Понятие разумного эгоизма плохо укладывается в представления об общественной морали. Долгое время считалось, что человек должен ставить интересы общества выше личных. Те, кто не вписывался в эти условия, объявлялся эгоистом и предавался всеобщему порицанию. Психология утверждает, что разумная доля эгоизма должна присутствовать в каждом.
Этика долга и категорический императив и. Канта.
Долг не может быть выведен из личного опыта, так как эмпирический субъект всегда эгоистичен. Долг не может быть определен и коллективным опытом, так как общность людей всегда испытывает столкновение противоположных интересов. Поэтому Кант рассматривает морально-должное как априорное свойство человеческого сознания как автономное и ничем не обусловленное. Согласно Канту существует некий нравственный закон, обладающий самоочевидным свойством императивности, т.е. обязательности для любого человека. Кант различает два вида императивов: гипотетические, т.е. требования, обусловленные какими-то внешними соображениями (цель, интерес, полезность) и категорические, которые предписывают должное поведение вне зависимости от каких бы то ни было условий. Первые не имеют никакого отношения к морали, только категорические императивы выражают должное как таковое, неизменный и всеобщий нравственный закон. Первая формулировка категорического императива гласит: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Вторая формулировка: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству. Таким образом, если долг человека состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в котором он находится, моральные нормы, и практически осуществить их, то вопрос о том в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек виновен в ее невыполнении — это вопрос о личной ответственности. Следовательно, ответственность — это соответствие моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей личности.
Понятие категорического императива
«…не делай людям того, чего не желаешь себе и тогда в государстве и семье к тебе не будут чувствовать враждебность»
Категорический императив (от лат. imperativus — повелительный), термин, введенный И. Кантом и обозначающий основной закон, или правило, его этики. Имеет две формулировки: «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260) и «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270). Первая формулировка выражает характерное для Канта формальное понимание этики, вторая ограничивает этот формализм. Согласно Канту, категорический императив является всеобщим общеобязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т.д.
Категорический императив | Правило пользования своим разумом |
1. Поступай так, чтобы 2. Максима 3. твоего морального поступка 4. могла бы служить 5. нормой 6. всеобщего законодательства. | 1. (Думай так, чтобы) 2. основание или правило, 3. из которого нечто принято, 4. могло бы быть сделано 5. всеобщим основоположением 6. употребления собственного разума. |
В этих предложениях можно выделить четыре типа логических объектов, упоминаемых в суждении. Это
— сам субъект;
— его максимы, основания, правила;
— его поступки, суждения;
— всеобщие нормы поведения, законы.
Соответственно, для анализа этих предложений нам необходимо прежде всего установить точный смысл всех этих терминов, и прежде всего прояснить понятия закона и максимы.
Мораль, по мнению Канта, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воле нравственно-положительного значения необходимо согласование ее с высшим нравственным законом категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна осуществить правильный выбор. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только! согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Фиксируемая в данном случае всеобщность нравственных требований является, несомненно, специфической характеристикой морали, но весьма проблематична в качестве критерия различения добра и зла в реальной жизненной практике, поскольку любой субъективный выбор можно при желании. представить в виде общей нормы.
ЭГОИЗМ
Эгоизм (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.
На преступность эгоистической любви к себе, при том, что в человеке нет ничего, чем можно было бы гордиться, указывали Кальвин и Лютер. Подобная точка зрения оказала значительное воздействие на формирование отношения в западной культуре к стремлению к собственному счастью, которое не должно быть главной целью. И. Кант считал нацеленность на собственное благополучие естественным для человеческой природы, следовательно, не имеющим, в отличие от любви к другим, «этической ценности». Тем не менее, по мысли Канта, человек не должен отказываться от личного счастья, так как его благополучие может быть полезным для исполнения общественного долга. По Гоббсу эгоизм есть врождённое свойство индивидуума, которое может ограничить лишь суверен. Гельвеций защищал право индивидуума на личное счастье. В его понимании, если, стремясь к личному счастью, человек причиняет другим вред, то он становится источником зла. Тот же, чьи собственные интересы увязываются с интересом общественным, творит добро. Эта согласованность личного с общественным есть «рациональный эгоизм».
Впоследствии Штирнер, ещё позднее Ницше отстаивали право личности на счастье, при этом эгоизм представляли противоположностью любви к другим, альтруизму, считая последнее проявлением слабости. Современными психологами такое противопоставление считается некорректным. В настоящее время допускается, что альтруистический образ действия может быть основан на эгоистических устремлениях, возможно, не осознаваемых человеком.
Высшим благом с точки зрения эгоиста является удовлетворение личных интересов. Полной противоположностью эгоизма является альтруизм. Крайней степенью эгоизма является эгоцентризм. Эгоизм легко проявляется в ситуациях, вынуждающих человека принять решение — удовлетворять личный интерес или действовать в ущерб ему, на пользу другому человеку. Эгоизм следует отличать от нормального себялюбия, то есть чувства благоволения к самому себе и естественного самосохранения.
Себялюбие включает в себя возможную заботу не только о собственном благе, но и не противоречит благу других людей, сочетаясь с их стремлением, таким образом являя целью общее благо, в соответствии с девизом : «благополучие каждого зависит от единства в целом».
Часто «эгоизм» называют самодовольством или самомнением, при котором удовлетворение собственных потребностей может удовлетворяться за счёт других людей, таким образом представляя собой образ жизни сродни паразитическому.
Также следует разделять эгоизм и индивидуализм (лат. individum – индивидуум, особь), то есть такую позицию или принцип человека, которая является приоритетной относительно коллективного интереса, а его личное благо, свобода и развитие являются высшей целью, для достижения которой используются социальные группы и институты, как средство или условие её достижения.
Во всём спектре человеческих взаимоотношений эгоизм может по-разному проявляться:
1. Диктаторский эгоизм.
Этот вид эгоизма выражается в глубоком убеждении индивидуума в том, что все вокруг должны служить его интересам.
2. Эгоизм собственной исключительности и неповторимости.
Этот вид за основу принимает правило, гласящее:» все вокруг должны следовать моральным нормам и принципам, кроме меня любимого, если это не несёт мне никакой выгоды.»
3. Анархический эгоизм.
Согласно этому виду:» все имеют право преследовать собственные интересы, в соответствии со своими моральными принципами», то есть правил нет.
При этом первые два вида противоречат основным требованиям нравственности, в которых без всякого сомнения нарушаются принципы взаимности и равенства. Отношении к себе как к единственной ценности, а к другим людям как к средству достижения собственных целей, представляет собой ту самую крайнюю степень эгоизма, называемую эгоцентризмом, и является частым качеством людей- манипуляторов.
Понятие и классификация эгоизма Самоидентификация, включающая мышление и поведение, которая концентрируется на получении пользы, выгоды, позиционировании своих интересов выше потребностей окружающих людей носит название эгоизм. Явление сфокусировано на человеческом «Я», на «самом себе».
Длительное время противоположностью этого термина был альтруизм — бескорыстная концентрация на окружающих, «других». В современной психологии сравнение, а тем более противопоставление эгоизма и альтруизма некорректно. Явление эгоизма можно отождествлять с индивидуализмом, который подчёркивает первостепенное значение личности, преобладания индивидуальности над коллективизмом.
В обществе эгоизм оценивается как негативное явление. Под этим термином понимается личность, которая может только брать, но не отдаёт в ответ ничего. Такие люди действуют в своих интересах, игнорируя потребности общества и окружающих.
Встречаются более мягкие, нейтральные, объективные трактовки. Эгоизм — это нормальное самолюбие, предпочтение личных интересов нуждам других людей.
В психологии этот термин означает ценностную ориентацию, систему качественных характеристик личности, в центре которой находится концепция превалирования личных интересов над требованиями социума, групп и других личностей.
Эгоизм может быть:
- иррациональным, когда действия отвечают ежеминутным интересам, они импульсивны и недальновидны;
- рациональным, когда оцениваются последствия своих действий.
Формы эгоизма:
- Этическая. Люди должны делать то, что находится в их интересах.
- Психологическая. Люди мотивированы своими потребностями всегда, это основа всех побудительных действий.
