Что такое социальный интеллект, из чего состоит, как развить эту способность? Виды и уровни SQ

Что это такое: определение

Важно. SQ представляет собой совокупность способностей, влияющих на успешность социального взаимодействия.

Состоит из способности понимать себя и поведение других людей, а также из умения действовать по ситуации, и является очень важным качеством, так как необходим для эффективного межличностного взаимодействия.
Термин введен для обозначения способности успешно действовать в социуме, вести себя наиболее эффективно в какой-либо ситуации. Это умение понимать настроение других и их черты личности, способность к самопрезентации в обществе и различным взаимодействиям, своего рода талант, позволяющий ладить с людьми, приспосабливаться к поведению других в социуме.
Это глобальная способность, основанная на совокупности других черт личности (интеллектуальных, поведенческих, коммуникативных и т.д.), обуславливает понимание сказанного и сделанного людьми, способность к:

  • социальному взаимодействию;
  • принятию решений;
  • прогнозированию развития событий в межличностном общении.

Личностная составляющая социального интеллекта достаточно велика, однако его можно подкорректировать извне (специальные методики и максимум тренировочного взаимодействия).

О том, в каком году Торндайк ввел термин социальный интеллект и какова история понятия SQ, также определения этого понятия и подходы к его пониманию, актуальность исследования в наши дни, методы изучения и измерения, исследования SQ, вы узнаете тут.

В каком году Торндайк ввел термин и какова история понятия SQ?

Понятие интеллекта было введено еще Цицероном, как способность понимать. Затем его мысль продолжили Платон, Аристотель и другие. Определение социального интеллекта впервые было введено Э.Торндайком в 1920 году, так что такое понятие можно считать относительно молодым для психологии. Оно звучит как способность людей, поступать разумно в человеческих отношениях. Но такое определение было далеко не единственным.

Всего в истории можно выделить следующие временные периоды:

Временной периодРасшифровка
1920-1924Американский журнал «Психология и образование» собрал круглый стол, чтобы выяснить, что из себя представляет понятие «социальный интеллект».
1925-1938Проведение психометрических исследований социального интеллекта. Термин был переведен в стандартные измерения индивидуальных различий.
С конца 1930-х до 1965Исследования SQ прекращены и признаны бесперспективными.
1965-1969SQ рассматривают в структуре интеллекта.

Модели его структуры и виды

Существует несколько подходов к трактовке социального интеллекта, что породило несколько моделей его структуры:

  • Г. Айзенка.
  • Д. Гилфорда.
  • Г. Олпорта.
  • Ф. Вернона.
  • О.Конта.
  • Р. Стернбергера.
  • Ю. Емельянова.
  • В. Куницыной.
  • Ф. Южаниновой.

Наиболее распространены несколько моделей, о которых будет подробнее рассказано ниже.

Внимание. Сам SQ, в свою очередь является одним из видов общего интеллекта, это знания и умения, приобретенные в процессе социализации в сочетании с генетически обусловленными способностями. Это личностная черта, от которой зависит успех в межличностном взаимодействии.

По Г. Айзенку

Он считал, что этот вид интеллекта имеет социальную природу. Формируется в ходе социализации человека. По его мнению, социальный интеллект можно выделить как нечто отдельное, что базируется на биологическом и психометрическом интеллекте:

  • Первый – это вся совокупность врожденных способностей, позволяющих действовать на основе полученной информации в социуме. Это базовый, аспект социального интеллекта.
  • Второй выступает связующим звеном между биологическим и социальным. Главным параметром, влияющим на уровень этого вида интеллекта, является скорость обработки информации.

По Дж. Гилфорду

Д. Гилфорд понимал SQ как совокупность интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации. В его модели интеллекта три десятка способностей, относящихся к социальному интеллекту. Это, прежде всего, понимание поведения, продуктивное мышление в данном направлении и оценка. Он особо подчеркивает важность распознавания невербалики.

Важно. Д Гилфорд впервые подошел к проблеме с точки зрения измерения, разработав тест для определения уровня интеллекта.

В отличие от Айзенка он считал, что SQ не слишком зависит от общего интеллекта, но связан со способностью работы с информацией о поведении, которая включает шесть аспектов:

  • способность понимать вербалику и невербалику поведения;
  • распознавать важное в потоке информации;
  • понимать отношения, логику развития ситуаций, смысл поведения людей.

