Психологическая зрелость: признаки, уровни, критерии


Психологическая зрелость – это многоаспектное понятие, не имеющее на данный день единого устоявшегося определения. Психологическая зрелость личности это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом. Это включает способность устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать реальность и окружающих людей. Помимо этого психологическая зрелость личности основывается на самостоятельности в удовлетворении базовых необходимых потребностей, а также ответственности за свою жизнь и поступки.

Вся деятельность психологически зрелого индивида направлена на реализацию собственных умений, эмоциональных потребностей, с соблюдением социальных норм, прав и личных границ других людей. Это определенное умение, позволяющее добиваться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Приоритетными задачами для такой личности становятся задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и эмпатии, что позволяет осуществлять коммуникации практически на любом уровне.

Определение понятия

Психологическая зрелость личности – это способность человека к самореализации, базирующаяся на его умении адекватно воспринимать ситуацию, эффективно взаимодействовать с другими людьми. Естественно, что для достижения зрелости человек должен обладать физическим и психическим здоровьем.

Примером зрелости характеров двух взрослых людей является счастливый брак, в котором супруги заботятся друг о друге, отвечают потребностям друг друга, помогают развиваться партнеру. Зрелые супруги не требуют друг от друга чего-то, а находят счастье в том, чтобы делать что-то для избранника по собственной инициативе, реагируют на эмоциональные потребности друг друга.

Принятие чувств

Речь идет об искренности в отношении самого себя. Зрелая личность открыта жизненному опыту и принимает полную гамму собственных чувств. А не только социально одобряемых из них. Окружение часто побуждает вытеснять печаль, злость, раздражительность и другие отрицательные эмоции. С детства родители учат: «не плачь», «не показывай волнения», «не переживай». Но если эмоции постоянно вытеснять, в дальнейшем они станут первопричиной неконтролируемого поведения в самых неожиданных моментах.

Психологическая зрелость подразумевает проживание возникающих чувств. Только этот способ позволяет нам держать под контролем собственное поведение, быть терпимыми не только по отношению к самим себе, но и к другим людям. Если человек осознает свои реакции, то он способен грамотно регулировать ответные действия.

Признаки

Обязательные компоненты психологической зрелости это:

  • понимание эмоций и настроения окружающих;
  • искренность и открытость в выражении своих эмоций и мыслей;
  • адекватная самооценка и естественное поведение;
  • гибкость в общении и оценках;
  • эмпатия, готовность прийти на помощь человеку;
  • умение найти общий язык с любым собеседником;
  • развитое чувство юмора;
  • умение обратиться с просьбой к кому-нибудь;
  • способность на безусловное принятие другого человека и искреннюю высокую любовь;
  • толерантность;
  • законопослушность, соблюдение норм и этических правил поведения в обществе;
  • отказ от использования в межличностном общении упреков, обвинений, агрессии, оскорблений, манипулирования, критики;
  • умение признать свои ошибки, принять точку зрения партнера по общению;
  • самодостаточность и независимость в суждениях, поступках, оценках;
  • принятие себя, систематическая работа по исправлению негативных черт характера;
  • самостоятельность в принятии решений и удовлетворении потребностей;
  • умение и готовность брать на себя ответственность за свою жизнь;
  • умение четко обозначить свои личные границы, уважение личных границ другого человека;
  • умение отказать человеку и не чувствовать при этом себя виноватым;
  • потребность в реализации своего творческого и интеллектуального потенциала;
  • потребность в познании нового, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • низкий уровень тревожности, отсутствие страха потери;
  • слабая потребность в одобрении посторонними людьми и руководством;
  • умение комфортно себя чувствовать как в компании людей, так и в одиночестве;
  • признание собственной уникальности, отказ от сравнения себя с другими людьми.

Главный жизненный принцип зрелого человека – жить в настоящем. Он не цепляется за прошлое, а извлекает из него полезный опыт для настоящего. Такой человек не мечтает о будущем, а планирует каждый свой следующий шаг в настоящем.

Ранняя: примеры

Раннее взросление личности может наступить в случае сильных эмоциональных жизненных потрясений.

Так, дети, оставшиеся без родителей, осознают реальность своих возможностей гораздо раньше сверстников.

У них раньше развивается способность к критическому мышлению, чувство ответственности за себя, самостоятельность и практичность.

Дети, потерявшие одного из родителей, также имеют шансы на более раннее взросление, поскольку неосознанно примеряют роль ушедшего члена семьи, да и попросту вынуждены развиваться более самостоятельно.

Ранее взросление иногда является характерной чертой личности, о ком говорят «,сударь от природы»,. Но такие ситуации существуют скорее как исключение из правил, поскольку для полноценного развития такой черты нужны соответствующие обстоятельства.

Также раннее взросление характерно для людей, переживших военное время, тяжелые болезни близких родственников, развод. Все эти ситуации объединяет негативная окраска и потеря: уклада жизни, близкого человека.