- Рациональная. В личных интересах действовать рационально. Выделяют следующие виды эгоизма:
Примитивный — позиция явного, открытого игнорирования интересов других людей, полная сосредоточенность на удовлетворении собственных потребностей и чаяний. Он свойственен личностям со слаборазвитым интеллектом, психикой. Разумный — позиция, при которой этически и философски обосновывается и подтверждается приоритет собственных интересов перед запросами общества или других индивидуумов. Понятие введено в оборот из-за общей негативной окраски классического определения. Эгоист думает только о себе и преследует личные интересы везде и во всём, пренебрегая нуждами других. Разумный эгоист действует рационально, в пределах общепринятых норм. Он преследует собственные интересы, избегая противоречий с требованиями общества или других индивидуумов. Такая трактовка оправдывает ценностные приоритеты современного мира капитализма, рыночных отношений и потребления. Человек — в первую очередь индивидуальность, поэтому ему присущ эгоизм, но он не противоречит общепринятым нормам. Здоровый — близок по значению с разумным. Такая позиция позволяет преследовать свои интересы с учётом нужд общества и других людей. Гедонизм — позиция, при которой в центр всего ставится личное удовольствие. Достижению этого состояния подчинены все действия. Это смысл жизни, центральная, основообразующая жизненная ценность. Все остальное — лишь средства достижения удовольствия. Изощрённый — скрытая форма достижения личных целей. Человек добивается своего, прикрываясь заботой о других людях. Активно решая общественные проблемы, такая личность получает дополнительные возможности преследовать свои интересы. Эгоист понимает, чтобы сделать хорошо себе, нужно заботиться и о других. Этот вид легко охарактеризовать формулой: ты мне — я тебе.
По степени влияния на окружающих эгоизм можно подразделить на 2 вида:
- активный;
- пассивный.
Активные эгоисты для достижения своих целей взаимодействуют с окружающими. Для получения желаемого они могут легко выполнять альтруистические или взаимовыгодные действия. Такие люди активно отдают для получения ещё больших преимуществ в будущем.
Пассивные эгоисты ничего не делают для других, они сконцентрированы на себе и не скрывают этого. С такими людьми трудно найти общий язык без уступок.
Признаки эгоизма:
- Игнорирование просьб и замечаний других людей, даже если они обоснованы.
- Обидчивость.
- Расчётливость.
- В разговорах затрагивание тем, касающихся только эгоистичной личности.
- Любовь к комплиментам, склонность к самовосхвалению.
- Болезненное восприятие критики и собственной вины.
- Повышенная завистливость, болезненное восприятие чужих успехов, особенно если это касается «близкой» сферы деятельности.
- Склонность к оценочным суждениям — критика, осуждение.
- Вторжение в личное пространство, зону свободного выбора других людей.
Назначение эгоизма Эта черта характера заложена в человеке как естественная часть его существа. Механизм преследования личных интересов обусловлен длительным периодом эволюции, когда первостепенная забота о себе являлась обязательным условием выживания. В этом и заключается его главное назначение.
Все животные эгоистичны в вопросах сохранения жизни, добывания пищи и размножения. Это средство удовлетворения биологическим организмом основных жизненных потребностей.
Степень эгоистичных проявлений снижается с развитием социальных (групповых) ценностей. Родитель жертвует собой ради спасения своего ребёнка — механизм преобладания задачи продолжения рода над другими потребностями. Львицы отдают часть пищи льву, т. к. от него зависит защита от других хищников и продолжение рода.
Особенность взаимодействия личности с миром заключается в том, что окружающее видится с центральной позиции своего «Я». Люди всё воспринимают субъективно, а это неизбежно порождает эгоистичные проявления.
Смысл рассматриваемого явления в сложном и многогранном обществе. Оно дает возможность получить максимально благоприятное положение, т. к. основой социальных ценностей является индивидуальная личность. Её интересы стоят во главе всего и преобладают над групповыми интересами.
Роль эгоизма в жизни человека Эгоизм необходим индивиду для нормальной и полноценной жизни. Это чувство присуще всем. Разница в том, что некоторые люди понимают наличие этого явления в себе и умеют контролировать, скрывать его. Другие не сдерживаются, и тогда эгоизм проявляется в полной мере, со всеми присущими ему негативными чертами.
Для здоровых людей нормально заботиться о своём благополучии и защищать свои интересы в первую очередь, убирая «на второе место» всё, что его не касается. А это и есть эгоизм.
Важно, чтобы эгоизм эволюционировал с развитием личности. В детстве человеку присущ примитивный эгоизм. Грамотное воспитание позволяет усвоить ценности и перевести его в здоровую форму. С накоплением опыта происходит зарождение разумного эгоизма. Крайняя форма мудрости граничит с альтруизмом, когда укрепляется понимание, что всё в этом мире взаимосвязано, чтобы получить максимум для себя, нужно сначала активно отдавать.
Эгоизм и успех Большое значение влиянию эгоизма придаётся при рассмотрении проблемы завоевания успеха. Достижение целей неразрывно связывают со степенью проявления чрезмерного себялюбия. Это отчасти верное представление.
Сосредоточенность на своих интересах, фокус на своих целях действительно способствует достижению успеха. Но всё зависит от степени эгоизма. Альтруистичные люди также нередко достигают признания, т. к. в процессе помощи другим им открываются большие возможности.
Успех — это эксклюзивный продукт, он индивидуален и имеет свои особенности в различных сферах деятельности. Для развития в бизнесе нужны одни качества, для успеха в личной жизни другие. Эгоизм оказывает влияние на получение лавров, но не является превалирующим фактором.
Эгоизм и щедрость При поверхностном восприятии эгоизма может показаться, что он несовместим с понятием «щедрость», т.е. свойством личности, которое позволяет поддерживать других и помогать им бескорыстно.
Казалось бы, эгоист везде ищет выгоду, и щедрость для него недопустима. Всё не так просто. Нужно понимать, что эгоистичные личности часто мастерски скрывают свою природу. Такие люди могут быть щедрыми, но эта добродетель всегда вписана в сложную схему, где результатом будет более позднее получение выгод, достижение целей в результате.
Эгоизм и жадность Свойственное для эгоистичной личности проявление — жадность. Преобладание собственных интересов в жизненных установках часто неразрывно связано с желанием заполучить всё самое лучшее и как можно в больших количествах. Жадность подразумевает игнорирование интересов социума и других людей, что тесно переплетается с эгоизмом.
Но и это относительное проявление. Многие эгоистичные личности не отличаются жадностью. Жизненные цели таких людей отличаются скромностью, но в их достижении всё равно игнорируются интересы других.
Эгоизм и самооценка Рассматриваемое явление часто путают с эгоцентризмом. Но эти понятия имеют существенные различия по своей природе. Эгоизм — это комплексная характеристика личности. Эгоцентризм — это способ мышления, при котором люди во всех ситуациях ставят себя в центр мира и живут в соответствии с этими представлениями. Эгоцентризм невозможен без эгоизма, но последнее явление является более широким.
Эгоистичным личностям свойственно наличие искажённого отношения к себе. У таких людей присутствует завышенная или заниженная самооценка. Человек превозносит себя над другими людьми или считает себя хуже.
Эгоизм и себялюбие Не стоит путать понятия эгоизма и себялюбия. Себялюбие или нарциссизм — это черта характера, которая проявляется в чрезмерной любви к самому себе. Оно сопровождается завышенной самооценкой, которая не соответствует действительному положению вещей.
Привычки эгоистичной личности Эгоизм достаточно просто распознать. Эгоистичные личности проявляют себя следующим образом:
Склонность к паразитическому образу жизни — достижение целей за счёт супруга, родителей, коллег. Отсутствие баланса во многих сферах жизни — режим, рацион, развлечения и работа, одежда, предметы роскоши. Низкая мотивация при выполнении общественно полезной деятельности и в случае самосовершенствования. Постепенная стагнация и деградация мышления. Склонность к иллюзиям, депрессии, апатии, зависимостям. Преобладание материальной сферы над духовной. Проблемы с адекватной оценкой поступков с точки зрения нравственности и морали.
Формирование и ослабление эгоизма Механизм формирования эгоистичной системы взглядов у личности — процесс сложный и длительный. Забота о себе, боязнь за своё здоровье и жизнь заложена в инстинктах и проявляется с рождения. По мере взросления на степень «концентрации на себе» влияет воспитание. Малыш копирует поведение и отношение к жизни у авторитетов (родители, бабушки и дедушки, позднее — друзья, значимые взрослые люди).
Есть ряд факторов развития в детстве, которые влияют на степень проявлений эгоизма:
Ребёнок — единственный в семье. Ребёнок — любимец семьи. Малыш отличается привлекательной внешностью или какими-либо талантами. Дети, которых долго ждали в семье, рождённые «для себя». Младший из братьев и сестёр в семье, где несколько детей. Равнодушное отношение со стороны родственников. Болезненный ребёнок. Чрезмерная опека или излишняя самостоятельность. Степень эгоизма зависит от интеллектуального уровня. Грамотный и образованный человек, понимающий жизнь, в меньшей степени склонен к проявлению крайних форм рассматриваемого явления.