По Г. Гарднеру

Предложил структуру множественных интеллектов, имеющих прямое отношение к интеллекту социальному.

По его мнению, он базируется на разных способностях и умениях, пригодных для выживания в социуме.

У разных людей различные интеллектуальные способности в различных сочетаниях и социальный интеллект выступает как способность к решению задач в социуме.

По Гарднеру существует несколько видов интеллекта, при этом один от другого не зависит, они работают в мозге и как самостоятельные модули:

  • лингвистический;
  • музыкальный;
  • математический;
  • вербальный;
  • кинестетический;
  • пространственный;
  • личностный.

Последний, в свою очередь, делится на:

  • внутриличностный (способность к распознаванию своих чувств, мотивов и др.);
  • межличностный (умение распознавать все, что связано с поведением других людей).

Уровни

Сразу после того, как научное сообщество смогло дать описание социальному интеллекту, оно решило заняться разработкой шкалы его деления по уровням. Для этого Д. Гилфородом был создан психологический специальный тест. Он проверял скорость и оригинальность решения задач разной сложности. Это позволило дать точный ответ, насколько подкован испытуемый в социальной сфере. По результатам удалось выделить три уровня, каждый из которых описывает развитие разного социального интеллекта.

В России распространение получила методика на базе теста Гилфорда, созданная Е. С. Михайловой.

Низкий

Люди, обладающие низким уровнем социального интеллекта, постоянно испытывают различные трудности. Как правило, они вызваны поведением человека, причем сам он того не понимает. Такие люди имеют девиантный характер поведения и всегда руководствуются инстинктами, а большинство их действий вызвано порывами. У них не получается сойтись с другими людьми, т.к. даже при хорошем развитии отношений любого плана в определенный момент проявляются их особенности, что полностью исключает продолжение общения с человеком и приводит к недопониманию или ссорам.

Самостоятельно решать такие проблемы у них не получается, из-за чего часто люди вынуждены прибегать к помощи близких.

Средний

Те, кто облает средним уровнем СИ, действуют шаблонным образом. В повседневных делах они практически всегда достигают поставленных целей. Общение с людьми не вызывает трудностей. Однако с непривычными или сложными задачами справиться такому человеку трудно, из-за чего он может просто отказаться от той или иной затеи и продолжить жить по привычному ему шаблону.

Высокий

Интеллектуальный в социальном плане человек легко справляется с самыми трудными задачами. Они практически всегда выходят из неразрешимых ситуаций победителями. Им очень легко заводить знакомства, общаться с людьми и манипулировать ими, меняя их мысли, взгляды, желания. Такие люди – лидеры.

Составляющие

Важно. Все люди делают что-то, рассчитывая на успех деятельности, это во многом определяет смысл и количество затрачиваемых сил. Все действия в социуме находятся в зависимости от других людей, с которыми необходимо взаимодействие при движении к достижению цели.

Для этого и нужен SQ, так как решение задач основано на понимании поведения людей и способности влиять на него.

Выделено несколько групп способностей, составляющих социального интеллекта:

  • познавательные;
  • эмоциональные;
  • поведенческие.

Они, в свою очередь, тоже включают в себя несколько компонентов:

  1. Познавательные. Это знания, память, интуиция, прогнозирование:
      Социальные знания. Знания о людях, правилах общения, эффективном взаимодействии.
  2. Социальная память. Запоминание имен, событий, лиц, сделанного и сказанного людьми.
  3. Социальная интуиция. Неосознанное понимание чувств, настроения, мотивов и всех остальных аспектов поведения людей.
  4. Социальное прогнозирование. Осознанное прогнозирование всего, что связано с поведением людей.
  5. Эмоциональные. Это выразительность, сопереживание, саморегуляция:
      Социальная выразительность. Речь идет о степени и способах проявления эмоций и чувств, эмоциональной чувствительности.
  6. Сопереживание. Способность к эмпатии, умение ставить себя на место другого.
  7. Способность к саморегуляции. Способность к самоконтролю, регуляции эмоций.
  8. Поведенческие. Это восприятие, взаимодействие, адаптация:
      Социальное восприятие. Умение слышать, видеть чувствовать и распознавать иные проявления поведения.
  9. Социальное взаимодействие. Различная степень способности коммуницировать с людьми в социуме.
  10. Социальная адаптация. Навык или дар адаптироваться к обстоятельствам и людям.

