Социально-психологическая адаптация – какие механизмы включает процесс

Легко ли ты входишь в новый коллектив? Спокойно ли привыкаешь к новым условиям жизни или испытываешь тревогу? Боишься ли ты перемен? Если ты ответила на эти вопросы «да», то у тебя слабые адаптивные способности. Эта статья посвящена социально-психологической адаптации личности, тебе пригодится эта информация, если перемены приводят тебя в ужас.

В этой статье:

Понятие социально-психологической адаптацииФормы психологической адаптацииОсобенности протекания социально-психологической адаптацииПонятие о дезадаптация личностиВиды дезадаптированности

Понятие и задачи

Человек с рождения вовлечен в социальное взаимодействие. Вначале его окружают только члены семьи, формирующие у новорожденного первичное представление о нормах и способах общения, ролевых моделях. Субъективный опыт становится частью личности. К моменту выхода и активного взаимодействия с социумом ребенок уже обладает сложившимися навыками и сценариями поведения. Сталкиваясь с обществом, ребенок перенимает принятые ценности и нормы поведения, но привносит свои установки, преобразуя сложившийся уклад.

Процесс взаимного обмена и формирования установок между человеком и обществом длится всю жизнь. При успешном привыкании личность становится самодостаточной социальной единицей.

История открытия и изучения

Социально-психологическая адаптация — процесс, который проходят все, независимо от места проживания. Он выступает средством защиты личности, снижающем внутреннее психологическое напряжение, которое возникает при контактах с другими людьми. Освоение механизмов защиты, как правило, происходит после травмирующего столкновения с обществом. Защитная реакция формируется в детском возрасте, по мере взросления виды защиты совершенствуются и меняются.

Если человек полностью овладел методиками защиты и научился выбирать оптимальный стиль поведения в сложной ситуации, его адаптационный потенциал повышается. Это приводит к успешному социально-психологическому взаимодействию.

Если механизмы защиты примитивны, человек использует их неосознанно, его способность к адаптации снижается. Примитивные стратегии поведения избавляют от ощущения дискомфорта, но лишают возможности оценивать ситуацию адекватно. Человек не может занять место в группе, чувствует себя чужим.

Исследованием психологического феномена адаптации и механизмов защиты занимались представители разных школ. Структуру психологической защиты разработали психоаналитики. Под защитным механизмом Фрейд подразумевал совокупность приемов, которые ограждают психику от травм, неизбежных при столкновении с реальностью. К таким способам он относил:

  • отрицание;
  • вытеснение;
  • замещение;
  • изоляцию;
  • проекцию;
  • рационализацию;
  • инверсию;
  • регрессию.

Представители гештальтпсихологии и гуманистической психологии создали альтернативные классификации методов защиты. Они отличались названиями, но описывали одни и те же наборы функций психики.

Механизмы социально-психологической адаптации, основанные на механизмах защиты, приводят личность к состоянию эмоционального комфорта. Человек чувствует себя спокойно, открыто выражает свои чувства, оптимистично настроен. Если защитные механизмы выбраны неправильно, их использование вызывает психологический дискомфорт. Человек испытывает тревогу, страх, беспокойство, подавленность. Это состояние нарушает нормальную деятельность, мешая адекватно реагировать на окружающую действительность.

Классификация

В процессе социализации человек использует один из двух видов адаптации: прогрессивную или регрессивную. В первом случае личность успешно занимает место в коллективе, во втором — адаптация становится формальной, неполной.

Если встраивание в общество идет по регрессивному пути, личность не принимает социальные нормы и требования общества. Индивид может выполнять их, но делает это вынужденно. Противоречие, неизбежно возникающее в такой ситуации, вызывает сильное напряжение. Если индивид не имеет возможности изменять требования общества, напряжение провоцирует развитие психологических расстройств. Это приводит к невозможности реализовать свой потенциал.

Полноценной социализации личность может достичь только при прогрессивном варианте адаптации. Человек принимает нормы группы, соглашается с ними и реализует себя в обучении, труде, творчестве и других сферах.

Виды дезадаптированности

Выделяют три вида дезадаптированности личности:

  • Временная дезадаптированность;
  • Устойчивая ситуативная дезадаптированность;
  • Общая устойчивая дезадаптированность.