В этих условиях происходит колоссальный скачок эмоционального восприятия и интеллекта, также стимулируется реалистичность познания мира и самого себя.

Уровни психологической зрелости

Уровень психологической зрелости связан с уровнем социальной зрелости и степенью социализации личности, так как признаки зрелого человека во многом связаны с особенностями его взаимодействия с другими людьми. Чем шире круг социальных контактов человека, тем выше уровень зрелости его характера.

Психологи выделяют следующие уровни психологической зрелости личности, которые одновременно являются и критериями ее диагностики:

  1. Высокий уровень. Им обладают толерантные и ответственные люди, которые стремятся к саморазвитию и познанию нового. Это экстраверты, которые обладают позитивным мышлением. Такие люди достойно выходят из конфликтных ситуаций.
  2. Средний уровень. Этот уровень свойственен людям, способным легко выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние партнеров по общению. Однако в спорных ситуациях они не готовы встать на позицию собеседника. Им не хватает толерантности. Для успешного разрешения конфликтов им нужно побороть свое упрямство, развивать гибкость.
  3. Низкий уровень. Люди с низким уровнем личностной зрелости инфантильны, они часто становятся инициаторами конфликтов. В ситуации принятия решения они предпочитают следовать указаниям авторитетной личности.

О возрасте

Все уровни зрелости сопряжены с личностным кризисом. Ф. Перлз считает: главным ее показателем является умение найти выход из тупиковой ситуации, опираясь на собственные ресурсы. Зрелость позволяет преодолеть фрустрацию и страх, умея рисковать и принимать ответственные решения. Но Ж.-М. Робин, например, в основном разделяющий мнение коллеги, считает возможным воспринимать помощь извне. Главным показателем личностной незрелости, по его мнению, является беспомощность

А нахождение выхода из тупика, не важно, за счет личностных ресурсов или с помощью окружающих, — это показатель взрослости

Психологический возраст может совершенно не совпадать с календарным. И в 15 лет встречаются абсолютно зрелые индивиды, и в 30 — лица, не способные отвечать за свои действия и поступки. Для того чтобы разобраться, рассмотрим подробнее психологические особенности зрелости. Авторы выделяют различное количество признаков, мы остановимся на наиболее существенных, которые будут раскрыты чуть ниже.

В чем различие психологической и социальной зрелости

Сегодня психологи пришли к пониманию того, что психологическая зрелость – это психосоциальный возраст личности. Однако это не означает, что психологическая зрелость тождественна социальной. Уровень развития индивида определяет социальную успешность человека.

Личностная зрелость предполагает высокий уровень развития у человека социально значимых качеств: силы воли, ответственности, активности, инициативности. Она составляет морально-нравственную основу личности и определяет ее готовность к самостоятельной жизни, к созданию крепкой семьи и правильному воспитанию детей.

Социальная же зрелость характеризует степень развития коммуникативных навыков личности, ее умение взаимодействовать. Она проявляется в виде предсказуемости, адекватности и психической устойчивости личности во время общения. Вне ситуации общения социальная компетентность не может проявляться. Психологическая же компетентность личности проявляется в любой деятельности, которой занят человек: в работе, в бытовых делах.

Развитие самопознания

Чем еще характеризуется зрелость психологическая? Характеристика данной личности включает развитие самопознания. Ибо без понимания самого себя невозможно эффективно выстраивать коммуникации с окружающими. Этот процесс помогает реалистичному отношению к самому себе и лучшему пониманию других.

Зрелая личность должна осознавать, чего хочет добиться в жизни, что является для нее важным, а что нет. Она постоянно подвергает корректировке свои ценности. Ей не следует становиться отражением надежд окружающих, а необходимо действовать, руководствуясь собственными убеждениями. Это позволяет чувствовать себя сильной в межличностных контактах.

Факторы мотивирующие работать

внутренние — удовлетворенность самим процессом работы и значимостью полученного результата, внешние — вознаграждение, материальное стимулирование, признание в коллективе сотрудников и в целом в профессиональной среде. Человек уже реально оценивает свои способности, корректирует жизненные ценности и уровень притязаний.

Психо-познавательные процессы в этот период развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней зрелости, идет рука об руку с формированием или трансформацией его личности. Хотя развитие психофизических функций прекращается к 25 годам, интеллектуальное развитие продолжается многие годы.

Взрослый человек может контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться значительных результатов, связанных с работой или творчеством. Успех

человек зависит от уровня своих способностей, уровня образования и правильно подобранного вида деятельности. Этот факт свидетельствует о том, что развитие познавательной сферы человека индивидуально обусловлено.

Самосознание, самооценка и «самооценка» находятся под влиянием самоопределения человека как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.

В соответствии с осознанием собственных физических характеристик, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентации, основных личных и социальных установок интегральная «Я-концепция» включает в себя новообразования, отражающие личностную зрелость.

В этот период наблюдается нормативный кризис в возрасте 30-33 лет. Это связано с несоответствием жизненных планов человека реальным возможностям. В этом возрасте жизненные ценности пересматриваются, а неактуальные ценности отбрасываются.