Понятие «социальный интеллект» в психологии

Понятие «социальный интеллект» в психологии

В современной психологии большой интерес приобретает вопрос изучения социального интеллекта.

Стремительно изменяющийся мир предъявляет личности высокие требования к активному освоению новых социальных знаний и умений. Приобретаемые навыки должны способствовать пониманию и интерпретации происходящих социальных изменений, осознания поведения и поступков других людей.

Личности сегодня приходится быстро развиваться и самосовершенствоваться. Человеку необходимо актуализировать свои возможности, чтобы быть востребованным в социуме. Социальный интеллект выступает ведущим компонентом успешности адаптации человека в социуме. Несмотря на результаты многочисленных теоретических и эмпирических исследований социального интеллекта, остаются вопросы, требующие своего разрешения.

Термин «социальный интеллект» был введен в науку в 1920 г. Э.Торндайком. Автор определил три вида интеллекта: механический, абстрактный и социальный. Абстрактный интеллект или абстрактно-научный подразумевает понимание мыслей, идей и управление ими. Механический интеллект или механик визуально-пространственный находит свое применение к конкретным объектам. Социальный интеллект или практический относится к практическому взаимодействию с людьми.1

С точки зрения Э.Торндайка, объектом социального интеллекта выступает система социальных отношений. Социальным интеллектомявляется способность к пониманию и управлению мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, способность действовать правильно в человеческих отношениях.

Социальный интеллект — это комплекс способностей и возможностей «общего» интеллекта личности, направленный на анализ социальной ситуации. Э.Торндайк определил социальный интеллект как способность к пониманию и управлению людьми.

Дальнейшая разработка вопроса изучения социального интеллекта распространилась среди таких зарубежных психологов как: Г.Айзенк, X.Гарднер, Дж. Гилфорд, Дж. Кильстром, Н. Кэнтор, Г. Оллпорт, Р. Селман, Р.Стернберг. Изучением данной темы в России занимались такие психологи как: Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, Е.И. Ишутина, М.Л.Кубышкина, Н.А. Кудрявцева, В.Н.Куницына, Е.С. Михайлова, А.Л.Южанинова.

Психологи рассматривают интеллект как индивидуальное, личностное свойство человека. При этом они отмечают, что в содержании функций данного феномена отражается двойная обусловленность социального интеллекта. Т.е. он определяется внутренним и внешним миром личности.

Выдвижение концепции социального интеллекта в психологии порождает интерес ученых. Ученые в своих исследованиях стремятся понять и объяснить специфику данного феномена. При этом они предлагают различные пути изучения социального интеллекта, выделяли различные его формы.

Принято выделять несколько этапов изучения социального интеллекта.

На 1 этапе — 1920 -1924 гг. впервые в научный психологический обиход был введен термин «социальный интеллект». В 1920 г. американским журналом «Психология и образование» был организован круглый стол, с целью объяснения понятия «интеллект».

На 2 этапе в 1925-1938 гг. начинается психометрическое изучение социального интеллекта. Определение социального интеллекта были разработаны в соответствии с психометрическим подходом переведены в стандартные измерения индивидуальных различий.

На 3 этапе в конец 30-х 1965 гг. социальный интеллект исчезает из предметного поля психологии. Дальнейшую работу в этой области признали бесперспективной, исследования прекращаются.

4 этап 1965 — 1969 гг. — социальный интеллект рассматривается в основной структуре модели интеллекта.2

На настоящий момент в современной психологии выделяют некоторые общие научные подходы к изучению феномена интеллекта.

1. Структурно-генетический подход, базирующийся на идеях Ж.Пиаже и рассматривающий интеллект, как высший универсальный способ уравновешивания субъекта с окружающей средой.

2. Когнитивный подход основывается на понимании интеллекта, как когнитивной структуры. Специфика интеллектуальных структур определяется опытом индивида. Основателями данного подхода являются Дж.Брунер, О.К.Тихомиров.

3. Факторно-аналитический подход является наиболее распространенным в современной психологии. Его основатель — Ч.Спирмен. Он рассматривает интеллект, как общую «умственную энергию». На взгляд автора, уровень которого определяется успешностью выполнения любых тестов.

Р.Кэттелу принадлежит одна из распространенных концепций, рассматривающая иерархические модели интеллекта. При этом интеллектуальные качества выстраиваются в иерархию по уровню обобщенности.