Временная дезадаптированность характеризуется нарушением баланса между личностью и средой, порождающим адаптивную активность личности. Устойчивая ситуативная дезадаптированность личности отличает ее отсутствием механизмов адаптации, наличием желания, но неумением адаптироваться. Общая устойчивая дезадаптированностъ проявляется состоянием перманентной фрустрированности, активизирующей патологические механизмы и приводящей к развитию неврозов и психозов.

Как видишь, дезадаптация является тем самым состоянием, которое может навредить психике человека. Если возникают трудности с социально-психической адаптацией – обратись за помощью.

Методы

Если у человека диагностированы проблемы с адаптацией, их можно попытаться компенсировать. Методы повышения социально-психологических навыков можно использовать в любом возрасте и при разных возможностях.

Для детей

В младшем школьном возрасте у детей наблюдаются проблемы с привыканием к новому режиму жизни. У первоклассников наблюдаются типичные симптомы дезадаптации: расстройство сна, пищеварения, истеричное поведение. Помочь ребенку справиться с усвоением новых норм поведения должны родители. Они должны выступать инициаторами сближения ребенка со сверстниками, помогать наладить отношения.

Если ребенку мешает стеснение, необходимо подбирать для него такие виды активности, для которых нужна командная работа. Подвижные игры, в которых у каждого малыша будет своя роль, помогут принять необходимость взаимодействия. В подростковом возрасте адаптироваться к социуму поможет внеклассная деятельность. Участие в кружках и секциях повысит уверенность подростка в себе, он будет свободнее чувствовать себя в коллективе.

Для взрослых

Для людей старше 25 лет проблема дезадаптации стоит острее. Не имея возможности формировать нормальные отношения с рабочим коллективом, человек лишается возможности выстраивать карьеру. Основной способ исправления проблемы — психотерапевтическое воздействие. Для освоения навыков взаимодействия необходима консультация психолога. Вместе со специалистом индивид сможет изучить и применить сценарии позитивного взаимодействия с окружающими.

Терапия направлена на снижение тревожности и повышение самооценки. Задача врача — показать возможности нормальной самоактуализации.

Инвалидов

Наличие инвалидности у индивида становится серьезным препятствием для установления контактов с окружающими. Даже если сам инвалид заинтересован во вхождении в социум, в его окружении может не оказаться подходящих для этого условий. В этом случае потребуется помощь окружающих, которые смогут эти условия создать.

Лучше начинать вхождение в общество в компании людей с аналогичными проблемами со здоровьем. Оказавшись в комфортной среде, человек раскрепощается, чувствует себя свободно. Получая моральную и психологическую поддержку, он учится выстраивать сложные виды групповых взаимоотношений. Он сможет успешно применять эти сценарии при взаимодействии с людьми без инвалидности.

Патология и норма

Главная задача социализации — раскрытие личностного потенциала. Ее успешность и широта зависит от уровня развития личности. Чем индивид взрослее, тем проще проходит адаптация. Нормальное развитие личности происходит только в благоприятных условиях.

В условиях тоталитаризма человек выбирает деструктивные способы социально-психологической адаптации:

  1. Мазохизм — стремление передать ответственность за свою жизнь другому человеку. Человек, склонный к мазохизму, боится принимать решения, одиночества. Другие люди для него — источник безопасности.
  2. Садизм — стремление подчинять людей своей воле, использовать как ресурс. Садисты запугивают окружающих, любят наслаждаться зависимостью людей от них.
  3. Деструкция — стремление социализироваться через разрушение существующего социального строя. Люди, склонные к деструкции, ощущают себя бессильными перед существующими институтами власти. Они пытаются избавиться от этого, уничтожив внешнее давление власти, но при этом часто не представляют, какой социальный строй они хотели бы создать.
  4. Конформизм — реализация через растворение в толпе. Конформный человек боится оказаться аутсайдером и стремится оправдать ожидания социума. Он не замечает манипуляций, склонен к консерватизму, необдуманному потреблению.

Тип вхождения в социум зависит не только от социального строя, но и ближайшего окружения. Если модель семьи противопоставлена обществу, то ребенок будет испытывать сложности с поиском своего места. Он рискует стать аутсайдером, не найти возможности для реализации.

Противоречивость

Это слово как нельзя лучше характеризует процесс адаптации. Почему? Потому что с одной стороны человек должен «вливаться» в общество. Но с другой – обосабливаться от него, чтобы оставаться самим собой.