Период раннего взросления характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, спецификой организации свободного времени (досуга), позволяющей реализовать неиспользованный человеческий потенциал.

Таким образом, каждая сфера деятельности человека характеризуется специфическим характером действий и общения: работа — общественно полезная деятельность, семья — концентрация и разнообразие межличностных отношений, досуг — реализация личного потенциала.

Ведущим фактором развития в этот период является профессиональная деятельность, а главными задачами раннего взросления являются самоопределение и создание семьи.

Устойчивость к неопределенности

Многие теряются в ситуациях, в которых нет ясности, недостает структуры. Но человеку часто приходится попадать на чужую территорию, поэтому ему требуется уверенность в условиях отсутствия определенности. Мы часто не знаем, с какой проблемой столкнемся и какие решения придется принимать. Уверенность в собственной интуиции, адекватности чувств, убеждение в конструктивности решений и умение оправданно рисковать – все это помогает человеку переносить напряженность, создаваемую неопределенностью. Это также удел зрелых личностей.

Три стадии взрослой жизни

  • — Ранняя зрелость (молодость);
  • — средний зрелый возраст (зрелость);
  • — Поздний зрелый возраст (старение и старость).

Молодость — это, прежде всего, время для создания семьи.

Молодой возраст — это, прежде всего, время создания семьи и устройства семейной жизни, время овладения избранной профессией и первых значительных достижений в ней, определяющих отношение к общественной жизни и своей роли в ней. В молодости доступны самые сложные виды работы, общение наиболее полное и интенсивное, дружеские и любовные отношения легко устанавливаются и полностью развиваются.

Основная проблема в эмоциональной сфере, требующая обязательного решения в раннем взрослом возрасте, — это достижение идентичности и близости.

Эмоциональная близость в человеческих отношениях выступает основой любви. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и меняющимися эмоциями нежности, восторга, ревности, которые часто выражаются в виде гнева, печали, гнева, обиды, разочарования и других эмоций. Любовь охватывает довольно широкий спектр эмоциональных явлений, различающихся по глубине, силе и другим характеристикам: от относительно слабо выраженных отношений (симпатий) до полностью волнующих человеческих переживаний, достигающих силы страсти.

Создание семьи чрезвычайно важно для личного развития. Человек приобретает новый статус, связанный с ответственностью за продолжение семьи и воспитание следующего поколения. С рождением первенца супруги начинают осваивать родительские роли отца и матери. Меняется весь образ жизни, появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за человека, который родился. Развивается комплекс эмоций, связанных с отцовством, в том числе радость от общения с ребенком и переживания.

Привязанность и доверие, особая чуткость к потребностям ребенка, чувство интереса, восхищения и гордости за ребенка.

Создание семьи и рождение детей — очень важный шаг в жизни каждого человека, который обусловлен следующими мотивами: любовью, духовной близостью, материальным расчетом, психологической совместимостью и моральными соображениями. Будущее семьи будет зависеть от того, какими ценностями будет руководствоваться человек при создании семьи.

Второй важный аспект жизни в подростковом возрасте — освоение выбранной профессии. Человек в этом преуспевает, приобретает профессиональные навыки. В юности легче получить знания, умения и навыки, необходимые для работы по профессии; человек наиболее продуктивен, выдерживает величайшие физические и умственные нагрузки, наиболее способен овладеть сложными методами интеллектуальной деятельности. Развиваются требуемые особые личностные и функциональные качества: организаторские способности, инициативность, находчивость, точность и аккуратность, быстрая реакция и др.

Если человек выбирает успешный жизненный путь, то уже в подростковом возрасте он достигает достаточно высокого уровня мастерства в профессии и своего объективного признания. С чемпионатом обретается чувство профессиональной компетенции.

Замечено, что ближе к 30 годам романтические ценности на работе сменяются более практичными. Следующие предметы становятся основными.

Организм зрелого человека

Коснувшись психологии и личностных особенностей зрелости, вспомним и про физиологическую сторону этого периода.

В зрелости организм человека достигает пика развития. Внешность и основные черты лица полностью сформированы. Стабилизируются гормональные процессы. Но в зависимости от фенотипа человека и определенных физиологических особенностей каждого индивида изменения в организме могут отличаться.

Так, у кого-то становится больше жировых отложений по всему телу или в определенных его зонах. Кто-то, наоборот, набирает мышечную массу и строит такое тело, о котором и не помышлял в молодом возрасте. Кто-то начинает седеть, у кого-то волосы могут поменять цвет. В данный возрастной период возможно многое и есть чему удивляться.

Не забывайте, что вы наполняете свою жизнь смыслом и определяете свой внутренний возраст. Какая разница 30 вам или 40, если у вас есть стремления и желания? Разница лишь в том, что в зрелом возрасте имеется намного больше возможностей и ресурсов для их осуществления. Так не упускайте же шанс и идите вперед к новым свершениям!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]