Разнообразие подходов к определению социальный интеллект определяет неоднозначность структуры данного феномена.

Психологи считают, что эта способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социализации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы личности. Они напрямую связаны с отображением человека как партнера по общению и деятельности.

Психологи также предполагают, что интеллект может проявляться как в результативности решения тестовых задач, так и в том, как личность понимает и оценивает поведение окружающих его людей, а также самого себя.

Г. Айзенк разграничил понятия «биологический интеллект», «социальный интеллект», «психометрический интеллект». Д.Векслер определяет социальный интеллекта как степень приспособленности человека к жизни в данном ему социуме.3 В шкалах интеллекта Д.Векслера показатели субтестов «Понятливость» и «Последовательные картинки» определяются как связанные с развитием «социального интеллекта». Отмечается способность понимать причины поступков, обычаев, традиций, способность улавливать логику и последовательность событий.

Д. Гоулман выделяет в структуре социального интеллекта две основные категории: социальные осведомленность и социальные объекты. Он определил общественное сознание как то, что мы чувствуем других. Социальный объект выступает как то, что мы тогда делать со своим осознанием.

С точки зрения межличностных отношений, К. Альбрехт классифицирует поведение по отношению к другим людям по принципу «Токсичный» эффект и «Питательный» эффект. Токсичные поведение приводит к тому, что личность начинает испытывать гнев, разочарование, чувство вины и подавленности. Питательный поведение приводит к тому, что люди испытывают чувство уважения, нужности и удовлетворённости от жизни. Затянувшийся эффект токсического поведения указывает на низкий уровень социального интеллекта. Личность не имеет возможности общаться с людьми и эффективно влиять на их поведение. Длительный эффект питательного поведения, как правило, делает человека гораздо более эффективным в общение с другими людьми. Такие навыки общения определяют высокие показатели социального интеллекта.

Возможности измерения социального интеллекта включают в себя определение ключевых навыков взаимодействия личности. Также определяется возможность оценить их поведенческим способом. Все взаимодействие личности происходит с некоторым контекстом. Эффективность предполагает освоение контекстов, в которых один призван взаимодействовать с другим контекстом. Следуя данной логике, социальный интеллект означает понимание контекста. Зная, как перемещаться внутри и между различными контекстами, и зная, как вести себя в различных контекстах, с тем, личность будет способна к достижению своих целей по эффективному взаимодействию.

Социальный интеллект понимается, как сочетание навыков, которые выражаются через усвоенного поведения. Личность проводит оценку влияния своего поведения на других. Степень, в которой один успех в отношениях с другими, дает возможность экспериментировать с новыми поведения и испытывать новые стратегии взаимодействия. Таким образом, социальный интеллект определяется как способность «ладить с людьми». Это происходит в процессе взросления и общения, когда человек получает опыт в общении с другими людьми.

В зрелом возрасте многие люди не продолжают учиться и развиваться, поскольку они стареют. Они не стараются приобрести понимание и навыки, необходимые для достижения успеха в социальной, деловой или профессиональных ситуациях. При этом взрослые, которые испытывают недостаток в понимание и компетентность в общении с другими могут внести значительные улучшения в их состоянии социального интеллекта в результате понимания основных понятий и оценки себя от комплексной модели межличностной эффективности.

Тогда критерием интеллектуальной зрелости становится готовность субъекта принимать любое событие таким, каковым оно является в своей объективной действительности, а также его готовность изменять исходные мотивы, превращать цели в средства с учетом объективных требований деятельности. Низкий уровень интеллектуальной зрелости инициирует те или иные варианты защитного поведения на фоне бурной, хотя и весьма своеобразной интеллектуальной активности.4

Рассмотрим модель социального интеллекта, представленную в концепции А.И. Савенкова. Автор выделяет три группы компонентов, составляющих социальный интеллект:

а) когнитивный компонент -это социальные знания. Знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей, социальная память, т.е. память на имена, лица, социальная интуиция оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков;

б) эмоциональный компонент — здесь представлена социальная выразительность это эмоциональная выразительность и эмоциональная чувствительность, сопереживание как способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого, способность к саморегуляции человека, т.е. умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение;

в) поведенческий компонент — социальное восприятие как умение слушать собеседника, социальное взаимодействие и социальная адаптация.5

В.Н.Куницына рассматривает социальный интеллект как сложную и многомерную психологическую структуру. Автор данной концепции выделяет следующие его компоненты.