Неудачи и психологические травмы также оказывают существенное влияние на формирование эгоизма. Отсутствие успеха, негативное отношение окружающих людей формирует пренебрежительное отношение к интересам других людей, приводит к пониманию того, что помочь себе можно, только если ставить себя выше окружающих.
Перевоспитать взрослого эгоиста практически невозможно. Снижение эгоистичных устремлений часто происходит в результате трагедии, потери. Это могут быть самые разные ситуации — смерть близких, банкротство, утрата чего-то важного.
Альтруизм и эгоизм Альтруист — человек, который бескорыстно помогает другим. По мнению некоторых психологов, такое поведение также основано на эгоизме. Оказываемая альтруистами помощь — это средство, которое помогает им следовать своей жизненной идеологии, иметь «чистую» совесть. За оказанную помощь они получают вознаграждение, разумеется, не материальное. Эта форма эгоизма считается здоровой.
Особенности общения с эгоистами Существует несколько линий поведения с эгоистами. Выбор зависит от формы отношений с эгоистом и степени проявления этого явления.
Полное игнорирование, избегание всяческого общения. Такое поведение характерно по отношению к ярко выраженным и примитивным личностям, зацикленным на себе. Сведение общения к доброжелательному, поверхностному общению, но от более тесного взаимодействия с эгоистом человек уходит путем дипломатических приемов. Серьёзной проблемой является выстраивание близких отношений с эгоистом. В таком случае придётся жертвовать собственными интересами, идеалами, целями. Эгоистичная личность будет стремиться занять в паре лидерское положение. Иначе она не может.
Ярко выраженные эгоисты неспособны искренне любить или заботиться о других. Чувства и отношение в таких случаях показные, направленные на достижение собственных интересов (наличие семьи, готовый обед и чистота дома, дети, обеспеченная жизнь). В таких отношениях сложно добиться доверия, честности и искренности.
Жизнь семьи подчинена интересам эгоиста (лидера, главы семьи). Вторая половинка в таком случае часто будет лишена личной жизни, своего пространства, индивидуальных интересов.
Facebook
Примеры разумного эгоизма
В повседневной жизни поведение «разумного эгоиста» не всегда приветствуется, и нередко он объявляется просто эгоистом. В нашем обществе отказать в просьбе считается неприличным, при этом уже с детства формируют чувство вины у того, кто позволил себе такую «вольность». Однако грамотный отказ может стать наглядным примером правильного поведения, научиться которому будет совсем не лишне. Вот лишь некоторые примеры разумного эгоизма из жизни.
- Нужно дополнительно поработать
. Начальник настаивает на том, чтобы вы сегодня задержались на службе для завершения работы, которую выполняли не вы, и оплата за нее не предусмотрена. Можно согласиться, отменив планы и испортив отношения с близкими, но если воспользоваться принципом разумного эгоизма, преодолев чувство страха и неловкости спокойно объяснить боссу, что нет никакой возможности перенести (отменить) свои планы. В большинстве случаев, ваши объяснения будут поняты и приняты. - Жене нужны деньги на очередное новое платье.
В некоторых семьях стало традицией, что супруга требует деньги на покупку нового платья, хотя шкаф ломится от одежды. Возражения категорически не принимаются. Она начинает обвинять мужа в скупердяйстве, отсутствии любви, обливаться слезами, по сути, шантажировать супруга. Можно уступить, но только прибавится ли от этого любви, благодарности с ее стороны?
Лучше объяснить жене, что деньги отложены на покупку нового двигателя на автомобиль, на котором супруг ежедневно отвозит ее на работу и от этой покупки зависит не только хорошая работа авто, но – здоровье и жизнь пассажиров. При этом на слезы, крики и угрозы уйти к маме обращать внимания не стоит. Разумный эгоизм должен в данной ситуации преобладать.
Старый знакомый в очередной раз просит занять денег
. Он обещает вернуть через неделю, хотя известно, что отдаст их не раньше чем через полгода. Отказать неудобно, но таким образом можно лишить своего ребенка обещанной путевки в детский центр. Что важнее? Не стыдите и не «воспитывайте» приятеля – это бесполезно, но объясните, что нельзя оставить ребенка без отдыха, тем более, что он давно ждет этой поездки.
Приведенные примеры выявляют две позиции отношений, которые требуют основательной коррекции. Отношения между людьми пока строятся на превосходстве требующего или просящего и неуютного состояния того, у кого просят. Хотя теория существует больше двухсот лет, разумный эгоизм пока сложно приживается в обществе, именно поэтому преобладают ситуации:
- тот, кому что-то нужно, настаивает, требует, шантажирует, кричит, обвиняет в жадности;
- тот, к кому обращаются, оправдывается, объясняет, слушает в свой адрес нелицеприятные слова, испытывает чувство вины.
Заметки [ править ]
- Байер (1990), стр. 201; Герт (1998), стр. 69; Шейвер (2002), §3; Мозли (2006), §2.
- ↑
Шейвер, Роберт (2019), Залта, Эдвард Н. (редактор), «Эгоизм» ,
Стэнфордская энциклопедия философии
(издание весна 2021 года), Исследовательская лаборатория метафизики, Стэнфордский университет , получено 27 мая 2021 г. - Шейвер, Роберт (2019). «Эгоизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии
(издание весна 2021 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. - ^ a b c Сканлан, Джеймс П. (1999). «Дело против рационального эгоизма в подпольных заметках Достоевского » . Журнал истории идей
. Университет Пенсильвании Press.
60
(3): 549–567. - Мозли, Александр (2006). «Эгоизм» . В J. Fieser; Б. Дауден (ред.). Интернет-энциклопедия философии
. - ↑
Сент-Джон Мерфи, Саша (2016). «Спор о нигилизме в русской литературе 1860-х годов».
Слово
. Школа славянских и восточноевропейских исследований, Университетский колледж Лондона.
28
(2): 48–68. DOI : 10.14324 / 111.0954-6839.045 . - Анджей Валицки; Хильда Эндрюс-Русецкая (1979). История русской мысли: от Просвещения до марксизма . Издательство Стэнфордского университета. п. 196. ISBN. 978-0-8047-1132-6.
- «SparkNotes: Заметки из подполья: Контекст» . SparkNotes
. Проверено 30 мая 2015 . - Сиджвик (1907)
- Сиджвик (1907), стр. 1
- Сиджвик (1907), стр. 95
- Сиджвик (1907), стр. 508
- Смит (2006); Мозли (2006), §2а.
- ↑
Айн Рэнд, «Вера и сила: разрушители современного мира», «
Философия: кому это нужно»
, 1982, Новая американская библиотека, с. 74. - Д. Парфит (1984), части II и III
Принцип разумного эгоизма в деловом общении
Известно, что деловое общение строится на своих правилах, диктуемых личной или корпоративной выгодой. Оно предусматривает выгодное решение вопросов, позволяющих получить наибольшую прибыль и установить долговременные отношения с наиболее полезными бизнес-партнерами. Такое общение имеет свои этические нормы и принципы, которые бизнес-сообщество сформулировало и выделило пять основных:
- позитивность;
- разумный эгоизм;
- предсказуемость действий;
- статусные различия;
- уместность.
В соответствии с рассматриваемым вопросом, обращает на себя внимание принцип разумного эгоизма. Он подразумевает уважительное отношение к партнеру и его мнению, при этом четкое формулирование и отстаивание собственных (или корпоративных) интересов
Такой же принцип может действовать на рабочем месте любого сотрудника: делай свое дело, не мешая другим делать свое.
Ссылки и дополнительная литература [ править ]
- Байер, Курт (1990). «Эгоизм» в спутнике этики
. Питер Сингер (ред.), Блэквелл: Оксфорд. - Бринк, Д. 1992, «Сиджвик и обоснование рационального эгоизма», в «Очерках Генри Сиджвика», изд. Б. Шульц, Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Готье, Дэвид (1986). Мораль по соглашению
. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. - Герт, Бернард (1998). Нравственность: ее природа и обоснование
. Издательство Оксфордского университета. - Каган, С., 1986, «Теория рациональности, направленная на настоящее время», Этика 96: 746–59. JSTOR 2381097
- Маккензи, Александр Дж. (2003). «Эволюционная теория игр». Стэнфордская энциклопедия философии
(летнее издание), Эдвард Н. Залта (ред.). ссылка на сайт - Мозли, Александр (2006). «Эгоизм». Интернет-энциклопедия философии
. Дж. Физер и Б. Дауден (ред.). ссылка на сайт - Мюллер, Д. (1989). Общественный выбор II
. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. - Парфит Д., 1984, Причины и люди , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Парфит Д., 1986, Ответ Кагану, Этика, 96: 843–46, 868–69.