Равновесие удержать очень сложно, поскольку в наше время в условиях всеохватывающих перемен оно нарушается. Из-за кардинальных изменений в практических всех жизненных сферах стали другими и функции институтов социализации.

Современные люди часто просто не успевают за таким стремительным ходом событий. Многие даже не могут понять, на что им ориентироваться – жизненные ценности меняются, а жизнь идет в таком ритме, что у некоторых не получается остановиться и поразмышлять над тем, ради чего они на самом деле существуют.

Диагностика

Проблемы с адаптацией у ребенка родители могут заметить уже в раннем возрасте. В норме дети заинтересованы во взаимодействии со взрослыми. Их уровень развития психики еще не позволяет воспринимать себя и других людей как отдельных равноценных личностей. Потребность регулярного взаимодействия продиктована тем, что младенцы не могут выжить без помощи взрослых. Дети в возрасте 5–6 месяцев могут манипулировать родителями с помощью плача.

Если проблема не была диагностирована в раннем возрасте, она проявится еще острее, когда ребенок войдет в детский коллектив. Дети с проблемами адаптации не общаются с окружающими. Они играют сами, не отвечают на попытки вовлечь их в общую игру. Реакция на окружение у детей с дезадаптацией проявляется либо боязнью общества, либо агрессией и негативизмом. Чем старше становится ребенок, тем сильнее проявляются симптомы. В возрасте 10–12 лет ребенок, не способный взаимодействовать с коллективом, может полностью замкнуться в себе.

У взрослых проблемы дезадаптации проявляются теми же симптомами: боязнью людей и общим негативизмом. Чтобы защитить психику от разрушающего осознания действительности, индивид может бессознательно противопоставить себя социуму. При этом он ведет себя так, словно это он сам отказался от вхождения в общество, а не требования коллектива оказались невыполнимыми для него.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 246853

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Проблематика

Невозможность вписаться в стандарты общества и стать его частью лишает человека нормальной жизни. У этого патологического состояния разные причины:

  1. Неблагополучный семейный сценарий. Если в семье принято негативное отношение к социуму и его нормам, ребенок воспримет это стратегию поведения как единственную правильную. При этому у него не будет возможности привить обществу свои ценности.
  2. Маргинальное окружение. Сценарий семьи может быть благополучным, но окружение оказывает на личность большее давление, чем ближайший круг общения. Если человек действует по семейному сценарию, он автоматически лишается шанса на вхождение в общество.
  3. Физиологические особенности. Нарушения в работе ЦНС, хронические заболевания и другие особенности не позволяют человеку быть частью группы. Вынужденно оказавшись в изоляции, он не имеет возможности освоить сценарии поведения в социуме.
  4. Психологические причины. Препятствием на пути к нормальной социализации часто становятся психологические особенности личности. Например, расстройства аутичного спектра, которые не позволяют человеку правильно считывать эмоциональные реакции других людей и соразмерно на них отвечать.
  5. Неуправляемые внешние причины. К ним относятся войны, стихийные бедствия и другие глобальные причины, разрушительное действие которых человек не может контролировать или отменить.

Если причина социально-психологической дезадаптации выявлена в детском возрасте, у человека сохраняется шанс преодолеть препятствие и компенсировать его. У взрослых терапия займет больше времени и потребует значительных усилий.

Механизм социальной адаптации

Механизм социальной адаптации сложный, длительный. Индивид находится под действием мощных внешних факторов, на него давит общественное мнение, его могут осудить за вызывающее поведение или нарушение правового уклада общества.

Изучать соц адаптацию – это значит исследовать активность и самостоятельность человека как важный элемент принятия решений, знакомиться с особенностями его деятельности и отношения к труду, диагностировать уровень ответственности и умение предвидеть последствия своих действий.

Признаками успешного завершения этапов данного процесса являются:

  • В основе характера человека лежит самокритичность;
  • Требовательное отношение к себе и окружающим;
  • Серьезное отношение к работе, качественное выполнение своих должностных обязанностей;
  • Объективное оценивание результатов своего труда;
  • Развитая рефлексия и склонность к самоанализу своих достижений и неудач.

Внимание! На начальном этапе приспособления к жизни в социуме человек стремится преобразовать социальную действительность и имеющиеся условия, а в конечном итоге преобразует свои установки и ценности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]