1. Коммуникативно-личностный потенциал. Он представляет собой комплекс психических свойств, облегчающих или затрудняющих общение детей. На данной основе формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость. Это, на взгляд автора главный стержень социального интеллекта.

2. Основными характеристиками самосознания детей — чувство самоуважения, свобода от личностных комплексов.

3. Социальная перцепция определяется как способность детей к пониманию и моделированию социальных явлений. Главным здесь выступает понимание людей и движущих ими мотивов. Умение прогнозировать развитие межличностных ситуаций также является основой их эффективности.

Выбор данных компонентов В.Н.Куницына объясняет тем, что они, по ее мнению, являются основными направлениями социального развития детей в период старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Концепция Д.В. Ушакова, все многообразие подходов к определению, объяснению и диагностике социального интеллекта сводится к трем основным параметрам:

  1. Социальный интеллект — это особая способность, отличная от остальных.
  2. Социальный интеллект — это социальная компетентность, система знаний, умений, навыков, приобретенных в течение жизни.
  3. Социальный интеллект — это личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия.

Феномен социального интеллекта напрямую связан с успешностью в профессиональной деятельности. Авторы отмечают, что прежде всего в деятельности, где немаловажное значение имеет взаимодействие с людьми, социальный интеллект определяется одним из компонентов творчества, как способность к выдвижению идеи.

Д.В. Ушаков выделяет ряд характерных структурных особенностей социального интеллекта:

1. Континуальный характер.

2. Использование невербальной репрезентации.

3.Потерю точности социального оценивания при вербализации.

4. Формирование в процессе имплицитного обучения.

5. Использование «внутреннего опыта».

Социальный интеллект — это способность к познанию социальных явлений. Данный феномен является одним из компонентов социальных умений и компетентности. Это важная способность, которая может помочь успешному функционированию человека в обществе, эффективности его в той или иной деятельности. В рамках структурно-динамической теории социальный интеллект пользуется тем же «потенциалом формирования», что и другие виды интеллекта.

Данное предположение позволяет Д.В. Ушакову выдвигать несколько гипотез, которые могут быть проверены в рамках эмпирических исследований. Если потенциал формирования одинаков, на взгляд автора, то связь социального интеллекта и других видов интеллекта может как существовать, так и отсутствовать. Это будет зависеть от степени равномерности распределения потенциала в выборке испытуемых. Степень равномерности данного распределения будет зависеть, например, от того, в какой сфере деятельности находятся интересы испытуемых: в предметной или коммуникативной сфере.6

Феномен социального интеллекта необходимо рассматривать со связью с вопросом интеллекта в целом. В данном случае с социальным интеллектом речь идет о способности этого конструктора объяснять специфику социального познания индивида. С самого начала, когда внимание психологов привлекла проблема социального взаимодействия и роли интеллекта в нем разработка социального интеллекта происходила главным образом в рамках общих теорий интеллекта. Поэтому данный вопрос представляется не только интересным, но и продуктивным, рассмотреть хотя бы в общих чертах динамику взглядов на данный феномен в исторической перспективе и аналитически осмыслить эти подходы с целью определения нового взгляда в трактовке и в применении данной категории в рамках психологических исследований.

Феномен социального интеллекта, несмотря на достаточно длительную историю изучения на сегодняшний день представляется как новое понятие. Это связано в первую очередь с методологическими трудностями психологии интеллекта. Разные подходы в рассмотрении социального интеллекта в общей и социальной психологии и с другими проблемами. Обоснование социального интеллекта как категории социальной психологии связано с тем, что до сих пор отсутствуют достаточно четкие критерии данного понятия. Возникает необходимость указать, какие понятия могут быть признаны общими и фундаментальными определениями, охватывающими проблемы современной психологии личности, наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений.7

Н.В. Богданович отмечает, что для современной психологии, переживающей критический период рассмотрения и оценки своих методологических основ, велика роль категориального анализа. Категориальный аппарат призван выделить и обозначить систему понятий, наиболее перспективных для разработки в современной психологической теории. Зачастую происходит, что современные исследователи не формулируют четких определений. Отмечается тенденция ограничиваться перечислением характеристик социального интеллекта в рамках конкретных научных направлений или собственными выводами.