- Пол, Э. и Ф. Миллер и Дж. Пол (1997). Личная выгода
. Издательство Кембриджского университета - Шейвер, Роберт (1998). Рациональный эгоизм: выборочная и критическая история . Издательство Кембриджского университета.
- Шейвер, Роберт (2002). «Эгоизм». Стэнфордская энциклопедия философии
(зимнее издание), Эдвард Н. Залта (ред.). ссылка на сайт - Сигвик Х. Методы этики . Лондон, 1874 г., 7-е изд. 1907 г.
- Смит, Тара (2006). Нормативная этика Айн Рэнд . Издательство Кембриджского университета.
- Собер, Э. и Д. С. Уилсон (1998). Для других: эволюция и психология бескорыстного поведения
. Издательство Гарвардского университета.
Мир строится на эгоизме
Настоящих альтруистов за всю историю человека вряд ли наберется десяток. Нет, мы ни в коем случае не умаляем достоинств и заслуг многочисленных благотворителей и героев нашего вида, но, если быть до конца честным, альтруистические поступки тоже исходят из желания удовлетворить свое эго. Например, волонтер получает удовольствие от работы, повышает свою самооценку («я делаю доброе дело»). Помогая родственнику деньгами, вы снимаете собственное беспокойство за него, что тоже является отчасти эгоистичным мотивом. Этого не нужно отрицать или пытаться изменить, ведь это не плохо. Здоровый эгоизм присущ каждому разумному и развитому человеку, он является двигателем прогресса. Если вы не становитесь заложником своих желаний и не игнорируете потребности других, этот эгоизм вполне можно считать разумным.
Кто такие эгоисты
Прежде чем рассматривать вопрос, является ли эгоизм плохой или хорошей чертой характера, необходимо определить, кто такие эгоисты. В словаре слово эгоизм трактуется как черта характера, формирующая тип поведения, при котором человек нацелен на удовлетворение собственных нужд и потребностей и ставит свои интересы выше интересов других.
То есть, эгоисты – это люди, которые живут, как хотят, и делают, что хотят, не учитывая при этом желаний окружающих. Эгоизм в простонародье часто путают с эгоцентризмом, однако на самом деле эти понятия не тождественны.
Эгоцентризм – это , характеризующийся неспособностью человека воспринимать любое мнение, расходящееся с его точкой зрения. Исходя из такого определения, можно сделать вывод, что эгоцентризм может быть присущ эгоисту, но не всегда, ведь многие люди, ставящие свои интересы выше потребностей других, все же могут прислушиваться к окружающим, воспринимать их аргументы, признавать ошибки и менять свою точку зрения.
Полной противоположностью эгоизму является альтруизм – готовность совершать бескорыстные поступки на пользу другим людям, не учитывая при этом личные интересы и желания.
Альтруизм и эгоизм являются, на первый взгляд, полными противоположностями, однако на самом деле обе эти черты характера в той или иной мере присущи практически всем людям, так как в некоторых ситуациях даже самые добрые и бескорыстные могут вести себя эгоистично, а в некоторых и эгоисты способны на альтруистичные поступки.
Почему хорошо быть эгоистом?
Многих из нас родители и учителя в школе хотели сделать хорошими девочками и хорошими мальчиками. То есть надо было забывать свои желания и «забивать» на свои чувства и эмоции в угоду другим людям. Поэтому мы часто являемся не собой, а том, что из нас лепили годами – людьми удобными для других, которые готовы жертвовать собой или, слишком зациклены на себе, чтобы видеть других. Но только забота о себе по-настоящему позволяет заботиться об окружающих.
Каждый человек так или иначе влияет на свое окружение. Если ему хорошо, его наполняют положительная энергия, радость, гармония, то ему хочется делиться ею с окружением.
Психологи хорошо знакомы с установкой «радуй других». Эта установка, как правило, закладывается еще в детстве и предполагается, что она должна привести к позитивному жизненному сценарию. Но чаще всего она приводит к обратным результатам. Ребенок слышит от родителей: «Порадуй нас хорошими о, «Никогда не груби бабушке», «Если ты будешь помогать людям, они ответят тебе тем же». Он привыкает думать о потребностях других, а не о своих. Когда же человек наполнен, у него возникает потребность делиться и делать добро. Тогда у него получается сделать жизнь близких светлее и счастливее.
Эгоизм это плохо или хорошо
Природой задумано так, что все живые существа в первую очередь руководствуются инстинктами, направленными на выживание и на сохранение вида,
и в этом правиле не исключение. И животные, и люди на инстинктивном уровне стремятся к реализации собственных потребностей и готовы конкурировать с представителями своего и других видов за право обладать ресурсами. Поэтому
эгоизм является врожденной чертой характера человека,
так как именно он позволяет реализовывать потребности, связанные с обеспечением жизнедеятельности и установлением собственного статуса в обществе.
Однако люди являются социальным видом, и в изоляции от социума развитие личности человека невозможно. Именно для того, чтобы сделать комфортным проживание каждого индивидуума в обществе, и были сформированы так называемые социальные договоры – неписаные правила и нормы, регулирующие взаимодействие членов общества между собой. Альтруизм, взаимопомощь, опека и защита самых слабых и решение конфликтов посредством компромисса являются важными составляющими социального договора
в человеческом обществе, так как они обеспечивают комфортную и безопасную жизнь каждого члена социума в отдельности.
Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что эгоистическое поведение – это норма для человека, однако каждый член общества должен сдерживать свои эгоистические порывы , чтобы
И самое важное для каждого человека – уметь находить баланс между эгоизмом и альтруизмом так, чтобы иметь возможность реализовывать свои потребности и цели и в то же время не ущемлять окружающих
Перекосы в поведении как в сторону эгоизма, так и в сторону альтруизма всегда чреваты отрицательными последствиями для личности
. Человек, всегда придерживающийся эгоистичной линии поведения и ущемляющий при этом интересы других, рано или поздно рискует стать изгоем в обществе и растерять всех друзей и близких, так как никто не станет долго терпеть рядом отъявленного эгоиста. А люди, которые всегда готовы отказаться от собственных интересов в угоду окружающим, очень быстро могут оказаться , так как их добротой начнут пользоваться, ничего не отдавая взамен. Ярким примером, к чему ведет излишний альтруизм, являются женщины, состоящие в отношениях с тиранами, алкоголиками и наркоманами. Эти женщины тратят свое время и жизненные силы на то, чтобы угодить партнеру и спасти его, но в итоге имеют только покалеченную психику и подорванное физическое здоровье.
Очевидно, что эгоизм является необходимой каждому человеку чертой характера, так как именно он позволяет людям реализовывать свои потребности,
достигать своих целей и находить свое счастье. Но все же каждый человек должен вести себя так, чтобы, удовлетворяя свои желания, не ущемлять других членов общества. И именно такую линию поведения современные психологи называют разумным эгоизмом.
Признаки эгоизма
Мы начали с того, что эгоизм – это модель поведения, заточенная исключительно на удовлетворение личных потребностей. Пришел момент разобраться, что именно под этим подразумевается и как проявляется эгоизм. В современной западной психологии принято разделять два момента: как определить, что эгоистом является ваш партнер, и как понять, что эгоистом являетесь вы.
Это достаточно правильный подход, потому что мало кто из реальных эгоистов готов добровольно примерить на себя признаки эгоизма и признать у себя их наличие. И далеко не все страдающие от эгоизма партнера люди готовы посмотреть правде в глаза, увидев признаки эгоизма в поведении партнера. Поэтому просто разделим эти два потока информации.
Примеры эгоизма или как понять, что ваш партнер эгоист:
- Пытается вас контролировать и постоянно ревнует, в том числе к другим людям, занятиям, планам на вечер без своего участия.
- Обесценивает ваши успехи, особенно, если вы на данный момент более успешны, чем он.
- Вам приходится долго упрашивать, чтобы что-либо сделать, как хотите вы, а не он.
- Никогда не интересуется вашим настроением, состоянием, не спрашивает, как прошел ваш день, если вы целый день не виделись.
- Постоянно перебивает, когда вы пытаетесь рассказать ему о своих делах или о том, что вам интересно.
Это основные признаки эгоизма, на которые указывает Джен Хилл, американский социолог и консультант по вопросам межличностных отношений [B. Wong, 2016]. Избыточную болтливость и готовность постоянно говорить о себе как наиболее яркий признак эгоизма выделяет психолог и автор многочисленных книг по психологии Дебра Кэмпбелл.
