неусидчивость; 5. нарушения сна; 6. проблемы с аппетитом (изменения в пищевом поведении); 7. низкая работоспособность; 8. неуверенность, зажатость, чрезмерное смущение (например — смущение даже среди хорошо знакомых людей). 9. напряженный взгляд; 10. тихий голос; 11. соматические расстройства организма: болезненные ощущения в животе, дискомфорт от ношения каких-либо вещей, головные боли, спазмы в дыхательных путях, жажда, сниженный тонус мышц ног; 12. болезненная реакция на критику; 13. склонность обвинять самого себя; 14. критика окружающих. · Избегайте состязаний или каких-либо видов работ, учитывающих скорость. · Не сравнивайте ребенка с окружающими. · Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть. · Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. · Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. · Чаще обращайтесь к ребенку по имени. · Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. · Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить. · Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. · Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. · Используйте наказаний лишь в крайних случаях. · Не унижайте ребенка, наказывая его. · Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»
· Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
Для тревожного ребенка окружающий мир — пугающий и враждебный, малыш постоянно ощущает себя подавленным, настороженно относится к окружающим и с трудом устанавливает новые контакты или избегает их вовсе. Ищет поддержку и защиту в значимом близком (как правило, в матери), зачастую демонстрирует свою беспомощность и несамостоятельность чтобы привлечь его внимание и получить чувство защищенности. Со временем это может перерасти в заниженную самооценку, склонность к перекладыванию ответственности и несамостоятельность, стремлению занять позицию жертвы.
АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА по Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на определенные утверждения либо «да», либо «нет». 1. Не может долго работать не уставая. 2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4. Во время выполнения задания очень напряжен, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о возможных неприятностях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что снятся страшные сны. 9. Руки обычно холодные и влажные. 10. Нередко бывает расстройство стула. 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидания. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями. Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15 – 20 баллов. Средняя — 7 – 17 баллов. Низкая – 1 – 6 баллов. Важно отметить, что работа с тревожными детьми и подростками вопрос не двух-трех встреч, она требует продолжительного времени и активного и сознательного включения в этот процесс родителей (если не сказать — коррекцию процесса воспитания в принципе). Основными направлениями в работе с тревожными детьми и подростками являются: 1. работа по повышению и стабилизации самооценки; 2. обучение навыкам саморегуляции; 3. снятие мышечного напряжения. Отмечу, что в своей практике (думаю многие коллеги меня поддержат) вижу особую эффективность в работе с такими детками методов арт-терапии (от рисуночных методик до сказкотерапии) с элементами телесно-ориентированной терапии. Комбинация этих методов позволяет прорабатывать как эмоциональное, так и физическое напряжение, научить регуляции эмоционального и физического состояния.
Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят — это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.
Обучить ребенка расслаблению — не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться — им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.
Кроме этого принципа в этих играх используется и способность детей к фантазированию. Здесь нам помогает гармония души и тела: когда ребенок представляет себе что-нибудь очень приятное и спокойное, то его тело тоже расслабляется. Однако этот метод хорошо работает только с детьми, достигшими старшего дошкольного возраста, а первый можно применять в любые возрастные периоды.
Помимо специальных игровых упражнений на релаксацию хорошо использовать тактильный контакт с ребенком, также полезен массаж и просто растирание тела.
Игры и упражнения
Рот на замок
Это упражнение поможет ребенку научиться расслаблять губы и нижнюю челюсть, изображая, как выглядит в действительности образное выражение «Рот на замок!». Пусть ребенок сильно сожмет губы. Теперь, не отпуская, подожмет их так, чтобы они совсем не были видны. Так нужно продержаться несколько секунд, радуя родителей тишиной, а затем можно расслабить губы. Подчеркните для ребенка, что теперь его губы стали снова мягкими и ненапряженными.
Примечание. Эту игру желательно повторить несколько раз для большего эффекта. Чтобы ребенку не стало скучно, можно чередовать ее с аналогичной игрой «Слон», когда мальчик или девочка вытягивают губы вперед трубочкой, изображая хобот слона, а затем расслабляют их.
Воздушный шарик
Данная игра поможет научиться расслаблять мышцы живота. Для начала вспомните с ребенком, когда вы в последний раз надували воздушные шары. Как меняется шарик по мере поступления воздуха? Конечно, он увеличивается в размере и напрягается, стенки его становится непросто продавить пальцем. Теперь пусть ребенок представит себя таким воздушным шаром. Нужно сделать очень глубокий вдох и затаить дыхание. Попросите игрока положить руку на живот и почувствовать, стал ли он круглым и напряженным. Если стал, то можно выдохнуть и ощутить, как приятно, когда живот расслаблен. Повторите игру еще три-пять раз: напряжение на вдохе, задержка на несколько секунд, выдох и расслабление.