Социальный интеллект определяется как способность человека реагировать на социальные ситуации повседневной жизни. Социальный интеллект не будет включать чувства или эмоции, вызванными в нас другими людьми. Он включают способность личности понимать других и реагировать, таким образом, чтобы была достигнута эффективная коммуникация.

В данной работе за основу используется определения Э. Торндайка. Социальный интеллект

это способность личности понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях. Уметь распознавать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным характеристикам.

Функции

  • Коммуникативно-ценностная связана со способностью к коммуникации, пониманию (не только окружающих, но и себя), усваиванием норм взаимоотношений.
  • Познавательно-оценочная заключается в умении достигать цели с помощью полученной информации посредством познания и оценки ситуаций и поведения людей.
  • Рефлексивно-коррекционная обеспечивает внесение изменений в процесс взаимодействия с целью получения желаемого результата, помогает понять восприятие другими.

Возрастные особенности

С возрастом он не претерпевает значительных изменений в отличие от общего, однако на начальном жизненном этапе (детство, юность) они существенны:

  • В детском возрасте SQ развивается посредством наблюдения за окружением, за взрослыми людьми с развитым социальным интеллектом, а также в процессе игр, при общении со сверстниками.
  • В подростковом возрасте наиболее активно развивается коммуникативный аспект, умение понимать себя и других, прогнозирование и т.д.
  • У взрослых развитие социального интеллекта обогащается опытом и приобретает форму мудрости.

О возрастных изменениях, гендерных отличиях, о влиянии на компетентность суждений читайте здесь.

Как развивать навыки?

Важно. Развитие навыков начинается с первого года жизни и продолжается до периода взрослости.

Затем время от времени происходит корректировка сформированного социального интеллекта, связанная с происходящими событиями.

Формирование SQ

Первоначальное формирование происходит в семье, затем добавляется влияние знакомых, родственников, дошкольных учреждений, школы, затем – учебных заведений плюс окружения, сопровождающего каждый из этапов.

Периоды развития

Существует пять этапов развития. На нулевой стадии (досоциальной) ребенок не осознает различий, но постепенно он начинает отделять эмоции, чувства других и собственные:

  • на первой стадии происходит становление умения анализировать слова и поведение;
  • на второй – эмпатических способностей, происходят попытки влиять на людей и ситуации;
  • на третьей – происходит понимание противоречивости поведения людей;
  • на четвертой – представление о взаимодействии людей структурируется;
  • на пятой – производится оттачивание навыков.

О формировании, особенностях развития, способах диагностики и исследования и адаптации детей с нарушениями мы рассказывали тут.

Уровни

Выделяют три уровня: высокий, средний, низкий.

  • В первом случае это означает, что у человека есть высокое мастерство общения и управления людьми, контроль ситуаций.
  • Во втором – шаблонное поведение, средний уровень навыков и знаний, необходимых для успешного взаимодействия в социуме.
  • В третьем – деструктивное поведение, низкая эффективность, плохое распознавание поведения людей.

Проблемы измерения SQ

Первый тест для измерения SQ создан Т. Ханом. Позднее появился тест Д. Гилфорда, который используется до сих пор.

Внимание. Надо сказать, что тесты не являются точной оценкой этого вида интеллекта, способов, позволяющих полноценно «измерить» его, сегодня не существует.

Методики

В рекомендации по развитию SQ включают специальные методики. К наиболее эффективным методам того, как повысить уровень SQ, относят:

  • тренировка эмпатии;
  • анализ поведения людей в видеосюжетах/фильмах;
  • проигрывание ситуаций;
  • развитие невербалики;
  • сюжетно-ролевые игры.

Необходимо развивать способности, такие как:

  • память;
  • ораторство;
  • внимание;
  • аналитику и др.

Общее саморазвитие автоматически благоприятно повлияет на уровень SQ.

Условия

На досоциальной стадии нужно помочь ребенку достичь успехов в плане сепарации мыслей и чувств других людей и своих, и формировании интереса к социальному взаимодействию.

  • На первой стадии необходимо обратить внимание на развитие субъективизма, научить понимать, прежде всего, себя, а уже потом окружающих.
  • На второй и третьей стадии следует обратить внимание на способность к рефлексии, аналитику поведения и слов окружающих, умение занять позицию другого, сотрудничество.
  • На четвертой стадии нужно продолжать совершенствовать навыки и начать тренировки, позволяющие успешно взаимодействовать в социуме (больше практики).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]