Психотерапевт и консультант по семейным отношениям Кэрил МакБрайд относит к признакам эгоизма ситуацию, когда ваш партнер интересуется вашей карьерой и вашими делами на работе больше, чем вами как личностью [K. Bridе, 2020]. Заметим, что это очень тонкая грань, т.к. многие психологи относят к эгоизму отсутствие интереса к делам партнера на работе.
Тут, скорее, подразумевается ситуация, когда женщины выходят замуж за «кошелек с ножками» и бдительно следят, чтобы кошелек не опустел, а противном случае теряют интерес к партнеру и начинают поиски нового и более успешного. С другой стороны, женщины, которые тянут воз семейных забот на себе и терпят мужа-трутня, хорошо умеющего только лежать на диване с пивом, получают ничуть не меньшую порцию осуждений со стороны психологов. Поэтому данный пункт в общий список мы не вносим и оставляем на усмотрение читателей.
Теперь памятка для тех, кто хочет удостовериться, что он ни разу не эгоист и не проявляет свое болезненное эго в отношениях с окружающими.
Примеры эгоизма или как понять, что вы эгоист:
- Вы пытаетесь контролировать партнера и постоянно ревнуете, в том числе к другим людям, занятиям, планам на вечер без вашего участия.
- Обесцениваете успехи партнера, особенно, если они явно больше, чем ваши.
- Никогда не интересуетесь настроением и душевным состоянием партнера, не спрашиваете, как прошел его день, хотя считаете, что вас обязаны выслушать в любом случае.
- Постоянно перебиваете, когда партнер пытается рассказать вам о своих делах.
- Вас приходится долго упрашивать, чтобы что-либо сделать, как хочет партнер, а не вы.
Очень похоже на список, расположенный чуть выше по тексту, не так ли? Это логично, потому что уродливые формы эгоизма выглядят одинаково, с какой стороны ни посмотри. Так считают семейные психотерапевты из США Эми Бегель и Гэри Браун [K. Borresen, 2019].
Консультант по семейным отношениям Марни Фейерман к признакам эгоизма относит и стремление избегать разговоров на сложные темы и уклоняться от решения проблем [M. Feuerman, 2016]. В принципе, это может свидетельствовать о целом ряде психологических проблем, поэтому включать такое поведение в список эксклюзивных признаков эгоизма не будем.
Так или иначе, все вышеперечисленное явно выходит за рамки разумного эгоизма, потому что мешает окружающим, а со временем и самому эгоисту, которого попросту начнут игнорировать со всеми его иждивенческими наклонностями. С нездоровыми формами эгоизма нужно что-то делать. Особенно, если чужой или ваш собственный эгоизм вам начал мешать.
Взгляды Чернышевского
Свой путь философ и писатель начал с Гегеля, говоря всем, что принадлежит только ему. Придерживаясь гегелевской философии и взглядов, Чернышевский тем не менее отвергает его консерватизм. А познакомившись с его сочинениями в подлинниках, начинает отвергать его взгляды и видит в гегелевской философии сплошные недостатки:
- Творцом действительности у Гегеля был абсолютный дух и абсолютная идея.
- Разум и идея являлись движущими силами развития.
- Консерватизм Гегеля и его приверженность феодально-абсолютистскому строю страны.
В итоге Чернышевский стал подчеркивать двоякость теории Гегеля и критиковать его как философа. Наука продолжала развиваться, а гегелевская философия для писателя устарела и потеряла смысл.
Маркс о морали
Маркс вообще не создавал теории морали. Он не ставил перед собой такой задачи – не в том смысле, что он этим не занимался, а в том смысле, что такая задача, с его точки зрения, по существу фальшива. Маркс предлагает критику морали. Он считает, что мораль – превращенная форма общественного сознания, она не отражает, не выражает, а искажает и прикрывает действительное положение вещей.
Суть марксовой позиции состоит в том, что мораль недостойна теории. Ведь теория какого-либо предмета есть вместе с тем признание его необходимости, законного существования – именно в этом К.Маркс и отказывает морали.
Так как бытие есть общественная практика, то его возможно преобразовать по человеческим меркам. Можно создать моральное бытие. Морали незачем замыкаться областью познания внутренних мотивов, индивидуального опыта, незачем искать места где-то помимо реального мира. Сам реальный мир может быть совершенным, принципиально дружественным по отношению к человеку.
Идею моральной переделки действительности К.Маркс воплотил в учении о коммунизме. Здесь он столкнулся с труднейшей проблемой субъектности морали. Она состояла в следующем: как несовершенные люди могут построить совершенное общество, или, выражаясь словами самого К.Маркса, как воспитать самого воспитателя.
Родительский инстинкт как предтеча альтруизма
Согласно Эфроимсону, основным источником альтруизма у всех млекопитающих, в том числе и у человека, служит родительский инстинкт. Для этих животных, имеющих сравнительно небольшое количество приплода, родительский инстинкт имеет важное адаптивное значение, обеспечивающее стабильное существование вида. У живущих стаями / стадами защита молодняка от нападения хищников — функция не только родителей, но и всей стаи. В книге Эфроимсона приведено много замечательных примеров такой коллективной защиты стаей своего потомства. Я ограничусь лишь одним. Стада копытных африканских животных, как правило, не вступают в борьбу с хищниками, а предпочитают спасаться бегством. Однако в период, предшествующий отелу самок и после него, при нападении хищников стадо занимает круговую оборону: в центре круга располагаются самки с телятами, а по периферии самцы, каждый из которых защищает общее потомство стада.
Нет сомнения, что у человека, произошедшего от приматов, живущих стаями, инстинкт коллективной защиты потомства, также как и инстинкты взаимопомощи и взаимовыручки, появились не на пустом месте. Гены, лежащие в основе этих инстинктов, в какой-то мере уже существовали у предков человека. Имеется большая литература, описывающая поведение животных, особенно приматов (см., например, []), которое с точки зрения человека (здесь всегда трудно избежать антропоморфизма) можно трактовать как «альтруистическое». Иллюстрацией такого рода альтруистического поведения могут служить примеры заботы не только о собственных, но и о чужих детенышах, а также о больных и стареющих членах стаи. Однако в эволюции человека и его борьбе за существование коллективная забота о потомстве играла особенно важную роль в связи с крайне медленным ростом и развитием детей, делавшим их в течение длительного времени беспомощными перед внешней природой. Здесь я предоставлю слово Эфроимсону:
«Параллельно эволюционному росту мозга все более удлиняется срок беспомощности детенышей, срок, в течение которого они нуждаются в помощи и охране со стороны не только родителей, но и всей стаи, стада, орды, племени, семьи. Даже у самых примитивных племен ребенок до шести лет совершенно не способен к самостоятельному существованию, к обороне <…> Непрерывная охрана, непрерывная кормежка беспомощных детей и беременных, численность которых составляла не меньше трети стаи, а иногда и большинство ее, могла осуществляться только стаей, ордой в целом, скованной в своей подвижности этой массой нуждающихся в охране и пище носителей и передатчиков генов. <…> Эгоизм очень способствует выживанию индивида. Однако продолжение рода требовало от наших предков непрерывной героической заботы о потомстве и об охране его. Группа, стая, род, орда, не обладавшие биологическими основами мощных инстинктов и экстраполяционных рефлексов коллективной защиты потомства и группы, обрекались на гибель групповым естественным отбором. Иными словами, наряду с элементарным индивидуальным отбором шел и групповой отбор на бесчисленные формы альтруизма, направленные на развитие коллективизма и множества других индивидуально невыгодных, но полезных обществу форм поведения, диктуемых совестью. <…> Орды и стаи дочеловека могли существовать без каких-либо особо сложных коллективистических и альтруистических инстинктов. Они могли побеждать и даже плодиться. Они только не могли выращивать свое потомство, а следовательно, они не могли передавать свои гены и вымирали, образуя бесчисленные тупики и тупички эволюции. Выживать могло лишь потомство стай с достаточными инстинктами и эмоциями, направленными не только на личную защиту, но и на защиту потомства, на защиту орды в целом, защиту молниеносную, инстинктивную или быструю. В условиях доисторических и даже исторических наличие этих инстинктов, влечений непрерывно проверялось естественным отбором» [].