Примечание. Обратите внимание на то, чтобы напрягался именно живот, проследите за плечами ребенка — они не должны подниматься. Второй важный момент — выдох должен быть сделан без усилия, воздух сам выйдет, если перестать напрягать живот.
Достань звезду
«Достать с неба звезду» означает в нашем языке сделать что-то невозможное, добиться фантастического успеха, осуществить мечту. Что ж, сейчас вы с ребенком этим и займетесь, используя свое воображение.
В отличие от предыдущих игр ребенок должен удобно встать и закрыть глаза. Дальше он, как и раньше, будет пробовать представлять и делать то, о чем вы ему рассказываете. Если хотите, можете включить подходящую медленную музыку, которая станет звуковым фоном для ваших слов:
«Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой — темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на мысочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!»
Таким образом эту игру можно повторить несколько раз, пока у ребенка еще остаются какие-то важные мечты и желания. После того как вы поиграли, можно обсудить с ребенком картину, возникшую в его воображении. Если ваши сын или дочь захотят, то могут даже поделиться с вами и загаданными мечтами.
Примечание. Эта игра, как вы уже поняли, сочетает в себе оба способа релаксации: и мысленную медитацию, и чередование сильного напряжения с расслаблением. Кроме этого в ней есть важный психологический смысл — она настраивает ребенка на достижение успеха, учит верить в неограниченность своих возможностей, не отказываться от мечты!
Родителям важно знать, что:
Тревожных детей следует больше поддерживать, обращать внимание на их ресурсы и качества, позволяющие им справляться с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь.
Ребенок должен не только понимать, но и постоянно убеждаться на собственном опыте, что вы его любите и будете любить вне зависимости от его достижений.
В постоянно меняющемся, развивающемся внутреннем мире ребенка и так много перемен, поэтому важна стабильность, которую ему может дать уверенность и психологическая устойчивость его родителей и основательность устройства семейной системы, последовательность в воспитании.
Если перемены в семье неизбежны (развод родителей, переезд, болезни, смерть домашних животных), стоит поговорить с ребенком об этих событиях, принимая во внимание его возможные чувства по этому поводу (страх, злость, вину и т.п.). Отсутствие информации и непредсказуемость жизни – вечные источники тревоги.
Тревожным детям часто трудно перейти от одной деятельности к другой (например, от игры к прогулке). Важно за какое-то время предупредить ребенка о том, что ему скоро предстоит делать, чтобы он психологически подготовился.
Полезно обсуждать с ребенком предстоящий день, вместе с ним планировать дела.
Ребенку необходимы положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что предстоит ему в жизни. Не критическое «Ты ошибся, значит, ты плохой», а отношение к ошибкам как к позитивному опыту. Это позволит ребенку заниматься новыми видами деятельности без сопровождающей тревоги.
Важно формировать у ребенка адекватную самооценку. Для этого лучше всего не оценивать его (ни положительно, ни отрицательно), а интересоваться его деятельностью и ее результатами, спрашивая его самого о том, как он оценивает свою работу и почему. Не следует сравнивать ребенка с окружающими.
Не надо заставлять ребенка делать то, что вызывает у него тревогу (например, непременно выступить на утреннике, принять участие в игре и т.п.). Подождите, пока он сам не захочет, не обретет внутреннюю готовность к каким-то действиям.
Для тревожных детей очень полезны свободные игры на свежем воздухе, игры с творческим материалом (шишками, камушками, песком, фантиками, и т.д.), а также все виды водных процедур, кроме серьезных спортивных занятий.
Желательно постепенно увлекать ребенка рисованием восковыми мелками и красками (причем не только кисточкой, но и пальчиками), работой с пластилином и глиной. Таким детям важно все вокруг контролировать, а работа с творческим материалом позволяет им принять непредсказуемость жизни через непредсказуемость творчества на «текучем», не строгом материале.
Если вы и члены вашей семьи смотрите на жизнь позитивно и уверенно: «Мы справимся со всем, что ни пошлет нам жизнь», то это послание непременно будет воспринято вашим ребенком, и он также вырастет в ощущении, что он – хорош и мир вокруг интересный и разный.
Вопросы и ответы
К какому врачу следует обращаться с тревожным расстройством?
Данное заболевания является вариантом проявления невроза. Поэтому им занимается психотерапевт. Оно успешно лечиться при помощи разных методик, но для выбора наиболее эффективной терапии требуется посетить специалиста.
Можно ли справиться с тревожностью навсегда?
Тревожное расстройство, которое не осложняется коморбидными патологическими состояниями, обычно лечиться успешно. Важно, чтобы человек прилагал усилия и имел мотивацию для избавления от проблемы.