Приемный детеныш самки шимпанзе, которая в связи с недостаточной лактацией потеряла несколько потомков []. Ее научили кормить приемного ребенка из бутылочки. В результате она выкормила не только приемного ребенка, но последующее собственное потомство. По наблюдению Ф. де Вааля, автора книги «Истоки морали: В поисках человеческого у приматов» [], в которой опубликованы эти фотографии, приемные дети (феномен, рассматриваемый им как проявление альтруизма) существуют не только у людей, но и у высших обезьян, по крайней мере в условиях проживания, созданных им человеком
Разумный эгоизм: понятие
Прежде всего, давайте определимся, что отличает разумный эгоизм от неразумного. Последний проявляется в игнорировании потребностей и комфорта других людей, сосредотачивая все действия и стремления человека на удовлетворении его, зачастую, сиюминутных потребностей. Разумный эгоизм также исходит из эмоциональных и физиологических потребностей человека («хочу уйти с работы прямо сейчас и лечь спать»), но уравновешивается разумом, который и отличает гомо сапиенс от существ, действующих исключительно инстинктивно («доделаю проект, а завтра возьму выходной»). Как видите, потребность в будет удовлетворена, без ущерба для работы.
Разумный и неразумный эгоизм
После того как увидела свет концепция разумного эгоизма, понятие «эгоизм» стало рассматриваться в двух вариантах: разумный и неразумный. Первый был детально рассмотрен в теории Просветителей, а второй хорошо известен из жизненного опыта. Каждый из них уживается в сообществе людей, хотя формирование разумного эгоизма могло бы принести больше пользы не только обществу в целом, но и отдельным индивидам, в частности. Неразумный эгоизм пока более понятен и принят в быту. При этом, нередко культивируется и активно насаждается, особенно любящими родителями, бабушками и дедушками.
От Гегеля — к Фейербаху
Не удовлетворившись гегелевской философией, Чернышевский обратился к трудам Л. Фейербаха, что впоследствии заставило его назвать философа своим учителем.
В своей работе «Сущность христианства» Фейербах утверждает, что природа и человеческое мышление существуют отдельно друг от друга, а высшее существо, созданное религией и фантазией человека, является отражением собственной сущности индивидуума. Данная теория очень вдохновила Чернышевского, и он нашел в ней то, что искал.
И даже находясь в ссылке, он писал своим сыновьям о совершенной философии Фейербаха и о том, что он остался его верным последователем.
Критика [ править ]
Два возражения против рационального эгоизма высказывает английский философ Дерек Парфит , который подробно обсуждает теорию в книге «Причины и люди»
(1984). [15] Во-первых, с точки зрения рационального эгоиста, рационально делать взносы в пенсионную схему.сейчас, даже если это вредит чьим-то интересам (тратить деньги сейчас). Но в равной степени разумно максимизировать свои интересы сейчас, учитывая, что причины не только относительны к нему, но и к нему, как он есть сейчас (а не к его будущему «я», которое, как утверждается, будет «другим» человеком). Парфит также утверждает, что, поскольку связи между настоящим ментальным состоянием и ментальным состоянием будущего «я» человека могут уменьшаться, неправдоподобно утверждать, что человеку следует быть безразличным между настоящим и будущим «я».
Модель эволюции « эгоистичного гена » предполагает, что поведение человека (и животных), которое кажется альтруистическим, на самом деле эгоистично, если рассматривать его с точки зрения генов / фенотипов . Люди помогают друг другу «бескорыстно», потому что копии их собственных генов существуют и в других, поэтому выбирается поведение, которое помогает генам выжить , а альтруистическое влечение уменьшается с генетической дистанцией .
С точки зрения психологии
С точки зрения психологии, эгоизм присущ всем психически здоровым людям так как является следствием инстинкта сохранения . Эгоизм – это не плохая или хорошая оценка, а свойство характера, которое может быть развито в большей или меньшей степени. В числе его проявлений есть сверхэгоизм (я – все, остальное – нуль), эгоизм-самоуничтожение (я – ничто, посмотрите какое я ничтожество) и здоровый эгоизм (понимание своих и чужих потребностей и их согласование с пользой для себя). Анэгоизм можно отнести к области фантастики или тяжелых болезней. Психически здоровых людей, которые совершенно не заботятся о себе, не бывает. Одним словом, жить хорошо без разумного эгоизма сложно. Ведь главное достоинство человека, обладающего здоровым эгоизмом — умение решать свои проблемы с учетом интересов других и грамотно выстраивать систему приоритетов.
Ваш эгоизм совершенно здоров, если вы:
- отстаиваете свое право на отказ от чего-либо, если считаете, что это принесет вам вред;
- понимаете, что ваши цели будут осуществляться в первую очередь, но другие имеют право на свой интерес;
- умеете совершать поступки в свою пользу, стараясь не вредить другим, и способны пойти на компромисс;
- имеете собственное мнение и не боитесь высказываться, даже когда оно отличается от чужого;
- готовы защищаться любыми способами, если вам или вашим близким угрожает опасность;
- не боитесь критиковать кого-то, но не переходите на грубости;
- никому не подчиняетесь, но и не стремитесь контролировать других;
- уважаете желания партнера, но не переступаете через себя;
- не мучаетесь чувством вины, сделав выбор в свою пользу;
- любите и уважаете себя, не требуя от других слепого обожания.
Основная концепция теории
Теория разумного эгоизма оценивает выгоду от человеческих взаимоотношений и выбор самых выгодных из них. С точки зрения теории, проявление бескорыстия, милосердия и благотворительности абсолютно бессмысленны. Смысл имеют лишь те проявления этих качеств, которые приводят к пиару, получению прибыли и т. п.
Под разумным эгоизмом понимают умение находить золотую середину между личными возможностями и потребностями остальных. При этом каждый индивидуум исходит исключительно из любви к самому себе. Но имея разум, человек понимает, что если будет думать только о себе, то столкнется с огромным множеством проблем, желая всего лишь удовлетворения личных потребностей. Вследствие этого индивиды приходят к личностному ограничению. Но делается это опять же не из любви к другим, а из-за любви к себе. Поэтому в данном случае целесообразно говорить о разумном эгоизме.
Что такое разумный эгоизм
По мнению психологов, разумный эгоизм – это такая стратегия поведения, при которой человек прикладывает активные усилия к саморазвитию и достижению своих целей, не ущемляя интересов окружающих и не вступая в конфликт с социумом. И основными отличиями разумного эгоизма от чрезмерного является следующее:
Разумный эгоизм является идеальным балансом между врожденным эгоизмом и приобретенным в процессе социализации альтруизмом. И все больше психологов рекомендуют своим клиентам вырабатывать именно эту стратегию поведения, а не отрицать собственный эгоизм. Как считают специалисты, разумный эгоизм – это именно та форма мышления и поведения, которая позволяет человеку жить в гармонии с собой и окружающим миром, реализовать свои цели и найти свое место в социуме.
Разумный эгоизм
Разумный эгоизм
— термин, часто используемый в последние годы для обозначения философско -этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.
Потребность в отдельном термине обусловлена, по-видимому, негативным смысловым оттенком, традиционно связываемым с термином «эгоизм ». Если под эгоистом
(без уточняющего слова «разумный») часто понимают человека,
думающего только о себе
и/или
пренебрегающего интересами других людей
, то сторонники «
разумного эгоизма
» обычно утверждают, что такое пренебрежение в силу целого ряда причин попросту
невыгодно
для пренебрегающего и, следовательно, представляет собой не эгоизм (в виде приоритета личных интересов над любыми другими), а лишь проявление недальновидности или даже глупости. Разумный эгоизм в бытовом понимании — это
умение жить собственными интересами
, не противореча интересам других.
Понятие разумного эгоизма тесно связано с понятием «индивидуализм ».
Понятие эгоцентризма и его отличие от эгоизма
Эгоцентризм понимается как крайняя форма эгоизма. Это отношение к миру, которое характеризуется сосредоточенностью исключительно на своем «я». В философии это понятие граничит с солипсизмом — позиция, согласно которой человек признает собственное индивидуальное сознание в качестве единственной реальности и отрицает объективную реальность. В определении универсальной энциклопедии «Британники» дается яркий пример проявления эгоцентризма: играющий ребенок закрывает глаза и радостно восклицает: «Вы меня не видите!»
Швейцарский психолог и биолог Жан Пиаже один из первых изучал эгоцентризм у детей и наблюдал за их развитием, отмечая период, когда они выходят из состояния эгоцентризма и приходят к пониманию того, что другие люди также имеют свои желания и потребности. Согласно исследованиям Пиаже, младенец на сенсомоторной стадии эгоцентричен. На предоперационной стадии (от двух до семи лет) дети начинают понимать, что могут быть альтернативные взгляды, но пока что они не осознают, что может быть разное отношение к одному и тому же объекту. Дети преодолевают эгоцентризм, когда достигают операциональной стадии и начинают понимать чужие точки зрения. Теория когнитивного развития Пиаже подразумевает, что к семи годам эгоцентризм практически не проявляется.
Признаки эгоцентрика
- Не способен поставить себя на место другого человека
- Ставит себя в центр всех событий
- Не интересуется окружающим миром
- Воспринимает других людей как второстепенных персонажей
- Придерживается правила «добиться любой ценой»
- Не замечает причиняемых им неудобств, потому что не думает о других
- Не осознает влияние своего поведения на других людей
- Может считывать жесты и эмоции, но не интересуется внутренним миром других людей
- Чаще всего не чувствует вины
- Ищет причину проблемы во внешнем мире и не признает собственную вину
«Эгоцентризм отличается от эгоизма, представляющего собой прежде всего моральную ценностную ориентацию личности и проявляющегося в корыстном поведении вопреки интересам других людей. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; таким образом, он может и не быть эгоцентричным.
Эгоцентрик же может вести себя как эгоист, но не обязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрирован на собственных интересах».
Популярная психологическая энциклопедия. Сергей Степанов
Эгоизм и эгоцентризм разница
Существует также сходное до эгоизма понятие – это эгоцентризм. Между категориями эгоизм и эгоцентризм разница в определении.
Эгоизм – это черта личности, часть ее характера, которая проявляется в поведении, а эгоцентризм – это способ мышления. Эгоцентрист искренне верит в существование только одного правильного мнения, и это своего. Только его идея имеет право на существование, и он устанавливает порядки, и ни чьих-то других рассуждений он слышать не станет. Центр вселенной замыкается на эгоцентрике, он пуп земли, он видит только себя во главе мира, он родился с таким чувством и оно может пройти или более-менее ослабиться в 8-12-летнем возрасте. Если взрослый человек ведет себя, как эго в прошлом, что-то произошло и это не позволило человеку повзрослеть.
Эгоизм примеры из жизни. У эгоистичных людей слишком сильное стремление иметь все, даже то, что никогда не понадобиться, но есть у других
Такое слишком заостренное внимание на собственных желаниях и их удовлетворение, даже в самый неподходящий момент, присущее малым детям, которые еще не знают, что хорошо, а что плохо, и что можно сделать сейчас же, а что может вызвать негативную реакцию в социуме. Но страшная правда в том, что такое проявления эгоизма присуще как детям, так и взрослым, которые физически давно вышли из того возраста, но психологически не повзрослели
У них нет чувства сытости, и не только в еде, а во всех вещах, им всегда мало, всегда не хватает. Им хочется непросто большой кусок торта, им нужен весь торт.
Человеческий эгоизм имеет в себе детские черты, но мозг у таких личностях работает лучше, чем надо. Им все время нужно искать пути, как заполучить больше. Необходимо придумывать хитрые уловки, как бы приобрести желаемое. Их ум все время напряжен, он направлен на вычисление способов достижения собственной выгоды.
Человеческий эгоизм именно из-за этого считается пусковым механизмом прогресса. Человек находится в движении, а, значит, развивается, изобретает, творит и достигает. Именно эта особенность эгоизма дает ему положительный оттенок. Если с детства определенным образом направить эгоизм в нужное русло, задействовать эту энергию, как мотивацию достижения и при этом научить ребенка морально-этических принципов, согласно которым нужно , но уважая потребности других людей – можно воспитать очень целеустремленную личность.
Что делать с эгоизмом?
На тему того, как бороться с эгоизмом и как с ним жить, написано множество статей. Как и в предыдущем пункте, разделим борьбу со своим эгоизмом и борьбу с эгоизмом окружающих, т.к. методы будут отличаться. Начнем с того, как победить собственный эгоизм, начавший доставлять проблемы. Мы реалисты и понимаем, что пока у эгоиста не начнутся проблемы, он не озаботится тем, чтобы что-то менять в своем поведении.
Как бороться со своим эгоизмом?
Если вкратце, для борцов с эгоизмом есть два пути. Первый путь – встать на сторону разумного эгоизма и осознано контролировать свое поведение, чтобы оно не выглядело очень уж вызывающе эгоистичным.
Второй путь – развить в противовес эгоистическим наклонностям другие качества, такие как готовность помогать, сопереживать, радоваться успехам окружающих. Если речь идет о вашем собственном эгоизме, который начал вам мешать, попробуйте, как говорит психотерапевт Владимир Дашевский, «поставить эгоизм на паузу» и сделать что-то хорошее для других [В. Дашевский, 2020]. Плохо ведь не то, что вы хотите сделать что-то хорошее для себя. Плохо, когда вы не хотите делать что-то хорошее для других.
Вариантов тут превеликое множество: поработать волонтером в приюте для животных, подарить книги библиотеке, принять участие в благотворительном концерте, если вы музыкант, да просто предложить помощь по хозяйству одинокой пожилой соседке или покормить бездомных животных. Истоки нездоровых форм эгоизма могут лежать в таких глубинах подсознания, до которых вы никогда не доберетесь, даже вместе с психологом.
Эгоисту может подспудно казаться, что, выручив кого-то деньгами, он рискует стать нищим, а поделившись едой, не иначе, как начнет голодать сам. Поэтому просьбы о помощи такому человеку кажутся заведомо подозрительными и опасными. Простые действия – покормить бродячих животных, подарить книги – покажут вашему подсознанию, что отдавать вовсе не страшно. И это может стать первым шагом на пути избавления от болезненных форм эгоизма.
Если вы человек семейный, можете поинтересоваться, что именно в данный момент интересует вашу вторую половину и в какой помощи или содействии она нуждается более всего. Это принципиальный момент, который тяжелее всего дается вставшим на путь исправления эгоистам в силу их эгоистического склада ума.
Многие норовят действовать шаблонно: например, пригласить жену в ресторан или подарить комплект нижнего белья. Часто оказывается, что для жены лучшим подарком было бы два часа послеобеденного сна или полдня свободного времени для похода в салон красоты, если бы муж согласился пойти погулять с маленьким ребенком и сам покормил его полдником. Такой подход как раз и станет дверцей в тот самый разумный эгоизм, который будет на пользу и вам, и окружающим, и снова вам, потому что отдохнувшая и спокойная жена всегда лучше, чем нервная и уставшая.
И, как бы там ни было, не переживайте из-за того, что вы чуть эгоистичнее, чем допускают навязываемые обществом нормы. Люди, не умеющие любить себя и заботиться о себе, чаще страдают от неврозов и прочих сопутствующих заболеваний и чаще склоны считать, что чего-то недополучили от этой жизни. В вашем же случае вы всегда сможете сказать, что сделали для себя все, что могли.
В конце концов, как научиться любить себя – это ничуть не менее популярная тема тренингов и мастер-классов, нежели тема борьбы с эгоизмом. А статьи на эту тему советуют перестать постоянно интересоваться мнением окружающих о вашей персоне и быть самим собой [М. Лабковский, 2019]. Чем не повод для гордости, ведь вы все это уже умеете! Осталось лишь найти разумный баланс этих и других не менее полезных в жизни навыков.
Думается, с темой собственного эгоизма все более или менее понятно. А вот что делать, когда эгоистом оказался человек из вашего ближнего окружения, а вы пропустили этот момент и сейчас вынуждены терпеть от этого неудобства?
Как бороться с чужим эгоизмом?
Если речь идет о людях, не связанных с вами кровными узами, тут лучшей борьбой станет профилактика. Изучите техники защиты от манипуляций и просто не пускайте токсичных людей в свой ближний круг общения. Сложнее, когда речь идет о ребенке, для которого вы делаете все, что можете, а от него не можете дождаться даже помощи по хозяйству. Или о супруге, когда на этапе влюбленности вы не видели его или ее недостатков, а сейчас страдаете от невнимания.
Начнем с темы детского эгоизма и сразу напомним, что дети копируют модель поведения взрослых. Коль скоро вам кажется, что ребенок ведет себя эгоистично, высока вероятность, что именно такими односторонними ему видятся отношения между родителями. Помните милый анекдот, когда маленькая девочка говорит, что, когда вырастет, обязательно станет папой? В ответ на уточняющий вопрос, что, «Может, все-таки, мамой?» ребенок решительно заявляет, что нет, папой быть лучше: пришел домой, поел, поиграл в компьютер и пошел спать, а больше ничего делать не нужно.
Ребенок в силу возраста не обладает абстрактным мышлением и не сможет понять, что папа зарабатывает деньги и устает на работе, поэтому мама берет на себя хозяйственные хлопоты и заботится о папе. Ребенок видит только то, что видит, и родителям придется откорректировать видимую часть отношений. Если, конечно, они не хотят получить ребенка-эгоиста, который будет искренне полагать, что мама должна его обслуживать точь-в-точь, как папу.
Второй момент в воспитании уже подросшего ребенка – это внятное изложение того, чеего именно вы от него ждете. Дети не так чувствительны к беспорядку, как семейные женщины средних лет, поэтому истеричные вопросы в духе «Ты что, не видишь, что нужно убрать разбросанные игрушки?!» лучше оставить при себе. Вам достаточно четко и спокойно объяснить, что игрушки хотят спать и их нужно сложить в специально отведенное место.
При отсутствии отклика точно так же спокойно объяснить, каким будет наказание, и придерживаться своих обещаний. Лучше не практиковать материальные награды за выполнение бытовых обязанностей, потому что самообслуживание ребенка на бытовом уровне нужно самому ребенку, а не вам. Достаточно просто похвалить за выполненное поручение. В противном случае ребенку придется очень трудно, когда вы его отправите, например, в летний спортивный лагерь, где за не убранную за собой тарелку в столовой наказывают всю группу.
Есть и другие способы, как победить детский эгоизм:
- Воспитывайте в ребенке самостоятельность – не делайте за него то, что он может делать в своем возрасте сам (завязывать шнурки, пользоваться ложкой, выполнять школьные домашние задания).
- Если позволяет жилплощадь, заведите домашнего питомца – кота, собаку, попугайчика – и приобщайте ребенка к заботе о животных.
- Купите сказки и скачайте мультфильмы, где главные герои относятся уважительно друг к другу и окружающим. Либо смотрите мультики вместе с ребенком и комментируйте сомнительные моменты.
- Радуйтесь вместе с ребенком, когда он радуется успехам своих друзей или одноклассников. Воздержитесь в этот момент от упреков наподобие «Вот видишь, какой Петя умный, олимпиаду по математике выиграл, а ты дурак дураком». Подобные комментарии не ведут к повышению успеваемости, а лишь воспитывают из вашего ребенка злобное завистливое существо.
- Не выясняйте отношения в присутствии ребенка и запретите это делать остальным родственникам – жене, теще, свекрови, прочим. Если те не внемлют, лучше снять жилье и жить отдельно, т.к. издержки в воспитании детей обойдутся дороже, чем съемное жилье.
И, конечно, всецело приветствуйте инициативу ребенка, если вдруг он захочет вам помочь, например, на кухне [В. Грицук, 2020]. Со своими страхами на тему «а вдруг порежется» или «а вдруг что-то сломает» можно бороться путем обучения ребенку обращению с кухонной утварью и пояснением, что и как правильно делать.
Вторая анонсированная нами проблема – это проблема эгоизма одного из супругов, обычно мужчины, потому что женщины по умолчанию тянут на себе основной воз домашних забот. Причины, почему вдруг начал проявляться эгоизм в отношениях, могут быть разные. Возможно, это случилось не вдруг, просто раньше вы были влюблены и не замечали тревожных звоночков. Возможно, вы окружили его избыточной опекой, когда он уже перестал себя чувствовать мужчиной и защитником, в чьей помощи нуждается любимая женщина. Возможно, он и сам рад бы стать другим, но вырос в семье, где был единственным и поздним ребенком, которого избаловали донельзя.
Тут важно разобраться в причинах, потому что именно от этого будет зависеть стратегия ваших действий. Если человек просто не осведомлен, что значит заботиться о других, расскажите ему об этом в мягкой форме. Не начинайте издалека, что вы хотите поспать днем, и не злитесь, что он не догадался тут же уйти на прогулку с ребенком – просто попросите его погулять пару часов с вашим малышом, пока вы будете отдыхать. Не возмущайтесь, что муж до сих пор не починил заедающий замочек в платяном шкафу – быть может, он не так часто берет что-то из шкафа и не в курсе, что замочек заедает. Обязательно хвалите, если супруг сделал что-то хорошее и не ждите преждевременно, что он вдруг в одночасье научится предугадывать ваши желания.
Если эгоизм супруга идет в комплекте с другими признаками токсичных отношений, такие проблемные отношения потребуют комплексной работы над ними, что является темой для отдельной статьи. Для начала рекомендуем обучение на наших курсах «Психическая саморегуляция» и «Лучшие техники коммуникаций», потому что там вы изучите базовые приемы, как построить здоровые коммуникации. Многим этих знаний оказывается достаточно, чтобы перестать нервничать и наладить отношения, как в семье, так и на работе.
Мы желаем вам любить себя и других, и никогда не терять ощущения счастья независимо от того, что происходит в этом мире!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Совесть: почему она есть не у всех и что делать, если ее нет?
- Эгоизм: что это и как с ним жить?
- Модель спиральной динамики
- Работа с опозданиями
- Компенсаторные механизмы
- Самопревосхождение
- Уроки мудрости от Бенедикта Спинозы
- Десять способов стать командным игроком
- Как работает карма
- Какие уроки человеку может дать обезьяна
Ключевые слова:1Коммуникации, 1Психорегуляция
Ссылки
- Николай Нарицын .
Разумный эгоизм (разумный эгоизм как рекомендация профессионального психоаналитика и психотерапевта) - Андрей «Варракс» Борцов.
Разумный эгоизм (сатанизм и разумный эгоизм)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Разумный эгоизм» в других словарях:
Разумный эгоизм
— термин, введенный Чернышевским для обозначения развиваемых им этических принципов. В основе этики Чернышевского, во многом построенной под влиянием учения фр. материалистов XVIII в., а также Ш. Фурье и Л. Фейербаха, лежат установки, смысл к… … Русская Философия. Энциклопедия
РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ
— термин, введенный Чернышевским для обозначения развиваемых им этических принципов. В основе этики Чернышевского, во многом построенной под влиянием учения фр. материалистов XVIII в., а также Ш. Фурье и Л. Фейербаха, лежат установки, смысл к рых… … Русская философия: словарь
РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ
— этическая концепция, выдвинутая просветителями ХVII VIII в. в основе которой лежит принцип о том, что правильно понятый интерес должен совпадать с общественным. Хотя человек по природе эгоист и действует только из собственного интереса, из… … Тематический философский словарь
ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ этическое учение, предполагающее, что: а) все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе); б) разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые составляют правильно понятый … Философская энциклопедия
эгоизм
— а, м. égoïsme m. 1. Философия, утверждающая действительное существование только души. 70 е гг. 18 в. Бирж. 156. Омерзение к Егоисму, по коему все относится только к себе. Собеседник 1783 2 24. Ложная чувствительность относит все только к себе; по … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Эгоизм (от лат. ego «я») 1) психологический термин: Ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп.… … Википедия
Термины «эгоизм» и «эготизм» могут относиться к: Эгоизм поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде. Разумный эгоизм убеждение в том, что прежде всего нужно действовать в своих собственных интересах. Солипсизм (иногда… … Википедия
Эгоизм
— это в психологии ценностная ориентация, качество человека, благодаря которому он ставит собственные интересы превыше интересов других людей, группы, коллектива. Эгоист никогда не станет принимать участие в деле, которое для него не принесет выгоды, он не понимает жертвенную мораль служения ближнему. Поведение эгоистичного человека полностью определяется и руководится мотивами личной выгоды, без учета того, насколько его выгода может дорого обойтись другим.
Альтруизм и эгоизм противоположные понятия и из этого следует, что эгоист сориентирован на удовлетворение собственных потребностей, при этом полностью пренебрегает интересы других и использует их, как средство, благодаря которому достигаются корыстные личностные цели.
Эгоист влюблен в себя всей душой, иногда он запрещает другим себя любить, поскольку считает их недостойными своего внимания, поэтому такие люди почти всегда остаются одинокими. Эгоистичный тип поведения присущий людям, в которых и чересчур много самоуверенности. Когда у них появляется определенное желание чем-то обладать, то им должны это подать сейчас же и на блюдечке. Они полностью исключают тот факт, что у них этого не будет или что нужно для этого подождать какое-то время.
Немного истории
Разумный эгоизм начинает зарождаться еще в античный период, когда Аристотель отвел ему роль одной из составляющих проблемы дружбы.
Далее, в период французского Просвещения, Гельвеций рассматривает разумный эгоизм как невозможность сосуществования осмысленного баланса между эгоцентричной страстью человека и общественными благами.
Более подробное исследование данный вопрос получил у Фейербаха Л. По его мнению, добродетель человека опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения другого человека.
Глубокое изучение теория разумного эгоизма получила у Чернышевского. Оно опиралось на трактование эгоизма индивидуума как на выражение полезности человека в целом. Исходя из этого, если сталкиваются корпоративные, частные и общечеловеческие интересы, то главенствовать должны последние.